ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2019 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 27 апреля по 3 мая 2019 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

          

(за период с 27 апреля по 3 мая 2019 г.)


Водитель не повысил квалификацию - штраф 1 "минималка"

        

За беспилотники - реальный срок

         

Вводятся штрафы за нарушение авторских прав

         

Санкции за нарушение правил по карантину растений повысились

         

Строишь на захваченном участке - штраф

     

6 мая начинается священный месяц Рамазан

          

Добросовестным участникам ВЭД - особый статус и упрощения

        

На поставку промышленной продукции - дистанционный договор

     

Как определяется урожайность зерновых, влияющая на закупочную цену

       

Как поступить в Таможенный институт

       

На экзамены: меньше документов, больше льготников

      

Как таможенникам возмещается имущественный ущерб

        

Антимонопольный комитет оценит проекты и акты

       

Госактивы реализуются, формируются инвестиционные предложения

         

В образовании ожидается качественный скачок

         

Еще 3 банка и 2 акционерных общества проведут IPO и SPO

       

Управленцев в компании с госдолей - по согласованию с Правительством

        

Внебюджетные средства в образовании расходуются подконтрольно

       

Платные услуги в школе: как это работает

         

Проверять школы и детсады вправе только 6 госорганов



В статью 135 КоАО ("Управление транспортными средствами лицами, не имеющими документов, предусмотренных правилами дорожного движения") внесли дополнение (Закон Республики Узбекистан от 02.05.2019 г. N ЗРУ-534).


Напомним, процесс введения обязательного повышения квалификации водителей начался в сентябре 2017 года (Постановление Кабинета Министров от 04.09.2017 г. N 693). В дальнейшем изменился как перечень лиц, на которых оно распространяется, так и круг субъектов, наделенных правом осуществлять повышение квалификации водителей.


В итоге на данный момент:

а) проходить повышение квалификации с периодичностью 1 раз в 2 года обязаны лица:

q управляющие автотранспортными средствами, принадлежащими юридическим лицам, кроме индивидуальных предпринимателей и других физлиц, управляющих авто на основе краткосрочной аренды (проката) и лизинга;

q лишенные права управления автотранспортными средствами;

б) осуществлять деятельность по повышению квалификации водителей могут любые государственные (прошедшие регистрацию) (Приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 31.05.2018 г. N 408) и негосударственные (имеющие лицензию) образовательные учреждения (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 31.05.2018 г. N 408).

Несмотря на то, что обязанность водителей иметь при себе сертификат о прохождении повышения квалификации и предъявлять его при проверках сотрудникам ОВД закрепили в Правилах дорожного движения (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 24.12.2015 г. N 370), ответственности за его отсутствие не было (изначально ввести штрафы планировали с 1 июля 2018 года) (Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 04.09.2017 г. N 693).

Поправка, внесенная в статью 135 КоАО, меняет ситуацию. За отсутствие сертификата о прохождении повышения квалификации водителей транспортных средств юридических лиц, в том числе осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров или грузов, будут штрафовать. Санкция за это составит 1 МРЗП. Штрафы начнут применяться через три месяца после официального опубликования Закона.

При этом к ответственности не будут привлекать в течение 2 лет с момента получения "водительских прав" (кроме случаев замены или выдачи вместо утерянных).


* * *



В КоАО, УК и УПК внесены поправки, связанные с обращением беспилотных летательных аппаратов в стране (Закон Республики Узбекистан от 02.05.2019 г. N ЗРУ-534).


С 1 января 2015 года в Узбекистане действует запрет на ввоз, реализацию и использование беспилотников. Он распространяется на все виды аппаратов: гражданские, разведывательно-ударные и прочие (коды ТН ВЭД 8802 20 000 1, 8802 20 000 2, 8802 20 000 8).

В порядке исключения разрешен временный ввоз и использование дронов для подготовки фото- и видеоматериалов о туристском потенциале Узбекистана, в т.ч. зарубежными творческими группами. Также использовать беспилотники могут для выполнения ведомственных задач на основании разрешения Правительства.

С 14 июня 2017 года действует административная и уголовная ответственность за незаконное (несанкционированное) использование воздушного пространства Узбекистана, в т.ч. беспилотными летательными аппаратами. Однако новыми поправками она существенно детализируется и усиливается:

q деяния, связанные с незаконным оборотом беспилотников, выделены в отдельные статьи (статьи 244-4, 248-1 УК);

q предусмотрены не только санкции за нарушение установленного запрета на ввоз, реализацию и использование дронов, но и за нарушение порядка их хранения и использования (теми, кто в порядке исключения имеет на это право), включая повышенную ответственность за негативные последствия такого нарушения (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 31.08.2016 г. N 287);

q меняется вид и размер санкций: административных штрафов больше не будет, по "уголовке" - реальный срок лишения свободы, тогда как сейчас можно "отделаться" штрафом либо исправительными работами.

В результате, что грозит виновным по новым статьям Уголовного кодекса наглядно продемонстрировано в таблице.

         

      

    

N

п/п

      

   

Диспозиция

        

    

Санкция

      

1

Незаконный ввоз, сбыт, приобретение, хранение или использование беспилотных летательных аппаратов, комплектующих и запасных частей к ним*


Лишение свободы

до 3 лет

Нарушение порядка хранения, использования или предоставления беспилотных летательных аппаратов другим лицам, а также их нецелевое использование


2

Те же действия:

а) совершенные повторно или опасным рецидивистом;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения/путем злоупотребления должностным положением;

в) совершенные по предварительному сговору группой лиц;

г) повлекшие причинение средней тяжести или тяжкого телесного повреждения


Лишение свободы

от 3 до 5 лет

3

Те же действия, повлекшие смерть человека


Лишение свободы

от 5 до 8 лет


4

Те же действия, повлекшие:

а) человеческие жертвы;

б) катастрофу;

в) иные тяжкие последствия

          

Лишение свободы

от 8 до 10 лет


         

      

*) Примечание.

От ответственности освобождаются лица, добровольно сдавшие беспилотники, комплектующие и запчасти к ним.


* * *



В Кодекс об административной ответственности внесли изменения и дополнения, направленные на защиту прав интеллектуальной собственности (Закон Республики Узбекистан от 02.05.2019 г.N ЗРУ-534).


Во-первых, скорректирована действующая статья за нарушение прав владельца товарного знака или знака обслуживания (статья 177 КоАО). После вступления поправок в силу она будет охватывать также незаконное использование наименования места происхождения товара или чужого фирменного наименования.

Штрафы повысятся и составят с граждан от 5 до 10 МРЗП (сейчас - от 1 до 3 МРЗП), а с должностных лиц - от 10 до 20 МРЗП (сейчас - от 3 до 5 МРЗП). Вводятся штрафы за повторные нарушения, совершенные в течение года после применения административного взыскания. В этом случае гражданам "светит" от 10 до 20 МРЗП, а должностным лицам - от 20 до 30 МРЗП.

Во-вторых, вводится административная ответственность за нарушение авторского права и смежных прав, а также прав на изобретение, полезную модель и промышленный образец.

       

           

     

Нарушение авторского права

и смежных прав

   

   

Нарушение прав на изобретение,

полезную модель и промышленный образец

     

   

Правонарушение

     

    

Размер штрафа

     

      

Правонарушение

         

      

Размер штрафа

       

Незаконное использование произведений или объектов смежных прав, а равно воспроизведение, распространение, доведение до всеобщего сведения контрафактных экземпляров произведений или объектов смежных прав либо указание ложной информации на экземплярах произведений или объектов смежных прав об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторского права и смежных прав

    

на граждан -

от 1 до 5 МРЗП


на должностных лиц -

от 5 до 10 МРЗП

Несанкционированное изготовление, применение, импорт, предложение к продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью продукта или изделия, содержащего соответствующее запатентованное изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также применение способа, охраняемого патентом на изобретение, или введение в гражданский оборот либо хранение с этой целью продукта, изготовленного непосредственно способом, охраняемым патентом на изобретение

      

на граждан -

от 5 до 10 МРЗП


на должностных лиц -

от 10 до 20 МРЗП

        

Те же правонарушения, совершенные повторно в течение года после применения административного взыскания

         

на граждан -

от 5 до 10 МРЗП


на должностных лиц -

от 10 до 20 МРЗП

     

Те же правонарушения, совершенные повторно в течение года после применения административного взыскания

         

на граждан -

от 10 до 20 МРЗП


на должностных лиц -

от 20 до 30 МРЗП

      

   

         

Контрафактные экземпляры произведений и объектов смежных прав, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения и распространения, и иных орудий совершения правонарушения конфискуются.

Дела о правонарушениях данной категории рассматриваются административными судами. В отношении нарушителей - представителей бизнеса, впервые совершивших подобное правонарушение, добровольно устранивших допущенные нарушения и (или) возместивших причиненный материальный ущерб в 30-дневный срок с момента обнаружения правонарушения, административное производство возбуждать не будут, а начатое - прекратят.


* * *



Усилена ответственность за нарушение правил по борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками, а также вывоз материалов, не прошедших карантинную проверку и соответствующую обработку (статьи 107, 108 КоАО). Соответствующие поправки предусмотрены Законом от 02.05.2019 г. N ЗРУ-534.

       

       

     

Правонарушение

         

      

Санкция (размер штрафа)

       

     

до 3 мая 2019 года

      

      

с 3 мая 2019 года

      

Нарушение санитарных и иных правил по борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками


с граждан -

от 1/3 до 1 МРЗП


с должностных лиц -

от 1 до 2 МРЗП


с граждан -

от 1 до 3 МРЗП


с должностных лиц -

от 3 до 5 МРЗП


Непринятие землевладельцами и землепользователями мер по борьбе с ядовитыми сорняками


с граждан -

от 1/3 до 1 МРЗП


с должностных лиц -

от 1 до 2 МРЗП


с граждан -

от 1 до 3 МРЗП


с должностных лиц -

от 3 до 5 МРЗП


Вывоз из пограничных речных портов (с пристаней), с железнодорожных станций, автовокзалов (автостанций), из аэропортов и других пограничных пунктов завезенных из зарубежных стран материалов, не прошедших карантинную проверку и соответствующую обработку


с граждан -

от 1/2 до 2 МРЗП


с должностных лиц -

от 2 до 5 МРЗП


с граждан -

от 2 до 5 МРЗП


с должностных лиц -

от 5 до 10 МРЗП


       

     

Кроме того, ввели повышенные штрафы за повторный вывоз материалов, не прошедших карантинную проверку и обработку, в течение года после применения административного взыскания. С граждан в этом случае взыщут от 5 до 7, а с должностных лиц - от 7 до 15 МРЗП.


* * *



Статья 99 КоАО ("Нарушение законодательства о градостроительстве") изложена в новой редакции (Закон Республики Узбекистан от 02.05.2019 г. N ЗРУ-534).


Суть изменений заключается в следующем.

Во-первых, штрафы за отдельные нарушения, которые сейчас применяются только к должностным лицам, будут действовать и в отношении граждан. Ответственность должностных лиц при этом повышена.

         

          

        

N

п/п

      

       

Правонарушение

      

      

Штраф

в отношении

граждан (вводится

с 04.08.2019 г.)

    

      

Штраф в отношении

должностных лиц

      

    

до 04.08.2019 г.

      

     

с 04.08.2019 г.

       

1

Нарушение требований при выполнении проектных, строительно-монтажных работ, а также уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний инспекций по контролю в сфере строительства и по контролю за качеством дорожно-строительных работ (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства)


от 5

до 10 МРЗП

от 3

до 5 МРЗП

от 10

до 20 МРЗП

То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания


от 10

до 15 МРЗП

от 5

до 10 МРЗП

от 20

до 30 МРЗП

2

Нарушение правил приемки в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений, генеральных планов, проектов планировки и застройки населенных пунктов и межселенной территории, планов реконструкции районов, в которых расположены объекты культурного наследия, качества застройки и благоустройства кварталов, микрорайонов и промышленных зон городов, сельских населенных пунктов, а также архитектурных решений зданий и сооружений


от 15

до 20 МРЗП

от 5

до 10 МРЗП

от 30

до 40 МРЗП

То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания


от 20

до 25 МРЗП

от 10

до 15 МРЗП

от 40

до 50 МРЗП

3

Строительство объектов без положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию, в том числе на рабочую документацию, а также без разрешения инспекций по контролю в сфере строительства и по контролю за качеством дорожно-строительных работ


от 25

до 30 МРЗП

от 10

до 15 МРЗП

от 50

до 70 МРЗП

То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания


от 30

до 40 МРЗП

от 15

до 30 МРЗП

от 70

до 100 МРЗП

        

          

Во-вторых, обратная ситуация: штрафы, которые касались только граждан, будут и для должностных лиц, а ответственность граждан повышена.

           

           

    

Правонарушение

      

   

Штраф

в отношении

должностных лиц

(вводится

с 04.08.2019 г.)

        

     

Штраф в отношении граждан

       

      

до 04.08.2019 г.

        

       

с 04.08.2019 г.

      

Строительство, реконструкция и капитальный ремонт зданий, сооружений или других объектов в зонах, где установлены запреты (ограничения) на проведение таких работ в соответствии с градостроительным законодательством

     

от 70

до 100 МРЗП

от 10

до 20 МРЗП

от 50

до 70 МРЗП

   

           

В-третьих, налагаемые на должностных лиц штрафы за нарушение требований технических регламентов при производстве стройматериалов, конструкций и изделий повышаются и составят:

q от 20 до 30 МРЗП (сейчас - от 3 до 5 МРЗП);

q от 30 до 50 МРЗП (сейчас - от 5 до 10 МРЗП) - при совершении правонарушения повторно в течение года после административного взыскания.

В-четвертых, вводятся санкции за осуществление строительства на самовольно захваченных гражданами прилегающих и не прилегающих к своей территории земельных участках. Граждан в этом случае оштрафуют на сумму от 70 до 100, а при повторном правонарушении - от 100 до 150 МРЗП. Должностным лицам (например, нанятым гражданами подрядчикам) грозит от 100 до 150, а за повторное нарушение - от 150 до 200 МРЗП.


Напомним, что с июня повысятся штрафы за самовольный захват земель, а нерадивых землевладельцев, не предотвративших самозахват, начнут привлекать к ответственности.


* * *



6 мая начинается священный месяц Рамазан. Президент подписал соответствующее Постановление от 01.05.2019 г. N ПП-4303.


По информации Управления мусульман Узбекистана начало священного месяца Рамазан в 2019 году совпадает с 6 мая.

В этой связи местным властям совместно с Фондом "Нуроний", Республиканским советом по координации деятельности органов самоуправления граждан и другими общественными организациями поручено провести этот месяц в духе национальных традиций и ценностей. В частности, необходимо уделить внимание поддержке нуждающихся семей, укреплению атмосферы взаимоуважения в махаллях, благоустройству культовых мест.

Мероприятия, связанные с проведением месяца Рамазан, будут широко освещаться в средствах массовой информации.


* * *



Утверждено Положение об уполномоченных экономических операторах (Постановление Кабинета Министров РУз от 29.04.2019 г. N 363).


Напомним, институт уполномоченных экономических операторов внедрен в Узбекистане с 1 февраля 2019 года (Указ Президента от 24.11.2018 г. N УП-5582). Этот статус дает добросовестным участникам ВЭД право пользоваться упрощенными таможенными процедурами.


ГТК сформирует Реестр уполномоченных экономических операторов - перечень юрлиц, которым предоставлено право пользования специальными упрощениями при совершении таможенных операций. Реестр появится на официальном сайте комитета. Первый отбор субъектов, отвечающих установленным критериям, и включение их в Реестр в порядке эксперимента произведут до 1 июня 2019 года.

Для включения в Реестр нужно подать в ГТК письменное заявление (можно через центр госуслуг). Заявление рассматривается в течение 30 рабочих дней со дня его регистрации. За рассмотрение сбор не взимается. По итогам рассмотрения в указанный срок заявителю направляется письменное уведомление о включении или об отказе во включении его в Ресстр.

Предусмотрено две категории операторов, каждой из которых доступен определенный перечень упрощений. Для получения категории "А" юрлицо должно соответствовать следующим критериям:

q отсутствие фактов привлечения руководителя и главного бухгалтера, а также уполномоченного лица к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 174, 175, 176, 177 и 227 - 227-27 КоАО, в течение 1 года до дня обращения в таможенные органы;

q отсутствие фактов привлечения в течение последних 5 лет до дня обращения в таможенные органы руководителя и главного бухгалтера, а также уполномоченных лиц к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьями 182, 184, 189, 209, 228 и 246 УК;

q отсутствие задолженностей по уплате налогов и других обязательных платежей, в том числе штрафов и пени по ним;

q осуществление внешнеэкономической деятельности не менее 3 лет до дня обращения в таможенные органы;

q наличие в собственности (на праве пользования или владения) сооружений, помещений (части помещений) и (или) открытых площадок (части открытых площадок), предназначенных для использования в качестве склада для хранения товаров;

q фактурная стоимость импортированных и (или) экспортированных товаров должна составлять в эквиваленте не менее 2 млн долл. США в год и в течение последних 12 месяцев должно быть оформлено не менее 100 импортных и (или) экспортных ГТД либо в течение последних 12 месяцев сумма уплаченных таможенных платежей должна быть не менее 20 000 МРЗП и должно быть оформлено не менее 50 импортных и (или) экспортных ГТД.

Категория "Б" присваивается субъекту, осуществлявшему ВЭД в качестве оператора категории "А" не менее года и подавшему соответствующее заявление.

Cо дня включения оператора в Реестр он может пользоваться специальными упрощениями.

        

         

     

Категория "А"

(базовые упрощения)

    

    

Категория "Б"

(дополнительно к упрощениям

категории "А")

    

отсутствие применения форм таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств оператора при принятии решения об их выпуске, за исключением мер, определяемых системой управления рисками


отсутствие требования по обеспечению уплаты таможенных платежей при условном определении таможенной стоимости при выпуске товаров


совершение таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском товаров, в первоочередном порядке


осуществление условного выпуска товаров (за исключением продовольственных товаров и фармацевтической продукции) при отсутствии отдельных документов (сертификата соответствия), с последующим их предоставлением в течение шестидесяти календарных дней


неустановление маршрута перевозки товаров в отношении товаров, перевозимых оператором


признание органами государственной таможенной службы в качестве средств идентификации пломб, наложенных оператором на грузовые помещения (отсеки) транспортных средств или их части, отправляемых на экспорт товаров


доставка товаров оператора от таможенного органа отправления до места назначения без обеспечения уплаты таможенных платежей


выпуск товаров в свободное обращение с предоставлением рассрочки и (или) отсрочки по уплате таможенных платежей до шестидесяти рабочих дней, без предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей


помещение товаров под таможенный контроль в помещениях, на открытых площадках и иных территориях оператора


приоритетное участие в проводимых органами государственной таможенной службы пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций


проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях оператора, заранее согласованных с таможенными органами


назначение ответственного сотрудника органов государственной таможенной службы (далее - координатор) для оказания содействия оператору в ходе координирования и решения таможенных вопросов


отсутствие требования по предоставлению обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении таможенного транзита транспортным средством оператора


выпуск товаров в свободное обращение с предоставлением рассрочки и (или) отсрочки по уплате таможенных платежей до двадцати рабочих дней, без предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей


        

       

Операторам категории "Б" могут предоставляться также иные привилегии и специальные упрощения, не указанные в таблице, применяемые на территории иностранных государств, с которыми Узбекистан заключил соответствующие соглашения на взаимной основе.


* * *



Принято Постановление Президента от 01.05.2019 г. N ПП-4302 "О мерах по дальнейшему развитию промышленной кооперации и расширению производства востребованной продукции".


Промышленные ярмарки будут проводиться на постоянной основе. В 6-месячный срок разработают электронный кооперационный портал - важный инструмент поиска партнеров, дающий возможность оперативно заключать договоры (контракты) на поставку промышленной продукции дистанционно.

Постановлением утвержден Перечень новых видов готовой продукции, комплектующих изделий, сырья и материалов, рекомендуемых к освоению субъектами предпринимательства в 2019 году (далее - Перечень). В нем 99 позиций: продукты питания, трикотаж, одежда, обувь, лекарства, канцтовары, стройматериалы, резина, пластмассы, продукция химпрома, металлы и оборудование. Перечень может обновляться решением Кабинета Министров не реже 1 раза в полгода по предложениям министерств экономики и промышленности, инвестиций и внешней торговли, инновационного развития и Антимонопольного комитета.

В виде эксперимента внедрят систему поддержки производства востребованной в экономике продукции, предполагающую:

q во-первых, реализацию новых проектов на базе бездействующих зданий и сооружений, а также строительство технопарков;

q во-вторых, организацию технопарка на базе неиспользуемых производственных площадей и территории АО "Ташкентский механический завод". Здесь преимущественно разместят производства по организации выпуска новых видов продукции по Перечню. На финансирование этого направления выделят 50 млрд сумов;

q в-третьих, предоставление Государственным фондом поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров поручительства - не более 50% от суммы кредита на реализацию проекта и возмещения процентной ставки кредитов коммерческих банков на уровне до 5% на реализацию производства продукции по Перечню.

Кроме того, с 1 июля 2019 года:

q намерения о закупке импортных товаров также выставляются государственными заказчиками на специальном информационном портале государственных закупок для обеспечения участия национальных поставщиков и обеспечения прозрачности ценообразования;

q при наличии трех и более участников - отечественных производителей государственные закупки могут, по выбору заказчика, осуществляться среди отечественных производителей;

q заказчикам при закупках продукции по Перечню предоставляется право заключения путем конкурсных процедур специальных контрактов, предоставляющих инвестору гарантии приобретения продукции через систему государственных закупок, в течение двух лет с момента начала поставки при условии соблюдения требований по качеству, согласованных технических и ценовых параметров.


* * *



Как определить урожайность зерновых, влияющую на закупочную цену? Регламентированный механизм будет распространяться на производителей зерна для госзакупок, заключивших договоры контрактации с предприятиями "Уздонмахсулот" (Постановление Кабинета Министров РУз от 26.04.2019 г. N 357).


Напомним, для повышения урожайности зерновых предусмотрено введение надбавок или скидок к закупочной цене на зерновые в зависимости от урожайности с гектара орошаемой земли. Так, за урожайность от 41 центнера установлены надбавки от 10 до 25% закупочной цены, а за низкий урожай менее 41 центнера - скидки от 15 до 25%.


Для определения урожайности зерновых создаются районные рабочие группы в составе районного замхокима, начальника районного сельхозотдела Минсельхоза, председателя районного совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель (далее - районный совет) и др. Также организуют специальные зерноуборочные отряды из числа сотрудников вышеуказанных структур, а также представителей органов внутренних дел и статистики. Сбор урожая осуществляется с помощью комбайна, оснащенного оборудованием для измерения веса зерна. В документе приводится подробный механизм определения урожайности с одного гектара орошаемой площади и общего урожая зерновых.

После завершения сбора зерноуборочные отряды оформляют акт и представляют его районной рабочей группе. Один из экземпляров хранится у руководителя сельхозпредприятия. Рабочая группа собирает и изучает полученные акты по каждому производителю на предмет достоверности и правильности оформления.

По сельхозпредприятиям, где закончена уборка, ведется специальный реестр. Он составляется в 4 экземплярах, представляемых сельхозотделу, налоговой, статоргану и территориальному предприятию системы АО "Уздонмахсулот", который направляет в центральный аппарат этого общества требование о выделении средств для окончательного расчета с производителем. "Уздонмахсулот", в свою очередь, дает соответствующий заказ в Фонд государственной поддержки сельского хозяйства при Минфине.

Окончательный расчет с сельхозпроизводителями производится в следующем порядке:

q на начальном этапе, принимая во внимание продолжительность уборочных работ, оплачивается 85% стоимости предварительно сданного зерна. При этом 100-процентная оплата производится сельхозпредприятиям, которые по заключению районного совета и АКБ "Агробанк" перед началом уборки урожая собрали 41 и более центнеров зерна;

q на следующем этапе, после окончания уборочных работ, на основании реестра закончивших сбор сельхозпредприятий, производится окончательный расчет с применением установленных надбавок или скидок.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 29.04.2019 г. N 365 регламентирован порядок приема на обучение в Таможенный институт Государственного таможенного комитета.


Прием в бакалавриат на направления "Таможенное дело" и "Юриспруденция" проходит в несколько этапов: первичный конкурс; специальный квалификационный конкурс; тестовые испытания.

Заявления принимаются с 1 января по 1 апреля.

Первичный конкурс включает:

q сбор и изучение документов;

q индивидуальное собеседование;

q индивидуально-психологическое изучение;

q оценивание уровня общефизической подготовки;

q медосмотр.

Специальный квалификационный конкурс проходит до 25 июня и включает:

q психофизиологическое изучение;

q медосмотр;

q письменную работу (диктант);

q оценивание знаний по информационно-коммуникационным технологиям;

q итоговое индивидуальное собеседование.

Тестовые испытания проходят до 5 июля.

Порядок приема в магистратуру данного вуза утвержден отдельным положением.


* * *



Скорректирован механизм приема в отечественные вузы. Изменения коснулись отбора на бакалавриат, магистратуру и "заочку" (Постановление Кабинета Министров от 27.04.2019 г. N 360)



Бакалавриат


Во-первых, абитуриенты, изучавшие в школе, колледже или лицее турецкий язык в качестве иностранного (при отсутствии обучения английскому, немецкому и французскому), при поступлении сдают по нему экзамен по балльной системе. В настоящее время это правило действует в отношении испанского, арабского, персидского, китайского, корейского, уйгурского, итальянского, японского, а также языков дари, хинди, урду. По остальным предметам, как и другие абитуриенты, они сдают тестовые испытания.

Если же вместе с турецким абитуриент изучает также английский, немецкий и французский языки (при наличии их в аттестате или дипломе), на его выбор сдается один из них в форме тестов или турецкий - в форме экзамена по балльной системе. Для этого необходимо подать соответствующее заявление.

Во-вторых, из перечня обязательных к сдаче документов при поступлении исключили медицинскую справку по форме 086-У.

В-третьих, в список абитуриентов, зачисляемых в вузы вне конкурса и без испытаний на дополнительные "бюджетные" места, включены:

q выпускники школы-интерната им. Исхокхона Ибрата Туракурганского района Наманганской области с углубленным изучением иностранных языков, с "отличными" оценками за весь период обучения - на направления бакалавриата по иностранному языку и литературе, филологии и обучению языкам, по рекомендации Минвуза;

q по одному молодому военнослужащему из числа достигших высоких результатов с каждой воинской части, по рекомендации командования и первичной организации Союза молодежи.


На военные, а также иностранные вузы и их филиалы, осуществляющие деятельность на территории республики, действие акта не распространяется.



Магистратура


При приеме в магистратуру сдаются экзамены по спецпредмету (от 0 до 100 баллов) и иностранному языку (от 0 до 50 баллов). Кроме того, определяется общий рейтинг выпускника вуза или показатель усвоения предметов. Максимальный балл, который можно набрать, - 250.

Из списка испытаний исключены экзамены по предметам "Информатика и информационные технологии", "Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане" и собеседование с целью выявления способностей к научной и научно-педагогической работе.

Вместе с тем повышены показатели баллов обладателям сертификатов по системе TOEFL  и IELTS, с которыми поступающий освобождается от сдачи экзамена по иностранному языку: с 58 до 72 - по TOEFL, с 5 до 5,5 - по IELTS.



Заочное обучение


На "заочке" можно учиться только на платно-контрактной основе. Документы принимают ежегодно с 1 по 30 июля.  Программы вступительных экзаменов, критерии оценки, блоки сдаваемых предметов (не менее трех) до начала экзаменов обязательно доводятся до сведения абитуриентов.

Вступительные экзамены проводятся с 16 по 25 августа, на языке обучения. Время, выделяемое для экзаменов, определяется решением приемной комиссии вуза. Письменные (практические) работы сдаются и проверяются зашифровано путем проставления на титульных листах идентификационного номера.

Экзамены оцениваются исходя из максимального балла, который можно набрать по 3 предметам соответствующего направления бакалавриата. По каждому предмету выставляется от 0 до 100% от максимального балла, в зависимости от места предмета в блоке вопросов. 

Результаты экзаменов по каждому из сдаваемых предметов объявляются в течение 1-3 дней после их сдачи на официальном веб-сайте вуза. При несогласии с результатами испытаний в течение 24 часов с момента их официального опубликования можно подать апелляцию. Ее рассмотрение займет от 1 до 3 дней.

Оплата обучения осуществляется до 15 сентября, после чего ректор оформляет приказ о зачислении.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 29.04.2019 г. N 364 утвержден порядок возмещения вреда, причиненного имуществу сотрудника таможенного органа, или его близких родственников, при исполнении им служебных обязанностей.


Напомним, что таможенными органами являются Государственный таможенный комитет (ГТК), управления ГТК по Республике Каракалпакстан, областям, г. Ташкенту, специализированный таможенный комплекс "Ташкент-АЭРО", таможенные посты, Высший военный таможенный институт, а также Национальный кинологический центр. Следовательно, акт применяется в отношении сотрудников указанных структур.


Возмещение имущественного вреда сотрудникам таможенной службы - это один из видов их социальной защиты, предусмотренный Законом "О государственной таможенной службе". Ущерб возмещается, только если он нанесен в процессе исполнения таможенником своих служебных обязанностей. Причем это может быть не только его собственное имущество, но имущество его близких родственников: родителей, братьев, сестер, супругов, детей, а также родителей и братьев-сестер супругов.  

Правила акта распространяются и на лиц, вышедших на пенсию из органов таможенной службы, если вред причинен в ситуации, связанной с исполнением ими служебных обязанностей.

Вопросы возмещения ущерба рассматривают постоянно действующие комиссии, образуемые в центральном аппарате ГТК, областных таможенных управлениях, СТК "Ташкент-АЭРО", Таможенном институте и Национальном кинологическом центре.

Для погашения ущерба пострадавшее лицо подает руководителю таможенного органа рапорт, а его родственники - заявление. В этот же день обращение направляется в кадровую службу. Управление кадров в 3-дневный срок представляет в комиссию рапорт (заявление), заключение проверки возмещаемого случая и документы, подтверждающие размеры вреда.

Документы рассматриваются комиссией в течение 15 дней с момента получения.

Определение размера вреда осуществляется с привлечением оценочной организации при участии пострадавшего лица исходя из действующих рыночных цен. Формами возмещения вреда могут быть: "наличка" или перечисление, возмещение натурой, предоставление имущества равноценной стоимости, ремонт и пр. Выплаты производятся финансово-экономическими службами таможенных органов в течение 10 дней с момента вынесения соответствующего решения комиссии.

Расходы, связанные с возмещением ущерба, осуществляются за счет средств госбюджета с последующим их взысканием с виновного лица в судебном порядке.


* * *



Постановлением Антимонопольного комитета (рег. МЮ N 3155 от 19.04.2019 г.) утверждена Методика оценки воздействия актов законодательства на конкуренцию.


При оценке воздействия на конкуренцию выявляются нормы, прямо или косвенно ограничивающие конкуренцию на товарном и финансовом рынках. При этом оценка осуществляется двумя методами:

q "ex-ante" - в отношении проектов законов, постановлений Президента, палат Олий Мажлиса, Кабинета Министров, указов Президента, нормативно-правовых актов министерств, госкомитетов и ведомств (далее - проекты НПА);

q "ex-post" - в отношении действующих законодательных актов.



Оценка проектов НПА


Согласно Методике, воздействие на конкуренцию признается негативным, если проект НПА приводит или может привести к ограничению:

q круга и количества хозсубъектов - товаропроизводителей или оказывающих услуги;

q возможности взаимной конкуренции поставщиков или снижению их заинтересованности в этом;

q возможности выбора необходимой поставщикам информации.

Проекты НПА вносятся в Антимонопольный комитет (НПА высшей юридической силы) или его территориальные подразделения (проекты актов местных органов власти) для оценки, если в них содержатся определенные предписания. Например: внедрение новых видов разрешительных документов и лицензий; введение требований или условий, которые могут привести к дополнительным расходам участников рынка; повышение цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, а также других регулируемых цен и т.д. Всего 10 пунктов. Перечень является исчерпывающим.

По итогам оценки составляется заключение в двух экземплярах, один направляется разработчику проекта, который обязан его рассмотреть. Полученное заключение вместе с проектом представляется в Минюст для проведения правовой экспертизы. Наличие заключения обязательно при внесении проекта в Олий Мажлис, Администрацию Президента, Кабинет Министров.



Оценка действующих актов


Не менее двух раз в год проводится инвентаризация действующих НПА методом "ex-post" на предмет выявления нарушений законодательства о конкуренции. Если таковые обнаружатся, Антимонопольный комитет и его территориальные подразделения вносят:

q предложения в Администрацию Президента и Кабмин - в отношении актов высшей юридической силы;

q представление об устранении нарушений - в отношении актов министерств, госкомитетов, ведомств, хокимиятов.

При проведении оценки используется как официальная, так и неофициальная информация. Официальную информацию составляют международные договоры, официальные ресурсы Интернета, статистические данные и отчеты государственных статорганов, судебная практика. Неофициальная информация может быть получена из обращений в Антимонопольный комитет граждан и ННО, неофициальных интернет-ресурсов, опросов общественности.


* * *



Совершенствуются механизмы привлечения прямых частных иностранных инвестиций в страну (Постановление Президента РУз от 29.04.2019 г. N ПП-4300).


Работа в этом направлении активизируется, предпринимаются следующие шаги:

q во-первых, реализация государственных пакетов акций (долей) в уставных капиталах хозяйствующих субъектов в сфере химической и нефтегазовой промышленности, машиностроения, банковско-страховых организаций.

В частности, предлагается реализовать госдоли (25%) в "Алокабанке", "Туронбанке", "Asia Alliance Bank" и АО "Кафолат". Общее количество предлагаемых к реализации пакетов (долей) - 29. Их оценкой займутся авторитетные международные оценочные компании в соответствии с общепринятыми международными стандартами оценки. Отдельные пакеты могут реализовываться через инвестиционных посредников или консультантов. При этом отбор оценщиков, инвестпосредников и консультантов Агентством по управлению госактивами и его территориальными подразделениями осуществляется по прямым договорам на основе наилучших предложений (соответствующие дополнения внесли в Постановление Президента от 27.09.2018 г. N ПП-3953).

Помимо этого, будут проданы госактивы в предприятиях масложировой отрасли (17), АО "Узагрохимоя" (2) и прочие (16);

q во-вторых, разработка готовых инвестиционных предложений для привлечения прямых иностранных инвестиций. В соответствующий перечень включили 86 предложений в различных отраслях экономики на общую сумму 6 131 млн долл. США;

q в-третьих, широкое использование возможностей инвестиционных и бизнес-форумов, презентаций ("Road Show") и маркетинговых кампаний. Например, в текущем году представители Узбекистана посетят 9 международных экономических и инвестиционных форумов.

Кроме того, осенью 2019 года в столице пройдет Ташкентский международный инвестиционный форум. В ближайшее время также разработают единую, скоординированную информационную кампанию - "Invest in Uzbekistan" по продвижению позитивного имиджа Узбекистана на мировой бизнес-арене;

q в-четвертых, создание приоритетных направлений по реализации проектов государственно-частного партнерства. В частности, в 2019 году планируется проработать 15 различных проектов ГЧП на сумму 1 660 млн долл. США.

Постановлением также урегулирован ряд организационных вопросов, даны соответствующие поручения уполномоченным министерствам и ведомствам.


* * *



Принята Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года (Указ Президента РУз от 29.04.2019 г. N УП-5712).


Документ отражает текущее положение и имеющиеся проблемы в сфере. Сформулированы приоритетные цели и задачи:

q вхождение Узбекистана к 2030 году в ряд первых 30 ведущих стран мира по рейтингу программы оценки учащихся Международного уровня PISA (The Programme for International Student Assessment);

q качественное обновление содержания системы непрерывного образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров;

q совершенствование методики обучения, поэтапное внедрение принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса;

q внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов в сферу народного образования;

q укрепление материально-технической базы учреждений народного образования и повышение эффективности обеспечения бюджетными средствами;

q внедрение современных методов и направлений внешкольного образования в воспитание молодежи и обеспечение ее занятости;

q расширение конкурентной среды в системе народного образования за счет развития государственно-частного партнерства;

q внедрение в практику 5 инициатив, включающих в себя комплекс мер, направленных на создание дополнительных условий для обучения и воспитания молодежи;

q поэтапное повышение заработной платы, материального стимулирования и социальной защиты работников средних общеобразовательных учреждений с целью повышения привлекательности деятельности в системе народного образования.

Концепция реализуется поэтапно путем ежегодно утверждаемой отдельной "Дорожной карты". Ее проект на следующий год должен быть готов к 1 декабря текущего года. Разработкой "Дорожных карт" с постоянным мониторингом исполнения и ежеквартальным внесением результатов в Кабинет Министров займется Министерство народного образования.


* * *



Утверждено Постановление Кабинета Министров от 26.04.2019 г. N 358.


Принято решение провести первичное (IPO) и вторичное (SPO) публичное предложение акций населению и субъектам предпринимательства:

q путем IPO - АКБ "Упромстройбанк" (10%), АКБ "Asia Alliance Bank" (10%), АО "Жиззах пластмасса" (25%);

q путем  SPO - АКБ "Алокабанк" (10%) и АО "Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа" (12%).


Напомним, в 2017 году утвержден Перечень акционерных обществ, акции которых реализуются путем первичного (IPO) и вторичного (SPO) публичных предложений акций (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 10.05.2017 г. N 268). АО "Шахрисабз вино-арок" из него исключили.


На реализацию государственных пакетов акций вышеуказанных компаний, в том числе на определение цены их реализации не распространяется Постановление Кабинета Министров от 06.10.2014 г. N 279.

Если иное не установлено организатором публичного предложения по согласованию с инициатором, одно лицо не может приобрести более 0,1% от общего количества реализуемых акций. Цена предложения определяется организатором публичного предложения по согласованию с инициатором исходя из способов, предусмотренных правилами фондовой биржи. 


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров от 26.04.2019 г. N 356 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления государственными активами".


Вводится новый порядок выдвижения кандидатов хозяйственных обществ в части госдоли:

q в члены наблюдательных советов (советов банков), а также на должности руководителя и заместителя руководителя в исполнительном органе хозяйственных обществ с долей государства в уставном капитале (фонде) 50% и более - по согласованию с Премьер-министром или его соответствующими заместителями и советниками;

q в члены наблюдательных советов (советов банков) хозяйственных обществ с долей государства в уставном капитале (фонде) до 50% - по согласованию с соответствующими секретариатами Кабинета Министров.

Это не касается хозяйственных обществ, учредителями (акционерами) которых являются органы исполнительной власти на местах и государственные унитарные предприятия.

Членам наблюдательных советов (советов банков) хозяйственных обществ, являющимся руководителями или заместителями руководителя, а также работниками госорганизаций, в течение 1 квартала выплачиваются вознаграждения и (или) компенсируемые расходы, связанные с исполнением ими своих функций, - не более 50 МРЗП.

Конкретные суммы определяются с учетом их личного вклада в развитие соответствующей сферы деятельности хозяйственных обществ. При этом такие лица могут быть членами наблюдательных советов одновременно не более двух хозяйственных обществ, в которых выплачиваются вознаграждения.


* * *



Утверждено Положение о порядке формирования и использования средств внебюджетных фондов учреждений народного образования (Постановление Кабинета Министров от 22.04.2019 г. N 344).


Напомним, с 1 октября 2018 года порядок формирования и расходования средств внебюджетных фондов развития учреждений народного образования изменился (Указ Президента РУз от 05.09.2018 г. N УП-5538).


В такие фонды поступают:

q средства от предоставления в аренду недвижимого имущества учреждений народного образования, за вычетом 1% для оплаты услуг центров аренды государственного имущества и операторов электронной торговой площадки;

q доходы, полученные от предоставления дополнительных видов образовательных услуг, не предусмотренных учебными программами (кроме государственных образовательных стандартов);

q доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг) по профилю деятельности учреждений народного образования;

q спонсорские поступления юридических и физических лиц, в том числе нерезидентов Узбекистана;

q гранты и средства технической поддержки международных финансовых институтов и иностранных государств;

q другие средства, не запрещенные законодательством.

Руководитель общеобразовательного учреждения вправе свободно распоряжаться средствами фонда. Для этого утверждается смета доходов и расходов, изменения и дополнения в которую вносятся только по согласованию с Наблюдательным советом данного учреждения по обоснованному письменному заявлению руководителя.

При этом документом предписывается направлять (без учета целевых спонсорских поступлений):

q до 10% от общей суммы средств, привлеченных в фонд по итогам года, - на материальное стимулирование руководителя данного учреждения;

q 5% поступлений - в Фонд содействия реформам в сфере народного образования.

Контроль за целевым использованием средств осуществляют Управление внутреннего аудита и финансового контроля Министерства народного образования и его территориальные подразделения. Казначейство Министерства финансов и его подразделения ведут предварительный и текущий контроль целевого и рационального использования средств.

Персональную ответственность за правильное формирование средств фонда, их эффективное и рациональное использование несут руководители и бухгалтеры учреждений народного образования.


* * *



Утверждено Положение о порядке оказания платных образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях системы Министерства народного образования Республики Узбекистан (Постановление Кабинета Министров от 22.04.2019 г. N 343).


Платные услуги по программам дополнительного образования, не предусмотренным учебными программами (кроме гособразовательных стандартов), оказываются в рамках договора, заключаемого между директором школы и родителями (законными представителями) учащегося по утвержденной форме (Приложение N 2 к Положению). Директор и педагоги не вправе принуждать учеников к получению платных услуг.

Ежегодно в школах утверждается годовой план оказания платных образовательных услуг. В нем указываются:

q виды образовательных услуг (направления дополнительного образования);

q время проведения занятий;

q количество часов обучения;

q цена за каждый час обучения. При этом оплата детям из малообеспеченных семей устанавливается в размере 50% общей стоимости;

q количество учащихся в группах - не более 35 учеников (могут организовываться индивидуальные занятия);

q Ф.И.О. учителя или специалиста по направлениям;

q место проведения занятий (классы).

Годовой план размещается на официальном сайте Министерства народного образования или на официальном сайте школы.

Стоимость платных услуг утверждается директором школы по согласованию с Наблюдательным советом.  Оплата вносится каждый месяц до 5 числа (100-процентная предоплата). Можно оплатить наличными в отделениях банков или перечислением на внебюджетный лицевой счет школы, открываемый в соответствующем отделении Казначейства. Платить непосредственно в школе категорически запрещено.

Минимум дважды в год Наблюдательный совет школы проводит опрос среди учеников и их родителей по определению качества оказываемых платных услуг.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 25.04.2019 г. N 352 регламентирован механизм проверок деятельности дошкольных и общеобразовательных учреждений.


Требования акта распространяются только на госучреждения.

Изучение деятельности школ и детских садов осуществляется в форме плановых, внеплановых проверок и проверок в порядке надзора. Контролировать их работу в пределах своей компетенции вправе следующие уполномоченные органы и их территориальные подразделения:

q МВД и его специализированные подразделения по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

q Государственная служба пожарной безопасности;

q Республиканский центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

q Министерство занятости и трудовых отношений;

q Министерство по чрезвычайным ситуациям;

q Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды.


Важно! Указанный перечень проверяющих органов является исчерпывающим, другие структуры проводить проверки в школах и детсадах не вправе. За недопущением проведения незаконных проверок следит Генпрокуратура с применением к виновным лицам строгих мер ответственности.



Плановые проверки


Проверяющие органы составляют ежегодный план-график проверок на предстоящий год и направляют его для согласования в министерства и ведомства, в системе которых функционируют те или иные сады и школы. Утвержденный план-график размещается на их веб-сайтах, а также доводится до сведения запланированных к проверке учреждений.

Не менее чем за 10 дней до начала проверки уполномоченный орган информирует об этом соответствующее министерство или ведомство путем направления официального письма с приложением приказа, программы или вопросника. Проверка проводится строго в рамках этих документов. Изучение вопросов, не предусмотренных ими, запрещается.

Проверяющие обязаны заполнить журнал регистрации проверок в бумажной или электронной форме.

Срок проведения плановой проверки - не более 10 дней. По итогам изучения контролирующий орган оформляет акт (справку), с отражением в нем:

q общего заключения, выявленных недостатков, мер и сроков их устранения;

q применения установленных законодательством мер воздействия в отношении выявленных правонарушений.


Обратите внимание! Вновь созданные детсады и школы в первые два года плановым проверкам не подвергаются.



Внеплановые проверки


Проверяются только образовательные учреждения, не включенные в ежегодный план. Проверки проводятся в строго установленных случаях, например, при:

q прекращении их деятельности;

q опубликовании в СМИ или интернет-источниках информации о нарушениях, связанных с деятельностью образовательного учреждения;

q выявлении недостатков, которые могут негативно отразиться на эффективности деятельности образовательного учреждения и качестве обучения, либо снижении средних показателей рейтинга в разрезе района (города) и др. Всего указано 9 исчерпывающих ситуаций, когда возможны внеплановые проверки.



Проверки в порядке надзора


В процессе осуществления проверки контролируется устранение учреждением правонарушений, выявленных ранее. Проводится в течение 5 календарных дней, с письменным уведомлением не менее чем за 10 календарных дней.




















































Время: 0.0248
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск