Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Образование. Наука. Культура / Утратившие силу акты / Образование /

Положение о среднем специальном, профессиональном образовании (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 12.05.1998 г. N 204)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 13.05.1998 г. N 204



ПОЛОЖЕНИЕ

о среднем специальном, профессиональном

образовании


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Среднее специальное, профессиональное образование, со сроком обучения три года, на базе общего среднего образования, является обязательным самостоятельным видом системы непрерывного образования и осуществляется в соответствии с законами Республики Узбекистан ”Об образовании” и ”О Национальной программе по подготовке кадров”.

Особенности деятельности военно-академических лицеев устанавливаются отдельным актом законодательства.

1.2. Среднее специальное, профессиональное образование обеспечивает углубленное изучение основ знаний и подготовку кадров для самостоятельной практической работы по выбранной профессии в качестве младшего специалиста.

Образовательными учреждениями среднего специального, профессионального образования являются академические лицеи и профессиональные колледжи, обеспечивающие необходимые организационные, учебно-методические, материально-технические и психолого-педагогические условия для реализации целей и задач  данного вида образования.


1.3. Академические лицеи и профессиональные колледжи являются юридическими лицами, создаются в порядке, установленном законодательством, действуют на основании Устава и настоящего Положения.

Особенности деятельности специализированных колледжей для лиц с ограниченными возможностями определяются Положением о специализированном профессиональном колледже для лиц с ограниченными возможностями, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

1.4. Устав образовательного учреждения среднего специального, профессионального образования разрабатывается в соответствии с Порядком разработки устава образовательного учреждения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 января 1998 года N 5, и настоящим Положением, утверждается уполномоченным государственным органом управления образованием и регистрируется в местных органах государственной власти.



2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО

СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ


2.1. Целью среднего специального, профессионального образования является углубленное профильное, дифференцированное обучение, обеспечение интеллектуального развития учащихся и приобретения ими специальностей по выбранным профессиям в соответствии с их способностями и наклонностями.


2.2. Задачи среднего специального, профессионального образования:

реализация общеобразовательных и профессиональных программ в рамках государственных образовательных стандартов;

углубление уровня знаний и профессиональной подготовленности учащихся, необходимых и достаточных для продолжения обучения на следующих ступенях образования и занятия трудовой деятельностью в соответствии с выбранной профессией;

удовлетворение потребностей экономики республики в квалифицированных кадрах младших специалистов.


2.3. Среднее специальное, профессиональное образование осуществляется в очной форме в академических лицеях и профессиональных колледжах.

Академический лицей - со сроком обучения три года, дает среднее специальное образование в соответствии с государственным образовательным стандартом, обеспечивает интенсивное интеллектуальное развитие, углубленное, профильное, дифференцированное обучение с учетом возможностей и интересов учащихся.

В академических лицеях учащиеся добровольно выбирают направление обучения (профиль углубленного освоения образовательных дисциплин и курсов: гуманитарное, естественнонаучное), обеспечивающее повышение уровня знаний и формирование специальных, профессиональных навыков с целью продолжения обучения в высшем образовательном учреждении или их реализации в трудовой деятельности.

Академические лицеи создаются, как правило, при высших образовательных учреждениях, взаимоотношения с которыми регулируются их уставами и другими нормативными документами.

Для реализации углубленного профильного, дифференцированного обучения соответствующие научно-исследовательские организации осуществляют патронат над академическим лицеем на основании соглашения с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.

Профессиональный колледж - со сроком обучения три года, дает среднее специальное, профессиональное образование в рамках государственного образовательного стандарта, обеспечивает углубленное развитие профессиональных наклонностей, умений и навыков учащихся, обретение одной или нескольких специальностей по выбранной профессии.

Направления профессионального обучения в профессиональных колледжах определяются в соответствии с утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбекистан Классификатором направлений и специальностей среднего специального, профессионального образования, исходя из потребностей экономического и социального развития территорий республики, а также рынка труда в кадрах младших специалистов.

Для профессиональных колледжей местными органами исполнительной власти определяются попечители из числа стабильно работающих предприятий и организаций, а также осуществляется патронат над ними со стороны профильных высших образовательных учреждений.

Реализация образовательных и профессиональных программ в профессиональном колледже может осуществляться на основе дуальной системы обучения, когда учебно-образовательный процесс и профессиональная подготовка проводятся, соответственно, в колледже и на предприятии.


2.4. Социальные гарантии, поддержка и льготы обучающихся и работников образовательных учреждений среднего специального, профессионального образования устанавливаются законодательством и соответствующими нормативными актами, а также Уставом образовательного учреждения.


2.5. Образовательные учреждения среднего специального, профессионального образования создаются с учетом демографических и географических условий территорий, местных потребностей в специалистах соответствующего профиля, исходя из условий максимального охвата обучающихся без отрыва от семьи.



3. ПРИЕМ УЧАЩИХСЯ В АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЛИЦЕИ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОЛЛЕДЖИ. ОРГАНИЗАЦИЯ 

И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


3.1. Прием учащихся в средние специальные, профессиональные образовательные учреждения осуществляется на базе общего среднего образования, по результатам итоговой государственной аттестации и рейтинговых показателей, полученных выпускниками 9-х классов школ при завершении общего среднего образования, с учетом их добровольного выбора направления обучения в академическом лицее и профессиональном колледже.

При приеме учитываются рекомендации районных (городских) отделов методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования, выдаваемые выпускнику с учетом его способностей, профессиональных наклонностей и интересов.

3.2. Реализация общеобразовательных и профессиональных программ в академических лицеях и профессиональных колледжах осуществляется на трех курсах. Учащиеся объединяются в группы по курсам обучения, а по направлению обучения - в отделения.

Учебный год в среднем специальном, профессиональном образовательном учреждении делится на 2 семестра. Для обучающихся устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 10 и не более 12 недель.


3.3. Среднее специальное, профессиональное образование реализуется в очной форме. Продолжительность занятий, наполняемость групп, учебная нагрузка учащихся и другие вопросы рационализации учебно-воспитательного процесса определяются в соответствии с государственным стандартом среднего специального, профессионального образования.


3.4. Программы среднего специального, профессионального образования включают следующие разделы, устанавливаемые государственным образовательным стандартом:

общеобразовательные программы - для академических лицеев и профессиональных колледжей;

углубленные, профильные образовательные и специализированные программы по дисциплинам и направлениям обучения - для академических лицеев;

общетехнические профессиональные и специальные программы по направлениям обучения - для профессиональных колледжей;


3.5. Учебные программы среднего специального, профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями разрабатываются Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования совместно с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.

3.6. Для обеспечения соответствия качества и уровня обучения государственному образовательному стандарту предусматривается проведение следующих контрольных процедур:

текущий контроль - проверка знаний, умений и навыков в виде опросов, коллоквиумов, семинаров, контрольных работ и тестов;

промежуточный контроль - осуществляется по окончании семестра и при завершении соответствующего раздела учебной программы. На его основе определяется рейтинг обучающегося. Для оценки знаний, умений и навыков промежуточный контроль проводится в форме экзаменов, тестов, зачетов, курсовых и квалификационных работ;

- итоговый контроль - осуществляется по завершению обучения в академическом лицее, профессиональном колледже в форме государственной аттестации: экзаменов, тестов, квалификационных работ, защиты дипломных проектов.


3.7. По завершению обучения на каждом курсе, по результатам рейтингового контроля и аттестации, принимается решение о переводе обучающихся на следующий курс. Перевод обучающихся с курса на курс производится приказом директора академического лицея или профессионального колледжа. Условные переводы не допускаются.

Перевод из одного типа среднего специального, профессионального образовательного учреждения в другой осуществляется на основе нормативных документов, утвержденных Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.


3.8. Молодежи, самостоятельно освоившей общеобразовательный и специальный разделы программы среднего специального, профессионального образования (кроме профессиональных программ), может быть предоставлено право итоговой аттестации в порядке экстерната в соответствии с Положением, утвержденным Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.


3.9. Подготовка кадров в образовательных учреждениях среднего специального, профессионального образования осуществляется на основе взаимодействия образования с наукой и производством путем:

- формирования и реализации целевых инновационных проектов по созданию и освоению передовых педагогических технологий, организации филиалов научно-исследовательских учреждений, учебно-научно-производственных комплексов и центров;

- внедрения в учебно-воспитательный процесс результатов научных исследований через создание экспериментальных площадок для освоения новых информационных и педагогических технологий;

- развития дуальной системы подготовки и воспитания квалифицированных кадров на основе соединения обучения с производительным трудом на предприятиях, создания совместных производств в профессиональных колледжах, обеспечения обучающихся рабочими местами для прохождения производственной практики;

- участия предприятий и их объединений в финансировании целевой подготовки как отдельных специалистов и групп, так и учебных заведений различных типов и уровней в качестве учредителя, попечителя, спонсора;

- оснащения учебных заведений современным оборудованием, аппаратурой и инструментом, предоставления обучающимся в академических лицеях учебно-материальной базы высшего образовательного учреждения и научно-исследовательской организации, обучающимся в профессиональных колледжах - соответствующего попечителя и высшего образовательного учреждения;

- создания условий для активного включения обучающихся в трудовую деятельность и производственный процесс с выпуском товарной продукции;

- осуществления подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области передовых технологий непосредственно на производстве.


3.10. Выпускникам средних специальных, профессиональных образовательных учреждений выдается диплом государственного образца о среднем специальном, профессиональном образовании с указанием:

- для академических лицеев - профильного обучения по дисциплинам;

- для профессиональных колледжей - присвоения в соответствии с Классификатором квалификации по специальности (специальностям).

К дипломам прилагается вкладыш с указанием освоенных общеобразовательных и специальных (профессиональных) дисциплин (курсов), объема часов и оценок (рейтинга) по ним, а также общий рейтинг выпускника и результаты итоговой государственной аттестации.

Диплом об окончании академического лицея дает право для поступления в высшее образовательное учреждение и реализации полученных знаний в трудовой деятельности.

Диплом об окончании профессионального колледжа дает право для осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной специальностью и поступления в высшее образовательное учреждение.



4. ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ

КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ


4.1. Право на занятие педагогической деятельностью в академических лицеях и профессиональных колледжах имеют лица с соответствующим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие высокими нравственными качествами. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда.


4.2. Прием на работу в академические лицеи и профессиональные колледжи профессорско-преподавательского и инженерно-педагогического состава производится по результатам аттестации, в порядке, установленном уполномоченным государственным органом управления образованием.


4.3. Учебно-педагогическая нагрузка профессорско-преподавательского и инженерно-педагогического состава академических лицеев и профессиональных колледжей устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


4.4. Порядок замещения преподавателей (по учебным дисциплинам и часам) академических лицеев и профессиональных колледжей устанавливается нормативными документами Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.


4.5. В процессе работы уполномоченными органами осуществляется периодическая аттестация профессорско-преподавательского и инженерно-педагогического состава академических лицеев и профессиональных колледжей.


4.6. Администрация академического лицея и профессионального колледжа осуществляет целенаправленную работу по повышению престижа и социального статуса преподавателей и инженерно-педагогических кадров, их ответственности и профессионализма.



5. УПРАВЛЕНИЕ СРЕДНИМ СПЕЦИАЛЬНЫМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ


5.1. Организационное, учебно-методическое и научное руководство академическими лицеями и профессиональными колледжами, разработка и внедрение государственного образовательного стандарта, унификация учебных образовательных и профессиональных программ, обеспечение педагогическими кадрами, их подготовка и переподготовка осуществляется Министерством высшего и среднего специального образования (Центром среднего специального, профессионального образования), его территориальными управлениями совместно с отраслевыми министерствами, ведомствами и предприятиями.

Профессиональные колледжи отраслевых министерств, ведомств, корпораций, концернов, ассоциаций и предприятий находятся в двойном подчинении. Отраслевые министерства, ведомства, корпорации, концерны, ассоциации и предприятия осуществляют их материальное и финансовое обеспечение, профессиональное обучение и формирование практических навыков у учащихся, определяют потребность в специалистах, решают вопросы трудоустройства выпускников.

Профессиональные колледжи Министерства по делам культуры, Академии художеств, Министерства здравоохранения находятся в их ведении.


5.2. Среднее специальное, профессиональное образовательное учреждение возглавляет директор. Директор государственного образовательного учреждения назначается и освобождается от должности вышестоящим уполномоченным органом по управлению образованием, в необходимых случаях - по согласованию с соответствующим министерством и ведомством, в аккредитованных негосударственных образовательных учреждениях - в соответствии с учредительными документами. Директор несет персональную ответственность за результаты деятельности образовательного учреждения.


5.3. Должностные права и обязанности работников среднего специального, профессионального образования, компетенция и функции руководителей устанавливаются законодательством, соответствующими нормативными актами, Уставом среднего специального, профессионального образовательного учреждения.


5.4. В академических лицеях и профессиональных колледжах создаются педагогические советы, являющиеся коллегиальным органом при директоре образовательного учреждения, способствующим организации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Функции педагогического совета определяются уставом образовательного учреждения.


5.5. В образовательных учреждениях могут формироваться органы общественного управления (попечительские советы) и самоуправления, включающие попечителей, представителей местных органов исполнительной власти, министерств, ведомств, корпораций, ассоциаций и предприятий, общественных организаций и фондов, действующие на основе законодательства и Устава.


5.6. Аттестация и аккредитация академических лицеев и профессиональных колледжей, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, осуществляются Управлением по контролю качества подготовки кадров и аттестации педагогических работников и образовательных учреждений при Государственном центре тестирования. Среднее специальное, профессиональное образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.



6. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО,

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


6.1. Финансирование деятельности среднего специального, профессионального образовательного учреждения осуществляется в соответствии с действующим законодательством за счет:

ассигнований из бюджета;

средств министерств, ведомств, корпораций, ассоциаций и предприятий, на балансе которых находятся учебные заведения;

доходов, полученных от реализации образовательных услуг, научно-педагогической, производственной и других видов деятельности, соответствующих уставным задачам образовательного учреждения;

добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц;

иных источников, не запрещенных законодательством.


6.2. Финансовые средства образовательного учреждения находятся в его распоряжении и используются в соответствии с законодательством и уставными задачами образовательного учреждения.


6.3. Материальные средства, здания, сооружения и оборудование государственного образовательного учреждения находятся в его хозяйственном ведении и используются для решения уставных задач.

Оснащенность мастерских, лабораторий и других объектов образовательного учреждения среднего специального, профессионального образования определяется типовыми нормативами.


6.4. Образовательное учреждение в установленном порядке осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность.

Контроль за соблюдением хозяйственной и финансовой дисциплины в образовательном учреждении осуществляется уполномоченным государственным органом.



7. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Средние специальные, профессиональные образовательные учреждения имеют право осуществлять международное сотрудничество на основе соответствующих межгосударственных и межправительственных соглашений Республики Узбекистан, а также межведомственных соглашений в сфере образования, заключать с зарубежными партнерами соглашения по вопросам, входящим в их компетенцию в соответствии с законодательством и своим Уставом.

Образовательные учреждения могут осуществлять подготовку специалистов для зарубежных стран в установленном порядке.



































Время: 0.0044
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск