Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Образование/ Среднее образование/ Положение о специализированных классах государственных общеобразовательных учреждений, государственных специализированных общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов (Приложение к Постановлению КМ РУз от 07.08.2008 г. N 173)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Постановлению КМ РУз
от 07.08.2008 г. N 173
ПОЛОЖЕНИЕ
о специализированных классах государственных
общеобразовательных учреждений, государственных
специализированных общеобразовательных
учреждениях с углубленным изучением
отдельных предметов
1. Настоящее Положение в соответствии с законами Республики Узбекистан "Об образовании", "О Национальной программе по подготовке кадров" регулирует деятельность специализированных классов государственных общеобразовательных учреждений (далее - специализированный класс), государственных специализированных школ и школ-интернатов с углубленным изучением отдельных предметов (далее - специализированное общеобразовательное учреждение).
2. Специализированные общеобразовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, настоящим Положением, иными актами законодательства, а также своим уставом.
3. Специализированные классы и специализированные общеобразовательные учреждения осуществляют образовательный процесс в соответствии с государственными стандартами общего среднего образования и дополнительными образовательными программами по углубленному изучению отдельных предметов.
III. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КЛАССА И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
20. Основными задачами специализированного класса и специализированного общеобразовательного учреждения являются:
обеспечение углубленной образовательной подготовки учащихся, превышающей требования государственных образовательных стандартов по углубленным предметам общего среднего образования;
раскрытие и активизация творческого потенциала учащихся;
формирование и развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося;
создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
21. Для выполнения возложенных задач специализированный класс и специализированное общеобразовательное учреждение осуществляют следующие функции:
обеспечение потребности населения республики в специализированном углубленном обучении детей;
реализация образовательных программ общего и специализированного личностно-ориентированного обучения, с учетом способностей, интересов учащихся;
проведение психолого-педагогической диагностики одаренности и динамики развития учащихся;
обеспечение интенсивного интеллектуального развития, углубленного специализированного обучения на основе преемственности и непрерывности образования;
разработка и реализация интеграции основных и дополнительных образовательных программ, индивидуализация и дифференциация образовательного процесса с переходом на проектное обучение;
внедрение в образовательный процесс инновационных, педагогических и современных информационно-коммуникационных технологий;
создание условий, способствующих повышению уровня образованности, эффективной подготовки учащихся к поступлению в высшие образовательные учреждения;
создание условий для участия учащихся в республиканских и международных семинарах, конференциях, фестивалях и других интеллектуально-творческих мероприятиях;
подготовка учащихся к участию в предметных олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях по выявлению и развитию одаренности и таланта;
создание и организация деятельности научных групп учащихся.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КЛАССА И
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
22. Организация учебно-воспитательного процесса, продолжительность и сроки обучения регламентируются учебным планом, программами, календарным учебным графиком, соответствующими нормативными документами МНО Республики Узбекистан и уставом общеобразовательного учреждения.
23. Образовательный процесс в специализированных классах и специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов организуется по специальным учебным планам и программам 5-11 классов.
В общеобразовательных учреждениях, осуществляющих прием учащихся с 1 класса, углубленное изучение предметов начинается с 5 класса.
В специализированных школах-интернатах учебно-воспитательный процесс организуется по специальным учебным планам и программам в рамках 7-11 классов.
25. Учебно-воспитательный процесс в 5-11 классах обеспечивает изучение углубленного содержания основного курса профилирующих предметов и усиление их прикладной направленности, а также условия становления и формирования личности учащегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. При этом осуществляется изучение динамики раскрытия и развития индивидуальных особенностей и таланта учащихся.
26. Содержание образования ориентируется на формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ, отдельных областей знаний с учетом склонностей и сложившихся интересов.
27. Образовательный процесс носит личностно-ориентированную направленность, содержит широкий спектр гибких форм обучения и воспитания, сочетающих традиционный и нетрадиционный подходы к различным видам учебно-воспитательной деятельности.
29. Количество учащихся в специализированных классах должно быть не более 30 человек.
30. Для проведения лабораторных и практических работ, а также углубленного изучения отдельных предметов допускается деление классов на 2 группы учащихся по специализированным предметам.
31. Перевод в последующие классы и ступени обучения осуществляется по результатам итоговой аттестации знаний учащихся в сроки и порядке, установленных МНО Республики Узбекистан.
32. Выпускникам специализированных общеобразовательных учреждений выдается аттестат об общем среднем образовании.
V. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
35. Для выполнения возложенных задач специализированное общеобразовательное учреждение имеет право:
самостоятельно разрабатывать, утверждать по согласованию с Республиканским центром образования при Министерстве народного образования Республики Узбекистан и реализовывать авторские учебные программы по углубленному изучению предметов;
разрабатывать на основе базового учебного плана, утвержденного МНО Республики Узбекистан, специальный учебный план и утверждать его по согласованию с Республиканским центром образования при Министерстве народного образования Республики Узбекистан;
разрабатывать годовой календарный учебный график и расписание занятий;
применять различные формы, средства и методы обучения и воспитания, не противоречащие законодательству;
привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансовых средств и материальные ресурсы;
самостоятельно выбирать формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся.
36. Специализированное общеобразовательное учреждение несет в установленном порядке ответственность за:
эффективное выполнение возложенных на него задач;
качество образования и реализацию в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам учащихся, требованиям охраны их жизни и здоровья;
адаптацию и успеваемость учащихся;
соблюдение прав учащихся и работников.
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
37. Непосредственное руководство специализированным общеобразовательным учреждением осуществляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном законодательством порядке.
38. К директору предъявляются следующие основные квалификационные требования:
наличие не менее 5 лет педагогического и 10 лет общего стажа работы в сфере образования - для специализированных классов и специализированных школ с углубленным изучением отдельных предметов;
наличие не менее 10 лет педагогического стажа и 5 лет на руководящей должности в сфере образования - для специализированных школ-интернатов с углубленным изучением отдельных предметов;
владение государственным языком;
владение организаторскими способностями, креативным мышлением, знанием возрастной и личностной психологии детей и взрослых;
владение компьютерными технологиями и опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс;
наличие методических разработок и опыта в создании образовательных программ и учебных пособий.
39. Директор действует от имени специализированного общеобразовательного учреждения, представляет его интересы, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом специализированного общеобразовательного учреждения и заключает договоры.
принимает решения по вопросам, входящим в компетенцию специализированного общеобразовательного учреждения, и несет персональную ответственность за эффективное выполнение возложенных на него задач и функций;
определяет полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними и степень их ответственности;
в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников специализированного образовательного учреждения;
вносит на рассмотрение в соответствующие органы народного образования предложения по укреплению учебно-материальной базы, совершенствованию учебно-воспитательной работы, по обеспечению квалифицированными педагогическими кадрами и по другим вопросам деятельности специализированного образовательного учреждения;
заключает трудовые договоры с педагогическими и иными работниками;
при систематичном снижении рейтинга и академической успеваемости учащегося, вносит в соответствующую комиссию по вопросам детей представление об отчислении данного учащегося;
осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.
41. Аттестация директоров специализированных общеобразовательных учреждений проводится в установленном порядке.
42. В специализированных общеобразовательных учреждениях формируются и функционируют педагогический, методический и наблюдательный советы, порядок деятельности которых устанавливается МНО Республики Узбекистан.
43. Участниками образовательного процесса специализированных общеобразовательных учреждений являются учащиеся, родители или лица, заменяющие родителей, педагогические и другие работники.
Учащиеся специализированных общеобразовательных учреждений имеют право на получение бесплатного общего среднего образования, медицинского обслуживания, на участие в различных мероприятиях (конференциях, олимпиадах, выставках и конкурсах).
Учащиеся специализированных общеобразовательных учреждений обязаны соблюдать устав и правила внутреннего распорядка специализированного образовательного учреждения, а также санитарные нормы и правила.
Другие права и обязанности учащихся специализированных общеобразовательных учреждений определяются в соответствии с законодательством и уставом специализированного общеобразовательного учреждения.
44. Индивидуальная психолого-педагогическая поддержка учащихся обеспечивается специалистами психолого-педагогической службы специализированного общеобразовательного учреждения.
45. К учебно-воспитательному процессу в установленном законодательством порядке могут быть привлечены преподаватели других образовательных учреждений, сотрудники научных и иных организаций, и на них распространяются все права, обязанности и льготы данного учреждения.
46. Прием педагогических кадров на работу в специализированное образовательное учреждение осуществляется на конкурсной основе из числа лиц с высшим педагогическим образованием и наличием высшей или первой квалификационной категории. Порядок проведения конкурса определяется Министерством народного образования Республики Узбекистан.
Права и обязанности педагогических кадров специализированных общеобразовательных учреждений определяются в соответствии с законодательством и уставом специализированного общеобразовательного учреждения.
47. Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) педагогическим работникам устанавливается из количества часов по учебному плану, а также обеспеченности кадрами.
48. Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам или сокращения количества классов.
49. Обучение, отдых и питание в специализированных общеобразовательных учреждениях организуются под строгим контролем медицинского персонала в соответствии с законодательством.
50. В целях ранней диагностики и профилактики заболеваемости в начале каждого учебного года учащиеся специализированных общеобразовательных учреждений подлежат диспансеризации (полный медицинский осмотр). При обнаружении отрицательных показателей развития, по рекомендации медицинской комиссии учащийся переводится в общеобразовательное учреждение по месту жительства.
51. Учащиеся специализированных общеобразовательных школ-интернатов с углубленным изучением отдельных предметов обеспечиваются местами проживания при данных специализированных образовательных учреждениях.
52. Число воспитанников специализированных общеобразовательных школ-интернатов с углубленным изучением отдельных предметов, проживающих совместно с родителями или лицами, заменяющими родителей, не должно превышать 5 процентов от всего контингента учащихся в сельской местности и 10 процентов в городской местности.
VII. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
53. Финансирование деятельности специализированного общеобразовательного учреждения осуществляется в соответствии с утвержденной сметой расходов, зарегистрированной в установленном порядке.
54. Привлечение в специализированное общеобразовательное учреждение дополнительных внебюджетных средств не влечет за собой снижения бюджетного финансирования.
55. Штатная численность специализированных общеобразовательных учреждений определяется в соответствии с типовыми штатами общеобразовательных учреждений.
56. Учащиеся специализированных школ-интернатов с углубленным изучением отдельных предметов обеспечиваются питанием в установленном порядке.
57. Специализированное общеобразовательное учреждение может заниматься предпринимательской деятельностью в пределах, соответствующих его уставным целям.
58. Имущество, приобретенное за счет доходов от разрешенной деятельности, зачисляется в состав имущества, учитываемого на балансе специализированного общеобразовательного учреждения.
VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
59. Специализированное общеобразовательное учреждение имеет право осуществлять международную деятельность по вопросам образования в соответствии с законодательством.
60. Реорганизация и ликвидация специализированного общеобразовательного учреждения осуществляется по решению учредителя или суда в порядке, установленном законодательством.
61. Реорганизация или ликвидация специализированного образовательного учреждения осуществляется по окончании учебного года, при этом соответствующий орган управления образования берет на себя ответственность за перевод учащихся в другие образовательные учреждения по согласованию с их родителями или лицами, заменяющими родителей.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2008 г., N 33, ст. 312