Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Прокуратура. Органы юстиции. Нотариат. Адвокатура. Юридическая служба/ Прокуратура/ Департамент по борьбе с экономическими преступлениями/ Указ Президента Республики Узбекистан от 23.05.2018 г. N УП-5446 "О мерах по коренному повышению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию механизмов борьбы с экономическими преступлениями"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
23.05.2018 г.
N УП-5446
О МЕРАХ
ПО КОРЕННОМУ ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ БОРЬБЫ
С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
(В извлечениях)
В последние годы ускоренными темпами осуществляется созидательная работа, направленная на коренное улучшение качества жизни населения. Укрепляются правовые основы и совершенствуются институциональные механизмы ведения бизнеса, принимаются меры по повышению инвестиционной привлекательности страны.
Вместе с тем продолжают иметь место факты хищения и нецелевого использования бюджетных средств, что отрицательно влияет на эффективность проводимых широкомасштабных реформ.
Современное развитие рыночных отношений и необходимость защиты добросовестных субъектов предпринимательства также требуют кардинального пересмотра форм и методов борьбы с экономическими преступлениями, своевременного выявления механизмов формирования "теневой экономики", каналов неконтролируемого оттока иностранной валюты, а также усиления системной работы по оптимизации импорта и стимулированию экспорта отечественных товаров.
В связи с этим, назрела необходимость коренного пересмотра задач, функций и полномочий Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, деятельность которого не в полной мере отвечает современным реалиям развития экономики, поддержки предпринимательства, борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией.
В целях дальнейшего создания благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций, пресечения фактов хищения и нерационального использования бюджетных средств, а также повышения эффективности борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией:
1. Преобразовать Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее - Департамент).
Установить, что Департамент является:
самостоятельным специализированным правоохранительным органом при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, доследственную проверку и дознание по экономическим и коррупционным преступлениям, фактам легализации преступных доходов, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, а также возмещение экономического ущерба, нанесенного в результате совершения указанных преступлений;
специально уполномоченным государственным органом по вопросам противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
правопреемником Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан по его правам, обязательствам и договорам, включая международные.
2. Определить основными задачами Департамента:
первое - осуществление комплексного анализа деятельности по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, выработку предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики;
третье - выявление фактов хищения и нецелевого использования средств бюджетов бюджетной системы, завышения цен при государственных закупках, безосновательного увеличения дебиторской и кредиторской задолженности в государственных органах и организациях, принятие мер по возмещению нанесенного ущерба;
четвертое - противодействие экономическим преступлениям и коррупции в топливно-энергетическом комплексе, банковско-финансовой, налоговой, транспортной, строительной и социальной сферах, устранение их последствий, а также причин и условий, им способствующих;
пятое - борьбу с фактами заключения сделок вопреки интересам государства, выявление различных схем, каналов неправомерного оттока, ввоза и вывоза иностранных валютных средств, их незаконного оборота, формирования "теневой экономики";
шестое - борьбу с неправомерными действиями, связанными с манипуляцией цен на социально-значимые товары, созданием искусственного дефицита и ажиотажного спроса на них, а также с оборотом недоброкачественных либо фальсифицированных лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
седьмое - обеспечение эффективного исполнения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
восьмое - взаимодействие и информационный обмен с компетентными органами иностранных государств, международными профильными и иными организациями по вопросам борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией, а также противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
девятое - проведение широкой разъяснительной и профилактической работы по предупреждению экономических и коррупционных правонарушений, легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.
3. Создать в структуре Департамента:
Управление по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией в социальной сфере и Управление по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией в экономической сфере на базе Управления по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией и Отдела по борьбе с экономическими правонарушениями в сфере использования ресурсов Айдар-Арнасайской системы озер;
Отдел системного анализа и Организационно-контрольный отдел на базе Сводного информационно-аналитического управления.
4. Утвердить:
Положение о Департаменте по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан согласно приложению N 1;
Положение о прохождении службы в Департаменте по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан согласно приложению N 2;
Программу мер по совершенствованию деятельности Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан согласно приложению N 3.
5. Установить порядок, согласно которому с 1 июля 2018 года:
ГУП "Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан" (далее - Центр) систематически предоставляет Департаменту необходимую информацию о подозрительных операциях при проведении Центром экспертизы импортных контрактов, а также проектов государственных программ развития Республики Узбекистан;
10 процентов от незаконных расходов бюджетных средств государственными органами и организациями, получателями бюджетных средств, сумм хищений, растрат, недостач, выявленных по результатам проведенных Департаментом ревизий, проверок и взысканных в доход Государственного бюджета и государственных целевых фондов Республики Узбекистан, зачисляются в специальный внебюджетный фонд Департамента.
6. Предоставить Департаменту право:
запрашивать и получать от Центрального банка и Министерства финансов Республики Узбекистан сведения, связанные с движением государственных денежных средств по банковским счетам и единому казначейскому счету;
на основе результатов оперативно-розыскной деятельности инициировать в установленном порядке проверки в государственных организациях и предприятиях, в уставном капитале которых имеется доля государства, а также в других хозяйствующих субъектах, независимо от формы собственности, по вопросам расходования средств бюджетов бюджетной системы и государственных целевых фондов Республики Узбекистан, иностранных грантов, предоставляемых в рамках заключенных Президентом Республики Узбекистан и Правительством Республики Узбекистан договоров со странами-донорами, международными, иностранными правительственными и неправительственными организациями, а также иностранных кредитов, привлекаемых под гарантию Республики Узбекистан;
применять физическую силу и специальные средства в целях выявления, пресечения и предотвращения экономических и коррупционных правонарушений в случаях и порядке, предусмотренных актами законодательства;
истребовать от государственных организаций и предприятий, в уставном капитале которых имеется доля государства, а также других хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности, сведения и объяснения, необходимые для выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств, злоупотреблений и коррупции при их распределении;
получать, обобщать, проводить анализ, осуществлять проверку и хранение информации в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также при наличии достаточных оснований направлять предписания о приостановлении на срок не более тридцати рабочих дней операций с денежными средствами или иным имуществом, возложив данную функцию исключительно на Управление по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма Департамента;
получать доступ к базе данных государственных органов и организаций, используемых для реализации возложенных на Департамент задач;
размещать свободные внебюджетные средства в национальной и иностранной валюте, а также средства, находящиеся на депозитных счетах Департамента, на депозиты в коммерческие банки Республики Узбекистан.
Определить, что:
территориальные подразделения Департамента не вправе получать сообщения, направлять предписания и запросы по операциям с денежными средствами или иным имуществом в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
полученные от размещения средств доходы зачисляются в специальный внебюджетный фонд Департамента с направлением данных доходов на укрепление материально-технической базы, социальную защиту и материальное стимулирование сотрудников, а также другие цели, предусмотренные законодательством.
7. Установить, что:
руководители организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, несут персональную ответственность за исполнение требований Правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее - Правила);
мониторинг и контроль за соблюдением Правил осуществляется Департаментом, в том числе совместно с органами, утвердившими данные Правила, без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;
органы валютного контроля обязаны предоставлять в Департамент сведения о валютных правонарушениях, необходимые для ведения единого централизованного учета и принятия мер в соответствии с законодательством;
по фактам уклонения от уплаты налогов и сборов, нарушения правил торговли или оказания услуг уголовные дела возбуждаются Департаментом только по истечении тридцати дней со дня получения хозяйствующим субъектом уведомления Департамента о совершенном правонарушении и размере нанесенного ущерба и при невозмещении в течение указанного срока нанесенного государству ущерба в виде налогов и сборов, в том числе пени и иных финансовых санкций, а также неустранении последствий нарушения правил торговли или оказания услуг и невозмещении причиненного материального ущерба. При этом данное требование не распространяется на должностных лиц хозяйствующих субъектов, ранее совершивших аналогичные преступления.
9. Департаменту и Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан:
в месячный срок разработать и внедрить программные продукты для автоматизации отбора и обработки сообщений о подозрительных операциях в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также операций с высокой степенью риска необоснованного оттока иностранной валюты;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать комплекс мер по обеспечению доступа территориальных управлений Департамента к базам данных и информационным системам Центрального банка, Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства внутренних дел, Государственного таможенного комитета, Государственного налогового комитета, Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственного кадастра и других ведомств с целью эффективного исполнения возложенных на Департамент задач.
Определить источником финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, средства Фонда развития информационно-коммуникационных технологий.
10. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан:
а) совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок:
внести изменения в сметы расходов и штатное расписание Департамента в соответствии с настоящим Указом;
обеспечить оснащение вновь создаваемых подразделений мебелью, компьютерной техникой и иными материально-техническими ресурсами;
разработать и утвердить порядок материального стимулирования сотрудников Департамента за надлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
б) в двухмесячный срок обеспечить укомплектование вновь создаваемых подразделений Департамента высококвалифицированными кадрами, обладающими высокими навыками аналитической и оперативно-розыскной деятельности, патриотическими и морально-нравственными качествами.
11. Распространить начиная с 1 июня 2018 года действие абзацев первого - четвертого пункта 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 15 февраля 2018 года N УП-5343 "О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности органов прокуратуры в обеспечении исполнения принимаемых нормативно-правовых актов" на работников Департамента и его территориальных подразделений.
При этом расходы, связанные с исполнением мероприятий, указанных в настоящем пункте, начиная с 1 ноября 2020 года производятся за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
12. Департаменту совместно с Банковско-финансовой академией и Академией Министерства внутренних дел Республики Узбекистан принять меры по организации на безвозмездной основе специальных курсов по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников Департамента в сферах финансово-экономической безопасности, оперативно-розыскной деятельности, а также физической и боевой подготовки, использования специальных технических средств и огнестрельного оружия.
14. Включить Департамент в реестр обязательной рассылки бюллетеней, статистической информации Центрального банка, Министерства финансов, Министерства инвестиций и внешней торговли, Государственного комитета по статистике, Государственного налогового комитета, Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, других министерств и ведомств.
15. Внести изменения в Указ Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2017 года N УП-5019 "Об усилении роли органов прокуратуры в реализации социально-экономических реформ и модернизации страны, обеспечении надежной защиты прав и свобод человека" согласно приложению N 4.
16. Признать утратившими силу некоторые решения Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению N 5.
17. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан:
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести проекты нормативно-правовых актов, вытекающих из настоящего Указа;
изучить эффективность реализации настоящего Указа по итогам 2018 года и, при необходимости, внести в аппарат Президента Республики Узбекистан предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности и организационно-штатной структуры Департамента.
18. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б. и первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 23.05.2018 г. N УП-5446
ПРОГРАММА МЕР
по совершенствованию деятельности Департамента
по борьбе с экономическими преступлениями при
Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан
к Указу Президента РУз
от 23.05.2018 г. N УП-5446
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
вносимые в Указ Президента Республики Узбекистан
от 18 апреля 2017 года N УП-5019 "Об усилении роли
органов прокуратуры в реализации социально-
экономических реформ и модернизации страны,
обеспечении надежной защиты прав
и свобод человека"
1. В абзацах третьем и пятом пункта 4 слова "Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов" заменить словами "Департамента по борьбе с экономическими преступлениями".
2. Пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Предоставить Генеральному прокурору Республики Узбекистан право:
вносить, при необходимости, изменения в организационно-штатные структуры органов прокуратуры, в том числе Военной прокуратуры и Департамента по борьбе с экономическими преступлениями, в пределах установленной общей штатной численности;
вводить для органов прокуратуры дополнительные штатные единицы вспомогательного персонала по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан в соответствии с установленными нормативами за счет средств Фонда развития Бюро принудительного исполнения".
3. Пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Расходы, связанные с реализацией настоящего Указа, произвести за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников в соответствии с законодательством".
4. В приложении N 1 блок "Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов" заменить блоком "Департамент по борьбе с экономическими преступлениями".
5. Приложение N 2 изложить в следующей редакции:
"ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Указу Президента Республики Узбекистан
от 18 апреля 2017 года N УП-5019
ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНАЯ СТРУКТУРА
Департамента по борьбе с экономическими преступлениями
при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Начальник |
Помощник начальника |
|
||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
Первый заместитель начальника |
Заместитель начальника - начальник Управления по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией |
Заместитель начальника - начальник Управления по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма |
|
|||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
Информационно- аналитический отдел 5 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
Управление по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией 29 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
Управление по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма 19 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Организационно- контрольный отдел 3 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
Первый отдел 7 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Отдел информационно- коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности 2 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Отдел по противодействию легализации преступных доходов 8 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Второй отдел 7 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
Третий отдел 7 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Отдел по противодействию финансированию терроризма 3 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Отдел по работе с обращениями 2 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Отдел защиты предпринимательства и борьбы с правонарушениями во внешнеэкономической деятельности 5 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
Отдел методологии, оценки рисков и типологий 4 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
Криминалистическая лаборатория 2 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Отдел по сбору и обработке информации 3 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
Отдел кадров 4 |
|
|
Отдел документальных проверок 8 |
|
||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
Отдел по обеспечению внутренней безопасности 3 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
Отдел дознания 5 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
Специальный отдел 1 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Дежурная часть |
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
Отдел учета оперативно-розыскной деятельности 4 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Финансово-хозяйственный отдел 3 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
Отдел по связям с общественностью и правовой информации 3 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
Отдел международных связей 3 |
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
Территориальные управления и отделы |
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая численность управленческого персонала Департамента 1 076 шт. ед., из них - центрального аппарата 97 шт. ед.".
к Указу Президента РУз
от 23.05.2018 г. N УП-5446
ПЕРЕЧЕНЬ
некоторых решений Президента Республики
Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан,
признаваемых утратившими силу
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 12 октября 2009 года N УП-4148 "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых решений Президента Республики Узбекистан".
2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2006 года N ПП-331 "О мерах по усилению борьбы с преступлениями в финансово-экономической, налоговой сфере, с легализацией преступных доходов".
3. Постановление Кабинета Министров от 6 июля 2001 года N 291 "О мерах по усилению борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями" (СП Республики Узбекистан, 2001 г., N 7, ст. 37).
4. Постановление Кабинета Министров от 28 ноября 2002 года N 415 "О мерах по совершенствованию деятельности Департамента по борьбе с налоговыми преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан".
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 24 мая 2018 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
28 мая 2018 г., N 21, ст. 436