Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Денежная и бюджетная система. Внебюджетные фонды/ Бюджетная система/ Местный бюджет/ Положение о порядке реализации работниками государственных налоговых инспекций районов (городов) мер по безусловному обеспечению выполнения параметров доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан и расширению доходной базы местных бюджетов (Приложение N 3 к Постановлению КМ РУз от 29.06.2017 г. N 445)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Постановлению КМ РУз
от 29.06.2017 г. N 445
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке реализации работниками государственных
налоговых инспекций районов (городов) мер по безусловному
обеспечению выполнения параметров доходов Государственного
бюджета Республики Узбекистан и расширению
доходной базы местных бюджетов
1. Настоящее Положение в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 7 июня 2017 года N УП-5075 "О мерах по расширению полномочий органов государственной власти на местах в формировании местных бюджетов" и постановлением Президента Республики Узбекистан от 7 июня 2017 года N ПП-3042 "О расширении полномочий органов государственной власти на местах и повышении их ответственности за формирования доходов местных бюджетов" определяет задачи и порядок взаимодействия органов государственной налоговой службы в рамках реализации мер по безусловному обеспечению выполнения параметров доходов местных бюджетов.
2. Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан (далее - ГНК) обеспечивает меры по усилению контроля и повышению персональной ответственности работников органов государственной налоговой службы, обратив особое внимание на разработку и реализацию антикоррупционных мер, включающих проведение ежедневных инструктажей должностных лиц, осуществляющих с выездом на место контроль за деятельностью налогоплательщиков - физических и юридических лиц, своевременное принятие действенных мер по предотвращению и жесткому наказанию в рамках действующего законодательства за факты злоупотребления должностными полномочиями в целях личного обогащения, а также ненадлежащее выполнение своих функциональных обязанностей при проведении в установленном порядке краткосрочных проверок и хронометражей поступления наличной денежной выручки.
3. ГНК обеспечивает формирование полноценной единой интегрированной информационной ресурсной базы данных органов государственной налоговой службы и ее регулярное обновление на основе сбора информации в разрезе налогов и других обязательных платежей, налогоплательщиков и объектов налогообложения.
4. ГНК совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан по итогам каждого отчетного периода осуществляют критический анализ деятельности территориальных финансовых органов и органов государственной налоговой службы по выполнению параметров доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан путем изыскания дополнительных резервов и расширения на этой основе доходной базы местного бюджета, исходя из специфики и потенциала районов (городов).
ГЛАВА 2. УВЕЛИЧЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ
ЗА СЧЕТ КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
5. В течение дня работники государственной налоговой инспекции района (города) по контролю за уплатой налога на имущество и земельного налога с физических лиц посещают в среднем 25 объектов и наряду с этим:
уточняют наличие кадастровых документов при отсутствии оформления права собственности на жилой дом в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость, и вносят соответствующую информацию в районные органы Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру (далее - Госкомземгеодезкадастр), для принятия соответствующих мер;
контролируют проведение оценки и переоценки объектов налогообложения, в необходимых случаях направляют запрос в территориальные органы Госкомземгеодезкадастра в соответствии с пунктом 3 Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 29 декабря 1995 г. N 478;
оповещают физических лиц (посредством платежного извещения) о причитающейся в местный бюджет сумме налогов, начисленных на объекты недвижимости и земельные участки;
проводят разъяснения по уплате налогов в установленные сроки и о применяемых мерах принудительного взыскания налоговой задолженности в случае неуплаты, совместно с компетентными органами применяют меры принудительного взыскания на имущество налогоплательщика в порядке, установленном законодательством;
вносят требование хокиму городов (районов) о прекращении права владения либо пользования земельным участком в случаях систематического невнесения земельного налога согласно статье 36 Земельного кодекса Республики Узбекистан.
6. По индивидуальным предпринимателям работники государственной налоговой инспекции района (города):
обеспечивают поступление средств по фиксированному налогу и страховым взносам граждан во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан;
ежедневно проводят встречи с индивидуальными предпринимателями (не менее 3 субъектов), которые имеют задолженность по фиксированному налогу и страховому взносу граждан во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан, а также принимают в установленном порядке меры по взысканию налоговой задолженности;
ежедневно проводят наблюдение по индивидуальным предпринимателям (не менее 3 субъектов), временно приостановившим деятельность, на предмет наличия осуществления ими незаконной предпринимательской деятельности;
проводят контрольные мероприятия по выявлению и применению административных мер, установленных статьей 176 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности в отношении физических лиц (не менее 4 субъектов), незаконно осуществляющих предпринимательскую деятельность, и обеспечивают их государственную регистрацию.
7. В течение недели работники государственной налоговой инспекции района (города):
обеспечивают в установленном порядке постановку на учет в государственных налоговых инспекциях района (города) наемных работников индивидуального предпринимателя (не менее 2 человек) и принимают меры возобновления деятельности индивидуальных предпринимателей (не менее 2 субъектов), которые временно приостановили деятельность;
проводят анализ индивидуальных предпринимателей (не менее 2 субъектов), осуществляющих денежные обороты в крупном размере и имеющих несоответствия по показателям фактической деятельности с их официальной деятельностью.
8. Работники государственной налоговой инспекции района (города):
формируют список физических лиц, не представивших декларацию о совокупном годовом доходе в органы государственной налоговой службы не позднее 1 апреля года, о полученном годовом доходе, с указанием информации о доходах из двух и более источников, а также о физических лицах, неуплачивающих начисленную сумму налогов не позднее 1 июня года;
составляют протокол о применении мер административного взыскания за несвоевременное представление налоговой декларации и в установленном порядке передают материалы в отдел административной практики государственной налоговой инспекции района (города);
направляют требования индивидуальным предпринимателям о погашении налоговой задолженности в части предпринимательской деятельности и принимают меры по принудительному ее взысканию, в соответствии с законодательством;
выявляют лиц, сдающих в аренду недвижимость, осуществляют постановку их на учет, обеспечивают представление деклараций и взыскивают начисленный налог на доходы физических лиц;
формируют информацию о нежилых объектах, переданных в аренду, а также о физических лицах, реализовавших жилые помещения более двух раз в течение 12 месяцев.
При выявлении случаев незаконного предоставления физическими лицами в аренду жилых и нежилых помещений в отношении данных лиц оформляются протоколы о применении мер административной ответственности и взыскиваются соответствующие налоги.
ГЛАВА 3. РАСШИРЕНИЕ ДОХОДНОЙ БАЗЫ МЕСТНОГО
БЮДЖЕТА ЗА СЧЕТ КАМЕРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
9. Работник государственной налоговой инспекции района (города):
принимает и изучает представленную налоговую отчетность и, в случае представления налоговой отчетности по неустановленной форме, в соответствии со статьями 45 и 46 Налогового кодекса Республики Узбекистан возвращает налоговую отчетность налогоплательщику в установленном порядке;
после окончания отчетного периода в течение трех дней формирует список налогоплательщиков, своевременно не представивших налоговую отчетность;
принимает меры по приостановлению операций по счетам налогоплательщика в банках в случае непредставления налогоплательщиком в установленный срок налоговой или финансовой отчетности, согласно статье 96 Налогового кодекса Республики Узбекистан. После исправления недостатков со стороны налогоплательщика операции по счетам налогоплательщика в банках восстанавливаются в течение одного дня;
оформляет административный протокол согласно статье 175 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности за несвоевременное представление налоговой отчетности.
10. Работник государственной налоговой инспекции района (города):
проводит камеральный контроль согласно имеющимся данным по отдельному графику (по квартальной налоговой отчетности каждые 3 месяца, а по годовой налоговой и финансовой отчетности - не позднее 1 мая следующего года);
изучает правильность заполнения налоговой и финансовой отчетности, чистую выручку от реализации товаров (работ, услуг), а также правильность применения налоговых ставок, основания для использования льгот по налогам;
изучает отчетность, предоставленную с нулевым показателем, и сопоставляет причины уменьшения налогов по сравнению с прошлым годом;
изучает и анализирует правильность предоставления налоговой отчетности с имеющимися данными, представленными по внешним источникам (объем выручки с инкассированной наличной суммой в банки);
сопоставляет показатели налоговой отчетности с данными банков, Государственного таможенного комитета, Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и других органов.
11. Работники государственной налоговой инспекции района (города) в пределах своей компетенции:
осуществляют в установленном порядке взаимодействие с министерствами и ведомствами для получения уточненных данных;
сообщают налогоплательщику о выявленных противоречиях и ошибках в ходе проведения камерального контроля с требованием внести соответствующие исправления в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Республики Узбекистан;
ведут контроль за своевременным исполнением требований о внесении исправлений в представленную налоговую отчетность в десятидневный срок;
приостанавливают операции по банковским счетам налогоплательщиков - юридических лиц в случае непредставления в установленный срок налогоплательщиком налоговой и (или) финансовой отчетности, обоснования расхождений либо уточненной налоговой отчетности по результатам камерального контроля.
12. По результатам камерального контроля в отношении должностных лиц организаций, не устранивших недостатки и не представивших уточненную налоговую отчетность в установленные сроки, применяются меры ответственности в соответствии со статьей 175 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.
13. По результатам камерального контроля работники государственной налоговой инспекции района (города) осуществляют тематические экспресс-изучения с выходом на места для подтверждения достоверности предоставленной информации налогоплательщиком и правомерности применения налоговых и таможенных льгот, отраженных в отчетах налогоплательщика.
ГЛАВА 4. РАСШИРЕНИЕ ДОХОДНОЙ БАЗЫ МЕСТНОГО
БЮДЖЕТА ЗА СЧЕТ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
14. В целях обеспечения исполнения прогнозных показателей доходов за каждым работником закрепляются организации для проведения анализа финансовой деятельности, изучения дебиторской задолженности, а также взыскания начисленных сумм налогов и других обязательных платежей.
15. Работники государственной налоговой инспекции района (города), закрепленные за организациями:
применяют меры административного взыскания к должностным лицам организаций за несвоевременное выставление на расчетный счет платежных поручений согласно статье 59 Налогового кодекса Республики Узбекистан;
осуществляют контроль за поступлением на расчетный счет денежных средств от реализации продукции со стороны фермерских хозяйств с направлением данных средств на оплату начисленных налогов;
применяют меры административного взыскания в отношении должностных лиц организаций за несвоевременное предоставление в АКБ "Народный банк" реестров в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 июня 2005 года N ПП-110 "О дополнительных мерах по совершенствованию и техническому оснащению накопительной пенсионной системы".
16. По находящимся на территории района (города) пустующим зданиям и сооружениям юридических лиц организуется совместная работа с заместителем хокима района (города) и другими органами по вопросу предоставления данных помещений субъектам предпринимательства.
17. В соответствии с Положением о порядке ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 3 июля 1999 г. N 327, принимаются меры по восстановлению деятельности данных предприятий либо их ликвидации.
18. В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 27 апреля 2007 года N ПП-630 "О совершенствовании порядка добровольной ликвидации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства" в организациях, изъявивших желание ликвидироваться, проводится ликвидационная проверка финансово-хозяйственной деятельности и применяются меры по взысканию доначисленных налогов и других обязательных платежей.
ГЛАВА 5. РАСШИРЕНИЕ ДОХОДНОЙ БАЗЫ МЕСТНОГО
БЮДЖЕТА ЗА СЧЕТ МЕР В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ
19. В целях обеспечения системного контроля за каждым субъектом предпринимательской деятельности, осуществляющему обороты с наличностью, закрепляются ответственные работники органов государственной налоговой службы и коммерческих банков для проведения ежедневного мониторинга с выездом на место.
20. Закрепленные ответственные работники органов государственной налоговой службы и коммерческих банков:
проводят профилактическую беседу с руководителями и работниками организаций в сфере услуг и торговли по сдаче в полном объеме всей суммы наличной выручки;
проводят отдельную профилактическую беседу, с субъектами предпринимательской деятельности при регистрации контрольно-кассовых машин, с фискальной памятью о требованиях законодательства по сдаче наличной выручки и предусмотренных мер ответственности;
оказывают практическую помощь по взысканию начисленных налога на имущество и земельного налога за нежилые помещения в сфере услуг и торговли;
при выявлении лиц, занимающихся незаконной предпринимательской деятельностью, проводят соответствующие контрольные и профилактические мероприятия;
на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства, по согласованию с уполномоченным органом по координации проверок проводят проверку субъектов предпринимательства;
принимают меры по взысканию финансовых санкций на основании решений, принятых по результатам проверок в установленном порядке деятельности субъектов предпринимательства;
вносят исковые заявления в суды для принятия соответствующих мер при неуплате финансовых санкций на добровольной основе в установленные сроки;
в ходе проведения налоговых проверок выявляют случаи незаконного найма работников и выплаты заработной платы в незаконных формах расчета и принимают соответствующие меры по их устранению.
ГЛАВА 6. РАСШИРЕНИЕ ДОХОДНОЙ БАЗЫ МЕСТНОГО
БЮДЖЕТА ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ МЕР
НА РЫНКАХ И ТОРГОВЫХ КОМПЛЕКСАХ
21. Работники органов государственной налоговой службы:
ежедневно в установленном порядке проводят мониторинг полной занятости торговых мест на рынках и торговых комплексах в целях обеспечения полноты поступления разовых сборов, арендной платы и других поступлений через автоматизированную банковскую систему платежей;
организуют реализацию мероприятий по проведению хронометража в случаях снижения поступлений от рынков и торговых комплексов и выявляют причины их снижения, а также принимают необходимые комплексные меры по обеспечению дополнительных поступлений средств;
ежедневно проводят мониторинг по наличию у субъектов предпринимательской деятельности и физических лиц соответствующих документов;
ежедневно организуют на объектах торговли и сферы услуг мероприятия по проведению хронометража в целях обеспечения полноты поступления наличной выручки и принимают меры по расширению налогооблагаемой базы;
проводят контрольные мероприятия по предотвращению случаев реализации по завышенным ценам сельскохозяйственной продукции на дехканских рынках;
осуществляют контроль за недопущением изготовления и продажи поддельных некачественных товаров на рынках;
осуществляют изучение дальнейшей деятельности индивидуальных предпринимателей и оформляют акты наблюдения и в случаях выявления незаконного занятия предпринимательской деятельностью организуют проверки в установленном законодательством порядке;
рассматривают в установленном законодательством порядке обращения физических и юридических лиц.
ГЛАВА 7. РАСШИРЕНИЕ ДОХОДНОЙ БАЗЫ МЕСТНОГО
БЮДЖЕТА ПУТЕМ ОКАЗАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПЛАТЕЖНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
22. Работники государственных налоговых инспекций района (города):
при постановке на учет юридических и физических лиц проводят с ними профилактическую беседу и ознакамливают их с налоговыми обязательствами;
доводят до субъектов предпринимательской деятельности информацию о льготах по налогам и преференциях через местные средства массовой информации не реже двух раз в месяц;
организуют ежедневные разъяснения в махаллях и среди граждан о необходимости обязательного выполнения своих налоговых обязательств;
организуют не реже одного раза в месяц выступления через средства массовой информации о выявленных правонарушениях и принятых мерах по ним;
организуют не реже одного раза в месяц совместно с Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан, Центрами государственных услуг и другими органами тематические мероприятия "Тадбиркорлик соати" для молодежи, особенно с выпускниками колледжей.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
10 июля 2017 г., N 27, ст. 614
"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",
2017 г., N 6, ст. 125