язык интерфейса

2015 год

2015 год/ Собрание законодательства РУз N 23

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


N 23



Законом "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" (от 9.06.2015 г. N ЗРУ-388) внесены дополнения в Закон "О государственной власти на местах" (от 2.09.1993 г. N 913-XII).

Согласно документу хоким области, района, города ежегодно должен представлять отчет по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития.

Отчет хокима заслушивается на заседании соответствующего Кенгаша народных депутатов, посвященном итогам социально-экономического развития области, района, города за предыдущий год и важнейшим приоритетным направлениям социально-экономической программы на год текущий. Такие заседания в областях и городе Ташкенте проводятся не позднее 10 дней после проведения соответствующего заседания Кабинета Министров, а в районах и городах - не позднее 10 дней после проведения соответствующих заседаний в областях.

На заслушивание отчетов хокимов областей и города Ташкента приглашаются члены Сената, депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса, избранные от соответствующих областей и города Ташкента, члены Кабинета Министров, руководители органов госуправления, хокимы районов и городов, руководители структурных подразделений органов исполнительной власти областей и города Ташкента.

На заслушивание отчета хокимов района и города приглашаются члены Сената, депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса и областных кенгашей народных депутатов, избранные от соответствующих избирательных округов, представители Кабинета Министров, органов госуправления, хоким области или его заместители, руководители структурных подразделений органов исполнительной власти района и города.

Также на заслушивание отчета хокима могут приглашаться представители других госорганов, органов самоуправления граждан, предприятий, учреждений, организаций, в том числе ННО, политических партий, СМИ, расположенных на соответствующей территории, и другие лица.

Обсуждение отчета осуществляется с учетом оценок и задач, определенных на заседаниях Кабинета Министров, а также областных кенгашей народных депутатов.

По итогам обсуждения принимается решение соответствующего Кенгаша народных депутатов, в котором дается комплексная оценка эффективности работы хокима и органов исполнительной власти на местах, предусматриваются рекомендации и предложения по совершенствованию их работы, а также меры по обеспечению контроля за ходом реализации решения. Это решение и отчет хокима подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях и на веб-сайтах местных органов госвласти.


* * *



Законом "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" от 9.06.2015 г. N ЗРУ-388 дополнена статья Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за содержание притонов и сводничество.

Напоминаем, что, согласно части первой статьи 131 Уголовного Кодекса (далее - УК) организация или содержание притонов разврата, а равно сводничество из корыстных или иных низменных побуждений является уголовным деянием и наказывается штрафом от 25 до 50 минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет.

Законом была дополнена часть вторая указанной выше статьи. Был введен пункт "в" предусматривающий, что организация или содержание притонов разврата, а равно сводничество из корыстных или иных низменных побуждений по предварительному сговору группой лиц наказываются арестом до шести месяцев или лишением свободы до пяти лет.

Аналогичное наказание применяется за содержание притонов и сводничество:

с привлечением несовершеннолетнего;

за повторное совершение преступления;

за его совершение опасным рецидивистом или лицом, ранее совершившим такие преступления, как торговля людьми или похищение человека.

Ранее такого квалифицирующего признака (отягчающего вину обстоятельства), как совершение преступления по предварительному сговору группой лиц, предусмотрено не было. То есть даже в случае если преступление совершалось несколькими лицами, то наказание применялось в соответствии с частью первой статьи 131 УК РУз.


* * *



Законом N ЗРУ-388 от 9.06.2015 г. "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" внесены дополнения в Закон "О радиочастотном спектре" от 25.12.1998 г. N 725-I.


Коротко о главном. В Законе "О радиочастотном спектре" теперь предусмотрена дополнительная защита безопасности и конфиденциальности пользователей, заключающаяся в исключении несанкционированного доступа к передаваемой информации.


Прежде всего введен запрет на передачу права пользователя радиочастотного спектра другому лицу.

Полномочия радиочастотных органов дополнены еще одним пунктом - выявление незаконно действующих радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.

Пользователями при использовании радиочастотного спектра должны приниматься меры по информационной безопасности, обеспечивающие в том числе:

исключение несанкционированного доступа к передаваемой информации, неконтролируемого использования и остановки работы систем связи, а также их использования в целях, наносящих ущерб личности, обществу и государству;

конфиденциальность и целостность информации (данных) в процессе ее (их) передачи;

неизменность режима функционирования связи в случае попыток несанкционированного или непреднамеренного вмешательства.

В случае приема радиосообщения, предназначенного другому лицу, запрещаются его фиксация, раскрытие, распространение или изменение его содержания и факта его наличия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Передача конфиденциальной информации, в том числе сведений, содержащих государственные секреты, по каналам радиосвязи без использования сертифицированных средств криптографической защиты информации запрещается.

При этом документом отмечено, что мониторинг радиочастотного спектра, осуществляемый радиочастотными органами, не является нарушением конфиденциальности радио


* * *



Законом N ЗРУ-388 от 9.06.2015 г. "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс.


Коротко о главном. С 1 января 2016 года некоторые процедуры судебного делопроизводства в гражданских судах, такие как подача иска, ходатайств, жалоб, получение судебного решения, определения и постановления будут возможны как в письменной, так и в электронной форме.


Документы, переписка делового и личного характера, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, полученные посредством факса, электронной или иной связи либо другим способом, позволяющим установить достоверность документа, будут признаваться письменными доказательствами.

Обратим внимание, что теперь вызов в суд лиц, участвующих в деле, а также свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков возможен не только судебными повестками, телефонограммами, телеграммами, но и другими средствами связи, позволяющими установить достоверность документа. При этом извещения, телефонограммы, телеграммы, копия судебной повестки, направленные в электронной форме через информационную систему, должны быть обязательно приобщены к материалам дела.

Повестка может быть направлена в электронной форме через информационную систему в случае указания лицом, участвующим в деле, электронного адреса и должна содержать;

наименование, точный адрес, номер телефона, электронный адрес суда;

указание места и времени явки;

наименование дела, по которому производится вызов;

указание, в качестве кого лицо вызывается;

предложение лицам, участвующим в деле, представить все имеющиеся у них доказательства по делу;

указание на последствия неявки.

Отказ адресата от принятия повестки или неявка лица, извещенного в электронной форме через информационную систему, не являются препятствием к разбирательству дела.

В случае если лица, участвующие в деле, сообщали суду номера телефонов и факсов, электронный адрес, они должны проинформировать суд об их изменении во время производства по делу.

Гражданские дела будут возбуждаться в суде путем подачи заявления как в письменной, так и в электронной форме через информационную систему. В этом случае в заявлении могут быть указаны номера телефонов и факсов, электронный адрес истца или его представителя, а также другой стороны.

Указание в заявлении электронного адреса является согласием заявителя на получение судебных повесток и других извещений, копий решений и определений суда в электронной форме через информационную систему.

Направление определения также может быть отправлено как в письменной, так и в электронной форме через информационную систему.

Теперь предусмотрена возможность высылать сторонам и другим лицам, участвующим в деле, по их просьбе копию решения суда или определения суда о приостановлении, прекращении производства по делу либо об оставлении заявления без рассмотрения в электронной форме через информационную систему.

Письменные или электронные копии решений и определений суда высылаются сторонам и другим лицам не позднее пяти дней со дня вынесения решения или определения.

Подача заявления о пересмотре заочного решения предусматривается в электронной форме.

Подача в суд и получение из суда других документов, предусмотренных законодательством, также возможна в электронной форме. Следует отметить, что сроки для таких документов установлены как и для бумажных. Все изменения и дополнения вступают в силу с 1 января 2016 года.


* * *



Законом N ЗРУ-388 от 9.06.2015 г. "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" внесены изменения в законы "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", "Об автомобильном транспорте", "О железнодорожном транспорте" и в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности с целью приведения в соответствие с Законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика" N ЗРУ-386.

Напомним, что согласно данному закону пострадавшим на транспорте гарантируется право на получение страхового возмещения вне зависимости от вида транспорта и характера перевозки.


Коротко о главном. Кодексом об административной ответственности теперь предусмотрены штрафы за невыполнение перевозчиком обязанности по обязательному страхованию гражданской ответственности.


Вышеуказанные законы теперь содержат норму, определяющую, что обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика осуществляется им самим.

Невыполнение перевозчиком установленной Законом обязанности по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу пассажиров влечет наложение штрафа на должностных лиц от 7 до 10 минимальных размеров заработной платы согласно новой статье 146-1 Кодекса об административной ответственности.

Необходимо принять во внимание, что изменения и дополнения вступают в силу в день вступления в силу Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика" N ЗРУ-386 , т.е. 27.11.2015 г.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 4.06.2015 г. N 149 внесены изменения и дополнения в некоторые решения Правительства в связи с дальнейшим совершенствованием деятельности юридических служб органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах.


Коротко о главном. Введен запрет на сокращение имеющихся штатных единиц юридической службы либо их перераспределение. Для лиц, впервые назначенных на должность работника юрслужбы, обязательна стажировка в органах юстиции.


Порядок прохождения стажировки лиц, впервые принятых в юрслужбы, определяется Министерством юстиции.

Документом также определено, что лица, принятые на работу по полученной специальности после окончания высшего образовательного учреждения, подлежат аттестации не позднее трех месяцев с момента истечения двух лет работы по специальности.

Лица, принятые на должность работника юрслужбы и проходившие аттестацию в течение последних пяти лет и имеющие свидетельство о ее прохождении, подлежат аттестации в течение двух месяцев до окончания срока действия этого свидетельства.

Напомним, что по общему правилу лица, принятые на должность работника юридической службы, подлежат аттестации в течение шести месяцев со дня принятия на работу.

Документ содержит ряд других изменений.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 10.06.2015 г. N 153 внесены изменения и дополнения в постановление Кабмина "Об утверждении нормативно-правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствование порядка назначения и выплаты государственных пенсий" (Указ Президента Республики Узбекистан от 14 апреля 2015 года N УП-4715 "О дополнительных мерах по дальнейшему усилению социальной защиты и материальной поддержки старшего поколения")" от 8.09.2011 г. N 252.


Коротко о главном. В Положении о порядке назначения и выплаты государственных пенсий теперь регламентирован порядок выплаты доплат к пенсии пенсионерам в возрасте 100 лет и более.


Согласно документу, кроме надбавок, к пенсиям граждан указанного возраста с 1 мая 2015 года начисляется ежемесячная доплата в размере 100% минимальной заработной платы в соответствии с Указом Президента N УП-4715.

Отмечено, что эта доплата производится независимо от числа и размеров надбавок к пенсии и выплачивается гражданам Узбекистана, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в нашей стране.

Если есть перерыв между окончанием срока действия временной прописки (учета по месту пребывания в городе Ташкенте и Ташкентской области) или вида на жительство и следующей датой временной прописки (учета по месту пребывания в городе Ташкенте и Ташкентской области) или вида на жительство, выплата пенсии продолжается отделом Пенсионного фонда с новой даты временной прописки (учета) или вида на жительство. При этом выплата пенсии продолжается с того времени, с которого она была приостановлена, но не более чем за 12 месяцев.

Например, срок действия временной прописки (учета) или вида на жительства пенсионера заканчивается 15.06.2015 г. Пенсионер заново прописывается временно (встает на учет) или оформляет вид на жительство 15.07.2016 г. и обращается за доплатой. В этом случае пенсионер имеет право на доплату с 15.07.2015 г. до 15.07.2016 г., а за период с 15.06.2015 г. по 15.07.2015 г. доплата не производится, так как это уже превышает период 12 месяцев.

Из Положения о порядке пересчета заработка, принимаемого для исчисления пенсии, с применением индивидуальных коэффициентов заработка, исключена норма, предусматривающая порядок пересчета пенсии, назначенной (пересчитанной) с применением индивидуального коэффициента заработка, в случае представления пенсионером дополнительных документов, влияющих на размер пенсии (о стаже работы или заработке и др.). Эта норма определяла, что пересчет осуществляется с принятием за основу исчисления среднемесячной минимальной заработной платы, первоначально определенной при назначении (пересчете) пенсии, и с повышением размера пенсии пропорционально в соответствии с указами Президента.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 10.06.2015 г. N 154 определен источник компенсационных средств населению, проживающему на территории строительства электрифицированной железной дороги "Ангрен-Пап".


Напомним, что в июле 2013 года ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" приступила к строительству железнодорожной линии "Ангрен-Пап". Она пройдет через перевал "Камчик" и свяжет Ферганскую долину с остальной частью Узбекистана.


Компенсационные выплаты в сумме 4,1 млрд сумов владельцам жилья и земельных участков, находящихся на территории строительства, должен осуществить хокимият Наманганской области за счет средств местного бюджета.

2 млрд сумов из указанной суммы будут перечислены из средств, поступивших на специальный счет Управления по земельным ресурсам и государственному кадастру Наманганской области для возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. Указанные средства носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.

Постановлением предусмотрено внесение изменения в Положение о порядке возмещения убытков владельцев, пользователей, арендаторов и собственников земельных участков, а также потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства (приложение N 2 к Постановлению КМ от 25.05.2011 г. N 146). Изменение подразумевает возможность использования средств, поступивших в счет возмещения потерь, для других целей, связанных с земельными отношениями, но только по решению Кабинета Министров.


* * *



Приказом начальника Государственной инспекции Узбекистана по надзору за безопасностью полетов (зарегистрирован Министерством юстиции 8.06.2015 г. N 1186-9) внесены изменения и дополнения в Положение о медицинском освидетельствовании авиационного персонала гражданской авиации Республики Узбекистан.


Коротко о главном. Усилены меры по допуску авиаперсонала к работе в части обследования на наркотическое, алкогольное опьянение и наличие заболеваний, не позволяющих осуществлять профессиональную деятельность.


Теперь проверка авиаперсонала на употребление наркотических и психотропных средств проводится при приеме на работу (выборочно), по медицинским показаниям, при наличии обоснованного подозрения, при авиационном происшествии (инциденте) - по решению председателя комиссии по расследованию происшествия.

Стационарное обследование должно проводиться, как правило, в срок до 10 дней (ранее - до 14) и оформляться справкой.

После оперативного лечения на органах малого таза женщины с доброкачественной патологией признаются негодными к летной (диспетчерской) работе не более 4 месяцев. Допуск к работе возможен при условии отсутствия каких-либо осложнений, которые могут повлиять на безопасное выполнение профессиональных обязанностей.

Внутриглазное давление измеряется обладателям медицинских заключений I и III класса по достижении 40-летнего возраста один раз в три года, по достижении 50-летнего возраста - один раз в два года, обладателям медицинских заключений II класса по достижении 40- и 50-летнего возраста - единожды. Выявление в анамнезе у авиаперсонала наследственной предрасположенности к глаукоме является показанием к измерению внутриглазного давления ежегодно.


* * *



Совместным постановлением Министерства труда и социальной защиты населения, Службы национальной безопасности (зарегистрировано Министерством юстиции 11.06.2015 г. N 2682) утверждено Положение о порядке привлечения на работы по обустройству Государственной границы Республики Узбекистан.

Определено, что привлечение граждан (рабочих) среди местного населения на работы по обустройству Госграницы осуществляется на основании трудового договора в установленном трудовым законодательством порядке.

Соответствующее структурное подразделение по инженерному обустройству границы Комитета СНБ по защите Госграницы является работодателем по трудовому договору. Привлечение на работы осуществляется работодателем самостоятельно посредством районных (городских) центров содействия занятости и социальной защиты населения.

Для организации массового привлечения граждан на работы по обустройству работодатель заранее представляет центру сведения о необходимом количестве граждан, их квалификации (специальности, навыках) и месте проведения работ по обустройству. После поступления в центр соответствующих сведений лицам, признанным безработными, имеющим соответствующую квалификацию (специальность, навыки) и проживающим на территории проведения работ, в течение 5 дней выдается направление на трудоустройство и одновременно работодателю представляется список трудоустраивающихся.

В целях обеспечения специального режима (безопасности) при осуществлении работ работодатель может отказать в приеме на работу отдельным гражданам.

Трудовые книжки граждан ведутся в соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек (от 29.01.1998 г. N 402).

Оплата гражданам зарплаты производится на основании Единой тарифной сетки по оплате труда, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 21.07.2009 г. N 206, и в размерах, определенных за работы по обустройству исходя из объемов выполненных работ в учетном периоде в сдельной форме оплаты труда. Оплата за отдельные виды работ по обустройству может производиться в повременной форме. Учетный период определяется работодателем в рабочих днях. Если работы по обустройству проводятся в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями и условиями жизни, в которых введены районные коэффициенты и надбавки, при исчислении зарплаты граждан применяются районные коэффициенты и надбавки, установленные законодательством.

Вид рабочей недели и режим рабочего времени (продолжительность ежедневного рабочего времени (смены), время начала и окончания работы, перерывов, количество смен в течение суток, поочередная смена рабочих и нерабочих дней, порядок перехода граждан со смены на смену) определяются работодателем в соответствии с трудовым законодательством.

Учет рабочего времени и объемов выполненных работ ведется работодателем ежедневно.

В необходимых случаях и с согласия граждан работа на объекте может осуществляться вахтовым методом в соответствии с Положением о вахтовом методе производства строительно-монтажных работ на отдаленных и особо важных объектах (от 28.11.1998 г. N 551).

Финансирование работ по обустройству, включая зарплату граждан и единый социальный платеж, осуществляется в пределах средств, выделяемых из бюджета, на основании проектно-сметной документации.

Зарплата граждан отражается в финансовых документах работодателя в отдельной строке. Доходы граждан облагаются налогом в порядке, установленном законодательством.

Документ принят на государственном языке.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Республики Узбекистан N 23 от 15 июня 2015 года.