ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2018 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 23 по 30 апреля 2018 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


(за период с 23 по 30 апреля 2018 г.)


В Постановление Президента от 27.12.2016 г. N ПП-2699 внесены изменения, касающиеся размеров выплачиваемых пособий по беременности и родам в зависимости от проработанного периода. Поправки внесены Указом Президента от 04.04.2018 г. N УП-5398.


Напомним, размеры пособия по беременности и родам варьировались в зависимости от фактически проработанного времени со дня приема женщины на работу:

q до 6-ти месяцев - 50% от среднемесячной заработной платы;

q от 6-ти до 12-ти месяцев - 75%;

q более 12-ти месяцев - 100%.

Теперь же порядок выплаты пособий при стаже до 6-ти месяцев отменен, и установлен единый размер пособия при стаже работы менее 12 месяцев со дня приема на работу - 75%. Т.е. если женщина проработала, например, только 5 месяцев и вышла в "декретный отпуск", размер ее пособия составит 75%, а не 50%, как раньше.   

          

           

      

До 5 апреля 2018 года

        

     

С 5 апреля 2018 года

       

   

Фактически

проработанный

период

    

       

Размер пособия

по беременности

и родам

(от среднемесячной

зарплаты)

          

     

Фактически

проработанный

период

        

         

Размер пособия

о беременности

и родам

(от среднемесячной

зарплаты)

          

до 6 месяцев


50%

отменено

от 6 до 12 месяцев


75%

до 12 месяцев

75%

более 12 месяцев


100%

более 12 месяцев

100%

         

* * *



Принято Постановление Президента от 26.04.2018 г. N ПП-3680 "О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель". Текст акта размещен на УзА.



Установили обязательное членство и размер взносов


Напомним, в октябре 2017 года образован Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана (далее - Совет). С 1 июля 2018 года членство всех фермерских и дехканских хозяйств в нем становится обязательным, а владельцев приусадебных земель - добровольным. 

При этом прекращение членства фермерских и дехканских хозяйств в Совете по решению президиума районного подразделения Совета повлечет прекращение права владения, постоянного или срочного пользования земельным участком либо его аренды.

Установлены членские взносы в Совет:

q для фермерских хозяйств, специализирующихся на производстве хлопка-сырца и зерновых культур - 0,8% от их закупочной цены;

q для других фермерских хозяйств - 0,5% денежных средств, полученных от реализации произведенной ими продукции;

q для дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель - размер определяется в договоре о членстве в Совете.

Конкретный порядок перевода членских взносов в Совет утвердят в 2-месячный срок.



Полномочия расширили


Советам фермерских, дехканских хозяйств и владельцам приусадебных земель дано право:

q проводить регулярный мониторинг целевого и эффективного использования земельных участков дехканских хозяйств и приусадебных земель, включая состояние обработки земель, посева семян, саженцев и деревьев, устройства теплиц, разведения скота и птиц, путем обхода домов;

q выдавать членам Совета - фермерским, дехканским хозяйствам и владельцам приусадебных земель предписания о необходимости целевого и эффективного использования соответствующих земельных участков;

q вносить хокимам районов обязательные для рассмотрения предложения о необходимости прекращения прав фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель на соответствующие земельные участки согласно земельному законодательству.



Образован Фонд поддержки фермерских,

дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель


Он создан при Совете со статусом юридического лица. Определены источники его формирования и направления использования средств.

        

        

     

Источники

формирования

         

     

Направления

использования средств

       

Единовременная безвозмездная финансовая помощь Фонда общественных работ при Минтруда в сумме 350 млрд сумов и Государственного фонда содействия занятости в сумме 150 млрд сумов


Размещение ресурсов в АКБ "Микрокредитбанк", АК "Агробанк" и АК Народном банке для предоставления фермерским, дехканским хозяйствам и владельцам приусадебных земель кредитов сроком до 3-х лет, включая льготный период до 1-го года, с процентной ставкой в размере 7% годовых, с учетом маржи банка в размере 2%


10% выручки от реализации гражданам на аукционе земельных участков в пожизненное наследуемое владение


Предоставление через коммерческие банки кредитов по ставке рефинансирования Центрального банка с учетом маржи банка в размере 2% ООО "Томоркахизмати"*, другим производственным, перерабатывающим, заготовительным, снабженческим, торговым организациям в сфере сельскохозяйственного производства и лизинговым организациям для укрепления материально-технической базы, закупки сельскохозяйственной техники и транспорта, приобретения материалов и комплектующих для установки теплиц фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель


Кредиты (займы) и гранты международных финансовых институтов, иностранных правительственных организаций и других доноров, привлекаемых для реализации возложенных на Фонд задач


Содержание и материально-техническое обеспечение деятельности Фонда


Доходы Фонда, в том числе получаемые от размещения средств на депозитных счетах


Формирование уставных фондов ООО "Томоркахизмати", нуждающихся в оборотных средствах, в размере не менее 25% от уставного фонда


Другие не запрещенные законодательством источники


Другие направления, связанные с привлечением инвестиций в фермерские, дехканские хозяйства и на развитие приусадебных земель, а также реализацией инновационных проектов


         

          

Выращенную за счет кредитных средств сельхозпродукцию будут по рыночным закупать Ассоциация "Узбекозиковкатзахира" и ХК "Узбекозиковкатхолдинг". Однако дехканские хозяйства, владельцы приусадебных земель и ООО "Томоркахизмати" могут реализовывать свою с/х продукцию и другим лицам.



Введены налоговые и таможенные льготы


До 01.01.2021 г. оборудование для установки теплиц легкой конструкции, сельскохозяйственные техника и транспортные средства, не производимые у нас и ввозимые по утвержденным перечням, освобождаются от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление).

Физические лица-владельцы приусадебных земель, работающие по договору надомничества, заключенному с ООО "Томоркахизмати" или фермерскими хозяйствами, освобождены от уплаты НДФЛ и обязательных отчислений во внебюджетный Пенсионный фонд в рамках их надомнической деятельности.

Вновь созданный Фонд освобожден от всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды полностью, а ООО "Томоркахизмати" - сроком на 3 года с даты госрегистрации в рамках их основной деятельности.

Кроме того, с 1 июля 2018 года:

q при уплате физическим лицом, занятым в дехканском хозяйстве, на приусадебной земле площадью не менее 4 соток или занимающимся выращиванием крупного рогатого скота либо домашней птицы не менее 50 голов на данном участке, страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд в размере 1 МРЗП в год, этот год включается в их трудовой стаж;

q пенсионерам, работающим в системе Совета, пенсии выплачиваются в полном размере за счет средств внебюджетного Пенсионного фонда;

q советами фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель ЕСП во внебюджетный Пенсионный фонд уплачивается в размере 5%.



Субсидии и гранты - от фонда содействия занятости


Государственный фонд содействия занятости начнет предоставлять субсидии на установку теплиц легкой конструкции, приобретение семян, саженцев и средств орошения в размере от 3 до 10 МРЗП. Для этого заключается трехсторонний договор между ООО "Томоркахизмати", центрами содействия занятости населения и владельцами приусадебных земель. 

Также он станет оформлять гранты на профподготовку в центрах профессионального обучения, колледжах и вузах, переподготовку и повышение квалификации руководителей и работников фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель в сфере агротехнологий, садоводства, овощеводства, животноводства, птицеводства, рыбоводства и пчеловодства.

        

           

*) Организации, созданные во всех сельских районах страны, основными задачами которых является оказание практического содействия фермерским, дехканским хозяйствам и владельцам приусадебных земель в выращивании и реализации сельскохозяйственных культур.



* * *



Принято Постановление Президента от 27.04.2018 г. N ПП-3682 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы практического внедрения инновационных идей, технологий и проектов".


Начиная с 2018 года будут проводиться ежегодные международные интерактивные ярмарки инноваций и международные инновационно-инвестиционные форумы. В них будут участвовать зарубежные инновационные и научные центры, инвестиционные фонды, технологические агентства, технопарки и бизнес-инкубаторы.

Основные цели проведения ярмарок инноваций и международных форумов:

q обеспечение взаимодействия государственных органов, субъектов свободных экономических и малых промышленных зон, технопарков и частного предпринимательства, а также сектора реальной экономики с академическими и отраслевыми научно-исследовательскими учреждениями при участии представителей ведущих зарубежных инвестиционных фондов, инновационных центров и других заинтересованных организаций;

q создание условий для коммерциализации отечественных инновационных идей, технологий и проектов путем обеспечения практического ознакомления с процессом трансфера технологий в Узбекистане и передовых зарубежных странах, а также с результатами внедрения разработок на предприятиях отраслей реальной экономики и частного предпринимательства;

q широкое привлечение инвестиций  в сферу разработки и внедрения инновационных идей и наукоемких технологий из общественного и частного секторов на внутреннем и внешнем рынках;

q развитие региональных и международных связей, способствующих динамичному совершенствованию предприятий отрасли, расширение кооперационных связей между научно-исследовательскими учреждениями, частными предпринимателями и инвесторами;

q проведение международных инновационно-инвестиционных форумов, конференций, "круглых столов", семинаров, тренингов, мастер-классов и других мероприятий;

q создание постоянно действующего и пополняемого информационного банка данных научно-исследовательских, инновационных и изобретательских идей, технологий и проектов.

Система организации ярмарок инноваций включает три блока:

Первый блок  "Инициативный бизнес".  Выставочное пространство, организованное секциями государственного и частного сектора  страны и передовых зарубежных стран для демонстрации готовых результатов научных и инновационных разработок и освещения деятельности отечественных и зарубежных технопарков, технологичных агентов в области коммерциализации технологий.

Второй блок "Инновационные решения". На этой площадке будут демонстрироваться  лучшие отечественные научные и инновационные разработки, представленные государственными и частными научными учреждениями в виде макетов и (или) прототипов с целью выхода на внутренний и внешний рынки.

Третий блок "Кооперационные связи". Это платформа для общения и налаживания взаимовыгодного сотрудничества, построения партнерств и масштабирования решений, необходимых для рассмотрения актуальных вопросов в сфере отдельных секторов экономики.

Ярмарки инноваций будут проходить в выставочных павильонах АО "Узэкспоцентра". Организацией займутся Министерство инновационного развития, Министерство экономики, Министерство иностранных дел, Государственный комитет по инвестициям и Торгово-промышленная палата Узбекистана. Сроки и периодичность проведения ярмарок инноваций определяются министром инновационного развития Узбекистана.

Узэкспоцентру рекомендовано предоставлять участникам ярмарок инноваций необходимые выставочные площади и конференц-зал со скидкой в размере 30% от установленных тарифов.

Расходы, связанные с организацией и проведением ярмарок инноваций и международных форумов, покрываются за счет 10 % от общей суммы средств фондов поддержки инновационной деятельности органов хозяйственного управления и крупных государственных предприятий.

Министерство инновационного развития и Министерство развития информационных технологий и коммуникаций в 3-месячный срок обеспечат разработку и функционирование постоянно обновляющегося интерактивного Интернет-портала "Виртуальная ярмарка инноваций". На нем будут представлены сведения  обо всех действующих и потенциальных участниках ярмарок инноваций и международных форумов, а также обо всех инновационных разработках, готовых к коммерциализации.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 26.04.2018 г. N 308 дополнительно созданы две малые промышленные зоны в Хорезмской области:


1 - в поселке "Заунгур" Хивинского района, на базе имущественного комплекса бывшего УП "Махсус курилиш механизация" (3,2 га). Соответственно, объект исключен из перечня реализуемых на публичных торгах;

2 - в селе Бешмарган Шаватского района, на базе пустующих зданий и сооружений консервного завода - бывшее ООО "Махсусинтерсавдо" (3,7 га).   


Для справки: функции конкурсной комиссии по отбору и размещению субъектов предпринимательства в МПЗ с декабря 2017 года исполняет региональный Административный совет. Он же принимает решение о реализации участникам МПЗ бездействующих объектов госсобственности по "нулевой" выкупной стоимости, с принятием инвестиционных обязательств.


Напомним, в феврале в Хорезмской области образовали 5 малых промзон. Государственная недвижимость, расположенная на их территории, передается в аренду предпринимателям на 5 лет по "нулевой" ставке с последующим переходом права собственности на нее при определенных условиях.


* * *



Постановлением Правления Центрального банка (рег. МЮ N 2709-2 от 25.04.2018 г.) внесены поправки в Положение о предъявляемых требованиях к управлению ликвидностью коммерческих банков.


Во-первых, конкретизировано понятие "банковской ликвидности". Теперь банки считаются ликвидными, если могут не просто своевременно и полно исполнять свои обязательства, но и делать это без непредвиденных потерь. Кроме того, банки должны  иметь возможность обеспечить финансирование роста активов.

Во-вторых, обновили показатель коэффициента мгновенной ликвидности банка. С 1 августа 2017 года этот коэффициент составлял не менее 10%, с 1 ноября 2017 года - 15%, а начиная с 1 января текущего года - 20%. Этот минимум снова снижен до 10%.

Напомним, коэффициент мгновенной ликвидности определяется как соотношение суммы наличных денег в кассе банка и других платежных документов, а также средств на счетах в ЦБ (за исключением средств на счетах обязательных резервов в ЦБ) к сумме обязательств до востребования - остаткам на расчетных счетах, указанных в данном Положении.

В-третьих, уточнили понятие "крупного долга". Это долг одного или нескольких взаимосвязанных лиц, объем которого превышает 5% банковского капитала I уровня (собственные средства банка).

В-четвертых, ввели дополнительное требование к содержанию отчетов о ликвидности. Среди прочего теперь в нем должен быть прогноз ликвидности на следующие 30 календарных дней.

В-пятых, ценные бумаги Центробанка включили в перечень ликвидных активов.


* * *



Постановлением Правления Центрального банка (рег. МЮ N 2788-2 от 25.04.2018 г.) внесены изменения в Положение о порядке лицензирования деятельности валютной биржи.


Помимо уже существующей деятельности в сфере организации торгов по купле-продаже иностранной валюты, государственных ценных бумаг, производных финансовых инструментов (деривативов) и других биржевых торгов, валютные биржи займутся организацией межбанковского валютного рынка, а также кредитных и депозитных аукционов Центрального банка с коммерческими банками.

Наличие подразделений по работе в этом новом направлении включено в перечень лицензионных требований и условий.


* * *



Юридических лиц хотят наказывать в уголовном порядке. Эта мера предусмотрена в проекте Концепции совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Узбекистан, вынесенной на общественное обсуждение.


Напомним, сейчас уголовную ответственность несут только вменяемые физические лица, достигшие возраста уголовной ответственности (18, 16, 14 и 13 лет в зависимости от состава преступления, - ст. 17 УК).


Проект Концепции рассматривает отсутствие уголовной ответственности юрлиц как один из недостатков законодательства Узбекистана. Однако отметим, что в большинстве стран постсоветского пространства это редкость. Причин здесь несколько.

Во-первых, уголовное право традиционно рассматривает преступление как противозаконное общественно опасное деяние (действие или бездействие). В реальности действовать (бездействовать) могут только физические лица. Ведь за юридических лиц в любом случае деяния совершают конкретные люди (руководитель и другие работники).

Во-вторых, преступное деяние должно быть виновным. Т.е. оценивается наличие умысла или неосторожности. По сути, вина - это внутреннее психическое отношение лица к совершенному деянию. Юридическое лицо - неодушевленная вещь без самостоятельной мыслительной деятельности. Поэтому в любом случае оценка вины - анализ внутреннего психического отношения к деянию со стороны человека.

В большинстве стран, где для юридических лиц существует уголовная ответственность, она применяется параллельно и вместе с ответственностью граждан. Например, ст. 21 Уголовного кодекса Республики Молдова гласит, что уголовная ответственность юридического лица не исключает ответственности физического лица за совершенное преступление. При этом для юридических лиц предусмотрены следующие виды наказания:

q штраф;

q лишение права заниматься определенной деятельностью;

q ликвидация.

Они применяются по различным составам преступлений, связанным с бизнесом: за нарушение прав на интеллектуальную собственность, экологических норм, правил оборота наркотиков, за экономические преступления и т.д.


Для справки. В Узбекистане схожая концепция ответственности (пусть она и не именуется уголовной) уже частично внедрена в сфере налоговых правонарушений (раздел IV Налогового кодекса).


Если идея будет одобрена, Узбекистан ждет настоящая революция в сфере уголовного права и законодательства об административной ответственности. Ее потенциальная польза для бизнеса заключается в том, что полный список правонарушений, за которые будет предусмотрена ответственность юридических лиц, по идее, будет приведен в одном-двух документах. Например, в Уголовном кодексе и Кодексе об административной ответственности.
























































Время: 0.0467
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск