ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Образование. Наука. Культура / Образование / Высшее образование (бакалавриат, магистратура) /

Постановление Президента Республики Узбекистан от 27.07.2017 г. N ПП-3151 "О мерах по дальнейшему расширению участия отраслей и сфер экономики в повышении качества подготовки специалистов с высшим образованием"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

27.07.2017 г.

N ПП-3151



О МЕРАХ

ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАСШИРЕНИЮ УЧАСТИЯ

ОТРАСЛЕЙ И СФЕР ЭКОНОМИКИ В ПОВЫШЕНИИ

КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ


В целях коренного пересмотра содержания подготовки кадров в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития страны, создания необходимых условий по подготовке специалистов с высшим образованием на уровне международных стандартов принято постановление Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 года N ПП-2909 "О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования".

Данным постановлением утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017-2021 годы по качественному и кардинальному совершенствованию уровня высшего образования, укреплению и модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений, оснащению современными учебно-научными лабораториями, информационно-коммуникационными технологиями.

Вместе с тем полностью не решен ряд актуальных вопросов своевременной подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям, для социально-экономического развития регионов республики с учетом потребностей отраслей и сфер экономики в необходимых специальностях, формирования содержания высшего образования в соответствии с программами перспективного развития и производственными, техническими и технологическими отношениями непосредственно на предприятиях, в учреждениях, трудоустройства в соответствии со специализацией и профессией.

В частности, в выводах группы авторитетных международных экспертов, привлеченных при сотрудничестве Комитета Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO) и консалтинговой компании ("DGP Research & Consulting"), на основе анализа результатов комплексного исследования системы образования Республики Узбекистан, проведенного в январе - июне 2017 года, указывается на такие недостатки, как необеспечение целостности теории и практики в процессе высшего образования, в результате неэффективной организации квалификационной практики студентов на производственных предприятиях значительная часть выпускников, вместо того чтобы выходить готовыми специалистами, после устройства на работу заново осваивает свою профессию, специальность, а также несоответствие механизма контроля качества образования, нехватка квалифицированных педагогических и управленческих кадров в образовательных учреждениях, недостаточное налаживание эффективного сотрудничества с зарубежными образовательными учреждениями.

Кроме того, не отвечает требованиям участие отраслей экономики в процессах формирования заказов на подготовку кадров в перспективе, разработке квалификационных требований к выпускникам, обеспечении качества подготовки специалистов, необходимых для отрасли. Работодателями не осуществляется системная работа по обеспечению соответствия программ высшего образования требованиям меняющегося рынка труда.

Имеются разрывы в системе взаимосвязи высшее образование - наука - производство, не обеспечена их интеграция. Научно-исследовательские институты не привлечены на должном уровне к процессу подготовки кадров в высшем образовании, научные исследования осуществляются без учета реальных потребностей отраслей экономики. Отсутствие системной подготовки квалифицированных научных и научно-педагогических кадров приводит к снижению научного потенциала высших образовательных учреждений.

Учитывая рекомендации, предложенные группой международных экспертов, в целях кардинального совершенствования содержания подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов в системе высшего образования республики путем дальнейшего расширения участия отраслей и сфер экономики в повышении качества подготовки специалистов с высшим образованием и исходя из требований современных достижений науки, культуры, техники и технологий, потребностей общества, перспектив социально-экономического развития страны:


1. Отметить, что в соответствии с Программой комплексного развития системы высшего образования в период на 2017-2021 годы приняты Указ Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2017 г. N УП-5121 "О дальнейшем совершенствовании деятельности Фонда Президента Республики Узбекистан "Истеъдод" по повышению квалификации перспективных молодых педагогических и научных кадров" и постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 июля 2017 года N 515 "О создании при Кабинете Министров Государственной инспекции по надзору за качеством образования".


2. Для широкого привлечения отраслей и сфер экономики к процессу подготовки кадров в системе высшего образования, обеспечения их эффективного сотрудничества с образовательными учреждениями закрепить высшие образовательные учреждения за Премьер-министром Республики Узбекистан, заместителями Премьер-министра - руководителями комплексов, ответственными руководителями по принадлежности к отраслям (сферам) согласно приложению N 1.


3. Руководителям комплексов Кабинета Министров Республики Узбекистан, руководителям соответствующих министерств и ведомств принять меры по выполнению следующих основных задач:

в месячный срок - в сотрудничестве с заказчиками кадров и высшими образовательными учреждениями, исходя из потребности отрасли, разработать и утвердить обновленные квалификационные требования направлений образования и специальностей, учебные планы и программы высшего образования, содержащие требования к знаниям и умениям выпускников, подготовке специалистов;

внедрение стажировок на производстве для профессорско-преподавательского состава профильных кафедр высших образовательных учреждений, непосредственно занимающихся формированием содержания образования, в целях организации системного изучения требований к качеству подготовки специалистов производственных предприятий и организаций;

до 1 сентября текущего года с учетом глубокого изучения передового опыта развитых зарубежных стран, организовать на основе современных, совершенно новых требований разработку и поэтапное внедрение учебных планов и программ, учебной литературы, в том числе учебно-методических комплексов;

в шестимесячный срок - совместно с министерствами и ведомствами, входящими в состав комплексов, с учетом программ текущего и перспективного развития соответствующих отраслей (сфер) и регионов и на основе точно сбалансированных расчетов определить потребности в высококвалифицированных специалистах в разрезе годов, с адресным указанием направлений (специальностей) образования;

принять конкретные меры по системному проведению квалификационной практики студентов соответствующих направлений образования высших образовательных учреждений, начиная со 2-го курса, в определенных организациях и на предприятиях отрасли (сферы), а также организации практических занятий непосредственно на производстве и трудоустройству выпускников;

для углубления интеграции между производством, наукой и образованием сформировать базу научно-исследовательских тем по проблемам научно-технического развития отраслей (сфер), находящихся в введении министерств и ведомств в составе комплексов, а также системно привлекать научный потенциал, в особенности молодых ученых и исследователей высших образовательных учреждений, к решению научно-технических задач на основе хозяйственных договоров с высшими образовательными учреждениями;

направление одаренных молодых педагогов и докторантов в ведущие зарубежные образовательные учреждения для повышения квалификации, учредить для них специальные стипендии, повышение научного и педагогического потенциала высших образовательных учреждений путем организации обмена международным опытом профессорско-преподавательского состава, докторантов и студентов;

принять меры по внедрению современных форм и методов обучения, компьютерных и информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, обеспечению высших образовательных учреждений современным учебно-лабораторным оборудованием и учебно-методической литературой, поддержке и стимулированию научно-исследовательской и инновационной деятельности, организации и развитию современных научных лабораторий высших образовательных учреждений;

установить порядок ежемесячного проведения руководителем Комплекса, руководителями соответствующих министерств и ведомств встреч с профессорско-преподавательским составом и студентами закрепленного за ними каждого высшего образовательного учреждения по вопросам перспектив развития и новшества в отрасли (сфере), определения задач на перспективу, совершенствования содержания образования, развития научно-исследовательских работ, а также информирования их.


4. Утвердить:

Типовой план (дорожную карту) осуществляемых действий в течение учебного года по обеспечению качества образования в высших образовательных учреждениях согласно приложению N 2;

Программу мер министерств и ведомств в составе комплексов Кабинета Министров Республики Узбекистан по формированию заказов на подготовку кадров с высшим образованием, кардинальному повышению качества и уровня подготовки специалистов в подведомственных высших образовательных учреждениях, организации практики студентов на предприятиях и в организациях системы, выполнению совместных научных работ, обеспечению трудоустройства выпускников высших образовательных учреждений согласно приложению N 3.


5. Комплексам Кабинета Министров Республики Узбекистан, Министерству высшего и среднего специального образования, министерствам и ведомствам, имеющим в ведении высшие образовательные учреждения, поручить следующие задачи:

организацию, начиная с 2017/2018 учебного года, в каждом высшем образовательном учреждении поэтапного обучения дисциплинам специальности на английском языке как минимум в 2-х академических группах на всех курсах, целевой подготовки профессорско-преподавательского состава для преподавания на английском языке, организацию их соответствующей подготовки за рубежом, а также привлечение зарубежных специалистов к проведению учебных занятий, налаживание обучения на основе современной учебной литературы, используемой на сегодняшний день в высших образовательных учреждениях развитых государств;

проведение стажировок перспективных научных и педагогических кадров, в первую очередь педагогов высших образовательных учреждений по подготовке кадров по инженерно-техническим и архитектурным направлениям образования, в развитых странах, в частности, в Южной Корее, Японии и Германии, на 2-3 месячных курсах, направленных на освоение новых знаний по специальности, за счет средств спонсоров и грантов международных организаций по договорам о взаимном сотрудничестве, а также через Фонд "Эл-юрт умиди" по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками, привлечение на постоянной основе зарубежных специалистов к учебному процессу в высших образовательных учреждениях;

начиная с 2017/2018 учебного года критически проанализировать систему подготовки кадров в магистратуре, принять меры по организации и совершенствованию на основе современных подходов всех этапов образовательного процесса магистратуры;

организацию работы докторантов и студентов магистратуры над темами диссертаций, посвященными проблемным вопросам предприятий (учреждений), проведение опытных испытаний на предприятиях (учреждениях), поощрение докторантов и магистрантов, являющихся авторами внедренных в практику работ, а также получивших патенты на изобретения, в размере до 10-кратной месячной заработной платы преподавателя за счет предприятий и учреждений;

в двухмесячный срок подготовить и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию национальной системы ежегодного определения рейтинга высших образовательных учреждений республики, при этом в качестве приоритетных показателей обратить отдельное внимание на востребованность выпускников высших образовательных учреждений на рынке труда и объем финансовых средств, заработанных на основе внедрения в практику результатов научно-исследовательских работ профессорско-преподавательского состава, а также обеспечение поэтапного предоставления высшим образовательным учреждениям, имеющим высокие показатели в национальной рейтинговой системе, академической свободы в вопросах самостоятельной разработки и утверждения отдельных нормативно-правовых документов учебного процесса;

начиная с 2017/2018 учебного года принять меры по повышению статуса кафедр высшего образовательного учреждения, с повышением их ответственности за обеспечение качества обучения, переходу на электронный формат различной статистической и другой отчетности, оформляемой кафедрами и профессорско-преподавательским составом, ее оптимизации.


6. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять постановление правительства, предусматривающее создание материальных условий для осуществления докторантами научно-исследовательских работ, их материальному стимулированию в размере до 50 процентов ежемесячной стипендии за счет производственных предприятий и организаций, направление выпускников докторантуры в высшие образовательные учреждения и научно-исследовательские институты, внедрение механизма выделения ипотечного кредита сроком на 20 лет для поощрения их трудовой деятельности со 2-го курса базовой докторантуры.

7. Руководителям комплексов Кабинета Министров Республики Узбекистан, руководителям министерств и ведомств, закрепленных за высшими образовательными учреждениями, в двухмесячный срок:

организовать при министерствах и ведомствах Координационные советы в составе руководителей высших образовательных учреждений, ведущих специалистов отрасли, профессоров и преподавателей для реализации таких задач, как учебно-методическое руководство высшими образовательными учреждениями, в том числе организация работ по совершенствованию учебных планов и программ, повышение качества образования, эффективное проведение научных работ;

исходя из задач, определенных в постановлении Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 г. N ПП-2909 "О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования" разработать и утвердить Концепцию развития до 2030 года каждого закрепленного за ними высшего образовательного учреждения, а также обеспечить безусловное выполнение утвержденных постановлением прогнозных параметров по высшему образовательному учреждению, в том числе подготовку научно-педагогических кадров, направление профессорско-преподавательского состава в зарубежные образовательные учреждения для повышения квалификации и стажировки, одаренных выпускников - в магистратуру и докторантуру, а также наладить регулярное обсуждение по итогам каждого квартала выполнения обозначенных задач по обновлению учебно-лабораторной базы;

разработать конкретные целевые меры по обеспечению до 2021 года признания не менее одного закрепленного высшего образовательного учреждения (объявление в списке рейтинга) ведущими международными рейтинговыми агентствами.


8. Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством экономики и Министерством финансов Республики Узбекистан в четырехмесячный срок подготовить и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по:

организации подготовки кадров, начиная с 2018/2019 учебного года, по управлению образовательными учреждениями в магистратуре педагогических высших образовательных учреждений;

поэтапному внедрению порядка проведения творческих бесед с абитуриентами по определению их профессиональной пригодности наряду со вступительными тестовыми испытаниями при приеме в педагогические высшие образовательные учреждения;

разработке и внесению в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложений по организации целевого приема на педагогические направления образования за счет увеличения доли квоты приема на основе государственных грантов в целях совершенствования системы обеспечения потребностей регионов в педагогических кадрах.


9. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Центру среднего специального, профессионального образования, Министерству народного образования в месячный срок подготовить и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по:

упразднению академических лицеев, учебно-методическая и материально-техническая база которых не отвечает современным требованиям, расположенных вдали от высших образовательных учреждений, с низкими показателями качества образования и поступления выпускников в высшие образовательные учреждения, оставлению по одному академическому лицею только в составе высших образовательных учреждений с высоким научно-педагогическим потенциалом;

разработке и внедрению с 2018/2019 учебного года механизмов приема в академические лицеи, продолжающие свою деятельность, наиболее одаренной молодежи, окончившей общеобразовательные школы;

коренному улучшению качества обучения в академических лицеях, повышению показателей поступления выпускников в высшие образовательные учреждения, кардинальному усилению персональной ответственности ректоров высших образовательных учреждений.


10. Министерству финансов Республики Узбекистан, Министерству высшего и среднего специального образования, министерствам и ведомствам, имеющим в ведении высшие образовательные учреждения, разработать и утвердить в установленном порядке механизмы стимулирования привлеченных специалистов, профессорско-преподавательского состава, эффективно преподающих на курсах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров при базовых высших образовательных учреждениях, на основе анализа их деятельности.


11. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, министерствам и ведомствам, имеющим в ведении высшие образовательные учреждения, совместно с Союзом молодежи Узбекистана, Республиканским центром духовности и просветительства:

обеспечить осуществление профессорско-преподавательским составов духовно-просветительской работы с каждым определенным студентом, создать методические основы по принятию действенных мер, направленных на повышение его идеологического иммунитета;

в двухмесячный срок разработать механизмы укрепления идеологического иммунитета студенческой молодежи, воспитания у нее высоких нравственных качеств, гармонизации профессиональной компетенции и человеческих достоинств, повышения воспитательной ответственности профессорско-преподавательского состава, эффективного использования воспитательной цели содержания учебных дисциплин для обеспечения гармонии образования и воспитания;

учитывая, что на сегодняшний день воспитание молодежи является актуальным вопросом, пересмотреть функциональные обязанности проректоров по духовно-просветительской работе высших образовательных учреждений, разработать меры по периодическому повышению их квалификации;

по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан в трехмесячный срок:

внедрить должность психолога в высшем образовательном учреждении и воспитателя-педагога для каждого дома проживания студентов;

повысить должностной разряд оплаты труда начальника отдела по духовно-просветительской работе высшего образовательного учреждения до 16-го разряда, должностной разряд сотрудников отдела до 14-го разряда;

в целях финансирования духовно-просветительских работ в каждом учебном году принять меры по выделению не менее 5 процентов средств сметы расходов высшего образовательного учреждения для вышеуказанных расходов. Отметить, что персональная ответственность за целевое использование данных средств возлагается на первого проректора по вопросам молодежи и духовно-просветительской работе высшего образовательного учреждения.

12. Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству финансов, Министерству занятости и трудовых отношений, Центральному банку, Федерации профсоюзов Узбекистана совместно в трехмесячный срок подготовить и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по повышению социального статуса педагогических кадров, осуществляющих деятельность в образовательных учреждениях, повышению авторитета педагогической деятельности в обществе, поднятию педагогов до уровня примера и образца для подражания молодежи, а также внедрению порядка выделения льготных ипотечных и потребительских кредитов для приобретения жилья, автомобиля отечественного производства и хозяйственно-бытовых принадлежностей педагогическим кадрам, призерам различных смотров и конкурсов, ученики и студенты которых достигли высоких результатов на республиканских и международных олимпиадах, конкурсах, выставках и соревнованиях.


13. Министерству внутренних дел Республики Узбекистан совместно с Министерством высшего и среднего специального образования в двухмесячный срок разработать и внедрить в практику удобную и упрощенную форму регистрации студентов, проживающих на арендованной жилплощади, у родственников и знакомых.


14. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Комитету женщин, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел, Министерству здравоохранения, Научно-практическому центру национальной идеи и идеологии, Республиканскому центру пропаганды духовности в месячный срок в целях формирования социально здоровой среды, внедрения действенных механизмов воспитания молодежи, обеспечения психологической поддержки духовного развития личности, формирования психологических знаний и умений специалистов отрасли, создание научно-практических основ и разработки методического обеспечения, а также широкой пропаганды психологических знаний в обществе внести предложения в Кабинет Министров по организации Учебно-научного центра психологии в структуре Ташкентского государственного педагогического университета.


15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Государственного советника Президента Республики Узбекистан Юнусходжаева А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 27.07.2017 г. N ПП-3151



ПЕРЕЧЕНЬ

высших образовательных учреждений, закрепленных

за Премьер-министром Республики Узбекистан,

заместителями Премьер-министра - руководителями

комплексов и ответственными руководителями


   

N

Руководители комплексов,

ответственные руководители

N

п/п

Закрепленные высшие

образовательные учреждения

1.

Арипов Абдулла Нигматович, Премьер-министр Республики Узбекистан - руководитель комплекса по вопросам образования и науки, молодежной политики, культуры, информационных систем и телекоммуникаций

1.

Национальный университет Узбекистана


2.

Ташкентский университет информационных технологий


3.

Университет Инха в городе Ташкенте


4.

Филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в городе Ташкенте


5.

Ташкентский государственный институт востоковедения


6.

Узбекский государственный университет физической культуры и спорта

7.

Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода


8.

Государственная консерватория Узбекистана


9.

Государственный институт искусств и культуры Узбекистана


10.

Государственная академия хореографии Узбекистана

11.

Ташкентский государственный юридический университет

2.

Раматов Ачилбай Жуманиязович, первый заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан - председатель правления АО "Узбекистон темир йуллари" - руководитель комплекса по вопросам социально-экономического развития территорий, коммунальной сферы, транспорта, капитального строительства и стройиндустрии

1.

Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта


2.

Ташкентский институт по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог


3.

Ташкентский архитектурно-строительный институт


4.

Наманганский инженерно-строительный институт


5.

Термезский государственный университет


6.

Ургенчский государственный университет


7.

Каракалпакский государственный университет


8.

Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт


3.

Кучкаров Джамшид Анварович, заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан - руководитель комплекса по вопросам экономического развития, структурных преобразований, инвестиций, реформирования банковской и финансовой систем, координации деятельности свободных экономических и малых промышленных зон

1.

Ташкентский государственный экономический университет


2.

Ташкентский финансовый институт


3.

Самаркандский институт экономики и сервиса


4.

Международный Вестминстерский университет в Ташкенте


5.

Ташкентский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова


6.

Сингапурский институт развития менеджмента в городе Ташкенте


4.

Мирзаев Зоир Тоирович, заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан - руководитель комплекса по вопросам сельского и водного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции и потребительских товаров

1.

Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства


2.

Ташкентский государственный аграрный университет


3.

Ташкентский институт текстильной и легкой промышленности




4.

Самаркандский институт ветеринарной медицины



5.

Наманганский инженерно-технологический институт




6.

Самаркандский государственный университет




7.

Самаркандский государственный институт иностранных языков


5.

Ибрагимов Гуломжон Иномович, заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан - руководитель комплекса по вопросам геологии, топливно-энергетического комплекса, химической, нефтехимической и металлургической промышленности

1.

Ташкентский химико-технологический институт


2.

Филиал Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина в городе Ташкенте


3.

Ташкентский государственный технический университет


4.

Бухарский государственный университет


5.

Каршинский инженерно-экономический институт


6.

Навоийский государственный горный институт


7.

Каршинский государственный университет


8.

Бухарский инженерно-технологический институт


6.

Розукулов Улугбек Убайдуллаевич, заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан - председатель правления акционерной компании "Узавтосаноат", руководитель комплекса по вопросам развития внешнеэкономической деятельности, экспортного потенциала, машиностроения, автомобильной и электротехнической промышленности, стандартизации продукции

1.

Туринский политехнический университет в городе Ташкенте


2.

Андижанский машиностроительный институт


3.

Андижанский государственный университет


4.

Наманганский государственный университет


5.

Джизакский политехнический институт


6.

Ферганский государственный университет


7.

Ферганский политехнический институт


7.

Мусаев Бехзод Анварович, заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам социального развития

1.

Ташкентский государственный педагогический университет


2.

Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы


3.

Навоийский государственный педагогический институт


4.

Джизакский государственный педагогический институт


5.

Кокандский государственный педагогический институт


6.

Нукусский государственный педагогический институт


7.

Ташкентский исламский университет


8.

Узбекский государственный университет мировых языков


9.

Гулистанский государственный университет


8.

Абдувахитов Абдужаббор Абдусаттарович, советник Президента Республики Узбекистан

1.

Ташкентская медицинская академия


2.

Ташкентский педиатрический медицинский институт


3.

Ташкентский фармацевтический институт


4.

Ташкентский государственный стоматологический институт


5.

Андижанский государственный медицинский институт


6.

Бухарский государственный медицинский институт


7.

Самаркандский государственный медицинский институт


10.

Камилов Абдулазиз Хафизович, министр иностранных дел Республики Узбекистан


1.

Университет международной экономики и дипломатии


  


Примечание. При переходе закрепленных ответственных руководителей на другую работу вместо них включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих функций.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению Президента РУз

от 27.07.2017 г. N ПП-3151



ТИПОВОЙ ПЛАН

("Дорожная карта") действий по обеспечению качества

образования в высших образовательных учреждениях,

осуществляемых в течение учебного года


  

N

Содержание мероприятий

Источник

финансирования

Сроки

исполнения

Ожидаемые результаты

1.

Проведение мониторинга обеспеченности предприятий отрасли (отрасли), курируемых комплексом, высококвалифицированными кадрами и разработка ежегодного плана перспективного развития закрепленных высших образовательных учреждений. Реорганизация высших образовательных учреждений с совершенствованием деятельности их попечительских советов.


-

Август

Ежегодный перспективный план развития закрепленных высших образовательных учреждений и определение составов их попечительских советов


2.

Формирование квот приема в высшие образовательные учреждения, основанных на конкретных балансовых расчетах, с целью покрытия потребностей в новых профессиях и специальностях, принимая во внимание строящиеся, восстанавливаемые, реконструируемые современные предприятия, а также проводимую диверсификацию и модернизацию экономики.


-

Август -

декабрь

Формирование портфеля заказов по подготовке кадров с высшим образованием

3.

Обеспечение критического анализа ведущими специалистами потребителей кадров процессов подготовки квалифицированных кадров и учебно-методического обеспечения, учебных планов и программ, формирование в сотрудничестве с предприятиями-работодателями и высшими образовательными учреждениями квалификационных требований к направлениям (специальностям) высшего образования, требований к содержанию учебных планов и программ.


-

Август

Определение квалификационных требований потребителей кадров к направлениям (специальностям) высшего образования, требований к содержанию учебных планов и программ


4.

Закрепление соответствующих направлений высшего образовательного учреждения за определенным предприятием отрасли и назначение ответственных работников для контроля за этими процессами в целях обучения студентов одновременно с практикой, организации проведения практических занятий и квалификационной практики студентов непосредственно на производстве.


-

Сентябрь

Эффективная организация практических занятий и квалификационной практики студентов на производстве

5.

Обновление и обогащение учебных материалов на основе перспективных задач и проблем предприятий, коренное обновление формы учебного процесса, принятие мер по достижению тесной связи теоретического обучения с обновлениями и изменениями, происходящими на практике.


-

Постоянно

Учебный процесс, направленный на практику и улучшение его современного учебно-методического обеспечения


6.

Оказание материальной помощи высшему образовательному учреждению для направления одаренных молодых педагогов в зарубежные высшие образовательные и научные учреждения с целью прохождения стажировки и защиты ученой степени.


Средства предприятий и организаций, направленные на данные цели, средства зарубежных партнеров и инвестиционных проектов


В течение учебного года, в соответствии с договорами

Повышение научного и педагогического потенциала закрепленного высшего образовательного учреждения

7.

Разработка, утверждение и внедрение на практике нормативно-правовых актов для повышения опыта одаренных студентов в ведущих зарубежных высших образовательных учреждениях, учреждение для них специальных стипендий, организация конкурсов среди студентов.


Средства предприятий и организаций, направленные на данные цели, средства зарубежных партнеров и инвестиционных проектов


Октябрь -

декабрь

Совершенствование механизмов стимулирования широкого привлечения молодежи к научной деятельности


8.

Формирование базы тем, посвященных проблемам направлений научно-технического развития предприятия и отрасли (сферы) Комплекса, и заключение хозяйственных договоров (проектов грантов) по данным проблемам с высшими образовательными учреждениями.

Средства предприятий и организаций, направленные на данные цели

Октябрь -

декабрь

Налаживание научной деятельности, направленной на практику на основе интеграции высшего образования, науки и производства

Формирование и предоставление высшим образовательным учреждениям банка выпускных квалификационных работ, магистерских и докторских диссертаций на основе научно-технологических проблем производственных предприятий.


Январь -

июль

9.

Улучшение условий труда педагогических кадров высших образовательных учреждений, а также организация повышения их квалификации на предприятиях и за рубежом.

Создание необходимых условий для проведения опытных испытаний результатов научно-исследовательских работ, получения сведений о технологических новшествах, внедряемых новых технологиях на производственных предприятиях с целью повышения знаний и навыков профессоров-преподавателей на основе современных требований.


Средства предприятий и организаций, направленные на данные цели

На основе договоров, заключенных между предприятиями и высшими образовательными учреждениями


Совершенствование научного и педагогического потенциала закрепленных высших образовательных учреждений исходя из передового зарубежного опыта и уровня модернизации производства

10.

Организация в высших образовательных учреждениях и на предприятиях (в организациях) встреч и семинаров-тренингов со студентами и профессорами-преподавателями о новостях и перспективах развития.


-

Ежемесячно

Формирование знаний о перспективах развития отрасли (сферы)

11.

Привлечение квалифицированных и опытных специалистов к учебному процессу в высших образовательных учреждениях и на курсах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.


Средства высших образовательных учреждений и центров переподготовки  и повышения квалификации педагогических кадров


Сентябрь -

июнь

Приспособление содержания  учебного процесса к производству, передовому опыту в отрасли

12.

Проверка качества подготовки бакалавров и магистров и эффективности научных исследований с обсуждением результатов на расширенном заседании Комплекса, поощрение положительных достижений.


-

В конце каждого учебного семестра (январь, июль)

Проведение мониторинга качества подготовки кадров и анализ его результатов

13.

Укрепление материально-технической, учебно-методической базы высших образовательных учреждений, улучшение условий, социальной и бытовой инфраструктуры мест проживания студентов, благоустройство их территории.


Средства предприятий и организаций, направленные на данные цели, спонсорские средства, средства зарубежных партнеров и инвестиционных проектов


В течение учебного года (на основе отдельно составленного графика)

Совершенствование материально-технической, учебно-методической базы высших образовательных учреждений

14.

Повышение качества и результативности образовательного процесса, определение перспективных направлений подготовки специалистов и научно-технических кадров с учетом развития рынка труда в будущем.


-

Февраль -

апрель

Определение перспективных направлений подготовки кадров для отраслей производства


15.

Привлечение спонсорских средств, технического содействия (грантов) и других средств для финансирования перспективных проектов по содействию качеству подготовки специалистов, обеспечения последовательного развития деятельности высших образовательных учреждений.


Средства предприятий и организаций, направленные на данные цели

В течение учебного года, в процессе исполнения программ

Улучшение финансового обеспечения последовательного развития закрепленных высших образовательных учреждений

16.

Обеспечение участия руководителей и специалистов предприятий в итоговой государственной аттестации выпускников.


Средства высших образовательных учреждений

Май-июнь

Оценка качества подготовки кадров в закрепленных высших образовательных учреждениях


17.

Организация отдыха студентов в период каникул, временное обеспечение их работой на предприятиях.


Средства предприятий и организаций, направленные на данные цели


Июль-август

Материальное поощрение студентов

18.

Обеспечение пользования высшими образовательными учреждениями компьютерными и информационно-коммуникационными технологиями, средствами для электронных образовательных ресурсов, в том числе пользования сетью Интернет, обеспечение их современным учебно-лабораторным оборудованием и учебно-методической литературой, поддержка и стимулирование их научно-исследовательской и инновационной деятельности, формирование и развитие современных научных лабораторий высших образовательных учреждений.


Средства предприятий и организаций, направленные на данные цели, средства инвестиционных проектов


В течение учебного года, на основе заявки высшего образовательного учреждения

Создание условий для широкого внедрения современных информационно- коммуникационных технологий и развития научной деятельности в закрепленном высшем образовательном учреждении


19.

Издание учебников, учебных пособий, методических пособий, рекомендаций, дидактического материала и других учебно-методических документов.


Средства предприятий и организаций, направленные на данные цели


На основе требований высшего образовательного учреждения


Создание системы обеспечения учебного процесса современной литературой

20.

Трудоустройство выпускников на предприятиях, курируемых Комплексом, комплектование свободных вакантных мест на предприятиях квалифицированными выпускниками.


-

Июль-август

Содействие в трудоустройстве выпускников

21.

Проведение отчетного заседания при руководителе Комплекса с участием ректоров высших образовательных учреждений, а также министерств и ведомств, имеющих в своем составе высшие образовательные учреждения.

Утверждение планов на следующий учебный год.


-

Август

Анализ итогов прошедшего учебного года и определение очередных задач

    





ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению Президента РУз

от 27.07.2017 г. N ПП-3151



ПРОГРАММА МЕР

министерств и ведомств в составе комплексов Кабинета

Министров Республики Узбекистан по формированию

заказов на подготовку кадров с высшим образованием,

кардинальному повышению качества и уровня подготовки

специалистов в подведомственных высших образовательных

учреждениях, организации практики студентов на предприятиях

и в организациях системы, выполнению совместных научных

работ, обеспечению трудоустройства выпускников высших

образовательных учреждений


  

N

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственные министерства и ведомства

I. ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К КАДРАМ СПЕЦИАЛИСТОВ

И СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ

1.

Образование советов по координации деятельности высших и средних специальных образовательных учреждений по отраслям при министерствах и ведомствах с определением их следующих задач:

координация формирования научно-методической базы, осуществление учебно-методического руководства средними специальными учебными заведениями по подготовке кадров для соответствующей отрасли, а также учреждениями по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров и специалистов отрасли;

совершенствование на системной основе государственных образовательных стандартов, квалификационных требований, учебных планов и программ в специализированных высших и средних специальных образовательных учреждениях, принимая во внимание широкое внедрение передового зарубежного опыта, потребности отрасли;

координация проведения фундаментальных, прикладных и инновационных исследований по научно-техническим вопросам отрасли;

обеспечение реализации мер по совершенствованию научно-педагогического потенциала специализированных высших и средних специальных образовательных учреждений, в том числе целевая подготовка научных и научно-педагогических кадров, организация качественной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов.

20 августа

2017 года

Государственный налоговый комитет, Министерство иностранных дел, Государственный комитет по автомобильным дорогам, Министерство здравоохранения, Министерство сельского и водного хозяйства, АО "Узбекистон темир йуллари", Министерство высшего и среднего специального образования, Навоийский горно-металлургический комбинат, Министерство культуры, Государственный комитет по архитектуре и строительству, Министерство народного образования, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Государственный комитет по физической культуре и спорту, Академия художеств, НХК "Узбекнефтегаз", АО "Узбекгидроэнерго", Центр гидрометеорологической службы, Министерство юстиции


2.

Контроль за обеспечением исполнения прогнозных показателей развития каждого высшего образовательного учреждения, утвержденного постановлением от 20 апреля 2017 года N ПП-2909 "О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования" в подведомственных высших образовательных учреждениях.

2017-2021 годы

Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство юстиции, Государственный налоговый комитет, Министерство иностранных дел, Государственный комитет по автомобильным дорогам, Министерство здравоохранения, АО "Узбекистон темир йуллари", Навоийский горно-металлургический комбинат, Министерство культуры, Государственный комитет по архитектуре и строительству, Министерство народного образования, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Государственный комитет по физической культуре и спорту, Академия художеств

3.

Определение требований к содержанию образования, знаниям и навыкам выпускников исходя из перспективных потребностей отраслей, предоставление их соответствующим высшим и средним специальным образовательным учреждениям.

Ежегодно

1 декабря

Министерство юстиции, Министерство экономики и финансов, Министерство иностранных дел, Министерство транспорта, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, АО "Узбекистон темир йуллари", Навоийский горно-металлургический комбинат, Министерство культуры, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство дошкольного и школьного образования, Министерство цифровых технологий, Министерство молодежной политики и спорта, Академия художеств, НХК "Узбекнефтегаз", АО "Узбекгидроэнерго", Центр гидрометеорологической службы

  

4.

Внедрение на практике по согласованию с заказчиком распределения часов по предметам специальности и их содержания исходя из своеобразных особенностей при разработке учебных планов по направлениям и специальностям образования.


Начиная с

2017/2018

учебного года

Министерство высшего и среднего специального образования, Центр профессионального образования

5.

Увеличение учебных часов за счет оптимизации по общеинженерным предметам (теплотехника, технология металлов, детали машин и другие) в учебных планах и программах высших и средних специальных учреждениях инженерно-технического направления.


30 августа

2017 года

Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в составе высшие образовательные учреждения по подготовке кадров инженерно-технического направления


II. ФОРМИРОВАНИЕ СОСТАВА ПЕДАГОГОВ И ПОВЫШЕНИЕ

ИХ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА

6.

Предоставление соответствующим высшим образовательным учреждениям сведений о технике и технологиях государств с обоснованным перспективным развитием предприятий отрасли, ожидаемых изменениях в отрасли, модернизации предприятий, а также направлениях их технического развития.

Ежегодно

1 декабря

Министерство транспорта, АО "Узбекистон темир йуллари", Навоийский горно-металлургический комбинат, Министерство культуры, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство дошкольного и школьного образования, Министерство цифровых технологий, Министерство юстиции, Министерство экономики и финансов, Министерство иностранных дел, Министерство молодежной политики и спорта, Академия художеств, НХК "Узбекнефтегаз", АО "Узбекгидроэнерго", Центр гидрометеорологической службы

  

7.

Организация повышения квалификации педагогов подведомственных высших образовательных учреждений для изучения технологий, техники предприятий и компаний, сотрудничающих с зарубежными и вводящих в отрасль свои инвестиции и технологии.


Начиная с

2018 года

Государственный комитет по автомобильным дорогам, АО "Узбекистон темир йуллари", Навоийский горно-металлургический комбинат, Государственный комитет по архитектуре и строительству, Министерство здравоохранения, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерство иностранных дел, НХК "Узбекнефтегаз", АО "Узбекгидроэнерго", Центр гидрометеорологической службы

8.

Предусмотрение в заключаемых договорах по инвестициям организации повышения квалификации и прохождения стажировок педагогами высших образовательных учреждений в зарубежных компаниях и организациях.


Начиная с

2018 года

Государственный комитет по автомобильным дорогам, АО "Узбекистон темир йуллари", Навоийский горно-металлургический комбинат, Государственный комитет по архитектуре и строительству, Министерство здравоохранения, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерство иностранных дел, НХК "Узбекнефтегаз", АО "Узбекгидроэнерго", Центр гидрометеорологической службы

9.

Создание условий слушателям центров повышения квалификации для организации занятий на предприятиях (выделение ответственного работника, оборудованной аудитории и т.д.).


Начиная с

2017/2018

учебного года

Государственный комитет по автомобильным дорогам, АО "Узбекистон темир йуллари", Навоийский горно-металлургический комбинат, Государственный комитет по архитектуре и строительству, Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, Государственный налоговый комитет, НХК "Узбекнефтегаз", АО "Узбекгидроэнерго", Центр гидрометеорологической службы

III. ФОРМИРОВАНИЕ У ВЫПУСКНИКОВ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

НА ТРЕБУЕМОМ УРОВНЕ

10.

Закрепление за студентом по месту прохождения им практики ответственного работника, обеспечение овладения закрепленным работником навыками работы с практикантом, налаживание продуктивного использования труда практиканта на предприятии.

Начиная с

2017/2018

учебного года

Государственный комитет по автомобильным дорогам, АО "Узбекистон темир йуллари", Навоийский горно-металлургический комбинат, Государственный комитет по архитектуре и строительству, Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, Государственный налоговый комитет, НХК "Узбекнефтегаз", АО "Узбекгидроэнерго", Центр гидрометеорологической службы

11.

Организация рабочих мест для практикантов и выделение им необходимого материала на время практики.

Начиная с

2017/2018

учебного года

Государственный комитет по автомобильным дорогам, АО "Узбекистон темир йуллари", Навоийский горно-металлургический комбинат, Государственный комитет по архитектуре и строительству, Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, Государственный налоговый комитет НХК "Узбекнефтегаз", АО "Узбекгидроэнерго", Центр гидрометеорологической службы

12.

Налаживание системы поощрения закрепленных за практикантами работников на предприятиях и в организациях.

Начиная с

2017/2018

учебного года

Государственный комитет по автомобильным дорогам, АО "Узбекистон темир йуллари", Навоийский горно-металлургический комбинат, Государственный комитет по архитектуре и строительству, Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, Государственный налоговый комитет, НХК "Узбекнефтегаз", АО "Узбекгидроэнерго", Центр гидрометеорологической службы

13.

Предоставление студентам, проходящим установленную учебным планом производственную и квалификационную практику статуса практиканта с принятием их, по возможности, на должность с выплатой заработной платы на период прохождения практики.


Начиная с

2017/2018

учебного года

АО "Узбекистон темир йуллари", Министерство занятости и трудовых отношений

14.

Проведение предварительного распределения студентов высших образовательных учреждений на рабочие места не на выпускном курсе, а в период обучения на втором или третьем курсе, налаживание прохождения всех видов практики на предприятии, в организации или учреждении по направлению.


Начиная с

2017/2018

учебного года

Центр профессионального образования, Министерство высшего и среднего специального образования, министерства и ведомства, имеющие в составе высшие и средние специальные образовательные учреждения

15.

Содействие трудоустройству выпускников образовательных учреждений на новые рабочие места, организуемые в рамках проектов в направлении промышленности, обслуживания и сельского хозяйства, в том числе целевых программ на 2017 год и последующие годы.


Начиная с

2017/2018

учебного года

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство занятости и трудовых отношений


16.

Дифференциация периодичности обучения профессиям, включенным в классификатор, разработанный в соответствии с "Классификатором основных должностей служащих и профессий рабочих", принимая во внимание сложность профессий.


Декабрь

2017 года

Министерство занятости и трудовых отношений, Министерство экономики, Министерство финансов, Центр среднего специального, профессионального образования


17.

Разработка и внесение в Кабинет Министров предложений по созданию благоприятных условий для постоянной работы выпускников высших образовательных учреждений, направленных на предприятия и в организации отдаленных районов, в том числе для работы в профессиональные колледжи, в частности, выделение автокредитов, а также льготных кредитов для обеспечения жильем, налаживание системы установления надбавок к месячной заработной плате в зависимости от отработанного ими времени.


Декабрь

2017 года

Министерство финансов, Министерство экономики, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство занятости и трудовых отношений, Министерство высшего и среднего специального образования


IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ,

НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА

18.

Определение содержания образования исходя из перспективы отрасли, его непрерывное обновление на научной основе, организация научно-технических советов при министерствах и ведомствах для обеспечения интеграции образования, науки и производства в отрасли, а также обеспечения персонального руководства ими руководителями отраслей.

Август

2017 года

Государственный налоговый комитет, Министерство иностранных дел, Государственный комитет по автомобильным дорогам, Министерство здравоохранения, Министерство сельского и водного хозяйства, АО "Узбекистон темир йуллари", Министерство высшего и среднего специального образования, Навоийский горно-металлургический комбинат, Министерство культуры, Государственный комитет по архитектуре и строительству, Министерство народного образования, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Государственный комитет по физической культуре и спорту, Академия художеств, НХК "Узбекнефтегаз", АО "Узбекгидроэнерго", Центр гидрометеорологической службы


19.

Привлечение докторантов, ведущих научные разработки в высших образовательных учреждениях, одаренной студенческой молодежи к занятию научными темами отрасли, создание условий на производственных предприятиях, в научно-исследовательских и проектных институтах для проведения опытно-испытательных работ, их материальная и духовная поддержка.

Начиная с

2017/2018

учебного года

Министерство экономики и финансов, Министерство иностранных дел, Министерство транспорта, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, АО "Узбекистон темир йуллари", Министерство высшего образования, науки и инноваций, Навоийский горно-металлургический комбинат, Министерство культуры, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство дошкольного и школьного образования, Министерство цифровых технологий, Министерство молодежной политики и спорта, Академия художеств, НХК "Узбекнефтегаз", АО "Узбекгидроэнерго", Центр гидрометеорологической службы

  

20.

Подача научных заявок в совместно используемые научные лаборатории, обеспечение внедрения их результатов в производство.

Начиная с

2017/2018

учебного года

Государственный комитет по автомобильным дорогам, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, АО "Узбекистон темир йуллари", Навоийский горно-металлургический комбинат, Государственный комитет по архитектуре и строительству, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, НХК "Узбекнефтегаз", АО "Узбекгидроэнерго"

V. УКРЕПЛЕНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ

БАЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

21.

Оказание практической помощи и координация деятельности соответствующих высших учебных заведений по высокоэффективной и качественной реализации задач, определенных комплексной программой развития системы высшего образования на 2017-2021 годы.

2017-2021 годы

Министерство юстиции, Государственный налоговый комитет, Министерство иностранных дел, Государственный комитет по автомобильным дорогам, Министерство здравоохранения, Министерство сельского и водного хозяйства, АО "Узбекистон темир йуллари", Министерство высшего и среднего специального образования, Навоийский горно-металлургический комбинат, Министерство культуры, Государственный комитет по архитектуре и строительству, Министерство народного образования, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Государственный комитет по физической культуре и спорту, Академия художеств


22.

Обеспечение постоянного обновления и пополнения лабораторной базы высших образовательных учреждений, обеспечение образовательных учреждений необходимым сырьем, образцами новой техники и технологий, завозимой для отрасли.


Постоянно

Государственный комитет по автомобильным дорогам, АО "Узбекистон темир йуллари", Навоийский горно-металлургический комбинат, Государственный комитет по архитектуре и строительству, Министерство сельского и водного хозяйства, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, НХК "Узбекнефтегаз", АО "Узбекгидроэнерго", Центр гидрометеорологической службы


23.

Организация привязки студентов и научных соискателей к производственным процессам путем создания учебных и научно-лабораторных комплексов на базе закрепленных предприятий и организаций.


2017-2021 годы

Государственный комитет по автомобильным дорогам, АО "Узбекистон темир йуллари", Навоийский горно-металлургический комбинат, Государственный комитет по архитектуре и строительству, Министерство сельского и водного хозяйства, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, НХК "Узбекнефтегаз", АО "Узбекгидроэнерго", Центр гидрометеорологической службы

    


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 25 мая 2018 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

31 июля 2017 г., N 30, ст. 729














































Время: 0.2298
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск