ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2018 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 1 по 7 декабря 2018 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

           

(за период с 1 по 7 декабря 2018 г.)


Постановление Кабинета Министров РУз от 05.12.2018 г. N 994

"Об утверждении Положения о лицензировании деятельности

по осуществлению городских, пригородных, междугородных

и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным

транспортом"

          

Постановление Кабинета Министров РУз от 03.12.2018 г. N 977

"Об утверждении Положения о порядке выдачи решения

о регистрации геодезических и картографических работ"

           

Постановление Кабинета Министров РУз от 03.12.2018 г. N 981

"О внедрении порядка привлечения субъектов предпринимательства

к работам по расчистке русел рек посредством электронного

онлайн-аукциона"

        

Постановление Кабинета Министров РУз от 05.12.2018 г. N 991

"О мерах по организации строительства многофункционального

комплекса в центральной части города Ташкента"

          

Приказ министра здравоохранения "О внесении дополнений

в Минимальные требования к материально-технической базе,

оборудованию и иным техническим средствам, в том числе

к медицинской технике, необходимым для осуществления

соответствующего вида медицинской специализации"

(Зарегистрирован МЮ 05.12.2018 г. N 2905-2)

              

Постановление Кабинета Министров РУз от 03.12.2018 г. N 979

"О мерах по внедрению эффективных механизмов продвижения

перспективных достижений научной и научно-технической

деятельности"

          

Постановление Президента РУз от 04.12.2018 г. N ПП-4047

"О дополнительных мерах по поддержке ускоренного развития

шелковой отрасли в республике"

          

Постановление Кабинета Министров РУз от 03.12.2018 г. N 980

"О внесении дополнения в Перечень органов государственной власти,

органов государственного и хозяйственного управления, других

государственных организаций республиканского значения,

руководители которых могут ходатайствовать о постоянной прописке

работников в городе Ташкенте и Ташкентской области"

              

Постановление Кабинета Министров РУз от 27.11.2018 г. N 962

"О мерах по поддержке предпринимательских проектов,

осуществляемых в рамках Государственной программы

"Yoshlar-kelajagimiz"

           

Постановление Кабинета Министров РУз от 01.12.2018 г. N 975

"Об утверждении Положения о порядке регулирования взаимоотношений

сотрудников дорожно-патрульной службы с участниками дорожного

движения и применения специальных средств"

         

Приказ министра юстиции "Об утверждении Положения

о формировании и ведения реестра профессиональных медиаторов"

(Зарегистрирован МЮ 29.11.2018 г. N 3092)

         

Приказ Генерального прокурора "Об утверждении Положения

о порядке ведения единой системы электронной регистрации

проверок" (Зарегистрирован МЮ 30.11.2018 г. N 3093)

        

Постановление Президента РУз от 30.11.2018 г. N ПП-4042

"О мерах по внедрению современных методов маркировки

отдельных видов товаров"

          

Постановление Президента РУз от 30.11.2018 г. N ПП-4040

"О дополнительных мерах по развитию систем питьевого

водоснабжения и канализации в Республике Узбекистан"

              

Постановление Президента РУз от 30.11.2018 г. N ПП-4041

"О создании Университета Аджу в городе Ташкенте"

               

Постановление Президента РУз от 29.11.2018 г. N ПП-4039

"О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности

Министерства водного хозяйства Республики Узбекистан"

             

Постановление Кабинета Министров РУз от 27.11.2018 г. N 968

"Об утверждении Национального плана действий Республики

Узбекистан по выполнению международных документов в сфере

обеспечения химической, биологической, радиационной и ядерной

безопасности на 2018-2021 годы"

          

Постановление Кабинета Министров РУз от 27.11.2018 г. N 965

"Об утверждении Положения о порядке осуществления органами

государственной налоговой службы тематических и экспресс-изучений"



Сократили сроки оформления лицензий на автоперевозки. Это предусмотрено в Постановлении Кабинета Министров от 05.12.2018 г. N 994.


В новой редакции утверждены:

q Положение о лицензировании деятельности по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом (прежняя редакция - Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 14.07.2006 г. N 138);

q Размеры государственных пошлин за выдачу лицензий на право осуществления деятельности по городским, пригородным, междугородным и международным перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом (прежняя редакция - Приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 14.07.2006 г. N 138).

И хотя документы приняты в новой редакции, существенных изменений в них не так много.

Во-первых, для получения лицензии соискателям больше не нужно сдавать данные об имеющемся автотранспорте на праве собственности, аренды и иных вещных правах. Это же касается копий техпаспортов с отметкой об исправности авто и актов техосмотра группы автотранспортных средств.

Лицензирующий орган сам получит необходимые сведения посредством межведомственной системы электронного взаимодействия.

Во-вторых, сокращены сроки:

q на принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии - с 10-ти до 5-ти дней;

q на уведомление соискателя лицензии о принятом решении - с 3-х до 1-го рабочего дня;

q на оформление лицензии после представления соискателем документа об оплате госпошлины и подписания им лицензионного соглашения - с 2-х до 1-го рабочего дня.

В-третьих, исключена возможность переоформить лицензию при слиянии юридических лиц, каждое из которых имело лицензию на перевозки на дату госрегистрации нового юрлица. Теперь при реорганизации лицензию переоформят только при преобразовании (смене организационно-правовой формы юрлица).


* * *



Утверждено Положение о порядке выдачи решения о порядке регистрации геодезических и картографических работ (Постановление Кабинета Министров от 03.12.2018 г. N 977).


Если раньше регистрирующим органом был Госкомземгеодезкадастр, то теперь эти полномочия переданы его Инспекции государственного геодезического надзора (далее - Инспекция). А сам порядок прохождения разрешительной процедуры вступит в силу 1 марта 2019 года.

Документом, дающим право осуществлять геодезические и (или) картографические работы, станет решение о регистрации (без ограничения срока действия). Его будут выдавать только юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление этого вида деятельности в целом либо на отдельные виды работ (Приложение N 1 к Положению о лицензировании геодезической и картографической деятельности, утверждено Постановлением Кабинета Министров РУз от 14.11.2003 г. N 510).



Регистрируемые виды деятельности


Получить решение о регистрации необходимо на осуществление следующих видов работ государственного и специального назначения:

        

            

         

Геодезические работы

          

         

Картографические работы

      

      

Государственного назначения

      

q гравиметрические определения;

q создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии государственных геодезических плановых и высотных сетей;

q дистанционное зондирование Земли;

q геодезические определения при геодинамических исследованиях;

q топографические и специальные съемки в масштабах 1:10000, 1:25000.

             

q составление и издание топографических планов и карт в масштабах 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:100000, 1:200000, 1:500000, 1:1000000 в графической, цифровой, фотографической формах;

q составление и издание общегеографических, политико-административных, научно-справочных, других тематических карт, атласов межотраслевого назначения, учебных картографических пособий в графической, цифровой, фотографической формах;

q создание и ведение географических информационных систем госназначения.

            

         

Специального назначения

           

q создание геодезических плановых и высотных сетей спецназначения;

q топографические и специальные съемки в масштабах 1:500 (при условии развития сетей сгущения), 1:1000, 1:2000, 1:5000;

q геодезические и топографические работы при межевании земель, ведении госкадастров, геологических, маркшейдерских работах;

q геодезические и топографические работы при инженерных изысканиях;

q инженерно-геодезические работы при строительстве и эксплуатации различных сооружений (при условии развития сетей сгущения);

q аэросъемочные работы, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов;

q лазерные сканирования в геодезических и топографических целях.

          

q составление и издание топографических и специальных карт и планов в масштабах 1:200, 1:500, 1:1000, 1:2000, 1:5000 в графической, цифровой, фотографической формах;

q составление и издание тематических карт и атласов специального назначения в графической, цифровой, фотографической формах;

q создание и ведение географических информационных систем специального назначения.

            

       

         

Также указаны работы, на которые не нужно оформлять решение о регистрации.



Документы для регистрации


Для получения решения заявителю нужно будет представить в Инспекцию заявление по установленной форме и приложить:

q документ об оплате сбора за рассмотрение заявки. При этом регистрация работ, финансируемых за счет госбюджета, производится бесплатно;

q технический проект (программу) на выполнение геодезических и (или) картографических работ (далее - техпроект).

Если документы подаются через ЕПИГУ, веб-сайт Инспекции и другие электронные системы, необходима ЭЦП заявителя. Документы и информацию о хозсубъекте Инспекция получит самостоятельно из Центральной базы данных физических и юридических лиц системы "Электронное правительство".

В процессе рассмотрении заявления Инспекция проведет экспертизу техпроектов с оформлением экспертного заключения. Если оно положительное - выдадут решение о регистрации. Вся процедура от подачи заявления до выдачи решения, включая экспертизу, займет до 10-ти рабочих дней.



Размеры сборов


За рассмотрение заявления нужно заплатить ставку в процентах от сметной стоимости геодезических и картографических работ.

         

        

         

Показатели

       

    

Ставка в % от сметной

стоимости работ

         

             

Экспертиза технических проектов (программ)

на производство геодезических и картографических

работ при сметной стоимости работ (сум.):

         

до 40 МРЗП


3,64

до 80 МРЗП


2,14

до 200 МРЗП


1,18

до 400 МРЗП


0,81

до 800 МРЗП


0,56

до 1 200 МРЗП


0,52

до 1 600 МРЗП


0,43

до 3 200 МРЗП


0,37

свыше 3 200 МРЗП


0,35

          

        

За выдачу решения о регистрации работ сбор взимается в размере 20% от МРЗП.



Прекращение действия разрешения

и ответственность


Действие решения о регистрации подлежит прекращению за грубые нарушения разрешительных требований и условий. К таковым относятся:

q осуществление деятельности без лицензии;

q неправильный показ на картографических материалах государственной и административных границ республики;

q несоблюдение порядка размножения и передачи в другие организации секретных картографических материалов и геодезических данных;

q непредоставление в Инспекцию материалов и данных, подлежащих концентрации в Государственном картографо-геодезическом фонде, по ранее выполненным работам в течение 3-х месяцев после завершения этих работ.


Обратите внимание! За осуществление геодезических и картографических работ без лицензии и разрешительных документов юридические лица привлекаются к административной ответственности по статье 165 КоАО в виде штрафа.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 03.12.2018 г. N 981 утвержден порядок привлечения субъектов предпринимательства к работам по расчистке русел рек посредством электронного онлайн-аукциона.


Порядок разработан во исполнение Постановления Президента от 09.07.2018 г. N ПП-3841, которым право проведения таких работ наряду со специализированными отрядами МЧС дано и субъектам предпринимательства. Тем самым легализована их деятельность по добыче песчано-гравийного материала.

При этом "купить" такое право предприниматели могут исключительно через электронные торги "Е-IJRO AUKSION". Принятый акт регламентирует процедуру проведения такого аукциона.



Предаукционная подготовка


Важным условием является то, что расчистка русел рек и добыча производятся только на определенных участках. Их перечень утверждается Правительственной комиссией по обеспечению безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков, снижению угроз снеголавинных и оползневых явлений.

На каждый такой участок ГУП "Хавфсиз дарё" обеспечивает разработку проектной документации (проектные организации) и оформление заключения экологической экспертизы (органы по экологической экспертизе Госкомэкологии). После этого готовятся необходимые материалы для проведения аукциона.

Минимальная стоимость лота устанавливается в размере 2% от МРЗП за каждый кубометр запаса песчано-гравийного материала, показанного в проекте. Эта стоимость считается начальной ценой при выставлении права на реализацию проекта.

Информация о проведении аукциона и сведения по выставляемому лоту размещаются на веб-портале Центра по организации электронных онлайн-аукционов (далее - Центр), а также на сайте "Хавфсиз дарё" за 30 календарных дней до начала торгов.



Как подать заявку на участие в торгах


С момента размещения информации о проведении аукциона все желающие субъекты предпринимательства могут подать электронную заявку (с ЭЦП) на участие в торгах, после уплаты задатка. Его размер составляет 5% от минимальной стоимости проекта, сумма перечисляется на банковский счет Центра.

Реквизиты платежного документа, подтверждающего уплату задатка, показываются в заявке. При желании можно приложить его отсканированный вариант. Поданная по всем правилам заявка после полного перечисления суммы задатка регистрируется автоматически. А участникам аукциона присваивается личный порядковый номер.

Торги начинаются в день и время, показанные на веб-портале Центра, и проводятся по принципу предложения наибольшей цены за лот от начальной.



Оформление итогов аукциона


Победитель аукциона не позднее 5-ти рабочих дней с окончания торгов должен перечислить 30% от стоимости купленного проекта и представить Центру скан-копию платежного документа. После полной оплаты Центр в течение 1-го рабочего дня оформляет протокол об итогах аукциона, один экземпляр которого вручает победителю. На основании полученного протокола между предпринимателем и ГУП "Хавфсиз дарё" заключается договор.

Суммы задатка, выплаченные другими участниками аукциона, возвращаются им в течение 3-х рабочих дней после окончания торгов.


* * *



В столице построят "Tashkent Central Park". Новый комплекс будет расположен на площади 2,5 гектара в Юнусабадском районе города Ташкента в пределах проспекта А. Темура, улиц Шахрисабз и Истиклол. Утверждено Постановление Кабинета Министров РУз от 05.12.2018 г. N 991 "О мерах по организации строительства многофункционального комплекса в центральной части города Ташкента".


Инвесторам разрешено осуществлять строительство объекта на условиях "под ключ" методом "fast-track".

До 1 января 2022 года в рамках реализации проекта освобождаются:

а) инвесторы и подрядные организации от уплаты:

q всех видов налогов и обязательных платежей в государственные целевые фонды, за исключением единого социального платежа;

q единого социального платежа - с фонда оплаты иностранных специалистов инвесторов, подрядных и субподрядных организаций;

q таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) при ввозе материалов, сырья, оборудования, технологической документации, комплектующих изделий и запасных частей, а также металлопроката по перечням, утверждаемым в установленном порядке;

q периодических таможенных платежей - за строительную технику, машины и механизмы, транспортные средства, ввозимые и оформляемые в таможенный режим "временный ввоз" по перечням, утверждаемым в установленном порядке;

б) от налога на добавленную стоимость - работы (услуги), выполняемые (оказываемые) нерезидентами  инвесторам, подрядным и субподрядным организации.


* * *



Утверждены минимальные требования к материально-технической базе, оборудованию и другим техническим средствам, в том числе к медицинской технике, для осуществления деятельности по виду медицинской специализации "Народная медицина" (рег. МЮ N 2905-2 от 05.12.2018 г.).


Напомним, Постановлением Президента от 12.10.2018 г. N ПП-3968 народная медицина признана дополнительным методом медицинской помощи. Такие услуги будут лицензироваться в порядке, предусмотренном для медицинской деятельности (Приложение к Постановлению Кабинета Министров от 21.06.2017 г. N 405). Однако требование о наличии медицинского образования предъявлять не станут.


Одно из условий для получения лицензии - соответствие минимальным требованиям к материально-технической базе учреждения. И для стационарных, и для амбулаторных организаций народной медицины утвержден список из 8 необходимых вещей (дополнения внесены в приказ министра здравоохранения рег. МЮ N 2905 от 28.07.2017 г.):

q стол для стерильных медицинских приспособлений;

q рабочий стол для представителя народной медицины;

q стулья;

q кушетка;

q стационарная бактерицидная лампа для процедурной комнаты;

q медицинские приспособления для стерилизации и дистилляции либо договор на оказание таких услуг (при наличии в деятельности инвазивных процедур);

q кровати (только для стационаров);

q тонометр и фонендоскоп;

q медицинский термометр.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 03.12.2018 г. N 979 утвержден порядок финансирования высокотехнологичных бизнес-проектов, оплаты авторских вознаграждений за разработку научных трудов, использования объектов, составляющих коммерческую тайну.


Акт принят во исполнение Постановления Президента от 14.07.2018 г. N ПП-3855. В нем содержатся механизмы эффективной коммерциализации научных и научно-технических трудов. В частности:

q с 1 октября ввели дополнительные вознаграждения для авторов запатентованных объектов интеллектуальной собственности, а также участвовавших в разработке и коммерциализации научных и научно-технических результатов;

q ученым советам учреждений дали право принимать решение об охране интеллектуального результата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в режиме ноу-хау или коммерческой тайны.

Кроме того, Постановлением Президента от 06.08.2018 г. N ПП-3899 при Мининноваций создан Президентский Фонд коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности (далее - Фонд). В связи с этим министерству поручили разработать соответствующие регламентирующие положения.



Фонд поможет с финансированием проектов


Основными направлениями Фонда является финансирование:

q высокотехнологичных бизнес-стартапов;

q предпринимательских проектов путем инвестирования в уставный капитал вновь создаваемых коммерческих организаций, одним из учредителей которых является организация, внесшая в качестве вклада в уставный фонд объект интеллектуальной собственности или готовую технологию;

q мероприятий по внедрению научных результатов и выпуску опытно-промышленной партии инновационной продукции для ее дальнейшего серийного производства.

Для подачи заявки на финансирование необходимо обратиться в Мининноваций и представить пакет документов согласно утвержденному Перечню. Дальнейшая процедура рассмотрения и отбора проектов со сроками исполнения представлена в прилагаемой схеме.

Оценка проектов производится по 8-ми основным критериям, таким как актуальность, инновационная направленность, востребованность на рынке и др.



Как выплачиваются единовременные

авторские вознаграждения


На них могут претендовать авторы и научные коллективы научно-исследовательских учреждений и вузов, участвовавшие в разработке и коммерциализации результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности (далее - результаты).

Назначает вознаграждения специальная комиссия из числа должностных лиц учреждения. Она создается в течение 3-х месяцев после окончания каждого отчетного года приказом руководителя. Комиссия принимает решения о распределении оплаты между авторами (соавторами) и утверждает состав лиц, получающих вознаграждение. Ее сумма установлена в следующих размерах:

q авторам объектов интеллектуальной собственности - 10 МРЗП за счет внебюджетных средств учреждения в месячный срок с даты получения патента;

q авторам и научному коллективу, участвовавшему в разработке и коммерциализации результатов, - 40% и 30% соответственно за счет средств, поступающих на счет учреждения от их коммерциализации, оставшихся после уплаты налогов, сборов и иных платежей.

Если результат является итогом совместного труда нескольких авторов, гонорары им выплачиваются в равных частях.


Обратите внимание! На вознаграждение имеют право лица, работающие как по трудовым, так и гражданско-правовым договорам.


Факт использования результатов должен подтверждаться:

q актом об использовании их в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;

q договором на передачу права использования результата.



Как регистрируются и используются "секретные" объекты


Цель разработанного положения - исключение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия обладателя и предотвращение ее несанкционированного распространения.

К объектам, охраняемым в режиме коммерческой тайны, относятся:

q объекты, полученные в процессе интеллектуальной деятельности;

q сведения о научно-технических результатах, инженерно-технических решениях, методах, технологических процессах, методиках обучения, устройствах, веществах, штаммах и др.;

q тематические планы, конкурсные заявки, технические задания по госконтрактам, программам, проектам, грантам;

q программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем;

q неподанные заявки на патентование и регистрацию результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД);

q нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау);

q знания и опыт в области реализации продукции и услуг, сведения о конъюнктуре рынка, результаты маркетинговых исследований;

q техническая, технологическая, коммерческая, методическая и организационно-управленческая документация;

q отчеты о результатах научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и иные служебные отчеты.

Выявляют такие объекты и представляют в научно-технический совет руководители структурных подразделений организаций, непосредственно связанных с их созданием или использованием. На совете рассматриваются перспективы реализации РИД и при наличии действительной или потенциальной коммерческой ценности, к ним применяют режим коммерческой тайны организации.

При этом утверждается список лиц, имеющих доступ к "секретным" объектам.

"Секретки" обозначаются грифом "Коммерческая тайна", проставляемым на титульном листе печатной формы или иных формах хранения. Ответственными за хранение регистрации являются работники подразделения по вопросам интеллектуальной собственности. Они осуществляют следующие действия:

q обеспечивают доступ к объектам строго в соответствии со списком допуска;

q изготавливают при необходимости ограниченное количество копий РИД;

q ведут журнал учета доступа к РИД или их копиям.

Использование "секретных" объектов, кроме имеющих к ним доступ, допускается только  по распоряжению руководителя или зама по науке и инновациям организации. Передача РИД проводится на основании письменного договора сторон, а получающая сторона обязуется  соблюдать конфиденциальность переданной информации.


* * *



Подписано Постановление Президента от 04.12.2018 г. N ПП-4047 "О дополнительных мерах по поддержке ускоренного развития шелковой отрасли в республике".



Населению в регионах - бесплатные саженцы и птица


Ранее принятым документом (Постановление Президента от 20.08.2018 г. N ПП-3910) предусмотрена безвозмездная доставка организациями шелковой отрасли владельцам приусадебных земель (дворам населения) по 50 голов 90-дневных птиц и рассадки тутовника на контрактной основе для обеспечения людей в регионах работой и увеличения их доходов.

В этой связи утверждены соответствующие целевые прогнозные параметры на 2019-2021 гг., а в месячный срок примут адресные программы мер по их исполнению.



Надбавки, льготы, компенсации кредитов


Во-первых, с 2019 года при сдаче коконов тутового шелкопряда сверх размера, установленного договорами контрактации за урожай коконов тутового шелкопряда организаций, входящих в состав Ассоциации "Узбекипаксаноат", в части превышения будет применяться надбавка к закупочной цене:

q до 5 килограммов - в размере 15%;

q свыше 5 килограммов - 25%.

Во-вторых, по выделяемым в 2019-2021 гг. банковским кредитам для финансирования проектов организаций, входящих в состав Ассоциации "Узбекипаксаноат", по закупке грен тутового шелкопряда, созданию плантаций шелковицы, строительству и реконструкции сооружений по выращиванию и переработке коконов тутового шелкопряда, а также модернизации производственных мощностей, независимо от объема проектов и вида необходимой валюты, за счет средств Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров компенсируется 50% от установленной банками процентной ставки, но не более 10-ти процентных пунктов.

Для выполнения этой нормы в указанный период ежегодно будут перечислять по 100 млрд сумов в Государственный фонд поддержки развития предпринимательской деятельности.

В-третьих, входящие в состав Ассоциации "Узбекипаксаноат" организации освободили до 1 января 2023 года от уплаты налога на имущество и земельного налога. Льгота целевая - высвобождаемые средства направляются на модернизацию производства, в т.ч. на приобретение технологического оборудования.


Напомним, ранее льгота по земельному налогу применялась только в части земельных участков, занятых плантациями шелковицы (подпункт "б" п. 10 Постановления Президента от 12.01.2018 г. N ПП-3472).


До той же даты от таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) освободили технологическое оборудование, год выпуска которого составляет от 3 до 7 лет включительно на момент таможенного оформления, не производимое в стране и ввозимое входящими в "Узбекипаксаноат" организациями за счет прямых частных иностранных инвестиций.

Таможенные льготы применяются при условии:

q экспорта не менее 50% производимой продукции ежегодно в течение 3-х лет, начиная со следующего года после применения льготы;

q целевого направления высвобождаемых средств на приобретение технологического оборудования для расширения производства в течение первых 2-х лет со дня ввоза технологического оборудования.



Обучение специалистов: заочно, вне квоты, без экзаменов


С 2019/2020 уч. г. внедряется порядок приема работников организаций отрасли на заочные отделения по направлению "Шелководство и тутоводство" специализированных вузов на платно-контрактной основе вне квот приема без тестовых испытаний.

Но у работника должно быть общее среднее или среднее специальное, профессиональное образование и практический стаж работы не менее 3-х лет в организациях отрасли. Кроме того, предприятие гарантирует оплату контракта, а работник-выпускник - отработать в организации отрасли в течение 5-ти лет после завершения обучения.


* * *



Вновь расширен Перечень органов государственной власти, органов государственного и хозяйственного управления, других государственных организаций республиканского значения, руководители которых могут ходатайствовать о прописке работников в городе Ташкенте и Ташкентской области (Постановление Кабинета Министров от 03.12.2018 г. N 980).


С 4 декабря 2018 года в Перечень добавлено Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан.


Напомним, НАПУ создано Указом Президента от 24.07.2018 г. N УП-5120 "О мерах по внедрению системы проектного управления в Республике Узбекистан". Задачи и функции Агентства определены в Положении, утвержденном Постановлением Президента от 27.07.2017 г. N ПП-3150.


Иногородние работники ведомства получат постоянную прописку на период пребывания их в должности по пункту 11 Перечня категорий лиц - граждан Республики Узбекистан, подлежащих постоянной прописке в городе Ташкенте и Ташкентской области. Данный пункт распространяется на высококвалифицированных специалистов, специалистов узкого профиля, приглашаемых на работу, а также членов их семей (супруг, супруга, а также их дети, не имеющие своих семей).

Граждане данной категории при оформлении постоянной прописки должны представить пакет документов, который включает в себя, помимо прочего, ходатайство руководителя органа или организации, а также выписку из приказа о назначении на должность (Приказ министра внутренних дел "Об утверждении Инструкции о порядке постоянной прописки граждан Республики Узбекистан в городе Ташкенте и Ташкентской области").

Если гражданин прописан по пункту 11, нотариальное удостоверение и госрегистрация сделок по купле-продаже, мене, ренте, отчуждению с условием пожизненного содержания и дарению жилья в г. Ташкенте и Ташкентской области, а также залога (ипотеки), уступки недвижимого имущества (его части) и других способов отчуждения жилого либо нежилого помещения осуществляются при условии:

q предъявления справки ОВД о наличии постоянной прописки;

q пребывания в должности не менее 3-х лет (пункт 50-9 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами).


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 27.11.2018 г. N 962 утверждены порядок реализации проектов по строительству коворкинг-центров и комплексов для молодых предпринимателей, а также механизм выделения средств Фонда "Yoshlar - kelajagimiz" молодежным бизнес-проектам.


Осуществление этих мер предусмотрено в рамках Госпрограммы "Yoshlar - kelajagimiz", принятой Указом Президента от 26.07.2018 г. N УП-5466. Госпрограмма реализуется с 1 июля 2018 г. во всех районах (городах) республики и предусматривает целый спектр мер по обеспечению занятости молодежи:

q содействие в реализации молодежных бизнес-инициатив, стартапов, идей и проектов;

q обучение незанятой молодежи востребованным специальностям и навыкам ведения бизнеса;

q выделение льготных кредитов, лизинга имущества, займов для занятия животноводством;

q строительство на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) коворкинг-центров "Yosh tadbirkorlar", а также  комплексов "Yoshlar mehnat guzari" в трудоизбыточных районах для организации торгово-бытовых и малых производственных площадок;

q создание при Союзе молодежи Узбекистана Фонда "Yoshlar - kelajagimiz" (далее - Фонд) и его районных и городских филиалов для финансирования мероприятий Госпрограммы.

Принятый акт устанавливает порядок строительства и организации деятельности вышеуказанных коворкинг-центров и комплексов, а также механизм участия Фонда в молодежных предпринимательских проектах.


Для справки. Коворкинг-центры "Yosh tadbirkorlar" предоставляют молодым предпринимателям льготную аренду помещений, офисной техники и расходных материалов, доступ к Интернету, содействуют в разработке бизнес-планов, оказывают консультационные, юридические, бухгалтерские и другие виды услуг, организуют  форумы, мастер-классы и семинары.


Комплексы "Yoshlar mehnat guzari" выделяют молодежи в льготную аренду помещения для организации розничной торговли и оказания бытовых услуг. 

Основой строительства (размещения) коворкинг-центров и комплексов станет ГЧП. Стороны соглашения - районный (городской) хокимият и субъект предпринимательства.

Для строительства хокимияты будут выделять частным инвесторам земельные участки или пустующие помещения в порядке исключения путем прямых переговоров.



Подача заявки и механизм рассмотрения


Изъявившие желание участвовать в подобном ГЧП предприниматели должны обратиться в районный хокимият с заявлением и представить следующие документы:

q свидетельство о госрегистрации - для юрлиц, копию паспорта - для физлиц;

q информацию о земельном участке или пустующем помещении, предназначаемых для строительства или размещения коворкинг-центров и гузаров;

q свидетельство о госрегистрации права на земельный участок (здание) - если строительство осуществляется на базе имущества частного партнера;

q эскизно-проектную документацию (при необходимости).

Поданные заявки рассмотрят в течение 2-х рабочих дней, обращая внимание на:

q соответствие представленных документов установленным требованиям;

q экономическую эффективность проекта и обоснованность расчетов;

q финансовое состояние частного партнера для реализации проекта;

q организацию коворкинга в районных центрах, а гузаров - в населенных пунктах с преобладанием безработной молодежи.

Далее материалы в части выделения земельного участка направят в территориальный орган Госкомземгеодезкадастра, а в части реализации пустующих гособъектов по "нулевой" выкупной стоимости - в территориальное отделение Госкомконкуренции.

У частных инвесторов есть возможность привлечь для своего проекта средства Фонда в размере до 30% от стоимости строительства. Заявки с пакетом необходимых документов принимают районные филиалы Фонда до 5-го числа каждого месяца.



Фонд поможет молодежному бизнесу


Для этого он будет выделять средства на реализацию предпринимательских проектов в размере до 50% от их стоимости, с последующей реализацией доли Фонда в течение 5-ти лет.

Получить такую льготу смогут:

q молодые предприниматели, изъявившие желание начать бизнес в рамках Госпрограммы, в возрасте от 18-ти до 30-ти лет;

q субъекты предпринимательства, в которых молодежь составляет 50% учредителей и более;

q субъекты предпринимательства, в т.ч. иностранные инвесторы, обязующиеся в течение 5-ти лет выделить для молодежи не менее 70% из создаваемых рабочих мест.

Заявки подаются в районные филиалы Фонда с приложением:

q бизнес-проекта;

q бухгалтерского баланса за последний отчетный период (1-форма), актов сверки по долгам сроком более 90 дней, отчета о финансовых результатах (2-форма) - кроме вновь создаваемых юрлиц;

q выписки из учредительного договора общества, состава учредителей (участников) общества - кроме физических лиц;

q документа о наличии инфраструктуры и инженерных сооружений, необходимых для реализации предлагаемого проекта.

Одобренный перспективный проект до 20-го числа месяца вносится на рассмотрение Наблюдательного совета, который до 25-го числа месяца принимает окончательное решение. Положительный "вердикт" Набсовета является основанием для заключения учредительного договора общества (с ограниченной или дополнительной ответственностью) между филиалом Фонда и предпринимателем.

После госрегистрации общества Фонд по запросу филиала выделяет в его уставный фонд (капитал) установленную долю в виде денежных средств (в нацвалюте) или имущества.


* * *



Утверждено Положение о порядке регулирования взаимоотношений сотрудников дорожно-патрульной службы с участниками дорожного движения и применения специальных средств (Постановление Кабинета Министров от 01.12.2018 г. N 975).


Принятый документ впервые разрешил многие спорные вопросы, которые возникали в практике общения сотрудников дорожно-патрульной службы (ДПС) с водителями транспортных средств.



Когда сотрудники ДПС не вправе останавливать транспорт


Утверждены 7 случаев, когда сотрудники ДПС могут остановить транспортное средство. Среди них - проверка документов, в т.ч. документов на перевозимый груз (кроме специальных и военных грузов, а также грузов, прошедших таможенное оформление и опломбированных таможенной службой).

Учитывая, что проверка документов разрешается не только в ходе специальных мероприятий (в быту - "рейдов"), сотрудник ДПС вправе остановить любое транспортное средство на территории, где утверждена его дислокация просто для изучения документов. Факт нарушения Правил дорожного движения для этого не обязателен.

Вне территории своей дислокации сотрудник ДПС вправе остановить транспортное средство при обнаружении дорожно-транспортного происшествия, нарушении ПДД, создающем угрозу безопасности дорожного движения или возникновения аварийной ситуации. Это вытекает из смысла принятого Положения. Правда, в этом случае в отношении сотрудника будет проведена служебная проверка и если протокол оформлен не в указанных особых случаях, юридической силы он иметь не будет.


Важно! Водители вправе на месте знакомиться с выпиской из дислокации.



Выходить из машины или нет


Выходить из авто или нет - вопрос, который затрагивает и безопасность, и этику. Принятый документ прямо не запрещает водителю и пассажирам транспортного средства выходить из кабины при остановке сотрудником ДПС. Например, в ряде стран мира это запрещено в целях безопасности полицейских.

С этической точки зрения отказ выйти из авто является для отдельных нарушителей способом выразить пренебрежение к сотрудникам ДПС. Вместе с тем, теперь определены 6 случаев, когда водители все-таки обязаны сделать это по требованию сотрудника ДПС:

q для устранения технических неисправностей транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

q когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;

q для проведения сверки при непосредственном участии водителя, при выявлении отличий  номеров двигателя и агрегатных узлов транспортного средства с номерами, записанными в регистрационных документах;

q при возникновении необходимости в проведении проверки документов транспортного средства либо наличия документов на перевозимый груз;

q когда водитель или пассажир подозреваются в совершении преступления;

q в случаях, когда нахождение водителя в кабине транспортного средства может создать угрозу безопасности дорожного движения (при наличии сомнений в душевном состоянии, возрасте водителя, подозрения о его нахождении под воздействием лекарственных препаратов, снижающих реакцию и внимание, усталости или болезненном состоянии, угрожающем безопасности дорожного движения, при наличии сомнений в возможности управления транспортным средством).



Кто и кого вправе снимать на камеру


Один из наиболее остро обсуждавшихся вопросов - право водителя пользоваться фотосъемкой, аудио- и видеозаписью для фиксации действий сотрудников ДПС. С 4 декабря 2018 года это право граждан прямо закреплено в законодательстве. Единственное ограничение - это нельзя делать в местах, где фото и видеосъемка запрещена специальным знаком.

Если видеосъемка для водителей - дело добровольное, то для самих сотрудников ДПС это станет обязательным с 1 июля 2019 года. Каждый сотрудник будет снабжен нательной видеокамерой и обязан ее использовать при взаимоотношениях с участниками дорожного движения. Если сотрудник ДПС осуществляет службу без мобильной видеокамеры, водитель с 1 июля 2019 года вправе не предъявлять ему свои документы.



Можно ли скрытно вести надзор на дороге


Скрытный надзор (в быту - "засады") на дорогах запретили. Теперь водитель в процессе движения по проезжей части должен иметь возможность увидеть сотрудника ДПС. Однако следует учесть, что принятое Положение не конкретизирует ответственность сотрудника за скрытный надзор, а обнаруженное в таком порядке нарушение ПДД все равно повлечет ответственность.

Предусмотрено только следующее: протокол об административном правонарушении будет недействительным, если сотрудник самовольно снял прибор измерения скорости, предназначенный к использованию в патрульных автомобилях, и установил его на транспортном средстве, не имеющих отношения к службе других физических и юридических лиц, либо привлек к несению службы посторонних лиц. Вопрос о том, вправе ли сотрудник устанавливать "радар" на собственное авто в принятом документе прямо не решен.

По мнению автора обзора, запрет на скрытный надзор должен распространяться на последний случай, а также на установку передвижных фоторадаров и мобильных комплексов.



Преследование и наблюдение в ответ на отказ остановиться


Погоню и следование за транспортным средством в случае отказа остановиться по требованию сотрудника ДПС законодательно разрешили. При этом сотрудник ДПС должен:

q постоянно держать включенными на патрульном автомобиле специальные звуковые и световые сигналы, а также громкоговорящее устройство;

q выбирать скорость движения, исходя из конкретных условий;

q докладывать дежурному взвода (подразделения) или ОВД о месте своего нахождения и направлении движения;

q информировать других участников дорожного движения о необходимости быть внимательным на дороге и соблюдать меры предосторожности;

q принимать меры к ограничению движения транспортного средства в процессе его преследования и наблюдения.


Важно! В ходе преследования и наблюдения запрещено совершать действия, опасные для жизни и здоровья участников дорожного движения.


* * *



С 1 января 2019 года начнут вести Реестр профессиональных медиаторов. Приказом министра юстиции утвержден порядок его формирования и внесения необходимых сведений (рег. МЮ N 3092 от 29.11.2018 г.).


Для справки. С начала следующего года вступает в силу Закон "О медиации" (далее - Закон), предусматривающий еще один способ урегулирования возникающих споров путем привлечения по добровольному согласию сторон медиатора. С помощью медиации можно разрешить гражданские споры, в т.ч. в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, индивидуальные трудовые и семейные споры.

Медиаторы могут быть как профессиональными, так и не профессиональными. Непрофессиональным медиатором может стать лицо, достигшее 25 лет и давшее согласие на выполнение таких обязанностей.

К занятию медиацией на профессиональной основе лицо допускается только после прохождения соответствующего курса обучения и включения в Реестр профессиональных медиаторов.

Принятое Положение устанавливает порядок формирования и ведения такого Реестра. Это постоянно обновляемая единая база данных, в которой отражаются сведения о профессиональных медиаторах. Ведут ее управления юстиции Каракалпакстана, областей и г. Ташкента.

Для включения в Реестр лицо, после прохождения учебного курса, должно обратиться в территориальный орган юстиции по месту постоянного жительства и представить следующие документы:

q заявление и заполненную анкету по установленным формам;

q копии паспорта и документа о прохождении учебного курса.

Документы подаются лично, через почту или в электронном виде. Изучение их в органе юстиции займет до 15-ти рабочих дней. По итогам рассмотрения, при отсутствии в документах недостатков и соответствии претендента установленным требованиям, орган юстиции включает заявителя в Реестр в качестве профессионального медиатора (статья 12 Закона Республики Узбекистан от 03.07.2018 г. N ЗРУ-482). Услуга осуществляется бесплатно.

В Реестре отображается следующая информация:

q порядковый номер, присваиваемый профмедиатору;

q дата включения в Реестр;

q Ф.И.О. медиатора, его местонахождение, контакты (номер телефона, электронный адрес);

q специализация медиации;

q сведения о владении языками, на которых медиатор может вести процесс;

q реквизиты документа об окончании учебного курса и другие дополнительные сведения.

Реестр публикуется на официальном веб-сайте Минюста.

Медиатора исключают из Реестра:

q на основании его заявления;

q в случае его смерти;

q при выезде из Узбекистана на ПМЖ;

q если более 1-го года невозможно получить о нем информацию, на основании заключения соответствующего структурного подразделения территориального органа юстиции;

q при возникновении одного из установленных Законом случаев (часть 5 статьи 12 Закона "О медиации").


* * *



Утверждено Положение о порядке ведения единой системы электронной регистрации проверок (рег. МЮ N 3093 от 30.11.2018 г.).


Напомним, все проверки деятельности субъектов предпринимательства, проводимые контролирующими органами, подлежат обязательной регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок (далее - Система). Без регистрации проверки считаются незаконными (пункт 5 Указа Президента от 27.07.2018 г. N УП-5490).


Система действует с сентября в пилотном режиме, а с 1 января 2019 года запускается ее полноценная версия. До тех пор переписка, связанная с согласованием проведения проверок, оформляется на бумаге.



Что вносится, что - нет


Определены сведения, которые подлежат внесению в Систему и которые в нее не вносятся. К первым относятся заявка для согласования, информация о проверках, а также о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и мониторингу деятельности субъектов предпринимательства.

Не вводятся в систему:

q информация, связанная с государственными секретами;

q выявленные в ходе проверки сведения, составляющие банковскую тайну (статья 3 Закона Республики Узбекистан от 30.08.2003 г. N 530-II "О банковской тайне").



Алгоритм функционирования


Работа с Системой строится поэтапно:

q регистрация в Системе. Ответственный сотрудник контролирующего органа регистрируется в Системе на сайте prokuratura.uz. Логин и пароль выдается один раз (направляется в запечатанном конверте). Если ответственный сотрудник сменится, логин и пароль передаются новому, а контролирующий орган оповещает об этом управление Генеральной прокуратуры;

q ввод заявки для согласования либо ввод данных о проверках, проводимых в порядке уведомления. Дальнейшие действия зависят от вида проверки. Напомним, что они дифференцируются: ряд проводится по согласованию с органами прокуратуры (Приложение N 1 к Указу Президента от 27.07.2018 г. N УП-5490), а прочие - в порядке уведомления (Приложение N 2 к Указу Президента от 27.07.2018 г. N УП-5490).

Если проверка проводится по согласованию, то в Систему вводится заявка. Прокуратура рассматривает ее 3 рабочих дня (в чрезвычайных ситуациях - 1 день). Далее ей в электронном формате присваивается статус "Разрешить" либо "Отказано" с указанием причин отказа. Устранив причины отказа, заявку нужно оформлять заново.

Если проверка проводится в порядке уведомления, после ввода данных о ее проведении автоматически генерируется специальный номер (код). Проверка осуществляется после ввода в Систему приказа контролирующего органа о ее проведении и подтверждающих документов либо утвержденного графика по проведению проверки;

q ввод результатов проверок в Систему. В течение 3-х рабочих дней после завершения проверки в Систему вносятся сведения о выявленных и зафиксированных (в акте, составленном по итогам проверки) нарушениях. Информация о принятых в отношении субъекта предпринимательства мерах также вводится не позже 3-х дней после их применения.



Доступ бизнесу - по регистрации


Субъекты предпринимательства смогут получать информацию о проводимой проверке в виде SMS и в онлайн-режиме через Интернет. Для этого нужно будет зарегистрироваться в Системе и подать запрос. Система анализирует данные автоматически и если они верны, со дня проведения проверки бизнес-субъекту доступны (только для ознакомления) сведения о проверке, осуществляющих ее органах, а также обо всех уже проведенных проверках.

Если по запросу выявится факт проведения не зарегистрированной поверки, Система автоматически уведомит об этом прокурорского работника, который в течение 3 рабочих дней внесет данные о мерах, принятых по итогам изучения ситуации.


* * *



Принято Постановление Президента от 30.11.2018 г. N ПП-4042 "О мерах по внедрению современных методов маркировки отдельных видов товаров".


С 1 августа 2019 года будет поэтапно вводиться обязательная маркировка импортируемых и производимых в стране товаров с использованием защищенной метки и (или) нано-молекулярной технологии в зависимости от категории товара.

Установлен следующий принцип действия. Утвержден Перечень групп товаров, подлежащих обязательной маркировке. Соответственно, вошедшие в него позиции с указанной даты запрещается продавать без такой маркировки. Но Кабинет Министров по согласованию с НАПУ будут дополнять этот Перечень. Вновь включенные в него товары можно реализовывать без маркировки в течение 180-ти дней со дня внесения в список.

Услуги по маркировке товаров, в т.ч. подакцизных, будет оказывать единый поставщик. Определит его НАПУ путем отбора наилучших предложений. С отобранным поставщиком проведут переговоры. А цены на оказываемые им услуги зафиксируют на весь срок действия договора (от 5-ти до 10-ти лет), чтобы предотвратить рост цен на товары, подлежащие обязательной маркировке.

В ближайшее время должны разработать порядок обязательной маркировки товаров с использованием защищенной метки и нано-молекулярной технологии, предусмотрев:

q права, обязанности и ответственность поставщика услуг по маркировке, субъектов предпринимательства и органов, обеспечивающих контроль за исполнением требований по обязательной маркировке товаров;

q порядок и процедуры маркировки, стоимость и порядок приобретения услуг маркировки, в т.ч. акцизных марок;

q перечень государственных органов, имеющих доступ к базе данных поставщика услуг по маркировке;

q порядок мониторинга за реализацией марок, в т.ч. акцизных, и оказанием услуг по маркировке.


Важно! За реализацию товаров без маркировки введут ответственность. Действующие штрафные санкции (например, за нарушение правил торговли) (статья 164 КоАО, статья 189 УК и др.) увеличат. Соответствующий законопроект будет внесен в Законодательную палату Олий Мажлиса в двухмесячный срок.


* * *



Подписано Постановление Президента от 30.11.2018 г. N ПП-4040 "О дополнительных мерах по развитию систем питьевого водоснабжения и канализации в Республике Узбекистан".


Во-первых, до 1 апреля 2019 года должны разработать и внести в Кабинет Министров проект Положения о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на услуги водоснабжения и канализации. В нем пропишут, что тарифы для потребителей должны покрывать полную себестоимость оказания услуги, а также учитывать затраты на развитие и модернизацию предприятий водоснабжения и канализации.


Напомним, с начала года услуги водоснабжения и водоотведения оказываются всем группам потребителей по 100-процентной предоплате. При наличии прибора учета (счетчика) расчет предоплаты производится по среднему расходу последних трех месяцев, а при его отсутствии - по норме месячного потребления. С 22 ноября тарифы на услуги водоснабжения проиндексированы.


Во-вторых, устанавливается специальная надбавка к тарифам на услуги канализации. Ее размер утверждают в разрезе территорий, соответственно,  Совет Министров Каракалпакстана, областные и столичный хокимияты по согласованию с территориальными финансовыми органами.

Сумма специальной надбавки - целевое поступление, не включается в налогооблагаемую базу при исчислении всех видов налогов и других обязательных платежей, а также не подлежит отражению в отчете о финансовых результатах предприятий водоснабжения и канализации. Она является дополнительным источником формирования средств Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства жилищно-коммунального обслуживания (образован согласно Указу Президента от 18.04.2017 г. N УП-5017; приложение N 8 к Постановлению Президента от 18.04.2017 г. N ПП-2900).


Напомним, в настоящее время уже применяется специальная надбавка к тарифам на услуги питьевого водоснабжения. Ее размер утверждается в аналогичном порядке. Cогласно решению столичного хокима (N 69 от 12.01.2018 г.) на 2018 год она составляет 100 сумов за 1 куб. м.


В-третьих, в двухмесячный срок проведут критический анализ системы учета, полноты охвата плательщиков, а также установленных размеров сборов за сверхнормативный сброс сточных вод и внесут предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в данной сфере.

К июню будущего года определят источники финансирования закупки современных приборов учета питьевой воды и сопутствующего оборудования, а к июлю утвердят графики их установки в 2019-2021 гг. в разрезе населенных пунктов и объектов водоснабжения.



Частных партнеров в сфере водоснабжения

на 3 года освободят от всех налогов


В сфере водоснабжения и канализации - полномасштабная интеграция механизмов государственно-частного партнерства: 

q в Ташкенте реализуют проект по модернизации и управлению городской системой водоснабжения и канализации с привлечением зарубежных консультантов;

q апробированную в Андижанской, Наманганской, Сырдарьинской и Ферганской областях формы управления и эксплуатации объектов водоснабжения и канализации будут внедрять в других сельских населенных пунктах;

q до 1 июля 2019 года подготовят все документы и проведут конкурс по передаче систем водоснабжения и канализации Самарканда, Бухары, Намангана и Карши в управление "частникам";

q исходя из международного опыта, начнут эффективно использовать остаточный ил, образованный в канализационно-очистных сооружениях.

Конкретные предложения для реализации инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства по модернизации, эффективному управлению и эксплуатации объектов систем водоснабжения и канализации, в т.ч. с обустройством локальных очистных сооружений подготовят к июлю 2019 года.

С квалифицированными частными операторскими компаниями (частными партнерами) к тому же сроку проведут переговоры и сформируют их открытый перечень. В дальнейшем их будут привлекать на условиях ГЧП к управлению и обслуживанию объектов водоснабжения и канализации, в т.ч. локальных очистных сооружений в сельских населенных пунктах.


Важно! Юридические лица, заключившие договоры о государственно-частном партнерстве в сфере водоснабжения и канализации, сроком на 3 года с даты его подписания освобождаются от уплаты:

q всех видов налогов и обязательных платежей, за исключением ЕСП;

q таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) при ввозе не производимого в стране оборудования, комплектующих, запчастей и материалов по формируемым перечням.


* * *



Новый вуз будет заниматься подготовкой кадров и научной деятельностью в сфере строительства, архитектуры, электротехники, экономики и других направлениях образования (Постановление Президента от 30.11.2018 г. N ПП-4041).


Университет Аджу основан в 1973 году в Республике Корея. Вуз специализируется на подготовке кадров в области техники, медицины и информационных технологий. В его структуре 7 колледжей.

Университет Аджу в Ташкенте создается со статусом юридического лица. Учебное заведение будет осуществлять подготовку, повышение квалификации и переподготовку специалистов всех уровней, включая подготовку научно-педагогических кадров, по согласованным направлениям.

В 2019/2020 уч. г. в новом вузе начнется подготовка специалистов по направлениям бакалавриата "Архитектура", "Электротехника" и "Строительный инжиниринг".

Начиная с 2020/2021 уч. г., по согласованию с головным вузом в Корее планируется открыть обучение по другим перспективным направлениям бакалавриата и специальностям магистратуры. В частности, намечается открытие медицинского факультета с многопрофильной клиникой, научно-исследовательскими лабораториями и диагностическим центром.

Кроме того, в 2019/2020 уч. г. в Банковско-финансовой академии откроется Высшая школа экономики и бизнеса Университета Аджу. Она будет готовить управленческие кадры по специальностям магистратуры.

Прием абитуриентов и аттестация выпускников Университета осуществляются в соответствии с требованиями, порядком и сроками, устанавливаемыми Университетом Аджу по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования Узбекистана.

Подготовка кадров будет вестись на основе учебных планов и программ Университета Аджу с учетом требований законодательства Узбекистана в сфере образования.

Выпускникам Университета по его окончании выдается диплом установленного образца Университета Аджу (Республика Корея), который признается документом о высшем образовании в Узбекистане.


Важно! Обучение будет вестись на платно-контрактной основе. Студенты - граждане Узбекистана, принятые на учебу в 2019/2020 и 2020/2021 уч. гг., до окончания ими Университета будут получать государственную поддержку. Она будет представлена в виде оплаты за счет средств Государственного бюджета Узбекистана части суммы контракта, превышающей размер стоимости обучения по соответствующим направлениям образования в других государственных высших образовательных учреждениях республики. Исключение - оплата контракта юридическими лицами - потенциальными работодателями, они будут оплачивать сумму контракта в размере 100%.


Выпускники Университета, которым предоставлена государственная поддержка, будут распределяться на работу  с условием отработки не менее 3-х лет в государственных организациях республики по специальности.


* * *



Президент подписал Постановление от 29.11.2018 г. N ПП-4039, направленное на совершенствование деятельности  Министерства водного хозяйства.


Для повышения эффективности государственного управления в сфере водного хозяйства осуществляются  следующие структурные преобразования:

q во-первых, Государственная инспекция по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью  работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов передается из системы Министерства по чрезвычайным ситуациям в Министерство водного хозяйства;

q во-вторых, в структуре Министерства водного хозяйства создаются управления:

q магистральной системы "Сурхандарья" при Аму-Сурханском бассейновом управлении ирригационных систем;

q Ташкентского магистрального канала при Чирчик-Ахангаранском бассейновом управлении ирригационных систем;

q ирригационных систем при Министерстве водного хозяйства Республики Каракалпакстан и бассейновых управлениях ирригационных систем.


* * *



Национальный план действий на 2018-2021 гг. по выполнению международных документов в этой сфере утвержден Постановлением Кабинета Министров от 27.11.2018 г. N 968.


Принятый План нацелен на создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, поддержание в регионе стабильности и добрососедства, дальнейшее продвижение положительного имиджа страны за рубежом, выполнение соответствующих международных документов.

Для реализации Плана утвержден персональный состав рабочей группы. Ответственным ведомством назначена Государственная инспекция "Саноатгеоконтехназорат".

План включает мероприятия по 7 направлениям:


I. Выполнение Резолюции N 1540 Совета безопасности ООН. В рамках этого направления планируется присоединение Узбекистана к следующим антитеррористическим международным актам:


Протоколу о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств (17.06.1925 г., Женева);

Конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации от 10.09.2010 г.


II. Выполнение Соглашений и Договоров с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Предусматривается участие в мероприятиях МАГАТЭ, разработка национального списка товаров и технологий двойного назначения с упорядочением контроля их экспорта-импорта и др.


III. Выполнение требований Конвенции по запрещению химического, биологического (бактериологического) и токсического оружия. Предполагает ежегодное предоставление объявлений, отчетов и сведений в Организацию по запрещению химического оружия, участие в мероприятиях и др.


IV. Выполнение требований по снижению рисков воздействия химических, биологических, радиационных и ядерных материалов. Намечено проведение соответствующих проектов, тактико-специального учения "Джейран" по реагированию на химические угрозы и др.


V. Укрепление материально-технической базы министерств и ведомств. В этом направлении планируется обеспечить приграничные таможни оборудованием радиационного контроля на узбекско-таджикской границе, улучшить материально-техническую базу офицеров передовой линии МЧС и пр.


VI. Повышение кадрового потенциала. Проведут показательные тактико-специальные учения на АО "Максам-Чирчик", "Аммофос-Максам", "Ферганаазот", "Навоиазот", УП "Кунградский содовый завод". Цель - отработка спасательных действий при чрезвычайных ситуациях, связанных с выбросами сильнодействующих ядовитых веществ.


VII. Организационно-практические мероприятия в сфере обеспечения химической, биологической, радиационной и ядерной безопасности. Изучат целесообразность присоединения к Конвенциям:

q Минамата (г. Кумамото, Япония, 10.10.2013 г.);

q о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (г. Роттердам, Нидерланды, 10.09.1998 г.);

q об оперативном оповещении о ядерной аварии.

Представлены механизмы и сроки исполнения мероприятий, а также ожидаемые результаты.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 27.11.2018 г. N 965 утверждено Положение о порядке осуществления органами государственной налоговой службы тематических и экспресс-изучений. Об этом сообщает Министерство юстиции.


Пунктом 7 Постановления Президента от 26.06.2018 г. N ПП-3802 в рамках камерального контроля органам государственной налоговой службы предоставлено право проводить тематические и экспресс-изучения. Они проводятся с выходом на места для подтверждения достоверности предоставленной налогоплательщиком информации и правомерности применения налоговых и таможенных льгот, отраженных в его отчетах. С формальной точки зрения,  данное право было предоставлено налоговым органам с 27 июня 2018 года.

Однако до сегодняшнего дня не было документа, детально регламентирующего порядок проведения тематических и экспресс-изучений. Вместе с тем, отдельные налогоплательщики уже успели столкнуться с ними на практике.

Проект соответствующего Положения обсуждался на портале СОВАЗ с 6 по 21 сентября 2018 года и закономерно вызвал большой интерес у бизнеса.

В период общественного обсуждения проекта мы проанализировали, чем предлагаемые тематические и экспресс-изучения отличаются от уже знакомых проверок. Краткий вывод: по содержательной части изучения имеют мало отличий от проверок. Так же изучаются бухгалтерские и иные документы, обследуется территория и помещения, может проводиться инвентаризация и т.д. Разница - в формальной части. Изучения проводятся без согласования с органами прокуратуры и внесения данных в Единую систему электронной регистрации проверок, а в части последствий - приравниваются к результатам камерального контроля (есть возможность самостоятельно устранить налоговое правонарушение).

Документ принят с рядом существенных доработок, однако концептуально не поменялся.



Кто может попасть под тематическое и экспресс-изучение


Фактическим основанием для назначения тематического и экспресс-изучения является необходимость изучения информации, предоставленной налогоплательщиком по требованию налогового органа по результатам камерального контроля, в целях подтверждения ее достоверности.

При этом установлено 5 критериев для обязательного назначения изучения:

q правомерность применения налоговых и таможенных льгот - по всей видимости, сам факт использования льгот и их отражения в отчетности уже является основанием для тематического и экспресс-изучения;

q наличие расхождений в отчетности о чистой прибыли и начислении дивидендов хозяйственными обществами с государственной долей в уставном капитале 50% и более, а также определении чистой прибыли и суммы отчислений в Государственный бюджет государственными унитарными предприятиями в размере 30% от чистой прибыли и других данных о деятельности хозсубъекта, имеющихся в налоговых органах;

q несоответствие объемов, номенклатуры (ассортимента) и сумм приобретаемых и реализуемых товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг, выявленных при анализе движения денежных средств по банковским счетам налогоплательщика в результате камерального контроля;

q наличие расхождений и отклонений, выявленных на основе анализа поступившей в налоговые органы информации из органов и организаций, на которых возложена обязанность предоставлять ее в соответствии с налоговым законодательством;

q выявленные нарушения в области валютного законодательства, в том числе завышение и занижение стоимости импортируемых и экспортируемых товаров (работ, услуг) по внешнеторговым контрактам.

Юридическим же основанием для тематического и экспресс-изучения является приказ руководителя налогового органа. В нем должны быть указаны:

q налогоплательщик, в отношении которого осуществляется изучение;

q требование о внесении исправлений в налоговую отчетность, в соответствии с которым осуществляется данное изучение;

q срок изучения;

q состав должностных лиц налоговых органов, осуществляющих изучение.



Срок изучения и период охвата


Срок изучения не может превышать 5-ти рабочих дней. Он начинается с момента вручения должностному лицу или представителю налогоплательщика документов, являющихся основанием для изучения.

Изучению подлежит только тот календарный период, за который был проведен камеральный контроль. Отметим, что в законодательстве четко не обозначен период, который может охватить камеральный контроль. На практике в него включают тот отчетный период, за который сдается налоговая отчетность. Однако при обнаружении ошибок налоговые органы часто исследуют их повторение в предыдущих периодах до 5 лет назад (срок исковой давности по налоговым обязательствам). Таким образом, тематические и экспресс-изучения теоретически могут охватить и квартал, и 5 лет.



Что могут и что не вправе делать налоговые органы


Изучение документов. Допускается изучение только тех бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов налогоплательщика, которые касаются исключительно тематического и экспресс-изучения. Это - не сплошная ревизия. Поднимаемые в рамках изучения вопросы ограничены рамками требований о внесении исправлений в налоговую отчетность, которые изложены в приказе о назначении изучения.

Если документы не представить, составят акт. Он станет основанием для автоматического признания недостоверной той информации, что была предоставлена налогоплательщиком ранее в ответ на требование налогового органа о внесении исправлений в налоговую отчетность.

Осмотр территории и помещений. Налоговики вправе осмотреть территории, складские, торговые и иные помещения, в т.ч. места, используемые налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения. Делать это они должны только в целях изучения информации, представленной ранее налогоплательщиком в ответ на требование налогового органа. Целью может быть подтверждение количества рабочих мест, наличие товарно-материальных ценностей, основных средств и иного имущества.

Могут быть осмотрены не только объекты, принадлежащие налогоплательщику, но и складские помещения комитентов/комиссионеров и ответхранителей, если им были переданы принадлежащие налогоплательщику ТМЗ.

Инвентаризация. Она может быть проведена, когда в ходе осмотра установлены признаки недостачи или излишков, а также порчи товарно-материальных ценностей. Проводить налогоплательщику полную или выборочную инвентаризацию решают должностные лица налоговых органов.


Важно! Должностные лица органов государственной налоговой службы при исполнении своих обязанностей являются представителями государственной власти (часть первая статьи 8 Закона "О государственной налоговой службе"). Поэтому за непредставление документов, воспрепятствование доступу на территорию и в помещения, а также игнорирование требований о проведении инвентаризации должностные лица налогоплательщика могут быть оштрафованы на сумму от 1 до 5 МРЗП, как за воспрепятствование деятельности и невыполнение законных требований представителя власти (статья 198 КоАО).



Какие последствия влечет справка об изучении

По итогам тематического и экспресс-изучения составляется справка с приложением документов, подтверждающих содержащиеся в ней выводы.

До окончания изучения, т.е. до вручения налогоплательщику справки либо ее направления через персональный кабинет налогоплательщика, можно самостоятельно устранить налоговое правонарушение. В том числе речь идет о сдаче уточненной налоговой отчетности, уплате доначислений и пени.

Результаты тематических и экспресс-изучений прилагаются к результатам камерального контроля для взыскания доначислений. Кроме того, они вносятся в систему "риск-анализа" для назначения проверок.



Что требует уточнения


Принятое Положение очень важно для правового регулирования полномочий налоговых органов в их контрольной деятельности. Правоприменительная практика позволит выявить его недоработки и усовершенствовать документ. Но уже сейчас имеется ряд вопросов, на которые Положение не дает однозначных ответов.

Во-первых, не прописано чем тематическое изучение отличается от экспресс-изучения.

Во-вторых, непонятно, подлежат ли изучению налогоплательщики, полностью выполнившие требования налогового органа по результатам камерального контроля.

Напомним, согласно статье 70 НК налоговый орган по результатам камерального контроля вправе направить требование внести исправления в налоговую отчетность. У налогоплательщика 2 варианта действий:

q представить в течение 10 дней уточненную налоговую отчетность;

q либо в этот же срок сдать обоснование выявленных расхождений с приложением подтверждающих документов.

Используемое в Положении словосочетание "информация, представленная по требованию налоговых органов", по сути, и есть "обоснование выявленных расхождений". Однако все может трактоваться иначе, а термин "информация" включать уточненную налоговую отчетность. Если на местах будет применяться расширительное толкование, то изучению подвергнутся не только налогоплательщики, оспаривающие доначисления по налогам и другим платежам, но также те, кто в точном соответствии с требованием представил уточненную налоговую отчетность и доплатил обязательные платежи. Ведь есть вероятность обнаружить в ходе изучения дополнительные ошибки и увеличить сумму доначислений.






















































Время: 0.0364
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск