ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
2013 год /Собрание законодательства РУз N 33
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
N 33
С 1 сентября 2013 года запрещен вывоз за пределы республики отходов и вторичного сырья из полиэтилентерефталата (ПЭТ). Это установлено Указом Президента "Об упорядочении экспорта вторичного полимерного сырья" (от 8.08.2013 г. N УП-4553).
Отходы, обрезки и скрап из ПЭТ включены в утвержденный Указом Президента от 10.10.1997 г. N УП-1871 Перечень предметов и продукции, экспорт которых запрещен. Запрет вывоза отходов и вторичного сырья из ПЭТ направлен на дальнейшее развитие производства собственной продукции с его использованием. C сентября вывоз сырья из ПЭТ станет возможен только на основании решений Президента или Правительства республики.
Контроль за недопущением незаконного вывоза за пределы республики отходов и вторсырья из ПЭТ возложен на Государственный таможенный комитет.
* * *
Постановлением Кабинета Министров от 13.08.2013 г. N 222 утверждены меры по укреплению и расширению материально-технической базы Узбекского государственного университета мировых языков.
Запланировано строительство нового здания университета на 2 200 учебных мест. Оно будет возведено в Учтепинском районе столицы. Рядом намечено расположить спортивный комплекс с залом, футбольным полем, площадками для игры в волейбол, баскетбол, кортовый теннис и плавательным бассейном, а также столовую на 400 мест.
Для привлекаемых на работу в УзГУМЯ иностранных специалистов будет построена гостиница.
Реконструкция и капитальный ремонт запланированы и в ряде учебных корпусов университета, в зданиях, предназначаемых для проживания студентов.
Университету будут выделены бюджетные средства на приобретение современной компьютерной техники и мультимедийных средств обучения.
Постановлением также определено, что здания и сооружения УзГУМЯ, расположенные по ул. А.Навои, безвозмездно передаются хокимияту г.Ташкента на праве оперативного управления.
* * *
Постановлением Кабинета Министров от 13.08.2013 г. N 223 утверждена Программа развития ландшафтного дизайна в Республике Узбекистан. Цель ее - улучшение архитектурно-художественного облика населенных пунктов и межселенных территорий.
В рамках Программы планируется укомплектовать территориальные управления благоустройства и проектные организации квалифицированными кадрами по ландшафтному дизайну - выпускниками вузов и колледжей по этой специальности.
Ландшафтный дизайн, как известно, больше, чем просто благоустройство, его основная задача - создание красивых и гармоничных композиций из растительных насаждений и элементов окружающего пространства в сочетании с комфортностью использования инфраструктуры конкретного участка, расположенных на нем зданий и сооружений.
Программой предусматривается подготовка специалистов по ландшафтному дизайну в Ташкентском и Самаркандском архитектурно-строительных институтах. На базе существующих кафедр в этих вузах создаются кафедры "Ландшафтный дизайн и интерьер". С 2014-2015 учебного года начнется прием абитуриентов по образовательным направлениям "Ландшафтный дизайн" и "Дизайн интерьера".
При вузах, согласно Программе, создадут макетные и керамические мастерские, а также технопарки по ландшафтному дизайну, для чего выделяются дополнительные земельные участки.
Привлечь к преподаванию предусмотрено специалистов-практиков в области архитектурной дендрологии и ландшафтного дизайна, в том числе приглашаемых из-за рубежа. А у студентов будет возможность пройти ознакомительную практику в Англии и других странах.
На базе Центра повышения квалификации и переподготовки менеджеров в сфере строительства при Ташкентском архитектурно-строительном институте будет организован Центр по повышению квалификации и переподготовке архитекторов, дизайнеров, строителей.
Программой намечена разработка общего дендрологического каталога по деревьям, кустарникам, цветам и другим насаждениям, а также нормативно-правовых актов по определению стоимости проектирования и создания объектов ландшафтного дизайна.
Постановлением вносится также ряд изменений и дополнений в некоторые решения Правительства.
* * *
В целях создания эффективного механизма своевременного выявления фактов лжебанкротства и повышения ответственности руководителей и собственников хозяйствующих субъектов за их экономическую состоятельность Постановлением Кабинета Министров от 14.08.2013 г. N 224 утверждены Правила по выявлению признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства и преднамеренного банкротства.
Правила содержат понятия и признаки лжебанкротства, сокрытия банкротства и преднамеренного банкротства, устанавливают порядок, в соответствии с которым принимаются меры к выявлению указанных признаков.
Судебный управляющий и сотрудники государственных налоговых инспекций производят в соответствии с Правилами анализ финансово-хозяйственной деятельности должника. Анализ по информации и документам, перечень которых приведен в Правилах, производится судебным управляющим за период до 2 лет, предшествующий возбуждению дела о банкротстве.
Документы и сведения запрашиваются судебным управляющим у руководителя должника, в соответствующих госорганах и у других лиц, владеющих необходимой информацией. Эти лица обязаны представлять запрашиваемые в рамках Правил информацию и документы и несут ответственность за их полноту и достоверность.
Для изучения информации и документов судебный управляющий вправе привлекать аудиторские и оценочные организации.
Признаком лжебанкротства является наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанности по обязательным платежам в полном объеме на дату обращения должника в хозяйственный суд с заявлением о признании его банкротом.
Если факт ложного банкротства установлен, должник несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей заявления в хозяйственный суд о признании банкротом, на основании решения суда.
Сокрытие банкротства проявляется в утаивании хозсубъектом своей неплатежеспособности и применяется к долгам или задолженности любого рода, от удовлетворения или выплаты которых он стремится уклониться.
Обязательным признаком сокрытия банкротства являются действия должника, направленные на умышленное уклонение от удовлетворения требований кредиторов, а также представление сведений и документов, не соответствующих действительности, искажение бухгалтерской отчетности или иное утаивание своей экономической несостоятельности.
Преднамеренное банкротство выражается в совершении следующих действий (при этом лицо, их совершающее, должно знать, что в результате возникает банкротство должника):
заведомо преступное использование денежных средств и иного имущества, причинившее должнику ущерб или убытки;
нарушение платежной дисциплины и неисполнение договорных обязательств;
продажа имущества по цене ниже балансовой стоимости или передача его на безвозмездной основе;
непринятие мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности в установленные сроки;
передача другим лицам более 50% активов должника, задействованных в основной деятельности (производстве, выполнении работ и оказании услуг);
заключение исполнительным органом и(или) наблюдательным советом крупных сделок, не входящих, соответственно, в их компетенцию.
По результатам анализа судебный управляющий составляет заключение о наличии признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства или преднамеренного банкротства либо об отсутствии этих признаков. Если названные признаки не установлены, заключение передается собранию кредиторов и хозяйственному суду, а в случае их установления - еще и в прокуратуру. Это, понятно, связано с привлечением к ответственности виновных на основаниях и в порядке, установленных законодательством.
Согласно Правилам по обращению хозяйственного суда заключение судебного управляющего рассматривается специальной постоянно действующей Комиссией Государственного комитета по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции.
Комиссия может подтвердить заключение либо признать его безосновательным. Госкомконкуренции представляет мнение Комиссии в хозяйственный суд.
В рамках правительственного Постановления Госкомконкуренции в месячный срок поручено разработать и утвердить программу подготовки ликвидационных (судебных) управляющих.
* * *
Приказом министра финансов (зарегистрирован МЮ 14.08.2013 г. N 2501 на государственном языке) утвержден новый Национальный стандарт бухгалтерского учета (НСБУ) N 20 "Упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства". Ранее действовавший НСБУ N 20 "О порядке упрощенного ведения учета и составления отчетности субъектами малого предпринимательства" (зарегистрированный МЮ 24.01.2000 г. N 879) утратил силу.
Требования нового НСБУ N 20 распространяются на все субъекты малого предпринимательства, за исключением индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств. В нем определено, что индивидуальные предприниматели должны вести бухучет в соответствии с налоговым законодательством, а фермерские хозяйства - согласно Положению об организации упрощенной системы бухгалтерского учета в фермерских хозяйствах (зарегистрировано МЮ 26.03.2008 г. N 1781). Ранее под действие НСБУ N 20 также не подпадали кредитные и страховые организации, инвестиционные фонды и другие финансовые организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства. Положения об этом из НСБУ исключили, соответственно, перечисленные субъекты хозяйствования также могут теперь применять упрощенный порядок учета.
Как и прежде, субъекты малого предпринимательства вправе самостоятельно вести свою учетную политику и добровольно выбирать упрощенный порядок ведения бухучета.
Но теперь руководители предприятий получили право привлекать для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности сторонние организации - специализированные бухгалтерские фирмы.
Документом уточнено, что субъекты малого предпринимательства для организации учета по упрощенной форме должны составлять рабочий План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственных операций в соответствии с НСБУ N 21 "План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и Инструкция по его применению" (зарегистрирован МЮ 23.10.2002 г. N 1181).
В НСБУ N 20 подробно прописан порядок ведения бухучета в простой или комбинированной форме, по выбору предприятия, в зависимости от его производственных и управленческих требований.
Кроме того, в нем приведены новые формы Журнала регистрации финансово-хозяйственных операций и Книги учета финансово-хозяйственных операций, а также 17 ведомостей соответствующих объектов учета.
* * *
Постановлением Кабинета Министров "О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан "О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности" (от 15.08.2013 г. N 225) утверждены Перечень документов разрешительного характера в сфере предпринимательской деятельности и Положение о порядке ведения реестров документов разрешительного характера, выданных уполномоченными органами.
Перечень представляет собой удобно систематизированную таблицу с разделами по сферам предпринимательской деятельности. Например, в области торговли предусмотрены 6 документов (процедур) разрешительного характера; в сфере рекламы - 2 и т.д.
Таблица содержит информацию о:
наименовании разрешительного документа (процедуры);
деятельности и(или) действии, разрешение на которые оформляется названным документом;
органе, уполномоченном выдавать разрешительный документ. Иначе говоря, той инстанции, в которую предпринимателю следует обращаться.
Госорганы, уполномоченные выдавать документы разрешительного характера, обязаны вести их реестр. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением, в реестр заносятся сведения о выданных, переоформленных, аннулированных разрешительных документах, а также документах, действие которых приостановлено, возобновлено или прекращено, и иные данные.
Реестр открыт для всеобщего ознакомления. Ведется он не только в бумажном, но и в электронном виде и размещается на официальных веб-сайтах уполномоченных органов.
При несоответствии между записями на бумаге и в электронном реестре приоритет имеют записи на бумаге.
Сведения о конкретных субъектах предпринимательства, которым выданы документы разрешительного характера, общедоступны (за исключением случаев, предусмотренных законодательством) и предоставляются по запросу в виде выписки из реестра. Срок предоставления выписки не может превышать одного рабочего дня со дня получения уполномоченным органом соответствующего запроса.
* * *
Приказом начальника Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта (зарегистрирован МЮ 15.08.2013 г. N 1282-2) внесены изменения и дополнения в Инструкцию по заполнению билетно-учетных и путевых листов.
Инструкция регулирует оформление документов на автотранспортные средства, используемые для перевозок пассажиров (автобусов, маршрутных и линейных такси).
В соответствии с дополнением в Инструкцию перед выездом водителя на линию состояние его здоровья и возможность допуска к управлению автотранспортным средством должен удостоверить своей подписью в путевом листе медицинский работник.
Запись в путевом листе об остатках топлива в баке транспортного средства на конец дня и нарастающим итогом, фактическом расходе топлива, в том числе на маршруте, по наряду и дежурству теперь производится ответственным за горюче-смазочные материалы.
Количество топлива, возвращенного на заправочную станцию в случаях межрейсовых простоев, постановки на ремонт и т.п., подписывается оператором заправочной станции (ранее количество топлива в баке транспортного средства при выезде из гаража и при его возвращении должен был отмечать дежурный механик, а нормативный и фактический расход, экономию и перерасход определял расчетным путем дежурный диспетчер).
C учетом вводимых изменений и дополнений Приказом утверждены обновленные формы путевого листа, а также наряда на работу автотранспортного средства.
* * *
Совместным постановлением Минэкономики, Минфина, МВЭСИТ и ГТК (зарегистрировано МЮ 12.08.2013 г. N 2500) утвержден Перечень потребительских товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан. Ранее действовавший Перечень, зарегистрированный МЮ 9.09.2008 г. N 1853, утратил силу.
На применении Перечня основан целый ряд документов. Как указано в примечании к нему, его действие может быть распространено:
на отмену льгот по уплате таможенных платежей при ввозе юридическими лицами потребительских товаров в соответствии с пунктом 2 Указа Президента от 11.07.2002 г. N УП-3105. Этот пункт предусматривает отмену с 1 августа 2002 года льготы по уплате таможенных платежей при ввозе юридическими лицами потребительских товаров;
на заключение импортных контрактов на товарно-сырьевых биржах в соответствии с пунктом 2 Постановления Кабинета Министров от 19.07.2002 г. N 257 в части их запрета. Указанным пунктом запрещено проведение сделок на товарно-сырьевых биржах, предусматривающих завоз в республику потребительских товаров;
для обложения сборами товаров, реэкспортируемых с территории сопредельных стран, в соответствии с пунктом 2 Постановления Кабинета Министров от 4.12.2002 г. N 425. При импорте непродовольственных потребительских товаров, произведенных в третьих странах и реэкспортируемых для коммерческой деятельности юридическими и физическими лицами в Узбекистан с территории сопредельных государств, взыскивается таможенный сбор в размере 20%.
Отдельные виды товаров, поименованные в Перечне, могут не признаваться потребительскими, если они ввозятся для собственных производственных нужд. В подтверждение этого необходимо представить при таможенном оформлении товара сертификат "Узбекэкспертизы". К примеру, такими товарами являются сахар, льняные ткани.
* * *
Постановлением правления Центробанка, Минэкономики, Минфина и ГТК (зарегистрировано МЮ 13.08.2013 г. N 1514-5) внесены изменения в Положение о порядке постановки на учет и оплаты импортных контрактов за счет собственных валютных средств хозяйствующих субъектов.
Принципиальных нововведений постановление не содержит, Положение приводится в соответствие с ранее принятыми нормативно-правовыми актами.
Внесенными изменениями определено, что в случае соответствия установленным требованиям документов, представленных в банк по контракту (допсоглашению), на каждом листе оригинала контракта (допсоглашения) и его копии расписывается начальник подразделения по учету и контролю за исполнением внешнеторговых контрактов и ставится штамп банка. Контракту присваивается идентификационный номер, который указывается на первой странице оригинала и копии контракта. Прежде импортеру выдавалась отдельная справка о присвоении контракту идентификационного номера. Теперь удобнее и проще - номер проставят на самом документе.