ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
2013 год /Собрание законодательства РУз N 17
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
N 17
22 апреля Президент подписал Закон N ЗРУ-350, которым утвердил новую редакцию Закона "Об органах самоуправления граждан". Она предусматривает дополнительные полномочия органов самоуправления граждан по общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на соответствующей территории. Также им предоставлено право контролировать качество услуг, оказываемых коммунальными организациями, соблюдение правил застройки и содержания дворовых и придомовых территорий, использование и охрану земель.
В соответствии с изменениями органы самоуправления граждан могут выступать поручителями при получении кредитов субъектами предпринимательства, в том числе семейного, находящимися на их территории. Они вправе совместно с органами государственного и хозяйственного управления, банками, ННО и другими организациями оказывать дополнительную материальную помощь молодым людям - выходцам из малообеспеченных семей, в том числе при вступлении ими в брак и проведении свадебных мероприятий.
Махаллинские комитеты уполномочены создавать консультативные центры для содействия развитию на их территориях предпринимательской и ремесленнической деятельности. Такие центры не являются юридическими лицами. Расходы на их деятельность покрываются за счет собственных средств органов самоуправления и благотворительных пожертвований юридических и физических лиц.
Участвовать в их работе, в частности преподавать на краткосрочных курсах, давать консультации по развитию предпринимательства разрешено представителям госорганов, предприятий, учреждений, организаций и гражданам.
Консультативные центры для граждан, проживающих на данной территории, и юридических лиц, расположенных на ней, могут:
организовывать краткосрочные курсы по основам экономики, бухгалтерского учета, законодательства о предпринимательской деятельности и налогообложению, информировать их о льготах и преференциях, предоставляемых субъектам предпринимательства;
совместно с центрами содействия занятости и социальной защиты населения содействовать трудоустройству молодежи на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на их территории;
оказывать содействие гражданам в организации бизнеса, в том числе в подготовке документов для госрегистрации хозсубъектов;
содействовать предпринимателям и ремесленникам в применении льгот, преференций, подготовке документов для получения кредитов на развитие предпринимательской деятельности.
Закон вступил в силу со дня его официального опубликования в газете "Народное слово" - 23 апреля 2013 года.
* * *
Законом от 23.04.2013 г. N ЗРУ-351 утверждена новая редакция Закона "О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников" (от 29.04.2004 г. N 609-II).
По-прежнему право участвовать в выборах имеют граждане, достигшие 18 лет, но уточняется - постоянно проживающие на территории поселка, кишлака, аула, а также махалли города, поселка, кишлака, аула.
Как и ранее, председатель (аксакал) и его советники избираются на 2,5 года сходом граждан. А вот сроки проведения выборов теперь будет определять Кенгаш Сената Олий Мажлиса не позднее чем за 2 месяца до их начала. Для оказания практической помощи сходам граждан в организации и проведении выборов создаются территориальные комиссии. Новая редакция Закона предусматривает создание Комиссии Кенгаша Сената Олий Мажлиса по содействию организации и проведению выборов председателей (аксакалов) сходов граждан и их советников.
Сохранены полномочия Рабочей группы, которая должна готовить документы по кандидатурам на должность председателя (аксакала) схода граждан и представлять их соответствующей комиссии для согласования с хокимом района или города. Однако теперь к документам обязательно нужно прилагать письменные согласия кандидатов на выдвижение своей кандидатуры. Хоким, рассмотрев документы, обязан направлять соответствующим комиссиям свои обоснованные заключения по кандидатам для последующей передачи рабочим группам.
Расширены и требования к кандидатам на должность председателя (аксакала) схода граждан. Так, помимо наличия высшего образования и организаторских способностей, они должны быть гражданами Узбекистана, постоянно проживать на соответствующей территории не менее 5 лет непосредственно перед выборами, иметь опыт работы в госорганах или негосударственных некоммерческих организациях либо в предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Как и прежде, обязательны жизненный опыт и авторитет среди населения.
Не могут быть выдвинуты для избрания на должность председателя (аксакала) схода граждан не только лица, признанные судом недееспособными или содержавшиеся в местах лишения свободы по приговору суда, но и имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжких либо особо тяжких преступлений, а также состоящие на действительной военной службе. Это же ограничение распространяется на профессиональных служителей религиозных организаций.
Кандидатуры на должности советников выдвигаются Рабочей группой с учетом мнения граждан, постоянно проживающих на территории схода. Раньше это делал председатель (аксакал) схода граждан.
Уточнено, что сход граждан (собрание их представителей) созывается и проводится в порядке, установленном Законом "Об органах самоуправления граждан". А норму представительства устанавливает соответствующая комиссия.
Закон вступил в силу со дня его официального опубликования в газете "Народное слово" - 24 апреля 2013 года.
* * *
Указом Президента от 19.04.2013 г. N УП-4533 внесены изменения и дополнение в Указ Президента "О мерах по коренному совершенствованию системы мелиоративного улучшения земель" (от 29.10.2007 г. N УП-3932).
Согласно им до 2017 года продлен период освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость работ и услуг, осуществляемых подрядными и другими обслуживающими организациями по мелиоративному улучшению орошаемых земель за счет средств Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель при Министерстве финансов.
Увеличен с 5 до 10 лет период, на который специализированная государственная лизинговая компания "Узмелиомашлизинг" освобождается от уплаты общегосударственных и местных налогов с целевым направлением высвобождающихся средств на пополнение источников финансирования поставок мелиоративной техники, а также таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) на приобретаемую мелиоративную технику.
ДП "Мелиомашлизингсервис" государственной лизинговой компании "Узмелиомашлизинг" на 2013-2017 годы освобождено от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) за приобретаемые товары, запасные части и комплектующие для технического и сервисного обслуживания мелиоративной техники, машин и механизмов, не производимых в Узбекистане и ввозимых по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров.
* * *
Постановлением Президента от 19.04.2013 г. N ПП-1958 одобрена Государственная программа по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и рациональному использованию водных ресурсов на 2013-2017 годы.
Им установлено, что начиная с 1 мая 2013 года договоры аренды по предоставлению земельных участков для производства плодоовощной, виноградарской и бахчевой продукции, заключаемые между органами исполнительной власти и сельскохозяйственными товаропроизводителями, как правило, должны предусматривать инвестиционные обязательства последних по внедрению системы капельного орошения и других водосберегающих технологий полива.
Внесены изменения и дополнения в Постановление Президента "Об организации деятельности Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель при Министерстве финансов Республики Узбекистан" (от 31.10.2007 г. N ПП-718). Ими скорректированы функции Фонда. Ему предоставлено право запрашивать у "Узмелиомашлизинга" сведения по целевому использованию средств, выделенных на приобретение мелиоративной техники, машин и механизмов.
Расширены полномочия Совета Фонда - он получил право вносить изменения в перечень и прогнозные параметры ирригационно-мелиоративных объектов, включенных в инвестиционную программу, в пределах утвержденных лимитов исходя из приоритетности объектов и готовности проектно-сметной документации.
* * *
Постановлением Президента от 25.04.2013 г. N ПП-1960 приняты поправки к статьям 1 и 18 Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития, одобренные резолюциями Совета управляющих ЕБРР от 30.09.2011 г. NN 137 и 138.
Эти поправки направлены на распространение сферы деятельности ЕБРР на страны Южного и Восточного Средиземноморья и позволяют использовать средства специальных фондов в любом государстве - члене Европейского банка реконструкции и развития. Их положения соответствуют нормам международного права и не противоречат международным обязательствам Узбекистана.
Первому заместителю Премьер-министра, министру финансов поручено уведомить Европейский банк реконструкции и развития о принятии Узбекистаном указанных поправок.
* * *
Постановлением Кабинета Министров от 19.04.2013 г. N 108 внесены изменения в Постановление Кабинета Министров "О дополнительных мерах по упрощению процедуры сертификации продукции" (от 6.07.2004 г. N 318).
Согласно им размеры единовременных разовых платежей за предоставление заявителю права применения знака соответствия определяются Агентством "Узстандарт" по согласованию с Министерством финансов. Процедура согласования порядка оплаты за проведение лабораторных испытаний, оформления и выдачи сертификата соответствия осталась прежней.
Постановлением исключено требование о согласовании с Госкомдемонополизации тарифов, по которым определяется стоимость изготовления и выдачи оригинал-макетов штрихового кода. Она определяется по тарифам, задекларированным в Министерстве финансов.
* * *
Постановлением Министерства сельского и водного хозяйства, Министерства здравоохранения, Агентства "Узстандарт" (зарегистрировано МЮ 22.04.2013 г. N 1610-1) внесены изменения в Инструкцию о требованиях, предъявляемых к реализации мясной продукции на рынках и торговых точках.
Напомним, что Указом Президента "О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур" (от 16.07.2012 г. N УП-4453) отменено получение ветеринарно-санитарного заключения для реализации мясопродуктов в стационарных торговых точках.
В связи с этим из Инструкции исключена норма, требующая получения либо наличия ветеринарно-санитарного заключения для права реализации мясной продукции на рынках и в торговых точках. Теперь для этого физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и юридическим лицам достаточно наличия санитарного заключения.
Кроме того, лицам для допуска к работе на рынках в качестве продавцов мясопродуктов не нужно обучаться на ветеринарно-санитарных курсах.
Реализация мясопродуктов разрешается в стационарных торговых точках, отвечающих всем требованиям санитарных норм, оборудованных холодильным оборудованием и имеющих санитарные заключения. Требования о соответствии ветеринарно-санитарным нормам постановлением исключено.
* * *
Постановлением правления Центрального банка (зарегистрировано МЮ 25.04.2013 г. N 1642-1) внесены изменения и дополнения в Правила проведения микрокредитными организациями финансовых операций.
Ими расширен перечень действий, которые не могут осуществлять микрокредитные организации. Теперь они не вправе не только выпускать долговые обязательства и принимать вклады (депозиты) от юридических и физических лиц, как было предусмотрено ранее, но и привлекать заемные средства от физических лиц, за исключением учредителей (участников, собственников), а также выступать поручителем или гарантом по обязательствам своих учредителей (участников, собственников) либо предоставлять им иные способы обеспечения исполнения их обязательств. Займы от физических лиц - учредителей не должны превышать 50% от фактически сформированного уставного фонда.
Также постановлением ограничена сумма доверительных кредитов. Она не может превышать 10% от фактически сформированного уставного фонда.