язык интерфейса

Экспертные материалы

Экспертные материалы/ пкм 253 (Норма N 36 от 11.09.2012 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

Комментарий юриста


РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ:

НОВЫЕ ПРАВИЛА


28 августа принято Постановление Кабинета Министров N 253 "О дополнительных мерах по упорядочению деятельности рынков и торговых комплексов" (далее - Постановление N 253), которым утверждены обновленные Правила организации торговой деятельности на рынках в Республике Узбекистан (приложение N 1) и новые Правила организации деятельности торговых комплексов в Республике Узбекистан (приложение N 2).


Принятие данного нормативно-правового акта обусловлено тенденцией к упорядочению розничной торговли, в первую очередь непродовольственными потребительскими товарами, отходу от практики их реализации на рынках и переводу сферы розничной торговой деятельности на существующие в мировой практике развитых государств стандарты торговли и обслуживания покупателей.


Что принципиально нового для законодательства и существующей практики предусматривает вновь принятый документ?


Ключевых позиций - две.

Во-первых, сокращается состав торговых объектов организации торговой деятельности: исключены вещевые и специализированные рынки.

Во-вторых, вводятся определение "торговый комплекс" и нормы, детально регламентирующие данную форму организации торговой деятельности.

Розничная торговля непродовольственными потребительскими товарами, прежде всего импортными, из формата вещевых и специализированных рынков полностью переводится в формат торговых комплексов.

Прежними Правилами организации торговой деятельности на рынках в Республике Узбекистан, утвержденными Постановлением КМ "О мерах по совершенствованию торговли непродовольственными потребительскими товарами" (от 28.07.2003 г. N 330), предусматривалась:

на вещевых рынках - розничная и мелкооптовая купля-продажа непродовольственных потребительских товаров, преимущественно бывших в употреблении, через стационарные торговые точки (в том числе торговые павильоны, киоски), оснащенные контрольно-кассовыми машинами, а также через торговые ряды и торговые места;

на специализированных рынках - торговля отдельными группами товаров: строительными материалами, автомобилями и автозапчастями, живым скотом, птицей, животными и т.п.

В соответствии с Постановлением N 253 из вышеприведенных в формате рынка сохранена только торговля бывшими в употреблении непродовольственными товарами и имуществом - в местах, специально отведенных местными органами власти и управления. Торговля новыми непродовольственными потребительскими товарами, включая специализированные (строительные материалы, автомобильные запасные части и аксессуары, пр.), должна осуществляться в торговых комплексах (на территории продовольственных и других действующих рынков продажа новых непродовольственных потребительских товаров разрешена только через стационарные торговые объекты - их реализация в торговых рядах не допускается).

В торговых комплексах розничная реализация товаров во всех случаях производится только в стационарных торговых объектах, в том числе индивидуальными предпринимателями. Торговля последних с оборудованных торговых мест не допускается (такой вариант для них был предусмотрен ранее при ведении торговли на вещевых и специализированных рынках строительных материалов).


Что такое "торговый комплекс"?


Формально под ним понимается юридическое лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании зданием и(или) сооружением либо комплексом зданий и(или) сооружений, выстроенными на едином земельном участке, в которых размещены стационарные объекты розничной торговли и сферы услуг.

В упрощенном понимании торговый комплекс - это одно- или многоэтажное(ые) здание(я) с прилегающей территорией, в котором(ых) в установленном порядке размещены магазины во взаимосвязи с точками общественного питания, отделениями банков и прочими элементами подобной инфраструктуры.

В связи с вводом в действие новых правил торговли в рамках торговых комплексов возник вопрос: все ли категории зданий, где сегодня размещены магазины розничной торговли, следует рассматривать как торговые комплексы? Вопрос обусловлен тем, что к созданию и деятельности последних предъявлены серьезные требования: административные (наличие решения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г.Ташкента о выделении земельного участка под его организацию) и организационно-технические (обязательные элементы инфраструктуры, которые должны быть на территории комплекса). Означает ли это, что все здания, в которых размещаются сейчас торговые магазины, должны быть закрыты до получения разрешения местных органов власти и переоборудования под торговый комплекс?

Нет, введение нормативного определения торгового комплекса и установление специальных правил организации его деятельности вовсе не означает, что владельцы существующих торговых объектов все без исключения должны изменить конструктивные, организационные и другие элементы экстерьера и интерьера в соответствии с требованиями, предъявленными к торговому комплексу вновь введенными нормами. Все зависит от категории конкретного объекта.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 3 Правил розничной торговли в Республике Узбекистан (приложение N 1 к Постановлению КМ от 13.02.2003 г. N 75) торговый объект - помещение или сооружение, предназначенное (приспособленное) для реализации товаров и услуг, независимо от формы собственности, объема продаж, размера сооружения и т.д. К торговым объектам розничной торговли относятся: рынок (базар), гипермаркет, супермаркет, торговый центр, торговый комплекс, универсам, универмаг, мини-маркет, гастроном, специализированные магазины, палатки, лотки, автомагазины, павильоны, киоски, ларьки.

Таким образом, торговый комплекс - это только один из видов торговых объектов. Организация торговой деятельности в рамках торгового комплекса - одна из возможных форм, но не единственно разрешенная. Сохраняют свою силу и другие виды торговых объектов и, соответственно, форм организации торговли, предусмотренные законодательством.

Каждый объект должен соответствовать нормативным требованиям, предъявляемым к объектам соответствующего вида. При этом действующие юридические лица - торговые комплексы, деятельность которых не в полной мере отвечает всем предъявленным новыми правилами требованиям, должны привести ее в соответствие с ними.


Если субъект (юридическое или физическое лицо) решает построить здание, которое в последующем планирует сдавать в аренду, в том числе торговым организациям, будет ли это рассматриваться как создание торгового комплекса с распространением на него вновь введенных правил организации деятельности торговых комплексов?


Безусловно, нет. Все зависит от того, здание какой категории планируется построить, каковы цели его создания и использования (перечень видов торговых объектов был приведен выше). При обращении в местные органы власти и управления для получения земельного участка необходимо указать цель его использования (абзац четвертый пункта 12 Положения о порядке предоставления земельных участков для осуществления градостроительной деятельности и других несельскохозяйственных нужд, утвержденного Постановлением КМ от 25.05.2011 г. N 146). Если это создание торгового комплекса, то, соответственно, при получении земельного участка у заявителя возникают обязательства по строительству именно данного торгового объекта с распространением на него, в частности, утвержденных Постановлением N 253 Правил. Целевое использование полученных земельных участков обязательно. При этом следует обратить внимание, что организация деятельности торговых комплексов разрешается только юридическим лицам, значит, подавать заявления о выделении земельных участков для этой цели вправе только они.


Предусмотрены ли какие-нибудь изменения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части правил розничной реализации товаров через стационарные торговые точки, расположенные на рынках и в торговых комплексах, а также в отношении проверок, приостановления и прекращения их деятельности, применения санкций к хозяйствующим субъектам и т.д.?


Помимо уже отмеченных нововведений, коренных изменений ранее действовавших норм, регламентирующих розничную торговлю, порядок и условия проведения проверок, применения мер правового воздействия и другие взаимосвязанные вопросы, нет. Все они сохраняют силу для данных категорий субъектов в полном объеме.

Следует обратить внимание на сокращение срока принятия решения о возобновлении деятельности торгового объекта на рынке после его приостановления за выявленные нарушения: после полного устранения хозяйствующим субъектом нарушений орган, приостановивший его деятельность, обязан принять решение о ее возобновлении в течение 1 рабочего дня со дня получения подтверждения об устранении указанных обстоятельств (ранее для принятия такого решения был определен 10-дневный срок).

На субъекты, осуществляющие деятельность в торговых комплексах, возлагаются некоторые дополнительные обязанности, связанные в основном с информационным обеспечением потребителей о работе своих магазинов.

Внимания владельцев торговых комплексов заслуживает и такой нюанс: стационарные торговые объекты, располагающиеся на территории комплекса, должны предоставляться юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в аренду по результатам проведения открытых конкурсных торгов. Порядок и условия их проведения вновь введенными Правилами не регламентированы. Действующее законодательство не предусматривает специального нормативно-правового акта, регулирующего процедуру проведения конкурсов на предоставление в аренду стационарных торговых объектов в торговых комплексах. Между тем, общие положения о порядке заключения договоров по результатам конкурсных торгов определены статьями 379-381 Гражданского кодекса (ГК) с применением к порядку проведения публичного конкурса правил главы 54 ГК (часть пятая статьи 976 ГК). Их следует придерживаться при отборе хозяйствующих субъектов для предоставления им в аренду стационарных торговых объектов в торговых комплексах.


Артем МОКШИН,

руководитель

экспертной юридической службы

"Norma".