ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2018 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 16 по 22 апреля 2018 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


(за период с 16 по 22 апреля 2018 г.)


Закон "О лесе" утвержден в новой редакции (N ЗРУ-475 от 16.04.2018 г.). Документ опубликован в газете "Народное слово".


В сравнении с прежней редакцией, документ расширился за счет следующих основных изменений. 

Во-первых, прописаны основные направления госполитики в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов. Также в законе закреплены полномочия государственных комитетов по лесному хозяйству, а также по экологии и охране окружающей среды.

Определено участие органов самоуправления граждан, ННО и граждан в обеспечении охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов.

Во-вторых, в документе приведена система мер по охране лесов. В частности, вводится мониторинг лесов - систематические наблюдения по выявлению изменений, оценка и прогноз состояния государственного лесного фонда для своевременного предотвращения влияния негативных воздействий на леса (порядок осуществления определит Правительство).

Наряду с государственным и ведомственным контролем в области охраны, защиты, разведения, воспроизводства, восстановления, повышения продуктивности и использования лесов будет осуществляться:

q производственный контроль - хозяйствующими субъектами на закрепленных за ними территориях;

q общественный контроль - органами самоуправления граждан, ННО и гражданами.

В-третьих, определены конкретные способы лесоразведения: посадка саженцев, семян и кустарников, создание противоэрозионных насаждений, проведение научных исследований и т.д.

Основные требования к порядку лесовосстановления расширены. К ним также относятся:

q соблюдение рекомендаций по отбору видов растений, устойчивых к засухе, вредителям и болезням, с учетом почвенно-климатических условий регионов;

q создание благоприятных условий для естественного восстановления леса.

В-четвертых, скорректированы основные правила лесопользования. Введены категории общего и специального лесопользования.

            

           

     

Общее лесопользование

     

      

Специальное лесопользование

        

Осуществляется физическими лицами бесплатно и в установленных объемах для собственных нужд в следующих видах:

сбор и заготовка дикорастущего растительного лекарственного и технического сырья;

сбор и заготовка дикорастущих растений для пищевых целей.

Право на специальное лесопользование предоставляется юридическим и физическим лицам органами государственного лесного хозяйства.


Допускается по разрешению, лесорубочному (лесному) билету (кроме пребывания в лесах и сбора для собственных нужд дикорастущих лекарственных и пищевых растений, ягод и грибов).


Является платным. Размеры платежей и порядок их взимания устанавливаются Кабинетом Министров.

            

          

       

При этом все виды лесопользования, ранее объединенные в один - побочное лесопользование (сенокошение, выпас скота, размещение ульев и пасек, заготовка (сбор) дикорастущего растительного лекарственного сырья и заготовка (сбор) дикорастущих растений для пищевых целей) - определены в качестве самостоятельных. Добавлены новые виды лесопользования:

q сбор сучьев и хвороста без рубки деревьев и кустарников;

q пользование в целях развития экологического туризма.

Также на землях лесного фонда разрешается выращивание сельскохозяйственной продукции без нанесения ущерба государственному лесному фонду. Соответствующий порядок устанавливает Государственный комитет по лесному хозяйству.


* * *



Президент подписал Указ от 16.04.2018 г. "О поощрений участников Второй мировой войны" и Постановление от 16.04.2018 г. "О мерах по подготовке и проведению мероприятий, посвященных Дню Памяти и Почестей".


В связи с 73-й годовщиной победы над фашизмом каждому участнику и инвалиду Второй мировой войны выдадут денежное вознаграждение в размере 5 млн сумов. Средства ветеранам вручат в торжественной и праздничной обстановке.

Кроме того, одиноким и малоимущим участникам войны отремонтируют жилье и домашнее хозяйство. По их желанию вместе с одним сопровождающим организуют бесплатную поездку (вместе с билетами) к местам сражений, а также в санатории "Узбекистан" в Ялте и Кисловодске, либо другие санатории на территории республики.

Среди запланированных праздничных мероприятий - инсталляция композиций, в том числе песен и мелодий, накрытие дастарханов и создание соответствующей обстановки времен Второй мировой войны, выставки боевой техники того периода, украшение улиц плакатами и стендами, посвященными Дню Памяти и Почестей и многое другое.


* * *



Президент подписал Указ от 16.04.2018 г. N УП-5416 "О мерах по коренному совершенствованию деятельности религиозно-просветительской сферы". Документ без приложений размещен на УзА.


Документом определены приоритетные направления указанной сферы, среди которых:

q широкое освещение гуманной сути религии на основе идеи "Просвещение против невежества", отражения в ней наших древних ценностей, таких как благородность, миролюбие и человечность, организация в этой сфере научно-просветительской деятельности;

q формирование сознания молодежи на основе глубокого изучения богатого культурного наследия наших предков, внесших неоценимый вклад в исламскую и мировую цивилизацию;

q повышение информированности населения, особенно молодежи, о реальной сущности и целях чуждых нам идей, ставящих религию в один ряд с насилием и кровопролитием;

q формирование в обществе нетерпимой обстановки в отношении идей, чуждых нашим национальным и религиозным ценностям;

q повышение вклада и участия представителей религиозно-просветительской сферы в обеспечение в обществе доброжелательности, взаимного уважения, дружбы, мира и согласия, стабильности социально-духовной обстановки;

q укрепление материально-технического обеспечения религиозно-просветительских учреждений, достойное поощрение и усиление социальной защиты представителей этой сферы;

q усиление информационно-аналитической деятельности по своевременному выявлению и предупреждению факторов, представляющих опасность для стабильности общественно-духовной обстановки в обществе в условиях глобализации;

q повышение качества образования на основе развития гармонии религиозных и светских знаний, создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации квалифицированных кадров в религиозно-просветительской сфере.

В структуре Комитета по делам религий при Кабинете Министров создан Информационно-аналитический центр изучения религиозно-социальных процессов, который является информационно-аналитической структурой по глубокому анализу литературы, материалов сети Интернет и СМИ на религиозную тематику, раннему выявлению факторов, оказывающих негативное воздействие на стабильность религиозно-социальной ситуации, а также разработке рекомендаций по их устранению.

На базе Исламской академии Узбекистана и Ташкентского исламского института создается Международная исламская академия Узбекистана. В структуре Академии будет организован Центр повышения квалификации с региональными филиалами в Республике Каракалпакстан, Самаркандской, Наманганской и Сурхандарьинской областях.

Установлено, что для преподавателей, научных работников и специалистов Комитета по делам религий, Международной исламской академии Узбекистана, Центра исламской цивилизации, Международного научно-исследовательского центра Имама аль-Бухари с 01.07.2018 г. разряды тарифных коэффициентов и базовых должностных окладов будут применяться в 3-кратном размере, а для работников Информационно-аналитического центра изучения религиозно-социальных процессов - в 4-кратном. Работающим в этих организациях пенсионерам, а также всем работникам религиозно-просветительских учреждений, пенсия будет выплачиваться в полном размере при условии, что это является их единственным местом работы.

В качестве основной медиа-структуры, обеспечивающей пропаганду религиозно-научного наследия наших предков, доведение до общественности истинной гуманистической цели религии и новостей в религиозно-просветительской жизни при Международной исламской академии Узбекистана создается Медиа-центр "Зиё".

Также принято предложение об организации в качестве высшего религиозно-просветительского образовательного учреждения Научной школы хадисов.

При управлении мусульман Узбекистана образован Благотворительный общественный фонд "Вакф", в числе задач которого финансирование работ по реконструкции мечетей, святых мест паломничества и посещения, других объектов, обеспечение материально-технической базы и оказание материальной поддержки работникам этой данной сферы.

Также принято предложение об учреждении Государственной премии Имама Бухарий для поощрения деятельности по изучению жизни и богатого научного наследия наших великих предков, внесших безграничный вклад в исламскую науку и культуру, широкую пропаганду славы нашей страны.


* * *



Президент подписал Постановление от 16.04.2018 г. N ПП-3668 "О мерах по совершенствованию деятельности Комитета по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан".


Обновлена структура Комитета, предельная численность его управленческого персонала установлена в количестве 51 единицы (ранее общая численность составляла 30 единиц, в т.ч. управленческого персонала - 24 ед.). При этом председателю Комитета дано право в необходимых случаях вносить изменения в структуру органа в пределах указанной штатной численности.

Установлено, что созданный ранее Информационно-аналитический центр изучения религиозно-социальных процессов, которым руководит заместитель председателя Комитета, действует на основе положения, утверждаемого председателем Комитета. Сотрудники Центра по условиям оплаты труда приравниваются к соответствующим работникам центрального аппарата Комитета.

Органы госвласти и управления, а также органы госвласти на местах обязаны по запросу Центра обеспечить безвозмездное предоставление документов, статистической и другой информации, аналитических материалов, заключений и др., которые необходимы для выполнения возложенных на Центр задач.

Утвержден новый состав Совета по делам конфессий, который является общественно-консультативным органом при Комитете (образован в 2004 году). Его руководителем по должности является председатель Комитета. Совет расширился с 9 до 17 членов - представителей религиозных конфессий, функционирующих в нашей стране.

Совет действует на общественных началах в соответствии с положением, утверждаемым Комитетом. Основной его функцией являются обсуждение текущего положения религиозно-социальных процессов в республике и зарубежных странах, а также информационно-аналитических материалов, подготовленных Центром, и выработка рекомендаций Комитету.

Министерству финансов поручено выделить Комитету необходимые бюджетные средства в соответствии с новой структурой, а также обеспечить финансирование приобретения для Комитета и Центра необходимой компьютерной техники, мебели, оборудования, средств связи, а также ремонта его административного здания.

Комитет по делам религий расположится по адресу: г. Ташкент, ул. Ислама Каримова, 43.


* * *



Постановлением Министерства внутренних дел и Министерства финансов (рег. МЮ N 2998 от 16.04.2018 г.) утверждено Положение о порядке заключения контрактов о прохождении обязательной службы в органах внутренних дел и покрытия расходов при невыполнении условий контракта.


В документе определяется порядок заключения контракта об обязательной непрерывной службе в органах внутренних дел (ОВД) или в других госорганах при направлении по распределению в течение 5-ти календарных лет после окончания обучения.

Контракт заключается с:

q курсантами - гражданами, поступившими на очную форму обучения в высшие военные образовательные учреждения МВД;

q слушателями - гражданами, направленными МВД на учебу в зарубежные вузы.

Об условиях контракта и материальной ответственности при невыполнении условий контракта кандидаты (их родители) письменно предупреждаются до поступления на учебу во время предварительного отбора.

От имени МВД контракт с курсантом подписывает руководитель высшего военного образовательного учреждения, а со слушателем - заместитель министра внутренних дел - начальник Главного управления кадров. При отчислении и восстановлении на учебу с курсантом или слушателем контракт подписывается повторно.

Он составляется на государственном или русском языке в 2-х экземплярах, один из которых выдается курсанту или слушателю, второй - подшивается в его личное дело. При отказе курсанта или слушателя подписать контракт оформляется соответствующий акт с указанием причин.

Сотрудник ОВД при досрочном освобождении со службы предупреждается о необходимости покрытия расходов государственного бюджета на его учебу в течение 30-ти дней. Расходы за сотрудника могут быть покрыты юридическими лицами (возмещение из государственного бюджета запрещается). Копия документа, подтверждающего покрытие расходов, должна быть представлена по месту последней службы.

В случае невыполнения обязательства по покрытию указанных расходов они взыскиваются в судебном порядке. При восстановлении на службе сотрудника, покрывшего расходы, указанные средства ему полностью возвращаются. При частичном прохождении обязательной 5-летней службы расходы покрываются пропорционально, исходя из срока непройденной службы.

Определен порядок расчета расходов на обучение одного курсанта или слушателя, в которые включаются:

q заработная плата профессорско-преподавательского состава;

q стипендия курсанта;

q расходы на лекарственные средства;

q обеспечение одеждой;

q расходы на питание;

q командировочные расходы на ознакомительную практику (стажировку);

q расходы на проезд (для слушателей).


Для справки. В соответствие с п. 68 Положения о порядке прохождения службы в органах внутренних дел:

1) граждане, отказавшиеся от заключения контракта, в указанные образовательные учреждения не зачисляются;

2) средства, затраченные на обучение сотрудника, не взимаются в следующих случаях:

q при увольнении из ОВД по заключению военно-врачебной комиссии или в связи с организационно-штатными изменениями;

q один из родителей, братьев или сестер курсанта (сотрудника), являясь сотрудником контролирующих или правоохранительных органов либо военнослужащим Вооруженных Сил погиб при исполнении служебных обязанностей;

q в связи со смертью курсанта (сотрудника).


* * *



Постановлением Министерства финансов и Министерства высшего и среднего специального образования (рег. N 2999 от 16.04.2018 г.) утверждены Правила оказания материальной помощи Союзом молодежи Узбекистана студентам, прошедшим срочную военную службу в рядах Вооруженных сил Республики Узбекистан и принятых на учебу в высшие образовательные учреждения на платно-контрактной основе.


Матпомощь заключается в оплате 35% суммы контракта Союзом молодежи, при условии своевременной оплаты остальных 65% самим студентом.

Помогают студентам, прошедшим срочную военную службу и принятым на учебу в бакалавриат на платно-контрактной основе. Для этого требуется рекомендация на учебу от командования воинских частей и активное участие студента в деятельности первичной организации Союза молодежи. Зачисленные на основе дополнительного повышенного контракта (т.н. "суперконтракт"), получают указанное право со 2-го года обучения.

Подготовка к рассмотрению вопроса об оказании матпомощи начинается первичной организацией совета Союза молодежи в вузе ежегодно до 1 февраля. Формируется соответствующий список студентов и сведения о показателях учебы и дисциплины. До 20 февраля студенты могут обратиться с заявлением об оказании матпомощи. Совет Союза молодежи рассматривает заявления с 1 по 5 марта и принимает решение.

При этом учитываются показатели прошлого учебного года (в отношении студентов 1-го курса - показатели первого семестра текущего года):

q активность участия студента в деятельности Союза молодежи;

q соблюдение правил внутреннего распорядка (принимаются во внимание выговоры, объявленные ректором за несоблюдение этих правил, кроме выговоров за утерю студенческого билета или рейтинговой книжки);

q показатели успеваемости в учебе (не менее 71% общего среднего арифметического показателя по всем предметам).

Вопрос рассматривается на заседании совета Союза молодежи при наличии не менее 2/3 его членов. Может быть принято решение о рекомендации студента для оказания материальной помощи или о мотивированном отказе (мотивы должны быть указаны в протоколе заседания). Принятое решение действительно только для текущего учебного года.

Копии протокола заседания, подписанные руководителем и всеми членами совета Союза молодежи, с приложением списка рекомендованных студентов направляются в вуз и Союз молодежи Узбекистана в течение 3-х рабочих дней.

Центральный совет Союза молодежи Узбекистана рассматривает рекомендации и принимает решение в течение 15-ти рабочих дней. Принятое решение направляется в вуз и совет Союза молодежи. Затем в течение 10-ти банковских дней на лицевой казначейский счет вуза переводятся соответствующие средства.

Что будет при отчислении или выходе студента в академический отпуск? Если студент по законодательству имеет право на возврат уплаченных по контракту средств (п.п. 28 и 29 Положения о платно-контрактной форме обучения  в  высших  и  средних  специальных, профессиональных образовательных учреждениях Республики Узбекистан и порядке расходования поступивших средств), внесенные за него деньги после перерасчета возвращаются Союзу молодежи. Если же не имеет (п. 27), то уплаченные средства взыскиваются Союзом молодежи со студента.

При отказе студента от материальной помощи средства, внесенные по его контракту Союзом молодежи, возвращаются плательщику.


* * *



Приказом министра здравоохранения (рег. МЮ N 3000 от 16.04.2018 г.) утверждено Положение о порядке информирования о случаях выявления негативных реакций при  использовании лекарственных средств.


Требования положения распространяются на лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), аптеки, а также организации, производящие, реализующие и использующие лекарственные средства. Указанные субъекты обязаны в письменном виде информировать Минздрав о каждом случае негативной реакции на лекарства.

Для этого оформляется письменное уведомление установленной формы. Ниже представлен порядок информирования в зависимости от ситуации, при которой выявлен случай негативной реакции.

        

         

      

Выявление случая

негативной реакции

      

     

Порядок оформления

и направления уведомления

     

     

Срок

информирования

     

В процессе лечения больного в ЛПУ (стационарно или амбулаторно)

Наблюдающий реакцию сотрудник ЛПУ немедленно информирует лечащего врача. Лечащий врач оформляет и обеспечивает направление уведомления в Минздрав.

В течение 10-ти дней






Обнаружение реакции больным в процессе домашнего лечения


Больной обращается в ЛПУ в связи с обнаружением негативной реакции на лекарство. Приемный врач после удостоверения факта, что реакция образовалась именно вследствие применения данного лекарства, оформляет уведомление и направляет в Минздрав.


В течение 10-ти дней

Получение сведений о негативной реакции аптеками и организациями, производящими или реализующими лекарства


Сотрудник, получивший такую информацию, немедленно информирует руководителя организации. Оформляется уведомление и направляется в Минздрав.

В течение 10-ти дней

Установление факта или получение сведений, что негативное воздействие сопровождается анафилактической реакцией, синдромами Лайелла или Стивенса-Джонсона, в том числе со смертельным исходом

        

Оформляется уведомление и направляется в Минздрав.


В течение 1-го дня

          

* * *



Постановлением Министерства финансов и Государственного налогового комитета (рег. МЮ N 3001 от 16.04.2018 г.) утверждено Положение о порядке исчисления и уплаты земельного налога плательщиками единого налогового платежа.


С 1 апреля 2018 года Положение распространяется на:

1. Плательщиков ЕНП, имеющих земельные участки общей площадью более 1 гектара.

2. Некоммерческие организации, если они осуществляют предпринимательскую деятельность на земельном участке более 1 гектара.

3. Плательщиков единого земельного налога, если они осуществляют деятельность, не связанную с производством и переработкой сельхозпродукции, на земельном участке более 1 гектара.

Положение не распространяется на плательщиков ЕНП:

1. Имеющих земельные участки общей площадью 1 гектар и менее.

2. Освобожденных от уплаты земельного налога с юридических лиц в соответствии с Налоговым кодексом или решениями Президента. Например:

q организации культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения - за земельные участки, используемые для осуществления возложенных на них задач;

q юридические лица, находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, фонда "Нуроний" и ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана", в общей численности которых работает не менее 50% инвалидов, ветеранов войны и трудового фронта 1941-1945 годов, кроме юридических лиц, занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью;

q добровольно ликвидируемые предприятия (ч. 1 ст.282 НК).


Обратите  внимание! С 1 января 2018 года на плательщиков ЕНП, имеющих земельные  участки общей площадью более 1 га, не распространяется:

q Положение о порядке исчисления и уплаты ЕНП с учетом минимального размера ЕНП (рег. МЮ N 2203 от 03.03.2011 г.);

q Положение о порядке исчисления и уплаты ЕНП предприятиями розничной торговли в связи с введением минимального размера ЕНП (рег. МЮ N 2449 от 04.04.2013 г.).


Вводимым Положением определяется налогооблагаемая база для расчета земельного налога с юридических лиц. Налогооблагаемой базой является общая площадь земельного участка за вычетом площадей земельных участков, не подлежащих налогообложению в соответствии с ч. 2 ст.280 НК.

Под общей площадью земельного участка понимается площадь, используемая на правах собственности, владения, пользования или аренды. Из нее исключаются земли общего пользования населенных пунктов:

q площади, улицы, проезды, дороги, оросительная сеть, набережные и т.п.;

q земли, используемые для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и отдыха населения (лесопарки, парки, бульвары, скверы, а также земли арычной сети);

q земли коммунально-бытового назначения (места погребения, места сбора, перегрузки и сортировки бытовых отходов, а также места обезвреживания и утилизации отходов и т.п.);

q земли запаса.

Налогооблагаемая база уменьшается на площадь земельных участков, которые не подлежат налогообложению, в соответствии с законодательством. Например, в соответствии с ч. 2 ст.282 НК, не подлежат налогообложению земли:

q общего пользования садоводческих, виноградарских или огороднических товариществ (подъездные пути, оросители, коллекторы и другие), коллективных гаражей;

q оздоровительного назначения (за исключением земель, на которых ведется хозяйственная деятельность) - земельные участки, обладающие природными лечебными факторами, благоприятными для организации профилактики и лечения, предоставленные в установленном порядке соответствующим учреждениям и организациям в постоянное пользование;

q рекреационного назначения (за исключением земель, на которых ведется хозяйственная деятельность) - земли, предоставленные соответствующим учреждениям и организациям для организации массового отдыха и туризма населения;

q водного фонда. К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами (реками, озерами, водохранилищами и т.п.), гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также полосы отвода по берегам водоемов и других водных объектов, предоставленных в установленном порядке юридическим лицам для нужд водного хозяйства;

q занятые спортивными и физкультурно-оздоровительными комплексами, местами отдыха и оздоровления матерей и детей, домами отдыха и учебно-тренировочными базами;

q на которых произведены новые посадки садов, виноградников и тутовников сроком на три года, независимо от использования междурядий для посева сельскохозяйственных культур;

q другие земли, указанные в данной статье.

Исчисление земельного налога осуществляется ежегодно по состоянию на 1 января исходя из налогооблагаемой базы и установленной ставки. На 2018 год ставки земельного налога с юридических и физических лиц утверждены Постановлением Президента от 29.12.2017 г. N ПП-3454.

Расчет представляется в орган государственной налоговой службы по месту нахождения земельного участка плательщиками ЕНП до 10 января текущего налогового периода. В 2018 году расчет должен быть представлен в ОГНС по месту нахождения земельного участка до 10 мая.

Расчет земельного налога с юридических лиц плательщики ЕНП производят по Формам налоговой отчетности (рег. МЮ N 2439 от 22.03.2013 г.). При изменении налогооблагаемой  базы (суммы налога) в течение года юрлицо обязано в месячный срок представить в ОГНС уточненный расчет.

При увеличении налогооблагаемой  базы (площади  земельного участка) до размера,  превышающего 1 га, - земельный налог исчисляется начиная со следующего месяца, после возникновения права на земельный участок. При уменьшении налогооблагаемой базы (площади земельного участка) до размера 1 га и ниже - земельный налог не начисляется с месяца, в котором произошло уменьшение.

Уплата налога производится ежемесячно до 10-го числа каждого месяца в размере 1/12 части годовой суммы. В 2018 году уплата производится, начиная с апреля, при этом за апрель нужно оплатить до 10 мая, за май нужно оплатить также до 10 мая, за июнь - до 10 июня, за июль - до 10 июля и т.д.

Плательщики ЕНП несут ответственность за правильность исчисления и уплаты земельного налога с юридических лиц. Контроль осуществляют органы государственной налоговой службы.

Положение о порядке исчисления и уплаты земельного налога плательщиками единого  налогового платежа согласовано с Торгово-промышленной палатой Узбекистана.


* * *



Подписан Указ Президента от 17.04.2018 г. N УП-5418 "О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления сельским и водным хозяйством". Его текст без приложений размещен на УзА.


В документе сказано о разделении Министерства сельского и водного хозяйства на Министерство сельского хозяйства и Министерство водного хозяйства* и определены основные задачи этих ведомств. Преобразования в системе управления этими сферами продолжаются.

        

        

     

ОБРАЗОВАННЫЕ ОРГАНЫ

         

  

N

п/п

    

  

Образованный орган

     

   

Орган(-ы), на базе которого(-ых) происходит преобразование

      

1

Агентство по реализации проектов в области агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения (с 01.07.2018 г.)


Агентство по реструктуризации сельскохозяйственных предприятий


Центр по реализации инвестиционных проектов в сельском и водном хозяйстве


2

Центр по развитию семеноводства при Министерстве инновационного развития


Республиканский центр по семеноводству хлопчатника


Республиканский центр по семеноводству зерновых колосовых культур


3

Научно-производственный центр сельского хозяйства и продовольственного обеспечения Академии наук


Узбекский научно-производственный центр сельского хозяйства


4

Фонд развития сельского хозяйства и продовольственного обеспечения при Министерстве сельского хозяйства


Фонд развития материально-технической базы, внедрения инновационных технологий и стимулирования работников Министерства сельского и водного хозяйства

Фонд развития водного хозяйства при Министерстве водного хозяйства


5

Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом и обеспечением продовольственной безопасности при Генеральной прокуратуре

           

        

        

При этом образование ведомств и учреждений происходит за счет оптимизации штатной численности Министерства сельского хозяйства, Министерства водного хозяйства, а также упраздняемых ведомств и учреждений.

           

        

    

Органы, упраздняемые с 1 августа 2018 года

        

    

N

п/п

      

     

Наименование учреждения

     

1

Государственная хлебная инспекция при Кабинете Министров


2

Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования


3

Главная государственная инспекция по племенному делу в животноводстве


4

Республиканская водная инспекция "Узсувназорат"


5

Государственный центр по сертификации и контролю качества семян сельскохозяйственных культур "Уздавуругназоратмарказ"


        

       

*) Это произошло чуть ранее на основании Указа Президента от 12.02.2018 г. N УП-5330 "Об организационных мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления сельским и водным хозяйством".


* * *



Законом от 18.04.2018 г. N ЗРУ-476 внесены изменения и дополнения в Кодекс об административной ответственности. Документ опубликован в газете "Народное слово".


Во-первых, административная ответственность за нарушение требований по охране и использованию недр (ст. 70 КоАО) повышена. Увеличение штрафных санкций наглядно продемонстрировано в таблице.

         

        

    

Диспозиция

(вид нарушения)

      

    

Санкция

(размер штрафа)

        

  

до 19.40.2018 г.

      

    

с 19.04.2018 г.

          

Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, разработка месторождений полезных ископаемых без согласования с органами по экологии и охране окружающей среды и горного надзора, нарушение требований и порядка пользования недрами, невыполнение правил охраны недр и требований по охране природной среды, зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, уничтожение или повреждение наблюдательных режимных скважин на подземные воды, маркшейдерских и геологических знаков, а равно нарушение землевладельцами и землепользователями правил пользования общераспространенными полезными ископаемыми


на граждан - от 1 до 2 МРЗП

на должностных лиц - от 3 до 5 МРЗП

на граждан - от 10 до 20 МРЗП

на должностных лиц - от 30 до 50 МРЗП

Выборочная отработка богатых участков месторождений, сверхнормативные потери полезных ископаемых при добыче и переработке минерального сырья, порча месторождений полезных ископаемых и другие нарушения требований рационального использования их запасов


на должностных лиц - от 1 до 3 МРЗП

на должностных лиц - от 10 до 30 МРЗП

Утрата маркшейдерской документации, невыполнение требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранению месторождений, горных выработок и буровых скважин на время консервирования


на должностных лиц - от 1 до 3 МРЗП

на должностных лиц - от 10 до 30 МРЗП

Совершение вышеперечисленных правонарушений повторно в течение года после применения административного взыскания


на граждан - от 1 до 3 МРЗП

на должностных лиц - от 3 до 7 МРЗП

на граждан - от 20 до 50 МРЗП

на должностных лиц - от 50 до 100 МРЗП

              

           

Во-вторых, введена административная ответственность за нарушение порядка проведения работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов. За это граждан оштрафуют на сумму от 30 до 50 МРЗП, а должностных лиц - от 50 до 100 МРЗП. За повторное нарушение в течение года после административного взыскания гражданам грозит штраф от 50 до 70 МРЗП, а должностным лицам - от 100 до 150 МРЗП с конфискацией орудия совершения правонарушения (спецтехника и оборудование: лебедки, экскаваторы, бульдозеры и т.д.) или его непосредственного предмета.

Подведомственность дел данной категории зависит от состава совершенного административного правонарушения. Впервые совершенные правонарушения (ч. 1 ст. 70-1 КоАО) отнесены к компетенции Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды, а повторные (ч. 2 ст. 70-1 КоАО) - административных судов.

При этом административное задержание правонарушителей осуществляется сотрудниками органов внутренних дел и должностными лицами органов Госкомэкологии. А право на задержание и досмотр транспортных средств до устранения причины задержания и рассмотрения дела принадлежит только должностным лицам органов Госкомэкологии.

Также Законом от 18.04.2018 г. N ЗРУ-476 внесено дополнение в Трудовой кодекс.

Перечень случаев, когда отказ в приеме на работу считается незаконным, расширен. Теперь это не допускается также в отношении лиц, ранее осужденных, либо в связи с судимостью близких родственников.

Однако в некоторых ситуациях законодательство прямо запрещает прием на работу судимых кандидатов. Тогда отказ уже будет правомерным. Например, согласно статье 12 Закона "О бухгалтерском учете" руководителем службы бухгалтерского учета не может быть лицо, признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, а также имеющее непогашенную или неснятую судимость за умышленное преступление.

Кроме того, суд вправе в качестве дополнительного наказания запретить лицу занимать определенные виды должностей. Чаще всего - руководящие и материально ответственные должности. В этом случае прием на работу может быть даже признан преступлением - неисполнением судебного акта (статья 232 УК).


Напомним, еще один вопрос в сфере трудового права, обсуждавшийся ранее - отказ в трудоустройстве в связи с отсутствием прописки. Пунктом 10 Указа Президента от 22.01.2018 г. N УП-5308 отменен запрет на прием на работу граждан, не имеющих временной или постоянной прописки либо учета по месту пребывания, а также ответственность работодателя за прием на работу граждан, проживающих без временной или постоянной прописки либо без учета по месту пребывания. Указ вступил в силу с 23.01.2018 года.


Однако в статью 80 Трудового кодекса, а также в статью 223-2 Кодекса об административной ответственности изменения еще не внесены. Формально запрет остается в силе, а ответственность имеется, поскольку юридическая сила законов выше, чем указов Президента.

Остается только ждать изменений в законодательстве.

Законом N ЗРУ-476 внесены изменения и дополнения в Законы "О средствах массовой информации" и "О защите профессиональной деятельности журналиста".

Во-первых, определен перечень способов, посредством которых осуществляется государственная поддержка СМИ. В частности, это:

q предоставление льгот и преференций по налогам и другим обязательным платежам и тарифам;

q финансовое содействие через систему государственных субсидий, грантов и соцзаказов;

q разработка и реализация мер по укреплению материально-технической базы;

q социальная поддержка сотрудников редакций;

q организация деятельности фондов по поддержке СМИ;

q содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников редакций.

Во-вторых, введен порядок направления запроса СМИ органам госвласти и управления. Обращение в госорганы для получения интервью должностных лиц, а также информации об их деятельности, может быть в устной, письменной или электронной  форме. Запрос рассматривается в течение 7-ми дней. При отрицательном решении направляется мотивированный ответ.

В-третьих, регламентированы требования к содержанию таких видов СМИ, как веб-сайт и электронная версия периодического печатного издания (газеты, журналы, ведомости и др.) В этих информационных ресурсах должны указываться следующие данные:

q название периодического издания;

q дата и номер свидетельства о госрегистрации;

q наименование (Ф.И.О.) учредителя;

q Ф.И.О. главного редактора;

q индекс, местонахождение (почтовый и электронный адрес) редакции.

В-четвертых, сокращен срок уведомления заявителя об отказе в госрегистрации СМИ. Если раньше на это давалось 10 дней после вынесения решения, то теперь это необходимо сделать в течение 1-го дня. 

В-пятых, конкретизированы случаи, когда журналист не несет ответственность за распространение в СМИ материалов, не соответствующих действительности. Это касается тех сведений, которые:

q взяты из официальных сообщений, НПА или данных официальной статотчетности;

q получены через информагентства или пресс-службы органов госвласти и управления, а также их официальных веб-сайтов;

q содержались в авторских выступлениях, передаваемых в эфир без предварительной записи, или являются дословным воспроизведением (стенографической, аудио-, видеозаписью) выступлений.

В-шестых, законодательно закреплена обязанность соблюдения журналистами правил профессиональной этики. Они  представляют собой требования к личности журналиста и его поведению при выполнении профессиональных обязанностей. Правила этики определяются объединения журналистов и СМИ.

Законом от 18.04.2018 г. N ЗРУ-476 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (статья 52) внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс. Поправки опубликованы в газете "Народное слово".



Вводятся налоговые льготы


С 19 апреля 2018 года:

1) Освобождаются от обложения налогом на имущество физических лиц (ст. 275 НК) и от земельного налога с физических лиц (ст. 290 НК) лица, использующие источники альтернативной энергии в жилых помещениях с полным отключением от действующих сетей энергоресурсов, - сроком на три года начиная с месяца, в котором установлены источники альтернативной энергии.

Основанием для предоставления данной льготы является справка, выданная энергоснабжающей организацией об использовании источников альтернативной энергии с полным отключением от действующих сетей энергоресурсов.

2) Налогооблагаемая база по ЕНП (ст. 356 НК) уменьшается для субъектов туристской деятельности - на сумму средств, направленных на внедрение программных продуктов и информационных систем по онлайн-бронированию и продаже туристских услуг.

С 19 июля 2018 года:

1) Единый социальный платеж и страховые взносы не начисляются (ст. 308 НК) на доходы, получаемые физическими лицами, привлеченными на сельскохозяйственные работы по сбору хлопка, за выполнение этих работ.

2) Многопрофильные фермерские хозяйства - плательщики единого земельного налога, начиная со дня включения их в реестр многопрофильных фермерских хозяйств, освобождаются от уплаты ЕНП по другим видам доходов, не связанным с производством сельскохозяйственной продукции, сроком на пять лет.



Содержание отдельных норм расширено


1) К земельным участкам, не подлежащим налогообложению, относятся земли (ст. 282 НК) историко-культурного назначения (за исключением земель, на которых ведется хозяйственная деятельность) - земли, занятые объектами материального культурного наследия, мемориальными парками, предоставленные соответствующим учреждениям и организациям в постоянное пользование.

Ранее к землям историко-культурного назначения относились земли историко-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений, археологических памятников, памятников истории и культуры.

2) От уплаты государственной пошлины в судах общей юрисдикции освобождаются (ст. 329 НК) государственные органы - по искам о сносе самовольной постройки, а также по делам об изъятии у физических лиц в собственность государства принадлежащего им имущества, имеющего историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в случаях бесхозяйственного обращения физических лиц с этим имуществом.

Ранее в перечне дел об изъятии имущества у физических лиц в собственность государства отсутствовали научные и культурные ценности.



Порядок уплаты госпошлины уточнен


Внесены уточнения и дополнения в порядок взимания государственной пошлины за выполнение нотариальных действий (ст. 338 НК).

Одно из них: за нотариальные действия, совершаемые вне помещения государственной нотариальной конторы - в помещении органов самоуправления граждан в ходе выездных приемов нотариусов, государственная пошлина взимается в одинарном размере (ранее - в двойном размере).

Законом от 18.04.2018 г. N ЗРУ-476 в статьи 116 и 117 КоАО внесены поправки, а также введена новая статья об ответственности за нарушение требований по обеспечению авиационной безопасности.



Нарушение правил безопасности полетов:

больше составов, выше ответственность


Статья 116 КоАО ранее содержала в себе пять самостоятельных составов административного правонарушения. Суть внесенных в нее изменений и дополнений заключается в следующем:

а) диспозиция двух составов скорректирована.

Исчерпывающий перечень деяний, за которые штрафуют по ч. 1 ст. 116 КоАО, - сжигание пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома или устройство объектов, способствующих массовому скоплению птиц, опасных для полетов воздушных судов - заменен на более общие формулировки. В результате, к ответственности будут привлекать за осуществление любой несогласованной деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов в районе аэродрома. 

Наряду с допуском к управлению воздушным судном членов экипажей, находящихся в состоянии опьянения, к ответственности по ч. 5 ст. 116 КоАО привлекут самих лиц, управляющих воздушным судном в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения или уклоняющихся от прохождения освидетельствования;

б) размер санкций по всем составам административных правонарушений, содержащимся в ст. 116 КоАО, повышен.

    

        

      

Диспозиция

(вид правонарушения)

     

   

Санкция

(размер штрафа)

    

  

до 19 апреля 2018 года

     

    

с 19 апреля 2018 года

       

Размещение в районе аэродрома каких-либо знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, или сжигание пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома или устройство объектов, способствующих массовому скоплению птиц, опасных для полетов воздушных судов


на граждан - от 1/2 до 1 МРЗП

на должностных лиц - от 1 до 2 МРЗП

на граждан - от 3 до 5 МРЗП

на должностных лиц - от 5 до 10 МРЗП

Невыполнение правил о размещении ночных и дневных маркировочных знаков или устройств на зданиях и сооружениях


на должностных лиц - от 1 до 2 МРЗП

на должностных лиц - от 3 до 5 МРЗП

Повреждение аэродромного оборудования, аэродромных знаков, воздушных судов и их оборудования


от 1 до 3 МРЗП

от 3 до 5 МРЗП

Проход или проезд без надлежащего разрешения по территории аэропортов (кроме аэровокзалов), аэродромов, объектов радио- и светообеспечения полетов


от 0,1 до 1/2 МРЗП

от 1 до 3 МРЗП

Допуск к управлению воздушным судном членов экипажей, находящихся в состоянии опьянения


на должностных лиц, ответственных за допуск к управлению членов экипажа воздушного судна, - от 3 до 5 МРЗП

         

от 10 до 30 МРЗП

            

          

в) введен дополнительный состав правонарушения (ч. 6 ст. 116 КоАО) - умышленное сокрытие события, признанного авиационным инцидентом, сведений о нем, а равно искажение информации о нем, повреждение или уничтожение данных бортовых и наземных средств объективного контроля и других связанных с авиационным инцидентом доказательных материалов. Штраф в этом случае составит от 50 до 100 МРЗП.



Ввели нарушение требований по обеспечению

авиабезопасности


Кодекс дополнен новой статьей, предусматривающей ответственность за нарушение требований по обеспечению авиационной безопасности (ст. 116-3 КоАО). Так доставка либо содействие в доставке на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотр на авиационную безопасность, либо веществ или предметов, запрещенных к перевозке на воздушных судах, грозит гражданам штрафом от 5 до 10 МРЗП, а должностным лицам - от 10 до 20 МРЗП.

С этой статьей связана одна особенность. По общему правилу, к лицам в возрасте от 16-ти до 18-ти лет, совершившим административные правонарушения, применяются специальные меры воздействия комиссиями по делам несовершеннолетних. Однако в ряде случаев их могут привлекать к административной ответственности на общих основаниях и применять предусмотренные КоАО взыскания.

Нарушение несовершеннолетним (от 16 до 18 лет) требований по обеспечению авиационной безопасности отнесено к таким случаям. Т.е. с учетом обстоятельств дела и личности несовершеннолетнего нарушителя, с него могут взыскать административный штраф либо направить материалы в межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних. 



Командир сказал или член экипажа - не важно


Предусмотренную ст. 117 КоАО ответственность расширили. Теперь штрафовать будут также за невыполнение распоряжений члена экипажа, сделанных от имени командира воздушного судна. Напомним, размер штрафа - от 5 до 10 МРЗП.


Для справки: членами экипажа воздушного судна наряду с командиром являются другие лица летного состава (пилот, штурман, бортинженер, бортмеханик, бортрадист) и обслуживающего персонала (бортпроводник, бортоператор). 



Кто рассматривает дела


Поправками уточнены уполномоченные органы, которым подведомственны дела об административных правонарушениях в сфере авиабезопасности:

q по ст.ст. 116, 116-3, ч. 1 ст. 117 и ч. 1 ст. 142 КоАО - Государственная инспекция по надзору за безопасностью полетов в лице начальника, его зама, начальников управлений и отделов;

q по ст. 53, ст. 117, ч. 1 ст. 121, ч. 2 ст. 122, ст. 124, ч. 3 ст. 144, ч. 1 ст. 145 и ст. 146 (в части нарушений на воздушном транспорте) КоАО - Национальная авиакомпания в лице генерального директора, его замов, директора Летного комплекса авиакомпании и его замов, директора аэропорта (авиапредприятия), главного инспектора и начальника медико-санитарной службы авиакомпании.

Также Законом от 18.04.2018 г. N ЗРУ-476 внесены изменения  в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК).

С 19 октября вступит в силу ряд нововведений.

Во-первых, разрешено проводить открытые судебные заседания по уголовным делам в режиме видеоконференцсвязи. Это допускается по ходатайству сторон либо по собственной инициативе суда. В закрытых судебных заседаниях использовать видеоконференцсвязь запрещено.

Посредством видеоконференцсвязи могут быть допрошены свидетель и потерпевший при их неявке в суд по уважительным причинам. В отношении обязательности личной явки других участников процесса (государственного обвинителя, защитника, подсудимого и др.) в поправках ничего не сказано.

В протоколе судебного заседания, проведенного с использованием видеоконференцсвязи, дополнительно должны быть указаны сведения:

q о проведении судебного заседания в режиме видеоконференцсвязи;

q о технических средствах;

q о суде и сотрудниках, содействующих в проведении судебного заседания в режиме видеоконференцсвязи.

Если в ее работе возникнут неполадки, суд вправе отложить заседание с принятием мер по их устранению. А издержки, связанные с видеоконференцсвязью, покрываются из Государственного бюджета по определению суда. Однако это не исключает их взыскания с осужденного в последующем.

Во-вторых, теперь разрешается вести видео- и аудиозапись не только допросов, но и всего судебного заседания. Как и прежде, звукозапись, фотографирование, видеозапись и киносъемка допускаются исключительно с разрешения председательствующего в судебном заседании. Но теперь об этом необходимо выносить соответствующее определение.

В-третьих, вводится практика опубликования вступивших в силу судебных решений на официальных сайтах судов. Но это не будет обязательным. Учитывая, что стороны могут быть против оглашения, потребуется также получить их согласие. Если согласие не получено, но суд считает опубликование необходимым, решение размещается на сайте с обезличиванием (без указания данных об участниках процесса).

Судебные решения по делам, рассмотренным в закрытых судебных заседаниях, публиковать запрещено.

Законом от 18.04.2018 г. N ЗРУ-476 внесены изменения в Земельный кодекс и Закон "О фермерском хозяйстве".

Во-первых, из категорий земель, предоставляемых  для ведения фермерского хозяйства, исключены участки сельскохозяйственных кооперативов (ширкатов) и других сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, в т.ч. реорганизуемых и ликвидируемых.

В стране уже давно осуществляется поэтапный процесс реорганизации низкорентабельных и бесперспективных сельхозкооперативов, а занимаемые ими земельные участки передаются фермерским хозяйствам. Однако недавно разработанный проект Закона "О кооперации в сельском хозяйстве" свидетельствует о намерении государства "возродить" эту форму экономической деятельности.   

Таким образом, под фермерские хозяйства впредь будут выделять только земли запаса и не предоставленные юридическим и физическим лицам земли сельскохозяйственного назначения.

Во-вторых, регламентирована деятельность многопрофильных фермерских хозяйств. Напомним, в 2022 году с фермерскими хозяйствами, не освоившими многопрофильную деятельность, расторгнут договоры аренды земли.

В них наряду с производством сельхозпродукции занимаются ее переработкой, хранением и реализацией, а также промышленным производством, выполнением работ, оказанием услуг и другой не запрещенной деятельностью.

Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана ведет реестр многопрофильных фермерских хозяйств (порядок определит Правительство).

Если у многопрофильного фермерского хозяйства изымут участок в запас земель, оно может реорганизоваться в другую организационно-правовую форму.

В-третьих, скорректированы размеры и порядок предоставления фермерам земельных участков. Так племенным животноводческим фермерским хозяйствам будут отводить минимум по 0,5 га на одну условную голову скота на орошаемых землях Андижанской, Наманганской, Самаркандской, Ташкентской, Ферганской и Хорезмской областей и по 0,6 га орошаемых земель - в других областях и Республике Каракалпакстан.

Кроме того, минимальная площадь участка для зерноводства и овощеводства составит 10 га, а для садоводства, виноградарства, овощеводства и возделывания других культур минимум определили в границах от 1 до 5 га (сейчас - не менее 5 га).

Механизм землеотвода будет выглядеть следующим образом. Согласно заключению районной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков и районного совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель по итогам проведенного конкурса будет приниматься решение районного Кенгаша народных депутатов, на основании которого - решение хокима района.

Областные комиссии по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков не будут больше утверждать решения районных хокимов. Соответственно обжаловать в суд или вышестоящий орган в случае отказа можно будет только непосредственно решение районного хокима (сегодня можно также обжаловать решения областной комиссии об отказе в утверждении решения районного хокима).

В-четвертых, перечень оснований, когда глава фермерского хозяйства может передать право аренды земельного участка одному из членов его семьи, расширен. К ним также отнесены:

q призыв на срочную военную службу;

q поступление на очное обучение в вуз;

q избрание на выборные должности.

Уточняется, что передача осуществляется по заявлению главы фермерского хозяйства, поданному на имя хокима района.



Срок задержания и домашнего ареста зачтут,

подозреваемым - домашний арест и залог


Такие изменения и дополнения внесены в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Уголовный кодекс (УК) Законом от 18.04.2018 г. N ЗРУ-476.


Для справки. Домашний арест и залог являются одними из мер пресечения, то есть видами принуждения, применяемыми к обвиняемому, чтобы он не совершил новых преступлений и не скрылся от дознания, следствия и суда.


При этом в отличие от обвиняемого применять к подозреваемому меры пресечения, по общему правилу, не разрешается. Причина - в отношении подозреваемого у дознания и следствия еще нет достаточных доказательств вины.

Вместе с тем, согласно ст. 226 УПК, в исключительных случаях к подозреваемому разрешалось применять заключение под стражу. Обычно это делается при:

q подозрении в умышленном преступлении, за которое положено свыше 3-х лет лишения свободы, либо неосторожном преступлении, наказываемом лишением свободы свыше 5-ти лет;

q подозрении в менее серьезных преступлениях, когда личность задержанного подозреваемого не установлена, либо он не имеет постоянного места жительства в нашей стране.

Принятый документ позволил применять к подозреваемому также более мягкие меры пресечения - домашний арест и залог (в тех же исключительных случаях). Усовершенствованы и сами нормы, их регламентирующие.



Домашний арест


В соответствии со ст. 242-1 УПК домашний арест - это нахождение в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении (проживание должно быть на законных основаниях) с возложением запретов (ограничений) и осуществлением контроля. Для применения домашнего ареста необходимы те же основания, что и для заключения под стражу (ст. 242 УПК). При этом домашний арест применяется, если заключение под стражу признано нецелесообразным с учетом возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств.

Учитывая, что домашний арест применяет суд, закреплено, что установление в последующем дополнительного запрета (ограничения) также проводится в судебном порядке. Определение судьи выносится по ходатайству прокурора или дознавателя либо следователя с согласия прокурора. Для этого также заслушиваются подозреваемый или обвиняемый, защитник, другие явившиеся в суд лица, исследуются представленные материалы.

Кроме того, запретили ограничивать право использования телефонной связи для разговора с защитником, законным представителем, органом, на который возложена функция осуществления надзора за соблюдением установленных запретов (ограничений), дознавателем, следователем, прокурором, судом, а также для вызова правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, службы пожарной безопасности, спасательной службы и других экстренных служб в случае возникновения необходимости. Вместе с тем о каждом таком звонке подозреваемый, обвиняемый или подсудимый обязан сообщить в орган внутренних дел по месту жительства, на который возложено исполнение домашнего ареста.


Важно! Задержание и домашний арест теперь примут в зачет при назначении наказания. Для этого в новой редакции изложена ст. 62 УК. Так, 1 день задержания или домашнего ареста приравнен к:

а) 1 дню ограничения свободы, направления в дисциплинарную часть, лишения свободы;

б) 3 дням исправительных работ или ограничения по службе;

в) 4 часам обязательных общественных работ;

г) 1/2 МРЗП штрафа.



Залог


Согласно ст. 249 УПК залог - денежная сумма или ценности, вносимые на депозитный счет органа дознания, предварительного следствия или суда, обвиняемым, подсудимым, их родственниками, другими гражданами или юридическими лицами (допускается принимать также недвижимость). Залог может применяться во всех случаях и по любым категориям дел.

Однако нередко он назначается судом вместо заключения под стражу либо домашнего ареста, о которых просит прокурор. Поэтому УПК дополнен правилом, по которому когда судом на стадии досудебного производства применен залог в денежной сумме, она зачисляется на депозитный счет органа дознания или предварительного следствия.

А при отсутствии оснований для дальнейшего применения залога, а равно в случае прекращения производства по делу, он может быть отменен или изменен на другую меру пресечения прокурором, а также дознавателем или следователем с согласия прокурора, с обязательным информированием суда, вынесшего решение о применении данной меры пресечения.

В Законы "О политических партиях", "О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан", "О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан", "О статусе депутата областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов" и "Об отзыве депутата местного Кенгаша народных депутатов, депутата Законодательной палаты и члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан" внесли поправки (Закон от 18.04.2018 г. N ЗРУ-476). 



В партийной группе - минимум три депутата


Для выражения интересов политических партий в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и Кенгашах народных депутатов создаются партийные группы. Уточнено, что в их составе должно быть не менее трех депутатов - однопартийцев, избранных в соответствующий представительный орган.

Партийные группы получили дополнительные права:

q вносить предложения по усовершенствованию проектов программ развития территорий;

q представлять в Жокаргы Кенес, хокиму области или г. Ташкента заключение о неудовлетворительной деятельности хокима района (города), а также должностных лиц соответствующих местных органов исполнительной власти.



Общение с избирателями - 4 раза в год


Теперь депутаты соответствующих Кенгашей народных депутатов должны информировать избирателей о своей деятельности вдвое чаще - не менее 4-х раз в год (ранее - не менее 2-х раз в год).

Однако они должны заботиться не только об оправдании доверия избирателей, но и о выполнении своих обязанностей перед выдвинувшим их органом (политической партией), поскольку теперь по его (ее) представлению депутата могут отозвать (т.е. досрочно прекратить его полномочия). Это также распространяется на депутатов Законодательной палаты и членов Сената.



Работу на местах организуют представители депутатов


Политическая партия может, согласовав с депутатом Законодательной палаты Олий Мажлиса, назначить его представителя (на общественных началах) из сотрудников территориального отделения партии в соответствующем избирательном округе.

В его задачи входит:

q содействие установлению постоянной связи депутата с его избирателями в избирательном округе;

q регистрация поступивших на имя депутата обращений физических и юридических лиц в избирательном округе и информирование об этом депутата;

q содействие приему депутатом физических лиц и представителей юридических лиц, а также организации встреч депутата с избирателями;

q организация работы, связанной с осуществлением полномочий депутата на территории избирательного округа по его поручению;

q выполнение иных поручений депутата по осуществлению его полномочий.



Новые структуры для укрепления межпарламентских связей


Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса могут в отдельности или совместно создавать с парламентами других государств и международными парламентскими организациями межпарламентские группы, комиссии, комитеты, рабочие группы и иные образования по сотрудничеству.

Кенгаши Законодательной палаты и Сената утверждают состав таких структур и определяют порядок их работы.

Также депутаты Законодательной палаты или члены Сената могут направляться за рубеж в составе официальных парламентских делегаций для налаживания межпарламентских связей. Вопрос направления таких делегаций рассматривается Кенгашем соответственно Законодательной палаты или Сената, которым по итогам зарубежной командировки предоставляются отчеты.

Изменения внесены в Законы "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" и "О службе в резерве Вооруженных Сил Республики Узбекистан". Поправки предусмотрены Законом от 18.04.2018 г. N ЗРУ-476.



Военная присяга


Первоначально текст военной присяги был утвержден Постановлением Олий Мажлиса от 03.07.1992 г. N 648-XII. А ритуал приведения к ней упорядочен приложением N 1 к Уставу внутренней службы Вооруженных сил Республики Узбекистан.

С вводом в действие Закона "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" Постановление Олий Мажлиса от 03.07.1992 г. N 648- XII "О Военной присяге" утратило силу (в 2002 году), и ее текст не приводился в открытых источниках.

Вносимый в закон вариант практически не отличается от предыдущего и изложен следующим образом:

"Я, (фамилия, имя, отчество), вступая в ряды Вооруженных Сил Республики Узбекистан, торжественно клянусь защищать Республику Узбекистан, быть преданным своему народу и Президенту.

Клянусь свято соблюдать Конституцию и законы Республики Узбекистан, беспрекословно выполнять воинские уставы, приказы командиров и начальников, строго соблюдать воинскую дисциплину, быть честным, храбрым и бдительным воином.

Клянусь перед памятью предков до последнего вздоха быть верным сыном своей Родины, стойко переносить все тяготы и лишения воинской службы, сохранять государственную и военную тайну.

Клянусь во имя светлого будущего родного Узбекистана быть достойным защитником его государственных интересов и независимости.

Если же я нарушу эту торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара закона и презрение моего народа".

Отдельно закреплено, что Военная присяга принимается перед боевым знаменем воинской части.



Предельные сроки пребывания на военной службе


Для младших офицеров (лейтенант, старший лейтенант, капитан, капитан-лейтенант) предельный возраст службы увеличен с 43 до 45 лет (т.е. на 2 года). Теперь он одинаков с предельным возрастом для рядовых (матросов) и сержантов (старшин).

Для всех старших офицеров (майор, подполковник, полковник, капитаны 3, 2 и 1 рангов) пенсионный возраст составит 50 лет. Ранее майоры, подполковники и капитаны 3 и 2 рангов уходили на пенсию в возрасте 45 лет. Теперь это произойдет на 5 лет позже.

Максимальный возраст генеральского состава остался прежним - до 60 лет.

Соответственно, изменились возрасты пребывания в разрядах резерва.

             

     

Состав

        

  

Предыдущий возраст

     

   

Новый возраст

     

   

1 разряд

      

     

2 разряд

      

   

1 разряд

      

     

2 разряд

         

Рядовой и сержантский


до 35 лет

до 45 лет

до 35 лет

до 45 лет

Младший офицерский


до 35 лет

до 45 лет

до 40 лет

до 50 лет

Старший офицерский


до 45 лет

до 55 лет

до 50 лет

до 55 лет

Генеральский


до 50 лет

до 60 лет

до 55 лет

до 60 лет

        

           

Это означает, что больше офицеров всех уровней будут состоять в резерве для комплектования боевых соединений и частей, подразделений боевого обеспечения Вооруженных Сил до штатов военного времени. Т.е. могут быть мобилизованы в боевые подразделения в невоенное время.

А в резерв второй категории попадут более "возрастные" младшие офицеры. Эта категория резерва предназначена для комплектования частей и подразделений тылового и технического обеспечения Вооруженных Сил до штатов военного времени, при возникновении чрезвычайных ситуаций или военной агрессии против Республики Узбекистан - для развертывания формирований военного времени. Например, в случае войны они могут быть призваны в возрасте до 50 лет, а не 45-ти как раньше.


* * *



Принято Постановление Президента от 18.04.2018 г. N ПП-3673 "Об организационных мерах по ускоренной интеграции ведомственных информационных систем и реализации инновационных проектов".



В регионах и столице откроют центры обработки данных


Напомним, в стране образован Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем, а к началу 2019 года должна заработать Единая национальная информационная система проектного управления, интегрированная с государственными и другими инфосистемами, позволяющими анализировать и прогнозировать социально-экономическое развитие республики.

В связи с этим, в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте создаются центры обработки данных Единого интегратора. Они позволят:

q хранить всю информацию, находящуюся в базах данных госорганов и организаций;

q тесно взаимодействовать всем инфосистемам госорганов и организаций;

q безопасно хранить данные и стабильно работать всем инфосистемам;

q создать платформу по дальнейшей аналитической обработке сведений, содержащихся в разрозненных инфосистемах.

Функционирование Единого интегратора и центров обработки данных обеспечивается Мининфокомом, НАПУ, Генеральной прокуратурой и Службой госбезопасности в рамках их компетенции.

Проекты НПА, предусматривающие разработку, внедрение и интеграцию инфосистем, ресурсов и программных продуктов госорганов и организаций, а также их проектная и техническая документация должны в обязательном порядке согласовываться с Единым интегратором.



Внедрят ID-карты, автономера заменят на международные


В документе сказано о внедрении:

q системы "онлайн" контрольно-кассовых машин, позволяющей увеличивать доходы бюджетов за счет расширения учета налогоплательщиков и повышения контроля за налоговыми поступлениями;

q правительственной системы мобильной связи, позволяющей обеспечивать экономию бюджетных средств на услуги телекоммуникации, безопасность и контроль при ведении телефонных переговоров;

q системы идентификационных карт (ID-карты), содержащей единый номер идентификации каждого гражданина, его персональные данные и используемой для установления личности при получении госуслуг - вместо существующей системы паспортов, свидетельств о рождении и других документов, удостоверяющих личность (внутри республики), за исключением водительских прав;

q системы учета транспортных средств, предусматривающей замену действующих номеров на международные образцы, отмену бумажных документов на транспортные средства с прикреплением соответствующей информации к идентификационным картам (ID-карты) владельцев транспортных средств.

До 1 июля должны определить конкретные источники финансирования проектов, в т.ч. за счет кредитов международных финансовых институтов, грантов донорских организаций, зарубежных стран и пожертвований инвесторов, а к августу - подготовить и провести экспертизу техзаданий и ТЭО.


Важно! Обеспечить внедрение и пилотный запуск проектов в г. Ташкенте поручено до 01.11.2018 г. за счет внебюджетных средств. При этом, о каких именно проектах идет речь не ясно. В частности, согласно Постановлению Президента от 29.09.2017 г. N ПП-3300 все юрлица при реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг в Ташкенте, Нукусе и областных центрах обязаны использовать онлайн ККМ с 1 июля 2018 года. О внесении изменений в N ПП-3300 от 29.09.2017 г., предусматривающих отсрочку внедрения системы онлайн ККМ, на данный момент неизвестно.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 18.04.2018 г. N 295 утверждены квоты приема в Туринский политехнический университет в г. Ташкенте на 2018/2019 учебный год.


В этот раз вуз примет 400 человек в бакалавриат (на 50 чел. больше, чем в предыдущем году) и 25 магистратов (вдвое меньше, чем в предыдущем году). На все направления студенты принимаются на платно-контрактной основе.

             

       

Направление образования

      

    

Квота (чел.)

        

    

Бакалавриат

      

"Технология машиностроения"


200

"Промышленно-гражданское строительство и архитектура"


50

"Информационные технологии и АСУ в промышленности"


100

"Авиакосмический инжиниринг"


50

       

Магистратура

       

"Мехатроника"


25

         

* * *



С оздан Центр передовых технологий. Его образование предусмотрено Постановлением Президента от 19.04.2018 г. N ПП-3674.


Государственное предприятие "Учебно-экспериментальный Центр высоких технологий" (создано в 2011 году) преобразовано в Центр передовых технологий при Министерстве инновационного развития.

В задачи созданного научного учреждения входит сотрудничество с академической, вузовской и отраслевой наукой и совместные научные исследования; разработка потенциально патентоспособных на международном уровне наукоемких и передовых технологий; проведение научных конференций, семинаров, тренингов и мастер-классов в т.ч. по теме трансфера технологий и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.

Директора центра назначает и освобождает от должности министр инновационного развития по согласованию с Кабинетом Министров. На работников этого учреждения распространяются условия оплаты труда, установленные для соответствующих должностей научно-исследовательских учреждений Академии наук.

Центр финансируется из Государственного бюджета, за счет грантов Мининноваций и международных финансовых организаций (институтов), средств, полученных по профилю деятельности на договорной основе, а также благотворительных средств.   

Уполномоченные ведомства и потенциальные заказчики - предприятия реального сектора экономики совместно в месячный срок разработают "Дорожную карту" по развитию научно-исследовательской и инновационной деятельности Центра передовых технологий на 2018-2020 гг.

Кроме того, в 2-месячный срок в учебные планы по повышению квалификации управленческих кадров Академии государственного управления внедрят специализированные учебные программы по дисциплинам "Инновационный менеджмент" и "Управление инвестиционными проектами".


* * *



Подписан Указ Президента от 20.04.2018 г. N УП-5421 "О дополнительных мерах по социальной поддержке граждан и проведении разовой общегосударственной акции по признанию права собственности на самовольно построенные жилые помещения".


Объявлена общегосударственная разовая акция по признанию прав собственности на жилые помещения физических лиц, возведенные на самовольно занятом земельном участке или без получения разрешения на строительство.

Акция продлится до 1 мая 2019 года.

Для признания права собственности и выдачи кадастровых документов выдвинуто 2 условия:

q земельный участок (часть участка) не должен находиться на земле, которая в соответствии с законодательством не может быть отведена ему для жилищного строительства;

q самовольная постройка не должна нарушать требования градостроительных норм и правил, а ее сохранение не будет нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц либо создавать угрозу жизни и здоровью граждан.

Конкретные случаи, при которых право собственности на самовольную постройку не может быть признано, определяет Кабинет Министров.


Важно! Самовольные постройки, возведенные после принятия Указа, не признают. Более того, отменят нормы гражданского законодательства о возможности признания права собственности на самовольные постройки после окончания срока действия разовой акции (ст. 212 ГК).


Чтобы механизм заработал, Кабинет Министров создаст Комиссию по организации работ по признанию прав на недвижимое имущество. На основе представления Комиссии хоким района (города) примет решение о признании самовольной постройки. Придется заплатить разовый сбор в 5 МРЗП. При этом будут соблюдаться правила гражданского и семейного законодательства об общей собственности (например, об общей собственности супругов).

При признании права собственности на самовольную постройку предоставляется право пожизненного наследуемого владения земельным участком (частью участка), на котором она возведена, в пределах норм, установленных законодательством, с изъятием превышающей части в земли запаса, без наложения штрафа, предусмотренного ст. 121 Налогового кодекса.


* * *



Подписано Постановление Президента от 20.04.2018 г. N ПП-3677 "О мерах по кардинальному совершенствованию порядка предоставления земельных участков в постоянное пользование для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности".


С 1 июля 2018 года вводится порядок, по которому:

q предоставление юридическим и физическим лицам земельных участков в постоянное пользование для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности производится посредством электронного аукциона через единую электронную торговую площадку "E-IJRO AUKSION";

q сбор, рассмотрение и согласование материалов по предоставлению земельных участков с уполномоченными органами и организациями осуществляются исключительно в электронной форме с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

При этом отменяются (признаются утратившими силу):

q утверждение на уровне Правительства адресных списков строительства и реконструкции объектов с расчетной (сметной) стоимостью 2 млрд сумов и выше;

q выдача заключений по объектам социального и гражданского назначения, стоимость строительства (реконструкции, капитального ремонта) которых превышает ранее заявленную стоимость;

q Постановление Президента от 27.12.2011 г. N ПП-1666 "О мерах по наведению должного порядка в проектировании и строительстве объектов социального и гражданского назначения".


* * *



На портале СОВАЗ опубликован проект Указа Президента "О мерах по внедрению инновационной модели послевузовского образования".



Что хотят изменить в организационном плане


С 01.06.2018 г. предлагается упразднить Высшую аттестационную комиссию при Кабинете Министров. Ее штатные единицы передадут Министерству инновационного развития для создания управления послевузовского образования (12 шт. ед.).

Однако в период с 01.06.2018 г. до 01.01.2019 г. продолжат работу действующие советы по присуждению ученых степеней доктора философии (PhD) и доктора наук (DSc). Вместо ВАКа утверждение степеней и званий, а также выдача соответствующих дипломов и аттестаций будет временно осуществлять Министерство.

А с 01.01.2019 года система послевузовского образования, начнет работу на принципах саморегулирования и самостоятельности высших образовательных и научно-исследовательских учреждений. Проще говоря, организации будут сами утверждать требования к оформлению диссертационных работ, создавать и финансировать советы по послевузовскому образованию (возглавят руководители организаций - ред.), а также присваивать ученые степени.

Руководство и мониторинг деятельности лиц, обучающихся в базовой докторантуре, докторантуре и самостоятельном соискательстве, возложат на специальные руководящие комитеты, формируемые для каждого соискателя на весь период обучения из числа ведущих ученых по соответствующим специальностям и представителя совета.

При этом все это будет проходить под контролем Министерства инновационного развития.



Как изменятся требования к ученым и их работам


В базовую докторантуру (PhD), докторантуру (DSc) и на самостоятельное соискательство станут принимать при условии знания иностранного языка, подтвержденного соответствующим сертификатом (не менее В2 по CEFR). Сейчас такое требование установлено только для поступающих в базовую докторантуру (PhD).

Обучение в докторантуре или самостоятельном соискательстве для получения степени доктора наук (DSc) станет необязательным. Лица, имеющие ученую степень доктора философии (PhD) или иную приравненную ученую степень (например, кандидат наук), самостоятельно подготовившие докторские диссертации, а также выполнившие все установленные требования для получения данной ученой степени, вправе представлять диссертационную работу напрямую в Совет.

Допуск к защите диссертации доктора философии (PhD) будет осуществляться при опубликовании результатов исследования в реферируемом (рецензируемом) и цитируемом международном научном издании, а доктора наук (DSc) - в международном научном издании, имеющем международный индекс научного цитирования и ненулевой импакт-фактор (числовой показатель важности научного журнала).


Важно! Лицам, ранее прошедшим обучение в аспирантуре, институте старших научных сотрудников - соискателей, самостоятельных соискателей и подготовивших диссертации на соискание ученых степеней доктора философии (PhD) разрешат представлять диссертации в советы с целью их рассмотрения и присуждения соответствующей ученой степени.

Еще одно предлагаемое требование - обязательное опубликование в информационных ресурсах сети Интернет текстов защищенных диссертаций для публичного ознакомления.


* * *



На портале СОВАЗ опубликован проект изменений и дополнений в Правила пользования электрической энергией.


Во-первых, предлагается распространить порядок, по которому Бюро принудительного исполнения (далее - Бюро) совместно с потребителем будет ежемесячно снимать показания с приборов учета. Это необходимо, чтобы определить фактический объем потребления электрической энергии и при необходимости проверять схемы подключения приборов учета.

Во-вторых, типовые договоры для бытовых потребителей и потребителей - юридических лиц исключат из Правил. Договоры разработает АО "Узбекэнерго", утвердит инспекция "Узгосэнергонадзор" с последующим проведением правовой экспертизы.

В-третьих, у бытовых потребителей все современные электронные приборы учета будут приобретаться, устанавливаться, регистрироваться, проходить периодическую государственную поверку и пломбироваться, за счет средств предприятия территориальных электрических сетей (далее - ПТЭС). Это также коснется замены существующих (в том числе индукционных) счетчиков. Ранее бесплатно устанавливались только специальные электронные счетчики, подключаемые к Автоматизированной системе контроля и учета электрической энергии.

В-четвертых, когда в платежном документе обнаружат ошибку или неточность показаний счетчика, ПТЭС будет проверять правильность расчетов, а также осмотр прибора учета (при необходимости) совместно с Бюро. Отметим, что на практике такой порядок уже применяется.

В-пятых, отменят разрешение ПТЭС на использование электроэнергии для рекламы, иллюминации, подсветки зданий и сооружений. Кроме того, не придется представлять в инспекцию "Узгосэнергонадзор" технико-экономическое обоснование для получения согласия на применение электроэнергии, чтобы осуществлять электронагрев в технологических целях, приготовление пищи в коммерческих целях, а также для отопления и горячего водоснабжения.

В-шестых, уточняется, что ответственность за сохранность и целостность приборов учета, установленных в квартирах многоквартирных жилых домов и во внутренних строениях частных жилых домов, несет потребитель. Фактически это означает разрешение устанавливать счетчики внутри жилья.

В-седьмых, если по вине потребителя произошло воздействие извне на блок памяти и кнопку (отсека) доступа к программированию прибора учета, это повлечет отключение от электрических сетей. При этом произведут перерасчет со дня последней замены приборов учета или проверки схемы их подключения, но не более чем за срок исковой давности (3 года).

В-восьмых, размер надбавки за потребление реактивной энергии будет определяться исходя из фактической величины экономического значения. Сейчас размер надбавки (в пределах значения - 5% от тарифа за активную энергию без НДС, сверх значения - 10%) зависит от экономического значения, указанного в договоре. В будущем по истечении расчетного периода будет определяться фактическое значение, на которое окажет влияние количество потребленной активной энергии.

В-девятых, на час назад сдвинутся часы больших и малых нагрузок. Часы больших нагрузок определят с 6.00 до 22.00, а малых нагрузок - 22.00 до 6.00. Напомним, от генерации потребителем реактивной энергии в эти часы больших нагрузок и ее потребления в часы малых зависят скидки (15% от тарифа без учета НДС).

В-десятых, электрическую энергию, используемую бытовыми потребителями, проживающими в многоквартирных жилых домах и общежитиях, централизованно оборудованных электроплитами для приготовления пищи, предлагается оплачивать следующим образом. При потреблении:

q в пределах 300 кВт час (включительно) за расчетный период (один месяц) в размере 50% от действующего тарифа данной тарифной группы;

q свыше 300 кВт час за этот же период в размере 100% действующего тарифа данной тарифной группы за каждый кВт час, превышающий указанную норму.

Сейчас лимит льготного потребления не установлен, и такие потребители платят 50% от тарифа.

В-одиннадцатых, потребителям I и II тарифных групп запретят оплачивать электроэнергию для технологических целей по тарифу для IV группы. Однако они смогут по-прежнему платить по тарифу для IV группы за электроэнергию на отопление, горячее водоснабжение и приготовление пищи.


















































Время: 0.0372
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск