язык интерфейса

2015 год

2015 год/ Собрание законодательства РУз N 34

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


N 34



26 августа подписан Закон N ЗРУ-393 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В документе определены основные направления государственной политики, полномочия Правительства страны, права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, права органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций (ННО) в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Помимо этого, конкретизируются санитарно-эпидемиологические требования к:

разработчикам нормативных документов в области технического регулирования при выборе земельного участка, планировке, проектировании и строительстве объектов, техническом и технологическом переоборудовании предприятий;

содержанию территорий, сооружений, зданий;

обезвреживанию, утилизации и захоронению химических и биологических материалов;

продуктам питания, их производству, транспортировке;

условиям труда;

мероприятиям по предупреждению возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с Законом не допускается проживание граждан в жилых помещениях, не отвечающих санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.

Документом регламентируются организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые включают в себя:

санитарную охрану территории Узбекистана, т.е. комплекс мер, направленных на предупреждение заноса и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также предотвращение ввоза на территорию товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ и грузов, представляющих опасность для человека.

Санитарная охрана обеспечивается путем проведения санитарно-карантинного контроля и карантина.

Санитарно-карантинный контроль проводится соответствующими органами, осуществляющими санитарный госнадзор, в пунктах пропуска через Государственную границу.

В случае угрозы возникновения или распространения инфекционных и паразитарных заболеваний Кабинет Министров, Совет Министров Каракалпакстана, органы госвласти на местах по представлению соответственно Главного государственного санитарного врача и главных государственных санитарных врачей Каракалпакстана, областей, города Ташкента, районов и городов, их заместителей могут вводить на соответствующих территориях или объектах карантин;

меры, проводимые в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний, т.е. выявление, изоляция и госпитализация лиц с подозрением на инфекционные и паразитарные заболевания, а также лабораторное обследование контактных лиц и медицинское наблюдение за ними, определение путей и факторов передачи инфекционных и паразитарных заболеваний и предотвращение их воздействия на человека;

проведение профилактических прививок в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемическим показаниям;

дезинфекционные мероприятия;

обязательные медицинские осмотры - предварительные при поступлении на работу и периодические. Перечень профессий и производств, работники которых подлежат обязательным медицинским осмотрам, порядок и сроки их проведения утверждаются Министерством здравоохранения с предварительным уведомлением Федерации профсоюзов;

гигиеническое обучение и воспитание граждан в образовательных учреждениях.

Перед допуском к работе, при переподготовке, повышении квалификации кадров, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевого сырья, продуктов питания и питьевой воды, обучением и воспитанием детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, в образовательных учреждениях.

Закон запрещает вмешательство в деятельность органов, осуществляющих санитарный госнадзор, воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц, осуществляющих его, с целью воспрепятствования их законной деятельности.


* * *



Указом Президента от 26.08.2015 г. N УП-4751 повышены размеры заработной платы работникам бюджетных учреждений и организаций, пенсий и социальных пособий и стипендий в среднем в 1,1 раза.

С 1 сентября 2015 года на территории Республики Узбекистан минимальные размеры:

заработной платы - 130 240 сумов в месяц;

пенсии по возрасту - 254 730 сумов в месяц.

Размер пособия инвалидам с детства - 254 730 сумов в месяц.

Размер пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы - 156 310 сумов в месяц.

Все виды надбавок и доплат к заработной плате и к пенсиям, компенсационные и другие выплаты, установленные в отношении к МРЗП, с 1 сентября 2015 г. должны производиться исходя из размера МРЗП, утвержденного данным Указом - 130 240 сумов.

Повышение размеров заработной платы работникам хозрасчетных предприятий и организаций будет производиться в соответствии с минимальной заработной платой, установленной настоящим Указом, за счет повышения эффективности производства и снижения затрат труда.

* * *



Постановлением Кабинета Министров от 22.08.2015 г. N 244 внесены корректировки в Программу локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов, предусматривающие:

включение в Программу локализации, утвержденную Постановлением Президента от 11.02.2015 г. N ПП-2298, 21 проекта 12 предприятий;

исключение из Программы локализации 6 проектов 5 предприятий.

Предприятия, включенные в Программу локализации, освобождаются сроком на 3 года от уплаты:

- таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) за ввозимые технологическое оборудование и запчасти к нему, а также компоненты, не производимые в республике, используемые в технологическом процессе при производстве локализуемой продукции;

- налога на прибыль, ЕНП (для субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) в части продукции, произведенной по проектам локализации;

- налога на имущество в части основных производственных фондов, используемых для производства локализуемой продукции.

Льготы применяются согласно Постановлению Президента от 4.02.2014 г. N ПП-2120 по:

таможенным платежам - со дня официального опубликования настоящего Постановления - со 2.09.2015 г.;

налогам - с первого числа месяца, следующего за датой официального опубликования Постановления - с 1.10.2015 г.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 25.08.2015 г. N 246 внесены изменения и дополнения в некоторые решения Правительства, связанные с повышением эффективности и качества педагогической деятельности.

Документом утвержден перечень документов, представляемых в Высшую аттестационную комиссию при Кабинете Министров для учета сведений о лицах, имеющих ученую степень доктора философии (Ph.D) или другие приравненные к ней ученые степени, полученные в зарубежных государствах.

Высшей аттестационной комиссией на основе соответствующей информации будет осуществляться учет сведений об указанных  лицах.

Внесенными изменениями в Положение о порядке приема педагогических работников на работу в высшие образовательные учреждения от 10.02.2006 г. N 20 скорректирован порядок замещения должности заведующего кафедрой. Теперь в конкурсе на замещение завкафедрой может принять участие лицо, имеющее ученую степень доктора наук, кандидата наук, ученое звание профессора или доцента, а также степень доктора философии (Ph.D) или приравненные к нему другие ученые степени зарубежных стран по соответствующей специальности. Указанные лица допускаются к замещению должности завкафедрой на один 5-летний срок.

По истечении одного срока указанные лица могут вновь принять участие в конкурсе только в исключительных случаях, по представлению ректора высшего образовательного учреждения и с разрешения соответствующего министерства или ведомства по подчиненности. Третий срок подряд не допускается.

К участию в конкурсе на замещение должности заведующего кафедрой языков, физвоспитания и спорта, графики и черчения, направлений культуры и искусства может допускаться лицо без ученого звания доцента (ученой степени кандидата наук, доктора философии (Ph.D) или приравненных к нему других ученых степеней зарубежных стран по соответствующей специальности), но имеющее опыт методической, научно-педагогической, творческой и организационной деятельности не менее 5 лет.

Также скорректирован порядок замещения должности профессора. В конкурсе на данную должность может принять участие лицо, имеющее ученое звание профессора или ученую степень доктора наук, а также приравненные к нему другие ученые степени зарубежных стран по соответствующей специальности.

В конкурсе на замещение должности профессора также может принять участие на один срок лицо, имеющее ученую степень кандидата наук или приравненные к нему другие ученые степени зарубежных стран по соответствующей специальности или ученое звание доцента, при наличии не менее 5 лет стажа научно-педагогической работы, являющееся автором учебников и учебных пособий по образовательным направлениям данной кафедры.

В конкурсе на замещение должности доцента может принять участие лицо, имеющее ученое звание доцента, старшего научного сотрудника или ученую степень доктора (кандидата) наук, а также доктора философии (Ph.D) или приравненные к нему другие ученые степени зарубежных стран по соответствующей специальности.

Теперь выпускник магистратуры в год окончания высшего образовательного учреждения по распределению назначается на преподавательскую должность вне конкурса, при наличии вакантных должностей сроком на 3 года. Данный срок применяется только для выпускников магистратуры, окончивших учебу на основе госгранта.

Изменен срок, в течение которого работник после заключения трудового договора обязан приступить к работе. Он также устанавливается по соглашению сторон, но не может превышать 1 месяц. Летний каникулярный (отпускной) период педагогических работников в указанный срок не входит. Напомним, что ранее этот срок составлял 3 месяца.

В документ в качестве приложения включены Критерии изучения деятельности педагогических работников высших образовательных учреждений.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 28.08.2015 г. N 248 внесены изменения и дополнения в постановление Кабинета Министров "Об организации деятельности Министерства экономики Республики Узбекистан" от 22.01.2003 г. N 37 (Постановление Президента от 4.08.2015 г. N ПП-2385 "О внесении изменений в структуру центрального аппарата Министерства экономики Республики Узбекистан").

Министерству экономики поручено ликвидировать Государственное предприятие Агентство по трансферу технологий.

Изменена предельная численность работников центрального аппарата Министерства экономики со 150 штатных единиц до 176 штатных единиц (без обслуживающего персонала).

Минэкономики теперь будет иметь не трех заместителей министра, как было ранее, а четырех.

Скорректированы задачи Министерства. Теперь оно осуществляет мониторинг состояния и разрабатывает программы развития отраслей и межотраслевых комплексов по их модернизации и техническому перевооружению на основе передовых ресурсосберегающих технологий с углублением локализации производства комплектующих изделий и готовой продукции на базе переработки местного сырья с учетом дальнейшей оптимизации импортозамещения.

Уточнено, что Министерство разрабатывает предложения по стимулированию развития экспортного потенциала и рационализации импорта, оптимизации торгового баланса, подготавливает ежегодные прогнозы экспорта, внешнеторгового и платежного балансов и осуществляет контроль за их исполнением на основе глубокого анализа объемов и структуры экспорта и импорта продукции, выявления резервов увеличения объемов и расширения номенклатуры экспорта.

Документ содержит ряд других изменений.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 28.08.2015 г. N 249 утвержден ряд мер по дальнейшему совершенствованию механизма регулирования экспорта плодоовощной продукции, картофеля, бахчи и винограда.


! Коротко о главном: С 1.09.2015 г. экспорт плодоовощной продукции, картофеля, бахчи и винограда (код ТН ВЭД 07-08) осуществляется исключительно железнодорожным и воздушным транспортом. С 1.10.2015 г. будет внедрен механизм ведения реестра недобросовестных экспортеров и их учредителей при осуществлении экспорта плодоовощной продукции.


В рамках исполнения данного Постановления поручено обеспечить:

- АО "Узбекистон темир йуллари"  по заявкам грузоотправителей своевременную подачу потребного количества изотермического и универсального подвижного состава;

- Государственному таможенному комитету  своевременное таможенное оформление и строгий контроль за средствами транспортировки экспорта плодоовощной продукции, картофеля, бахчи и винограда.

Ведение реестра недобросовестных экспортеров и их учредителей возложено на Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли. До этого срока данному министерству совместно с ЦБ, ГТК, ГНК и другими заинтересованными министерствами и ведомствами поручено разработать и утвердить Положение о порядке определения недобросовестных экспортеров и их учредителей, а также ведения их реестра.

Основанием для внесения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных экспортеров и их учредителей являются:

наличие просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым контрактам экспортеров;

несвоевременное осуществление обязательной продажи уполномоченным банкам части выручки в иностранной валюте от экспорта продукции.

Не допускается осуществление экспорта продукции хозяйствующими субъектами, внесенными в реестр недобросовестных экспортеров и их учредителей. Исключение хозяйствующего субъекта из реестра недобросовестных экспортеров и их учредителей осуществляется только после устранения им недостатков, послуживших основанием для внесения хозяйствующего субъекта в данный реестр.

Минфину совместно с ГНК и Госкомконкуренции поручено усилить меры правового воздействия на страховщиков. Предусмотреть  применение штрафных санкций к страховщикам за нарушение сроков выплаты страхового возмещения по договорам страхования экспортных контрактов, а также требований порядка учета и отчетности по страхованию экспортных контрактов в размере до 0,1% от минимального размера уставного капитала, установленного для страховщика в соответствии с законодательством о страховой деятельности.


* * *



В соответствии с Постановлением Президента "О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости коммерческих банков и развитию их ресурсной базы" (от 6.05.2015 г. N ПП-2344) постановлением правления Центрального банка (зарегистрировано МЮ 26.08.2015 г. N 2711) утверждена новая Инструкция о порядке осуществления депозитных операций в банках Республики Узбекистан. Ранее действовавшая Инструкция о порядке осуществления депозитных операций в банках Республики Узбекистан (рег. МЮ N 2205 от 4.03.2011 г.), а также изменения и дополнения к ней (рег. МЮ N 2205-1 от 16.11.2012 г.) утратят силу с 3 декабря 2015 года.

Согласно принятому документу в структуре сберегательного отделения филиала банка, исходя из объема работ по осуществлению последующего контроля за операциями по вкладам населения, должны быть созданы отдельные штатные единицы последующего контролера. В связи с этим установлено, что последующий контролер не может одновременно выполнять функции контролера сберегательной кассы.

Исключена норма, согласно которой письменная форма договора банковского вклада считалась соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой, сберегательным сертификатом или иным выданным банком вкладчику документом, отвечающим требованиям, предусмотренным для таких документов банковскими правилами, установленными в соответствии с законодательством, и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Отсюда следует вывод о том, что между вкладчиком и банком должен быть заключен отдельный договор банковского вклада.

Одним из новшеств является возможность внедрения банками электронных пластиковых вкладных карт в целях создания вкладчикам дополнительных удобств. Использование таких карт выбирается вкладчиками добровольно.

Определено, что банки минимум раз в квартал должны проверять наличие денежных средств, принятых от клиентов, в том числе вкладов населения, а также их соответствие сберегательным книжкам (сертификатам)*. При проверке наличия вкладов населения и их соответствия сберегательным книжкам (сертификатам) банки могут пользоваться программой "SMS-банкинг" с соблюдением требований Закона "О банковской тайне" (от 30.08.2015 г. N 530-II). При этом банки должны представить в Центральный банк сведения, подтверждающие проведение проверки. В противном случае проверка считается непроведенной.

В документе содержатся дополнительные разъяснения и по оформлению сберегательной книжки. В частности, определено, что все отметки об операциях в наличных деньгах должны быть заверены подписью кассира.

Уточнено, что операции по счетам сберегательного вклада могут осуществляться по письменному поручению вкладчиков - физических лиц или их законных представителей. Например, банк по поручению вкладчика может направить сумму его сберегательного вклада на выплату кредита, полученного в банке, и начисленных по нему процентов или коммунальных платежей. Ранее такие операции проводились по желанию вкладчиков - физических лиц.

По-прежнему в случаях когда вкладчик не требует возврата суммы сберегательного или срочного вклада после наступления обстоятельств, предусмотренных договором банковского вклада, договор считается продленным на условиях вклада до востребования, если иной порядок не предусмотрен договором банковского вклада. Теперь уточнено, что по сберегательным или срочным вкладам после завершения их срока начисляются проценты на условиях вклада до востребования, и это должно быть оговорено в договоре банковского вклада. В случаях продления срока договора банковского вклада после завершения срока сберегательных и срочных вкладов для данных вкладов не открываются новые счета, и учет вклада продолжается на предыдущем счете.

Кроме этого, после завершения срока запрещается переводить средства сберегательных и срочных вкладов на другие счета без участия вкладчика или его поверенного (если в договоре не предусмотрено иное).

Как и ранее, средства на сберегательные и срочные вклады юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и дехканских хозяйств, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, перечисляются с их основного счета. По окончании срока вклада или в случаях расторжения договора банковского вклада средства перечисляются на их основной счет. При этом запрещено перечислять средства на сберегательные и срочные вклады со вторичных счетов.

Уточнено, что проценты на сумму банковского вклада выплачиваются вкладчику по его требованию по истечении каждого месяца (если договором банковского вклада не установлен иной порядок). А не востребованные в этот срок проценты увеличивают сумму вклада, на которую начисляются проценты (если это предусмотрено договором банковского вклада). Ранее предусматривалось, что проценты выплачиваются вкладчику отдельно от суммы вклада и невостребованные проценты автоматически увеличивают сумму вклада, на которую начислялись проценты.

В документе также оговорено, что если вложенные средства полностью или частично выдаются в тот же день, когда они были внесены, то при начислении процентов день выдачи вклада не учитывается полностью или в части возвращенного вклада.

Установлен запрет на совершение банком и его филиалами расходных операций по вкладам без движения. Под вкладами без движения понимаются вклады, по которым не осуществляются никакие операции в течение 1 года - по вкладам до востребования, в течение 1 года после завершения срока вклада - по сберегательным и срочным вкладам (кроме начисления процентов). Прежде данный срок составлял 3 года.

Определено, что для полного или частичного получения средств по вкладам без движения вкладчик или его законный представитель подает заявление о его восстановлении на имя управляющего банком.

В Инструкции содержатся и другие изменения.

Документ принят на государственном языке.

Постановление вступает в силу по истечении 3 месяцев со дня его официального опубликования в "Собрании законодательства Республики Узбекистан" N 34 (690) от 2.09.2015 г.


-----------------------------------------

*) Сберегательная книжка является документом, письменно удостоверяющим вкладчику операции, выполненные банком по вкладу, и гарантирующим взятые по вкладу обязательства.

Сберегательным (депозитным) сертификатом является неэмиссионная ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов от банка, выдавшего сертификат, или любого филиала этого банка.


* * *



Приказом гендиректора Центра по координации и развитию рынка ценных бумаг при Госкомконкуренции (зарегистрирован Министерством юстиции 27.08.2015 г. N 2712) утверждено Положение о порядке деятельности комитета миноритарных акционеров в акционерном обществе.

Проект положения обсуждался на Едином портале. Подробнее с ним можно ознакомиться здесь.

В принятой редакции Положения есть ряд новшеств.

В частности определено, что правилами фондовой биржи может быть установлено требование к наличию котировального листа акций АО у комитета миноритарных акционеров для включения в биржевой.

Председатель комитета обязан организовать еженедельный прием миноритарных акционеров в день и время, определенные решением комитета.

Обращения в уполномоченный госорган по регулированию рынка ценных бумаг по вопросу защиты прав и законных интересов миноритарных акционеров и ответы на обращения акционеров оформляются в письменном виде на фирменном бланке общества и должны быть подписаны председателем комитета миноритарных акционеров.

Ведение учета входящих и исходящих писем, а также хранение документов, полученных в ходе деятельности, возлагается на одного из членов комитета миноритарных акционеров по решению комитета.

В случае невыплаты причитающихся дивидендов акционерам АО уполномоченный госорган по регулированию рынка ценных бумаг на основании обращения комитета миноритарных акционеров данного общества вправе предъявить иск в суд о возложении обязательства на общество выплатить дивиденды акционерам данного общества.


* * *



Приказом министра финансов (зарегистрирован Министерством юстиции 28.08.2015 г. N 2713) утверждено Положение о порядке перерасчета пенсий по Указу Президента от 26.08.2015 г. N УП-4751 "О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий".

Напомним, что с 1 сентября 2015 года установлены минимальные размеры:

заработной платы - 130 240 сумов в месяц;

пенсии по возрасту - 254 730 сумов в месяц;

пособия инвалидам с детства в размере 254 730 сумов в месяц;

пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, в размере 156 310 сумов в месяц.

Согласно документу для выравнивания заработка, из которого исчисляются вновь назначаемые после 1.09.2015 г. пенсии с применением индивидуальных коэффициентов заработка, введенных с 1.10.2011 г., принимаются МРЗП, приведенные в приложении к утвержденному Положению.

Пенсии, назначенные до 1.09.2015 г., перерассчитываются путем увеличения их размера в 1,1 раза в соответствии с размером повышения, предусмотренным в вышеназванном Указе.

Для расчета пенсии принимается среднемесячный заработок в сумме не выше 8 МРЗП (130 240 сумов х 8 = 1 041 920 сумов). В случае если размер новой среднемесячной зарплаты с учетом применения индивидуального коэффициента заработка, равен или превышает указанную сумму, пенсия перерассчитывается с заработка в сумме не выше 1 041 920 сумов (130 240 сумов х 8)  путем его умножения на процент, принятый для исчисления пенсии в зависимости от длительности стажа работы.

При отсутствии у пенсионеров по возрасту или по инвалидности I и II групп стажа работы, необходимого для установления пенсии, размер пенсии при перерасчете определяется пропорционально имеющемуся стажу.

Во всех случаях надбавки к пенсиям определяются исходя из МРЗП в 130 240 сумов, устанавливаемой на всей территории республики 1.09.2015 г. в соответствии с Указом Президента N УП-4751.