Внимание! Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.
Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Утратившие силу акты/ Образование/ Государственные требования к послевузовскому образованию (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 28.12.2012 г. N 365)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 28.12.2012 г. N 365
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к послевузовскому образованию
1. Настоящие Государственные требования к послевузовскому образованию (далее - Государственные требования) разработаны в соответствии с законами Республики Узбекистан "Об образовании" и "О Национальной программе по подготовке кадров", Указом Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2012 года N УП-4456 "О дальнейшем совершенствовании системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации", постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 января 1998 года N 5 "О разработке и введении государственных образовательных стандартов для системы непрерывного образования" и определяют обязательные требования к системе послевузовского образования.
2. Государственные требования обязательны для всех высших образовательных учреждений (далее - ВОУ) и научно-исследовательских учреждений (далее - НИУ).
3. Государственные требования могут корректироваться и дополняться исходя из перспектив социально-экономического развития страны, приоритетных направлений развития науки и технологий, внедрения новых информационных и педагогических технологий, а также мировых достижений и тенденций в сфере подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
4. В настоящих Государственных требованиях применяются следующие определения:
послевузовское образование - вид непрерывного образования, направленный на обеспечение потребностей общества в научных и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;
институт старших научных сотрудников-соискателей - форма послевузовского образования по специальности научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, организуемого в ВОУ или НИУ для соискателей ученой степени доктора наук, по углубленному изучению специальности и ведению ими научных изысканий в целях подготовки и защиты докторской диссертации с отрывом от производства;
самостоятельное соискательство - форма послевузовского образования по специальности научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, организуемого в ВОУ или НИУ для соискателей ученой степени доктора наук, по углубленному изучению специальности и ведению ими научных изысканий в целях подготовки и защиты докторской диссертации без отрыва от производства;
старший научный сотрудник-соискатель - лицо, зачисленное в установленном порядке в ВОУ или НИУ на должность старшего научного сотрудника-соискателя;
самостоятельный соискатель - лицо, оформленное в установленном порядке в ВОУ или НИУ на самостоятельное соискательство.
II. ФОРМЫ И СРОКИ ОБУЧЕНИЯ, ПРИЕМ
В ИНСТИТУТЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
5. Послевузовское обучение осуществляется продолжительностью до трех лет в следующих формах:
институт старших научных сотрудников-соискателей;
самостоятельное соискательство.
6. Прием в институты послевузовского образования на должности старших научных сотрудников-соискателей, финансируемые за счет средств государственного бюджета, осуществляется на конкурсной основе специальными комиссиями, образуемыми ВОУ или НИУ.
Конкурсный отбор претендентов на обучение в институтах послевузовского образования осуществляется по результатам вступительных экзаменов в установленном законодательством порядке.
7. Прием иностранных граждан и лиц без гражданства в институты послевузовского образования осуществляется на платно-контрактной основе в соответствии с законодательством и/или международными договорами Республики Узбекистан.
III. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕТЕНДЕНТАМ, ПОСТУПАЮЩИМ
В ИНСТИТУТЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
8. Лица, поступающие в институт послевузовского образования в качестве старших научных сотрудников-соискателей, должны соответствовать следующим требованиям:
иметь стаж научной или научно-педагогической работы не менее двух лет;
иметь диплом магистратуры ВОУ или рассматриваемый как равный ему диплом Академии Вооруженных Сил Республики Узбекистан, Академии Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и высших образовательных учреждений Службы национальной безопасности Республики Узбекистан, либо ученую степень кандидата наук или диплом о высшем образовании, полученный до введения степени магистра;
обладать склонностью к научным изысканиям и научно-педагогической деятельности;
иметь определенные научные результаты, в том числе не менее трех научных статей, опубликованных в научных журналах и изданиях, и не менее двух тезисов в сборниках научно-практических конференций, семинаров и "круглых столов", в иных сборниках научных трудов по соответствующим научным направлениям, которые могут составить основу диссертационного исследования на соискание ученой степени доктора наук;
владеть иностранным языком на уровне, соответствующем уровню выпускника магистратуры;
уметь пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями, включая Интернет.
9. Лица, оформляемые в качестве самостоятельных соискателей, должны соответствовать следующим требованиям:
иметь стаж практической работы не менее пяти лет;
иметь диплом бакалавра или магистра, либо диплом высших военно-образовательных учреждений Министерств обороны, Министерства внутренних дел, Государственного таможенного комитета или Службы национальной безопасности Республики Узбекистан, либо ученую степень кандидата наук, или диплом о высшем образовании, полученный до введения степени магистра;
обладать склонностью к научным изысканиям и научно-педагогической деятельности;
иметь определенные научные достижения, каковыми могут считаться наличие публикаций (не менее трех научных статей, опубликованных в научных журналах и изданиях, не менее двух тезисов в сборниках научных и научно-практических конференций, семинаров и "круглых столов", в иных сборниках научных трудов по соответствующим научным направлениям), которые могут составить основу диссертационного исследования на соискание ученой степени доктора наук, и/или авторство (соавторство) одного или более патентов на изобретение или селекционное достижение по соответствующим научным направлениям, и/или участие в научно-технологических разработках по соответствующим научным направлениям;
владеть иностранным языком на уровне, соответствующем уровню выпускника магистратуры;
уметь пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями, включая Интернет.
10. Направление специальности бакалавра, специальность магистра и кандидата наук, принимаемых в институт послевузовского образования, должны соответствовать области науки, к которой относится специальность послевузовского образования. При несовместимости специальностей или в случаях планирования получения послевузовского образования в смежных отраслях науки претенденты должны сдать дополнительные экзамены в порядке, определяемом Высшей аттестационной комиссией (ВАК) и Комитетом по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ИНСТИТУТАХ
ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
11. Старшие научные сотрудники-соискатели и самостоятельные соискатели в первый год обучения осваивают теоретико-методологическую программу по выбранной специальности.
Теоретико-методологические программы по специальностям разрабатываются научными консультантами старших научных сотрудников-соискателей и самостоятельных соискателей и утверждаются советом ВОУ или ученым советом НИУ. Теоретико-методологическая программа должна включать общую концепцию и вопросы методологии, теоретические основы и методы научных исследований по данной дисциплине.
В целях повышения специальных знаний старших научных сотрудников-соискателей и самостоятельных соискателей в последующие годы обучения советом ВОУ или ученым советом НИУ разрабатываются и утверждаются квалификационные учебные программы по дисциплинам, определяемым ВАК в зависимости от областей науки.
Квалификационные учебные программы самостоятельно осваиваются старшими научными сотрудниками-соискателями и самостоятельными соискателями.
Объем нагрузки на теоретическую и научно-исследовательскую работу для старших научных сотрудников-соискателей составляет 36 часов в неделю, из них не более 12 часов выделяются для аудиторных занятий. Для самостоятельных соискателей объем учебных нагрузок составляет 12 часов в неделю, из них не более 4 часов выделяются для аудиторных занятий.
12. В целях обеспечения качественной подготовки старших научных сотрудников-соискателей и самостоятельных соискателей, а также оказания им научной и учебно-методической помощи они прикрепляются к научным консультантам из числа докторов наук, ведущих активную научную и научно-педагогическую деятельность, в том числе участвующих в реализации научно-технических проектов в рамках государственных научно-технических программ.
13. Старшие научные сотрудники-соискатели и самостоятельные соискатели до защиты докторской диссертации должны:
сдать экзамены по специальности, новейшей истории Узбекистана, иностранному языку, а также по дисциплинам, определяемым ВАК в зависимости от области науки;
обеспечить апробацию (обсуждение) результатов диссертации на международных и республиканских научных и научно-практических конференциях, семинарах и "круглых столах", а также иметь научные публикации, отражающие основные результаты диссертации, в количестве, соответствующем требованиям ВАК.
Старшие научные сотрудники-соискатели до защиты диссертации также должны иметь опыт педагогической работы в образовательных учреждениях в объеме не менее 300 часов за весь период обучения.
14. Оформление докторской диссертации и ее защита осуществляются по выбору старшего научного сотрудника-соискателя или самостоятельного соискателя на узбекском, русском, каракалпакском и английском языках либо на другом языке по согласованию с ВАК.
V. ОБЩИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К НАУЧНЫМ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ
КАДРАМ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
15. Основными требованиями, обеспечивающими необходимый и достаточный уровень подготовленности научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (докторов наук), являются:
авторство (соавторство) в изобретениях и селекционных достижениях, обеспечивающих вклад в развитие науки и техники или решение научной проблемы, имеющей важное социально-экономическое, общественно-политическое, культурное значение, либо новое крупное достижение в развитии перспективного направления в соответствующей отрасли науки, либо научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие науки и техники;
глубокое знание сути и содержания концепции развития соответствующей отрасли науки, владение глубокими фундаментальными знаниями по специальности, знание и понимание целей и задач, перспективных направлений развития науки и техники;
владение общенаучной и конкретной отраслевой методологией исследований, умение квалифицированно выявлять и обосновывать проблему, анализировать, систематизировать и обобщать научные сведения и материалы, при необходимости, проводить экспериментальные исследования;
умение грамотно излагать суть проблемы, основываясь на результатах исследований, четко и лаконично формулировать научные выводы и рекомендации;
внедрение научных результатов в практику;
способность проведения целенаправленного поиска информации о современных тенденциях развития мировой науки и техники с помощью современных информационно-коммуникационных технологий и обработки его результатов;
активное участие в разработке, мониторинге и реализации проектов, соответствующих государственных, отраслевых научно-технических программ и других мероприятий;
активное участие в педагогической деятельности по подготовке бакалавров и магистров, использование современных педагогических технологий при внедрении результатов научных исследований в учебный процесс.
16. Диссертация, представленная на соискание ученой степени доктора наук, должна быть высококвалифицированной научной работой, в которой на основе проведенных автором исследований и созданных разработок должны быть решены важные социально-экономические и актуальные научные или практические проблемы, или разработан комплекс новых теоретических положений, оцениваемых как определенное достижение для развития перспективного направления соответствующей отрасли науки, или выработаны решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие науки, техники, социально-политической сферы или отрасли экономики.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
7 января 2013 г., N 1, ст. 5
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2012 г., N 12, ст. 90