Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Налоги. Обязательные платежи/ Общие положения налогообложения/ Регулирование деятельности налоговых органов/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 26.06.2018 г. N ПП-3802 "О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
26.06.2018 г.
N ПП-3802
О МЕРАХ ПО КОРЕННОМУ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
(В извлечениях)
Эффективная система налогообложения и слаженная работа органов государственной налоговой службы приобретают особое значение в условиях реализации масштабных реформ по долгосрочному развитию экономики страны.
Вместе с тем, организация работы органов государственной налоговой службы, базирующаяся на устаревших методах и принципах налогового контроля, не позволяет обеспечить решение поставленных перед ними новых задач, в том числе по расширению налогооблагаемой базы и повышению собираемости налогов, что усугубляется наличием значительных нерешенных проблем, среди которых:
во-первых, низкий уровень налогового администрирования, связанного в основном с выполнением прогнозных показателей и ограничивающегося налоговой отчетностью без поиска дополнительных источников налогообложения;
во-вторых, наличие значительных предпосылок, способствующих созданию коррупционной среды при налоговом администрировании, приводящие к коррумпированности работников практически всех звеньев органов государственной налоговой службы;
в-третьих, нерациональное использование информационно-коммуникационных технологий, не позволяющее полноценно осуществлять налоговое администрирование, определять дополнительную налогооблагаемую базу и сокращать уровень теневого оборота в экономике;
в-четвертых, отсутствие действенных программных продуктов, обеспечивающих сбор внешних источников для проведения камерального контроля, в том числе за целевым использованием налоговых льгот и преференций;
в-пятых, неэффективность использования предоставленных полномочий по контролю за деятельностью предприятий торговли, общественного питания, рынков и торговых комплексов, приводящая к созданию различных схем уклонения от уплаты налогов;
в-шестых, отсутствие четких критериев определения лиц, систематически уклоняющихся от уплаты налогов, для организации целевых проверок, а также факторов, способствующих совершению налоговых правонарушений;
в-седьмых, недостаточность использования ресурсов для материального стимулирования работников органов государственной налоговой службы при чрезмерном уровне привлечения к дисциплинарной ответственности отрицательно сказывается на эффективности налоговой системы в целом.
В целях устранения имеющихся проблем, реализации основных направлений совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан и задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:
1. Считать важнейшими направлениями совершенствования системы налогового администрирования Республики Узбекистан:
первое - преобразование органов государственной налоговой службы в сервисно-ориентированную службу путем создания их нового имиджа в качестве бизнес-партнера и консультанта для налогоплательщиков, безусловное выполнение каждым работником целевой задачи - "Налоговая служба - надежный партнер добросовестного налогоплательщика";
второе - создание благоприятных условий для добровольного исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств по принципу экстерриториальности, законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечение роста удовлетворенности налогоплательщиков;
третье - создание принципиально новой системы налогового администрирования и контроля, а также применения превентивных и упреждающих мер по недопущению коррупционных факторов;
четвертое - устойчивое формирование доходной части бюджетов за счет обеспечения своевременности и стабильности поступления налоговых платежей, максимального снижения и упрощения административных процедур, расширения налогооблагаемой базы и сокращения теневого оборота в экономике;
пятое - дальнейшее усиление мер по внедрению современных, передовых информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих полноценный сбор и обработку данных для осуществления предпроверочного анализа и дистанционной контрольно-аналитической работы;
шестое - привитие работникам органов государственной налоговой службы корпоративной этики, внедрение системы мотивации повышения эффективности своей служебной деятельности с целью достижения стратегических целей и задач органов государственной налоговой службы.
5. Установить следующие основные критерии оценки эффективности деятельности органов государственной налоговой службы:
количество налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы органов государственной налоговой службы, а также жалоб на их действия и решения;
общая сумма налогов и других обязательных платежей, взысканных по результатам камерального контроля;
сумма выявленных резервов увеличения доходов государственного бюджета и уровень их взыскания по результатам хронометража и обследования;
численность налогоплательщиков, по которым составлены паспорта;
полнота взыскания начисленных налогов и других обязательных платежей и уровень снижения налоговой задолженности;
уровень использования "персонального кабинета" при взаимоотношениях с органами государственной налоговой службы;
охват налогоплательщиков, применяющих программные продукты по учету электронных счетов-фактур и автоматизированного мониторинга онлайн контрольно-кассовых машин.
6. Определить, что работники органов государственной налоговой службы премируются за счет Специального фонда материальной помощи, социальной защиты, развития налоговых органов и непредвиденных расходов Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (далее - Специальный фонд) в размере до 10 процентов от суммы:
взысканных налогов и других обязательных платежей по результатам камерального контроля;
налога, уплаченного налогоплательщиком, выявленного по результатам хронометража и паспортизации за один месяц;
взысканных налогов по результатам налоговых проверок.
Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в месячный срок утвердить критерии оценки эффективности деятельности работников органов государственной налоговой службы и меры их материального стимулирования в зависимости от достижения конечных результатов.
Увеличить размер отчислений в Специальный фонд с 25 до 40 процентов от суммы финансовых санкций за нарушения налогового законодательства и штрафов за административные правонарушения с целевым направлением дополнительно поступающих средств на персональное премирование работников.
7. Органы государственной налоговой службы осуществляют взыскание дивидендов с обществ с долей государства и отчислений в Государственный бюджет Республики Узбекистан от чистой прибыли государственных унитарных предприятий.
8. Одобрить предложение Государственного налогового комитета Республики Узбекистан о создании государственного унитарного предприятия "Налог-сервис" (далее - ГУП "Налог-сервис") на базе государственных унитарных предприятий "Республиканский информационно-консультативный центр" и "Центр обработки деклараций о доходах" с созданием региональных центров.
Определить основными задачами ГУП "Налог-сервис":
оказание технического содействия налогоплательщикам в выполнении налоговых обязательств, а также практической помощи органам государственной налоговой службы в части обслуживания налогоплательщиков по приему отчетов и деклараций;
администрирование технического, программного и информационного обеспечения автоматизированной информационной системы органов государственной налоговой службы;
централизованное архивное хранение в бумажном и электронном виде документов, образующихся в результате деятельности органов государственной налоговой службы;
оказание услуг по информированию населения через специальный сервис "call-центр";
обучение налогоплательщиков правилам ведения электронных счетов-фактур, доведение до них норм налогового законодательства;
обеспечение мероприятий по защите информации;
повышение знаний и квалификации работников органов государственной налоговой службы.
Государственному налоговому комитету предусмотреть:
сокращение штатных единиц управленческого персонала территориальных органов государственной налоговой службы, осуществляющих вышеуказанные функции;
принятие комплекса мер по кардинальному совершенствованию работы Центра обработки данных, в том числе разработке новых программных продуктов и сервисов для налогоплательщиков.
9. Установить, что услуги ГУП "Налог-сервис" оплачиваются за счет бюджетных ассигнований и средств Специального фонда, а также других средств, не запрещенных законодательством.
11. Образовать в структуре Государственного налогового комитета Республики Узбекистан:
Межрегиональную государственную налоговую инспекцию по крупным налогоплательщикам с возложением на нее обязанностей по обслуживанию крупных налогоплательщиков, в том числе принятию налоговой отчетности, проведению налогового контроля, взысканию налогов и других обязательных платежей;
Сводный информационно-аналитический департамент с возложением на него задач по анализу эффективности реализуемых мероприятий налоговыми органами в области налогового администрирования.
12. Упразднить Главное управление профилактики правонарушений в сфере розничной торговли и оказания услуг и его территориальные подразделения в целях исключения коррупционной составляющей в деятельности работников органов государственной налоговой службы.
13. Преобразовать Налоговую академию в Центр повышения квалификации при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан.
Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок принять:
правительственное решение по организации деятельности Центра повышения квалификации при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан, предусмотрев укрепление его материально-технической базы, внедрение современных методов обучения, в том числе дистанционных форм повышения квалификации, а также организацию региональных филиалов;
меры по переводу студентов бакалавриата и магистратуры преобразуемой Налоговой академии по соответствующим направлениям в Ташкентский государственный экономический университет и Ташкентский финансовый институт.
14. Утвердить:
организационную структуру Государственного налогового комитета Республики Узбекистан согласно приложению N 1.
16. Определить персональную ответственность:
а) председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан за:
выполнение прогноза поступлений в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды;
надлежащий контроль обеспечения полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей;
своевременное и качественное исполнение решений Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан, требований иных нормативно-правовых актов;
создание принципиально новой системы отбора, расстановки и стимулирования кадров, нацеленной на привлечение в органы государственной налоговой службы квалифицированных работников, обладающих высокими морально-нравственными качествами;
коренное изменение отношения работников к службе, создание обстановки нетерпимого отношения ко всем проявлениям нарушения законности, формирование здорового климата в коллективе;
обеспечение открытости деятельности органов государственной налоговой службы, установление прямого бесконтактного диалога с налогоплательщиками;
работу по привлечению международных экспертов, грантов в области внедрения современных методов налогового администрирования;
материально-техническое обеспечение органов государственной налоговой службы;
б) первого заместителя председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан за:
обеспечение полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды;
подготовку предложений по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, внедрение современных методов осуществления налогового контроля, анализ причин и условий совершения правонарушений в налоговой сфере, принятие мер по их искоренению;
принятие комплекса мер по расширению базы налогообложения, в том числе посредством системного анализа динамики макроэкономических показателей и налогового потенциала регионов;
осуществление контроля и недопущение роста налоговой задолженности, модернизации налоговой системы путем глубокого изучения международного опыта;
в) заместителей председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан за:
совершенствование методологии разработки и применения налогового законодательства, способствующего повышению эффективности налогового администрирования;
системную работу по поиску и выявлению резервов для повышения уровня доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан;
принятие мер по стимулированию субъектов предпринимательства за своевременное исполнение налоговых обязательств;
обеспечение системного контроля в части налогообложения, направленного на легализацию теневого сектора экономики;
состояние и эффективность борьбы с изготовлением, а также реализацией недоброкачественных, фальсифицированных (поддельных) и незаконно ввезенных товаров;
внедрение и эффективное функционирование современных информационно-коммуникационных технологий и передовых автоматизированных методов анализа в процесс налогового администрирования, программных продуктов по учету электронных счетов-фактур автоматизированного мониторинга онлайн контрольно-кассовых машин;
тщательное, всестороннее, полное и объективное рассмотрение обращений физических и юридических лиц, личный прием граждан;
организацию эффективной деятельности Центра повышения квалификации при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан и налоговых колледжей.
17. Утвердить Программу мер по совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы и налогового администрирования согласно приложению N 3.
Установить, что руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременную и эффективную реализацию мероприятий, предусмотренных Программой.
18. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:
в месячный срок принять меры по организации систематических совместных рейдов по выявлению уклоняющихся от уплаты налогов лиц, сокрытых объектов налогообложения, а также поставок, хранения и реализации незаконно ввезенных товаров, подпольных цехов;
в двухмесячный срок утвердить Положение о порядке взаимодействия государственной налоговой службы с правоохранительными органами, в том числе предусматривающее мониторинг за налогоплательщиками, осуществляющими операции с лицами, зарегистрированными в оффшорных зонах;
в трехмесячный срок принять меры по открытию веб-портала с возможностью использования потенциала социальных сетей и программных продуктов для осуществления гражданами общественного контроля в налоговой сфере, в том числе позволяющего им сообщать о налоговых правонарушениях субъектов предпринимательства;
в месячный срок внести предложения по внедрению системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость, в том числе программного комплекса по учету электронных счетов-фактур в органах государственной налоговой службы для анализа и контроля всей цепочки оборотов в целях повышения собираемости налогов и выявления недобросовестных налогоплательщиков.
19. Установить, что с 1 августа 2018 года в целях повышения материального стимулирования деятельности по выявлению резервов расширения доходной базы местных бюджетов и предотвращения фактов коррупции при определении должностного оклада работников органов государственной налоговой службы согласно утвержденным разрядам по оплате труда по Единой тарифной сетке тарифный коэффициент применяется с увеличением в 1,7 раза.
Расходы, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, производятся за счет бюджетных ассигнований.
20. Министерству финансов Республики Узбекистан:
совместно с Государственным налоговым комитетом в двухнедельный срок внести соответствующие дополнения и изменения в сметы расходов и штатные расписания Государственного налогового комитета Республики Узбекистан в соответствии с настоящим постановлением;
выделить в 2018 году, а начиная с 2019 года ежегодно предусматривать в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан средства, необходимые на расширение Центра обработки данных, внедрение системы современного электронного администрирования, в том числе программных продуктов по учету электронных счетов-фактур и системы автоматизированного мониторинга онлайн контрольно-кассовых машин, а также строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий органов государственной налоговой службы.
21. Председателю Государственного налогового комитета Республики Узбекистан принять действенные меры по:
подбору и расстановке профессиональных кадров, обладающих высокими профессиональными навыками и морально-нравственными качествами;
созданию механизма стимулирования работников, добросовестно несущих службу по защите экономических интересов страны, в зависимости от их персонального вклада;
устранению всех рисков проявления коррупции и совершения должностных злоупотреблений работниками органов государственной налоговой службы;
проведению широкой разъяснительной, профилактической работы среди населения и хозяйствующих субъектов;
оптимизации количества государственных налоговых инспекций, исходя из загруженности и экономической эффективности их деятельности по сбору налогов.
22. Возложить на Министерство финансов Республики Узбекистан мониторинг за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, обратив особое внимание на полноту охвата налогоплательщиков и объектов налогообложения путем сопоставления баз данных органов государственный налоговой службы с базами данных других государственных органов, изучение актов налоговых проверок на местах.
Государственному налоговому комитету и Государственному таможенному комитету в двухнедельный срок обеспечить подключение Министерства финансов Республики Узбекистан к имеющимся базам данных.
23. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить обновленные:
Положение о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан;
Положение о прохождении службы в органах государственной налоговой службы Республики Узбекистан.
24. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок обеспечить:
внесение в Кабинет Министров предложений об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;
приведение принятых ими ведомственных нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим постановлением.
25. Признать утратившим силу постановление Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2017 года N ПП-3168 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы".
26. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б., заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан - министра финансов Кучкарова Д.А. и первого заместителя председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Мусаева Б.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 26.06.2018 г. N ПП-3802
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Государственного налогового комитета
Республики Узбекистан
|
|
|
|
|
Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственные налоговые управления Республики Каракалпакстан, областей и г.Ташкента |
|
|
Государственное унитарное предприятие "Налог-сервис"* |
||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственные налоговые инспекции районов (городов) |
|
|
Государственное унитарное предприятие "Научно-информационный центр "Янги технологиялар"* |
||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Межрегиональная государственная налоговая инспекция по крупным налогоплательщикам |
|
|
Государственное унитарное предприятие "Санаторий Хумсон"* |
||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центр повышения квалификации при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан |
|
|
Государственное предприятие "Оздоровительный центр Газалкент"* |
||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ташкентский, Бухарский и Ферганский налоговые колледжи |
|
|
|||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Государственное учреждение "Лечебно-оздоровительный комплекс"* |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*) Хозрасчетные ведомственные учреждения.
к Постановлению Президента РУз
от 26.06.2018 г. N ПП-3802
ПРОГРАММА МЕР
по совершенствованию деятельности
органов государственной налоговой службы
и налогового администрирования
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 27 июня 2018 г.
"Народное слово", 27 июня 2018 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2 июля 2018 г., N 26, ст. 511