Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды/ Охрана окружающей природной среды/ Обращение с отходами/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 17.04.2019 г. N ПП-4291 "Об утверждении Стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
17.04.2019 г.
N ПП-4291
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ
ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ
ОТХОДАМИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
НА ПЕРИОД 2019-2028 ГОДОВ
В стране последовательно реализуется политика в области обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также улучшения санитарной и экологической обстановки регионов.
В частности, за 2017-2018 годы проведена значительная работа по совершенствованию инфраструктуры системы обращения с твердыми бытовыми отходами, созданы 13 государственных унитарных предприятий по санитарной очистке с 172 филиалами в районах и городах, а также 9 кластеров по комплексному обращению с твердыми бытовыми отходами. Принятые меры позволили обеспечить охват услугами по санитарной очистке около половины населения страны.
Вместе с тем недостаточная обеспеченность услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в сельских населенных пунктах, неудовлетворительное состояние инфраструктуры в области обращения с твердыми бытовыми отходами и несоответствие существующих полигонов твердых бытовых отходов требованиям санитарных и экологических норм требуют принятия комплексных мер в данной сфере.
В целях создания эффективной системы по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению твердых бытовых отходов, предотвращения их вредного воздействия на здоровье населения и окружающую среду, а также во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 17 января 2019 года N УП-5635 "О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год активных инвестиций и социального развития":
1. Утвердить Стратегию по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов (далее - Стратегия) согласно приложению N 1, предусматривающую реализацию следующих основных задач:
развитие инфраструктуры санитарной очистки, направленное на обеспечение полного охвата населения услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов;
создание эффективной и современной системы переработки твердых бытовых отходов;
сокращение объемов твердых бытовых отходов, направляемых для захоронения на полигоны, создание современных полигонов твердых бытовых отходов, соответствующих требованиям санитарных и экологических норм, а также принятие мер по закрытию и рекультивации существующих полигонов;
совершенствование ценообразования и оптимизация тарифов в сфере санитарной очистки;
использование объектов твердых бытовых отходов в виде источников альтернативной энергии.
2. Определить основными принципами Стратегии:
соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды на всех этапах реализации Стратегии;
обращение с твердыми бытовыми отходами, обеспечивающее осуществление контроля за всеми производимыми с твердыми бытовыми отходами операциями в целях снижения их негативного воздействия на окружающую среду;
внедрение принципа "загрязнитель платит", определяющего необходимость создания соответствующей правовой и экономической основы, предусматривающей компенсацию затрат по обращению с отходами самими производителями отходов;
открытость и прозрачность процесса осуществления деятельности по оказанию услуг в области обращения с твердыми бытовыми отходами на конкурсной основе.
3. Установить, что Стратегия реализуется на следующих этапах:
первый этап (2019-2021 годы) - совершенствование законодательной базы и механизмов экономического регулирования в области обращения с твердыми бытовыми отходами, развитие материально-технической базы и инфраструктуры санитарной очистки в целях обеспечения эффективной организации оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, укрепление платежной дисциплины, создание методического и информационного обеспечения для развития системы экологического образования в области обращения с твердыми бытовыми отходами;
второй этап (2022-2028 годы) - освоение инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры по раздельному сбору твердых бытовых отходов, оптимизацию полигонов, строительство перегрузочных станций и мусороперерабатывающих объектов, совершенствование деятельности кластеров по комплексному обращению с отходами, развитие их потенциала по переработке твердых бытовых отходов, а также достижение следующих целевых индикаторов:
доведение охвата населения услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов до 100 процентов;
обеспечение переработки не менее 60 процентов образуемых твердых бытовых отходов;
увеличение объема переработки специфических твердых бытовых отходов (ртутьсодержащие отходы, автопокрышки, аккумуляторы, отработанные масла, отходы упаковок и т.д.) до 25 процентов;
сокращение объемов твердых бытовых отходов, направляемых для захоронения на полигоны, до 60 процентов;
приведение состояния всех полигонов в соответствие с установленными требованиями, полная рекультивация земель ликвидированных полигонов;
использование альтернативных источников энергии на объектах обращения с твердыми бытовыми отходами до 35 процентов;
обеспечение мониторинга состояния полигонов (контроль за состоянием подземных (грунтовых) вод и атмосферного воздуха) до 100 процентов.
4. Утвердить План действий по реализации Стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов (далее - План действий) согласно приложению N 2.
5. Министерству финансов Республики Узбекистан ежегодно при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан, по обоснованным расчетам Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, предусматривать средства на реализацию мероприятий, указанных в Плане действий.
6. Министерству инвестиций и внешней торговли и Министерству финансов Республики Узбекистан обеспечить реализацию мер по выполнению инвестиционных проектов, предусмотренных Планом действий, а также обеспечить привлечение в частный сектор средств льготного финансирования международных финансовых институтов для реализации проектов в области обращения с бытовыми отходами.
7. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды усилить работу по повышению экологической культуры населения, а также организации широкомасштабной пропагандистской деятельности, уделив особое внимание профилактике правонарушений в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обращения с отходами.
8. Возложить персональную ответственность на:
первого заместителя Премьер-министра - министра транспорта Республики Узбекистан Раматова А.Ж. - за эффективную организацию и координацию деятельности ответственных министерств и ведомств в реализации Стратегии и Плана действий;
председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Кучкарова Б.Т., председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, городов и районов, руководителей ответственных министерств, ведомств и других организаций - за своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Стратегией и Планом действий.
9. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать в средствах массовой информации публикации и тематические телепередачи по освещению целей и задач настоящего постановления, а также хода реализации Стратегии и Плана действий.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 17.04.2019 г. N ПП-4291
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
по реализации Стратегии по обращению
с твердыми бытовыми отходами в Республике
Узбекистан на период 2019-2028 годов
N п/п
|
Наименования мероприятий
|
Механизмы и формы реализации
|
Сроки реализации
|
Источники финансирования
|
Ответственные исполнители
|
Ожидаемые результаты
|
I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
|
||||||
1. |
Разработка проекта Закона "Об отходах" в новой редакции. |
Разработка и внесение в Кабинет Министров проекта Закона Республики Узбекистан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "Об отходах". |
Июнь 2020 года |
Не требуется |
Госкомэкологии, Минздрав, Минэкономпром, Минюст, заинтересованные министерства и ведомства |
Установление необходимых требований в области обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО). Установление и совершенствование правовых основ экономических механизмов в области обращения с ТБО. Создание необходимых инструментов стимулирования деятельности в области обращения с ТБО. |
2. |
Совершенствование экономических механизмов в области обращения с ТБО. |
Разработка и внесение в Кабинет Министров проекта постановления, предусматривающего утверждение Положения о порядке применения экологического сбора на группы производимых и импортируемых товаров, включая упаковку, наносящих вред окружающей среде после утраты ими потребительских свойств. |
Февраль 2021 года |
Не требуется |
Госкомэкологии, Минфин, Минэкономпром, заинтересованные министерства и ведомства |
Сокращение объемов ТБО, направляемых для захоронения на полигоны. Достижение роста объемов использования вторичных материальных ресурсов. Улучшение состояния объектов инфраструктуры санитарной очистки. Доведение мощностей специализированных организаций санитарной очистки до уровня, необходимого для оказания качественных услуг в полном объеме. |
Разработка и внесение в Кабинет Министров проектов нормативно-правовых актов, регулирующих порядок депозитной системы потребительской упаковки (тары). |
Май 2021 года |
Не требуется |
Госкомэкологии, Минфин, Минэкономпром, заинтересованные министерства и ведомства |
Достижение роста объемов сбора вторичных материальных ресурсов посредством внедрения депозитной системы. Снижение образования ТБО посредством вовлечения вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот. Создание системы учета материальных и финансовых потоков потребительской упаковки (тары), предусматривающей единую систему учета ТБО. Снижение нагрузки на Государственный бюджет Республики Узбекистан в сфере финансирования области обращения с ТБО путем переноса ее части на частный сектор. |
||
3. |
Совершенствование ведомственных нормативно-правовых актов в области обращения с ТБО. |
Разработка и принятие Правил транспортировки бытовых отходов в новой редакции. |
Декабрь 2019 года |
Не требуется |
Госкомэкологии, заинтересованные министерства и ведомства |
Повышение эффективности деятельности специализированных организаций санитарной очистки. Достижение качественно высокого уровня оказания услуг в сфере санитарной очистки. Систематизация механизмов оказания услуг в сфере санитарной очистки. |
Разработка и принятие Инструкции по проектированию и эксплуатации полигонов для ТБО в новой редакции. |
Ноябрь 2019 года |
Не требуется |
Госкомэкологии, заинтересованные министерства и ведомства |
|||
4. |
Разработка методических рекомендаций. |
Разработка методических рекомендаций по определению норм накопления ТБО. |
Ноябрь 2019 года |
Не требуется |
Госкомэкологии, заинтересованные министерства и ведомства |
Внедрение методик для определения и утверждения норм накопления ТБО. |
5. |
Внедрение оценки эффективности деятельности специализированных организаций санитарной очистки. |
Разработка индикаторов оценки эффективности деятельности организаций санитарной очистки. |
Октябрь 2019 года |
Не требуется |
Госкомэкологии, заинтересованные министерства и ведомства |
Внедрение системы оценки эффективности деятельности специализированных организаций санитарной очистки. Повышение эффективности деятельности специализированных организаций санитарной очистки. Повышение качественного уровня оказания услуг в сфере санитарной очистки. Систематизация механизмов оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов. |
II. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ И РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ
|
13. |
Реализация проекта "Разработка концепции полного процесса управления ТБО на условиях государственно- частного партнерства" на примере двух городов (г. Ташкент и г. Бекабад) с участием Азиатского банка развития. |
1. Определение оптимальной структуры проекта, в соответствии с которой услуги по санитарной очистке в городах Ташкенте и Бекабаде могут быть предоставлены на основе ГЧП. 2. Разработка концепции для реализации проектов в области обращения с отходами, учитывая объем предоставляемых услуг, оценку затрат, экономическую целесообразность, а также возможности участия частного сектора. 3. Разработка конкурсных (тендерных) требований по отбору частных партнеров для реализации проектов на основе ГЧП в рамках утвержденной концепции. |
2019-2020 годы |
Техническое содействие АБР (Азиатско- Тихоокеанский регион), грантовые средства (650 тыс. долл. США) |
Госкомэкологии, Мининвествнешторг |
Повышение потенциала анализа и выявления различных модальностей ГЧП в области обращения с ТБО на основе морфологического состава ТБО и географических характеристик регионов. Повышение потенциала отбора проектов ГЧП в области обращения с ТБО. |
14.
Реализация проекта "Рекультивации старых полигонов ТБО и создание новых на территории Республики Каракалпакстан" с участием Европейского банка реконструкции и развития.
1. Разработка технического задания для проведения технико-экономического обоснования проекта (ТЭО).
2. Разработка ТЭО.
3. Внесение проекта на рассмотрение Кредитного комитета ЕБРР.
4. Подписание кредитных соглашений между Республикой Узбекистан и ЕБРР.
5. Начало финансирования проекта.
2019-2020
годы
Заемные средства ЕБРР (89,8 млн долл. США)
Госкомэкологии, Мининвествнешторг
Закрытие и рекультивация 31 полигона ТБО общей площадью 183,3 га.
Реконструкция 4 полигонов ТБО.
Создание 1 нового полигона на территории Амударьинского района.
Сокращение негативного воздействия на окружающую среду существующих полигонов.
15.
Реализация проекта "Рекультивация и реконструкция старых полигонов ТБО на территории Хорезмской области" с участием Европейского банка реконструкции и развития.
1. Разработка технического задания для проведения технико-экономического обоснования проекта (ТЭО).
2. Разработка ТЭО.
3. Внесение проекта на рассмотрение Кредитного комитета ЕБРР.
4. Подписание кредитных соглашений между Республикой Узбекистан и ЕБРР.
5. Начало финансирования проекта.
2019-2020
годы
Заемные средства ЕБРР (43,4 млн долл. США)
Госкомэкологии, Мининвествнешторг
Закрытие и рекультивация 10 полигонов ТБО общей площадью 62,2 га.
Реконструкция 3 полигонов ТБО.
Сокращение негативного воздействия на окружающую среду существующих полигонов.
16.
Реализация проекта "Рекультивации и реконструкции старых полигонов ТБО на территории Ташкентской области" с участием Европейского инвестиционного банка.
1. Разработка технического задания для проведения технико-экономического обоснования проекта (ТЭО).
2. Разработка ТЭО.
3. Внесение проекта на рассмотрение Кредитного комитета ЕБРР.
4. Подписание кредитных соглашений между Республикой Узбекистан и ЕБРР.
5. Начало финансирования проекта.
2019-2021
годы
Заемные средства ЕИБ
(71,1 млн долл. США)
Госкомэкологии, Мининвествнешторг
Закрытие и рекультивация 19 полигонов ТБО общей площадью 210,8 га.
Реконструкция 5 полигонов ТБО.
Сокращение негативного воздействия на окружающую среду существующих полигонов.
Примечание. Прогнозная сумма привлекаемых средств для реализации мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, составляет 18 492,8 млрд сумов (экв. 2188,2 млн долл. США), из них:
средства, предусматриваемые в параметрах Государственного бюджета - 1 751,7 млрд сумов (экв. 207,3 млн долл США);
кредиты МФИ и коммерческих банков - 7 836,1 млрд сумов (экв. 927,2 млн долл. США);
средства Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами - 1 624,3 млрд сумов (экв. 192,2 млн долл. США);
прямые инвестиции - 5 287,2 млрд сумов (экв. 625,6 млн долл. США);
грантовые средства - 11,4 млрд сумов (экв. 1,35 млн долл. США);
средства кластеров по комплексному обращению с ТБО - 1 982,1 млрд сумов (экв. 234,5 млн долл. США).
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 18 апреля 2019 г.
"Народное слово", 18 апреля 2019 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
22 апреля 2019 г., N 16, ст. 307