Внимание! Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.
Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Утратившие силу акты/ Образование/ Положение о государственных специализированных дошкольных образовательных учреждениях (Приложение к Постановлению КМ РУз от 18.06.2010 г. N 117)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Постановлению КМ РУз
от 18.06.2010 г. N 117
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственных специализированных
дошкольных образовательных
учреждениях
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законами Республики Узбекистан "Об образовании", "О гарантиях прав ребенка", "О Национальной программе по подготовке кадров", в целях совершенствования системы дошкольного образования детей с различными нарушениями в физическом или умственном развитии и регулирует деятельность государственных специализированных дошкольных образовательных учреждений в Республике Узбекистан (далее - специализированное дошкольное учреждение).
2. Специализированное дошкольное учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, настоящим Положением, а также своим уставом.
3. Специализированное дошкольное учреждение организуется в целях оказания помощи детям с различными нарушениями в физическом или умственном развитии в получении ими дошкольного образования, воспитания и оздоровления в соответствии с их познавательными возможностями, создания для этого необходимых условий.
4. Специализированное дошкольное учреждение является воспитательно-образовательным и оздоровительным учреждением, основными задачами которого являются:
охрана и укрепление здоровья детей;
осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
формирование основ личности ребенка, развитие его познавательных интересов;
обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
приобщение детей к национальной культуре и общечеловеческим ценностям;
подготовка детей к обучению в школе.
5. Специализированное дошкольное учреждение является юридическим лицом, имеет свой устав, банковские счета, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и с указанием полного наименования, штамп, бланки со своим наименованием.
II. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
6. Специализированное дошкольное учреждение создается учредителем и проходит государственную регистрацию в порядке, установленном законодательством.
7. Учредителями специализированного дошкольного учреждения могут быть:
органы государственного управления;
органы государственной власти на местах;
другие государственные организации в соответствии с законодательством.
8. Специализированное дошкольное учреждение создается по итогам совместного изучения Министерством народного образования Республики Каракалпакстан, областными управлениями народного образования, Главным управлением народного образования г. Ташкента и Министерством здравоохранения Республики Каракалпакстан, областными управлениями здравоохранения, Главным управлением здравоохранения г. Ташкента контингента детей с различными нарушениями в физическом или умственном развитии.
При наличии контингента детей, нуждающихся в лечебно-оздоровительных услугах, Министерство народного образования Республики Каракалпакстан, областные управления народного образования, Главное управление народного образования г. Ташкента совместно с Министерством здравоохранения Республики Каракалпакстан, областными управлениями здравоохранения, Главным управлением здравоохранения г. Ташкента обращаются в хокимият соответствующего района (города) с обоснованным предложением об организации специализированного дошкольного учреждения.
Предложение по созданию специализированного дошкольного учреждения должно быть обосновано официальными статистическими данными органов здравоохранения за последние 5 лет, показывающими рост соответствующих заболеваний среди детей в возрасте от 2 до 7 лет в регионе предлагаемого к созданию специализированного дошкольного учреждения.
9. Хокимият соответствующего района (города) в недельный срок с момента обращения изучает дислокацию детских дошкольных образовательных учреждений на территории предполагаемого местонахождения организуемого специализированного дошкольного учреждения и выбирает типовое здание детского сада (ясли) из числа функционирующих либо участок для строительства нового здания по специальному проекту, разработанному с учетом нормативных требований, предъявляемых при организации специализированного образовательного учреждения для его размещения.
Данное предложение с соответствующими обоснованиями в недельный срок вносится хокимиятом района (города) соответственно Министерству финансов Республики Каракалпакстан, финансовым управлениям соответствующей области и г. Ташкента.
10. Министерство финансов Республики Каракалпакстан, финансовые управления областей и г. Ташкента совместно с Министерством народного образования Республики Каракалпакстан, областными управлениями народного образования, Главным управлением народного образования г. Ташкента в месячный срок рассматривают предложение о создании специализированного дошкольного учреждения.
11. Решение о создании специализированного дошкольного учреждения в недельный срок принимается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента при наличии положительных заключений Министерства народного образования Республики Каракалпакстан, областных управлений народного образования, Главного управления народного образования г. Ташкента и Министерства финансов Республики Каракалпакстан, финансовых управлений областей и г. Ташкента.
12. Специализированные дошкольные учреждения, в соответствии с их специализацией, подразделяются на следующие типы:
специализированное дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи;
специализированное дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями слуха;
специализированное дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями зрения;
специализированное дошкольное учреждение для детей с психическими нарушениями (задержка психического развития, умственная отсталость);
специализированное дошкольное учреждение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
специализированное дошкольное учреждение для детей со сложными дефектами.
При недостаточности контингента воспитанников для создания специализированного дошкольного учреждения по вышеуказанным типам разрешается создание многопрофильного специализированного дошкольного учреждения, с формированием групп воспитанников с различными нарушениями (отклонениями в развитии).
III. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ
ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
13. В специализированное дошкольное учреждение принимаются следующие категории детей дошкольного возраста 2-7 лет:
дети с тяжелыми нарушениями речи (алалия, детская афазия, ринолалия, дизартрия, заикание, задержка психо-речевого развития);
дети с тяжелыми нарушениями слуха (глухота I-IV группы, слабослышащие, позднооглохшие);
дети с тяжелыми нарушениями зрения (слепые, слабовидящие с амблиопией и косоглазием);
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (состояние после всех видов операций черепа, шеи, грудной клетки, спины, суставов и конечностей; все врожденные пострахитические, посттравматические, послеожоговые и идипатические деформации шеи, грудной клетки, спины и конечностей; кифозы, лордозы, кифосколиоз, нарушение осанки, деформации грудной клетки, спины и конечностей, плосковальгусная стопа, паралитические опущения стопы; аномалии развития опорно-двигательного аппарата, деформация суставов, артрозоартриты, рекурвация суставов, задержка физического развития; остехондропатии, хондродистрофия; все патологии опорно-двигательного аппарата при детском церебральном параличе (ДЦП), после перенесенного полиомиелита и менингоэнцефалита, гемипарезы, плегии, монопарезы, паралич Эрба-Дюшена, полирадикулоневриты);
дети с задержкой психического развития (умственная отсталость, глубокая умственная отсталость, задержка психического развития);
дети со сложными дефектами (имеющие 2 и более недостатков в развитии).
14. Прием детей в специализированные дошкольные учреждения осуществляется на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии (далее - МППК).
Длительность пребывания в специализированном дошкольном учреждении и срок коррекционной работы с детьми устанавливается в заключении МППК.
Категорически запрещается прием в специализированное дошкольное учреждение детей, не соответствующих категориям, указанным в пункте 13 настоящего Положения.
15. Образование и лечебное оздоровление детей с различными нарушениями в физическом или умственном развитии осуществляются на основе следующих принципов:
коррекционной направленности обучения, воспитания и лечения (оздоровления);
использования специальной методологии обучения и воспитания;
дифференцированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса.
16. Организация обучения и воспитания в специализированном дошкольном учреждении строится с учетом индивидуальных особенностей детей.
Специализированное дошкольное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в соответствии с установленными государственными нормативами и требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию и лечению.
Содержание образования в специализированном дошкольном учреждении определяется программами, утвержденными или рекомендованными Министерством народного образования Республики Узбекистан. Специализированное дошкольное учреждение вправе использовать собственные (авторские) программы. Порядок утверждения таких программ устанавливается Министерством народного образования Республики Узбекистан.
17. В специализированном дошкольном учреждении наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (от двух лет и старше) и составляет соответственно:
для детей с тяжелыми нарушениями речи - 10-12 детей;
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше трех лет - 12-15 детей;
для глухих детей - 8 детей;
для слабослышащих детей - 10-12 детей;
для слепых детей - 6 детей;
для слабовидящих детей, детей с амблиопией, с косоглазием - 6-10 детей;
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - 6-10 детей;
для детей с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) до 3 лет - 6 детей;
для детей с глубокой умственной отсталостью в возрасте старше трех лет - 10 детей;
для детей с туберкулезной интоксикацией - 15-20 детей;
для детей, часто болеющих - 15-20 детей;
для детей со сложными дефектами (два и более дефекта) - 8-10 детей;
для детей с иными отклонениями в развитии (эндокринные заболевания) - 15-20 детей.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ
ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
18. Лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, направленные на оздоровление детей с различными нарушениями в физическом или умственном развитии, осуществляются в специализированном дошкольном учреждении штатными медицинскими работниками или закрепленными за ним медицинскими работниками учреждений здравоохранения.
19. Медицинскими работниками специализированного дошкольного учреждения проводятся лечебно-оздоровительные мероприятия, направленные на профилактику рецидивов болезни и улучшение здоровья детей.
20. Занятия по лечебной физкультуре проводятся инструктором лечебной физкультуры или преподавателем, имеющим соответствующую подготовку.
21. Принятие медицинских оздоровительных процедур, определенных курсом лечения, планируется для каждого ребенка индивидуально при согласовании расписания занятий.
22. В специализированном дошкольном учреждении на каждого ребенка заводится медицинская карта, выписка из которой выдается лечебному учреждению по месту жительства, родителям или лицам, заменяющим родителей, по окончании срока пребывания ребенка в специализированном дошкольном учреждении.
23. Контроль за правильной организацией и ведением всех оздоровительных и реабилитационных мероприятий в специализированном дошкольном учреждении осуществляется органами здравоохранения по месту нахождения специализированного дошкольного учреждения.
24. Укомплектование специализированных дошкольных учреждений медицинским персоналом осуществляется совместно с районными (городскими) медицинскими объединениями.
ПРОЦЕССА
25. Участниками образовательного процесса в специализированном дошкольном учреждении являются воспитанники, педагогические, медицинские и другие работники, родители или лица, заменяющие родителей.
26. Воспитанники специализированного дошкольного учреждения имеют право на:
получение бесплатного дошкольного образования, медицинского обслуживания;
обеспечение питанием в соответствии с утвержденными в Республике Узбекистан санитарными правилами и нормами для специализированного дошкольного учреждения;
участие в различных мероприятиях.
27. Другие права и обязанности воспитанников специализированного дошкольного учреждения определяются законодательством и уставом специализированного дошкольного учреждения.
28. Право на занятие педагогической и медицинской деятельностью в специализированном дошкольном учреждении имеют лица с соответствующим профильным образованием, профессиональной подготовкой, обладающие высокими нравственными качествами.
29. Родители или лица, заменяющие родителей, имеют право знакомиться с образовательно-воспитательной деятельностью специализированного дошкольного учреждения, ходом оказываемой образовательной и медицинской помощи их ребенку.
VI. УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ
ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
30. Непосредственное руководство специализированным дошкольным учреждением осуществляет заведующий. Прием на работу заведующего специализированным дошкольным учреждением осуществляется территориальными органами народного образования по согласованию с Министерством народного образования Республики Узбекистан.
Трудовой договор с заведующим специализированным дошкольным учреждением заключается сроком на один год.
Квалификационные требования, предъявляемые к должности заведующего специализированным дошкольным учреждением, определяются Министерством народного образования Республики Узбекистан.
31. Заведующий действует от имени специализированного дошкольного учреждения, представляет его интересы, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом специализированного дошкольного учреждения и заключает договоры.
32. Заведующий:
принимает решения по вопросам, входящим в компетенцию специализированного дошкольного учреждения, и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на специализированное дошкольное учреждение задач и функций;
в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников специализированного дошкольного учреждения;
вносит на рассмотрение в соответствующие органы народного образования предложения по решению отдельных вопросов, связанных с укреплением учебно-материальной базы, совершенствованием учебно-воспитательной работы, обеспечением квалифицированными педагогическими кадрами, и по другим вопросам деятельности специализированного дошкольного учреждения;
заключает трудовые договоры с педагогическими, медицинскими и другими работниками;
осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.
33. В специализированном дошкольном учреждении формируются и функционируют педагогический, методический и попечительский советы, порядок деятельности которых определяется Министерством народного образования Республики Узбекистан.
VII. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
34. Финансирование деятельности специализированного дошкольного учреждения осуществляется в установленном законодательством порядке за счет:
ассигнований из Государственного бюджета Республики Узбекистан;
добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц;
родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан (далее - родительская плата), взимаемой в размере и порядке, установленными законодательством;
иных источников, не запрещенных законодательством.
Перечень нарушений в физическом или умственном развитии детей, при которых не взимается родительская плата, определяется Министерством народного образования Республики Узбекистан по согласованию с Министерством здравоохранения и Министерством финансов Республики Узбекистан.
35. Специализированное дошкольное учреждение финансируется на основании сметы расходов, утвержденной специализированным дошкольным учреждением и зарегистрированной в соответствующих территориальных финансовых органах, в установленном законодательством порядке.
36. Штатное расписание утверждается в соответствии с типовыми штатами в установленном законодательством порядке.
37. Заработная плата работников специализированного дошкольного учреждения устанавливается в соответствии с законодательством.
38. Воспитанники специализированного дошкольного учреждения обеспечиваются питанием по среднесуточным рациональным нормам потребления пищевых продуктов для специализированного дошкольного учреждения в соответствии с утвержденными в Республике Узбекистан санитарными правилами и нормами.
39. Специализированное дошкольное учреждение представляет финансовую и статистическую отчетность в соответствующие государственные органы в порядке, установленном законодательством.
40. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью специализированного дошкольного учреждения осуществляется Главным контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Республики Узбекистан и его территориальными подразделениями.
ПОЛОЖЕНИЕ
41. Реорганизация специализированного дошкольного учреждения осуществляется в порядке, установленном законодательством.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2010 г., N 24-25, ст. 194
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2010 г., N 6, ст. 32