Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Образование. Наука. Культура / Утратившие силу акты / Образование /

Государственные требования к переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 16.02.2006 г. N 25)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 16.02.2006 г. N 25



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к переподготовке и повышению квалификации

педагогических кадров


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Настоящие Государственные требования к переподготовке и повышению квалификации (далее - ГТ ППК) в соответствии с законами Республики Узбекистан "Об образовании" и "О Национальной программе по подготовке кадров" устанавливают обязательные требования к системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

ГТ ППК являются основой для разработки учебных планов и программ, а также других документов, регламентирующих учебный процесс, порядок контроля и оценки качества образования, процедуры аттестации деятельности образовательных учреждений по переподготовке и повышению квалификации.

Выполнение ГТ ППК обязательно для образовательных учреждений всех видов образования, расположенных на территории Республики Узбекистан, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

ГТ ППК может корректироваться и дополняться по мере реализации Национальной программы по подготовке кадров, исходя из перспектив социально-экономического развития страны, потребности образовательных учреждений, развития новых педагогических технологий и нетрадиционных форм обучения, мировых достижений и тенденций в области переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.



2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


ГТ ППК применяются для организационного и научно-методического обеспечения образовательной деятельности учреждений в области переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров всех видов непрерывного образования и определяют:

структуру системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

основные виды и формы переподготовки и повышения квалификации;

общие требования к содержанию и качеству переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

объем учебной нагрузки для курсов повышения квалификации и переподготовки кадров;

необходимый и достаточный уровень подготовленности педагогических кадров дошкольного, общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования, а также общие квалификационные требования к ним;

процедуры и механизмы контроля и оценки качества образования в образовательных учреждениях по переподготовке и повышению квалификации;

государственные образцы документов об образовании для педагогических кадров, прошедших переподготовку и повышение квалификации.



3. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


O`z DSt 1.0:1998. Государственная система стандартизации Республики Узбекистан. Основные положения.

РСТУз 1.8-94. Государственная система стандартизации Республики Узбекистан. Порядок разработки, согласования, утверждения и государственной регистрации руководящих документов и рекомендаций.

РСТУз 1.9-95. Государственная система стандартизации Республики Узбекистан. Порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации отраслевых стандартов.

O`z DSt 1999. Государственный образовательный стандарт общего среднего образования. Основные положения.

O`z DSt 983:2000. Государственный образовательный стандарт среднего специального, профессионального образования. Основные положения.

O`z DSt 1006:2001. Государственный образовательный стандарт высшего образования. Основные положения.



4. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ


Типовая структура организации и управления системой переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров строится на опережающем принципе, с установлением обратной связи между Государственными требованиями и результатом мониторинга качества подготовки кадров в соответствующем виде образования.


Министерства и ведомства (по принадлежности):

разрабатывают положение о переподготовке кадров и повышении квалификации, осуществляют общее руководство, намечают механизмы и методы совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

определяют перечень образовательных учреждений, на базе которых осуществляется переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров, координируют их деятельность, а также утверждают учебные планы и программы;

определяют прогнозируемый контингент педагогов, проходящих переподготовку и повышение квалификации;

утверждают целевые задания по обеспечению требуемой квалификации педагогических кадров в подведомственных образовательных учреждениях;

совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти на местах принимают меры по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров.


Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров осуществляет мониторинг качества переподготовки и повышения квалификации в образовательных учреждениях ППК, а также оценку уровня квалификации педагогических кадров этих учреждений путем проведения аттестации.

Базовые образовательные учреждения ППК, научные исследовательские и методические центры министерств и ведомств, имеющих образовательные учреждения:

обеспечивают связь науки с образовательной практикой, реализуют механизм своевременного внедрения в процесс переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров результатов научных исследований в области передовых педагогических технологий;

разрабатывают научно-методические основы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а также обеспечивают образовательные учреждения данного вида образования учебно-методической документацией;

разрабатывают типовые учебные планы и программы по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров с учетом непрерывности и преемственности образовательных программ, с использованием интерактивных методов обучения, направленных на развитие критического и творческого мышления, а также современных педагогических и информационных технологий;

обобщают и пропагандируют зарубежный опыт в этой области, а также достижения лучших образовательных учреждений по переподготовке и повышению квалификации;

разрабатывают и внедряют дистанционное обучение в системе переподготовки и повышения квалификации кадров;

организуют разработку и размножение раздаточного материала.


Территориальные органы управления образованием определяют потребность и формируют контингент преподавателей, направляемых на переподготовку и повышение квалификации. На основе заявок и предложений образовательных учреждений соответствующего вида образования, подготавливают рекомендации по видам и формам переподготовки и повышения квалификации, а также по содержанию учебных планов и образовательных программ.


Образовательные учреждения соответствующего вида непрерывного образования выступают в качестве заказчика, проводят внутренний контроль и анализ качества учебно-воспитательного процесса, осуществляют мониторинг и оценку профессиональной деятельности каждого педагога по рейтинговой системе, определяют контингент преподавателей, нуждающихся в переподготовке или повышении квалификации. На основе изучения уровня профессиональной квалификации педагогических кадров производят их дифференциацию, определяют соответствующие виды и формы переподготовки и повышения квалификации, составляют индивидуальные задания или адресные программы по организации целевой переподготовки и повышения квалификации педагогов.


Институты (факультеты, центры, курсы) переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров:

на основе индивидуальных заданий или адресных программ заказчика, по согласованию с министерствами и ведомствами, разрабатывают дифференцированные учебные планы и программы;

несут ответственность за организацию и проведение на должном уровне переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров;

внедряют интерактивные методы обучения, современные педагогические и информационные технологии с использованием глобальной сети Интернет, направленные на стимулирование критического и творческого мышления, самообразования педагогов.



5. ВИДЫ И ФОРМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

КАДРОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


Переподготовка педагогических кадров - освоение новых профессиональных знаний, умений и навыков по образовательным программам, разработанным с учетом повышения требований к качеству обучения и потребностей рынка труда.

Основные виды переподготовки:

педагогическая переподготовка;

профессиональная переподготовка.


Педагогическая переподготовка - переподготовка специалистов с целью приведения их базового профессионального образования в соответствие с требованиями к педагогической подготовке, необходимой и достаточной для ведения педагогической деятельности на уровне, обеспечивающем требуемое качество учебно-воспитательного процесса, определяемого Государственным образовательным стандартом (Государственными требованиями) соответствующего вида образования.


Профессиональная переподготовка (специализация) - освоение новых профессиональных знаний, умений и навыков в объеме, необходимом и достаточном для ведения педагогической деятельности по учебной дисциплине или курсу на уровне, обеспечивающем требуемое качество обучения, определяемое Государственным образовательным стандартом (Государственными требованиями) соответствующего вида образования.

Профессиональная переподготовка педагогических кадров организуется, как правило, по инициативе администрации образовательного учреждения, в связи с введением в учебные планы подготовки кадров новых учебных дисциплин или курсов, перепрофилированием или специализацией отдельных педагогов, обусловленных требованиями заказчиков кадров или рынка труда.

Переподготовка педагогических кадров должна осуществляться в базовых и специализированных высших образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от основной работы, с применением методов дистанционного обучения и самообразования.

Содержание образовательных программ и длительность обучения определяются в порядке, установленном Государственными требованиями. Педагогическим кадрам, успешно прошедшим переподготовку, выдается диплом установленного образца.

Переподготовка не рассматривается как получение второго высшего или среднего специального, профессионального образования.


Повышение квалификации педагогических кадров - систематическое обновление профессиональных знаний, умений и навыков по преподаваемой учебной дисциплине или курсу, педагогическим и информационным технологиям, интерактивным методам обучения на основе требований Государственных образовательных стандартов (Государственных требований) по видам образования, обеспечивающее постоянный рост профессионального и педагогического мастерства, ведение учебно-воспитательного процесса на высоком научно-методическом уровне.


Формы повышения квалификации:

прямые (обучение по образовательным программам):

обучение в специализированном образовательном учреждении по повышению квалификации (академия, институт, центр, факультет, курсы);

обучение в базовом образовательном учреждении;

обучение в образовательном учреждении по методу "Устоз-шогирд";

стажировка на производстве;

стажировка в научно-исследовательском учреждении;

зарубежная стажировка;

самообразование;

опосредованные (обучение без образовательных программ):

творческий отпуск по решению ученого (научно-педагогического) совета;

открытые учебные занятия;

участие с докладами в научных, научно-методических и научно-практических семинарах, конференциях, августовских чтениях и др.


Обучение в специализированном образовательном учреждении по повышению квалификации (академия, институт, центр, факультет, курсы) - освоение целевых профессиональных образовательных программ по дисциплинам, разработанных в соответствии с Государственными требованиями, а также требованиями уполномоченного государственного органа управления образованием на основе индивидуальных заданий или адресных программ образовательных учреждений и предложений рынка труда, с учетом результатов мониторинга учебно-воспитательного процесса и качества подготовки кадров в соответствующем виде образования.

Обучение в специализированном образовательном учреждении по повышению квалификации может проводиться по схемам 2+2 или 3+1 (соответственно 50 или 75% - самообразование по месту жительства, 50 или 25% - обучение непосредственно в образовательном учреждении). Такие формы обучения применяются при наличии современных информационно-коммуникационных средств передачи информации и специальных виртуальных курсов по повышению квалификации педагогических кадров.


Обучение в базовом образовательном учреждении - освоение целевых профессиональных образовательных программ по дисциплинам в высших и средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях, определенных базовыми для переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, с целью углубления профессиональных знаний, умений и навыков слушателей в соответствии с Государственными требованиями, квалификационными требованиями к педагогическим кадрам соответствующего профиля и требований рынка труда.

Обучение в базовых образовательных учреждениях является эффективной формой повышения квалификации педагогов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, поскольку они специализированы (оснащены надлежащей материально-технической базой, имеют достаточный научно-методический и интеллектуальный потенциал) для подготовки кадров соответствующего профиля.


Обучение в образовательном учреждении по методу "Устоз-шогирд" (инновационный метод) - целевое повышение квалификации педагогических кадров по дисциплинам в образовательных учреждениях соответствующего типа под руководством отобранных на конкурсной основе высококвалифицированных педагогов-мастеров, известных в стране (регионе), среди научной и педагогической общественности своими достижениями, высокими показателями профессиональной деятельности, собственной школой подготовки конкурентоспособных кадров.

Эта форма повышения квалификации предполагает формирование в каждом виде образования оперативного банка данных о лучших педагогических кадрах в разрезе учебных дисциплин, на основе которого в соответствующих образовательных учреждениях (или их подразделениях) могут отбираться потенциальные педагоги-мастера для педагогов, нуждающихся в повышении квалификации. Главным преимуществом данной формы повышения квалификации педагогов является индивидуальный подход к обучению, а также гибкость и практическая направленность образовательного процесса. Содержание программы повышения квалификации и методологию обучения определяет педагог-мастер на основе Государственных требований, результатов мониторинга и внутренней аттестации профессиональной деятельности педагога в образовательном учреждении и пожеланий самого подопечного педагога. Метод "Устоз-шогирд" является эффективной формой повышения квалификации молодых педагогических кадров.


Стажировка (на производстве, в научно-исследовательском учреждении, зарубежная) - освоение целевых профессиональных образовательных программ по конкретным дисциплинам с целью ознакомления педагогических кадров с новейшими достижениями научно-технического прогресса, современной техникой и технологиями в соответствующих отраслях экономики, науки, культуры, здравоохранения, обеспечения непрерывного совершенствования содержания учебных программ по дисциплинам, интеграции образования с наукой и производством.

Стажировка на производстве расширяет и углубляет практические знания, навыки и умения педагогов и является наиболее эффективной формой повышения квалификации педагогических кадров профессиональных колледжей и высших образовательных учреждений различного профиля.

Стажировка в научно-исследовательском учреждении (в научных учреждениях Академии наук, отраслевых научно-исследовательских институтах, центрах, лабораториях и др.) имеет целью ознакомить педагогов с современными достижениями науки, приоритетными направлениями ее развития по соответствующим специальностям, эффективными методами постановки научных экспериментов, проведения научных исследований. Она полезна для педагогических кадров всех уровней образования.

Зарубежная стажировка педагогических кадров проводится в соответствии с грантами, выделенными Фондом Президента Республики Узбекистан "Истеъдод", зарубежными странами и международными организациями для оказания содействия в развитии и совершенствовании отечественной системы образования, а также на основании договоров, заключенных между органами управления образованием и самими образовательными учреждениями.


Самообразование - самостоятельное освоение педагогическими кадрами новых знаний, умений и навыков по преподаваемой дисциплине в соответствии с Государственными требованиями к уровню и качеству образования. Содержание, длительность и периодичность обучения определяется лично самим педагогом.

Повышение квалификации в форме самообразования доступно и целесообразно рекомендовать его для педагогов, имеющих стабильно высокий профессиональный рейтинг, владеющих практическими навыками работы с современными информационными технологиями, способных критически и творчески подходить к процессу саморазвития.

Самообразование является наиболее распространенной формой повышения квалификации педагогических кадров в учебных заведениях развитых демократических государств. Эта форма повышения квалификации преобладает и развивается там, где существует конкурентный рынок образовательных услуг, действенный механизм стимулирования творческого труда педагогических кадров.


Творческий отпуск - отпуск, предоставляемый педагогическим кадрам решением ученого (педагогического) совета образовательного учреждения для создания новой учебной литературы (учебника или учебного пособия), разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс современных педагогических и информационных технологий, завершения крупной научной работы (монографии, диссертации и др.), связанных с направлением профессиональной деятельности педагогов.


Открытые учебные занятия - занятия по заранее объявленной проблемной или инновационной тематике, проводимые по расписанию в академических группах, с применением современных информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов обучения. На открытые учебные занятия в обязательном порядке приглашаются опытные педагоги, ученые и специалисты в данной области знаний. Качество этих занятий обсуждается на кафедре или научно-методическом (педагогическом) совете образовательного учреждения.

Открытые учебные занятия служат экспериментальной площадкой для отработки и внедрения в учебный процесс современных педагогических и информационных технологий, интерактивных методов обучения, школой педагогического мастерства для молодых педагогов. В высших образовательных учреждениях проведение открытых лекций является обязательным для педагогических кадров, претендующих на ученые звания доцента и профессора.


Участие в научных и научно-методических семинарах, конференциях, августовских чтениях и др. - выступления педагогических кадров с научными или научно-методическими докладами (сообщениями) по актуальным вопросам педагогической науки и практики, методологии и технологии обучения, направленными на решение существующих проблем и обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Подготовка доклада (сообщения) по заранее известной тематике предусматривает проведение на местах соответствующих исследований и подготовку тезисов доклада для публикации в установленном порядке.

Участие педагогических кадров в крупных научных или научно-методических семинарах, конференциях дает им возможность обменяться информацией и опытом работы, ознакомиться с современными тенденциями в организации учебного процесса и прогрессивными образовательными технологиями, способствует росту уровня их профессиональной квалификации.

Изложенные выше основные виды и формы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров являются общими для всех видов системы непрерывного образования. Вместе с тем, каждый вид образования в отдельности может иметь еще и другие формы повышения квалификации педагогических кадров, обусловленные спецификой подготовки кадров в них.

Выбор соответствующей формы повышения квалификации для педагогических кадров должен осуществляться на основании результатов мониторинга (диагностики) качества учебно-воспитательного процесса и уровня профессиональной квалификации каждого педагога в течение учебного года, внутренней аттестации педагогических кадров в соответствии с Государственными требованиями и исходя из пожеланий самого педагога.

Временные параметры проведения повышения квалификации определяются в зависимости от намеченных форм повышения квалификации, общего контингента педагогов, нуждающихся в прямых видах повышения квалификации, и возможностей образовательных учреждений по повышению квалификации, при условии максимального обеспечения на местах качества учебно-воспитательного процесса.

Педагогическим кадрам, успешно прошедшим прямые формы повышения квалификации, выдается сертификат установленного образца.



6. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

И КАЧЕСТВУ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ


Потребности образовательных учреждений соответствующих видов образования формируют направления, уровень, объем и содержание переподготовки и повышения квалификации, выдвигают квалификационные требования, обуславливают выбор адекватных технологий и форм образования.

Содержание переподготовки направлено на освоение новых знаний и навыков, а повышения квалификации - на обновление и углубление профессиональных знаний и навыков педагогических кадров.

Качество переподготовки и повышения квалификации определяется степенью необходимого и достаточного уровня подготовленности слушателей, соответствия их знаний и практических умений квалификационным требованиям, предъявляемым к педагогическим кадрам.

Требования к содержанию и качеству переподготовки и повышения квалификации определяются соответствующими образовательными программами.

Базовыми требованиями к содержанию образовательных программ по переподготовке и повышению квалификации являются:

соответствие профессиональным квалификационным требованиям к профессиям и должностям;

преемственность по отношению к Государственным требованиям дошкольного, Государственным образовательным стандартам общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования;

ориентация на современные педагогические технологии и средства обучения;

соответствие содержания программ установленным видам и формам переподготовки и повышения квалификации.

Образовательные программы по переподготовке и повышению квалификации завершаются соответствующими базовым целям и содержанию квалификационными работами.



7. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ


7.1. Переподготовка

Переподготовка педагогических кадров осуществляется по целевым образовательным программам, типовые учебные планы по которым утверждаются уполномоченным государственным органом управления соответствующего вида образования. При планировании учебной нагрузки особое внимание уделяется самостоятельной работе педагогических кадров.

Продолжительность переподготовки зависит от уровня предыдущего высшего образования, вида и трудоемкости переподготовки, формы обучения и должна быть не менее 16 недель (576 часов) при обучении с отрывом от основной работы.

Максимальный объем учебной нагрузки устанавливается 36 часов в неделю. Максимальный объем аудиторных занятий при обучении с отрывом от основной работы должен быть установлен в объеме 24 часов в неделю.

Общий объем учебной нагрузки распределяется по блокам дисциплин, исходя из требований к переподготовке, устанавливаемых заказчиком кадров.


7.2. Повышение квалификации

Периодичность и продолжительность повышения квалификации педагогических кадров зависит от формы ее организации и требований, устанавливаемых заказчиком кадров, с учетом уровня квалификации (рейтинга) и индивидуальной профессиональной потребности педагога.

Суммарная продолжительность прямых форм повышения квалификации педагогических кадров, при обучении с отрывом от основной работы, устанавливается не менее 4 недель (144 часа).

Периодичность и продолжительность опосредованных форм повышения квалификации определяется образовательным учреждением по согласованию с уполномоченным государственным органом управления соответствующего вида образования, но не реже одного раза в три года.

Для прямых форм повышения квалификации максимальный объем аудиторных занятий и самостоятельной работы устанавливается 36 часов в неделю.



8. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. ОБЩИЕ

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ


8.1. Общие требования

Национальная программа по подготовке кадров определяет комплекс требований, которым должен отвечать современный педагог. Основными (фундаментальными) требованиями, обеспечивающими необходимый и достаточный уровень подготовленности специалиста к педагогической работе, являются:

умение обучать (преподавать);

умение воспитывать;

личностные качества, обеспечивающие гуманитарный фактор в учебно-воспитательном процессе;

умение объективно контролировать и оценивать знания обучающихся.


Умение обучать (преподавать) определяется следующими требованиями:

профессиональной компетентностью и эрудицией;

психолого-педагогической подготовкой;

способностью научить обучающихся самостоятельно мыслить и приобретать новые знания;

знанием форм и видов учебной литературы;

владением новыми педагогическими и информационными технологиями, практическими навыками работы с глобальной сетью Интернет;

знанием основных форм повышения квалификации педагогических кадров;

знанием методологии научно-педагогического творчества;

знанием основных направлений развития педагогической науки и отрасли;

умением использовать междисциплинарные связи;

знанием основ риторики и ораторского искусства;

знанием Конвенции о правах ребенка, законов "Об образовании" и "О Национальной программе по подготовке кадров", основных терминов и определений системы непрерывного образования.


Умение воспитывать базируется на неразрывности процесса обучения и воспитания, его направленности на формирование гармонично развитой личности, привитие высокого уровня культуры и духовности, на высоких личностных качествах педагога, его чувстве патриотизма, чести и долга, широкой гуманитарной и гуманистической подготовленности, а также практических навыках организации воспитательной работы среди обучающихся.


К личностным качествам педагога, определяющим гуманитарный фактор в учебно-воспитательном процессе, относятся: требовательность, справедливость, честность, доброжелательность, общительность. Эти качества должны определять значимость педагога для обучающихся. Личностные качества влияют на умение обучать (преподавать) и воспитывать.


Умение объективно контролировать и оценивать знания обучающихся тесно связано в психолого-педагогическом плане с умением обучать (преподавать) и воспитывать. Педагог должен знать принципы, методы и механизмы объективной оценки знаний и умений обучающихся, обладать умением разрабатывать стандартизированные тесты, эффективно применять различные формы контроля успеваемости обучающихся.

Кроме общих требований, к педагогическим кадрам в зависимости от вида образования предъявляются отдельные требования.


8.2. Требования к педагогическим кадрам дошкольного образования

Структура системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров дошкольного образования приведена в приложении N 1.

Педагог должен иметь среднее специальное, профессиональное или высшее педагогическое образование, знать и уметь применять:

Государственные требования к дошкольному образованию и иметь представление о Государственном образовательном стандарте начального (1-4 классы) образования;

нормативно-правовые и директивные документы по дошкольному образованию;

формы и методы дошкольного образования;

методологию воспитательной работы и формирования духовно-нравственных начал у детей на основе идеи национальной независимости;

психологию детей дошкольного возраста;

интерактивные (игровые) методы обучения;

базовые программы по интеллектуальному развитию детей и подготовке их к школе;

основы научно-методической работы и самообразования;

этические и эстетические нормы в общении с детьми и родителями;

установленные санитарно-гигиенические нормы.


8.3. Требования к педагогическим кадрам общего среднего образования

Структура системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров общего среднего образования приведена в приложении N 1.

Учитель должен иметь высшее педагогическое образование, знать и уметь использовать:

Государственный образовательный стандарт общего среднего образования (общие положения), а также требования учебной программы по преподаваемой дисциплине;

нормативно-правовые и директивные документы об общем среднем образовании;

требования по оснащению классов и кабинетов (лабораторий) соответствующим учебно-лабораторным оборудованием;

принципы организации и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

основы преемственности в содержании и преподавании учебных дисциплин;

общую и возрастную психологию учащихся;

интерактивные методы обучения;

методологию духовно-нравственного воспитания школьников на основе идеи национальной независимости;

формы и методы проведения профессионально-ориентационной работы среди учащихся;

этические и эстетические нормы в общении с учениками и их родителями;

методику организации и проведения внеклассной (внеурочной) работы;

установленные санитарно-гигиенические нормы.


8.4. Требования к педагогическим кадрам среднего специального, профессионального образования

Структура системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров среднего специального, профессионального образования приведена в приложении N 2.

Преподаватель должен иметь высшее образование, знать и уметь использовать:

Государственный образовательный стандарт среднего специального, профессионального образования (общие положения), ГОС по соответствующему направлению образования (специальности) подготовки кадров, а также учебную программу по преподаваемой дисциплине;

нормативно-правовые и директивные документы о среднем специальном, профессиональном образовании;

специфику и методику преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин;

компьютерную технику и информационно-коммуникационные технологии, сеть Интернет;

специфику и методику преподавания дисциплин с углубленным изучением;

принципы преемственности в содержании и преподавании учебных дисциплин;

общую и возрастную психологию учащихся;

методику проведения различных видов учебных занятий (лекции, практические занятия, лабораторные занятия, курсовые проекты, квалификационные практики);

методологию духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе идеи национальной независимости;

этические и эстетические нормы в общении с учащимися и их родителями;

вопросы планирования и контроля выполнения учебных нагрузок;

принципы совершенствования рабочих учебных планов и программ учебных дисциплин с учетом потребностей рынка труда;

методику работы с одаренными учащимися;

основы менеджмента и маркетинга в профессиональном образовании;

установленные санитарно-гигиенические нормы.


8.5. Требования к педагогическим кадрам высшего образования

Структура системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров высшего образования приведена в приложении N 3.

Преподаватель высшего образовательного учреждения должен иметь высшее образование не ниже степени магистра (дипломированного специалиста), вести научно-исследовательскую деятельность, знать и обладать навыками творческого применения:

Государственного образовательного стандарта высшего образования (основные положения), ГОС по соответствующему направлению образования (специальности) подготовки кадров, а также учебной программы по преподаваемой дисциплине;

нормативно-правовых и директивных документов высшего образования;

современных методов организации и обеспечения качества учебного процесса по направлениям бакалавриата и специальностям магистратуры;

принципов совершенствования рабочих учебных планов и программ учебных дисциплин;

методов планирования и контроля выполнения учебных нагрузок;

основ преемственности в содержании и преподавании учебных дисциплин;

методики проведения различных видов учебных занятий (лекции, практические занятия, лабораторные занятия, семинары, курсовые проекты, квалификационные практики);

принципов духовно-нравственной и воспитательной работы среди студентов на основе идеи национальной независимости;

теории и практики педагогического и профессионального общения;

норм этики и культуры речи при взаимоотношениях с участниками образовательного процесса;

основ разговорной речи на одном из иностранных языков;

методов совершенствования своих знаний путем самообразования;

принципов формирования у студентов критического мышления;

организационного и методического обеспечения преемственности и гибкости в образовательных программах бакалавриата и магистратуры;

основ формирования учебных планов и программ дисциплин с учетом потребностей заказчиков кадров и рынка труда;

организационного и методического обеспечения самообразования студентов;

основ организации и научно-методического обеспечения рейтингового контроля знаний, умений и навыков студентов;

факторов, влияющих на качество подготовки кадров;

основ организации интеграции образования, науки и производства;

методов поиска, отбора и работы с одаренными студентами;

основ менеджмента и маркетинга в высшем образовании.

Требования, установленные в абзацах третьем - двадцать четвертом настоящего пункта не применяются к лицам, не имеющим высшего образования в сфере изобразительного и прикладного искусства, но имеющим почетное звание "Ўзбекистон Республикаси санъат арбоби", "Ўзбекистон Республикаси халқ рассоми", "Ўзбекистон Республикаси халқ устаси", а также академикам Академии художеств Узбекистана, известных своим талантом и мастерством, заслужившим народное признание.

Квалификационные требования к отдельным должностным категориям педагогических кадров системы непрерывного образования устанавливаются органом управления соответствующего вида образования.



9. ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ


Педагогическим кадрам, успешно выполнившим требования образовательных программ по переподготовке или повышению квалификации, выдаются соответственно следующие документы государственного образца:

сертификат о повышении квалификации - для лиц, прошедших образовательные программы в объеме не менее 144 часов;

диплом о переподготовке - для лиц, прошедших образовательные программы в объеме не менее 576 часов.

Документы об образовании государственного образца утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Данные о результатах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (включая опосредованные формы) своевременно регистрируются в рейтинговой книжке педагога, образцы и порядок заполнения которых утверждаются уполномоченным государственным органом управления соответствующего вида образования.



10. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

СИСТЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ


К нормативным документам системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров относятся настоящие Государственные требования к переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, соответствующие положения о переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров, типовые учебные планы по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, типовые программы учебных дисциплин, а также другие нормативные документы, разрабатываемые и утверждаемые в установленном порядке органами государственного управления в сфере образования.



11. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕРЕПОДГОТОВКИ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ


11.1. Контроль качества переподготовки и повышения квалификации кадров

Контроль качества переподготовки и повышения квалификации кадров должен включать:


внутренний контроль, осуществляемый образовательным учреждением по переподготовке и повышению квалификации кадров. Внутренний контроль проводится на основе положения, утвержденного уполномоченным государственным органом управления соответствующего вида образования;


итоговый контроль, включающий в себя аттестацию по дисциплинам и защиту квалификационной для слушателей системы повышения квалификации и выпускной работы для слушателей курсов по переподготовке в соответствии с ГТ ППК педагогических кадров по направлениям повышения квалификации и переподготовки;


внешний контроль, осуществляемый уполномоченным органом управления образованием и заказчиками кадров.


11.2. Порядок оценки деятельности образовательных учреждений по переподготовке и повышению квалификации кадров

Порядок оценки деятельности образовательных учреждений по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров регламентируется Положением о государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений по переподготовке и повышению квалификации и осуществляется Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров в установленном порядке.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Государственным требованиям



СТРУКТУРА

системы переподготовки и повышения

квалификации педагогических кадров дошкольного

и общего среднего образования



Министерство народного образования

(общее руководство и координация количественных показателей ППК педагогических кадров)

<



Областные управления народного образования

(заказчик)






<

Государственная инспекция по надзору за качеством образования

(мониторинг качества образования, диагностика и оценка уровня квалификации педагогических кадров)











>













Научно-исследовательский институт изучения проблем и определения перспектив народного образования имени А. Авлони Министерства народного образования, Республиканский учебно-методический центр переподготовки и повышения квалификации работников дошкольных учреждений

(разработка научно-методических основ ППК, повышение квалификации руководящих работников)






















>



























































































Районные (городские) отделы народного образования

(дифференциация и формирование контингента преподавателей, направляемых на ППК)






Территориальные центры переподготовки и повышения квалификации учителей, высшие образовательные учреждения, подготавливающие педагогические кадры, и лицензированные негосударственные образовательные организации

(ППК педагогических кадров дошкольного и общего среднего образования)


<




>


>





















Фонд "Эл-юрт умиди"

(организация зарубежных стажировок, курсов по изучению передовых педагогических технологий)










>


Образовательные учреждения дошкольного и общего среднего образования

(внутренний контроль, определение контингента преподавателей для прохождения ППК, составление индивидуальных заданий)










>

>

<


Группы реализации проектов

Повышение квалификации по грантам (кредитным линиям) международных организаций




>















ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Государственным требованиям



СТРУКТУРА

системы переподготовки и повышения

квалификации педагогических кадров среднего

специального, профессионального

образования



Министерство высшего и среднего специального образования

(общее руководство и координация мер по ППК)




Центр среднего специального, профессионального образования

(заказчик)


Государственная инспекция по надзору за качеством образования

(мониторинг качества образования, диагностика и оценка уровня квалификации педагогических кадров)


<




>




>





















Образовательные учреждения ППК системы МНО

(ППК преподавателей общеобразовательных дисциплин)






>



























































Базовые и ведущие вузы

(переподготовка для вновь вводимых академических лицеев и профессиональных колледжей и периодическое ППК педагогических кадров)



































>




Территориальные управления среднего специального, профессионального образования

(дифференциация и формирование контингента преподавателей, направляемых для ППК)





















<







































Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы среднего специального, профессионального образования

(ППК руководителей ССПО)



>

















>


















































































Фонд "Истеъдод"

(организация зарубежных стажировок, курсов по изучению передовых педагогических технологий)


















>






































Средние специальные, профессиональные образовательные учреждения

(внутренний контроль, определение контингента преподавателей для прохождения ППК, составление индивидуальных заданий)





















<








Территориальные центры инновационных педагогических технологий при опорных академических лицеях и профессиональных колледжах

(обмен опытом, изучение новых педагогических технологий, современных методов и средств обучения)














<


















>















































































































ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Государственным требованиям



СТРУКТУРА

системы переподготовки и повышения

квалификации педагогических кадров

высшего образования
















Министерство высшего и среднего специального образования

(общее руководство ППК, организация повышения квалификации руководителей вузов)
































Центр развития высшего и среднего специального, профессионального образования

(разработка научно-методических основ ППК, повышение квалификации руководителей соответствующих подразделений вузов)




Государственная инспекция по надзору за качеством образования

(мониторинг качества образования, диагностика и оценка уровня квалификации педагогических кадров)


>








>

<



















Институты переподготовки и повышения квалификации при ВУЗах

(ППК педагогических кадров для ССПО и ВО)





>



























































Центры и факультеты повышения квалификации при ВУЗах

(ППК педагогических кадров

для ССПО и ВО)



































>




Высшие образовательные учреждения

(внутренний контроль, определение контингента преподавателей и составление дифференцированно-адресных заданий для прохождения ППК)





















<







































Фонд "Истеъдод"

(организация зарубежных стажировок, курсов по изучению передовых педагогических технологий)



>

<

















>


















































































Группы реализации проектов

Повышение квалификации по грантам (кредитным линиям) международных организаций


















>



































































"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2006 г., N 6-7, ст. 39






































Время: 0.0354
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск