язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Утратившие силу акты/ Образование/ Государственные требования к послевузовскому образованию (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 28.12.2012 г. N 365)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 28.12.2012 г. N 365



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к послевузовскому образованию


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящие Государственные требования к послевузовскому образованию (далее - Государственные требования) разработаны в соответствии с законами Республики Узбекистан "Об образовании" и "О Национальной программе по подготовке кадров", Указом Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2012 года N УП-4456 "О дальнейшем совершенствовании системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации", постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 января 1998 года N 5 "О разработке и введении государственных образовательных стандартов для системы непрерывного образования" и определяют обязательные требования к системе послевузовского образования.


2. Государственные требования обязательны для всех высших образовательных учреждений (далее - ВОУ) и научно-исследовательских учреждений (далее - НИУ).


3. Государственные требования могут корректироваться и дополняться исходя из перспектив социально-экономического развития страны, приоритетных направлений развития науки и технологий, внедрения новых информационных и педагогических технологий, а также мировых достижений и тенденций в сфере подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.


4. В настоящих Государственных требованиях применяются следующие определения:


послевузовское образование - вид непрерывного образования, направленный на обеспечение потребностей общества в научных и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;


институт старших научных сотрудников-соискателей - форма послевузовского образования по специальности научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, организуемого в ВОУ или НИУ для соискателей ученой степени доктора наук, по углубленному изучению специальности и ведению ими научных изысканий в целях подготовки и защиты докторской диссертации с отрывом от производства;


самостоятельное соискательство - форма послевузовского образования по специальности научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, организуемого в ВОУ или НИУ для соискателей ученой степени доктора наук, по углубленному изучению специальности и ведению ими научных изысканий в целях подготовки и защиты докторской диссертации без отрыва от производства;


старший научный сотрудник-соискатель - лицо, зачисленное в установленном порядке в ВОУ или НИУ на должность старшего научного сотрудника-соискателя;


самостоятельный соискатель - лицо, оформленное в установленном порядке в ВОУ или НИУ на самостоятельное соискательство.



II. ФОРМЫ И СРОКИ ОБУЧЕНИЯ, ПРИЕМ

В ИНСТИТУТЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


5. Послевузовское обучение осуществляется продолжительностью до трех лет в следующих формах:

институт старших научных сотрудников-соискателей;

самостоятельное соискательство.


6. Прием в институты послевузовского образования на должности старших научных сотрудников-соискателей, финансируемые за счет средств государственного бюджета, осуществляется на конкурсной основе специальными комиссиями, образуемыми ВОУ или НИУ.

Конкурсный отбор претендентов на обучение в институтах послевузовского образования осуществляется по результатам вступительных экзаменов в установленном законодательством порядке.


7. Прием иностранных граждан и лиц без гражданства в институты послевузовского образования осуществляется на платно-контрактной основе в соответствии с законодательством и/или международными договорами Республики Узбекистан.



III. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕТЕНДЕНТАМ, ПОСТУПАЮЩИМ

В ИНСТИТУТЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


8. Лица, поступающие в институт послевузовского образования в качестве старших научных сотрудников-соискателей, должны соответствовать следующим требованиям:

иметь стаж научной или научно-педагогической работы не менее двух лет;

иметь диплом магистратуры ВОУ или рассматриваемый как равный ему диплом Академии Вооруженных Сил Республики Узбекистан, Академии Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и высших образовательных учреждений Службы национальной безопасности Республики Узбекистан, либо ученую степень кандидата наук или диплом о высшем образовании, полученный до введения степени магистра;

обладать склонностью к научным изысканиям и научно-педагогической деятельности;

иметь определенные научные результаты, в том числе не менее трех научных статей, опубликованных в научных журналах и изданиях, и не менее двух тезисов в сборниках научно-практических конференций, семинаров и "круглых столов", в иных сборниках научных трудов по соответствующим научным направлениям, которые могут составить основу диссертационного исследования на соискание ученой степени доктора наук;

владеть иностранным языком на уровне, соответствующем уровню выпускника магистратуры;

уметь пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями, включая Интернет.


9. Лица, оформляемые в качестве самостоятельных соискателей, должны соответствовать следующим требованиям:

иметь стаж практической работы не менее пяти лет;

иметь диплом бакалавра или магистра, либо диплом высших военно-образовательных учреждений Министерств обороны, Министерства внутренних дел, Государственного таможенного комитета или Службы национальной безопасности Республики Узбекистан, либо ученую степень кандидата наук, или диплом о высшем образовании, полученный до введения степени магистра;

обладать склонностью к научным изысканиям и научно-педагогической деятельности;

иметь определенные научные достижения, каковыми могут считаться наличие публикаций (не менее трех научных статей, опубликованных в научных журналах и изданиях, не менее двух тезисов в сборниках научных и научно-практических конференций, семинаров и "круглых столов", в иных сборниках научных трудов по соответствующим научным направлениям), которые могут составить основу диссертационного исследования на соискание ученой степени доктора наук, и/или авторство (соавторство) одного или более патентов на изобретение или селекционное достижение по соответствующим научным направлениям, и/или участие в научно-технологических разработках по соответствующим научным направлениям;

владеть иностранным языком на уровне, соответствующем уровню выпускника магистратуры;

уметь пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями, включая Интернет.


10. Направление специальности бакалавра, специальность магистра и кандидата наук, принимаемых в институт послевузовского образования, должны соответствовать области науки, к которой относится специальность послевузовского образования. При несовместимости специальностей или в случаях планирования получения послевузовского образования в смежных отраслях науки претенденты должны сдать дополнительные экзамены в порядке, определяемом Высшей аттестационной комиссией (ВАК) и Комитетом по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров.



IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ИНСТИТУТАХ

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


11. Старшие научные сотрудники-соискатели и самостоятельные соискатели в первый год обучения осваивают теоретико-методологическую программу по выбранной специальности.

Теоретико-методологические программы по специальностям разрабатываются научными консультантами старших научных сотрудников-соискателей и самостоятельных соискателей и утверждаются советом ВОУ или ученым советом НИУ. Теоретико-методологическая программа должна включать общую концепцию и вопросы методологии, теоретические основы и методы научных исследований по данной дисциплине.

В целях повышения специальных знаний старших научных сотрудников-соискателей и самостоятельных соискателей в последующие годы обучения советом ВОУ или ученым советом НИУ разрабатываются и утверждаются квалификационные учебные программы по дисциплинам, определяемым ВАК в зависимости от областей науки.

Квалификационные учебные программы самостоятельно осваиваются старшими научными сотрудниками-соискателями и самостоятельными соискателями.

Объем нагрузки на теоретическую и научно-исследовательскую работу для старших научных сотрудников-соискателей составляет 36 часов в неделю, из них не более 12 часов выделяются для аудиторных занятий. Для самостоятельных соискателей объем учебных нагрузок составляет 12 часов в неделю, из них не более 4 часов выделяются для аудиторных занятий.


12. В целях обеспечения качественной подготовки старших научных сотрудников-соискателей и самостоятельных соискателей, а также оказания им научной и учебно-методической помощи они прикрепляются к научным консультантам из числа докторов наук, ведущих активную научную и научно-педагогическую деятельность, в том числе участвующих в реализации научно-технических проектов в рамках государственных научно-технических программ.


13. Старшие научные сотрудники-соискатели и самостоятельные соискатели до защиты докторской диссертации должны:

сдать экзамены по специальности, новейшей истории Узбекистана, иностранному языку, а также по дисциплинам, определяемым ВАК в зависимости от области науки;

обеспечить апробацию (обсуждение) результатов диссертации на международных и республиканских научных и научно-практических конференциях, семинарах и "круглых столах", а также иметь научные публикации, отражающие основные результаты диссертации, в количестве, соответствующем требованиям ВАК.

Старшие научные сотрудники-соискатели до защиты диссертации также должны иметь опыт педагогической работы в образовательных учреждениях в объеме не менее 300 часов за весь период обучения.


14. Оформление докторской диссертации и ее защита осуществляются по выбору старшего научного сотрудника-соискателя или самостоятельного соискателя на узбекском, русском, каракалпакском и английском языках либо на другом языке по согласованию с ВАК.



V. ОБЩИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К НАУЧНЫМ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ

КАДРАМ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ


15. Основными требованиями, обеспечивающими необходимый и достаточный уровень подготовленности научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (докторов наук), являются:

авторство (соавторство) в изобретениях и селекционных достижениях, обеспечивающих вклад в развитие науки и техники или решение научной проблемы, имеющей важное социально-экономическое, общественно-политическое, культурное значение, либо новое крупное достижение в развитии перспективного направления в соответствующей отрасли науки, либо научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие науки и техники;

глубокое знание сути и содержания концепции развития соответствующей отрасли науки, владение глубокими фундаментальными знаниями по специальности, знание и понимание целей и задач, перспективных направлений развития науки и техники;

владение общенаучной и конкретной отраслевой методологией исследований, умение квалифицированно выявлять и обосновывать проблему, анализировать, систематизировать и обобщать научные сведения и материалы, при необходимости, проводить экспериментальные исследования;

умение грамотно излагать суть проблемы, основываясь на результатах исследований, четко и лаконично формулировать научные выводы и рекомендации;

внедрение научных результатов в практику;

способность проведения целенаправленного поиска информации о современных тенденциях развития мировой науки и техники с помощью современных информационно-коммуникационных технологий и обработки его результатов;

активное участие в разработке, мониторинге и реализации проектов, соответствующих государственных, отраслевых научно-технических программ и других мероприятий;

активное участие в педагогической деятельности по подготовке бакалавров и магистров, использование современных педагогических технологий при внедрении результатов научных исследований в учебный процесс.


16. Диссертация, представленная на соискание ученой степени доктора наук, должна быть высококвалифицированной научной работой, в которой на основе проведенных автором исследований и созданных разработок должны быть решены важные социально-экономические и актуальные научные или практические проблемы, или разработан комплекс новых теоретических положений, оцениваемых как определенное достижение для развития перспективного направления соответствующей отрасли науки, или выработаны решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие науки, техники, социально-политической сферы или отрасли экономики.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

7 января 2013 г., N 1, ст. 5


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2012 г., N 12, ст. 90