Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Банки. Кредитование. Валютное регулирование/ Банки и иные кредитные организации/ Общие положения/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 13.09.2017 г. N ПП-3272 "О мерах по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
13.09.2017 г.
N ПП-3272
О МЕРАХ
ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Отметить, что принимаемые в республике за последние годы меры в области тарифной и денежно-кредитной политики позволили постепенно снизить уровень инфляции, обеспечить макроэкономическую стабильность и устойчивые темпы экономического роста.
Вместе с тем в условиях сложной и быстроменяющейся ситуации в глобальной финансово-экономической системе, а также либерализации валютного регулирования требуется кардинальный пересмотр действующих инструментов монетарной политики для обеспечения макроэкономической стабильности и повышения уровня жизни населения.
В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, а также в целях дальнейшего совершенствования денежно-кредитной политики, внедрения новых инструментов монетарной политики в соответствии с передовым международным опытом, усиления ее роли в обеспечении устойчивости национальной валюты и макроэкономической стабильности в республике:
1. Принять к сведению, что Указом Президента Республики Узбекистан от 2 сентября 2017 года N УП-5177 "О первоочередных мерах по либерализации валютной политики" в качестве одного из приоритетных направлений государственной экономической политики в процессе либерализации валютного рынка определено проведение жесткой монетарной политики, направленной на обеспечение стабильности национальной валюты, предусмотрев активное и гибкое использование ее инструментов, развитие рынка государственных ценных бумаг, а также внедрение в практику осуществления операций на открытом рынке и операций по предоставлению ликвидности банкам под залог государственных ценных бумаг.
2. Согласиться с предложением Центрального банка Республики Узбекистан о переориентации принципов и механизмов достижения целей денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе на режим инфляционного таргетирования, применяемый центральными банками мира в обеспечении стабильности внутренних цен.
3. Одобрить разработанный Центральным банком, Министерством финансов, Министерством экономики Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Комплекс мер по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в период 2017-2021 годы и поэтапному переходу к режиму инфляционного таргетирования согласно приложению.
Возложить на руководителей Центрального банка (М. Нурмуратов), Министерства финансов (Б. Ходжаев), Министерства экономики (Г. Саидова) Республики Узбекистан персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий, указанных в Комплексе мер.
4. Центральному банку Республики Узбекистан в срок до 1 марта 2018 года разработать и утвердить среднесрочную Концепцию развития и осуществления денежно-кредитной политики и "дорожную карту" по реализации Концепции на 2018-2021 годы, предусмотрев в ней поэтапный переход к режиму инфляционного таргетирования, в том числе путем:
совершенствования практики координации общеэкономической, налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, обратив особое внимание на обеспечение взаимодействия и согласованности целей по экономическому росту, сбалансированности государственного бюджета и стабильности уровня цен в экономике;
расширения набора эффективно применяемых процентных инструментов денежно-кредитной политики по операциям предоставления и привлечения ликвидности;
широкого применения коммерческими банками рыночных механизмов формирования процентных ставок, в том числе по кредитам;
совершенствования в соответствии с передовым зарубежным опытом моделей макроэкономического анализа и прогнозирования;
повышения прозрачности и предсказуемости проводимой денежно-кредитной политики, в том числе путем усиления взаимосвязи с общественностью в целях информирования о применяемых инструментах и конечных целях проводимой политики.
5. Министерству финансов, Министерству экономики Республики Узбекистан, Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции и Центральному банку Республики Узбекистан в срок до 1 октября 2017 года разработать и в установленном порядке внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Концепции дальнейшего развития финансового рынка республики, в том числе рынка государственных ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
6. Центральному банку, Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Д.А. Кучкарова и Председателя Центрального банка Республики Узбекистан М.Б. Нурмуратова.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 13.09.2017 г. N ПП-3272
КОМПЛЕКС МЕР
по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной
политики в период 2017-2021 годы и поэтапному
переходу к режиму инфляционного таргетирования
N
|
Наименование мероприятия
|
Форма реализации
|
Срок исполнения
|
Ответственные исполнители
|
I. МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕЕ ИНСТРУМЕНТОВ
|
||||
1. |
Разработка и внесение в установленном порядке в Кабинет Министров проекта Концепции развития финансового рынка Республики Узбекистан, в том числе рынка государственных ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в целях мобилизации свободных денежных средств в экономике и последующем направлении их на финансирование долгосрочных проектов, а также создания необходимых условий для проведения эффективной денежно-кредитной политики.
|
Проект решения Правительства |
1 октябрь 2017 г. |
Минфин, Центральный банк, Минэкономики, Госкомконкуренции, заинтересованные министерства и ведомства |
2. |
Разработка среднесрочной Концепции развития и осуществления денежно-кредитной политики и "дорожной карты" по реализации Концепции на 2018-2021 годы, обратив при этом особое внимание на формирование необходимых основ и условий для поэтапного перехода к режиму инфляционного таргетирования.
|
Постановление Правления Центрального банка |
до 1 марта 2018 г. |
Центральный банк |
3. |
Привлечение технической помощи Международного валютного фонда для определения и разработки режима валютного курса и денежно-кредитной политики после либерализации валютного рынка.
|
Проведение переговоров с Международным валютным фондом |
IV квартал 2017 г. |
Центральный банк |
4. |
Совершенствование практики координации общеэкономической, налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, обеспечение взаимодействия и согласованности реализуемых мер, направленных на экономический рост, сбалансированность Государственного бюджета Республики Узбекистан и низкий уровень инфляции.
|
Создание единого межведомственного коллегиального органа на основе пересмотра деятельности, функций и составов Республиканского банковского совета и Денежно-кредитной комиссии
|
IV квартал 2017 г. |
Центральный банк, Минэкономики, Минфин, министерства и ведомства |
5. |
Совершенствование методов применения нормы обязательных резервов с целью повышения их эффективности при регулировании ликвидности в банковской системе.
|
Постановление Правления Центрального банка
|
I квартал 2018 г. |
Центральный банк, коммерческие банки |
6. |
Реализация необходимых мер по запуску единой платформы межбанковского рынка предоставления и привлечения краткосрочных денежных ресурсов для повышения эффективности регулирования, оказания своевременного воздействия на состояние денежного рынка.
|
Постановление Правления Центрального банка |
I квартал 2018 г. |
Центральный банк, Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки |
7. |
Внедрение в практику осуществления операций на открытом рынке, включая РЕПО операции с государственными ценными бумагами, операций по предоставлению ликвидности, в том числе ломбардных кредитов, по мере развития рынка долговых инструментов и выпуска в обращение государственных ценных бумаг.
|
Постановление Правления Центрального банка |
В течение трех месяцев после выпуска в обращение государственных ценных бумаг |
Центральный банк, Минфин, коммерческие банки |
8. |
Разработка и совершенствование макроэкономической модели, а также методик оценки и формирования среднесрочных и долгосрочных макроэкономических прогнозов в целях повышения качества анализа и прогнозов для принятия в дальнейшем соответствующих обоснованных решений.
|
Методическое указание (межведомственное) |
IV квартал 2018 г. |
Минэкономики, Центральный банк, Минфин, Госкомстат, министерства и ведомства |
9. |
Введение ключевой ставки и процентного коридора в качестве основного индикатора денежно-кредитной политики Центрального банка в целях оптимизации процентных инструментов и обеспечения эффективности функционирования передаточного механизма денежно-кредитных инструментов.
|
Постановление Правления Центрального банка |
IV квартал 2019 г. |
Центральный банк |
10. |
Активное и эффективное использование, а также постоянное совершенствование инструментов денежно-кредитной политики.
|
Решения Правления Центрального банка |
На постоянной основе |
Центральный банк, коммерческие банки |
11. |
Внедрение в практику промежуточного краткосрочного прогнозирования изменения ликвидности в банковской системе.
|
Аналитический материал |
На постоянной основе |
Центральный банк |
12. |
Внедрение системы ежедневного мониторинга изменений основных денежно-кредитных агрегатов с целью выявления на ранней стадии возможных рисков усиления инфляционного давления со стороны монетарных факторов и оценки эффективности проводимых мер в денежно-кредитной сфере по обузданию инфляционных процессов.
|
Аналитический материал |
На постоянной основе |
Центральный банк |
13. |
Дальнейшее повышение качества сбора и составления статистических данных, в том числе по макроэкономическим показателям путем привлечения зарубежных экспертов и технической помощи международных финансовых институтов.
|
План мероприятий |
На постоянной основе |
Госкомстат, Минэкономики, Центральный банк, Минфин |
II. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ НАД ИЗМЕНЕНИЕМ ЦЕН НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ
|
||||
14. |
Разработка и в установленном порядке внесение в Кабинет Министров проекта решения Правительства, предусматривающего мероприятия по поэтапной отмене в течение 2017-2021 годов практики декларирования (утверждения) цен (тарифов) на товары и услуги, включенные в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
|
Проект решения Правительства |
IV квартал 2017 г. |
Минфин, Госкомконкуренции, Минэкономики |
15. |
На основе критического анализа реально сложившихся условий и факторов подготовка конкретных предложений по снижению себестоимости производимой в республике продукции путем повышения производительности труда, снижения энергоемкости производства, создания необходимой инфраструктуры и инженерно-коммуникационной системы, а также устранения других необоснованных затрат и структурных проблем, приводящих к росту цен на внутреннем потребительском рынке.
|
Проект решения Правительства |
I квартал 2018 г. |
Минэкономики, Минфин, Центральный банк, Госкомстат, министерства и ведомства |
16. |
Внедрение усовершенствованной методики расчетов и составления индекса потребительских цен в соответствии с международно признанной практикой, позволяющей осуществлять всесторонний и пофакторный анализ инфляционных явлений и ожиданий.
|
Методологический документ |
IV квартал 2017 г. |
Госкомстат, Минэкономики, Центральный банк |
17. |
Разработка и внедрение на основе изучения зарубежного опыта усовершенствованной методологии оценки инфляционного ожидания.
|
Методологический документ |
IV квартал 2017 г. |
Центральный банк, Минэкономики, Госкомстат |
18. |
Разработка усовершенствованной модели и методологии пофакторного анализа инфляции и прогнозирования ее уровня, в том числе путем привлечения технического содействия международных финансовых институтов.
|
Ведомственный нормативно-правовой акт |
2017-2019 гг. |
Центральный банк, Минэкономики, Минфин, Госкомстат |
19. |
Усиление мер в рамках выполнения задач, определенных в постановлении Президента Республики Узбекистан от 23 июня 2017 года N ПП-3082 "О неотложных мерах по надежному обеспечению населения республики основными видами социально-значимых продовольственных товаров" в целях совершенствования действующего механизма оперативного реагирования на резкие изменения цен за счет сезонных, климатических факторов и удорожания мировых цен, а также других причин, связанных с немонетарными факторами.
|
План мероприятий |
На постоянной основе |
Руководители Республиканской и постоянно действующих территориальных комиссий по мониторингу и контролю за ценами на основные виды социально-значимых продовольственных товаров |
III. МЕРЫ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ ПОВЫШЕНИЮ ПРОЗРАЧНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
|
||||
20. |
Подготовка предложений по повышению транспарентности экономической политики и возобновлению процесса участия в проекте Международного валютного фонда "Общая система распространения данных" (ОСРД).
|
Проект решения Правительства |
IV квартал 2017 г. |
Госкомстат, Минэкономики, Центральный банк, Минфин, министерства и ведомства
|
21. |
В целях обеспечения дальнейшей прозрачности сведений о государственных финансах, осуществление на ежеквартальной основе публикации, в соответствии с Международными стандартами их учета в государственном секторе, на официальных сайтах и в официальных печатных изданиях.
|
Ведомственный нормативно-правовой акт |
IV квартал 2017 г. |
Минфин, Минэкономики, Центральный банк |
22. |
Совершенствование и развитие связей с общественностью в целях широкого освещения проводимых реформ в сфере денежно-кредитной политики и банковской системе.
|
Организация встреч и интервью с представителями СМИ, пресс-релизы
|
На регулярной основе |
Центральный банк, Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки |
23. |
Расширение перечня информационно-аналитических изданий Центрального банка, включая публикацию в виде бюллетеней ежеквартальных обзоров денежно-кредитной политики.
|
Информационно-аналитические издания Центрального банка
|
Ежеквартально, начиная с 2018 г. |
Центральный банк, Ассоциация банков Узбекистана, коммерческие банки |
IV. СОТРУДНИЧЕСТВО С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ ЦЕНТРАЛЬНЫМИ БАНКАМИ
|
||||
24. |
Организация повышения квалификации специалистов и привлечение международных экспертов для консультаций в рамках мер по переходу к режиму инфляционного таргетирования путем участия в семинарах-тренингах, привлечение технического содействия ведущих международных финансовых институтов.
|
Участие в семинарах-трейнингах и привлечение технического содействия МВФ, Всемирного банка, АБР и др.
|
2017-2021 гг. |
Центральный банк, Минфин, Минэкономики, Госкомстат |
25. |
Установление сотрудничества с зарубежными центральными банками с целью изучения их опыта в области проведения денежно-кредитной политики.
|
Меморандум о сотрудничестве между Центральным банком Республики Узбекистан и зарубежными центральными банками
|
В течение 2017-2019 гг. |
Центральный банк |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 25 сентября 2017 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
25 сентября 2017 г., N 38, ст. 1030