язык интерфейса

2018 год

2018 год/ Обзор нового в законодательстве (за период с 26 мая по 1 июня 2018 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 26 мая по 1 июня 2018 г.)


Постановление Президента РУз от 31.05.2018 г.

"О мерах по кардинальному совершенствованию порядка

предоставления льгот и преференций"

              

Постановление Кабинета Министров РУз от 25.05.2018 г. N 391

"Об утверждении Положения о Центре профессионального

образования Министерства высшего и среднего специального

образования Республики Узбекистан"

        

Распоряжение Президента РУз от 31.05.2018 г. "О мерах по изданию

книги-альбома, посвященного достойному вкладу народа Узбекистана

в победу над фашизмом во Второй мировой войне"

             

Постановление Президента РУз от 29.05.2018 г. N ПП-3752

"О мерах по совершенствованию деятельности научно-

исследовательских институтов в социально-экономической сфере"

          

Постановление Президента РУз от 30.05.2018 г. N ПП-3755

"О мерах по созданию современной системы отбора

на конкурсной основе перспективных управленческих кадров"

         

Постановление Кабинета Министров РУз от 22.05.2018 г. N 385

"О порядке формирования единого календаря культурно-

развлекательных и массовых спортивных мероприятий"

           

Постановление Кабинета Министров РУз от 29.05.2018 г. N 395

"О внесении дополнений в Правила перевозки грузов

автомобильным транспортом в Республике Узбекистан"

              

Приказ министра юстиции "О внесении изменений в Положение

о порядке формирования и ведения базы данных юридических

служб государственных органов и организаций"

(Зарегистрирован МЮ 25.05.2018 г. N 2861-1)

         

Постановление Президента РУз от 29.05.2018 г. N ПП-3751

"О дополнительных мерах по повышению эффективности

оказания механизированных и сервисных услуг

сельскохозяйственным товаропроизводителям"

             

Постановление Кабинета Министров РУз от 22.05.2018 г. N 383

"Об упорядочении управления средствами Единого казначейского

счета Министерства финансов Республики Узбекистан"

                

Постановление Кабинета Министров РУз от 18.05.2018 г. N 372

"О мерах по созданию сети современных кинотеатров

в 2018-2019 годах"

            

Приказ директора Национального агентства проектного

управления при Президенте "Об утверждении Положения

о порядке организации и проведения закупочных процедур"

(Зарегистрирован МЮ 26.05.2018 г. N 3016)

         

Указ Президента РУз от 24.05.2018 г. N УП-5447 "О внесении

изменений и дополнений, а также признании утратившими силу

некоторых решений Президента Республики Узбекистан

и Правительства Республики Узбекистан"

         

Постановление Президента РУз от 25.05.2018 г. N ПП-3741 "О мерах

по дальнейшему совершенствованию системы нотариата в качестве

института предупредительного правосудия"

          

Постановление Кабинета Министров РУз от 19.05.2018 г. N 378

"О мерах по дальнейшему стимулированию государственно-частного

партнерства в сфере дошкольного образования"



Принято Постановление Президента от 31.05.2018 г. "О мерах по кардинальному совершенствованию порядка предоставления льгот и преференций".



Льготы - только по закону или акту Президента


Налоговые и таможенные льготы и преференции (далее - льготы) предоставляются только законами и актами Президента в целом для отраслей, сфер деятельности или территорий. Они должны иметь конкретную цель и обеспечивать достижение четких социальных, экономических и финансовых результатов. Глава государства может подписать акт о введении временных льгот на срок не более 3-х лет, кроме случаев, предусмотренных международными договорами Узбекистана.

И только в исключительных случаях, для реализации социально значимых проектов в отраслях, в которые частный сектор не заинтересован инвестировать, при наличии конкретных социальных или экономических оснований, либо исходя из международных договоров, могут предоставляться индивидуальные льготы. Об этом также издается акт Президента.  



По таможенным льготам - новый порядок


Принятие правительственных и ведомственных решений по предоставлению льгот, утверждению перечней ввозимых (импортируемых) товаров с применением таможенных льгот отменяется.

Теперь такие перечни и поправки к ним составляет сама организация, которой предоставлена льгота, если льготы предусмотрены законом или президентским актом. Сформированные перечни проверяются Центром комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при НАПУ. Его положительное заключение дает право импортировать товары из перечня с применением таможенных льгот. 



Проекты НПА с льготами - на экспертизу в НАПУ


Проекты нормативно-правовых актов, предусматривающие предоставление льгот, подлежат обязательной экспертизе в НАПУ. К проектам должны прилагаться обоснование и соответствующие расчеты по запрашиваемым льготам с указанием цели проекта, срока реализации, объема вносимых инвестиций и экспорта, количества вновь создаваемых рабочих мест, создаваемой или внедряемой инновационной продукции, технологических новшеств, конкретных результатов прогрессивных научных изысканий, прироста объема производства, работ (услуг, налоговых поступлений, расчетной суммы льгот и др.).

Представленные данные рассматриваются, в т.ч. на предмет оценки:

q влияния на отдельные отрасли, сферы деятельности и территории, исходя из приоритетов перспективного социально-экономического развития страны;

q бюджетной и социальной эффективности предоставляемых льгот и преференций;

q влияния на конкурентную среду и воздействия на предпринимательскую деятельность.

Установят мониторинг и оценку эффективности соответствия суммы льгот ожидаемым результатам и принятым обязательствам, уровня влияния предоставленных льгот на социально-экономическое развитие и конкурентную среду в стране в целом, отдельных отраслях и регионах.


Важно! НАПУ имеет право вносить в аппарат Президента обоснованные предложения по досрочному прекращению предоставленных льгот.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 25.05.2018 г. N 391 утверждено Положение о Центре профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.


Напомним, что Центр образован на базе Центра среднего специального, профессионального образования МВССО и осуществляет реализацию единой госполитики в сфере профобразования (Постановление Президента от 03.02.2018 г. N ПП-3504). Действовавшее ранее Положение утратило силу.


Новым Положением определены:

q задачи и функции Центра, а также его территориальных управлений, их права, обязанности и ответственность;

q функциональные обязанности и ответственность руководителей Центра;

q порядок сотрудничества Центра с органами государственного и хозяйственного управления, местными органами власти;

q деятельность Коллегии, Научно-методического совета Центра;

q порядок оценки эффективности и результативности деятельности Центра;

q оплата труда и материальное поощрение сотрудников Центра и др. 

Теперь в систему Центра входят:

q его центральный аппарат;

q территориальные управления профобразования;

q Институт инновационного развития, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров системы профобразования;

q Служба метрологического контроля;

q ведомственные профколледжи и негосударственные профколледжи. 

Преобразованный Центр будет работать по следующим основным направлениям:

q организация разработки учебных планов и программ по подготовке востребованных на рынке труда специалистов среднего звена, с учетом потребностей и предложений потенциальных работодателей;

q отбор для колледжей высокопрофессиональных руководящих и педагогических кадров, организация постоянного повышения их квалификации и профподготовки, в том числе по новым формам и методам;

q координация процесса профобразования в учебно-производственных комплексах для формирования профессиональных навыков учеников 10-11 классов общеобразовательных школ;

q разработка и реализация мер по повышению качества образования в колледжах, регулярное совершенствование учебного процесса и др. 


Важно! Для сотрудников Центра применяются условия оплаты труда и меры материального поощрения, принятые для соответствующих должностей Министерства высшего и среднего специального образования.


Деятельность Центра подлежит регулярной оценке на основе критериев и индикаторов, утвержденных соответствующим курирующим комплексом Кабинета Министров. По результатам оценки эффективности и результативности деятельности руководство и сотрудники Центра поощряются или привлекаются к дисциплинарной ответственности.


* * *



Президент подписал Распоряжение от 31.05.2018 г. "О мерах по изданию книги-альбома, посвященного достойному вкладу народа Узбекистана в победу над фашизмом во Второй мировой войне".


В целях раскрытия на основе исторических документов достойного вклада нашего народа в победу будет издана книга-альбом, приуроченная к 75-й годовщине этого исторического события, которая будет отмечаться в 2020 году.

Она будет подготовлена путем сбора и изучения исторических материалов, документов и редких снимков, хранящихся в архивах и музеях, в личных альбомах и библиотеках.

Также утвержден состав Организационного комитета по подготовке и изданию книги-альбома, основными задачами которого являются:

q восстановление исторической правды о мужестве и героизме, проявленных нашим народом во Второй мировой войне;

q сбор сведений об экономическом положении страны в годы войны и эвакуированных сюда заводах и фабриках;

q раскрытие великодушия и милосердия, проявленных по отношению к людям, эвакуированным в годы войны в нашу страну;

q информирование, на основе конкретных фактов и цифр, об огромном внимании, уделяемом сегодня нашим государством ветеранам.

Организационному комитету предоставлено право привлекать к этой деятельности руководителей и специалистов министерств, ведомств, органов хозяйственного управления, экспертов, а также работников дипломатических представительств Узбекистана за рубежом.

Все расходы по подготовке и изданию книги-альбома покрываются за счет средств резервного фонда Кабинета Министров.


* * *



Президент подписал Постановление от 29.05.2018 г. N ПП-3752 "О мерах по совершенствованию деятельности научно-исследовательских институтов в социально-экономической сфере".


1. Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров передан в ведение Министерства экономики.

Он будет заниматься:

q формированием научно-методологических основ системы стратегического планирования и разработкой концепций, комплексных, целевых, отраслевых и территориальных программ, направленных на обеспечение социально-экономического развития страны на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды в условиях либерализации экономики, повышения интеллектуального, технологического и инновационного потенциала страны в целях повышения благосостояния населения;

q разработкой на основе передового зарубежного опыта современного инструментария прогнозного моделирования, оценкой влияния мер макроэкономической политики на развитие национальной экономики, отдельных ее сфер и территорий;

q разработкой структурных преобразований в экономике, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, эффективности внешнеэкономической деятельности, подготовкой предложений по важнейшим направлениям модернизации и диверсификации экономики страны;

q подготовкой научно обоснованных предложений по дальнейшему углублению реформирования и либерализации экономики, обеспечению приоритетной роли частной собственности, широкому внедрению рыночных методов и механизмов управления экономикой;

q разработкой стратегий и программ комплексного и сбалансированного социально-экономического развития регионов, предусматривающих сокращение межрегиональных диспропорций в экономике за счет эффективного использования инвестиционного и ресурсного потенциала территорий, дальнейшее стимулирование развития малого бизнеса, инновационного предпринимательства и улучшение инвестиционного климата;

q подготовкой предложений по стратегическим направлениям внедрения передовых ресурсосберегающих и инновационных технологий, повышением энергоэффективности экономики, внедрением и развитием возобновляемых источников энергии;

q содействием в разработке методологических основ формирования государственного резерва и стратегии продовольственной безопасности страны;

q формированием среднесрочных и долгосрочных прогнозов демографического развития с последующей разработкой прогнозных балансов трудовых ресурсов, а также инновационных мер и механизмов, направленных на расширение спектра предоставляемых социальных услуг населению;

q проведением системного анализа различных составляющих уровня и качества жизни, динамики благосостояния населения, в том числе размеров и источников его доходов, структуры потребительских расходов;

q осуществлением расчетов минимальной потребительской корзины и прожиточного минимума с последующей выработкой предложений  по обеспечению дальнейшего роста покупательской способности населения;

q организацией широкого обсуждения результатов экономических реформ в средствах массовой информации и научных публикациях, в ходе конференций, "круглых столов" и семинаров с привлечением отечественных и зарубежных экспертов, представителей бизнес-кругов.


2. Институт социальных исследований преобразован в Институт бюджетно-налоговых исследований с возложением задач по проведению исследований в социальной сфере. Это учреждение, ранее подведомственное Кабинету Министров, переподчинено Министерству финансов.

Основными задачами и направлениями деятельности этого института определены:

q организация и проведение научно-исследовательских фундаментальных и прикладных работ в области бюджетно-налоговой и таможенно-тарифной политики, выработка практических рекомендаций по их совершенствованию, повышению эффективности бюджетного процесса и налогового администрирования, укрепления доходной базы местных бюджетов;

q методическое и аналитическое обеспечение Министерства финансов по вопросам совершенствования бюджетно-налоговой и таможенно-тарифной политики;

q анализ тенденций развития финансового сектора и реализуемых мер в области бюджетно-налоговой и таможенно-тарифной политики, выявление системных проблем и повышение эффективности методов бюджетирования, обеспечение бюджетной самообеспеченности регионов;

q разработка инновационных методов планирования и прогнозирования доходной и расходной части Государственного бюджета, механизмов финансирования бюджетных организаций, государственного финансового контроля и мониторинга за формированием потенциальных рисков исполнения бюджетов бюджетной системы;

q формирование предложений по дальнейшему совершенствованию системы пенсионного обеспечения, участие в разработке предложений по совершенствованию бюджетного, налогового и таможенного законодательства;

q широкое освещение в средствах массовой информации, в том числе на телевидении и интернет-ресурсах, результатов научных исследований, а также активное участие в повышении уровня финансовой грамотности населения.


* * *



Опубликовано Постановление Президента от 30.05.2018 г. N ПП-3755 "О мерах по созданию современной системы отбора на конкурсной основе перспективных управленческих кадров".


В целях обеспечения на системной основе отбора перспективных управленческих кадров, а также содействия непрерывному росту их профессиональной компетентности в системе органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, других государственных органов и организаций (далее - государственные организации):

во-первых, одобрено предложение заинтересованных министерств и ведомств, некоммерческих организаций о проведении раз в 3 года республиканского конкурса по отбору перспективных управленческих кадров "Тараққиёт" (далее - конкурс);

во-вторых, утверждены Положение о порядке организации и проведения конкурса и состав Республиканской комиссии ответственной за оргвопросы по проведению конкурса;

в-третьих, определено, что:

q в конкурсе могут принимать участие граждане Узбекистана в возрасте от 30 до 45 лет включительно, имеющие базовое высшее образование и не менее 3-х лет опыта работы на руководящей должности в соответствующей сфере;

q Республиканская комиссия вправе привлекать при проведении конкурса, представителей министерств и ведомств, а также ведущих ученых и специалистов, в том числе зарубежных;

q рабочим органом Республиканской комиссии является Академия государственного управления при Президенте (далее - Академия);

в-четвертых, установлено, что:

q за участниками, работающими в государственных организациях, на период участия в конкурсе сохраняется занимаемая ими должность и среднемесячная заработная плата;

q победителям конкурса выплачивается разовое денежное вознаграждение в размере 50 МРЗП, а оставшимся финалистам - 25 МРЗП.

q финалисты конкурса включаются в резерв управленческих кадров в соответствующей сфере;

q победители конкурса проходят обучение на трехмесячных курсах по "Президентской программе подготовки управленческих кадров" на базе Академии и Научно-образовательного центра корпоративного управления, включающее стажировку в развитых зарубежных странах;

q после прохождения курсов победители назначаются на руководящие должности в государственных организациях по соответствующим направлениям.

Также, соответствующим министерствам и ведомствам поручено в 2-месячный срок обеспечить:

q создание специализированного веб-портала конкурса с возможностями регистрации претендентов, обработки анкет участников, проведения тестирования и иных конкурсных испытаний, а также представления их результатов;

q разработку информационных систем, ресурсов, баз данных, программных продуктов, а также оснащение рабочего органа Республиканской комиссии необходимыми аппаратно-программными комплексами для организации и проведения конкурса.

Центру "Стратегия развития" рекомендовано обеспечить:

q общественный мониторинг за проведением конкурса и выработку рекомендаций по дальнейшему его совершенствованию;

q подготовку, опубликование, а также широкое распространение информационно-аналитических обзоров, посвященных итогам конкурса.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 22.05.2018 г. N 385 утверждено Положение о порядке формирования единого календаря культурно-развлекательных и массовых спортивных мероприятий.


Календарь будет содержать перечень как внутренних, так и международных мероприятий, проводимых на территории республики, с указанием их сроков. Основной его целью станет привлечение туристов и широкая пропаганда на международном рынке туризма бренда "Узбекистон".

В календарь могут быть включены следующие мероприятия:

q международные конференции, семинары;

q международные и национальные выставки и ярмарки;

q национальные инструментальные концерты;

q спортивные соревнования и мероприятия;

q мероприятия по направлениям национального ремесленничества;

q театрально-зрелищные представления и национальные игры;

q мероприятия в туристических объектах и объектах культурного наследия и др.

Для формирования календаря соответствующие ведомства, в том числе территориальные хокимияты, до 1 ноября каждого года представляют в Министерство культуры и Министерство спорта сведения о планируемых мероприятиях по установленным формам. В них должна содержаться информация о видах, месте, сроках, организаторах, стоимости проведения мероприятий.

До 15 ноября эти сведения обобщаются и передаются в Госкомтуризм, вместе с фото и видеороликами. Сформированный календарь в течение месяца утверждается в Кабинете Министров и с соответствующим медиаконтентом размещается в Интернете, в т.ч. соцсетях, для привлечения и участия иностранных гостей.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 29.05.2018 года N 395 внесены дополнения в Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 01.08.2014 г. N 213).


Введены 2 правила:

1) Перевозка строительных материалов, сельскохозяйственной продукции, промышленных и продовольственных товаров, а также других сыпучих грузов (кроме горячего асфальта, крупногабаритных и тяжеловесных грузов) открытыми автотранспортными средствами осуществляется с обязательным покрытием груза брезентом или другим плотным материалом;

2) Выезд автотранспортных средств из объектов строительства на дорогу общего пользования не допускается без промывки кузова и колес автотранспортных средств.


Напомним, несоблюдение данных норм является нарушением не только Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, но и пункта 162 Правил дорожного движения, а также влечет штраф по статье 125-1 Кодекса об административной ответственности в фиксированном размере - 5 МРЗП (861 200 сумов).


Контроль за соблюдением данных Правил возложен на Государственную службу безопасности дорожного движения МВД.


* * *



Приказом министра юстиции (рег. МЮ N 2861-1 от 25.05.2018 г.) внесены изменения и дополнения в Положение  о порядке формирования и ведения базы данных юридических служб государственных органов и организаций (акт на узбекском языке).


Напомним, органы юстиции ведут базу данных о юридических службах государственных органов и организаций, а также работниках данных служб. Это делается для периодического повышения квалификации и аттестаций (приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 22.11.2007 г. N 244), а также, чтобы размещать сведения о вакансиях на веб-сайте Министерства юстиции.


Указом Президента от 13.04.2018 г. N УП-5415 "О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики" созданы районные отделы юстиции и появилась возможность упростить порядок сбора информации для базы. Теперь сведения о юридических службах и их работниках представляются по установленной форме (приложения NN 1 и 2 к Положению) следующим образом:

          

         

   

N

      

   

Кто представляет

    

    

Куда представляет

       

1

Совет Министров Каракалпакстана, хокимияты областей и г. Ташкента, государственные органы и организации республиканского уровня


Министерство юстиции


2

Государственные органы и организации областного уровня


Министерство юстиции Каракалпакстана,

управления юстиции областей и г. Ташкента


3

Хокимияты районов (городов), государственные органы и организации районного (городского) уровня


Отделы юстиции районов (городов)


       

        

Как и прежде, сведения представляются в письменной и электронной форме по итогам года (до 10 числа следующего года).


* * *



Издано Постановление Президента от 29.05.2018 г. N ПП-3751 "О дополнительных мерах по повышению эффективности оказания механизированных и сервисных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям".


До 1 октября 2018 года планируется провести оптимизацию системы машинно-тракторных парков ООО "Автосаноат Агротехсервис" и АО "Узагросервис". Какой будет эта процедура, станет ясно после выхода правительственного решения, которое будет разработано в течение двух месяцев.

С 1 июля 2018 года АО "Узагросервис" выйдет из организационной структуры АО "Узагротехсаноатхолдинг" и войдет в состав Комплекса по вопросам развития внешнеторговой деятельности, экспортного потенциала, машиностроения, автомобильной, электротехнической, оборонной, хлопкоперерабатывающей и легкой промышленности, стандартизации продукции Кабинета Министров.

С 1 ноября 2018 года начнется  эксперимент по выбору наиболее эффективной формы управления машинно-тракторными парками (далее - эксперимент) путем:

q реализации субъектам предпринимательства 26-ти машинно-тракторных парков АО "Узагросервис";

q преобразования 3-х машинно-тракторных парков АО "Узагросервис" в государственные унитарные предприятия (далее - ГУП "Районный МТП").

Организациям, участвующим в эксперименте, рекомендовано обеспечить:

q расширение перечня оказываемых механизированных и сервисных услуг машинно-тракторными парками, в том числе налаживание оказания сервисных услуг грузовым и легковым автотранспортным средствам, а также другим видам техники;

q привлечение инвесторов в деятельность машинно-тракторных парков, в том числе путем предоставления им в аренду помещений, зданий и сооружений, а также совместного ведения предпринимательской деятельности на территории машинно-тракторного парка;

q модернизацию оборудования соответствующих машинно-тракторных парков, а также приобретение новых современных видов оборудования, необходимого для оказания механизированных и сервисных услуг.

По итогам проведенного эксперимента Кабинет Министров в срок до 1 января 2020 года разработает обоснованное предложение о применении наиболее эффективной формы организации управления машинно-тракторными парками.

С 1 июля 2018 года индивидуальным предпринимателям разрешат осуществлять деятельность по оказанию механизированных и сервисных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 22.05.2018 г. N 383 утвержден новый порядок размещения временно свободных средств бюджетной системы на депозиты коммерческих банков (Положение о порядке размещения временно свободных средств Единого казначейского счета Министерства финансов Республики Узбекистан).


Действовавший ранее порядок утратил силу (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 22.05.2015 г. N 135). Рассмотрим, как с введением новой редакции изменилась описываемая процедура.

Во-первых, единым органом по размещению временно свободных средств Единого казначейского счета (далее - ЕКС) определено Казначейство Министерства финансов. Ранее эту функцию выполняло само Министерство. На ЕКС, напомним, зачисляются все доходы бюджетов бюджетной системы, которыми управляет Министерство финансов.

Во-вторых, государственным целевым и другим внебюджетным фондам, а также бюджетным организациям предоставлено право самостоятельно размещать в коммерческих банках свои временно свободные средства либо подать для этого заявки в казначейские подразделения (ранее такие средства размещались только Министерством финансов). В заявке в обязательном порядке указываются объем и срок размещения (до 12-ти месяцев). При этом доходы от размещения свободных средств зачисляются в полном объеме на их казначейские лицевые счета в течение 2-х рабочих дней.

В-третьих, размещению средств на депозитах теперь должно предшествовать ежеквартальное представление Казначейством информации в ЦБ о планируемых объемах размещения на предстоящий квартал. На основе этих сведений ЦБ определяет максимальный объем и минимальную процентную ставку размещаемых свободных средств.

В-четвертых, изменились требования к коммерческим банкам, претендующим на размещение свободных бюджетных средств на их депозитах. Теперь не важно наличие госдоли в их уставном капитале. Но необходимо положительное заключение ежегодного внешнего аудита. Кроме того, как и ранее, учитывается отсутствие у банка просроченной задолженности по ранее размещенным Казначейством депозитам.

В-пятых, поменялся порядок определения банка - победителя среди предложивших одинаково высокий процент дохода на сумму депозита. Если ранее предпочтение отдавалось банку с наибольшей госдолей в уставном капитале, то теперь победителем считается банк, первым представивший наиболее выгодные предложения. Вместе с тем разрабатывается программный продукт по электронному отбору банковских предложений для исключения человеческого фактора в процессе размещения.

В-шестых, теперь 20% из общего количества доходов, полученных от размещения временно свободных средств, направляются в Фонд социального развития и материального поощрения работников финансовой системы.


* * *



Предприниматели за 2 года построят 49 кинотеатров на 96,8 млрд сумов. Это предусмотрено в Постановлении Кабинета Министров от 18.05.2018 года N 372 "О мерах по созданию современных кинотеатров в 2018-2019 годах".


Документом утверждена соответствующая Программа мер. Она предусматривает строительство по республике 12-ти 2-этажных, 25-ти 1-этажных и 12-ти летних кинотеатров. Их проекты будут типовыми.

Кинотеатры построят субъекты предпринимательства - инициаторы проектов, которых до 01.06.2018 г. определят НА "Узбеккино" и Узнацбанк (НБ ВЭД), а также Совет Министров Каракалпакстана, хокимияты областей и г. Ташкента. Хокимияты выделят под строительство землю преимущественно на территориях парков культуры и отдыха. Там придется также организовать автостоянку, благоустроить прилегающую территорию, подвести электричество, газ, воду и канализацию.

Реализовать задачу бизнесу помогут льготные кредиты на следующих условиях:

q размер кредитных средств - до 75% от стоимости проекта;

q процентная ставка - 1/2 от ставки рефинансирования (на сегодняшний день ставка ЦБ - 14% годовых);

q общий срок кредита - до 5-ти лет;

q льготный период - до 1 года.

Кинотеатры войдут в единую кинопрокатную электронную сеть, обеспечивающую онлайн доставку кинотеатрам зарубежной и отечественной кинопродукции в целях публичной демонстрации на территории нашей страны. Для этого НА "Узбеккино" предоставит предпринимателям типовые параметры необходимого оборудования для оснащения кинотеатров.


* * *



Национальное агентство проектного управления при Президенте утвердило Положение о порядке организации и проведения закупочных процедур (рег. МЮ N 3016 от 26.05.2018 г.). Документ подробно регулирует все виды государственных закупок, остановимся подробнее на работе электронного магазина.


Напомним, Закон "О государственных закупках" вступил в силу с 10.04.2018 года. А Единый информационный портал государственных закупок уже заработал.


Для выставления товаров, работ и услуг в разделе портала "Электронный магазин" физическим и юридическим лицам потребуется получить электронную цифровую подпись (далее - ЭЦП) в Центре государственных услуг. Если ЭЦП уже имеется, получать ее заново не нужно.

Затем необходимо пройти регистрацию на портале. Регистрация осуществляется 1 раз, потом личный кабинет можно использовать и для других видов закупочных процедур. Этот же порядок регистрации предусмотрен для государственных заказчиков.

После регистрации участники портала (продавцы) и государственные заказчики (покупатели) вносят авансовые платежи на свои личные счета в расчетно-клиринговой палате. Они должны как минимум включать в себя сумму комиссионного вознаграждения оператора портала (0,15% от суммы сделки) и сумму задатка (3% от стартовой цены). Только после авансового платежа стороны допускаются к закупочным процедурам.

В электронном магазине можно выставлять 3 вида предложений - по товарам, работам и услугам. При выставлении предложения необходимо указать сведения и характеристики, приведенные в части третьей статьи 44 Закона "О государственных закупках". Вся ответственность за достоверность указанной информации лежит на участнике (продавце).

С этого момента считается, что продавец сформировал свою оферту - предложение заключить договор. Она действует в течение 15-ти дней. Оферта может быть отозвана (предложение может быть снято) до истечения этого срока пока ее не акцептовал (не принял) покупатель. Если это уже произошло, отзыв не допускается. По истечении 15-дневного срока участник вправе продлить оферту, которая не была никем принята.


Важно! Ни участникам, ни заказчикам оператор портала не раскрывает данные друг о друге и остальных участниках. Все торгуют и покупают инкогнито и до момента определения победителя закупочной процедуры не знают друг друга.


Заключение сделок в электронном магазине происходит следующим образом:


Шаг 1. Государственный заказчик выбирает конкретное предложение.


Шаг 2. Запускается механизм запроса цен - другим продавцам аналогичных товаров автоматически направляется извещение со ссылкой на оферту, которую выбрал покупатель. Дается 48 часов на предложение более низкой цены. Более низкую цену можно предложить только 1 раз.

Если цена нового предложения будет на 15% ниже, потребуется дополнительный задаток в размере разницы между суммами первой оферты, которую выбрал заказчик, и новой оферты участника. Когда дополнительного задатка нет, предложение автоматически отвергается.


Для справки: задатки продавцов и покупателей блокируются системой до исполнения договора. Но если кто-то из других продавцов "перебил" предложение, с задатка выбывшего из торга продавца блокировка снимается.


Шаг 3. По истечении 48-ми часов информационная система автоматически формирует типовой договор с участником, предложившим наименьшую цену согласно оферте, выбранной продавцом (для заключения договора используется ЭЦП). Договор регистрируется, а оператор портала снимает комиссионный сбор с личных счетов и победившего участника, и заказчика.

Когда никто не предложил меньшую цену, победителем становится участник, оферту которого выбрал продавец. А если договор не может быть заключен в электронном магазине из-за отсутствия в нем соответствующих товаров, работ или услуг, государственный заказчик вправе самостоятельно определить контрагента и заключить с ним прямой договор на сумму, не превышающую лимиты сделок в электронном магазине. В таком случае прямой договор должен быть в 3-дневный срок размещен на портале.



Предельные суммы сделок в электронном магазине

установлены следующим образом:

      

         

    

С бюджетными заказчиками

          

       

С корпоративными заказчиками

      

Товары


25 МРЗП по одному договору

(на момент публикации - 4 306 000 сумов),

но не более 2 500 МРЗП в год.


250 МРЗП по одному договору

(на момент публикации - 43 060 000 сумов),

но не более 2 500 МРЗП в год.

      

Работы


25 МРЗП для одного государственного заказчика

(на момент публикации - 4 306 000 сумов)

        

Услуги


        

             

Документ подробно регулирует все виды государственных закупок. Рассмотрим работу электронного аукциона на понижение стартовой цены.



Аукцион имеет ряд особенностей


Во-первых, на нем государственные заказчики могут покупать только товары. Работы и услуги там закупать запрещено - субъекты предпринимательства могут продавать их только в электронном магазине, по конкурсу и тендеру.

Во-вторых, свойства товаров, закупаемых на аукционе, должны быть стандартными. При этом необходимость оценки и сопоставления технических, эксплуатационных и иных характеристик должна отсутствовать.

То есть заказчику не требуется составлять полноценное техническое задание. Вместе с тем он вправе подробно описать характеристики (спецификацию) предмета аукциона.

В-третьих, нижний порог стоимости товаров по одному договору для проведения электронного аукциона отсутствует. Это значит, что заказчик вправе провести аукцион вместо закупки в электронном магазине (это более упрощенная процедура закупок).

Данное обстоятельство важно учитывать в связи с тем, что в аукционе отсутствует годовой лимит на приобретение товаров. В электронном магазине бюджетным и корпоративным заказчикам его установили в размере 2 500 МРЗП (на сегодняшний день - 430 млн 600 тыс. сумов). Поэтому крупные заказчики, скорее всего, будут стараться не расходовать этот лимит, чтобы оставить возможность делать непредвиденные срочные закупки в электронном магазине.

В-четвертых, на аукционе запрещаются закупки товаров на сумму:

q в 2,5 тыс. МРЗП и выше - для бюджетных заказчиков;

q в 5 тыс. МРЗП и выше - для корпоративных заказчиков.

В-пятых, аукцион проводится только в электронной форме на Специальном информационном портале государственных закупок.

Участие субъектов предпринимательства в аукционе начинается с получения электронной цифровой подписи, регистрации на портале и внесения авансовых платежей (включают комиссию оператора - 0,15% от суммы сделки и задаток - 3% от стартовой цены).

На портале имеются 2 отдельных раздела для аукционов, проводимых бюджетными и корпоративными заказчиками. Там - объявления об аукционах, которые должны быть размещены не менее чем за 10 дней до их окончания. Объявления должны содержать:

q наименование и адрес государственного заказчика;

q первый и последний день аукциона (период проведения аукциона);

q стартовая цена предмета аукциона;

q характеристики предмета аукциона (спецификация предмета аукциона);

q разбивка предмета аукциона по лотам и размер каждого лота;

q сроки и условия поставки товаров;

q место (адрес) поставки товаров;

q требование о наличии лицензии или документа разрешительного характера (при необходимости);

q особые условия, характеризующие индивидуальные параметры товара.

В тексте объявления запрещается вносить требования, не имеющие отношения к предмету аукциона и ограничивающие конкуренцию среди участников. Все требования из объявления будут включены в будущий договор между заказчиком и победителем аукциона. Поэтому к их изучению необходимо подходить предельно внимательно.

Сам аукцион проводится путем пошагового снижения стартовой цены его участниками (потенциальными поставщиками). Размер шага аукциона - суммы, на которую снижается стартовая цена, - устанавливает оператор портала (УзРТСБ) по согласованию  с НАПУ. Эта сумма не может быть выше суммы задатка - 3%. Сейчас шаг аукциона составляет 2% от стартовой цены.


Важно! Оператор портала не раскрывает заказчикам данные об участниках, а участникам данные друг о друге. Торг проходит инкогнито и до момента определения победителя закупочной процедуры участники не знают друг друга.


В отличие от электронного магазина на аукционе разрешается снижать цену неограниченное количество раз. Это разрешается делать до окончания срока проведения аукциона. Если в последние 5 минут поступит предложение, срок проведения аукциона продлевается еще на 5 минут. Так может продолжаться пока предложения не перестанут поступать либо цена не снизится до ничтожно малого значения.

Если цена предложения будет на 15% ниже стартовой цены аукциона, от участника требуется заблаговременно внести дополнительный задаток в размере разницы между ними. Когда дополнительного задатка нет, предложение автоматически отвергается.

После окончания аукциона объявляется его победитель - участник, предложивший наименьшую цену. С ним информационная система автоматически формирует типовой электронный договор с условиями, описанными в объявлении.


Важно!  Согласно статьям 35 и 36 Закона "О государственных закупках" государственный заказчик по итогам проведенных закупочных процедур принимает решение об акцепте выигравшего предложения в течение 1-го рабочего дня. Теоретически договор с победителем аукциона государственный заказчик заключать не обязан.


Если в аукционе никто не принял участие либо принял участие 1 участник, аукцион считается несостоявшимся и продлевается еще на 5 дней. Продление аукциона осуществляется заказчиком в течение 3-х дней с момента окончания предыдущего аукциона. При этом заказчик вправе пересмотреть стартовую цену, технические требования и особенности либо техническое задание.

Если повторный аукцион признан несостоявшимся "по причине отсутствия предложений участников", государственный заказчик вправе не продлевать аукцион далее, а провести другую закупочную процедуру - конкурс (статьи 52-57 Закона "О государственных закупках").


Важно! По смыслу статьи 48 Закона "О государственных закупках" повторный аукцион признается несостоявшимся также, когда подано предложение от 1 участника. Однако в пункте 44 рассматриваемого Положения основания для признания повторного аукциона несостоявшимся сужены до "отсутствия предложений участников" ("таклифлар мавжуд эмаслиги"), что может привести к неверному выводу, что при участии 1 участника аукцион может быть признан состоявшимся.


Конкурс после несостоявшегося аукциона проводится с учетом следующих особенностей:

q действуют суммовые критерии государственных закупок, установленные для аукциона статьей 46 Закона "О государственных закупках";

q объявление о проведении конкурса размещается государственным заказчиком на специальном информационном портале не менее чем за десять дней до даты окончания срока приема предложений от участников;

q для осуществления государственной закупки образуется закупочная комиссия в составе не менее пяти человек.


* * *



С нового транспорта для перевозки туристов вместимостью свыше 9 человек сбор в Республиканский дорожный фонд не взимается до 1 января 2022 года. Это содержится в Указе Президента от 24.05.2018 г. N УП-5447.


Ранее льгота заключалась в ином: ставку сбора зафиксировали в размере 3% от стоимости приобретения транспортных средств (Указ Президента РУз от 02.12.2016 г. N УП-4861). Это соответствовало действовавшей на тот момент общей ставке (приложение N 24 к Постановлению Президента РУз от 27.12.2016 г. N ПП-2699), однако при гипотетическом ее повышении туристские организации имели бы преимущество (продолжали бы платить 3%).

По новому порядку субъекты туристкой деятельности до 01.01.2022 г. при регистрации в органах МВД ввозимых в страну приобретенных ими новых транспортных средств для перевозки туристов вместимостью свыше 9 человек вообще не платят сбор в Республиканский дорожный фонд.


Напомним, на аналогичный период ввозимые транспортные средства туристского класса, предназначенные для перевозки 8 и более человек (включая водителя), освобождаются  от уплаты таможенных платежей, кроме сборов за таможенное оформление (Указ Президента РУз от 03.02.2018 г. N УП-5326).


* * *



Станут ли нотариусы частными должны решить Министерства юстиции и финансов до 1 июля 2019 года. Такое поручение есть в Постановлении Президента от 25.05.2018 г. N ПП-3741 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы нотариата в качестве института предупредительного правосудия".


Напомним, до 2010 года в стране одновременно были нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, и занимающиеся частной практикой. Однако с 15 мая 2010 года систему частных нотариусов упразднили. Причиной этому стали серьезные нарушения законодательства и злоупотребления служебными полномочиями в корыстных целях, что в конечном счете привело к "созданию криминогенной обстановки вокруг частных нотариальных контор" (Указ Президента Республики Узбекистан от 05.05.2010 г. N УП-4216).


Тем не менее, отсутствие частных нотариусов привело к проблемам иного рода. Система нотариата излишне бюрократизировалась, возникли длинные очереди, взимание госпошлин и платежей стало непрозрачным. Поэтому в 2017 году заговорили о воссоздании института частных нотариусов. Министерство юстиции даже разработало проект, по которому с 2018 года все государственные нотариальные конторы должны были преобразоваться в частные.


Но с принятием решения не стали спешить. Ведомствам предписано глубже изучить передовой зарубежный опыт и национальную практику нотариата, после чего внести свои предложения о целесообразности преобразования государственных нотариальных контор в негосударственную форму активного нотариата.

Данное Постановление Президента предусматривает целый ряд нововведений в системе отечественного нотариата с 1 января 2019 года.

Во-первых, утвержден перечень дополнительных действий правового и технического характера, осуществляемых нотариусами при удостоверении сделок по принципу "одно окно" в рамках активной модели.

Из него следует, что нотариусы станут самостоятельно получать и проверять:

q сведения о постоянно прописанных лицах в жилом помещении;

q биометрические и паспортные данные;

q необходимые сведения о недвижимом имуществе, включая запрет на отчуждение и арест;

q сведения о лицах, давших согласие на приватизацию жилья;

q сведения о юридических лицах;

q информацию о наличии/отсутствии задолженности по коммунальным услугам.

Тем самым граждане и организации освободятся от необходимости самостоятельно собирать указанные документы и справки. Для этого создадут базы данных и инфосистемы, допускающие обмен нужными сведениями, и интегрируют их с АИС "Нотариус". Механизмы межведомственного взаимодействия в рамках этой модели отрегулируют административными регламентами.

Во-вторых, обязательное нотариальное удостоверение договоров аренды и безвозмездного пользования недвижимым имуществом отменяется. Но договоры аренды нужно будет в обязательном порядке ставить на учет в налоговых органах.

В-третьих, связанные с недвижимым имуществом сделки, удостоверяются нотариусами исключительно на гербовых (специальных) бланках строгой отчетности со степенью защиты, серией, порядковым номером и территориальным кодом. Такие бланки изготовит ГПО "Давлат белгиси".

В-четвертых, введут обязательную аудио- и видеофиксацию процесса подписания завещаний, а также сделок, заявлений и иных документов, подписываемых от имени человека неспособного собственноручно расписаться из-за физических недостатков, болезни или других причин.

В-пятых, при добровольном обращении юридического лица к нотариусу факт принятия решения его коллегиальным органом будет нотариально удостоверяться.

В-шестых, для установления личности обратившегося за совершением нотариальных действий будут сканировать отпечатки пальцев, и сопоставлять их с биометрическими данными паспорта (биометрического проездного документа лица без гражданства).

Подтверждать совершение нотариальных действий заявители будут подписью на нотариально удостоверяемых документах и также сканированием их отпечатков пальцев на соответствующем устройстве.

В-седьмых, в нотариальных конторах установят средства дистанционного аудио- и видеонаблюдения в режиме реального времени. Доступ к централизованной системе будет у Министерства юстиции и его территориальных органов. При этом должна соблюдаться тайна нотариальных действий.

Обязательная стажировка кандидатов на должность нотариуса сокращена вдвое (Положение о порядке организации деятельности стажера нотариуса, утверждено Приказом министра юстиции от 20.10.2010 г. N 223-мх, зарегистрированным МЮ 20.10.2010 г. N 2149). Она больше не требуется для претендентов с 5-летним стажем судьи или 3-летним - на должностях, предполагающих руководство и контроль за нотариатом.



Стажировка: 1 год, отдельным лицам - вообще не нужна


Обязательная стажировка кандидатов на должность нотариуса сокращена с 2-х лет до 1-го года. Стажировку больше не нужно проходить специалистам, проработавшим: 

q в должности судьи не менее 5-ти лет;

q на должностях, связанных с руководством и контролем за нотариальной деятельностью (в соответствующем управлении органов юстиции), не менее 3-х лет.

Примечательно, что это касается также сотрудников из перечисленных выше лиц, кто проходил стажировку в момент вступления в силу (26.05.2018 г.) Постановления Президента РУз от 25.05.2018 г. N ПП-3741. Т.е. все специалисты, имеющие к указанной дате 1 год стажировки, а бывшие судьи и соответствующие сотрудники юстиции - независимо от прошедшего срока стажировки, уже вправе участвовать в конкурсе на должность нотариуса.



Конкурс - с онлайн трансляцией; нотариусов должно быть больше


Отныне процесс прохождения конкурсного отбора будет транслироваться на официальном веб-сайте Министерства юстиции в режиме онлайн.

Кроме того, пересмотрят критерии определения должностей нотариусов в нотариальном округе так, чтобы повысить доступ населения к их услугам. Сейчас в расчет принимается среднемесячное количество нотариальных действий, совершенных в нотариальном округе (как правило, за последние 3 года), и численность населения в этом округе.



Нотариусов научат управлять стрессом, конфликтами

и тайм-менеджменту


Эти и другие не связанные с юридической деятельностью дисциплины и навыки включат в учебные планы и программы по переподготовке и повышению квалификации нотариусов. Напомним, каждый нотариус обязан повышать свою профессиональную квалификацию не реже 1 раза в 3 года (статься 18 Закона "О нотариате").



В каждой нотариальной конторе - специальная касса


Все нотариальные конторы оборудуют специальными кассами, в которых установят расчетные терминалы по приему платежей с банковских пластиковых карточек. Они будут работать в том же временном графике, что и сами нотариальные конторы.

Коммерческие банки будут получать вознаграждения от общей суммы госпошлин, взыскиваемых нотариусами через эти специальные кассы.

Есть и другие важнейшие изменения, касающиеся работы нотариальных контор, которые внедряются в практику с 2019 года.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 19.05.2018 г. N 378 определен порядок кредитования и субсидирования организации частного дошкольного образования.


Напомним, Постановлением Президента от 05.04.2018 г. N ПП-3651 в сферу организации негосударственных детских садов внедрены механизмы государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). Они предусматривают финансирование проектов частных партнеров на основании соглашений о ГЧП с Министерством дошкольного образования (далее - МДО).



Условия выделения кредита


Средства, выделяемые для кредитования, аккумулируются на отдельно открываемом спецсчете Фонда финансирования госпрограмм развития при Кабинете Министров. При этом исполнительная дирекция Фонда заключает соглашение с коммерческими банками.

Преимущественным правом получения кредитов обладают частные партнеры, внесенные в единый реестр заключивших соглашение о партнерстве с МДО.

Кредиты предоставляются коммерческими банками сроком на 15 лет по ставке 1% годовых, с 3-летним льготным периодом. 



Как получить государственную субсидию


Размеры выделяемых субсидий устанавливаются  в следующих процентах от средств, расходуемых на одного воспитанника частного детсада (с 9 и 10,5-часовым режимом):

q в Ташкенте - 30%;

q в областных центрах и г. Нукусе - 40%;

q в остальных регионах - 50%.

Размеры расходуемых на одного ребенка средств определит Минфин и МДО. Для получения субсидии образовательное учреждение после подписания соглашения о ГЧП с МДО, должно обратиться с заявлением в территориальный финансовый орган.

К заявлению прилагаются следующие сведения:

q наименование, почтовый адрес, организационно-правовая форма юридического лица, реквизиты банковских счетов;

q копия соглашения ГЧП;

q информация о вместимости детсада, дате начала функционирования, родительской плате.

Финансовый орган  в течение 5-ти дней рассматривает заявление и принимает решение о его удовлетворении или отказе в удовлетворении, о чем сообщает в письменном или электронном виде заявителю.

Период предоставления субсидий показывается в соглашении о выделении субсидии, заключаемом между частным партнером и МДО.

В случае положительного решения частник ежемесячно до 5-го числа представляет в финорган заказ (буюртманома) для выделения субсидии с информацией о действительном количестве посещающих в прошлом месяце детсад детей, а также родительской оплате с приложением соответствующих документов.

Территориальный финорган обобщает все поступившие заказы, формирует реестр и до 10-го числа месяца, следующего после отчетного, передает его в соответствующий кассовый отдел для осуществления выплат.