ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Образование. Наука. Культура / Культура / Литература. Библиотечное дело /Концепция развития информационно-библиотечной сферы Республики Узбекистан на 2019-2024 годы (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 07.06.2019 г. N ПП-4354)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению Президента РУз
от 07.06.2019 г. N ПП-4354
КОНЦЕПЦИЯ
развития информационно-библиотечной сферы
Республики Узбекистан на 2019-2024 годы
Концепция развития информационно-библиотечной сферы Республики Узбекистан на 2019-2024 годы (далее - Концепция) представляет собой единую и целостную систему взглядов, определяющую цели, задачи, принципы, приоритетные направления и механизмы развития информационно-библиотечной сферы республики.
Цели и задачи развития информационно-библиотечной сферы в условиях реформирования социально-экономической отрасли должны соответствовать происходящим в стране переменам и международной практике.
На основе Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах осуществляются системные меры, направленные на совершенствование организации информационно-библиотечной деятельности на основе широкого внедрения информационных и цифровых технологий. Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий всесторонне влияет на привычную информационно-библиотечную деятельность: процессы обслуживания пользователей, комплектования и сохранности фондов, автоматизацию информационно-библиотечных процессов, научно-исследовательскую и организационно-методическую деятельность, подготовку, переподготовку информационно-библиотечных кадров, их социальную защиту, международное сотрудничество.
Утверждение в обществе высоких духовных ценностей требует от информационно-библиотечных учреждений усиленного внимания к личности, повышения ее общекультурного уровня, развития духовности, воспитания нравственности.
В современном обществе информационно-библиотечное учреждение определяется как информационное, культурно-просветительское и образовательное учреждение.
Особое значение в обеспечении глубокого познания национальной культуры, анализа ее развития и эволюции приобретают информационно-библиотечные учреждения республики с универсальными фондами. Возникает необходимость повышения статуса образовательных учреждений, развития научного и информационного потенциала отраслевых научных информационно-библиотечных учреждений, а также государственно-частного партнерства в информационно-библиотечной сфере, сети частных и цифровых (виртуальных) информационно-библиотечных учреждений страны.
Повышенного внимания информационно-библиотечных учреждений требуют дети и группы граждан, нуждающихся в социальной помощи и защите (люди с ограниченными возможностями, лица с инвалидностью, многодетные семьи и другие).
Происходящие социально-экономические преобразования в стране, вхождение в мировое сообщество, повышение международного авторитета Узбекистана возлагают на информационно-библиотечные учреждения определенные обязанности по содействию развитию реформ, предоставлению населению оперативной информации.
Внедрение новых технологий, реализация информационных функций информационно-библиотечных учреждений и обеспечение доступа к информации будут зависеть от масштабов и темпов автоматизации и компьютеризации.
Реформирование информационно-библиотечной сферы продиктовано слабой нормативно-правовой базой, недостаточностью укомплектованности информационно-библиотечных фондов и технического оснащения информационно-библиотечных учреждений, невысоким уровнем подготовки и переподготовки информационно-библиотечных кадров и необходимостью их социальной поддержки.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы культурной политики и информационно-библиотечной деятельности, определяющими права граждан на свободный доступ к информации, независимо от их социального положения и места жительства, с целью определения системы мер по поддержке и развитию информационно-библиотечной деятельности в республике.
В настоящее время профессиональное информационно-библиотечное сообщество Узбекистана рассматривает информационно-библиотечные учреждения как демократичный социокультурный институт и информационную базу развития культуры современного информационного общества и социально-экономического развития страны и считает, что состояние информационно-библиотечного обслуживания является показателем уровня культуры общества.
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-
БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ
Проведенный анализ состояния информационно-библиотечной деятельности в республике свидетельствует о необходимости совершенствования нормативной правовой базы с целью обеспечения социальных гарантий населения на информационно-библиотечное обслуживание, гарантий развития информационно-библиотечных учреждений с учетом современных требований.
На сегодняшний день законодательную и нормативную базу информационно-библиотечного дела в Республики Узбекистан составляют:
законы Республики Узбекистан "Об информационно-библиотечной деятельности", "Об авторском праве и смежных правах";
указы Президента Республики Узбекистан от 11 августа 2017 г. N УП-5148 "О дальнейшем совершенствовании управления в сфере печати и информации", от 19 февраля 2018 г. N УП-5349 "О мерах по дальнейшему совершенствованию сферы информационных технологий и коммуникаций";
постановления Президента Республики Узбекистан от 23 февраля 2011 г. N ПП-1487 "О мерах по дальнейшему качественному развитию информационно-библиотечного и информационно-ресурсного обслуживания на базе информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 гг.", от 20 марта 2012 г. N ПП-1729 "О мерах по организации деятельности Национальной библиотеки Узбекистана имени Алишера Навои - информационного ресурсного центра", от 21 марта 2012 г. N ПП-1730 "О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий", от 13 сентября 2017 г. N ПП-3271 "О Программе комплексных мер по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению культуры чтения", от 2 февраля 2019 г. N ПП-4151 "Об организации деятельности Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан".
В целях улучшения доступа населения к электронным информационным ресурсам, объединения и подключения информационно-библиотечных учреждений к единой общеобразовательной электронной библиотеке, совершенствования системы межведомственного электронного взаимодействия реализуется проект "Национальная общеобразовательная электронная библиотека".
В информационно-библиотечных учреждениях страны постепенно внедряются современные информационные и электронные технологии:
увеличивается количество автоматизированных рабочих мест для пользователей;
создаются собственные электронные базы данных;
пользователям предоставляются новые виды информационно-библиотечных услуг более высокого качества.
Крупнейшие информационно-библиотечные учреждения страны для удовлетворения информационных запросов населения активно используют виртуальные справочные службы, развивают культурно-досуговую и просветительскую деятельность.
Однако недостаточное внимание уделяется вопросам интеграции информационно-библиотечных учреждений в мировое библиотечное сообщество, внедрения инновационных методов работы с пользователями и населением, в том числе в сфере повышения культуры чтения, не проводится системная работа с пользователями в условиях динамичного развития мобильной связи, многочисленных гаджетов и wi-fi, увеличения потока электронных книг и "читалок" (book reader).
Значительное число информационно-библиотечных учреждений не обеспечено современными информационно-коммуникационными системами, компьютерами, копировально-множительной техникой, системой охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения, климатического контроля, телефонной связью, отсутствует современное оборудование для обслуживания населения, особенно в малонаселенных удаленных пунктах и лиц с инвалидностью.
Техническое перевооружение информационно-библиотечных учреждений, внедрение новых информационных технологий требуют привлечения к работе в информационно-библиотечных учреждениях высококвалифицированных специалистов, стоимость которых на рынке труда существенно выше возможностей информационно-библиотечных учреждений.
Низкий уровень оплаты труда работников информационно-библиотечных учреждений, неадекватно тяжелые условия работы и ответственность за сохранность вверенных им фондов стимулируют отток квалифицированных кадров, создают текучесть, опасную для сохранности культурных ценностей и сохранения интеллектуального потенциала страны.
Большое количество незанятых ставок и нехватка работников снижают уровень требований к принимаемым на работу сотрудникам, что дает возможность неквалифицированным работникам (во многих случаях не по специальности) поступить на работу в штат библиотекарей. Для оптимального решения этих вопросов необходим пересмотр уровня оплаты труда и социальной защиты работников информационно-библиотечных учреждений.
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-
БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЫ
Приоритетными целями развития информационно-библиотечной сферы являются развитие системы информационно-библиотечного обслуживания населения, обеспечивающей конституционные права граждан на свободный доступ к информации, приобщение к национальным ценностям и мировой культуре, практическим и фундаментальным знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в информационно-библиотечных учреждениях страны.
Для достижения стратегических целей эффективного развития информационно-библиотечной сферы необходимо решение следующих задач:
ускорение реформирования информационно-библиотечного дела с учетом развития информационных и цифровых технологий и современных общемировых тенденций;
совершенствование нормативной правовой базы информационно-библиотечной деятельности с целью обеспечения социальных гарантий населения на информационно-библиотечное обслуживание, гарантий развития информационно-библиотечных учреждений с учетом современных требований;
развитие материально-технической базы информационно-библиотечных учреждений, включая строительство новых зданий и помещений и реконструкцию имеющихся, обеспечение их современным оборудованием;
внедрение новейших технологий, в том числе информационно-коммуникационных, развитие корпоративных систем;
развитие государственно-частного партнерства в информационно-библиотечной сфере, сети частных и цифровых (виртуальных) информационно-библиотечных учреждений;
обеспечение безопасности информационно-библиотечных учреждений и сохранности информационно-библиотечных фондов как части национального и мирового культурного наследия;
формирование информационной культуры общества, устойчивого интереса к национальной истории и культуре, повышение и пропаганда культуры чтения;
обеспечение информационно-библиотечных учреждений квалифицированным персоналом.
С учетом определения целей и задач необходимо развитие следующих приоритетных направлений информационно-библиотечной сферы:
приведение законодательной базы в соответствие с задачами развития информационно-библиотечного обслуживания населения;
создание механизма комплектования информационно-библиотечных учреждений, формирование системы информации об изданиях, в том числе на электронных и других носителях;
обеспечение сохранности информационно-библиотечных фондов;
внедрение и развитие новых информационных технологий, создание национальной информационно-библиотечной сети;
развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки информационно-библиотечных кадров на основе современных информационно-библиотечных технологий;
развитие и внедрение новых видов информационно-библиотечных услуг, в том числе платных;
создание благоприятных условий для эффективного труда работников информационно-библиотечных учреждений и их социальной поддержки;
укрепление материально-технической базы информационно-библиотечных учреждений;
развитие научно-исследовательской и методической деятельности;
координация управления информационно-библиотечными учреждениями всех систем и ведомств;
развитие международного сотрудничества и вхождение в мировое информационно-библиотечное сообщество.
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО РЕШЕНИЮ
ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЫ
1. Создание механизмов комплектования информационно-библиотечных учреждений, обеспечение сохранности информационно-библиотечных фондов:
методическое обеспечение, внедрение в сферу новейших технологий, обеспечение подготовки и переподготовки кадров - хранителей информационно-библиотечных фондов и реставраторов, формирование общественного мнения по проблемам сохранности информационно-библиотечных фондов;
усовершенствование подходов к формированию информационно-библиотечных фондов с учетом потребностей пользователей в информации, пополнение фондов, их комплектование и установление прав на владение обязательным экземпляром с последующим свободным доступом к нему;
создание условий для обеспечения информационно-библиотечных учреждений изданиями общественных, коммерческих и частных издательств, произведениями соотечественников, живущих за рубежом, а также зарубежными изданиями об Узбекистане, формирование фондов литературы на языках проживающих на территории республики народов;
обновление информационно-библиотечных фондов информационно-библиотечных учреждений за счет внедрения системы получения обязательного экземпляра, подписки, дарения, покупки, межбиблиотечного и международного книгообмена, комплектования национальными и зарубежными онлайновыми и офлайновыми электронными документами, выстраивания оптимального баланса между "владением" и "доступом" и т.д.;
обеспечение поступления в фонд информационно-библиотечных учреждений новой литературы на различных видах носителей, увеличив в среднем вдвое количество средств, выделяемых на комплектование, увеличение, пополнение фондов информационно-библиотечных учреждений региональных информационно-библиотечных учреждений областного, районного и городского уровней;
совершенствование информационно-библиографической деятельности с внедрением системы автоматизации обработки изданий и их поиска;
формирование сводных электронных каталогов, полнотекстовых баз данных и обеспечение информационно-библиотечных учреждений доступом к сети Интернет;
разработка комплекса мероприятий по расширению услуг, предоставляемых пользователям на основе мобильных устройств, увеличение доли мультимедийного контента в создаваемых электронных ресурсах и т.д.;
создание системы консервации информационно-библиотечных фондов, мониторинга состояния фондов и условий их хранения в информационно-библиотечных учреждениях, обеспечение нормативных режимов хранения;
разработка и развитие методов массовой консервации документов, внедрение в процессы консервации новейших технологий, планирование и обеспечение действий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;
обеспечение безопасности информационно-библиотечных учреждений и информационно-библиотечных фондов, разработка нормативно-правовой и методической базы, регламентирующей технологии безопасности информационно-библиотечных учреждений и информационно-библиотечных фондов;
развитие системы учета информационно-библиотечных фондов, совершенствование учета всех видов документов, находящихся в фондах информационно-библиотечных учреждений, создание единой системы учета документов информационно-библиотечных учреждений, внедрение новых технологий, обеспечивающих интеграцию обработки учетной информации, автоматизированную обработку, создание системы учетно-статистических показателей;
обеспечение информационно-библиотечных учреждений современным оборудованием для хранения и использования фондов, каталогов, их надлежащего функционирования, а также безопасного и комфортного пребывания пользователей.
2. Внедрение и развитие новых информационных технологий, создание национальной информационно-библиотечной сети:
интенсивное внедрение новых информационных технологий, укрепление технической базы информационно-библиотечных учреждений за счет увеличения парка персональных компьютеров, приобретения лицензионного программного обеспечения;
увеличение количества автоматизированных рабочих мест для пользователей;
оцифровка фондов, в том числе краеведческих и редких изданий;
расширение подключения информационно-библиотечных учреждений к сети Интернет с целью обеспечения удаленного доступа всех жителей страны к региональным, республиканским и мировым информационным ресурсам;
создание сайтов и активное участие информационно-библиотечных учреждений в виртуальном пространстве, обеспечение виртуального справочно-библиотечного обслуживания населения;
создание единого информационно-библиотечного портала с удаленным доступом к информационным ресурсам информационно-библиотечных учреждений страны;
совершенствование существующих и внедрение современных конкурентоспособных технологий по обеспечению доступа к информации и знаниям в рамках предоставления государственных и дополнительных услуг;
совершенствование системы информационной поддержки научных исследований и образовательного процесса, модернизация системы электронной доставки документов и виртуальной справочной службы с возможностью использования средств мобильной связи;
расширение коллективной подписки и выделение средств на регулярную годовую подписку для информационно-библиотечных учреждений страны;
развитие инновационной деятельности информационно-библиотечных учреждений, их инновационной инфраструктуры, построение эффективных инновационных отношений и коммуникаций с населением, привлечение инвестиций, в том числе частных, на разработку новшеств и реализацию инноваций;
создание сервисов, позволяющих расширить возможности доступа к электронным каталогам, документальным ресурсам и услугам, оказываемым Национальной библиотекой Узбекистана, пользователям различных образовательных, социальных, возрастных групп и лицам с инвалидностью в режиме онлайн (24/7/365);
повышение информационной компетентности пользователей информационно-библиотечных учреждений, повышение медиаграмотности населения путем предоставления образовательных услуг детям, подросткам и молодежи и т.д.
3. Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации информационно-библиотечных кадров на основе современных информационно-библиотечных технологий:
создание системы непрерывного информационно-библиотечного образования библиотечного персонала на основе регулярного повышения квалификации и переподготовки по актуальным направлениям модернизации информационно-библиотечного дела, внедрение системы дистанционного обучения информационно-библиотечных кадров и т.п.;
организация постоянно действующих курсов повышения квалификации информационно-библиотечных кадров, развитие дистанционных курсов обучения как студентов, так и сотрудников информационно-библиотечных учреждений, стажировка преподавателей и ассистентов в ведущих научных организациях зарубежных стран (библиотечные факультеты), развитие научных школ по информационно-библиотечному делу и т.д.;
на основе изучения потребности в специалистах в сфере библиотечного дела увеличение квоты приема в профильные высшие образовательные учреждения по направлению "Библиотечно-информационная деятельность";
обеспечение информационно-библиотечного сообщества информацией профессионального характера, издание фундаментальных библиографических пособий с применением новых издательских технологий, факсимильных изданий уникальных документов из фондов информационно-библиотечных учреждений, кооперация в области каталогизации, способствующая предотвращению дублирования работ и уменьшению затрат на каталогизацию в информационно-библиотечных учреждениях страны;
расширение участия информационно-библиотечных учреждений в международных проектах в области повышения квалификации информационно-библиотечных работников, обмена опытом и т.д.
4. Развитие и внедрение новых видов информационно-библиотечных услуг, в том числе платных:
обеспечение доступа к сводному электронному каталогу, развитие корпоративных информационно-библиотечных сетей для обмена и свободного доступа граждан к электронным информационным ресурсам;
обеспечение условий для реализации возможностей межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов, создание единой информационной среды, расширение доступа к образовательным и информационным ресурсам, разработка механизма взаимодействия информационно-библиотечных ресурсов, создание единой поисковой системы, объединяющей крупные информационно-библиотечные ресурсы страны.
5. Создание благоприятных условий для эффективной деятельности работников информационно-библиотечных учреждений и их социальной поддержки:
обеспечение социальной защиты информационно-библиотечных работников, расширение их прав и льгот (выделение беспроцентных кредитов для приобретения жилья), модернизация единой тарифной сетки путем повышения тарифного разряда во всех категориях информационно-библиотечных учреждений;
пересмотр тарифно-квалификационных характеристик работников информационно-библиотечных учреждений, предусмотрев расширение номенклатуры должностей информационно-библиотечных учреждений в соответствии с современными потребностями сферы на основе Классификатора основных должностей служащих и профессий рабочих;
обеспечение уровня оплаты труда в информационно-библиотечной сфере, гарантирующей нормальное развитие информационно-библиотечных учреждений;
учреждение работникам информационно-библиотечных учреждений доплаты за выслугу лет;
учреждение профессиональных премий и государственных наград;
учреждение нагрудного знака "Кутубхона аълочиси".
6. Укрепление материально-технической базы библиотек:
организация и проведение полной инвентаризации всех информационно-библиотечных учреждений республики;
проведение ремонта и реконструкции зданий и помещений информационно-библиотечных учреждений, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта;
строительство специализированных зданий для информационно-библиотечных учреждений;
техническое оснащение информационно-библиотечных учреждений современным оборудованием для обслуживания лиц с инвалидностью;
развитие материально-технической базы информационно-библиотечных учреждений, включая строительство новых зданий и реконструкцию имеющихся, для создания районных (городских) информационно-библиотечных учреждений, обеспечение их современным оборудованием.
7. Научно-исследовательская и методическая деятельность:
ведение корпоративных прикладных научно-исследовательских работ по современным направлениям информационно-библиотечной деятельности;
внедрение новых видов информационно-библиотечных услуг и расширение сети информационно-библиотечного обслуживания и др.;
проведение научно-исследовательских и организационно-методических работ на межведомственной основе по различным направлениям деятельности информационно-библиотечных учреждений, а также совместно с крупными информационно-библиотечными учреждениями стран СНГ и зарубежных стран по внедрению современных конкурентоспособных информационно-библиотечных технологий;
совершенствование системы информационной поддержки научных исследований и образовательного процесса;
модернизация системы электронной доставки документов;
разработка и совершенствование системы подготовки методических пособий, рекомендаций, оказания консультативной помощи;
разработка предложений по развитию инновационной деятельности информационно-библиотечных учреждений, их инновационной инфраструктуры, построению эффективных инновационных отношений и коммуникаций с населением, привлечению инвестиций, в том числе частных, на разработку новшеств и реализацию инновационных идей;
разработка предложений по созданию Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по информационно-библиотечному делу при Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
8. Развитие международного сотрудничества:
развитие сотрудничества с мировым библиотечным сообществом на основе заключения двухсторонних соглашений, участие в международных форумах и иных мероприятиях;
развитие и внедрение различных форм сотрудничества по международному книгообмену, электронному обмену информационными ресурсами;
формирование сводных электронных каталогов, создание банков данных;
участие в реализации международных проектов, активизация межбиблиотечного абонемента (электронная доставка документов);
проведение республиканских, международных конференций и семинаров, участие в аналогичных мероприятиях за рубежом.
Основным инструментом реализации настоящей Концепции является Программа мер по развитию информационно-библиотечной сферы в Республике Узбекистан (далее - Программа), предусматривающая разработку мероприятий по развитию информационно-библиотечного дела в республике.
Реализацию настоящей Концепции предусмотрено осуществить на республиканском уровне во взаимодействии с причастными министерствами и ведомствами, органами исполнительской власти на местах, с привлечением коммерческих организаций, спонсоров, в том числе зарубежных инвесторов.
Координация реализации Концепции будет осуществляться специально уполномоченным государственным органом по совершенствованию системы издания и распространения книжной продукции, а также в сфере информационно-библиотечной деятельности - Агентством информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан.
Реализация Концепции будет осуществляться в два этапа:
Первый этап (2019-2020 гг.) предусматривает:
подключение региональных библиотек к единой базе данных для дальнейшей интеграции с международными системами;
разработку и утверждение Положения о Национальном общеобразовательном электронном библиотечном центре;
увеличение квоты приема в профильные высшие образовательные учреждения по направлению "Библиотечно-информационная деятельность";
разработку и утверждение типовых штатов работников и Типового положения об информационно-библиотечном центре и библиотеке, входящих в организационную структуру Национальной библиотеки, с учетом увеличения объема предоставляемых услуг с применением современных информационно-коммуникационных технологий;
разработку и утверждение программы развития государственно-частного партнерства в информационно-библиотечной сфере, сети частных и цифровых (виртуальных) библиотек в Республике Узбекистан на 2019-2024 гг.;
проведение ремонта и реконструкции, а также строительства зданий и помещений информационно-библиотечных учреждений, требующих капитального ремонта;
разработку и внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об учреждении нагрудного знака "Кутубхона аълочиси";
проведение и уточнение данных инвентаризации, подготовку мер по практической реализации мероприятий и др.
Второй этап (2021-2024 гг.) предусматривает:
разработку и принятие Закона "Об обязательном экземпляре изданий" для совершенствования системы рассылки;
проработку вопроса о ратификации "Конвенции о международном обмене изданиями";
активизацию сотрудничества с ведущими исследовательскими центрами СНГ и зарубежных стран;
создание Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по библиотечному делу при Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров;
формирование корпоративной сети по обмену ресурсами, автоматизации работы корпоративного взаимодействия;
разработку отраслевых стандартов, методических пособий и рекомендаций по информационно-библиотечной деятельности;
совместную работу с государственными органами, хокимиятами по организации деятельности районных (городских) информационно-библиотечных учреждений;
определение и реализацию совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, районов (городов) мероприятий по реализации Концепции.
ГЛАВА 6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Ресурсное обеспечение, в частности, вопросы финансирования определенных Концепцией мероприятий будут осуществляться в пределах бюджетных средств, выделяемых информационно-библиотечным учреждениям, за счет средств Фонда развития информационно-библиотечных учреждений при Национальной библиотеке Узбекистана имени Алишера Навои, доходной части от хозрасчетной деятельности библиотек, средств спонсоров, зарубежных инвесторов, а также других источников, не запрещенных законодательством.
Реализация Концепции позволит создать единую информационно-библиотечную сеть, способствующую дальнейшему развитию информационно-библиотечных учреждений страны и эффективной координации деятельности в рамках информационного, культурно-просветительского пространства.
По результатам запланированных мероприятий на первом этапе реализации Концепции ожидается:
создание к 2020 году 186 современных информационно-библиотечных центров в районах и городах республики, охватывающих 86,0% населения;
начало формирования целостной системы взаимодействия информационно-библиотечных центров Узбекистана путем подключения до 2020 года 10% (21) библиотек в единую интерактивную базу данных;
увеличение фонда электронных книг до 1,2 млн экземпляров;
дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере информационно-библиотечной деятельности с 14 зарубежными странами.
На втором этапе ожидается:
формирование целостной системы взаимодействия информационно-библиотечных центров Узбекистана с завершением подключения 207 библиотек республики в единую интерактивную базу данных;
увеличение фонда электронных книг до 3,3 млн экземпляров;
дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере информационно-библиотечного дела с 21 зарубежной страной.
Кроме этого Концепция:
позволит информационно-библиотечным учреждениям, выполняющим важнейшие социальные и коммуникативные функции в качестве одного из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры, внести достойный вклад в экономическое развитие страны;
поможет усовершенствовать законодательную базу в сфере информационно-библиотечного дела с учетом национальных интересов и международного опыта (что позволит соответствовать нынешним тенденциям развития информационно-библиотечной сферы, а также существенно повлиять на развитие информационно-библиотечных учреждений и рост информационно-библиотечного обслуживания населения);
позволит создать систему комплектования фондов информационно-библиотечных учреждений, в том числе на электронных и других носителях, обеспечить сохранность библиотечных фондов, внедрить и развивать новые информационные технологии, совершенствовать национальную информационно-библиотечную сеть и осуществлять профильные научные исследования, активизировать разработку методических пособий;
содействует созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации информационно-библиотечных кадров на основе современных технологий, а также благоприятных условий для эффективного труда работников информационно-библиотечных учреждений и их социальной защиты;
способствует эффективной координации и управлению информационно-библиотечными учреждениями всех систем и ведомств, всестороннему развитию международного сотрудничества, укреплению материально-технической базы информационно-библиотечных учреждений.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 10 июня 2019 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
17 июня 2019 г., N 24, ст. 442