Внимание! Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.
Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Утратившие силу акты/ Образование/ Положение об общем образовании в Республике Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 13.05.1998 г. N 203)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 13.05.1998 г. N 203
ПОЛОЖЕНИЕ
об общем среднем образовании
в Республике Узбекистан
1.1. Общее среднее образование организуется в соответствии с законами Республики Узбекистан "Об образовании" и "О Национальной программе по подготовке кадров".
1.2. Общее среднее образование со сроком обучения 9 лет (I-IX классы школы) является обязательным. Оно включает в себя начальное образование (I-IV классы) и является самостоятельным видом системы непрерывного образования.
1.3. В образовательных учреждениях общего среднего образования создаются необходимые организационные, психолого-педагогические, методические, материально-технические и санитарно-бытовые условия для реализации целей и задач данного вида образования в соответствии с Национальной программой по подготовке кадров.
1.4. Образовательное учреждение общего среднего образования (школа) является юридическим лицом и создается в порядке, установленном законодательством.
1.5. Устав образовательного учреждения общего среднего образования разрабатывается в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 января 1998 года N 5, настоящим Положением, утверждается уполномоченным государственным органом по управлению общим средним образованием и регистрируется в местном органе исполнительной власти.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Целью общего среднего образования является обучение и воспитание учащихся в соответствии с государственным образовательным стандартом и реализация прав личности на получение образования.
Общее среднее образование закладывает необходимый объем знаний, развивает у учащихся навыки организаторских способностей и практического опыта, способствует первоначальной профессиональной ориентации и выбору следующей ступени образования.
2.2. Задачи общего среднего образования:
обеспечение получения учащимися систематических знаний, развитие у них потребности в овладении ими, формирование базовых учебных, научных и общекультурных знаний;
выработка трудовых навыков, творческого самостоятельного мышления, осознанного отношения к выбору профессии и окружающему миру;
воспитание у школьников высоких духовно-нравственных качеств на основе органического соединения национальных и общечеловеческих ценностей, формирование гражданина, преданного своей Родине и народу;
обеспечение непрерывности и преемственности образования, органической взаимосвязи учебных программ школы с программами обучения в академических лицеях и профессиональных колледжах.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Общее среднее образование состоит из следующих ступеней:
начальное образование (I-IV классы), общее среднее образование (I-IX классы).
Начальное образование призвано обеспечить овладение чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами творческого мышления, навыками самоконтроля, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Дифференциация учебно-воспитательной деятельности в начальной школе в зависимости от способностей детей достигается за счет: вариативности содержания методов процесса обучения в рамках государственного образовательного стандарта; адаптации учебных заданий к индивидуальным возможностям детей; организации классов и групп выравнивания.
Содержание учебных предметов начальной школы является гибким по отношению к разным типам школ и условиям обучения.
Общее среднее образование обеспечивает получение систематических знаний, формирование широкого кругозора и творческого самостоятельного мышления, становление личности учащегося, развитие его интересов и способностей к социальному самоопределению.
3.2. Содержание общего среднего образования включает в себя обязательный и дополнительный компоненты.
Обязательный компонент определяется государственным образовательным стандартом и устанавливает необходимый уровень подготовки учащихся, достаточный для более глубокого изучения основ знаний и приобретения профессии в учреждениях среднего специального профессионального образования.
Дополнительный компонент определяется, исходя из потребностей и способностей учащегося, материально-технической и кадровой обеспеченности школы. Объем дополнительных учебных нагрузок устанавливается в соответствии с нормативами Министерства народного образования Республики Узбекистан, согласованными с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
3.3. Перечень учебных предметов и общеобразовательных программ определяется государственным образовательным стандартом общего среднего образования.
Учебно-воспитательная работа школы осуществляется на основе базисного учебного плана и образовательных программ общего среднего образования, утвержденных Министерством народного образования Республики Узбекистан. Они предусматривают:
получение и освоение современных знаний по предметам обучения в пределах государственного образовательного стандарта;
разработку и внедрение интегрированных учебных курсов;
усиление роли и значения изучения государственного и иностранных языков, предметов гуманитарно-общественного и эстетического циклов;
совершенствование экономического, правового, экологического, санитарно-гигиенического образования учащихся;
создание и использование новых информационных и педагогических технологий;
профессиональную ориентацию и допрофессиональную подготовку учащихся.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.1. Поступление детей в общеобразовательную школу осуществляется с 6-7 лет по рекомендациям медико-психолого-педагогической комиссии. В школах ежегодно с привлечением специалистов обеспечивается диспансерное обследование учащихся.
Обучение детей и подростков с отклонениями в физическом и психическом развитии осуществляется в специальных (вспомогательных) школах, а также в школах санитарно-интернатного типа.
4.2. Общее среднее образование реализуется в очной форме. Продолжительность урока, учебной четверти и учебного года, расписание уроков по дням и неделям, учебная нагрузка школьников в классах и их наполняемость и другие вопросы рационализации учебно-воспитательного процесса определяются в соответствии с государственным стандартом общего среднего образования.
4.3. В школах проводится целенаправленная работа по поиску, отбору, обучению одаренных детей. Для них разрабатываются специальные (в том числе авторские) учебные программы и предоставляется дополнительная научно-методическая литература. Одаренные и талантливые дети могут иметь индивидуальный график освоения образовательных программ.
Для развития способностей и талантов детей могут создаваться специализированные классы и школы по направлениям углубленного изучения дисциплин.
4.4. Для обеспечения контроля качества знаний учащихся и соответствия результатов обучения государственному образовательному стандарту предусматривается проведение следующих контрольных процедур:
текущий контроль - систематический контроль знаний, умений и навыков учащихся в виде опросов, коллоквиумов, семинаров, контрольных работ, тестов;
промежуточный контроль - осуществляется по окончании четверти и при завершении соответствующего раздела учебной программы для оценки знаний, умений и навыков учащихся. Он проводится в форме экзаменов, тестов, зачетов и квалифицированных работ;
этапный контроль - осуществляется по окончании учебного года в форме экзаменов, тестовых испытаний, зачетов. На его основе определяется рейтинг и принимается решение о переводе учащегося в следующий класс;
итоговый контроль - проводится по завершению обучения в форме государственной аттестации.
4.5. Учащимся, самостоятельно освоившим общеобразовательные программы в пределах государственного образовательного стандарта, предоставляется право быть аттестованным в порядке экстерната, на основании положения об экстернате, утвержденного Министерством народного образования Республики Узбекистан.
4.6. Учащиеся могут быть освобождены от итоговой аттестации на основании заключения медицинской комиссии и педагогического совета школы. Перечень заболеваний, дающих право на освобождение от аттестации, устанавливается министерствами народного образования и здравоохранения.
Исключения из установленного порядка итоговой государственной аттестации определяются Министерством народного образования Республики Узбекистан.
Перевод учащихся из класса в класс и из одного образовательного учреждения в другое производится в соответствии с порядком, установленным Министерством народного образования Республики Узбекистан.
4.7. Выпускникам школы вручается аттестат государственного образца с указанием результатов итоговой тестовой аттестации, рейтинга учащегося, перечня образовательных дисциплин, количества часов и оценок по ним, а достигшим особых успехов - аттестат с отличием.
Аттестат с отличием вручается выпускникам, имевшим в период обучения в 5-9 классах только отличные показатели успеваемости (рейтинга).
4.8. Общеобразовательные учреждения работают в тесном контакте с учреждениями науки, среднего специального, профессионального, высшего образования и производством.
Их взаимодействие обеспечивается путем привлечения ученых, представителей производства, деятелей культуры для ведения образовательного процесса, работы по профессиональной ориентации, организации лекториев, конкурсов, семинаров, экскурсий и другими формами.
4.9. Осуществляется тесное взаимодействие школ с родителями, семьей, махаллинскими комитетами, подразделениями центра "Маънавият ва маърифат", общественными организациями и фондами по духовно-нравственному воспитанию школьников, формированию гражданина, преданного своей Родине и народу.
5. ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
5.1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с соответствующим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие высокими нравственными качествами. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда.
Уполномоченными органами обеспечивается подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров, поддержание их профессиональных качеств на конкурентоспособном уровне.
Педагогический состав объединяется по направлениям преподавания (естественно-математических, гуманитарных, общественных и других дисциплин) в методические секции.
5.2. Учебно-педагогическая нагрузка учителей образовательных учреждений общего среднего образования устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
5.3. Порядок замещения учителей (по учебным дисциплинам и часам), регламентация внеклассной деятельности работников образовательных учреждений общего среднего образования устанавливается соответствующими нормативными документами Министерства народного образования Республики Узбекистан.
5.4. Администрация школы осуществляет целенаправленную работу по повышению престижа и социального статуса учителей, наставников, их ответственности и профессионализма. Обеспечивает условия для внедрения прогрессивных педагогических и информационных технологий, новых учебных (в том числе и авторских) программ, учебников, дидактических материалов.
Отношения педагогов и учащихся строятся на основе педагогики сотрудничества, демократичности, взаимного уважения, признания самоценности личности.
5.5. Районный (городской) отдел методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования оказывает учащимся школ и родителям психолого-педагогическую консультацию, способствует формированию у них осознанного выбора своего дальнейшего образовательного и профессионального пути.
Районный (городской) отдел методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования совместно с педагогическим советом школы по итогам аттестации выдает выпускникам 9-х классов мотивированные рекомендации о продолжении обучения в академическом лицее или профессиональном колледже.
ОБРАЗОВАНИЕМ
6.1. Уполномоченными органами управления общим средним образованием являются Министерство народного образования Республики Узбекистан, Министерство народного образования Республики Каракалпакстан, областные управления, городские и районные отделы методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования.
Министерство народного образования Республики Каракалпакстан, областные управления, городские и районные отделы методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования имеют двойное подчинение - Министерству народного образования Республики Узбекистан и, соответственно, Совету министров Республики Каракалпакстан, областным, городским, районным хокимиятам.
6.2. Непосредственное руководство школой осуществляет директор, назначаемый вышестоящим органом управления образованием, а в негосударственных образовательных учреждениях - учредителем.
Должностные права и обязанности участников общего среднего образования, компетенция и функции управления им устанавливаются законодательством, соответствующими нормативными актами Республики Узбекистан, Уставом образовательного учреждения.
6.3. В образовательных учреждениях общего среднего образования могут формироваться органы общественного управления (попечительские советы), включающие попечителей, представителей местных органов исполнительной власти, деловых кругов, общественных организаций, фондов и спонсоров, действующие в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и Уставом школы.
6.4. В школе создается педагогический совет, который является коллегиальным органом, объединяющим педагогических работников, родителей, попечителей, спонсоров и способствующим организации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Функции педагогического совета определяются Уставом школы.
6.5. Аттестация и аккредитация образовательных учреждений общего среднего образования, независимо от форм собственности и подчиненности, проводится Управлением по контролю качества подготовки кадров и аттестации педагогических работников и образовательных учреждений при Государственном центре тестирования.
6.6. Негосударственное образовательное учреждение общего среднего образования приобретает права на образовательную деятельности с момента его государственной аккредитации.
6.7. Образовательное учреждение общего среднего образования может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.
7. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
7.1. Финансирование деятельности образовательного учреждения общего среднего образования осуществляется в установленном порядке за счет:
ассигнований из бюджета;
средств, получаемых от выполнения договоров, иных услуг, не запрещенных законодательством Узбекистана и Уставом школы, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.
7.2. Материально-техническое и кадровое обеспечение образовательных учреждений общего среднего образования осуществляется на основании потребности в соответствии с установленными нормативами.
8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Органы управления общим средним образованием и их образовательные учреждения осуществляют международное сотрудничество на основе межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений и договоров в области обмена педагогической информацией и опытом, стажировки и повышения квалификации педагогических работников, получения грантов прогрессивных международных фондов и организаций.