язык интерфейса

2018 год

2018 год/ Обзор нового в законодательстве (за период с 30 июня по 5 июля 2018 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


(за период с 30 июня по 5 июля 2018 г.)


Закон РУз от 03.07.2018 г. N ЗРУ-482 "О медиации"

            

Постановление Президента РУз от 03.07.2018 г. N ПП-3831 "О мерах

по реализации договоренностей с компаниями Республики Корея"

          

Закон РУз от 02.07.2018 г. N ЗРУ-478 "Об ограничении курения

кальянов и электронных сигарет в общественных местах"

           

Постановление Президента РУз от 27.06.2018 г. N ПП-3812

"О вопросах утверждения основных параметров программы

"Обод махалла" и обеспечения их выполнения";

Указ Президента РУз от 27.06.2018 г. N УП-5467 "О программе

"Обод махалла"

          

Постановление Президента РУз от 02.07.2018 г. N ПП-3823 "О мерах

по повышению эффективности использования водных ресурсов"

             

Постановление Президента РУз от 02.07.2018 г. N ПП-3821 "О создании

Университета Пучон в городе Ташкенте"

            

Постановление Президента РУз от 02.07.2018 г. N ПП-3826 "О мерах

по созданию малых промышленных зон в Наманганской области"

            

Постановление Президента РУз от 03.07.2018 г. N ПП-3832 "О мерах

по развитию цифровой экономики"

           

Постановление Президента РУз от 02.07.2018 г. N ПП-3822

"Об адресной программе строительства реконструкции

и капитального ремонта дошкольных образовательных учреждений

на 2018 год"

                  

Постановление Правления Центрального банка "Об утверждении

Положения о порядке осуществления валютно-обменных операций

с физическими лицами в коммерческих банках" (Зарегистрировано

МЮ 29.06.2018 г. N 3029)

        

Постановление Министерства обороны и Министерства высшего

и среднего специального образования "Об утверждении Инструкции

об организации и проведении итоговой государственной аттестации

в учебных подразделениях военной подготовки высших

образовательных учреждений Республики Узбекистан"

(Зарегистрировано МЮ 26.06.2018 г. N 3025)

          

Указ Президента РУз от 02.07.2018 г. N УП-5469 "О повышении

размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий"

            

Постановление Президента РУз от 27.06.2018 г. N ПП-3808

"Об утверждении Концепции укрепления института семьи

в Республике Узбекистан"

              

Постановление Кабинета Министров РУз от 28.06.2018 г. N 487

"О совершенствовании организации деятельности Министерства

сельского хозяйства Республики Узбекистан"

          

Указ Президента РУз от 29.06.2018 г. N УП-5468 "О Концепции

совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан"

         

Постановление Президента РУз от 27.06.2018 г. N ПП-3813

"О мерах по организации деятельности Государственной

филармонии Узбекистана"

          

Постановление Президента РУз от 29.06.2018 г. N ПП-3818

"О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической

деятельности и совершенствованию системы таможенно-тарифного

регулирования Республики Узбекистан"

          

Постановление Кабинета Министров РУз от 22.06.2018 г. N 466

"О мерах по организации и поддержке деятельности Международной

исламской академии Узбекистана"

       

Постановление Кабинета Министров РУз от 27.06.2018 г. N 485

"О мерах по организации деятельности центров олимпийской

подготовки спортсменов при Национальном олимпийском

комитете Узбекистана"

            

Приказ министра юстиции "Об утверждении формы отчета,

представляемого негосударственной некоммерческой организацией

в орган юстиции" (Зарегистрирован МЮ 27.06.2018 г. N 3027)



Опубликован Закон от 03.07.2018 г. N ЗРУ-482 "О медиации".



Что говорит Закон


Медиация - способ урегулирования возникшего спора при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Согласно принятому документу она может проводиться по 3-м категориям споров:

q спорам из гражданских правоотношений, в т.ч. в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;

q индивидуальным трудовым спорам;

q спорам, возникающим из семейных правоотношений.


Для справки. В ходе работы над проектом рассматривался также вариант введения медиации по уголовным делам. Однако поддержки такие предложения не получили.


Медиация может проводиться до суда, а также в ходе процесса до удаления суда в совещательную комнату.



Чем медиация отличается от схожих процедур


Медиация имеет много общего с досудебным (претензионным) порядком урегулирования споров по экономическим делам, заключением мирового соглашения при рассмотрении дела экономическим или гражданским судом, примирением супругов при расторжении брака и сторон в уголовном процессе. Однако их не следует отождествлять (по крайней мере, это невозможно с учетом действующего на сегодняшний день законодательства).

Отличительной чертой нового правового института является фигура медиатора - лица, привлекаемого сторонами для проведения медиации. Посредничество между сторонами в схожих процедурах четко не регламентируется. Медиатор может осуществлять свою деятельность на профессиональной (возмездно или безвозмездно) и непрофессиональной основе (только безвозмездно). Задача медиатора - привести стороны к заключению письменного медиативного соглашения, т.е. добровольному урегулированию спора.

В первоначальной редакции проекта, размещенной на портале СОВАЗ год назад, предусматривалось, что профессиональными медиаторами должны были выступать только адвокаты. А непрофессиональными медиаторами - достигшие 18 лет граждане, юридические лица, специально образованные органы либо комиссии. Но главная особенность - медиатор не должен быть связан с каким-либо государственным органом. Сохранив в целом этот подход, принятый Закон установил, что профессиональным медиатором может быть любое лицо, прошедшее специальный курс обучения по программе, утвержденной Минюстом, и включенное в Реестр профессиональных медиаторов. А непрофессиональным - физлицо, достигшее 25 лет и давшее свое согласие на выполнение обязанностей медиатора.


Для сравнения: согласно статье 40 Семейного кодекса суд вправе, отложив разбирательство бракоразводного дела, назначить супругам срок в пределах до 6-ти месяцев для примирения. В случае назначения супругам срока для примирения и отложения разбирательства дела суд не позднее 3-х дней должен письменно уведомить примирительную комиссию схода граждан по месту совместного жительства супругов для принятия соответствующих мер по их примирению, если они не проживают совместно - примирительную комиссию схода граждан по месту жительства каждого из них. Для медиации же устанавливаются совсем иные сроки - 30 дней с возможностью продления до 30 дней. А медиатора стороны выбирают самостоятельно. В случае с примирительными комиссиями такого выбора не остается.


Кроме того, планировалось, что урегулирование спора будет завершаться заключением не медиативного, а мирового соглашения. Предполагалось, что в судебных процессах оно будет утверждаться судом. Но в итоговой редакции медиативное соглашение фактически отнесено к внесудебным документам. При его заключении производство в суде прекращается и даже возвращается уплаченная за рассмотрение спора государственная пошлина (при мировом соглашении - не возвращается). О принудительном исполнении медиативного соглашения и выдаче по нему исполнительного листа Закон ничего не говорит (по мировому соглашению выдается исполнительный лист).

Несмотря на это, при невыполнении условий медиативного соглашения стороны вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Однако Закон также не содержит нормы о том, что наличие медиативного соглашения препятствует дальнейшему рассмотрению дела государственным органом либо судом (при мировом соглашении - препятствует). При этом суд учтет содержание и меры ответственности за невыполнение соглашения.

Таким образом, медиация - это новое явление, которое отличается от прежних механизмов. И как любое нововведение она будет проходить "обкатку" практикой и возможно потребует внесения изменений в процессуальное законодательство.


* * *



Подписано Постановление Президента от 03.07.2018 г. N ПП-3831 "О мерах по реализации договоренностей с компаниями Республики Корея".


На переговорах с Корейской ассоциацией участников фондового рынка (KOSDAQ), Международной торговой ассоциацией Кореи (ЮТА), Федерацией национальных агрокультурных кооперативов (Nonghvup), Ассоциацией блокчейн-предпринимателей Кореи и крупными корейскими компаниями достигнут ряд договоренностей. Содействие в их реализации окажет Национальное агентство проектного управления.

Предстоит:

q проведение во втором полугодии 2018 года в городе Ташкенте совместного бизнес-форума с Корейской ассоциацией участников фондового рынка (KOSDAQ);

q подписание Соглашения о стратегическом партнерстве между Национальным агентством проектного управления с Международной торговой ассоциацией Кореи (KITA);

q визит руководства Федерации национальных агрокультурных кооперативов (Nonghyup) для обсуждения вопросов оказания содействия в развитии сельского хозяйства Узбекистана и осуществления прямых инвестиций;

q реализация с корейскими компаниями проектов по модернизации отдельных объектов Министерства обороны  Узбекистана и системы здравоохранения, строительству детского развлекательного парка в Ташкентской области, объектов коммерческой и жилой недвижимости в  Ташкенте, пилотных проектов по внедрению автоматизированных систем учета энергоресурсов, созданию совместного предприятия по выпуску приборов учета и концентраторов к ним;

q реализация Соглашения о сотрудничестве между Национальным агентством проектного управления  и Ассоциацией блокчейн-предпринимателей Кореи, предусматривающего оказание корейской стороной технического содействия во внедрении технологий блокчейна в Узбекистане.

В рамках Постановления предоставлен ряд льгот, которые будут действовать до 1 июля 2021 года, в том числе:

q генеральные проектная, подрядная и субподрядная организации - освобождены  от всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды в части выполняемых объемов проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ;

q товары (работы, услуги), включая сырье, материалы, запасные части, комплектующие изделия и оборудование, приобретаемые заказчиком, генеральной проектной и подрядной организациями, производителями и субподрядными организациями, освобождены  от налога на добавленную стоимость;

q товары (работы, услуги), включая сырье, материалы, запасные части, комплектующие изделия и оборудование, не производимые в республике и ввозимые заказчиком, генеральной подрядной и субподрядными организациями по перечням, формируемым в установленном порядке, освобождены от таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление).

Иностранным партнерам будет оказана поддержка при оформлении въездных виз и подтверждений на право трудовой деятельности на территории Узбекистана.


* * *



Подписан Закон от 02.07.2018 г. N ЗРУ-478 "Об ограничении курения кальянов и электронных сигарет в общественных местах".


Кальян - прибор, используемый для курения табака или потребления курительной смеси (курительного сиропа, курительного камня), не содержащей табак, в котором аэрозоль (пар) или дым проходит через сосуд с жидкостью (колба кальяна).

Электронной сигаретой является электронное устройство, создающее аэрозоль (пар), предназначенный для вдыхания, используемое в качестве средства доставки никотина или продукта без никотина. К электронным сигаретам также приравниваются иные виды электронных систем доставки никотина или продукта без никотина в дыхательную систему человека, сходные по потребительским свойствам и способам потребления с электронными сигаретами.

Курение кальянов и электронных сигарет не допускается:

q на стационарных торговых объектах, а также предприятиях общественного питания, кроме специально отведенных помещений для курения кальянов и электронных сигарет;

q в кинотеатрах, театрах, цирках, концертных, смотровых и выставочных залах и иных крытых сооружениях, предназначенных для массового отдыха;

q в клубах, на дискотеках, в компьютерных залах, помещениях, оборудованных для предоставления услуг доступа к всемирной информационной сети Интернет, либо в иных местах развлечений (досуга);

q в музеях, информационно-библиотечных учреждениях и лекториях;

q в поездах местного и дальнего сообщения, в вагонах (в том числе тамбурах) пригородных поездов, на речных судах, в автобусах городского, пригородного, междугородного и международного сообщения, в такси, маршрутных такси и городском электротранспорте, а также на воздушных судах;

q в подземных переходах, на транспортных остановках и местах временного хранения автотранспортных средств;

q в зданиях аэропортов, железнодорожных, автомобильных и водных вокзалов;

q в зданиях органов государственной власти и управления, органов хозяйственного управления, а также предприятий, учреждений и организаций;

q в учреждениях и организациях системы здравоохранения, образовательных учреждениях, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;

q в помещениях, являющихся рабочими местами;

q в подъездах многоквартирных жилых домов, а также на детских и спортивных площадках, расположенных на придомовой территории;

q в скверах, парках, на улицах и в иных общественных местах.

Реклама и пропаганда курения кальянов и электронных сигарет запрещена.

Законом определены лица, ответственные за обеспечение реализации ограничительных  мер. В их число вошли должностные лица (администрация) предприятий, учреждений, организаций, в т. ч. лица, в чьем ведении (собственности, владении, пользовании) находятся территории, здания (помещения), сооружения и иные объекты, расположенные в общественных местах, а также транспортные средства, указанные выше.

Контроль за исполнением законодательства об ограничении курения кальянов и электронных сигарет в общественных местах осуществляют органы внутренних дел в пределах своих полномочий.

В настоящее время предусмотрена административная ответственность за употребление в общественных местах табачной продукции (любая продукция, изготовленная из табака или его заменителя) (статья 56-1 КоАО).



* * *



Для горожан реализуют программу "Обод махалла" ("Благоустроенная махалля"). Ее основные направления, параметры и меры по выполнению утверждены актами Президента от 27.06.2018 г. (NN ПП-3812, УП-5467).


Напомним, для сельских жителей также реализуется аналогичная программа "Обод кишлок".


Программа предусматривает проведение в городах регионов строительных, ремонтных и благоустроительных работ в местах проживания населения: в текущем году в 2-х махаллях, а в 2019-2022 гг. - не менее чем в 3-х махаллях.  Их перечень в разрезе каждой области, с указанием прикрепленной проектной организации, представлен в приложении.

Основными направлениями Программы стали:

q строительство в каждой махалле "центра махалли", который будет охватывать удобные и дешевые аптеки, точки бытового обслуживания и сервиса, детские площадки и небольшие парки развлечений;

q восстановление и развитие исторически сложившегося предпринимательского и ремесленнического потенциала;

q обеспечение занятости населения махалли за счет организации микропромышленных зон и центров ремесленничества. При этом предпринимателям и ремесленникам будут реализованы по "нулевой" стоимости пустующие земельные площади или неиспользуемые здания и сооружения, расположенные на территории махалли;

q повышение ответственности махалли за обеспечение населения электроэнергией, питьевой водой, углем и природным газом, создание необходимой инфраструктуры по сбору и вывозу бытовых отходов, своевременную оплату каждой семьей коммунальных услуг и услуг электроэнергии;

q налаживание арычно-ирригационной системы для орошения исходя из имеющихся водных ресурсов, а также модернизация коллекторных и дренажных систем;

q строительство и ремонт внутренних дорог и пешеходных дорожек, благоустройство и озеленение придорожной зоны, организация системы освещения;

q реконструкция и ремонт находящихся на территории махаллей детских садов, школ, медицинских, спортивных, культурных  учреждений;

q оказание материальной и финансовой помощи нуждающимся семьям в ремонте жилья, обеспечение населения строительными материалами на льготных условиях;

q реализация всех проектов по благоустройству махаллей только в соответствии с генеральным планом.

Финансировать указанные мероприятия будут фонды "Обод махалла", создаваемые при областных хокимиятах и хокимияте г. Ташкента. Источниками финансирования станут трансферы, выделяемые из госбюджета, местные бюджеты хокимиятов, средства инициативных предпринимателей и др.


Важно! Производственные предприятия, поставляющие в рамках данной Программы местные строительные материалы, изделия и оборудование,  пользуются газом и электроэнергией по ценам, установленным для населения.


Установлен примерный перечень обслуживающих население структур и организаций, которые должны быть на территории махаллей: точки коммерческих банков (или кассы), представители отделов коммунального обслуживания, участки управлений по благоустройству, аварийно-диспетчерские службы и др.

Также показано количество организуемых в регионах объектов рыночной инфраструктуры: торговых комплексов, швейных цехов, микропромышленных зон и др.

Для реализации запланированных мероприятий даны конкретные поручения соответствующим структурам и ведомствам.


* * *



Опубликовано Постановление Президента от 02.07.2018 г. N ПП-3823 "О мерах по повышению эффективности использования водных ресурсов".


С указанной даты промышленные предприятия и предприятия по мойке автотранспортных средств будут платить налог за пользование водными ресурсами по повышенным ставкам. При этом автомойки будут облагать данным налогом независимо от системы налогообложения (общеустановленный порядок налогообложения или упрощенный), т.е. даже при уплате единого налога. Ранее такой порядок применялся только к производителям безалкогольных напитков.

Для других категорий налогоплательщиков ставки остались прежними.

         

         

  

N

     

      

Плательщики

       

         

Ставка за 1 куб. метр (сум.)

     

   

До 1 октября 2018 года

     

    

С 1 октября 2018 года

      

   

Поверхностные

источники водных

ресурсов, сум

      

   

Подземные

источники водных

ресурсов, сум

       

     

Поверхностные

источники водных

ресурсов, сум

     

    

Подземные

источники водных

ресурсов, сум

      

1.

Предприятия всех отраслей экономики (за исключением указанных в п.п. 2-6), дехканские хозяйства (юридические и физические лица), а также физические лица, использующие водные ресурсы в процессе осуществления предпринимательской деятельности


98,2

124,8

Не изменилась

Не изменилась

2.

Предприятия промышленности (за исключением указанных в п.п. 3-6)


Не предусматривалась

Не предусматривалась

300,0

360,0

3

Предприятия, специализированные на мойке автотранспортных средств*

           

Не предусматривалась

Не предусматривалась

1000,0

1250,0

4.

Электростанции

            

28,4

42,2

Не изменилась

Не изменилась

5.

Предприятия коммунального обслуживания

        

53,9

69,7

Не изменилась

Не изменилась

6.

Предприятия-производители безалкогольных напитков*:

       





по объему воды, используемой для производства безалкогольных напитков


15 870,0

15 870,0

Не изменилась

Не изменилась

на прочие цели

        

98,2

124,8

Не изменилась

Не изменилась

         

      

*) Данные предприятия уплачивают налог за пользование водными ресурсами независимо от системы налогообложения (общеустановленный порядок налогообложения или упрощенный), в порядке, установленном Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.


Важно! Глава государства дал поручение критически пересмотреть ставки налога за пользование ресурсами при формировании Государственного бюджета на 2019 год. А до 01.10.2018 г. проведут инвентаризацию пользователей водных ресурсов.


* * *



В столице открывается новый вуз, который будет готовить специалистов в сфере дошкольного образования, корейского языка, а также архитектуры и дизайна. Президент Узбекистана подписал Постановление от 02.07.2018 г. N ПП-3821 "О создании Университета Пучон в городе Ташкенте".


Основными задачами университета определены:

q подготовка высококвалифицированных кадров в сфере дошкольного образования, архитектуры и дизайна, а также других востребованных направлениях образования в соответствии с перспективами социально-экономического развития страны, а также задачами, определенными Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах (новые специальности, исходя из потребности отраслей экономики могут быть открыты уже с 2019/2020 учебного года);

q внедрение в систему дошкольного образования, архитектуры и дизайна, а также других востребованных направлений образования передового зарубежного опыта по организации учебно-воспитательного процесса на основе современных образовательных технологий, содействие развитию открытой информационно-образовательной среды;

q осуществление научно-исследовательской деятельности в сфере дошкольного образования, архитектуры и дизайна, а также других востребованных направлениях образования с учетом имеющихся проблем и потребностей рынка труда;

q содействие развитию в республике системы дошкольного образования, архитектуры и дизайна, а также других востребованных направлений образования, установлению тесного взаимодействия между научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, другими предприятиями и организациями.



Вниманию абитуриентов


Абитуриентами вуза могут стать лица, имеющие общее среднее, среднее специальное, профессиональное образование. Форма, порядок и срок проведения вступительных экзаменов  будут определены Университетом Пучон (Республика Корея) по согласованию с Министерством дошкольного образования и Министерством высшего и среднего специального образования Узбекистана.

В 2018/2019 учебном году университет осуществит прием по следующим направлениям образования:

q дошкольное образование;

q корейский язык;

q архитектура и дизайн.

Определено, что обучение в вузе ведется на  узбекском, русском и английском языках в соответствии с учебными планами и программами Университета Пучон (Республика Корея) с учетом требований законодательства Узбекистана.

Университет будет готовить специалистов по очной, заочной и вечерней формам обучения.

Студенты будут обучаться на платно-контрактной основе, в том числе по образовательным грантам, предоставляемым юридическими лицами - потенциальными работодателями, а также за счет благотворительных пожертвований, выделяемых на обучение молодежи преимущественно из регионов страны.

Выпускникам Университета планируется выдавать диплом установленного образца Университета Пучон (Республика Корея), который без дополнительных юридических процедур признается документом о высшем образовании в Узбекистане.

Университет будет располагаться по адресу: г. Ташкент, Чиланзарский район, улица Катартал, 2-й тупик, дом 38а (здания Чиланзарского педагогического колледжа).


* * *



Опубликовано Постановление Президента от 02.07.2018 г. N ПП-3826 "О мерах по созданию малых промышленных зон в Наманганской области".



Организационные вопросы


В регионе создаются 6 новых малых промышленных зон (МПЗ):

        

       

      

N

       

     

Наименование МПЗ

          

    

Наименование объекта,

где создается МПЗ

        

1.

Наманганская городская МПЗ


Промышленные зоны "Орзу", "Пахталиккул", "Юксалиш", "Хонобод"


2.

Чустская районная МПЗ


Здания и сооружения АО "Чуст пахта тозалаш"


3.

Наманганская районная МПЗ


Промышленная зона "Янги хает"


4.

Папская районная МПЗ


Здания и сооружения бывшего ООО "Узрубероид"


5.

Нарынская районная МПЗ


Неиспользуемые земельные участки АО "Норин тола"


6.

Туракурганская районная МПЗ


Неиспользуемые земельные участки бывших АО "Дехконмаштаъминоти", "ПМК-148"


           

            

Учитывая, что данные объекты находятся на балансах хозяйственных обществ, их передадут хокимияту области в счет уменьшения налоговой задолженности перед бюджетом. А если задолженности нет, - в счет уменьшения доли государства в этих обществах.

В 2-месячный срок будет решен вопрос обеспечения объектов инженерно-коммуникационной и транспортной инфраструктурой.



В чем выгода для предпринимателей - участников МПЗ


Предусмотрен ряд льгот:

q государственная недвижимость на территориях МПЗ предоставляется в долгосрочную аренду на 10 лет по минимальным ставкам без повышающих коэффициентов. Если будут выполнены бизнес-планы, созданы и сохранены рабочие места, своевременно уплачены налоги и другие обязательные платежи, недвижимость перейдет в собственность арендатора;

q на участников МПЗ до 01.02.2020 года не распространяется требование об уплате единого налогового платежа не ниже установленного размера - 3-кратной суммы земельного налога, исходя из занимаемой им площади.

Перед тем как отобрать участников малых промышленных зон Административный совет СЭЗ и МПЗ Наманганской области совместно с Минэкономики, Госкоминвестиций, Госкомконкуренции, ТПП и коммерческими банками определит виды импортозамещающей и экспортоориентированной продукции, которые будут выпускаться на территории МПЗ. Затем список доведут до предпринимателей, чтобы они подали свои инвестиционные заявки.


* * *



Президент подписал Постановление от 03.07.2018 г. N ПП-3832 "О мерах по развитию цифровой экономики". Документ положил начало правовому регулированию новых для законодательства Узбекистана общественных отношений.



Оборот крипто-активов


Постановление не дает четкого определения понятию "крипто-активы". Однако на практике таковыми считаются цифровые товары, созданные на основе технологии "блокчейн". К таким активам относятся также нашумевшие "крипто-валюты".

Дело в том, что по технологии "блокчейн" информация хранится в распределенной базе данных, у которой компьютеры не подключены к общему серверу. В результате, информация хранится одновременно везде. Поэтому изменить ее без ведома всех других участников базы данных невозможно. Это придает программному коду (его частям) определенную ценность, в том числе превращая его в своего рода валюту. Она не подкреплена обязательствами либо активами какого-либо государства, однако имеет ценность в связи с тем, что принимается большим числом людей.

До сегодняшнего дня крипто-активы находились вне поля зрения законодательства. Теперь с 1 октября 2018 года их оборот подлежит обязательному лицензированию со стороны Национального агентства проектного управления при Президенте. По смыслу пунктов 1 и 4 Постановления, лицензирование может охватить:

q майнинг - деятельность по поддержанию распределительной платформы и созданию новых блоков с возможностью получать вознаграждение в формате новых единиц и комиссионных сборов в различных криптовалютах;

q заключение смарт-контрактов - договоры в электронной форме, по которым исполнение прав и обязанностей осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций;

q консалтинг, эмиссию, обмен, хранение, распределение, управление, страхование, крауд-фандинг (коллективное финансирование), а также технологии "блокчейн" для диверсификации различных форм инвестиционной и предпринимательской деятельности;

q создание крипто-бирж по торговле крипто-активами.

Это означает, что без лицензии заниматься криптовалютами в Узбекистане станет незаконно. За занятие деятельностью без лицензии предусмотрена ответственность по статье 165 Кодекса об административной ответственности (штраф - до 30 МРЗП) и статье 190 Уголовного кодекса (общественные работы до 480 часов).


Важно! Однако для законопослушных субъектов предусмотрен ряд льгот.


Во-первых, операции юридических и физических лиц, связанные с оборотом крипто-активов, в т.ч. осуществляемые нерезидентами, не являются объектами налогообложения, а доходы, полученные по данным операциям, не включаются в налогооблагаемую базу по налогам и другим обязательным платежам;

во-вторых, на валютные операции, связанные с оборотом крипто-активов, проводимые лицами, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление деятельности в области оборота крипто-активов, не распространяются нормы законодательства о валютном регулировании.



Внедрение технологии "блокчейн" в другие сферы


С 01.01.2021 года в связи с большими возможностями по обеспечению сохранности и достоверности информации технологию "блокчейн" внедрят:

q в деятельность госорганов, в т.ч. при взаимодействии с другими госорганами и иными организациями, осуществлении госзакупок, оказании госуслуг, верификации (подтверждении) сведений о личности;

q при ведении государственных реестров, классификаторов и иных баз данных, в т.ч. актуализации и пользовании информацией, включенной в них;

q в систему корпоративного управления крупных коммерческих организаций с преобладающим участием государства в уставном фонде, в т.ч. для совершенствования бизнес-процессов, оптимизации производственных, административных и операционных процессов, а также внедрения современного менеджмента и управления ресурсами;

q в клиринговых операциях, при осуществлении платежей, торговом финансировании (аккредитив), а также кредитовании проектов.

Кроме того, в срок до 01.01.2019 года разработают проект Закона "О цифровой экономике", который урегулирует использование технологии блокчейн.


* * *



Опубликовано Постановление Президента от 02.07.2018 г. N ПП-3822 "Об адресной программе строительства, реконструкции и капитального ремонта дошкольных образовательных учреждений на 2018 год". На ее реализацию направят более 1,25 триллиона сумов.


В программу вошли 367 объектов. До конца года планируется построить 40 детских садов общей мощностью 7 775 мест. Кроме того, предстоит реконструкция 298 дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) и капитальный ремонт 29.  Финансирование будет  осуществляться за счет лимитов централизованных капитальных вложений, утвержденных Постановлением Президента от 3 февраля 2018 года N ПП-3507, республиканского бюджета, бюджета Каракалпакстана, областей и г. Ташкента.

Строительство государственных ДОУ будет осуществляться  по типовым проектам, рассчитанным от 60 до 385 мест.

Заказчиками по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ДОУ выступят  инжиниринговые компании "Служба единого заказчика" при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента. Строительство внешних инженерных коммуникаций осуществляется АО "Узбекэнерго" и АО "Узтрансгаз" за счет собственных средств.


* * *



Постановлением Правления Центрального банка (рег. МЮ N 3029 от 29.06.2018 г.) утвержден новый порядок осуществления валютно-обменных операций с физическими лицами в коммерческих банках.


Выделим основные внедряемые новшества.

Во-первых, физические лица могут снять наличные средства с международной платежной карты (далее - МПК), как в национальной, так и иностранной валюте, через платежные терминалы обменных пунктов, кассы розничных операций, банкоматы или автоматизированные банковские пункты. При этом вместе с наличными деньгами, лицу выдаются соответствующие платежные документы.

Автоматизированные банковские пункты, кроме того, позволят обменивать наличную иностранную валюту на национальную, а также осуществлять другие розничные платежи.

Во-вторых, пункты обмена валюты, наряду с "обналичкой" средств с МПК, теперь могут  принимать на таможенной границе таможенные платежи и сборы.

В-третьих, внедряется специальная программа дистанционного обслуживания банковских счетов. Через эту программу физические лица-резиденты смогут "на расстоянии" проводить операции по купле-продаже иностранной валюты, переводить денежные средства с МПК на срочные депозиты. Для этого необходимо скачать программу на компьютер, планшет, мобильный телефон или другие соответствующие устройства и принять оферту с условиями использования.

При этом для проведения валютно-обменных операций в онлайн-режиме лицу необходимо открыть на свое имя банковскую карту и МПК через тот коммерческий банк, программу которого он использует.

ЦБ представил скорректированный перечень повреждений, при наличии которых банкноты считаются годными или непригодными к обращению при осуществлении валютно-обменных операций.

Итак, банки не могут отказать в приеме "испорченных" купюр, у которых имеются:

q потертости и загрязнения, позволяющие определить рисунок (форму) банкноты;

q подклеенные надрывы, не превышающие 1/4 части ширины (длины) банкноты;

q подклеенные углы или куски, не превышающие 1 кв. см, являющиеся частями именно этой банкноты;

q мелкие пятна, не более двух надписей и отпечатков штампов (за исключением штампов, удостоверяющих изъятие из обращения, поддельность или статус образца банкноты), которые не препятствуют определению подлинности банкнот и не перекрывают более 50% одного из защитных знаков;

q не более двух проколов, не превышающих 1 мм в диаметре.


Важно! Банки обязаны принимать такие купюры для обмена на национальную валюту, замены на такие же неповрежденные купюры, размена, обмена на более крупные, осуществления конверсионных операций. Причем последующая их выдача другим клиентам по другим операциям запрещается.


Банкнота считается непригодной в следующих случаях:

q если она разорвана на части, в том числе заклеена;

q изменен геометрический размер банкноты на 3 мм или более;

q имеются потертости и загрязнения, не позволяющие определить изображение (рисунок, портрет, форму) банкноты;

q банкноты пришли в мягкое состояние, существенно утратив степень твердости;

q изменена первоначальная окраска или обесцвечена;

q обожжена или прожжена;

q маслом, краской или чернилами залито более 50% одного из основных признаков платежности;

q подвергнута воздействию химических реактивов;

q в значительной степени изменено вследствие умышленного повреждения изображение (рисунок, портрет), изменен номинал, удалены защитные нити, имеются значительные надписи;

q имеется явный печатный брак (отсутствие или ненадлежащее расположение водяного знака или защитных нитей), непропечатка или смазанность изображений.


* * *



В июне-июле проходит итоговая госаттестация в учебных подразделениях военной подготовки вузов. Порядок ее организации утвержден Инструкцией (рег. МЮ N 3025 от 26.06.2018 г.).


Для справки. Учебные подразделения военной подготовки - это факультеты военного обучения, военные кафедры, циклы и курсы вузов, где готовят офицеров резерва и запаса.


Итоговая аттестация проводится среди студентов, прошедших военную подготовку:

q на военных учебных факультетах по направлению "Допризывное военное образование";

q на военных кафедрах медицинских вузов;

q на военных кафедрах остальных вузов.

К аттестации допускаются студенты, прошедшие курс военной подготовки и учебные сборы, успешно сдавшие все виды контроля.

Экзамены принимают организуемые в каждом вузе аттестационные комиссии. В их состав входят ответственные сотрудники Минобороны, начальник военного факультета или военной кафедры, его заместитель по учебной части, профессоры-преподаватели учебно-военных подразделений.

Аттестация проводится в июне-июле, и состоит из 2 этапов: оценки уровня физической (1) и военно-специальной подготовки (2).

Испытания по физподготовке проверяют силу, скорость и выносливость студентов. Для этого предусмотрено выполнение следующих упражнений:

q для парней: подтягивание на турнике, бег на 100 и 3000 метров;

q для девушек: комплекс упражнений на силу, бег на 100 и 1000 метров. 

Аттестация по военно-специальной подготовке проводится в виде устного экзамена. Студент должен ответить на 5 вопросов билета, не менее 40% из которых - практические.

Требования, предъявляемые к выполнению заданий, и критерии оценки установлены утвержденными методиками.

Набранные по итогам обоих этапов баллы обобщаются, и выводится средний арифметический балл.

Прошедшим аттестацию студентам после успешного окончания бакалавриата присваивается военное звание "Лейтенант" резерва и запаса, они призываются на действительную военную службу или переводятся в резерв либо запас.

Не прошедшие аттестацию студенты после окончания вуза призываются на срочную военную службу.


* * *



Подписан Указ Президента от 02.07.2018 г. N УП-5469 "О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий".


С 15.07.2018 г. размер заработной платы, пенсий, стипендий и пособий повышается в среднем на 7%. При этом установлены следующие минимальные размеры:

q заработной платы - 184 300 сумов в месяц (сейчас - 172 240 сумов);

q пенсии по возрасту - 360 460 сумов в месяц (сейчас - 336 880 сумов);

q пособие инвалидам с детства - 360 460 сумов в месяц (сейчас - 336 880 сумов);

q пособие престарелым и нетрудоспособным гражданам без необходимого стажа работы - 221 190 сумов в месяц (сейчас - 206 720 сумов).

Глава государства также дал традиционные поручения:

q все виды надбавок и доплат к заработной плате и к пенсиям, компенсационные и другие выплаты, установленные в отношении к минимальной заработной плате, производить с 15.07.2018 г. от указанного выше размера минимальной заработной платы;

q обеспечить своевременный пересчет размеров пенсий, стипендий и должностных окладов работников бюджетных учреждений и организаций исходя из положений принятого Указа;

q расходы, связанные с повышением заработной платы работников бюджетных учреждений и организаций, пенсий, пособий и стипендий, произвести за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан и внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

q хозрасчетным предприятиям и организациям производить с 15.07.2018 г. повышение размеров заработной платы в соответствии с минимальной заработной платой, установленной принятым Указом, за счет повышения эффективности производства и снижения затрат труда.


* * *



В республике принята Концепция укрепления института семьи. Ее ключевые приоритеты и меры по реализации утверждены Постановлением Президента от 27.06.2018 г. N ПП-3808.


Концепция включает в себя 5 основных направлений. Для ее реализации утверждена "Дорожная карта" на 2018-2019 гг. с указанием мероприятий, форм и сроков осуществления, а также ответственных исполнителей. В таблице указаны наиболее важные планируемые меры по каждому из ключевых приоритетов.

          

        

        

Направление Концепции

        

        

Меры по реализации

       

I. Совершенствование институциональных и правовых основ укрепления института семьи, усиления социального партнерства.

Создание единой межведомственной информационной базы Центра "Оила" в целях своевременного получения информации о семьях, находящихся в тяжелых жизненных условиях;

дальнейшее развитие семейного бизнеса, системы оказания социальных услуг семьям;

совершенствование норм Семейного кодекса по определению критериев ответственности семейных правоотношений, установлению алиментов, защите прав женщин и детей при разводе;

льготное кредитование (ипотечный, потребительский и др.) и предоставление земельных участков многодетным и нуждающимся семьям и др.

        

II. Проведение фундаментальных, прикладных и инновационных исследований по вопросам укрепления и развития современной семьи.

Совершенствование системы альтернативной семейной опеки (поиск и подготовка приемных родителей, создание системы профессионального сопровождения приемных семей и мониторинга качества опеки) с адаптацией зарубежной практики;

изучение влияния ИКТ и сети Интернета на укрепление и развитие семьи и др.


III. Стимулирование демографического развития и повышения уровня благосостояния семьи.

Совершенствование системы прохождения добрачного медицинского обследования, усиление мер по профилактике ранних и родственных браков, рождения детей с врожденными аномалиями;

обучение членов семьи основам предпринимательства;

содействие одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей с инвалидностью, в эффективном использовании принадлежащих им земельных участков и др.


IV. Укрепление воспитательно-образовательного потенциала семьи.

Улучшение внутрисемейных и межличностных отношений в семьях, в частности между родителями и детьми, мужем и женой, свекровью и невесткой, внедрение механизмов по конструктивному разрешению конфликтных и трудных жизненных ситуаций в семье;

разработка методических и практических пособий для родителей по правильному уходу и воспитанию детей с инвалидностью, повышению их навыков посредством системы патронажа и социальных служб и др.


V. Создание эффективной системы оказания действенной методической, консультативной и практической помощи семьям.

Развитие сферы услуг по оказанию социальной и психологической помощи семьям на основе предпринимательства;

коренной пересмотр деятельности примирительных комиссий сходов граждан, внедрение новых форм и методов организации работы с семьями, находящимися в предконфликтной и конфликтной ситуации;

разработка системы профессиональной супервизии (один из методов повышения квалификации) для специалистов, работающих с семьями, по оказанию им методической, консультативной и практической помощи и др.


       

         

Координацию и мониторинг хода реализации Концепции и "Дорожной карты" поручили Научно-практическому исследовательскому центру "Оила" при Кабинете Министров.


Важно! Начиная с 2019 года, ежегодно 15 мая в стране будет праздноваться Международный день семьи. Соответствующий проект распоряжения Правительства внесут в Кабинет Министров до 1 сентября т. г.


* * *



Регламентирована деятельность Министерства сельского хозяйства, а также порядок формирования и использования средств Фонда развития сельского хозяйства и продовольственного обеспечения.


Соответствующие положения утверждены Постановлением Кабинета Министров от 28.06.2018 г. N 487 "О совершенствовании организации деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан".



Структура и задачи Министерства


Напомним, Министерство сельского хозяйства образовано в соответствии с Указом Президента от 17.04.2018 г. N УП-5418 "О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления сельским и водным хозяйством" на базе Министерства сельского и водного хозяйства. Данным Постановлением утверждено Положение о Министерстве, в котором нашли отражения все вопросы организации его деятельности.

В систему Министерства сельского хозяйства входят:

q центральный аппарат;

q Министерство сельского хозяйства Каракалпакстана, управления сельского хозяйства областей, отделы сельского хозяйства районов (г. Кувасай) (далее - территориальные подразделения);

q Центр по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур; Государственное унитарное предприятие "Агроинновация"; Государственное унитарное предприятие "Уззооветтаъминотхизмат"; Государственное унитарное предприятие "Центр стандартизации сельского хозяйства";

q Государственное унитарное предприятие "Административно-хозяйственная служба";

q Служба мониторинга.

Основными задачами Министерства являются:

q реализация единой государственной политики в сфере сельского хозяйства и продовольственной безопасности, направленной на комплексную модернизацию отрасли, внедрение достижений науки и техники, современных ресурсосберегающих и интенсивных агротехнологий, передового опыта в сельское хозяйство;

q координация деятельности государственных органов, органов хозяйственного управления и других организаций в сфере обеспечения продовольственной безопасности Узбекистана;

q повышение экспортного потенциала отраслей экономики путем производства конкурентоспособной продукции, проведение глубоких маркетинговых исследований конъюнктуры рынков, привлечение иностранных инвестиций и средств безвозмездного технического содействия (грантов);

q организация формирования запасов сельскохозяйственной и продовольственной продукции в объемах, необходимых для круглогодичного и бесперебойного обеспечения населения по стабильным ценам;

q обеспечение углубленной переработки сельскохозяйственной продукции, совершенствования механизмов государственно-частного партнерства, а также стимулирования участия субъектов предпринимательства в социально-экономическом развитии территорий;

q разработка комплексных целевых, отраслевых и территориальных программ, направленных на обеспечение динамичного и сбалансированного развития сельского хозяйства, продовольственной безопасности страны, повышение уровня занятости и доходов сельского населения, сохранение стабильного уровня цен на продовольственную продукцию на внутреннем рынке;

q обеспечение на системной основе тесной интеграции образования, науки и сельскохозяйственного производства, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом текущей и перспективной потребности отраслей сельского хозяйства в высококвалифицированных профильных специалистах.

Министерство располагается по адресу: 100140, Ташкентская область, Кибрайский район, ул. Университетская, 2.



Формирование и использование средств фонда


Установлено, что Фонд (образован на базе Фонда развития материально-технической базы, внедрения инновационных технологий и стимулирования работников Министерства сельского и водного хозяйства) не является юридическим лицом и создается для:

q развития материально-технической базы Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан и его территориальных подразделений;

q внедрения инновационных технологий в сельское хозяйство и продовольственное обеспечение;

q материального стимулирования и социальной защиты работников центрального аппарата Министерства, Министерства сельского хозяйства Республики Каракалпакстан, управлений сельского хозяйства областей, отделов сельского хозяйства районов (г. Кувасай).

Средства из фонда на реализацию проектов выделяются на основании заявок центрального аппарата Министерства, Министерства сельского хозяйства Каракалпакстана, управлений сельского хозяйства областей, отделов сельского хозяйства районов (г. Кувасай).

         

           

     

Средства фонда

       

       

формируются за счет:

        

       

используются на:

        

отчислений от части чистой прибыли, оставляемой в распоряжении самофинансируемых организаций, входящих в состав Министерства сельского хозяйства, на основе заключенных договоров;

отчислений в размере 0,2% от поступлений в Фонд государственной поддержки сельского хозяйства при Министерстве финансов;

благотворительных пожертвований физических и юридических лиц;

международных грантов, средств технического содействия;

других источников, не запрещенных законодательством.

а) развитие материально-технической базы Министерства сельского хозяйства, Министерства сельского хозяйства Каракалпакстана, управлений сельского хозяйства областей, отделов сельского хозяйства районов (г. Кувасай), в том числе:

приобретение техники и технологий, систем экологического мониторинга, оборудования, компьютерных программ и средств связи для осуществления экономических реформ в сельском хозяйстве;

прочие расходы (благоустройство прилегающих территорий, техобслуживание автотранспортных средств, закупка запасных частей и горюче-смазочных материалов и др.);

осуществление проектно-изыскательных работ, строительство, реконструкция и ремонт, техническое переоснащение объектов сельского хозяйства, в т.ч. зданий и сооружений центрального аппарата;

б) внедрение инновационных технологий в сельское хозяйство и продовольственное обеспечение, в т.ч.:

разработка проектов ведомственных нормативно-правовых актов, а также стимулирование внедрения инновационных проектов и современных технологий;

разработка и реализация целевых программ по развитию сельского хозяйства и продовольственного обеспечения;

финансирование издательской и научно-исследовательской деятельности, разработка и внедрение научных разработок, инновационных проектов и передовых технологий, стимулирование создания изобретений и научных работ, публикация методических указаний и статей по вопросам сельского хозяйства и продовольственного обеспечения, организация и проведение научно-практических конференций;

подготовка и повышение квалификации кадров территориальных подразделений, в т.ч. организация стажировок в зарубежных образовательных учреждениях;

участие в международных выставках, проектах и программах по развитию сельского хозяйства и продовольственного обеспечения;

прием и сопровождение руководителей и специалистов зарубежных и международных организаций в период их пребывания в Республике Узбекистан, а также организация и проведение конференций;

в) материальное стимулирование и социальная защита работников, в том числе покрытие расходов по материальному поощрению путем установления месячных доплат к должностным окладам (премии, материальная помощь, расходы на транспорт, питание, платежи за выслугу лет) работников центрального аппарата Министерства, а также расходов на содержание и материальное поощрение работников Министерства сельского хозяйства Республики Каракалпакстан, управлений сельского хозяйства областей, отделов сельского хозяйства районов (г. Кувасай);

г) иные цели, связанные с обеспечением выполнения задач, предусмотренных законодательством, в установленном порядке.

           

        

             

Работникам организаций Министерства сельского хозяйства установлены надбавки к окладам, премии и другие выплаты материального стимулирования. Отличившихся будут награждать нагрудным знаком "Узбекистон Республикаси кишлок хужалиги фидойиси".

Соответствующие положения утверждены Постановлением Кабинета Министров от 28.06.2018 г. N 487 "О совершенствовании организации деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан".



Дополнительные выплаты к окладу


Размеры и условия стимулирования работников Министерства сельского хозяйства и организаций, входящих в его состав представлены в таблице.

       

          

     

Выплаты

     

    

Размер

    

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет и общий рабочий стаж


от 3 до 5 лет - 10%;

от 5 до 10 лет - 20%;

от 10 до 20 лет - 30%;

более 20 лет - 40%

          

К праздничным датам (День Независимости Узбекистана, День Конституции, 8 марта, Навруз, Новый год, "Руза хайит" (Ийд-ал-Фитр), "Курбан хайит" (Ийд-ал-Адха), День работников сельского хозяйства)

            

в сумме до однократного размера должностного оклада


Надбавка высококвалифицированным работникам за инициативное и добросовестное выполнение служебных обязанностей


Работникам центрального аппарата - в размере до 200%, работникам областных и районных территориальных подразделений - до 100% к должностному окладу. Конкретный размер надбавки определяет руководитель организации

    

Ежемесячные выплаты


на транспортные расходы


в сумме до 1 МРЗП


для компенсации расходов на питание


в сумме до 2 МРЗП


При необходимости работникам и (или) членам их семей по согласованию с профсоюзной организацией выплачивается материальная помощь в следующих случаях:

смерть работника. При этом материальная помощь выплачивается супруге (супругу). Если работник не имеет супругу (супруга), помощь выплачивается детям или законным представителям (попечителям и спонсорам) или лицам, усыновившим их несовершеннолетних детей. Если работник не состоит в браке, материальная помощь в равной доле распределяется между иждивенцами или родителями;

заключение брака

в пределах 10-ти МРЗП


В порядке исключения на основании согласия министра сельского хозяйства об удовлетворении заявления работника материальная помощь в пределах 10 МРЗП выплачивается в следующих случаях:

смерти близкого родственника - при предоставлении копии свидетельства о смерти;

особой необходимости (несчастный случай, авария, специальное лечение и восстановление здоровья по причине продолжительной болезни, малообеспеченность и трудное финансовое положение семьи)

      

Ежегодная материальная помощь для приобретения сельскохозяйственной продукции

        

в сумме до 10 МРЗП

  

          

            

Нагрудный знак "Узбекистон Республикаси

кишлок хужалиги фидойиси"


Эту награду получат:

q руководители и работники центрального аппарата Министерства сельского хозяйства Узбекистана, его территориальных и структурных подразделений, имеющие профессиональную квалификацию, опыт и достигшие высоких результатов в своей деятельности и отличившиеся самоотверженным трудом в отрасли;

q работники сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий, обслуживающих организаций, органов государственного и хозяйственного управления и исполнительной власти на местах в отрасли сельского хозяйства.

Установлено, что за вышеуказанные заслуги нагрудным знаком могут награждаться лица, не являющиеся гражданами Узбекистана.

Приказ Министерства сельского хозяйства о награждении нагрудным знаком публикуется на официальном сайте Министерства. Вручение нагрудного знака и удостоверения к нему производится в торжественной обстановке накануне Дня работников сельского хозяйства Узбекистана.

Выплата единовременных денежных вознаграждений осуществляется за счет средств Фонда развития сельского хозяйства и продовольственного обеспечения.

Одно и то же лицо, как правило, нагрудным знаком "Узбекистон Республикаси кишлок хужалиги фидойиси" может быть награждено один раз в жизни.


* * *



Принят Указ Президента от 29.06.2018 г. N УП-5468 "О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан".


С 1 января 2019 года налоговая нагрузка на фонд оплаты труда снизится за счет следующих мер.

Во-первых, вводится единая ставка налога на доходы физических лиц в 12%. Вне зависимости от величины дохода, налог будет исчисляться и уплачиваться по этой ставке. Из 12% одну десятую процента направят на индивидуальные накопительные пенсионные счета.

При этом сохранятся льготы для некоторых категорий физических лиц в виде освобождения от НДФЛ доходов до 4 МРЗП (часть 2 статьи 180 НК).

Во-вторых, упразднят страховые взносы граждан во внебюджетный Пенсионный фонд. Сейчас ставка данных взносов составляет 8%.

В-третьих, в целях сохранения баланса пенсионной системы введут следующие ставки единого социального платежа:

q 25% - с бюджетных организаций, государственных предприятий и юридических лиц с долей участия государства в их уставном фонде в размере 50% и более, а также юридических лиц, в уставном фонде которых 50% и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50%;

q пониженную c 15% до 12% ставку - с остальных юридических лиц.


Напомним, сейчас по ставке в 15% ЕСП платят только микрофирмы, малые предприятия и фермерские хозяйства. К другим плательщикам применяется ставка в 25%.


По экспертным оценкам, общая налоговая нагрузка на оплату труда снизится:

q для предприятий, в которых нет государственного капитала или его меньше 50% - в среднем в 1,58 раза;

q для предприятий, в которых государственный капитал составляет 50 или более процентов - в среднем в 1,3 раза.

С принятием Указа споры о том, какой быть налоговой системе страны, будут стихать. Утвержденная Концепция пытается установить баланс между потребностями бизнеса в необременительных налогах и необходимостью финансирования общественных нужд.  

Концепция реформирует систему налогообложения страны, реализуя следующие общемировые тенденции в налогообложении:

q налоговая нагрузка не зависит от организационно-правовой формы, вида и масштабов деятельности налогоплательщика;

q микробизнес пользуется правом выбора упрощенного порядка налогообложения;

q применение ресурсных налогов стимулирует эффективное использование недвижимости, воды и земли;

q доходы предпринимателей, получаемые ими в виде дивидендов, облагаются по пониженным ставкам;

q снижение налогов происходит постепенно по мере роста налоговой базы.



Если у вас нет миллиарда


Предприятия с годовым оборотом до 1 млрд сумов будут платить:

q налог с оборота (валовой выручки) по 4-процентной ставке;

q ресурсные налоги: налог на имущество юридических лиц (по ставке 2%), земельный налог и налог за пользование водными ресурсами. Будет ли это обременительно для микробизнеса - покажет новая редакция Налогового кодекса. Но уже принято решение, что заботы о расчете этих налогов будут лежать не на микробизнесе, а на госструктурах;

q НДС на добровольной основе. Это может быть выгодным, если клиентами субъекта микробизнеса являются плательщики НДС.

Пороговый показатель выручки для применения упрощенного порядка будет пересматриваться не менее 1 раза в 3 года.



Больше миллиарда - плати НДС и налог на прибыль


Хозсубъекты с оборотом свыше 1 млрд сумов в год кроме ресурсных налогов будут платить НДС и налог на прибыль.

Ставку НДС в 2019 году сохранят на уровне в 20%. По итогам следующего года с развитием налогового учета, уточнением налогооблагаемой базы и сокращением льгот планируется снижение ставки. Должен измениться и порядок исчисления НДС. Цель - упростить расчеты и облегчить администрирование налога. В частности, суммы НДС, входящие в стоимость приобретаемых  основных средств, строительной незавершенки и нематериальных активов, разрешат принять в зачет.

Ставка налога на прибыль для большинства хозсубъектов уменьшится с 14% до 12%, для коммерческих банков - с 22% до 20%. Компании сотовой связи также будут уплачивать налог на прибыль по ставке 20%.

Налог с доходов в виде дивидендов и процентов будет снижен с 10 до 5 процентов - как для юридических, так и физических лиц.

Для всех плательщиков общеустановленных налогов будут отмены обязательные отчисления в государственные целевые фонды, взимаемые сегодня с оборота в размере 3,2%.



Что не изменится


Останется прежним особый порядок налогообложения для сельхозпроизводителей. Они будут, как и сейчас, уплачивать единый земельный налог.

Сохранится также использование повышенных ставок земельного налога и налога на имущество для лиц, неэффективно использующих приватизированные и иные объекты и ресурсы.

Ведомствам финансово-экономического блока поручено разработать прогноз основных макроэкономических показателей развития Узбекистана на 2019-2021 гг. Также в Правительство внесут среднесрочные ориентиры параметров Государственного бюджета на 2020-2021 гг.

Ежегодно главой государства утверждается:

q прогноз основных макроэкономических показателей - ВВП; индекс потребительских цен; объемы промышленной продукции, производства сельского лесного, рыбного хозяйства, капиталовложений и розничного товарооборота, а также размер профицита Государственного бюджета (в % к ВВП);

q основные параметры Государственного бюджета в разрезе его доходной и расходной частей;

q ставки налогов и других обязательных платежей.

Цифры принимаются в конце текущего года - на предстоящий. Например, параметры на 2018 год утверждены 29.12.2017 г. и т.д. (Постановление Президента РУз от 29.12.2017 г. N ПП-3454).

В Указе Президента от 29.06.2018 г. "О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан" впервые говорится о разработке прогноза основных макроэкономических показателей развития Республики Узбекистан на 2019-2021 гг., т.е. на 3-летний период. В работе будут опираться на современные методы стратегического планирования и прогнозирования, а также меры по реформированию налоговой системы, предусмотренные актом.

Такое задание получили министерства экономики и финансов, Центробанк и Госкомстат. Трехлетний прогноз должен быть готов уже 1 августа 2018 года.

При этом одновременно с представлением проекта Государственного бюджета на 2019 год в Правительство внесут среднесрочные бюджетные ориентиры параметров Государственного бюджета на 2020-2021 гг. Иными словами, бюджетные показатели также планируются на 3 года вперед. 

Государственный бюджет на 2019-2021 гг. должен быть сбалансированным без учета расходов, финансируемых за счет внешних заимствований. Чтобы укрепить финансово-бюджетную дисциплину и обеспечить сбалансированное исполнение Государственного бюджета:

q начиная с 2019 года обеспечивается безусловное начисление дивидендов хозяйственными обществами с госдолей в уставном капитале 50% и более, а также отчислений в Государственный бюджет государственными унитарными предприятиями в размере 30% от их чистой прибыли;

q до 1 сентября 2018 года пересмотрят минимальные ставки арендных платежей по госсобственности с учетом особенности каждого региона;

q ГНК примет жесткие меры по обеспечению полноты сбора налогов и других обязательных платежей, максимальной легализации трудоустроенных граждан и увеличения фонда оплаты труда;

q в разрезе районов и городов утвердят "Дорожные карты" по расширению налогооблагаемой базы, выявлению дополнительных источников поступлений в бюджет, а также обеспечению его сбалансированности и недопущению возникновения дефицита с конкретными пошаговыми действиями и строгой ответственностью органов госвласти на местах, государственной налоговой службы, финансовых и других органов, а также их должностных лиц.

Персональная ответственность за выполнение прогнозных параметров бюджетов бюджетной системы возложена на руководителей ГНК, ГТК, Министерства финансов и их заместителей, председателя Совета Министров Каракалпакстана, хокимов областей и г. Ташкента.


* * *



На филармонию возложено развитие музыкального и танцевального искусства в стране. Изменена структура Министерства культуры. Это следует из Постановления Президента от 27.06.2018 г. N ПП-3813 "О мерах по организации деятельности Государственной филармонии Узбекистана".


Государственная филармония при Министерстве культуры в форме государственного учреждения создается на базе:

q творческого объединения художественных коллективов Узбекистана;

q объединения коллективов национального симфонического, камерных и народных инструментальных оркестров Узбекистана;

q Дворца искусств "Туркистон".

Территориальные отделения филармонии в Республике Каракалпакстан и областях будут созданы на базе дирекций, объединений академических и народных художественных коллективов.

Основными задачами филармонии определено:

q развитие на основе передовых достижений национального, классического и современного музыкального и танцевального искусства;

q формирование и удовлетворение духовных потребностей населения в музыкальном и танцевальном искусстве посредством лектории, концертной и музыкально-просветительской работы;

q создание условий для плодотворной работы творческих деятелей в области музыкального и танцевального искусства;

q пропаганду достижений музыкального и танцевального искусства в Узбекистане и за рубежом;

q пополнение репертуара Государственной филармонии лучшими образцами национальной и зарубежной классики;

q формирование посредством музыкально-просветительской работы гармонично развитой личности, эстетическое и нравственное воспитание населения, поддержку и стимулирование одаренной молодежи;

q активную пропаганду всех видов и жанров музыкального и танцевального искусства, их популяризацию посредством радио и телевидения, других средств массовой информации, в том числе в сети Интернет;

q обеспечение доступности концертных мероприятий для всех слоев населения с целью вовлечения их в сферу культурной жизни;

q совершенствование художественного уровня и профессионального мастерства музыкальных и танцевальных коллективов и исполнителей.

Государственная филармония будет размещена по адресу: г. Ташкент, улица Навои, 2.


* * *



Постановлением Президента от 29.06.2018 г. N ПП-3818 утверждены ставки импортных таможенных пошлин и акцизного налога на подакцизные товары, завозимые на территорию страны. Они вводятся в действие с 1 января 2019 года.


Ставки пересмотрены с учетом следующих принципов таможенно-тарифного регулирования:

q усиление регулирующей функции таможенных тарифов, исходя из приоритетов развития отраслей экономики, направленных на гармоничную интеграцию в глобальные цепочки добавленной стоимости;

q совершенствование системы тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом передового зарубежного опыта, международных принципов и норм;

q создание условий для обеспечения местных производителей сырьем и материалами, не производимыми в республике либо производимыми в недостаточном объеме и используемыми в выпуске экспортоориентированной продукции;

q сохранение предоставления благоприятных условий для ввоза современного технологического оборудования и техники для создания новых производств, а также в целях дальнейшей интенсификации процессов модернизации и перевооружения отечественного производства, ускоренной реализации инфраструктурных проектов;

q унификация ставок таможенных платежей на схожие по виду, назначению, свойству и составу, близкие по коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности товары в целях исключения случаев их классификации в позиции, облагаемые более низкими ставками таможенных платежей при таможенном оформлении;

q унификация ставок акцизного налога на подакцизные товары, применение его в отношении товаров, вредных для здоровья людей и окружающей среды.

Таким образом, до конца года сохраняются действующие ставки (импортные пошлины, акцизный налог с импортных товаров).


Напомним, проект документа разместили для всеобщего обсуждения в конце марта. Планировалось, что новые ставки начнут применяться с 1 мая. Проанализировав представленные проектом цифры, мы выяснили, что снижается свыше 45% от общего числа действующих ставок импортных таможенных пошлин.


Таможенное оформление станет проще с 1 сентября. Это вытекает из Постановления Президента от 29.06.2018 г. N ПП-3818 "О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан".

С 1 сентября 2018 года порядок таможенного оформления корректируется.

Во-первых, на приграничных таможенных постах таможенными органами при проведении таможенного контроля также осуществляется ветеринарный, фитосанитарный, экологический и санитарно-эпидемиологический контроль.

Во-вторых, не требуется осуществление обязательной сертификации соответствия на ввозимые в Узбекистан товары, в отношении которых выданы сертификаты соответствия аккредитованными органами стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В-третьих, для таможенного оформления товаров в режим "выпуск для свободного обращения (импорт)" не требуется обязательная маркировка товаров на государственном языке.

В-четвертых, при таможенном оформлении товаров, находящихся в режиме "таможенный склад" более 6-ти месяцев, предоставленные решениями Президента и Кабинета Министров таможенные льготы не применяются.

Кроме того, к указанной дате на сайте ГТК внедрят интерактивную услугу "Интегрированный тариф". С ее помощью можно будет в режиме реального времени бесплатно получать подробную информацию обо всех нормативных документах, регулирующих режим перемещения товаров через таможенную границу, документах, необходимых для таможенного оформления товаров, ставках таможенных пошлин применительно к каждому товару, органах, выдающих указанные документы и др.

Исчерпывающий перечень информации, предоставляемой посредством интерактивной услуги "Интегрированный тариф", в том числе требования по санитарно-карантинному, фитосанитарному контролю и ветеринарному надзору, об оформлении иных документов разрешительного характера утвердят в 2-месячный срок.

Госорганам запретят истребовать сведения и документы, не предусмотренные услугой "Интегрированный тариф" при осуществлении субъектами предпринимательства внешнеэкономической деятельности.



Что произошло на 1-м этапе


С 01.10.2017 года произошло резкое снижение импортных таможенных пошлин по 1 154 позициям. Из них по 579 кодам ТН ВЭД стала применяться "нулевая" ставка (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 29.09.2017 г. N ПП-3303). Кроме того, тогда же по 32-м товарам был существенно снижен акциз. По некоторым в 5 и даже более чем в 6 раз.



Что произойдет на 2-м этапе


Со следующего года произойдет очередное падение ставок. Оно затронет 44,9% от общего числа таможенных пошлин. На 62% снизится число товаров, облагаемых акцизным налогом. При этом ставки акциза также снижаются.


Например, по кодам товаров растительного и животного происхождения более 30 раз применена "нулевая" ставка импортной таможенной пошлины. Эти позиции фактически освобождены от пошлины. А акцизный налог на ввозимые продукты питания снижен в среднем в 2 раза.


Примечательно, что сократили до минимума применение комбинированных ставок - когда ставка устанавливается в процентах от таможенной стоимости товара, но не ниже  минимальной суммы за какой-либо физический показатель (иногда сумма за физический показатель прибавляется к проценту от таможенной стоимости).


Например, сейчас при ввозе винограда свежего или сушеного (код 0806) платится 10% от его таможенной стоимости, но не менее 0,2 долл. США за килограмм. С 01.01.2019 г. нижний порог суммы таможенной пошлины уберут и ставка будет составлять просто 10%.


Комбинированные ставки оставят только по табачной, алкогольной продукции и транспорту.

Можно отметить и ряд "громких" нововведений. Например, по электромобилям (транспортным средствам, приводимым в движение только электрическим двигателем, код 8703 80 000) установлена нулевая ставка импортной таможенной пошлины. А акциз на будущий год для них не предусмотрен.

К легковым автомобилям с двигателем внутреннего сгорания со стоимостью в эквиваленте 40 тыс. долл. США и более, с момента выпуска которых прошло не более 2 лет, применят "нулевую" ставку таможенной пошлины. Акцизный налог по таким автомобилям составит 20%.

А новые транспортные средства, производимые и завозимые из Российской Федерации, Республики Казахстан и Украины (за исключением специально предназначенных для медицинских целей) обложат акцизом по низкой ставке в 2%.


* * *



Издано Постановление Кабинета Министров от 22.06.2018 г. N 466 "О мерах по организации и поддержке деятельности Международной исламской академии Узбекистана".


Документом определены основные задачи, структура и источники финансирования Международной исламской академии (далее - Академия), организованной Указом Президента от 16.04.2018 г. N УП-5416 "О мерах по коренному совершенствованию деятельности в религиозно-просветительской сфере".



Каких специалистов будут готовить


Подготовка магистров и бакалавров, научных и научно-педагогических кадров по следующим направлениям и специальностям определено одной из главных задач Академии:

q учения Корана;

q священный хадис;

q исламское право;

q догма;

q суфизм;

q исламская экономика и финансы;

q история, источники и философия ислама;

q религия;

q международные отношения;

q иностранные языки;

q паломнический туризм;

q классическая восточная литература.

Кроме этого, в числе задач Академии указаны:

q учебно-нормативное и учебно-методическое обеспечение и согласование деятельности всех исламских учебных заведений по всей республике;

q изучение и пропаганда исламской религии с научно обоснованными фактами, как религии, суть которой заключается в призыве к благодеяньям и добрым поступкам;

q широкое внедрение современных способов и методов преподавания, а также информационно-коммуникационных технологий;

q создание обучающих ресурсов в мировой информационной сети Интернет и их периодическое обновление;

q проведение научно-практических семинаров по существенным вопросам исламского мира и современным политическим процессам;

q направление специалистов Академии в зарубежные авторитетные высшие учебные и научные религиозные заведения для повышения квалификации и опыта, налаживание академического обмена студентов.


Важно! Ректор по согласованию с Комитетом по делам религий и Управлением мусульман Узбекистана в случае необходимости может вносить изменения в структуру Академии, утвержденную данным Постановлением, в рамках предельного числа сотрудников и фонда оплаты труда.



Источники финансирования


Деятельность Академии финансируется за счет средств:

q Государственного бюджета;

q поступающих за счет обучения на платно-контрактной основе;

q выделяемых учредителями;

q благотворительных пожертвований физических и юридических лиц;

q грантов финансовых институтов, зарубежных и донорских организаций и других, не запрещенных законодательством источников.

Также, предусмотрено выделение средств Фонда финансирования государственных программ развития для реконструкции, капитального ремонта  и обеспечения оборудованием зданий и сооружений Академии.



Студентов Ташкентского исламского университета переведут


Студенты, обучающиеся в Ташкентском исламском университете с начала нового учебного года, могут продолжить свое обучение по создаваемым направлениям соответственно на 2, 3 и 4-м курсах Академии. В текущем году выпускникам бакалавриата и магистратуры университета будут выданы дипломы Ташкентского исламского университета.

Согласно Постановлению Кабинета Министров от 20.06.2017 г. N 393 студентам 2-го и 3-го курсов университета, выразившим желание продолжить обучение в других высших учебных заведениях будет сохранена форма обучения (на основе государственного гранта или контракта).

В связи с организацией деятельности Академии Комитету по делам религий, Управлению мусульман Узбекистана поручено провести аттестацию сотрудников Ташкентского исламского университета и Узбекской исламской академии. Сотрудникам, не прошедшим аттестацию, будет оказана помощь в устройстве на работу.



В Академию на основе творческого экзамена


В 2018/2019 уч. г. в Академию студенты будут приниматься на дневное обучение на основе творческого экзамена в виде собеседования и тестовых испытаний.


Важно! Общее руководство деятельностью Академии поручено Комитету по делам религий, Управлению мусульман Узбекистана. А квоты приема будут установлены исходя из потребностей.


В Академию будут приниматься выпускники, окончившие направления близкие к специальностям учреждения. Выпускники Академии могут заниматься педагогической деятельностью в общеобразовательных школах, средне специальных и высших учебных заведениях.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров от 27.06.2018 г. N 485 "О мерах по организации деятельности центров олимпийской подготовки спортсменов при Национальном олимпийском комитете Узбекистана".


Создаются 5 центров для подготовки спортсменов к чемпионатам мира и Азии, Олимпийским, Паралимпийским и Азиатским играм, Универсиадам и другим международным и региональным соревнованиям.

Это следует из Постановления Кабинета Министров от 27.06.2018 г. N 485 "О мерах по организации деятельности центров олимпийской подготовки спортсменов при Национальном олимпийском комитете Узбекистана".

Речь идет об организации деятельности:

q универсального центра олимпийской подготовки и проведения международных соревнований в Самаркандском районе Самаркандской области;

q универсального центра олимпийской подготовки национальных сборных команд в Бостанлыкском районе Ташкентской области;

q центра олимпийской подготовки по гимнастике в Зааминском районе Джизакской области;

q центра олимпийской подготовки по спортивным играм в Чартакском районе Наманганской области;

q центра олимпийской подготовки по спортивным единоборствам в Шахрисабзском районе Кашкадарьинской области (далее - центры).

Основными задачами центров определено:

q создание современной, отвечающей международным требованиям и стандартам материально-технической и учебно-тренировочной базы, оснащенной необходимым спортивным инвентарем и оборудованием, для подготовки спортсменов, членов сборных команд международного класса, способных достойно представлять Узбекистан на международных соревнованиях высокого уровня - чемпионатах мира и Азии, Олимпийских, Паралимпийских и Азиатских играх, Универсиадах и других международных и региональных соревнованиях;

q обеспечение централизованной подготовки спортсменов национальных сборных команд Узбекистана по олимпийским видам спорта;

q развитие собственной материально-технической базы для обеспечения своей деятельности по организации подготовки и обеспечения сборных команд, спортивного резерва по олимпийским видам спорта;

q организация учебно-тренировочного процесса спортсменов, членов сборных команд на уровне международных стандартов, систематическое повышение качества их теоретической и технико-тактической подготовки путем внедрения новейших научно-методических технологий в учебно-тренировочный процесс, с учетом передового международного опыта, за счет широкого привлечения для подготовки спортсменов международного класса высококвалифицированных специалистов-тренеров, психологов и методистов, в том числе зарубежных;

q развитие сотрудничества с зарубежными спортивными школами, клубами и центрами по обмену опытом для повышения профессионального уровня тренеров и спортсменов, в том числе проведения учебно-тренировочных сборов для зарубежных спортсменов и тренеров на платной основе.

До конца 2020 года на территории центров будут проведены работы по строительству и реконструкции объектов в соответствии с потребностями, вытекающими из задач, поставленных перед ними.


* * *



Опубликован Приказ министра юстиции (рег. МЮ N 3027 от 27.06.2018 г.), которым утверждена форма отчета, представляемого негосударственной некоммерческой организацией в орган юстиции.


Напомним, с 1 марта 2017 года действуют три отдельные формы отчетов: для ННО (1), ее территориального подразделения (2), а также филиала и представительства международной/иностранной ННО (3).


С 1 июля текущего года форма отчета станет единой, а действующие ныне - утратят силу.

Как и раньше, по выбору ННО, отчеты могут представляться и в электронной форме с подтверждением их посредством ЭЦП, через официальный сайт соответствующего органа юстиции.