Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Прокуратура. Органы юстиции. Нотариат. Адвокатура. Юридическая служба/ Прокуратура/ Департамент по борьбе с экономическими преступлениями/ Положение о Департаменте по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 23.05.2018 г. N УП-5446)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Указу Президента РУз
от 23.05.2018 г. N УП-5446
ПОЛОЖЕНИЕ
о Департаменте по борьбе с экономическими
преступлениями при Генеральной прокуратуре
Республики Узбекистан
(В извлечениях)
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции, права и ответственность, а также порядок организации деятельности Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
2. Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее - Департамент) является:
самостоятельным специализированным правоохранительным органом при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее - Генеральная прокуратура), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, доследственную проверку и дознание по экономическим и коррупционным преступлениям, фактам легализации преступных доходов, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, а также обеспечение возмещения экономического ущерба, нанесенного в результате совершения указанных преступлений;
специально уполномоченным государственным органом по вопросам противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Решения Департамента, принятые в пределах полномочий, установленных законодательством, обязательны для исполнения министерствами, государственными комитетами, ведомствами, органами государственной власти на местах, предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.
3. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, другими актами законодательства, а также приказами и указаниями Генерального прокурора Республики Узбекистан (далее - Генеральный прокурор).
4. Преемственность и последовательность процессуальных действий по выявлению и пресечению экономических преступлений и коррупции, от возбуждения уголовного дела до рассмотрения его в суде обеспечивается в результате тесного взаимодействия и координации действий Департамента и его территориальных подразделений с органами прокуратуры всех уровней, которые расследуют уголовные дела, поддерживают по ним государственное обвинение в суде.
5. В систему Департамента входят:
центральный аппарат Департамента;
управления Департамента по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкенту (далее - территориальные управления);
районные (городские) отделы Департамента.
6. Департамент осуществляет деятельность на основе подчинения и подотчетности нижестоящих руководителей вышестоящим и Генеральному прокурору.
7. Департамент при осуществлении своих задач и функций взаимодействует с государственными органами и иными организациями.
8. Финансовое и материально-техническое обеспечение Департамента осуществляется за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.
В Департаменте создаются внебюджетные фонды, порядок формирования и использования которых определяется законодательством.
9. Департамент является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием, а также банковские счета, открываемые в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТА
10. Основными задачами Департамента являются:
выявление фактов хищения и нецелевого использования средств бюджетов бюджетной системы, завышения цен при государственных закупках, безосновательного увеличения дебиторской и кредиторской задолженности в государственных органах и организациях, принятие мер по возмещению нанесенного ущерба;
противодействие экономическим преступлениям и коррупции в топливно-энергетическом комплексе, социальной, банковско-финансовой, налоговой, транспортной и строительной сферах, устранение их последствий, а также причин и условий, им способствующих;
борьба с фактами заключения сделок вопреки интересам государства, выявление различных схем, каналов неправомерного оттока, ввоза и вывоза иностранных валютных средств, их незаконного оборота, формирования "теневой экономики";
обеспечение эффективного исполнения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
борьба с неправомерными действиями, связанными с манипуляцией цен на социально-значимые товары, созданием искусственного дефицита и ажиотажного спроса на них, а также с оборотом недоброкачественных либо фальсифицированных лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
взаимодействие и информационный обмен с компетентными органами иностранных государств, международными профильными и иными организациями по вопросам борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией, а также противодействие легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространению оружия массового уничтожения;
осуществление комплексного анализа деятельности по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, выработка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики;
проведение широкой разъяснительной и профилактической работы по предупреждению экономических и коррупционных правонарушений, легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.
11. Для выполнения возложенных задач Департамент осуществляет следующие функции:
2) в сфере выявления фактов хищения и нецелевого использования средств бюджетов бюджетной системы, завышения цен при государственных закупках, безосновательного увеличения дебиторской и кредиторской задолженности в государственных органах и организациях, принятия мер по возмещению нанесенного ущерба:
принимает меры по выявлению и пресечению фактов растрат, хищений, недостач, незаконных расходов средств бюджетов бюджетной системы государственными организациями и получателями бюджетных средств, завышения цен при государственных закупках, безосновательного увеличения дебиторской и кредиторской задолженности;
проводит инвентаризацию имущества и контрольные обмеры выполненных работ в ходе проверок и ревизий деятельности государственных организаций и получателей бюджетных средств;
3) в сфере противодействия экономическим преступлениям и коррупции в топливно-энергетическом комплексе, социальной, банковско-финансовой, налоговой, транспортной и строительной сферах, устранения их последствий, а также причин и условий, им способствующих:
а) выявляет и пресекает экономические преступления и коррупцию по следующим направлениям топливно-энергетического комплекса:
развитие экспортного потенциала, углубление уровня локализации и насыщение внутреннего рынка товарами и комплектующими отечественного производства, импорт товаров и продукции, рациональное использование бюджетных средств;
сотрудничество с зарубежными компаниями, привлечение иностранных инвестиций в топливно-энергетическую и геологоразведочную отрасль;
внедрение в производство энергосберегающих технологий, расширение использования возобновляемых источников энергии, обеспечение увеличения доли альтернативной энергии;
геологическое изучение недр, повышение эффективности использования и охраны недр, проведения поисковых и разведочных работ;
б) выявляет и пресекает экономические преступления и коррупцию по следующим направлениям социальной сферы:
материально-техническое обеспечение медицинских учреждений, оказание своевременной и качественной медицинской помощи, развитие фармацевтической отрасли, соблюдение организациями, реализующими лекарственные средства и изделия медицинского назначения, установленного порядка государственного регулирования цен на них;
поступление и обучение в высших образовательных учреждениях, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, обеспечение образовательных учреждений питанием и инвентарем, укрепление материально-технической базы спортивных учреждений;
организация занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, в том числе выпускников профессиональных колледжей;
социальная защита нуждающихся слоев населения, своевременная выплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
в) выявляет и пресекает экономические преступления и коррупцию по следующим направлениям банковско-финансовой и налоговой сфер:
соблюдение банковско-финансового и налогового законодательства, целевое и рациональное использование бюджетных средств, соблюдение бюджетных правил, а также бюджетной и сметно-штатной дисциплины;
выделение кредитов, предоставление иных финансовых услуг, целевое использование иностранных грантов, предоставляемых в рамках заключенных Президентом Республики Узбекистан и Правительством Республики Узбекистан договоров со странами-донорами, международными, иностранными правительственными и неправительственными организациями, а также иностранных кредитов, привлекаемых под государственную гарантию;
участие банковско-финансовых учреждений и страховых компаний в программах локализации, обеспечении импортозамещения и развитии экспортного потенциала;
г) выявляет и пресекает экономические преступления и коррупцию по следующим направлениям строительной и транспортной сфер:
рациональное использование земель под строительство, деятельность геодезии и картографии, ведение государственного кадастра, соблюдение технических условий и регламентов при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов, исполнение программ по жилищному и дорожному строительству;
развитие производства готовой продукции на базе глубокой переработки местных сырьевых ресурсов, углубление уровня локализации, обеспечение импортозамещения и развитие экспортного потенциала;
выделение гражданам, в первую очередь, для молодых семей и детей-сирот доступного жилья, обеспечение качественного строительства жилья по типовым проектам;
строительство и реконструкция автомобильных, железных дорог местного, республиканского и международного значения, местных и международных аэропортов;
укрепление материально-технической базы транспортной сферы, повышение уровня и качества оказываемых услуг по перевозке грузов и пассажиров автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом, создание международных центров логистики;
4) в сфере борьбы с фактами заключения сделок вопреки интересам государства, выявления различных схем, каналов неправомерного оттока, ввоза и вывоза иностранных валютных средств, их незаконного оборота, формирования "теневой экономики":
осуществляет борьбу с фактами заключения государственными организациями и получателями бюджетных средств сделок вопреки интересам государства;
совместно с органами валютного контроля принимает меры по выявлению, пресечению, предупреждению и профилактике нарушений при осуществлении операций в иностранной валюте;
изучает и выявляет каналы неправомерного оттока, ввоза и вывоза иностранных валютных средств, их незаконного оборота;
принимает меры по выявлению фактов формирования "теневой экономики", пресекает деятельность подпольных производств, выпуск контрафактной продукции;
5) в сфере обеспечения эффективного исполнения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения:
проводит системный мониторинг и финансовый анализ сообщений о подозрительных операциях с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления признаков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;
совместно с правоохранительными и другими государственными органами определяет порядок взаимодействия по обмену и передаче сведений и информации, связанных с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения;
осуществляет формирование и ведение перечня лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности либо распространении оружия массового уничтожения на основании сведений, представляемых государственными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, и другими компетентными органами Республики Узбекистан, а также сведений, полученных по официальным каналам от компетентных органов иностранных государств и международных организаций;
обеспечивает контроль за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
при наличии достаточных оснований принимает меры по приостановлению операций лиц, подозреваемых в совершении экономических преступлений, легализации доходов, полученных от преступной деятельности, участии в финансировании терроризма и финансировании распространения оружия массового уничтожения;
принимает меры по организации оценки рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения совместно с задействованными министерствами и ведомствами;
обеспечивает координацию работ задействованных министерств и ведомств, осуществляет анализ системных проблем и недостатков, оказывающих негативное влияние на эффективное функционирование национальной системы противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения путем оценки рисков, готовит предложения по их минимизации;
получает, обрабатывает и формирует базы данных по сообщениям о подозрительных операциях, поступающим из организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;
разрабатывает предложения по внедрению передовых программных продуктов для совершенствования деятельности в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
6) в сфере борьбы с неправомерными действиями, связанными с манипуляцией цен на социально-значимые товары, созданием искусственного дефицита и ажиотажного спроса на них, а также с оборотом недоброкачественных либо фальсифицированных лекарственных средств и изделий медицинского назначения:
принимает меры по выявлению и пресечению неправомерных действий, направленных на необоснованное и искусственное завышение цен на социально-значимые продовольственные товары (растительное масло и мука отечественного производства, мясо, сахар), а также хлопкового шрота и шелухи, создание дефицита и ажиотажного спроса на них;
осуществляет борьбу с коррупцией при закупках, поставках и реализации продовольственных товаров, хлопкового шрота и шелухи за счет централизованных ресурсов;
проводит системное изучение соблюдения установленного механизма ценообразования на реализуемые социально-значимые продовольственные товары, а также хлопкового шрота и шелухи с направлением материалов по выявленным нарушениям законодательства в компетентные органы для принятия мер в соответствии с законодательством;
принимает меры по выявлению фактов коррупции со стороны работников контролирующих органов и администраций рынков, необеспечения ими соблюдения установленного порядка организации деятельности рынков, в том числе необоснованного и искусственного завышения цен, непринятия мер в отношении лиц, нелегально осуществляющих свою деятельность на их территории;
выявляет и пресекает оборот недоброкачественных либо фальсифицированных лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
7) в сфере взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств, международными профильными и иными организациями по вопросам борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией, а также противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения:
осуществляет сотрудничество с международными профильными и иными организациями в сфере борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией, а также по вопросам противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
взаимодействует и осуществляет информационный обмен в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств, международными организациями в сфере борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией, легализацией преступных доходов, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения;
обеспечивает выполнение обязательств, принятых в рамках международных договоров Республики Узбекистан, вносит предложения и участвует в разработке и реализации программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Республики Узбекистан по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
8) в сфере осуществления комплексного анализа деятельности по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, выработки предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики:
осуществляет анализ и обобщение практики применения законодательства в области борьбы с экономической преступностью и коррупцией, фактов нарушений законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
подготавливает предложения по совершенствованию действующего законодательства, устранению причин и условий, способствующих совершению экономических преступлений и коррупции;
ведет единый централизованный статистический учет и отчетность по вопросам деятельности Департамента и его территориальных подразделений, обеспечивает их достоверность;
разрабатывает и внедряет в практику эффективные методы работы, принимает меры по повышению профессиональных навыков сотрудников;
осуществляет внедрение в деятельность Департамента современных информационно-коммуникационных технологий и обеспечивает информационную безопасность;
информирует руководство Генеральной прокуратуры о результатах и проблемах борьбы с экономической преступностью и коррупцией, противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
9) в сфере проведения широкой разъяснительной и профилактической работы по предупреждению экономических и коррупционных правонарушений, легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения:
реализует комплексные меры по повышению правовой культуры и правового сознания граждан и субъектов предпринимательства, формированию в обществе нетерпимого отношения к экономическим и коррупционным правонарушениям;
взаимодействует со средствами массовой информации и широкой общественностью, информирует их о результатах деятельности Департамента, проводит в этих целях семинары, брифинги, пресс-конференции, "круглые столы" и иные мероприятия.
Департамент может осуществлять и иные функции в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 3. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕПАРТАМЕНТА
12. Департамент и его территориальные подразделения в соответствии с возложенными на них задачами и осуществляемыми функциями имеют право:
запрашивать в установленном порядке и получать безвозмездно от государственных органов и организаций, органов государственной власти на местах, должностных лиц и граждан, а также участников внешнеэкономической деятельности, расположенных на территории Республики Узбекистан, их представительств в зарубежных странах, информацию, сведения, материалы и документы, необходимые для исполнения возложенных на Департамент обязанностей. Полученная Департаментом информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит;
вызывать граждан и должностных лиц по уголовным делам, материалам доследственных проверок и делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве Департамента, безвозмездно получать необходимые документы, сведения и копии с них;
запрашивать и получать от Центрального банка и Министерства финансов Республики Узбекистан сведения, связанные с движением государственных денежных средств по банковским счетам и единому казначейскому счету;
привлекать работников финансовых, налоговых, таможенных и других государственных органов и организаций для оказания практического экспертного содействия при выполнении возложенных задач;
на основе результатов оперативно-розыскной деятельности инициировать в установленном порядке проверки в государственных организациях и предприятиях, в уставном капитале которых имеется доля государства, а также в других хозяйствующих субъектах, независимо от формы собственности, по вопросам расходования средств бюджетов бюджетной системы и государственных целевых фондов Республики Узбекистан, иностранных грантов, предоставляемых в рамках заключенных Президентом Республики Узбекистан и Правительством Республики Узбекистан договоров со странами-донорами, международными, иностранными правительственными и неправительственными организациями, а также иностранных кредитов, привлекаемых под гарантию Республики Узбекистан;
проводить в ходе проверок и ревизий в хозяйствующих субъектах инвентаризацию имущества, контрольные обмеры выполненных работ и оказанных услуг;
истребовать от государственных организаций, целевых фондов и предприятий, в уставном капитале которых имеется доля государства, а также других хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности, сведения и объяснения, необходимые для изучения фактов нецелевого использования бюджетных средств, злоупотреблений и коррупции при их распределении;
при наличии достаточных оснований, направлять предписания о приостановлении на срок не более тридцати рабочих дней операции с денежными средствами или иным имуществом для осуществления мер по противодействию экономическим преступлениям, легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
получать доступ к средствам телекоммуникаций и компьютерным базам данных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также к документам налогоплательщиков в случаях выявления фактов искажения учета и отчетности по налогам, сборам и другим обязательным платежам, либо причастности их к легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
осуществлять проверочные мероприятия по вопросу выполнения юридическими и физическими лицами законодательства Республики Узбекистан о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
в установленном законодательством порядке, на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства проводить совместно с органами государственной налоговой службы краткосрочные проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, возможно причастных к отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма;
изымать образцы товаров, изделий, сырья, материалов и полуфабрикатов, а также документы для проведения анализов, исследований и экспертиз;
в соответствии с законодательством выполнять функции, предоставленные органам валютного контроля;
истребовать у юридических лиц, вне зависимости от их формы собственности, и граждан сведения и объяснения, необходимые для изучения фактов необоснованного и искусственного завышения цен на социально-значимые продовольственные товары, хлопковый шрот и шелуху, манипулирования ценами, создания искусственного дефицита и ажиотажного спроса на них, злоупотреблений и коррупции при их закупках, поставках и реализации;
проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению фактов необоснованного и искусственного завышения цен на социально-значимые продовольственные товары, хлопковый шрот и шелуху, злоупотреблений и коррупции при их закупках, поставках и реализации, которые не являются проверкой финансово-хозяйственной деятельности;
привлекать представителей министерств и ведомств в качестве экспертов по вопросам противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также при формировании делегаций Республики Узбекистан для участия на пленарных заседаниях и других мероприятиях, проводимых международными организациями;
возбуждать уголовные дела, проводить доследственную проверку и дознание по делам, отнесенным к компетенции Департамента, а также осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
осуществлять контроль за проведением доследственной проверки и дознания, оперативно-розыскной деятельности в территориальных управлениях;
рассматривать дела об административных правонарушениях и применять административные взыскания;
вносить в министерства, государственные комитеты, ведомства, органы государственной власти на местах, предприятия, учреждения и организации обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих нарушениям законности;
взаимодействовать и осуществлять обмен информацией с зарубежными организациями по вопросам борьбы с экономическими правонарушениями, включая противодействие легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан;
привлекать к работе, в том числе на договорной основе, научно-исследовательские и другие организации, а также отдельных специалистов для проведения соответствующих экспертиз, в том числе разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны;
размещать свободные внебюджетные средства в национальной и иностранной валюте, а также средства, находящиеся на депозитных счетах Департамента, на депозиты в коммерческие банки Республики Узбекистан.
Департамент может иметь и иные права в соответствии законодательством.
Получение, обобщение, анализ, проверка и хранение информации в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, направление предписаний о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом в Департаменте осуществляется исключительно Управлением по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.
Территориальные подразделения Департамента не вправе получать сообщения, направлять предписания и запросы по операциям с денежными средствами или иным имуществом в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных Департаментом, в частности, аналитические материалы, товарные или кассовые чеки, полученные по итогам проверочной закупки или контролируемого приобретения, а также фиксация их невыдачи, удостоверяющие факт правонарушения, в целях дальнейшего установления всего масштаба нарушений, способов и механизмов необоснованного и искусственного завышения цен, при необходимости, являются основанием для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности без получения специального разрешения уполномоченного органа.
Сотрудники Департамента обязаны хранить государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей. В случае разглашения тайны сотрудник несет ответственность в установленном законом порядке.
Начальники территориальных управлений и их заместители, начальники отделов районов (городов) Департамента в пределах своей компетенции наделяются правами начальника органа дознания в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан.
14. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры обеспечивают контроль за деятельностью Департамента и его территориальных подразделений по соблюдению ими возложенных на Департамент задач и функций, и другим вопросам, отнесенным к полномочиям прокурора.
15. Сотрудники Департамента за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан.
16. Вопрос привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности регламентируется законодательством Республики Узбекистан и Положением о прохождении службы в Департаменте по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
ГЛАВА 3-1. ПРИМЕНЕНИЕ СОТРУДНИКАМИ ДЕПАРТАМЕНТА
ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
16-1. Сотрудник Департамента имеет право при исполнении служебных обязанностей применять физическую силу и специальные средства исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Сотрудник Департамента обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы и специальных средств. Сотруднику, прошедшему специальную подготовку, выдается соответствующий сертификат.
Сотрудник Департамента, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы и специальных средств, не допускается к участию в оперативных мероприятиях, связанных с применением физической силы и специальных средств.
Применению физической силы или специальных средств должно предшествовать четко выраженное предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда такое предупреждение невозможно, либо когда промедление создает непосредственную опасность для жизни и здоровья граждан и сотрудника Департамента и может повлечь иные тяжкие последствия.
Применение физической силы или специальных средств должно соответствовать создавшейся обстановке, характеру и степени опасности действий лиц. При этом сотрудник Департамента обязан стремиться к минимизации любого вреда.
Гражданам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы или специальных средств, должна быть оказана первая помощь, а также приняты меры по предоставлению медицинской помощи в возможно короткий срок, а их родственники - уведомлены об этом в течение двадцати четырех часов.
О каждом случае применения физической силы и специальных средств сотрудник Департамента обязан немедленно доложить непосредственному начальнику.
О каждом случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу физических либо юридических лиц в результате применения физической силы и специальных средств сотрудник Департамента немедленно сообщает соответствующему прокурору.
Превышение сотрудником Департамента полномочий при применении физической силы и специальных средств влечет ответственность, установленную законом.
Сотрудник Департамента не несет ответственности за вред, причиненный физическим и юридическим лицам при применении физической силы и специальных средств, если применение физической силы и специальных средств осуществлялось по основаниям и в порядке, установленном в актах законодательства.
Сотрудник Департамента обязан принять меры, направленные на сохранение без изменения места происшествия, если в результате применения им физической силы или специальных средств гражданину нанесено телесное повреждение либо наступила его смерть.
16-2. Сотрудник Департамента имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнение возложенных на него обязанностей, в следующих случаях:
для пресечения преступлений и административных правонарушений;
для доставления в орган Департамента или иной правоохранительный орган лиц, совершивших преступления либо административные правонарушения, и задержания этих лиц;
для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника Департамента.
Сотрудник Департамента имеет право применять физическую силу также в случаях, когда настоящим Положением разрешено применение специальных средств.
Запрещается применять физическую силу в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с видимыми признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан либо сотрудника Департамента.
16-3. Сотрудник Департамента имеет право применять специальные средства при:
отражении нападения на гражданина или сотрудника Департамента;
пресечении преступления или административного правонарушения;
пресечении сопротивления, оказываемого сотруднику Департамента;
задержании лица, застигнутого при совершении преступления или сразу же после его совершения, пытающегося скрыться;
доставлении в орган Департамента или иной правоохранительный орган лиц, совершивших преступления либо административные правонарушения;
выявлении лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения.
Сотрудник Департамента имеет право применять следующие специальные средства:
наручники или иные средства связывания - в случаях, предусмотренных абзацами третьим - шестым настоящего пункта;
электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных абзацами вторым - пятым настоящего пункта;
специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных абзацем седьмым настоящего пункта.
Применение специальных средств не должно создавать угрозу жизни, здоровью и причинять ущерб имуществу третьих лиц.
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с видимыми признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления и (или) совершения группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан либо сотрудника Департамента.
Перечень специальных средств, состоящих на обеспечении органов Департамента, утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПАРТАМЕНТА
17. Департамент возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан по представлению Генерального прокурора.
18. Начальник Департамента:
имеет трех заместителей, включая одного первого, назначаемых на должность Генеральным прокурором по представлению начальника Департамента;
по статусу, условиям оплаты труда, медицинского и транспортного обслуживания приравнен к заместителю Генерального прокурора;
в своей деятельности подчиняется и подотчетен Генеральному прокурору.
19. Для выполнения возложенных задач начальник Департамента:
а) осуществляет общее руководство деятельностью Департамента;
б) назначает на должность и освобождает от должности сотрудников Департамента в установленном порядке;
в) заслушивает отчеты начальников территориальных управлений и отделов Департамента;
г) вносит (представляет) Генеральному прокурору:
проекты нормативно-правовых актов и других документов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
предложения о внесении изменений в организационно-штатные структуры Департамента и его территориальных управлений и отделов;
представления о назначении на должность и освобождении от должности лиц, указанных в абзаце втором пункта 18 настоящего Положения;
представления о присвоении классных чинов сотрудникам Департамента;
предложения о поощрении сотрудников Департамента, представлении их к государственным наградам Республики Узбекистан;
отчет о результатах деятельности Департамента;
д) утверждает в установленном порядке штатное расписание Департамента и его территориальных подразделений, положения об управлениях и отделах центрального аппарата Департамента;
е) издает в пределах своей компетенции приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности Департамента, обязательные для исполнения всеми его сотрудниками;
ж) определяет в соответствии с законодательством порядок и условия выплаты сотрудникам Департамента надбавок, премий и иных вознаграждений в пределах выделенных средств;
з) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач;
и) организует эффективное распределение сил и средств Департамента, в том числе привлекает сотрудников, выполняющих определенные функции, к иным работам, возложенным на Департамент;
к) проводит оперативные совещания по вопросам, касающимся деятельности Департамента;
л) заключает с компетентными органами иностранных государств соглашения и иные договора о сотрудничестве;
м) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством и настоящим Положением.
20. В случае отсутствия начальника Департамента его полномочия осуществляет один из его заместителей по приказу Генерального прокурора.
21. Назначение на должность и освобождение от должности:
начальников структурных подразделений центрального аппарата Департамента и его территориальных управлений осуществляется Генеральным прокурором по представлению начальника Департамента;
заместителей начальников структурных подразделений центрального аппарата Департамента и его территориальных управлений осуществляется начальником Департамента по согласованию с Генеральной прокуратурой;
других сотрудников центрального аппарата Департамента, начальников структурных подразделений территориальных управлений, отделов районов (городов) осуществляется начальником Департамента;
заместителей начальников отделов Департамента районов (городов) осуществляется начальниками территориальных управлений по согласованию с начальником Департамента;
других сотрудников территориальных подразделений Департамента осуществляется начальниками территориальных управлений Департамента.
21-1. Начальник отдела по связям с общественностью и правовой информации центрального аппарата Департамента одновременно является пресс-секретарем начальника Департамента.
22. Материальное стимулирование сотрудников Департамента осуществляется в порядке, установленном Генеральным прокурором, за счет выделенных бюджетных ассигнований, средств специального внебюджетного фонда Департамента, а также других источников, не запрещенных законодательством.
ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
23. Неисполнение предписаний, указаний, представлений и других актов Департамента, а также вмешательство в деятельность Департамента и воздействие в любой форме на его сотрудников с целью воспрепятствовать законному исполнению возложенных задач и функций запрещается и влечет установленную законом ответственность.
24. Реорганизация или ликвидация Департамента осуществляется по решению Президента Республики Узбекистан.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 24 мая 2018 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
28 мая 2018 г., N 21, ст. 436