язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Утратившие силу акты/ Образование/ Положение об общем образовании в Республике Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 13.05.1998 г. N 203)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 13.05.1998 г. N 203



ПОЛОЖЕНИЕ

об общем среднем образовании

в Республике Узбекистан


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Общее среднее образование организуется в соответствии с законами Республики Узбекистан "Об образовании" и "О Национальной программе по подготовке кадров".


1.2. Общее среднее образование со сроком обучения 9 лет (I-IX классы школы) является обязательным. Оно включает в себя начальное образование (I-IV классы) и является самостоятельным видом системы непрерывного образования.


1.3. В образовательных учреждениях общего среднего образования создаются необходимые организационные, психолого-педагогические, методические, материально-технические и санитарно-бытовые условия для реализации целей и задач данного вида образования в соответствии с Национальной программой по подготовке кадров.


1.4. Образовательное учреждение общего среднего образования (школа) является юридическим лицом и создается в порядке, установленном законодательством.


1.5. Устав образовательного учреждения общего среднего образования разрабатывается в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 января 1998 года N 5, настоящим Положением, утверждается уполномоченным государственным органом по управлению общим средним образованием и регистрируется в местном органе исполнительной власти.



2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ


2.1. Целью общего среднего образования является обучение и воспитание учащихся в соответствии с государственным образовательным стандартом и реализация прав личности на получение образования.

Общее среднее образование закладывает необходимый объем знаний, развивает у учащихся навыки организаторских способностей и практического опыта, способствует первоначальной профессиональной ориентации и выбору следующей ступени образования.


2.2. Задачи общего среднего образования:

обеспечение получения учащимися систематических знаний, развитие у них потребности в овладении ими, формирование базовых учебных, научных и общекультурных знаний;

выработка трудовых навыков, творческого самостоятельного мышления, осознанного отношения к выбору профессии и окружающему миру;

воспитание у школьников высоких духовно-нравственных качеств на основе органического соединения национальных и общечеловеческих ценностей, формирование гражданина, преданного своей Родине и народу;

обеспечение непрерывности и преемственности образования, органической взаимосвязи учебных программ школы с программами обучения в академических лицеях и профессиональных колледжах.



3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ


3.1. Общее среднее образование состоит из следующих ступеней:

начальное образование (I-IV классы), общее среднее образование (I-IX классы).

Начальное образование призвано обеспечить овладение чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами творческого мышления, навыками самоконтроля, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Дифференциация учебно-воспитательной деятельности в начальной школе в зависимости от способностей детей достигается за счет: вариативности содержания методов процесса обучения в рамках государственного образовательного стандарта; адаптации учебных заданий к индивидуальным возможностям детей; организации классов и групп выравнивания.

Содержание учебных предметов начальной школы является гибким по отношению к разным типам школ и условиям обучения.

Общее среднее образование обеспечивает получение систематических знаний, формирование широкого кругозора и творческого самостоятельного мышления, становление личности учащегося, развитие его интересов и способностей к социальному самоопределению.


3.2. Содержание общего среднего образования включает в себя обязательный и дополнительный компоненты.

Обязательный компонент определяется государственным образовательным стандартом и устанавливает необходимый уровень подготовки учащихся, достаточный для более глубокого изучения основ знаний и приобретения профессии в учреждениях среднего специального профессионального образования.

Дополнительный компонент определяется, исходя из потребностей и способностей учащегося, материально-технической и кадровой обеспеченности школы. Объем дополнительных учебных нагрузок устанавливается в соответствии с нормативами Министерства народного образования Республики Узбекистан, согласованными с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.


3.3. Перечень учебных предметов и общеобразовательных программ определяется государственным образовательным стандартом общего среднего образования.

Учебно-воспитательная работа школы осуществляется на основе базисного учебного плана и образовательных программ общего среднего образования, утвержденных Министерством народного образования Республики Узбекистан. Они предусматривают:

получение и освоение современных знаний по предметам обучения в пределах государственного образовательного стандарта;

разработку и внедрение интегрированных учебных курсов;

усиление роли и значения изучения государственного и иностранных языков, предметов гуманитарно-общественного и эстетического циклов;

совершенствование экономического, правового, экологического, санитарно-гигиенического образования учащихся;

создание и использование новых информационных и педагогических технологий;

профессиональную ориентацию и допрофессиональную подготовку учащихся.



4. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


4.1. Поступление детей в общеобразовательную школу осуществляется с 6-7 лет по рекомендациям медико-психолого-педагогической комиссии. В школах ежегодно с привлечением специалистов обеспечивается диспансерное обследование учащихся.

Обучение детей и подростков с отклонениями в физическом и психическом развитии осуществляется в специальных (вспомогательных) школах, а также в школах санитарно-интернатного типа.


4.2. Общее среднее образование реализуется в очной форме. Продолжительность урока, учебной четверти и учебного года, расписание уроков по дням и неделям, учебная нагрузка школьников в классах и их наполняемость и другие вопросы рационализации учебно-воспитательного процесса определяются в соответствии с государственным стандартом общего среднего образования.


4.3. В школах проводится целенаправленная работа по поиску, отбору, обучению одаренных детей. Для них разрабатываются специальные (в том числе авторские) учебные программы и предоставляется дополнительная научно-методическая литература. Одаренные и талантливые дети могут иметь индивидуальный график освоения образовательных программ.

Для развития способностей и талантов детей могут создаваться специализированные классы и школы по направлениям углубленного изучения дисциплин.


4.4. Для обеспечения контроля качества знаний учащихся и соответствия результатов обучения государственному образовательному стандарту предусматривается проведение следующих контрольных процедур:

текущий контроль - систематический контроль знаний, умений и навыков учащихся в виде опросов, коллоквиумов, семинаров, контрольных работ, тестов;

промежуточный контроль - осуществляется по окончании четверти и при завершении соответствующего раздела учебной программы для оценки знаний, умений и навыков учащихся. Он проводится в форме экзаменов, тестов, зачетов и квалифицированных работ;

этапный контроль - осуществляется по окончании учебного года в форме экзаменов, тестовых испытаний, зачетов. На его основе определяется рейтинг и принимается решение о переводе учащегося в следующий класс;

итоговый контроль - проводится по завершению обучения в форме государственной аттестации.


4.5. Учащимся, самостоятельно освоившим общеобразовательные программы в пределах государственного образовательного стандарта, предоставляется право быть аттестованным в порядке экстерната, на основании положения об экстернате, утвержденного Министерством народного образования Республики Узбекистан.

4.6. Учащиеся могут быть освобождены от итоговой аттестации на основании заключения медицинской комиссии и педагогического совета школы. Перечень заболеваний, дающих право на освобождение от аттестации, устанавливается министерствами народного образования и здравоохранения.

Исключения из установленного порядка итоговой государственной аттестации определяются Министерством народного образования Республики Узбекистан.

Перевод учащихся из класса в класс и из одного образовательного учреждения в другое производится в соответствии с порядком, установленным Министерством народного образования Республики Узбекистан.

4.7. Выпускникам школы вручается аттестат государственного образца с указанием результатов итоговой тестовой аттестации, рейтинга учащегося, перечня образовательных дисциплин, количества часов и оценок по ним, а достигшим особых успехов - аттестат с отличием.

Аттестат с отличием вручается выпускникам, имевшим в период обучения в 5-9 классах только отличные показатели успеваемости (рейтинга).


4.8. Общеобразовательные учреждения работают в тесном контакте с учреждениями науки, среднего специального, профессионального, высшего образования и производством.

Их взаимодействие обеспечивается путем привлечения ученых, представителей производства, деятелей культуры для ведения образовательного процесса, работы по профессиональной ориентации, организации лекториев, конкурсов, семинаров, экскурсий и другими формами.


4.9. Осуществляется тесное взаимодействие школ с родителями, семьей, махаллинскими комитетами, подразделениями центра "Маънавият ва маърифат", общественными организациями и фондами по духовно-нравственному воспитанию школьников, формированию гражданина, преданного своей Родине и народу.



5. ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ

КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ


5.1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с соответствующим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие высокими нравственными качествами. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда.

Уполномоченными органами обеспечивается подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров, поддержание их профессиональных качеств на конкурентоспособном уровне.

Педагогический состав объединяется по направлениям преподавания (естественно-математических, гуманитарных, общественных и других дисциплин) в методические секции.


5.2. Учебно-педагогическая нагрузка учителей образовательных учреждений общего среднего образования устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


5.3. Порядок замещения учителей (по учебным дисциплинам и часам), регламентация внеклассной деятельности работников образовательных учреждений общего среднего образования устанавливается соответствующими нормативными документами Министерства народного образования Республики Узбекистан.


5.4. Администрация школы осуществляет целенаправленную работу по повышению престижа и социального статуса учителей, наставников, их ответственности и профессионализма. Обеспечивает условия для внедрения прогрессивных педагогических и информационных технологий, новых учебных (в том числе и авторских) программ, учебников, дидактических материалов.

Отношения педагогов и учащихся строятся на основе педагогики сотрудничества, демократичности, взаимного уважения, признания самоценности личности.


5.5. Районный (городской) отдел методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования оказывает учащимся школ и родителям психолого-педагогическую консультацию, способствует формированию у них осознанного выбора своего дальнейшего образовательного и профессионального пути.

Районный (городской) отдел методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования совместно с педагогическим советом школы по итогам аттестации выдает выпускникам 9-х классов мотивированные рекомендации о продолжении обучения в академическом лицее или профессиональном колледже.


6. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩИМ СРЕДНИМ

ОБРАЗОВАНИЕМ


6.1. Уполномоченными органами управления общим средним образованием являются Министерство народного образования Республики Узбекистан, Министерство народного образования Республики Каракалпакстан, областные управления, городские и районные отделы методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования.

Министерство народного образования Республики Каракалпакстан, областные управления, городские и районные отделы методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования имеют двойное подчинение - Министерству народного образования Республики Узбекистан и, соответственно, Совету министров Республики Каракалпакстан, областным, городским, районным хокимиятам.

6.2. Непосредственное руководство школой осуществляет директор, назначаемый вышестоящим органом управления образованием, а в негосударственных образовательных учреждениях - учредителем.

Должностные права и обязанности участников общего среднего образования, компетенция и функции управления им устанавливаются законодательством, соответствующими нормативными актами Республики Узбекистан, Уставом образовательного учреждения.


6.3. В образовательных учреждениях общего среднего образования могут формироваться органы общественного управления (попечительские советы), включающие попечителей, представителей местных органов исполнительной власти, деловых кругов, общественных организаций, фондов и спонсоров, действующие в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и Уставом  школы.


6.4. В школе создается педагогический совет, который является коллегиальным органом, объединяющим педагогических работников, родителей, попечителей, спонсоров и способствующим организации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Функции педагогического совета определяются Уставом школы.


6.5. Аттестация и аккредитация образовательных учреждений общего среднего образования, независимо от форм собственности и подчиненности, проводится Управлением по контролю качества подготовки кадров и аттестации педагогических работников и образовательных учреждений при Государственном центре тестирования.


6.6. Негосударственное образовательное учреждение общего среднего образования приобретает права на образовательную деятельности с момента его государственной аккредитации.


6.7. Образовательное учреждение общего среднего образования может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.



7. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


7.1. Финансирование деятельности образовательного учреждения общего среднего образования осуществляется в установленном порядке за счет:

ассигнований из бюджета;

средств, получаемых от выполнения договоров, иных услуг, не запрещенных законодательством Узбекистана и Уставом школы, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.


7.2. Материально-техническое и кадровое обеспечение образовательных учреждений общего среднего образования осуществляется на основании потребности в соответствии с установленными нормативами.



8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Органы управления общим средним образованием и их образовательные учреждения осуществляют международное сотрудничество на основе межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений и договоров в области обмена педагогической информацией и опытом, стажировки и повышения квалификации педагогических работников, получения грантов прогрессивных международных фондов и организаций.