язык интерфейса

2013 год

2013 год/ Собрание законодательства РУз N 5

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


N 5



Постановлением Президента от 30.01.2013 г. N ПП-1914 принято предложение Центробанка и коммерческих банков о введении с 1 февраля 2013 года механизма продажи инвалюты физическим лицам - резидентам Узбекистана уполномоченными банками в безналичной форме с использованием международных платежных карт, а также утверждено Положение о порядке покупки и продажи иностранной валюты физическим лицам и об обменных пунктах, вступившее в силу с 1 февраля 2013 года.

Согласно Положению продажа инвалюты физическим лицам должна осуществляться в зданиях уполномоченных банков, их учреждений и филиалов в безналичной форме с использованием международных платежных карт и персональных пластиковых банковских карт в национальной валюте. Для покупки иностранной валюты следует обратиться в конверсионный отдел уполномоченного банка, представив: документ, удостоверяющий личность физлица - резидента Узбекистана; заявку установленной формы на покупку инвалюты с указанием ее суммы и вида с зачислением на международную платежную карту; персональную пластиковую банковскую карту с наличием на банковском счете суммы национальной валюты, достаточной для обменной операции. В случае ее отсутствия ответственный работник конверсионного отдела предлагает клиенту открыть на его имя пластиковую карту в этом же банке.

Сотрудник банка, проверив представленные ему документы, открывает на имя держателя персональной пластиковой карты международную платежную карту (при отсутствии таковой). Затем списывает с сумовой карты сумму, эквивалентную инвалюте, приобретаемой по обменному курсу на день совершения операции, и зачисляет реализованную иностранную валюту на международную платежную карту физлица, а также выдает справку о приобретении им иностранной валюты.

Покупку инвалюты у физических лиц - резидентов и нерезидентов Узбекистана уполномоченные банки осуществляют через обменные пункты (размещенные, как правило, в зданиях банков и их филиалов, аэропортов, железнодорожных вокзалов, гостиниц, управлений (отделов) въезда, выезда и гражданства органов внутренних дел, а также на таможенных постах) в неограниченных размерах. Эта операция оформляется контролером обменного пункта путем заполнения в двух экземплярах справки установленной формы, которая подписывается кассиром и контролером обменного пункта и самим физическим лицом.

В этих обменных пунктах осуществляется и продажа инвалюты физлицам - нерезидентам Узбекистана в пределах суммы ранее произведенного обмена инвалюты на национальную валюту при предъявлении ранее выданной обменным пунктом справки и паспорта. Сотрудник пункта, проверив документы нерезидента, проставляет в таможенной декларации штамп и делает отметку об обмене неиспользованной национальной валюты, выдает ему инвалюту и справку о ее приобретении.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 25.01.2013 г. N 18 утверждены:

Положение о порядке формирования и финансирования государственного заказа на реализацию проектов по внедрению и развитию информационно-коммуникационных технологий;

Типовое положение о материальном стимулировании штатных работников специализированных структурных подразделений министерств, ведомств и других организаций, ответственных за внедрение и развитие современных информационно-коммуникационных технологий.

Согласно первому Положению госзаказ направлен на реализацию проектов по внедрению и развитию межведомственных интегрированных информационных систем, информационных ресурсов и баз данных, межведомственных сетей передачи данных и формируется ежегодно с ежеквартальным уточнением достигнутых показателей и обновлением его адресной части. Он содержит данные о целях, задачах, направлениях, ожидаемых результатах и оценочной стоимости проектов, годовой потребности финансирования для реализации проекта.

Проекты отбирает Комиссия, состоящая из представителей Информационно-аналитического департамента по вопросам информационных систем и телекоммуникаций Кабинета Министров, министерств финансов, экономики, внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Госкомитета связи, информатизации и телекоммуникационных технологий и других ведомств.

Госзаказ на реализацию проектов формируется на год по схеме, обеспечивающей подготовку обновленной адресной части к концу каждого года.

Типовое положение определяет порядок и условия материального стимулирования штатных работников специализированных структурных подразделений министерств, ведомств и других организаций, ответственных за внедрение и развитие современных информационно-коммуникационных технологий, которое осуществляется в виде надбавки к должностному окладу.

Критериями для установления надбавок являются:

q эффективное использование электронного документооборота с учетом обеспечения его доли во внутреннем обороте - не менее 90%, в межведомственном - не менее 70%;

q внедрение интерактивных госуслуг юридическим и физическим лицам;

q обеспечение соответствия официального веб-сайта организации требованиям законодательства не менее чем на 80% и другие требования.

Надбавки могут быть отменены решением руководителя организации. Их размер не должен превышать 50% от должностного оклада работника.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 31.01.2013 г. N 22 утверждено Положение о порядке оптимизации размера земельного участка фермерского хозяйства и его ликвидации.

Согласно ему оптимизация и ликвидация такого земельного участка могут быть осуществлены на:

q добровольной основе;

q на основании выявленных фактов нарушения фермерским хозяйством договорной дисциплины и неэффективного ведения хозяйственной деятельности.

Добровольная оптимизация предполагает как увеличение, так и уменьшение участка. Уменьшение осуществляется по заявлению руководителя хозяйства хокиму района (города). Для увеличения фермерское хозяйство должно принять участие в конкурсе на предоставление в долгосрочную аренду земельных участков, находящихся в госсобственности.

Участок после добровольной оптимизации не должен быть меньше минимальных размеров, предусмотренных Законом "О фермерском хозяйстве". Так, для растениеводческого хозяйства минимальный размер участка, предоставляемого в аренду для хлопководства и зерноводства, составляет 30 гектаров, для садоводства, виноградарства, овощеводства и возделывания других культур, - 5. При оптимизации не допускается нарушать целостность контура земельного участка.

Получив заявление, хоким района (города) должен в 3-дневный срок передать документы в комиссию. Та в течение недели обязана рассмотреть вопрос о добровольной оптимизации размера участка фермерского хозяйства и вынести соответствующее заключение. Хоким на основании положительного заключения комиссии в недельный срок принимает решение об оптимизации размера участка и направляет его на рассмотрение областной комиссии (комиссии Республики Каракалпакстан), рассматривающей вопросы предоставления (реализации) земельных участков. Она в течение 10 дней утверждает решение хокима или выносит обоснованное решение об его отклонении.

После этого оформляются изменения в договор долгосрочной аренды земельного участка, заключенный между хокимом района (города) и руководителем фермерского хозяйства.

Оптимизация размера земельного участка фермерского хозяйства на основании выявленных фактов нарушения им договорной дисциплины и норм законодательства, а также неэффективного ведения хозяйственной деятельности инициируется местными органами госвласти.

Основаниями могут быть:

а) грубое нарушение условий договора аренды земельного участка, заключающееся прежде всего в нецелевом использовании предоставленных в аренду сельскохозяйственных угодий;

б) нарушение специализации фермерского хозяйства, определенной при его формировании;

в) нерациональное использование предоставленных в аренду сельскохозяйственных угодий, систематическое (в течение 3 лет подряд) получение урожаев ниже нормативной кадастровой оценки;

г) систематическое (в течение 3 лет подряд) невыполнение условий договора контрактации между фермерским хозяйством и заготовительными организациями, прежде всего по закупке сельхозпродукции для государственных нужд, за исключением наступления форс-мажорных обстоятельств;

д) неэффективное и низкорентабельное ведение хозяйственной деятельности.

При выявлении таких фактов составляется акт, к которому прилагаются подтверждающие документы и материалы. На его основании в течение 1 дня хокиму района (города) направляются представление и необходимые документы и материалы. Он в 3-дневный срок передает их комиссии по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков. Та на основе анализа представленных документов и материалов в недельный срок готовит заключение о расторжении договора аренды земельного участка либо оптимизации его размера и направляет его хокиму, который на основании этого заключения направляет руководителю фермерского хозяйства предложение о расторжении договора аренды либо оптимизации размера участка с приложением заключения комиссии, акта и иных необходимых документов и материалов.

В случае отклонения руководителем фермерского хозяйства предложения о расторжении договора или неполучении ответа в предусмотренный статьей 384 Гражданского кодекса срок* хоким в установленном порядке направляет в хозяйственный суд исковое заявление о расторжении договора аренды земельного участка, приложив к нему заключение комиссии, акт и иные необходимые документы и материалы.

Земельный участок ликвидированного фермерского хозяйства изымается и в последующем на конкурсной основе предоставляется другим претендентам в порядке, установленном законодательством.


-------------------------------------------

*) Срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - 30 дней.


* * *



Приказом министра труда и социальной защиты населения (зарегистрирован МЮ 28.01.2013 г.  N 2173-2) внесены (на государственном языке) изменения в Положение о порядке определения минимальных нормативов численности работников и фонда оплаты труда для хозяйствующих субъектов отдельных отраслей экономики.

В частности, для предприятий розничной торговли, с режимом рабочего времени менее 72 часов в неделю и расположенных в сельской местности, к определенному минимальному нормативу численности основного персонала установлен понижающий коэффициент не меньше 0,6. Все остальные предприятия, торгующие в розницу, применяют ранее установленный коэффициент, который  должен быть не меньше 0,8.

Кроме этого, снижены:

на одну единицу минимальные нормативы численности основного персонала предприятий розничной торговли при 12-часовом режиме работы в сутки и 6-дневной рабочей неделе (суммарно - 72 часа в неделю) в населенных пунктах, кроме городов;

минимальные нормативы численности основного персонала (официантов, барменов, поваров, работников на раздаче, работников кухни) предприятий общественного питания при 12-часовом режиме работы в сутки и 7-дневной рабочей неделе (84 часа в неделю), который определяется с учетом типа предприятия и количества обслуживаемых столов. В частности, если до внесения изменений минимальная численность основного персонала столовой составляла 8 человек (4 повара, 3 работника на раздаче, 1 работник кухни), то в соответствии с внесенными изменениями эта численность составляет 4 человека (2 повара, 1 работник на раздаче, 1 работник кухни). Для кафе и ресторанов  численность персонала (включая официантов), предназначенного для обслуживания 1 стола (стандартного стола, рассчитанного на 4 места) уменьшается и дифференцируется в зависимости от места расположения объекта. Так, если ранее для кафе этот норматив составлял 0,3, то после внесенных изменений составляет в Ташкенте 0,25, то есть для обслуживания 4 столов по нормативу полагается 1 официант (0,25*4=1). В других городах 0,2 и в прочих населенных пунктах 0,1.

В результате внесенных изменений значительно уменьшается база для расчета минимального размера единого социального платежа.

Также снижены на один разряд средние разряды работ по ЕТС на предприятиях розничной торговли и общественного питания, кроме кафетериев, закусочных и буфетов.


* * *



Приказом начальника Госинспекции по надзору за безопасностью полетов (зарегистрирован МЮ 29.01.2013 г. N 2416) утверждены Правила поведения пассажира на борту воздушного судна.

Ими, в частности, установлено, что внутри воздушного судна пассажиры обязаны выполнять распоряжения его командира или члена экипажа от имени командира по обеспечению безопасности полета и пассажиров, сохранности имущества и связанные с оказанием услуг по договору перевозки.

Правила предписывают пассажирам занимать места согласно посадочному талону (авиабилету), пристегивать ремни безопасности при появлении на табло соответствующей надписи и не снимать их до ее отключения. Перевозимый груз следует размещать в специально отведенных для этого местах салона.

В свою очередь авиапассажиры вправе требовать от членов экипажа оказания услуг в соответствии с условиями договора перевозки, воздействия на тех, кто нарушает общественный порядок, спокойствие других участников полета, угрожает их здоровью и имуществу.

В самолете пассажирам запрещается:

употреблять наркотические вещества, табачную продукцию (в том числе насвай и т.п.), пользоваться электронной сигаретой;

проносить и распивать алкогольные напитки (в том числе приобретенные в магазинах беспошлинной торговли Duty Free), кроме предлагаемых членами экипажа в установленном количестве;

входить в кабину летчиков;

пользоваться электронными средствами, средствами связи во время движения, взлета и приземления самолета;

выносить и портить имущество воздушного судна (пледы, подушки, посуду, кухонные приборы, электронные средства, спасательные жилеты и др.);

использовать аварийно-спасательное оборудование без указания членов экипажа;

пересаживаться на другие места без разрешения членов экипажа.

С пассажиром, не соблюдающим правила поведения, создающим угрозу безопасности полета, жизни и здоровью, имуществу лиц, находящихся на борту воздушного судна, перевозчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки в любом пункте маршрута и даже снять его с рейса.

В соответствии со статьей 117 Кодекса об административной ответственности нарушение правил поведения на воздушном судне наказывается штрафом. Так, за невыполнение распоряжений командира судна установлен штраф от 5 до 10 МРЗП; нарушение правил фотографирования, кино- и видеосъемки и пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна - от 3 до 5 МРЗП с конфискацией фотокинопленки или видеокассет.

Правила утверждены на государственном языке.


* * *



В соответствии с Положением о порядке работы по совместительству и совмещения профессий и должностей (утверждено Постановлением КМ от 18.10.2012 г. N 297) министром труда и соцзащиты населения издан приказ (зарегистрирован МЮ 29.01.2013 г. N 2417), которым утверждены формы справок, выдаваемых с основного места работы и с места работы по совместительству.

Справка с основного места работы выдается для трудоустройства на работу по совместительству в другой организации, а справка с места работы по совместительству - для внесения записи о работе по совместительству с указанием периода работы.


* * *



Постановлением Государственного таможенного комитета (зарегистрировано МЮ 30.01.2013 г. N 2418) утверждено Положение о порядке подачи предварительной таможенной декларации в таможенные органы до момента фактического прибытия импортируемых товаров на таможенную территорию Республики Узбекистан.

Так, предварительная таможенная декларация (далее - ПТД) оформляется на импортируемые товары до их фактического ввоза с последующим их помещением в режим выпуска в свободное обращение. Она не применяется на товары:

импорт которых запрещен;

импортируемые по лицензии;

требующие разрешения уполномоченных органов (кроме сертификатов соответствия, гигиенического и ветеринарного сертификатов, импортного карантинного разрешения).

Предварительное оформление товаров на таможенном посту осуществляется в 2 этапа.

На первом этапе ПТД оформляется на бланках грузовой таможенной декларации (или в электронной ГТД) с представлением копий необходимых документов, заверенных декларантом, и их электронных вариантов (документы могут быть представлены и через автоматизированную систему "Электронное декларирование товаров" с электронной цифровой подписью) и на ПТД ставится отметка "ПР". При этом за все указанные в ПТД товары взимаются таможенные платежи. Если в течение 30 календарных дней с момента регистрации ПТД товары не представляются таможенному посту или на их ввоз введен запрет или ограничение, то в таких случаях ПТД аннулируется.

На втором этапе поступившие товары проходят таможенный осмотр. До него должностное лицо таможенного поста сверяет данные копий представленных документов с данными оригинала и электронных документов. При выявлении несоответствий или необходимости дополнительных сведений декларант вносит в них изменения и дополнения. После этого в течение одного рабочего дня до осмотра таможенный пост исправляет (переоформляет) ПТД. А аннулирование ПТД производится согласно Положению о порядке корректировки, переоформления и аннулирования грузовых таможенных деклараций (рег. МЮ N 2143 от 24.09.2010 г.). В случае аннулирования ПТД вместо нее в течение 15 дней подается новая ГТД. При осмотре декларант представляет требуемые сертификаты и разрешения на товары. Затем в электронную ПТД вносятся номера и даты акта о таможенном осмотре и книжки контроля доставки грузов, дата поступления товаров, а отметка "ПР" заменяется отметкой "ИМ".

Положение утверждено на государственном языке.


* * *



Периодическое таможенное декларирование позволяет подавать одну таможенную декларацию на единую партию товаров.

В соответствии со статьей 97 Таможенного кодекса РУз "при регулярном перемещении одних и тех же товаров и транспортных средств одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Узбекистан в течение определенного периода времени. Случаи и порядок подачи периодической таможенной декларации определяются законодательством".

Положение о порядке подачи периодической таможенной декларации при таможенном оформлении импортируемых товаров утверждено Постановлением Государственного таможенного комитета (зарегистрировано МЮ 30.01.2013 г. N 2419).

Согласно принятому документу, периодическая таможенная декларация (далее - ПТД) оформляется на импортируемые товары, размещаемые в режим "выпуск для свободного обращения (импорт)".

Для оформления ПТД требуется выполнение некоторых условий.

Во-первых, заявляемые в периодической декларации сведения должны позволять идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик. При этом товары для оформления их с данной особенностью декларирования будут рассматриваться как одни и те же, если они имеют одинаковые страну происхождения, физические свойства, качество, производителя, код ТН ВЭД.

Во-вторых, по периодической таможенной декларации можно оформить товарную партию, которая отправляется по одному внешнеторговому контракту, на одинаковых условиях, одним грузоотправителем одному грузополучателю, более 1 раза в течение 60 календарных дней.

Также необходимо отсутствие у декларанта задолженности по таможенным платежам и пеней по ним, процентов при выплате платежей в просрочку или рассрочку, а также штрафов за нарушение таможенных правил.

Положением предусмотрено, что периодическое оформление товаров на таможенном посту осуществляется поэтапно.

На первом этапе при поступлении первой партии товаров на бланках грузовой таможенной декларации или в электронной форме оформляется ПТД с указанием их количества согласно договору. Декларант должен представить таможенному посту необходимые документы (в том числе через автоматизированную систему "Электронное декларирование товаров" с электронной цифровой подписью). На ПТД обязательно ставится отметка таможенного органа и указывается дата, до которой будет действовать периодическая таможенная декларация. При этом декларант уплачивает таможенные платежи за все партии товаров согласно договору, что также указывается в ПТД. Каждая партия товаров подлежит таможенному досмотру.

Для контроля и учета последующих партий товаров на таможенном посту должна храниться папка с актами таможенного досмотра, копиями транспортных и товаросопроводительных документов, соответствующие сертификаты и разрешения. При каждом поступлении товаров на ПТД ставится порядковый номер, код ТН ВЭД, количество товара, номер акта о таможенном досмотре и скрепляется личной печатью уполномоченного сотрудника таможни.

На втором этапе оформляется полная грузовая таможенная декларация (далее - ГТД). Срок представления декларантом полной ГТД не должен превышать 60 календарных дней. При исчислении в полной ГТД суммы таможенных платежей применяются ставки платежей и курсы иностранных валют на дату принятия периодической таможенной декларации. Если в результате уточнения сведений в представленных документах сумма таможенных платежей превысит сумму, указанную в ПТД, то декларант обязан доплатить их. В случае переплаты таможенный орган должен возвратить излишне уплаченную сумму или - по желанию декларанта - засчитать ее в счет будущих платежей.

Полная ГТД не оформляется в случаях:

поступления товаров, не указанных в ПТД;

представления при ввозе остальных партий товаров документов, не предъявленных при оформлении первой партии товаров и ставших причиной применения мер экономической политики;

непредставления при ввозе остальных партий товаров документов, явившихся основанием применения мер экономической политики при оформлении первой партии товаров.

Установлено, если полная ГТД в течение 15 дней не оформлена, то выдается новая полная  грузовая таможенная декларация.

Не применяется периодическое декларирование при вывозе товаров, импорт которых запрещен или импортируемых по лицензии, а также товаров, требующих разрешения уполномоченных органов (кроме сертификата соответствия, гигиенического и ветеринарного сертификатов, карантинного разрешения).