Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Образование/ Среднее образование/ Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 29.04.2019 г. N УП-5712)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Указу Президента РУз
от 29.04.2019 г. N УП-5712
КОНЦЕПЦИЯ
развития системы народного образования
Республики Узбекистан до 2030 года
1. Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года (далее - Концепция) разработана во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 5 сентября 2018 года N УП-5538 "О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием".
2. Концепция определяет основные направления развития системы народного образования на долгосрочную перспективу, в частности:
вхождение Республики Узбекистан к 2030 году в ряд первых 30 ведущих стран мира по рейтингу программы оценки учащихся Международного уровня PISA (The Programme for International Student Assessment);
качественное обновление содержания системы непрерывного образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров;
совершенствование методики обучения, поэтапное внедрение принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса;
внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов в сферу народного образования;
укрепление материально-технической базы учреждений системы народного образования и повышение эффективности обеспечения бюджетными средствами;
внедрение современных методов и направлений внешкольного образования в воспитание молодежи и обеспечение ее занятости;
расширение конкурентной среды в системе народного образования за счет развития государственно-частного партнерства;
внедрение в практику пяти инициатив, включающих в себя комплекс мер, направленных на создание дополнительных условий для обучения и воспитания молодежи;
поэтапное повышение заработной платы, материального стимулирования и социальной защиты работников средних общеобразовательных учреждений с целью повышения привлекательности деятельности в системе народного образования.
ГЛАВА 2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ИМЕЮЩИЕСЯ
ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3. В настоящее время система народного образования включает в себя общее среднее и внешкольное образование.
4. В системе народного образования функционируют учреждения, ориентированные на детей с различными запросами - учебные заведения, обеспечивающие обучение на уровне более высоком относительно образовательных стандартов (специализированные школы), и образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями.
По состоянию на 1 апреля 2019 года в Республике Узбекистан функционирует 9 691 общеобразовательная школа (в том числе 350 специализированных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов).
Общее количество учащихся в общеобразовательных школах составляет 5,8 миллиона человек. Также в 86 негосударственных образовательных учреждениях обучается около 13,8 тысячи учащихся.
Налажена деятельность внешкольных образовательных учреждений (центры "Баркамол авлод"), дающих возможность для развития творческих способностей и навыков детей.
В центрах "Баркамол авлод" создано 5 540 кружков, в которые вовлечены около 143 тысяч детей.
В системе общего среднего образования республики внедрено начальное профессиональное образование, в профессиональных колледжах и общеобразовательных школах образовано 1 748 учебно-производственных комплекса по 51 наименованию рабочих профессий.
В системе народного образования функционируют 86 специализированных школ и 21 школа-интернат для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, где обучаются 20 610 детей.
Также 13 437 детей с отклонениями в физическом или психическом развитии и нуждающихся в длительном лечении получают образование в домашних условиях.
Обучение детей, нуждающихся в особых условиях воспитания и образования, осуществляется в двух специализированных учебно-воспитательных учреждениях.
В 19 домах "Мехрибонлик" и 3 детских городках воспитываются 2 557 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5. В законодательстве сферы народного образования, институциональном развитии, обучении и воспитании детей школьного возраста в соответствии с современными требованиями имеются пробелы и недостатки, в том числе:
а) в сфере управления общим средним образованием:
организация деятельности общеобразовательных учреждений требует поднятия на высокий уровень качества образования, а также своевременного решения существующих проблем;
декларативный характер задач, возложенных на общеобразовательные учреждения, недостаточность организационно-правовых механизмов их реализации отрицательно сказываются на эффективности проводимых реформ;
отсутствие глубокого анализа деятельности общеобразовательных учреждений со стороны органов государственной власти на местах, ограничивающихся лишь сбором статистических и других данных, препятствует выявлению фактического положения дел в регионах;
низкий уровень использования передовых информационно-коммуникационных технологий в процессе оказания государственных образовательных услуг, управления общеобразовательными учреждениями, планирования и организации работ не позволяет обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений, оперативно отслеживать этот процесс, а также приводит к излишней бюрократизации государственного управления и увеличению его расходов;
неразвитость социального и государственно-частного партнерства в системе народного образования ограничивает участие негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении проблем сферы образования;
недостаточно развитый механизм реализации вертикали управления в системе народного образования приводит к значительному снижению роли районных и городских отделов народного образования;
требуется внедрение эффективных механизмов устранения различных проявлений коррупции при приеме детей в общеобразовательные учреждения и в образовательном процессе;
б) в сфере подготовки кадров:
наблюдается нехватка педагогических кадров по таким предметам, как математика, физика, химия, информатика, английский и другие иностранные языки;
из-за отсутствия льгот при приеме в высшие учебные заведения для студентов из отдаленных регионов сохраняется острая нехватка учителей в горной и пустынной местностях;
14 процентов преподавателей общеобразовательных учреждений составляют специалисты со средним специальным образованием;
в учебные программы высших учебных заведений педагогического направления включены отдельные предметы, не несущие смысловой нагрузки для будущих педагогов;
устаревшее смысловое содержание учебников по предметам "Педагогика" и "Методика", а также формальное прохождение педагогической практики отрицательно сказываются на профессиональных качествах будущего педагога;
несмотря на то, что около 25 процентов от общего количества выпускников высших учебных заведений составляют выпускники специальности "Педагогика", а данная специальность является одной из самых массовых, мотивация труда выпускников высших учебных заведений педагогического направления по своей специальности остается крайне низкой ввиду ее малой привлекательности;
необходимо разработать конкретные требования определения уровня квалификации педагогов при приеме на работу;
отсутствие конкретно установленных национальных стандартов с описанием того, что должны знать и уметь делать учителя и директора школ, препятствует росту их потенциала, приводит к неэффективности существующей процедуры отбора и назначения руководителей учреждений;
несоответствие нынешней системы повышения квалификации учителей их потребностям, устаревшие содержание и применяемые методы на курсах повышения квалификации, отсутствие механизма дистанционной переподготовки учителей с использованием современных информационно-коммуникационных технологий не дают возможности системного повышения знаний и квалификации учителей;
встречаются случаи, когда высококвалифицированные и опытные педагоги с многолетним трудовым стажем не проходят аттестацию вследствие недостаточного владения основами компьютерной грамотности или английского языка;
низкий потенциал кадрового состава малокомплектных школ не обеспечивает требуемого уровня качества образования;
в) в сфере организации учебного процесса:
требуется формирование высокой мотивации получения образования учащимися;
в отдельных школах превышение количества учащихся в классах привело к резкому ухудшению качества учебного процесса;
необходимо улучшить методическое обеспечение педагогов;
отсутствие вариативности в системе разработки учебников создает предпосылки для монополизации сферы их разработки и издания, а также отрицательно влияет на содержание, методику и качество издания;
несмотря на то, что государственные образовательные стандарты основываются на компетентном подходе, методы преподавания и оценки, учебники и другие учебные материалы, в основном, направлены на заучивание и описание информации, что препятствует развитию навыков критического мышления, самостоятельного поиска и анализа информации, других способностей;
необходимо повышать качество учебников, внедрение практики использования зарубежных учебных пособий в качестве дополнительного либо альтернативного учебного материала;
требует методической помощи процесс обучения иностранным языкам и информационно-коммуникационным технологиям;
недостаточно развиты инклюзивные программы образования в системе народного образования, необходимо обеспечить специальную подготовку преподавателей по инклюзивному образованию в программах высших учебных заведений нашей страны;
требуется разработка в школах эффективной внутренней системы решения конфликтов и предупреждения преступлений, а также специальных программ повышения квалификации учителей и школьных психологов по исключению учащихся из группы риска;
г) в сфере материально-технического оснащения школ:
неоснащенность школьных спортивных залов и площадок необходимым инвентарем, нехватка в классах учебной мебели, лабораторного оборудования и компьютерной техники, их несвоевременное обновление приводят к недовольству родителей системой образования;
ощущается потребность в дополнительном оснащении 28 процентов школ, необходимо заменить 50 процентов морально и физически устаревшего используемого оборудования;
необходимо организовать более чем в 3 000 общеобразовательных школах столовые и буфеты для здорового питания учащихся;
органами государственной власти на местах не уделяется достаточного внимания решению инфраструктурных проблем по обеспечению электроэнергией, углем, холодной и горячей водой, природным газом и канализацией, в частности, 1 726 общеобразовательных школ, расположенных в отдаленных населенных пунктах и сельской местности, отапливаются с помощью самодельных печей ("буржуйки");
необходимо внедрить современные стандарты строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений;
2 907 общеобразовательных школ нуждаются в строительно-ремонтных работах;
в связи с переходом на 11-летнее образование ощущается потребность в дополнительных ученических местах;
д) в области финансирования системы народного образования:
требуется распределение и использование средств финансирования системы народного образования на основе эффективной и прозрачной системы;
основная часть расходов, выделенных учреждениям народного образования из Государственного бюджета, расходуется на заработную плату, при этом недостаточно средств направляется на обновление учебного инвентаря и оборудования, ремонт школы.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
6. Развитие системы народного образования основывается на достижении целевых показателей, указанных в приложении к настоящей Концепции.
7. Стратегическими целями системы народного образования являются:
создание возможностей для получения качественных знаний в соответствии с передовым международным опытом и современными требованиями общества, инновационное развитие экономики в общеобразовательной системе;
развитие человеческого капитала как основного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности учащегося на рынке труда и страны в целом.
8. Исходя из целевых задач на долгосрочную перспективу, развитие системы народного образования будет осуществляться на основании следующих приоритетных направлений:
а) качественное обновление содержания системы образования, а также подготовка, переподготовка и повышение квалификации профессиональных педагогических кадров:
совершенствование системы подготовки педагогических кадров с поэтапным переводом высших учебных заведений педагогического направления на кредитную систему обучения, уделив при этом особое внимание таким предметам, как педагогика, дидактика, практическая педагогическая психология, методика с разработкой учебных материалов и педагогической оценки;
пересмотр деятельности центров подготовки и переподготовки педагогов с учетом освоения современных теорий обучения, знаний педагогической психологии, основ личностно-ориентированных походов, педагогической компетентности;
разработка для будущих педагогов методов, позволяющих выявлять и оценивать предрасположенность к педагогической деятельности и творческие способности;
поэтапное увеличение качественного состава учителей, в частности педагогов со степенью магистра, в общеобразовательных учреждениях;
поддержка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров для системы народного образования, в том числе стимулирование вхождения молодых кадров в сферу образования;
формирование образовательной инфраструктуры, позволяющей в первую очередь педагогам малокомплектных общеобразовательных школ, расположенных в отдаленной местности, осваивать новые специальности и квалификации;
содействие формированию системы независимой оценки качества непрерывного образования и развитие конкуренции на рынке дополнительных педагогических услуг;
разработка стандартизированной программы подготовки руководящих кадров в области народного образования и создание системы выдачи трехгодичного сертификата слушателям, прошедшим повышение квалификации по направлению "Управление в области народного образования" и успешно сдавшим экзамены;
введение практики конкурсного отбора кандидатов на руководящие должности в общеобразовательных учреждениях, усиление их мотивации;
повышение эффективности и расширение охвата системы дистанционного повышения квалификации и переподготовки педагогов;
обновление содержания и методов преподавания, пересмотр системы оценки на курсах повышения квалификации и переподготовки;
внедрение механизмов установления квоты по льготному приему абитуриентов из горной и пустынной местностей с большой потребностью в педагогических кадрах по рекомендации Министерства народного образования Республики Узбекистан, а также увеличение квоты по направлениям заочного обучения в высших учебных заведениях педагогического направления;
создание национальной системы оценки качества образования в общеобразовательных школах PISA (The Programme for International Student Assessment), направленной на оценку уровня знаний и способностей учащихся в чтении, математике и естествознании с целью организации международных исследований по оценке качества образования в системе народного образования;
внедрение новых методов определения навыков для введения обновленных стандартов образования и квалификационных требований к педагогическим работникам;
совершенствование механизма профессиональной поддержки и сотрудничества молодых учителей с учетом их карьерного роста;
б) создание системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью:
пересмотр механизмов проведения предметных олимпиад, обеспечение прозрачности при выявлении самых талантливых и способных учащихся, унификация критериев оценки с критериями соответствующих международных олимпиад и конкурсов;
расширение масштабов исследовательской и инновационной деятельности высших учебных заведений, развитие на их базе инновационной инфраструктуры с созданием бизнес-инкубаторов и технопарков, распространение образовательной деятельности высших учебных заведений на учебно-производственные комплексы, созданные в профессиональных колледжах и общеобразовательных школах;
создание на базе общеобразовательных учреждений профессиональных квалификационных учебных центров (ресурсных центров), обратив при этом совместно с субъектами предпринимательства особое внимание на программу локализации производства и импортозамещения;
расширение в сотрудничестве с высшими учебными заведениями и академическими лицеями при высших учебных заведениях сети специализированных общеобразовательных учреждений с углубленным изучением таких востребованных предметов, как иностранные языки, математика, физика, химия, биология;
поэтапное создание в течение 2019-2021 годов в каждом регионе республики "Президентских школ", специализированных по направлениям STEAM (наука, технология, инжиниринг, искусство и математика);
привлечение педагогического состава высших учебных заведений, обладающего научным потенциалом к работе с талантливыми детьми в общеобразовательных школах и оценке качества образования;
расширение сети негосударственных общеобразовательных учреждений с предоставлением, при необходимости, возможностей для обучения одаренным детям и талантливой молодежи за счет помощи и благотворительности заинтересованных общественных и коммерческих предприятий путем предоставления индивидуальных грантов;
внедрение порядка целевого обучения учащихся старших классов (10-11 классы), достигших высоких результатов в зарубежных странах в соответствии с программами сотрудничества;
в) совершенствование методик преподавания, поэтапное внедрение принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса:
формирование у учеников здоровой, сильной и действенной мотивации к учебе с раннего возраста, а также развитие у них способностей выбора профессии, самостоятельного планирования профессионального роста, освоения современных профессий;
создание мультимедийных приложений с внедрением информационно-коммуникационных технологий для современных учебников и учебно-методических пособий;
пересмотр учебных программ профессионального образования, осуществляемого на базе учебно-производственных комплексов с учетом совершенствования обучения профессиям и развития тенденций автоматизации многих процессов производства;
разработка критериев оценки педагогической деятельности, основанных на принципах мастерства интерактивного управления процессом обучения и компетенций, предусмотренных в государственных образовательных стандартах;
в целях преобразования библиотек общеобразовательных школ в современные (smart) центры самостоятельной подготовки учащихся расширение их полезных площадей и материально-техническое оснащение, объединение их в единую информационную систему, повышение роли библиотек общеобразовательных школ путем их подключения к электронным ресурсам Национальной библиотеки Узбекистана;
развитие научных исследований прикладного характера, направленных на изучение и научное обоснование новых, в том числе альтернативных подходов в целях эффективной организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях;
расширение использования современных образовательных технологий по расширению компетентности усвоения учащихся с сохранением сроков обучения;
регулярное совершенствование системы государственных образовательных стандартов общего среднего образования с целью обеспечения их соответствия потребностям современной инновационной экономики;
поэтапный отказ от учебной программы, составленной на основе предметов не взаимосвязанных между собой, оптимизация количества учебных предметов;
введение в старших классах обязательных предметов и предметов по выбору с целью повышения мотивации учащихся на получение знаний, а также с учетом их интересов и потребностей;
развитие специализированного образования для учащихся 10-11 классов с расширением возможностей профессионального обучения, направленного на развитие социализации, способностей и компетентности учащихся;
привлечение крупных коммерческих предприятий к организации процесса профессионального обучения по востребованным на международном рынке и в сфере информационно-коммуникационных технологий специальностям;
внедрение программы "IT-Nation", направленной на пересмотр в общеобразовательных учреждениях программы обучения информатике с изучением передового зарубежного опыта подготовки квалифицированных выпускников профессий будущего в сфере информационно-коммуникационных технологий;
кардинальное улучшение качества образования в школах путем расширения практики создания специализированных классов и школ с акцентом на углубленное изучение иностранных языков, информатики, математики, физики, химии, биологии;
внедрение механизма оценки качества профессионального образования и регулярного общественного мониторинга на основе информационной открытости образовательных учреждений, создание в регионах интегрированных центров сертификации и присвоения профессиональной квалификации;
обеспечение участия общественности и крупных коммерческих предприятий в управлении общеобразовательными учреждениями и контроле качества образования;
постоянное внесение изменений в основные учебные программы общеобразовательных школ в целях повышения общего уровня пользования цифровыми технологиями для учащихся;
совершенствование методов обучения информатике в общеобразовательных школах путем поощрения участия в учебных процессах организаций в сфере информационных технологий;
внедрение на широкой территории в школах проекта "Один миллион программистов";
г) обеспечение духовно-нравственного воспитания учащихся, становление физически развитого и здорового ребенка:
популяризация среди учащихся общеобразовательных школ принципов здорового питания;
организация в общеобразовательных учреждениях спортивных кружков;
проведение органами самоуправления граждан разъяснительной работы среди родителей учащихся, имеющих проблемы в воспитании;
внедрение в общеобразовательных учреждениях программы по предотвращению насилия (буллинг) среди учащихся на основе изучения передового опыта развитых стран;
д) улучшение качества образовательных услуг, оказываемых детям с ограниченными возможностями:
разработка и утверждение требований к зданиям общеобразовательных учреждений, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями;
реализация мер по обеспечению общеобразовательных учреждений, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями, необходимой литературой, методическими пособиями, инвентарем и оборудованием для обучения различным профессиям;
создание системы инклюзивного образования для обучения детей с ограниченными возможностями, обеспечение общеобразовательных учреждений специальными приспособлениями (подъемные устройства, пандусы, поручни и другие), а также соответствующими кадрами (педагогами-дефектологами, специалистами по психолого-педагогическому сопровождению детей);
проведение разъяснительной работы среди общественности о правах детей с ограниченными возможностями на получение образования, содержании и значении инклюзивного образования;
широкое внедрение альтернативных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
оптимизация специализированных школ-интернатов исходя из физических и умственных потребностей учащихся, а также географического расположения общеобразовательных учреждений;
поэтапное оснащение специализированных школ-интернатов специальным оборудованием для адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями;
определение мероприятий, направленных на обеспечение прав каждого ребенка с ограниченными возможностями на получение инклюзивного образования;
е) широкое внедрение современных методов и направлений внешкольного образования в воспитании молодежи и обеспечении ее занятости в условиях инновационной экономики:
объединение республиканских детских центров "Баркамол авлод" в единый центр внешкольного образования;
принятие мер по расширению сети внешкольных образовательных учреждений системы народного образования;
укрепление материально-технической базы региональных детских центров "Баркамол авлод" и информационно-ресурсных центров;
увеличение количества направлений кружков в региональных детских центрах "Баркамол авлод", в том числе по робототехнике и программированию для обучения основам актуальных профессий с учетом требований времени и интересов учащихся;
подготовка предложений по открытию в высших учебных заведениях направлений по обучению руководителей внешкольных образовательных учреждений;
усиление взаимодействия общеобразовательных учреждений с правоохранительными органами в части обеспечения безопасности школ от внешних угроз и предотвращения детской преступности;
создание системы сотрудничества промышленных предприятий, научных учреждений, организаций и хозяйствующих субъектов с учреждениями внешкольного образования;
ж) внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов в сферу народного образования:
разработка и применение на практике концепции "Безопасный школьный Интернет" путем объединения в единую сеть передачи данных всех школ и автоматической фильтрации разрешенных для использования интернет-ресурсов;
создание внутренних локальных сетей, обеспечение учителей, администрации школ и учебных классов компьютерной техникой, интерактивными досками, планшетами, другим оборудованием;
внедрение информационной системы по автоматизации образовательного процесса на основе государственно-частного партнерства, размещение и систематическое обновление электронных версий всех учебников и методических материалов на портале eduportal.uz;
разработка на основе государственно-частного партнерства национального контента системы образования, базирующегося на здоровых ценностных ориентирах;
автоматизация процессов управления деятельности Министерства народного образования и его территориальных подразделений, формирование эффективной системы обмена информацией в целях своевременного адекватного реагирования на возникающие угрозы и проблемы на уровне регионов и в целом на уровне страны;
перевод имеющихся учебников и учебно-методической литературы в электронный формат;
внедрение в общеобразовательных учреждениях биометрической системы по обеспечению мониторинга посещения учащихся;
повышение уровня компьютеризации образовательного процесса с учетом современных тенденций в развитии информационно-коммуникационных технологий;
организация подготовки и издания учебной и учебно-методической литературы нового поколения с использованием информационно-коммуникационных технологий;
принятие мер по разработке мультимедийных образовательных продуктов и системной организации процесса их применения;
создание электронных магазинов (аrt shop) для реализации творческих работ учащихся, обучающихся в кружках детских центров "Баркамол авлод";
создание системы по размещению в детских библиотеках информации об электронных книгах с помощью QR-кода для загрузки и извлечения электронных книг с мобильных устройств;
з) создание действенных механизмов противодействия коррупции в системе народного образования:
организация государственной службы для создания корпуса профессиональных государственных служащих системы народного образования, в том числе с разработкой проектов нормативно-правовых актов, упорядочивающих правовой статус, классификацию государственных служащих системы народного образования, прозрачные механизмы принятия на службу (на конкурсной основе), формирование кадрового резерва, обеспечение соблюдения этических норм поведения;
создание современной системы оплаты труда и социального обеспечения государственных служащих системы народного образования, способствующей повышению привлекательности государственной службы, уменьшению коррупции и должностных злоупотреблений;
искоренение излишних административных издержек при взаимодействии с обществом и бизнесом путем обеспечения прозрачности и открытости деятельности Министерства народного образования и его территориальных подразделений, внедрения современных форм предоставления информации физическим и юридическим лицам;
дальнейшее совершенствование системы работы с обращениями физических и юридических лиц, внедрение новых эффективных механизмов и методов налаживания открытого диалога с населением;
повышение производительности труда работников системы народного образования за счет рационального использования рабочего времени, материально-производственных ресурсов и широкого внедрения достижений информационно-коммуникационных технологий;
и) укрепление материально-технической базы учреждений системы народного образования и повышение эффективности бюджетного финансирования:
поэтапное строительство, реконструкция и капитальный ремонт с учетом передового международного опыта, внедрения передовых технологий и инженерных решений;
обеспечение строительства школ нового типа с учетом международного опыта в рамках государственной программы "Современная школа", приспособление под образец современной школы ранее построенных новых зданий для общеобразовательных школ;
обеспечение оснащения учебных кабинетов и лабораторий общеобразовательных школ современной мебелью, оборудованием, учебно-методическими материалами, компьютерной и мультимедийной техникой, системами видеонаблюдения;
внедрение практики формирования внебюджетных фондов государственных общеобразовательных учреждений за счет оказания платных услуг, спонсорских и благотворительных средств;
к) создание в системе государственного управления народным образованием современных форм стратегического планирования, расширение практики использования инновационных идей, разработок и технологий, передовых достижений в области народного образования исходя из международного опыта:
создание системы стратегического планирования на основе долгосрочного сценария, служащего повышению интеллектуального и технологического потенциала, формированию модели будущего инновационного развития системы народного образования страны;
широкое освещение на международном уровне отечественных достижений в сфере народного образования страны путем организации конференций, выставок и других мероприятий, расширение и укрепление международных связей;
создание эффективных механизмов внедрения современных достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности в сферу управления народным образованием;
разработка цифровых онлайн-платформ для обеспечения контроля поступления и распределения средств, полученных из внебюджетных источников и от спонсоров;
внедрение на основе применения современных инновационных технологий методов виртуального образования;
внедрение современных технологий блокчейн для оптимизации административных и образовательных процессов;
л) расширение конкурентной среды в системе народного образования за счет развития сети общего образования на условиях государственно-частного партнерства:
разработка и внедрение предложений по созданию механизма предоставления государственных субсидий негосударственным общеобразовательным школам;
внедрение новых видов государственно-частного партнерства в сфере народного образования;
м) применение на практике комплекса мер, включающих в себя пять инициатив, направленных на создание дополнительных условий для образования и воспитания молодежи:
широкое привлечение молодежи в учреждения культуры и искусства;
привлечение молодежи к спорту и физической культуре;
эффективное использование среди молодежи компьютерных технологий и интернета;
повышение духовности молодежи, широкая пропаганда чтения в молодежной среде;
развитие профессиональных навыков учащихся девочек.
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
9. Предусматривается достижение следующих показателей путем реализации задач, установленных Концепцией развития системы народного образования до 2030 года:
обеспечение внедрения новых государственных образовательных стандартов и общеобразовательных программ, отвечающих требованиям современной инновационной экономики с учетом STEAM-дисциплин с особым вниманием к развитию компетенции и навыков критического мышления, самостоятельного поиска и анализа информации;
обеспечение регулярного участия Республики Узбекистан в международных программах и исследованиях по оценке качества образования и уровня знаний учащихся системы народного образования (PISA, TIMSS, PIRLS и другие);
вхождение Республики Узбекистан в ведущие международные объединения по аккредитации образовательных программ и учреждений;
разработка дидактического материала и мультимедийных продуктов нового поколения, предназначенных для углубленного изучения иностранных языков, информатики, математики, физики, химии, биологии;
создание сетевых школ на базе успешно функционирующих общеобразовательных учреждений с включением в данную сеть других школ с низким коэффициентом загруженности учащихся;
создание по одной "Президентской школе" в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте;
преобразование в "современные школы" 4 860 общеобразовательных учреждений в соответствии с утвержденными критериями оценки;
создание, исходя из требований времени, электронных ресурсов с целью оказания методической помощи педагогам на основе учебных программ курсов повышения квалификации педагогических кадров;
повышение качества внешкольного образования с охватом детей услугами внешкольного образования до 50 процентов от общего количества учащихся;
организация подготовки кадров в высших учебных заведениях по направлению "Управление в сфере народного образования";
обучение около 3 тысяч кадров, не имеющих педагогической специализации по общеобразовательным предметам, на курсах педагогической и профессиональной переподготовки;
организация бесперебойного обеспечения всех образовательных учреждений системы народного образования электроэнергией, природным газом, углем, питьевой водой и другими коммунальными услугами;
обеспечение полного подключения к сети интернет всех образовательных учреждений;
внедрение во всех общеобразовательных школах системы автоматизации учебного процесса, связанной с использованием электронных форм журналов успеваемости и ежедневных записей, дистанционным мониторингом посещаемости, контролем времени прихода и ухода учащихся;
внедрение во всех образовательных учреждениях механизма оказания государственных услуг по приему учащихся и переводу в другие образовательные учреждения;
введение во всех общеобразовательных школах идентификационной карты учащегося (ID-карта, NFS-метка и другие).
к Концепции
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Концепции развития системы народного
образования Республики Узбекистан
до 2030 года
Примечания:
1) в случае достижения целевого показателя 100% до 2030 года настоящий целевой показатель сохраняется и в последующие годы;
2) государственные органы в рамках своих полномочий оказывают практическое содействие в достижении вышеуказанных целевых показателей.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 29 апреля 2019 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
6 мая 2019 г., N 18, ст. 348