язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Образование/ Среднее образование/ Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 29.04.2019 г. N УП-5712)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 29.04.2019 г. N УП-5712



КОНЦЕПЦИЯ

развития системы народного образования

Республики Узбекистан до 2030 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года (далее - Концепция) разработана во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 5 сентября 2018 года N УП-5538 "О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием".


2. Концепция определяет основные направления развития системы народного образования на долгосрочную перспективу, в частности:

вхождение Республики Узбекистан к 2030 году в ряд первых 30 ведущих стран мира по рейтингу программы оценки учащихся Международного уровня PISA (The Programme for International Student Assessment);

качественное обновление содержания системы непрерывного образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров;

совершенствование методики обучения, поэтапное внедрение принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса;

внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов в сферу народного образования;

укрепление материально-технической базы учреждений системы народного образования и повышение эффективности обеспечения бюджетными средствами;

внедрение современных методов и направлений внешкольного образования в воспитание молодежи и обеспечение ее занятости;

расширение конкурентной среды в системе народного образования за счет развития государственно-частного партнерства;

внедрение в практику пяти инициатив, включающих в себя комплекс мер, направленных на создание дополнительных условий для обучения и воспитания молодежи;

поэтапное повышение заработной платы, материального стимулирования и социальной защиты работников средних общеобразовательных учреждений с целью повышения привлекательности деятельности в системе народного образования.



ГЛАВА 2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ИМЕЮЩИЕСЯ

ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


3. В настоящее время система народного образования включает в себя общее среднее и внешкольное образование.


4. В системе народного образования функционируют учреждения, ориентированные на детей с различными запросами - учебные заведения, обеспечивающие обучение на уровне более высоком относительно образовательных стандартов (специализированные школы), и образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями.

По состоянию на 1 апреля 2019 года в Республике Узбекистан функционирует 9 691 общеобразовательная школа (в том числе 350 специализированных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов).

Общее количество учащихся в общеобразовательных школах составляет 5,8 миллиона человек. Также в 86 негосударственных образовательных учреждениях обучается около 13,8 тысячи учащихся.

Налажена деятельность внешкольных образовательных учреждений (центры "Баркамол авлод"), дающих возможность для развития творческих способностей и навыков детей.

В центрах "Баркамол авлод" создано 5 540 кружков, в которые вовлечены около 143 тысяч детей.

В системе общего среднего образования республики внедрено начальное профессиональное образование, в профессиональных колледжах и общеобразовательных школах образовано 1 748 учебно-производственных комплекса по 51 наименованию рабочих профессий.

В системе народного образования функционируют 86 специализированных школ и 21 школа-интернат для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, где обучаются 20 610 детей.

Также 13 437 детей с отклонениями в физическом или психическом развитии и нуждающихся в длительном лечении получают образование в домашних условиях.

Обучение детей, нуждающихся в особых условиях воспитания и образования, осуществляется в двух специализированных учебно-воспитательных учреждениях.

В 19 домах "Мехрибонлик" и 3 детских городках воспитываются 2 557 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


5. В законодательстве сферы народного образования, институциональном развитии, обучении и воспитании детей школьного возраста в соответствии с современными требованиями имеются пробелы и недостатки, в том числе:


а) в сфере управления общим средним образованием:

организация деятельности общеобразовательных учреждений требует поднятия на высокий уровень качества образования, а также своевременного решения существующих проблем;

декларативный характер задач, возложенных на общеобразовательные учреждения, недостаточность организационно-правовых механизмов их реализации отрицательно сказываются на эффективности проводимых реформ;

отсутствие глубокого анализа деятельности общеобразовательных учреждений со стороны органов государственной власти на местах, ограничивающихся лишь сбором статистических и других данных, препятствует выявлению фактического положения дел в регионах;

низкий уровень использования передовых информационно-коммуникационных технологий в процессе оказания государственных образовательных услуг, управления общеобразовательными учреждениями, планирования и организации работ не позволяет обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений, оперативно отслеживать этот процесс, а также приводит к излишней бюрократизации государственного управления и увеличению его расходов;

неразвитость социального и государственно-частного партнерства в системе народного образования ограничивает участие негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении проблем сферы образования;

недостаточно развитый механизм реализации вертикали управления в системе народного образования приводит к значительному снижению роли районных и городских отделов народного образования;

требуется внедрение эффективных механизмов устранения различных проявлений коррупции при приеме детей в общеобразовательные учреждения и в образовательном процессе;


б) в сфере подготовки кадров:

наблюдается нехватка педагогических кадров по таким предметам, как математика, физика, химия, информатика, английский и другие иностранные языки;

из-за отсутствия льгот при приеме в высшие учебные заведения для студентов из отдаленных регионов сохраняется острая нехватка учителей в горной и пустынной местностях;

14 процентов преподавателей общеобразовательных учреждений составляют специалисты со средним специальным образованием;

в учебные программы высших учебных заведений педагогического направления включены отдельные предметы, не несущие смысловой нагрузки для будущих педагогов;

устаревшее смысловое содержание учебников по предметам "Педагогика" и "Методика", а также формальное прохождение педагогической практики отрицательно сказываются на профессиональных качествах будущего педагога;

несмотря на то, что около 25 процентов от общего количества выпускников высших учебных заведений составляют выпускники специальности "Педагогика", а данная специальность является одной из самых массовых, мотивация труда выпускников высших учебных заведений педагогического направления по своей специальности остается крайне низкой ввиду ее малой привлекательности;

необходимо разработать конкретные требования определения уровня квалификации педагогов при приеме на работу;

отсутствие конкретно установленных национальных стандартов с описанием того, что должны знать и уметь делать учителя и директора школ, препятствует росту их потенциала, приводит к неэффективности существующей процедуры отбора и назначения руководителей учреждений;

несоответствие нынешней системы повышения квалификации учителей их потребностям, устаревшие содержание и применяемые методы на курсах повышения квалификации, отсутствие механизма дистанционной переподготовки учителей с использованием современных информационно-коммуникационных технологий не дают возможности системного повышения знаний и квалификации учителей;

встречаются случаи, когда высококвалифицированные и опытные педагоги с многолетним трудовым стажем не проходят аттестацию вследствие недостаточного владения основами компьютерной грамотности или английского языка;

низкий потенциал кадрового состава малокомплектных школ не обеспечивает требуемого уровня качества образования;


в) в сфере организации учебного процесса:

требуется формирование высокой мотивации получения образования учащимися;

в отдельных школах превышение количества учащихся в классах привело к резкому ухудшению качества учебного процесса;

необходимо улучшить методическое обеспечение педагогов;

отсутствие вариативности в системе разработки учебников создает предпосылки для монополизации сферы их разработки и издания, а также отрицательно влияет на содержание, методику и качество издания;

несмотря на то, что государственные образовательные стандарты основываются на компетентном подходе, методы преподавания и оценки, учебники и другие учебные материалы, в основном, направлены на заучивание и описание информации, что препятствует развитию навыков критического мышления, самостоятельного поиска и анализа информации, других способностей;

необходимо повышать качество учебников, внедрение практики использования зарубежных учебных пособий в качестве дополнительного либо альтернативного учебного материала;

требует методической помощи процесс обучения иностранным языкам и информационно-коммуникационным технологиям;

недостаточно развиты инклюзивные программы образования в системе народного образования, необходимо обеспечить специальную подготовку преподавателей по инклюзивному образованию в программах высших учебных заведений нашей страны;

требуется разработка в школах эффективной внутренней системы решения конфликтов и предупреждения преступлений, а также специальных программ повышения квалификации учителей и школьных психологов по исключению учащихся из группы риска;


г) в сфере материально-технического оснащения школ:

неоснащенность школьных спортивных залов и площадок необходимым инвентарем, нехватка в классах учебной мебели, лабораторного оборудования и компьютерной техники, их несвоевременное обновление приводят к недовольству родителей системой образования;

ощущается потребность в дополнительном оснащении 28 процентов школ, необходимо заменить 50 процентов морально и физически устаревшего используемого оборудования;

необходимо организовать более чем в 3 000 общеобразовательных школах столовые и буфеты для здорового питания учащихся;

органами государственной власти на местах не уделяется достаточного внимания решению инфраструктурных проблем по обеспечению электроэнергией, углем, холодной и горячей водой, природным газом и канализацией, в частности, 1 726 общеобразовательных школ, расположенных в отдаленных населенных пунктах и сельской местности, отапливаются с помощью самодельных печей ("буржуйки");

необходимо внедрить современные стандарты строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений;

2 907 общеобразовательных школ нуждаются в строительно-ремонтных работах;

в связи с переходом на 11-летнее образование ощущается потребность в дополнительных ученических местах;


д) в области финансирования системы народного образования:

требуется распределение и использование средств финансирования системы народного образования на основе эффективной и прозрачной системы;

основная часть расходов, выделенных учреждениям народного образования из Государственного бюджета, расходуется на заработную плату, при этом недостаточно средств направляется на обновление учебного инвентаря и оборудования, ремонт школы.



ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


6. Развитие системы народного образования основывается на достижении целевых показателей, указанных в приложении к настоящей Концепции.


7. Стратегическими целями системы народного образования являются:

создание возможностей для получения качественных знаний в соответствии с передовым международным опытом и современными требованиями общества, инновационное развитие экономики в общеобразовательной системе;

развитие человеческого капитала как основного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности учащегося на рынке труда и страны в целом.


8. Исходя из целевых задач на долгосрочную перспективу, развитие системы народного образования будет осуществляться на основании следующих приоритетных направлений:


а) качественное обновление содержания системы образования, а также подготовка, переподготовка и повышение квалификации профессиональных педагогических кадров:

совершенствование системы подготовки педагогических кадров с поэтапным переводом высших учебных заведений педагогического направления на кредитную систему обучения, уделив при этом особое внимание таким предметам, как педагогика, дидактика, практическая педагогическая психология, методика с разработкой учебных материалов и педагогической оценки;

пересмотр деятельности центров подготовки и переподготовки педагогов с учетом освоения современных теорий обучения, знаний педагогической психологии, основ личностно-ориентированных походов, педагогической компетентности;

разработка для будущих педагогов методов, позволяющих выявлять и оценивать предрасположенность к педагогической деятельности и творческие способности;

поэтапное увеличение качественного состава учителей, в частности педагогов со степенью магистра, в общеобразовательных учреждениях;

поддержка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для системы народного образования, в том числе стимулирование вхождения молодых кадров в сферу образования;

формирование образовательной инфраструктуры, позволяющей в первую очередь педагогам малокомплектных общеобразовательных школ, расположенных в отдаленной местности, осваивать новые специальности и квалификации;

содействие формированию системы независимой оценки качества непрерывного образования и развитие конкуренции на рынке дополнительных педагогических услуг;

разработка стандартизированной программы подготовки руководящих кадров в области народного образования и создание системы выдачи трехгодичного сертификата слушателям, прошедшим повышение квалификации по направлению "Управление в области народного образования" и успешно сдавшим экзамены;

введение практики конкурсного отбора кандидатов на руководящие должности в общеобразовательных учреждениях, усиление их мотивации;

повышение эффективности и расширение охвата системы дистанционного повышения квалификации и переподготовки педагогов;

обновление содержания и методов преподавания, пересмотр системы оценки на курсах повышения квалификации и переподготовки;

внедрение механизмов установления квоты по льготному приему абитуриентов из горной и пустынной местностей с большой потребностью в педагогических кадрах по рекомендации Министерства народного образования Республики Узбекистан, а также увеличение квоты по направлениям заочного обучения в высших учебных заведениях педагогического направления;

создание национальной системы оценки качества образования в общеобразовательных школах PISA (The Programme for International Student Assessment), направленной на оценку уровня знаний и способностей учащихся в чтении, математике и естествознании с целью организации международных исследований по оценке качества образования в системе народного образования;

внедрение новых методов определения навыков для введения обновленных стандартов образования и квалификационных требований к педагогическим работникам;

совершенствование механизма профессиональной поддержки и сотрудничества молодых учителей с учетом их карьерного роста;


б) создание системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью:

пересмотр механизмов проведения предметных олимпиад, обеспечение прозрачности при выявлении самых талантливых и способных учащихся, унификация критериев оценки с критериями соответствующих международных олимпиад и конкурсов;

расширение масштабов исследовательской и инновационной деятельности высших учебных заведений, развитие на их базе инновационной инфраструктуры с созданием бизнес-инкубаторов и технопарков, распространение образовательной деятельности высших учебных заведений на учебно-производственные комплексы, созданные в профессиональных колледжах и общеобразовательных школах;

создание на базе общеобразовательных учреждений профессиональных квалификационных учебных центров (ресурсных центров), обратив при этом совместно с субъектами предпринимательства особое внимание на программу локализации производства и импортозамещения;

расширение в сотрудничестве с высшими учебными заведениями и академическими лицеями при высших учебных заведениях сети специализированных общеобразовательных учреждений с углубленным изучением таких востребованных предметов, как иностранные языки, математика, физика, химия, биология;

поэтапное создание в течение 2019-2021 годов в каждом регионе республики "Президентских школ", специализированных по направлениям STEAM (наука, технология, инжиниринг, искусство и математика);

привлечение педагогического состава высших учебных заведений, обладающего научным потенциалом к работе с талантливыми детьми в общеобразовательных школах и оценке качества образования;

расширение сети негосударственных общеобразовательных учреждений с предоставлением, при необходимости, возможностей для обучения одаренным детям и талантливой молодежи за счет помощи и благотворительности заинтересованных общественных и коммерческих предприятий путем предоставления индивидуальных грантов;

внедрение порядка целевого обучения учащихся старших классов (10-11 классы), достигших высоких результатов в зарубежных странах в соответствии с программами сотрудничества;


в) совершенствование методик преподавания, поэтапное внедрение принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса:

формирование у учеников здоровой, сильной и действенной мотивации к учебе с раннего возраста, а также развитие у них способностей выбора профессии, самостоятельного планирования профессионального роста, освоения современных профессий;

создание мультимедийных приложений с внедрением информационно-коммуникационных технологий для современных учебников и учебно-методических пособий;

пересмотр учебных программ профессионального образования, осуществляемого на базе учебно-производственных комплексов с учетом совершенствования обучения профессиям и развития тенденций автоматизации многих процессов производства;

разработка критериев оценки педагогической деятельности, основанных на принципах мастерства интерактивного управления процессом обучения и компетенций, предусмотренных в государственных образовательных стандартах;

в целях преобразования библиотек общеобразовательных школ в современные (smart) центры самостоятельной подготовки учащихся расширение их полезных площадей и материально-техническое оснащение, объединение их в единую информационную систему, повышение роли библиотек общеобразовательных школ путем их подключения к электронным ресурсам Национальной библиотеки Узбекистана;

развитие научных исследований прикладного характера, направленных на изучение и научное обоснование новых, в том числе альтернативных подходов в целях эффективной организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях;

расширение использования современных образовательных технологий по расширению компетентности усвоения учащихся с сохранением сроков обучения;

регулярное совершенствование системы государственных образовательных стандартов общего среднего образования с целью обеспечения их соответствия потребностям современной инновационной экономики;

поэтапный отказ от учебной программы, составленной на основе предметов не взаимосвязанных между собой, оптимизация количества учебных предметов;

введение в старших классах обязательных предметов и предметов по выбору с целью повышения мотивации учащихся на получение знаний, а также с учетом их интересов и потребностей;

развитие специализированного образования для учащихся 10-11 классов с расширением возможностей профессионального обучения, направленного на развитие социализации, способностей и компетентности учащихся;

привлечение крупных коммерческих предприятий к организации процесса профессионального обучения по востребованным на международном рынке и в сфере информационно-коммуникационных технологий специальностям;

внедрение программы "IT-Nation", направленной на пересмотр в общеобразовательных учреждениях программы обучения информатике с изучением передового зарубежного опыта подготовки квалифицированных выпускников профессий будущего в сфере информационно-коммуникационных технологий;

кардинальное улучшение качества образования в школах путем расширения практики создания специализированных классов и школ с акцентом на углубленное изучение иностранных языков, информатики, математики, физики, химии, биологии;

внедрение механизма оценки качества профессионального образования и регулярного общественного мониторинга на основе информационной открытости образовательных учреждений, создание в регионах интегрированных центров сертификации и присвоения профессиональной квалификации;

обеспечение участия общественности и крупных коммерческих предприятий в управлении общеобразовательными учреждениями и контроле качества образования;

постоянное внесение изменений в основные учебные программы общеобразовательных школ в целях повышения общего уровня пользования цифровыми технологиями для учащихся;

совершенствование методов обучения информатике в общеобразовательных школах путем поощрения участия в учебных процессах организаций в сфере информационных технологий;

внедрение на широкой территории в школах проекта "Один миллион программистов";

г) обеспечение духовно-нравственного воспитания учащихся, становление физически развитого и здорового ребенка:

популяризация среди учащихся общеобразовательных школ принципов здорового питания;

организация в общеобразовательных учреждениях спортивных кружков;

проведение органами самоуправления граждан разъяснительной работы среди родителей учащихся, имеющих проблемы в воспитании;

внедрение в общеобразовательных учреждениях программы по предотвращению насилия (буллинг) среди учащихся на основе изучения передового опыта развитых стран;


д) улучшение качества образовательных услуг, оказываемых детям с ограниченными возможностями:

разработка и утверждение требований к зданиям общеобразовательных учреждений, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями;

реализация мер по обеспечению общеобразовательных учреждений, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями, необходимой литературой, методическими пособиями, инвентарем и оборудованием для обучения различным профессиям;

создание системы инклюзивного образования для обучения детей с ограниченными возможностями, обеспечение общеобразовательных учреждений специальными приспособлениями (подъемные устройства, пандусы, поручни и другие), а также соответствующими кадрами (педагогами-дефектологами, специалистами по психолого-педагогическому сопровождению детей);

проведение разъяснительной работы среди общественности о правах детей с ограниченными возможностями на получение образования, содержании и значении инклюзивного образования;

широкое внедрение альтернативных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

оптимизация специализированных школ-интернатов исходя из физических и умственных потребностей учащихся, а также географического расположения общеобразовательных учреждений;

поэтапное оснащение специализированных школ-интернатов специальным оборудованием для адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями;

определение мероприятий, направленных на обеспечение прав каждого ребенка с ограниченными возможностями на получение инклюзивного образования;


е) широкое внедрение современных методов и направлений внешкольного образования в воспитании молодежи и обеспечении ее занятости в условиях инновационной экономики:

объединение республиканских детских центров "Баркамол авлод" в единый центр внешкольного образования;

принятие мер по расширению сети внешкольных образовательных учреждений системы народного образования;

укрепление материально-технической базы региональных детских центров "Баркамол авлод" и информационно-ресурсных центров;

увеличение количества направлений кружков в региональных детских центрах "Баркамол авлод", в том числе по робототехнике и программированию для обучения основам актуальных профессий с учетом требований времени и интересов учащихся;

подготовка предложений по открытию в высших учебных заведениях направлений по обучению руководителей внешкольных образовательных учреждений;

усиление взаимодействия общеобразовательных учреждений с правоохранительными органами в части обеспечения безопасности школ от внешних угроз и предотвращения детской преступности;

создание системы сотрудничества промышленных предприятий, научных учреждений, организаций и хозяйствующих субъектов с учреждениями внешкольного образования;


ж) внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов в сферу народного образования:

разработка и применение на практике концепции "Безопасный школьный Интернет" путем объединения в единую сеть передачи данных всех школ и автоматической фильтрации разрешенных для использования интернет-ресурсов;

создание внутренних локальных сетей, обеспечение учителей, администрации школ и учебных классов компьютерной техникой, интерактивными досками, планшетами, другим оборудованием;

внедрение информационной системы по автоматизации образовательного процесса на основе государственно-частного партнерства, размещение и систематическое обновление электронных версий всех учебников и методических материалов на портале eduportal.uz;

разработка на основе государственно-частного партнерства национального контента системы образования, базирующегося на здоровых ценностных ориентирах;

автоматизация процессов управления деятельности Министерства народного образования и его территориальных подразделений, формирование эффективной системы обмена информацией в целях своевременного адекватного реагирования на возникающие угрозы и проблемы на уровне регионов и в целом на уровне страны;

перевод имеющихся учебников и учебно-методической литературы в электронный формат;

внедрение в общеобразовательных учреждениях биометрической системы по обеспечению мониторинга посещения учащихся;

повышение уровня компьютеризации образовательного процесса с учетом современных тенденций в развитии информационно-коммуникационных технологий;

организация подготовки и издания учебной и учебно-методической литературы нового поколения с использованием информационно-коммуникационных технологий;

принятие мер по разработке мультимедийных образовательных продуктов и системной организации процесса их применения;

создание электронных магазинов (аrt shop) для реализации творческих работ учащихся, обучающихся в кружках детских центров "Баркамол авлод";

создание системы по размещению в детских библиотеках информации об электронных книгах с помощью QR-кода для загрузки и извлечения электронных книг с мобильных устройств;


з) создание действенных механизмов противодействия коррупции в системе народного образования:

организация государственной службы для создания корпуса профессиональных государственных служащих системы народного образования, в том числе с разработкой проектов нормативно-правовых актов, упорядочивающих правовой статус, классификацию государственных служащих системы народного образования, прозрачные механизмы принятия на службу (на конкурсной основе), формирование кадрового резерва, обеспечение соблюдения этических норм поведения;

создание современной системы оплаты труда и социального обеспечения государственных служащих системы народного образования, способствующей повышению привлекательности государственной службы, уменьшению коррупции и должностных злоупотреблений;

искоренение излишних административных издержек при взаимодействии с обществом и бизнесом путем обеспечения прозрачности и открытости деятельности Министерства народного образования и его территориальных подразделений, внедрения современных форм предоставления информации физическим и юридическим лицам;

дальнейшее совершенствование системы работы с обращениями физических и юридических лиц, внедрение новых эффективных механизмов и методов налаживания открытого диалога с населением;

повышение производительности труда работников системы народного образования за счет рационального использования рабочего времени, материально-производственных ресурсов и широкого внедрения достижений информационно-коммуникационных технологий;


и) укрепление материально-технической базы учреждений системы народного образования и повышение эффективности бюджетного финансирования:

поэтапное строительство, реконструкция и капитальный ремонт с учетом передового международного опыта, внедрения передовых технологий и инженерных решений;

обеспечение строительства школ нового типа с учетом международного опыта в рамках государственной программы "Современная школа", приспособление под образец современной школы ранее построенных новых зданий для общеобразовательных школ;

обеспечение оснащения учебных кабинетов и лабораторий общеобразовательных школ современной мебелью, оборудованием, учебно-методическими материалами, компьютерной и мультимедийной техникой, системами видеонаблюдения;

внедрение практики формирования внебюджетных фондов государственных общеобразовательных учреждений за счет оказания платных услуг, спонсорских и благотворительных средств;


к) создание в системе государственного управления народным образованием современных форм стратегического планирования, расширение практики использования инновационных идей, разработок и технологий, передовых достижений в области народного образования исходя из международного опыта:

создание системы стратегического планирования на основе долгосрочного сценария, служащего повышению интеллектуального и технологического потенциала, формированию модели будущего инновационного развития системы народного образования страны;

широкое освещение на международном уровне отечественных достижений в сфере народного образования страны путем организации конференций, выставок и других мероприятий, расширение и укрепление международных связей;

создание эффективных механизмов внедрения современных достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности в сферу управления народным образованием;

разработка цифровых онлайн-платформ для обеспечения контроля поступления и распределения средств, полученных из внебюджетных источников и от спонсоров;

внедрение на основе применения современных инновационных технологий методов виртуального образования;

внедрение современных технологий блокчейн для оптимизации административных и образовательных процессов;


л) расширение конкурентной среды в системе народного образования за счет развития сети общего образования на условиях государственно-частного партнерства:

разработка и внедрение предложений по созданию механизма предоставления государственных субсидий негосударственным общеобразовательным школам;

внедрение новых видов государственно-частного партнерства в сфере народного образования;


м) применение на практике комплекса мер, включающих в себя пять инициатив, направленных на создание дополнительных условий для образования и воспитания молодежи:

широкое привлечение молодежи в учреждения культуры и искусства;

привлечение молодежи к спорту и физической культуре;

эффективное использование среди молодежи компьютерных технологий и интернета;

повышение духовности молодежи, широкая пропаганда чтения в молодежной среде;

развитие профессиональных навыков учащихся девочек.



ГЛАВА 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


9. Предусматривается достижение следующих показателей путем реализации задач, установленных Концепцией развития системы народного образования до 2030 года:

обеспечение внедрения новых государственных образовательных стандартов и общеобразовательных программ, отвечающих требованиям современной инновационной экономики с учетом STEAM-дисциплин с особым вниманием к развитию компетенции и навыков критического мышления, самостоятельного поиска и анализа информации;

обеспечение регулярного участия Республики Узбекистан в международных программах и исследованиях по оценке качества образования и уровня знаний учащихся системы народного образования (PISA, TIMSS, PIRLS и другие);

вхождение Республики Узбекистан в ведущие международные объединения по аккредитации образовательных программ и учреждений;

разработка дидактического материала и мультимедийных продуктов нового поколения, предназначенных для углубленного изучения иностранных языков, информатики, математики, физики, химии, биологии;

создание сетевых школ на базе успешно функционирующих общеобразовательных учреждений с включением в данную сеть других школ с низким коэффициентом загруженности учащихся;

создание по одной "Президентской школе" в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте;

преобразование в "современные школы" 4 860 общеобразовательных учреждений в соответствии с утвержденными критериями оценки;

создание, исходя из требований времени, электронных ресурсов с целью оказания методической помощи педагогам на основе учебных программ курсов повышения квалификации педагогических кадров;

повышение качества внешкольного образования с охватом детей услугами внешкольного образования до 50 процентов от общего количества учащихся;

организация подготовки кадров в высших учебных заведениях по направлению "Управление в сфере народного образования";

обучение около 3 тысяч кадров, не имеющих педагогической специализации по общеобразовательным предметам, на курсах педагогической и профессиональной переподготовки;

организация бесперебойного обеспечения всех образовательных учреждений системы народного образования электроэнергией, природным газом, углем, питьевой водой и другими коммунальными услугами;

обеспечение полного подключения к сети интернет всех образовательных учреждений;

внедрение во всех общеобразовательных школах системы автоматизации учебного процесса, связанной с использованием электронных форм журналов успеваемости и ежедневных записей, дистанционным мониторингом посещаемости, контролем времени прихода и ухода учащихся;

внедрение во всех образовательных учреждениях механизма оказания государственных услуг по приему учащихся и переводу в другие образовательные учреждения;

введение во всех общеобразовательных школах идентификационной карты учащегося (ID-карта, NFS-метка и другие).






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Концепции



ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Концепции развития системы народного

образования Республики Узбекистан

до 2030 года


   

N

Наименование показателей

Единица

измерения

По годам

Результаты,

достигаемые

до 2030 года*

Ответственные министерства

и ведомства

2022

2023

2024

2025

I. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО СОСТАВА КАДРОВ

1.

Позиция Узбекистана в международной программе оценки PISA.


Позиция в международной программе


-

70

-

-

30

Государственная инспекция по надзору за качеством образования, Министерство народного образования


2.

Учителя иностранных языков, имеющие по иностранному (английский, французский, немецкий, испанский, итальянский, арабский, китайский, японский, корейский, турецкий) языку международно признанный сертификат уровня не ниже В2 или приравненный к нему национальный сертификат.


В процентах

(всего по отношению к количеству учителей иностранных языков)


10%

21%

31%

40%

100%

Министерство народного образования, Государственный центр тестирования

3.

Учителя с высшим образованием среди учителей в общеобразовательных школах.


В процентах

(всего по отношению к количеству учителей)


90%

91,5%

93%

95%

100%

Министерство народного образования, Министерство высшего и среднего специального образования


4.

Учителя высшей категории среди учителей в общеобразовательных школах.


В процентах

(всего по отношению к количеству учителей)


5%

6%

6,5%

7%

10%

Министерство народного образования, Государственная инспекция по надзору за качеством образования


5.

Учителя первой категории среди учителей в общеобразовательных школах.


В процентах

(всего по отношению к количеству учителей)


15%

16%

18%

20%

25%

Министерство народного образования, Государственная инспекция по надзору за качеством образования


6.

Учителя, имеющие соответствующую категорию, среди учителей в общеобразовательных школах.


В процентах

(всего по отношению

к количеству учителей)


50%

55%

62%

67%

80%

Министерство народного образования, Государственная инспекция по надзору за качеством образования


7.

Соотношение количества учащихся в общеобразовательных школах из расчета на одного учителя.


Средняя численность учащихся


12

12

11

11

10

Министерство народного образования, Министерство финансов


8.

Педагоги, прошедшие учебные курсы по обучению предметам STEAM (естественные науки, технология, инжиниринг, дизайн и математика).


В процентах

(по отношению к количеству учителей предметов по естественным и точным наукам)


-

10%

15%

20%

50%

Министерство народного образования

II. ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА УЧИТЕЛЯ В ОБЩЕСТВЕ

9.

Награждение работников, осуществляющих деятельность в системе народного образования, государственными и отраслевыми наградами.


Количество награждаемых


1 100

1 200

1 400

1 500

2 000

Министерство народного образования

III. УЛУЧШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, УСИЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ

В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

10.

Общеобразовательные школы, достигнувшие уровня "современной школы".


В процентах

(всего по отношению к количеству школ)

5%

10%

17%

20%

50%

Министерство народного образования

11.

Количество образуемых негосударственных общеобразовательных учреждений, в том числе на основе государственно-частного партнерства.


Количество негосударственных общеобразовательных учреждений


72

100

180

237

500

Министерство народного образования

12.

Переход общеобразовательных школ к обучению учащихся в одну смену.

Процент односменных школ

(по отношению к общему количеству школ)


40%

43%

48%

50%

60%

Министерство народного образования, Министерство экономического развития и сокращения бедности, Министерство финансов


13.

Количество общеобразовательных учреждений, материально-техническая база которых улучшена.

В процентах

(по отношению к общему количеству школ)


25%

30%

35%

40%

100%

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство финансов, Министерство строительства, Министерство народного образования


14.

Количество общеобразовательных учреждений с исправной системой отопления.

В процентах

(по отношению к общему количеству школ)


100%

100%

100%

100%

100%

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования


15.

Обеспечение общеобразовательных школ чистой питьевой водой (бесперебойное обеспечение источником воды школ с привозной водой).

Процент школ, имеющих постоянный источник водоснабжения

(по отношению к общему количеству школ)


80%

85%

95%

100%

100%

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования


IV. ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ ПЯТИ ИНИЦИАТИВ, ВКЛЮЧАЮЩИХ

В СЕБЯ КОМПЛЕКС МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОЗДАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Первая инициатива - широкое привлечение молодежи

в учреждения культуры и искусства

16.

Организация актовых залов в общеобразовательных школах либо приспособление под них пустующих помещений и их оснащение.

Процент школ, оснащенных актовыми залами

(по отношению к общему количеству школ)


80%

80,5%

81%

82%

85%

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования


17.

Организация молодежных театров-студий в общеобразовательных школах.

В процентах

(по отношению

к общему количеству школ)


30%

32%

34%

35%

40%

Министерство народного образования, Министерство культуры


18.

Привлечение учащихся в молодежные театры-студии.

В процентах

(по отношению

к общему количеству учащихся)


3%

3,5%

3,8%

4%

4,5%

Министерство народного образования, Министерство культуры


19.

Привлечение учащихся общеобразовательных школ в кружки по искусству.

В процентах

(по отношению к общему количеству школ)


10%

15%

20%

25%

30%

Министерство народного образования, Министерство культуры


20.

Организация творческих групп хора в общеобразовательных школах в целях развития культуры музыки.

Процент учащихся - участников

(от общего количества учащихся)


2%

2,1%

2,3%

2,5%

3%

Министерство народного образования, Министерство культуры

21.

Развитие внутреннего туризма среди учащихся - организация путешествий под девизом "Ўзбекистон бўйлаб саёҳат қил!".

В процентах

(по отношению к общему количеству учащихся)


2%

2,1%

2,3%

2,5%

2,5%

Министерство народного образования, Министерство туризма и культурного наследия


Вторая инициатива - привлечение молодежи к занятиям

физической культурой и спортом

22.

Строительство спортивных залов в общеобразовательных школах.

Процент школ, оснащенных спортивным залом

(по отношению к общему числу школ)


85%

85,2%

85,7%

86%

88%

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство экономики и финансов, Министерство дошкольного и школьного образования, Министерство молодежной политики и спорта

  

23.

Обеспечение общеобразовательных школ спортивным инвентарем и обновление морально устаревшего спортивного оборудования.


В процентах

(по отношению к общему числу школ)


15%

20%

25%

30%

40%

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство молодежной политики и спорта, Министерство экономики и финансов, Министерство дошкольного и школьного образования

  

24.

Привлечение учащихся общеобразовательных школ к регулярным занятиям спортом.

В процентах

(по отношению к общему количеству учащихся)


20%

21%

22%

23%

25%

Министерство дошкольного и школьного образования, Министерство молодежной политики и спорта

  

Третья инициатива - эффективное использование

в молодежной среде информационно-коммуникационных

технологий и Интернета

25.

Подключение общеобразовательных школ к широкополосной сети Интернет.

В процентах

(по отношению к общему числу школ)


100%

100%

100%

100%

100%

Мининфоком, Министерство народного образования

26.

Обеспечение современными компьютерами и обновление имеющейся морально устаревшей компьютерной техники.

В процентах

(по отношению к количеству компьютерных классов с наличием потребности)


30%

40%

50%

60%

100%

Министерство народного образования, Министерство финансов, Мининвествнешторг

27.

Доля современных кружков по робототехнике, информационным технологиям и программированию во внешкольных общеобразовательных учреждениях.


В процентах

(по отношению к общему количеству кружков)


3%

6%

9%

10%

15%

Министерство народного образования, Мининфоком

28.

Внедрение информационной системы управления народным образованием (ERP).


В процентах

(по отношению к общему количеству школ)


50%

70%

90%

100%

100%

Министерство народного образования

29.

Количество общеобразовательных учреждений, осуществляющих прием в первые классы через Единый портал интерактивных государственных услуг.


Количество общеобразовательных учреждений


500

700

900

1 000

5 000

Министерство народного образования, Мининфоком


30.

Внедрение в общеобразовательных школах информационной системы "Электронный дневник".


В процентах

(по отношению

к общему количеству школ)


60%

75%

90%

100%

100%

Министерство народного образования

31.

Внедрение Единого электронного аппаратно-программного комплекса контроля посещаемости учащихся в общеобразовательных школах.


В процентах

(по отношению к общему количеству школ)


-

5%

8%

10%

30%

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство финансов, Министерство народного образования


Четвертая инициатива - повышение духовности молодежи,

широкая пропаганда чтения в молодежной среде

32.

Организация библиотек в общеобразовательных школах.

В процентах

(по отношению к общему количеству школ)


100%

100%

100%

100%

100%

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования


33.

Обеспечение библиотек общеобразовательных школ художественной литературой на латинской графике.

В процентах

(по отношению к общему количеству учащихся)


30%

31%

34%

35%

40%

Министерство народного образования, Агентство информации и массовых коммуникаций, Союз писателей Узбекистана


34.

Количество постоянных читателей в библиотеках общеобразовательных школ.

В процентах

(по отношению к общему количеству учащихся)


60%

61%

62%

63%

65%

Министерство народного образования

35.

Издание произведений-шедевров узбекской классической и мировой литературы (200 наименований) в виде аудиокниг.


В процентах

40%

60%

80%

100%

100%

Союз писателей Узбекистана, Министерство народного образования


Пятая инициатива - привлечение учащихся девушек

к социально активной жизни

36.

Оснащение учебных кабинетов по направлению "Швейное дело" для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ.


Комплект учебного кабинета

636

821

1054

1 286

1 950

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования, Министерство финансов


37.

Привлечение учащихся девушек к кружкам по направлению "Швейное дело", "Кулинария" и "Кондитерское дело" в общеобразовательных школах.


В процентах

(по отношению к общему числу учащихся девушек)


8%

8,5%

9%

10%

12%

Министерство народного образования

38.

Оснащение учебных кабинетов по направлению "Кулинария" и "Кондитерское дело" для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ.


Комплект учебного кабинета

245

368

557

615

815

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования


39.

Привлечение учащихся девушек к направлениям "Кулинария" и "Кондитерское дело".

В процентах

(по отношению к общему числу учащихся девушек)


7,7%

8%

9%

10%

13,5%

Министерство народного образования

40.

Оснащение учебных кабинетов по направлениям "Парикмахер" и "Косметолог" для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ.


Комплект учебного кабинета

102

132

185

227

370

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования


41.

Привлечение учащихся девушек к направлениям "Парикмахерское дело" и "Косметология".


В процентах

(по отношению

к общему числу учащихся девушек)


4,4%

5%

7%

7,8%

10,8%

Министерство народного образования

           


Примечания:


1) в случае достижения целевого показателя 100% до 2030 года настоящий целевой показатель сохраняется и в последующие годы;


2) государственные органы в рамках своих полномочий оказывают практическое содействие в достижении вышеуказанных целевых показателей.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 29 апреля 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

6 мая 2019 г., N 18, ст. 348