ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2019 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 31 августа по 7 сентября 2019 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

           

(за период с 31 августа по 7 сентября 2019 г.)


Онлайн-ККМ или виртуальная касса - выбор за предпринимателем

         

ИП и фермерские хозяйства: когда можно снять со счета валюту наличными

      

Отпуск сильнодействующих препаратов возьмут под контроль

         

После техникума - в вуз без экзамена, сразу на II курс

        

Комитет по делам религий активизирует работу

       

Что делать, если превышена стоимость строительства

         

Фонд Опек финансирует развитие водоснабжения в Наманганской области

         

В Наманганской области создается агропромышленный кластер

      

Языковые спецшколы откроются во всех регионах

        

Как аттестуют педагогов домов "Мехрибонлик" и детских городков

        

СЭЗ "Нукус-фарм" преобразована

     

Служат все одинаково - год

        

Определены полномочия Государственной службы безопасности Президента

        

Вузы отчитаются о трудоустройстве выпускников

         

Кому не стать учредителем микрокредитной организации

         

Последний этап обучения правоохранителей - на практике

           

Подверглись гендерной дискриминации - обжалуйте

         

Как уберечь женщин от тиранов

          

Избирательное законодательство скорректировано

        

Янгиюльская МПЗ расширяется

      

Образцовым сходам граждан - денежные поощрения, путевки в санатории

          

Охрана культурного наследия: вводится лицензирование, штрафы повышены

          

Создано Агентство "Узбеккосмос"

           

Молодежи - своя Академия

          

Питание в подразделениях МВД - на аутсорсинг

        

Коммерческим банкам утвердили формы финотчетности

         

Кто может поступить в Академию Генпрокуратуры



Наряду с онлайн-ККМ внедряется платформа обмена данными - виртуальная касса с функцией онлайн-передачи налоговым органам данных о расчетах с населением через торговые точки (точки оказания услуг) в наличной форме или посредством банковских пластиковых карт (Указ Президента Республики Узбекистан от 06.09.2019 г. N УП-5813 "О мерах по внедрению современных информационных технологий в систему расчетов в сфере торговли и оказания услуг, а также усилению общественного контроля в данной сфере").


Самостоятельный и непрерывный прием, переработку, криптографическую защиту и хранение фискальных данных, полученных в режиме онлайн, будет осуществлять оператор фискальных данных - ГУП "Научно-информационный центр "Янги технологиялар" при ГНК.

Субъекты предпринимательства, имеющие наличную выручку, будут поэтапно переводиться на использование онлайн-ККМ либо виртуальной кассы согласно утвержденному графику. При этом с 1 января 2020 года будут ежегодно утверждать перечень отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, где этот график не применяется.



Что важно знать, переходя на онлайн-ККМ

или виртуальную кассу


Во-первых, льготы и преференции для субъектов предпринимательства:

q не нужно применять действующие ККМ с фискальной памятью, вести контрольно-кассовую книгу, снимать в конце рабочего дня ежедневный отчет по каждому контрольно-кассовому аппарату;

q независимо от объема средней дневной наличной выручки ее можно сдать в кассы банков через службы инкассации в определенные периоды либо самостоятельно;

q зарегистрировав онлайн-ККМ в налоговой до 1 января 2021 года, можно уменьшать суммы начисленного и подлежащего уплате налога на прибыль или ЕНП либо фиксированного налога на сумму расходов по приобретению, установке, запуску каждой онлайн-ККМ на сумму до 10 БРВ;

q ГНК бесплатно выдаст базовую часть программного продукта (базу) виртуальной кассы.

А доходы продавца, полученные с реализации выращенной в домашних условиях, в т.ч. в дехканских хозяйствах, продукции животноводства, пчеловодства и растениеводства в сыром и переработанном виде и продажи животных в живом виде либо продуктов их убоя (кроме промышленной переработки), освобождаются от НДФЛ без предъявления документа, подтверждающего реализацию продукции, выращенной на приусадебном земельном участке, выделенном физическому лицу либо членам его семьи.

Во-вторых, дополнительные обязанности и ответственность:

q в предоставленном чеке обязательно должно быть наименование, количество, цена и сумма (стоимость) товаров (работ, услуг), а плательщики НДС обязаны указывать ставку и сумму налога, а также QR-код и фискальная отметка. Без этих сведений чеки считаются недействительными;

q если нет технической возможности доставить оператору сведения в режиме реального времени чеки можно выдавать в офлайн-режиме с передачей сведений оператору в течение 24 часов;

q при оплате через платежные терминалы, покупателям вместе с чеками платежных терминалов обязательно выдается чек онлайн-ККМ либо виртуальной кассы;

q по истечении указанных в графике сроков реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг без применения онлайн-ККМ либо виртуальной кассы, невыдача чека посредством них либо выдача без фискальной отметки считается ведением торговли либо оказанием услуг без ККМ и применяются меры ответственности (статья 119 НК; статья 164 КоАО; статья 189 УК).

В-третьих, будут стимулировать интерес со стороны потребителей. Например, средства в форме бонусов (деньги, баллы и др.), перечисленные на условиях публичной оферты на банковские пластиковые карты либо на скидочные (дисконтные) карты физлиц (cashback), не рассматриваются в качестве базы по НДФЛ.

А с 1 октября текущего года стартует эксперимент - призовые игры на основании QR-кода либо фискальной отметки в чеках, выданных столичными субъектами предпринимательства, перешедшими на использование онлайн-ККМ либо виртуальной кассы. На организацию выделят 1 млрд сумов бюджетных средств. Порядок их проведения разработают и утвердят до 1 октября. Со временем данный опыт будет внедрен и в других регионах.



Технические вопросы решат в ближайшее время


Онлайн-ККМ и специальные устройства с функцией онлайн-передачи сведений налоговым органам рекомендовано выпускать на базе предприятий, входящих в Асоциацию "Узэлтехсаноат". Для обеспечения непрерывной работы онлайн-ККМ и виртуальных касс во всех регионах откроются центры по оказанию технических услуг.

ГНК поручено до 1 октября 2019 года:

q разработать и внедрить специальное программное обеспечение для виртуальной кассы и фискального модуля, обеспечивающее передачу налоговым органам сведений о реализованных субъектами предпринимательства товарах (работах и услугах) в режиме онлайн;

q внедрить систему регистрации покупателями QR-кодов или фискальных отметок на чеках через мобильное приложение либо официальный сайт ГНК;

q разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров технические требования, предъявляемые к онлайн-ККМ, виртуальной кассе и фискальному модулю, применение которых разрешено в Узбекистане, их единый реестр, а также порядок ведения Государственного реестра центров по оказанию технических услуг и постановки на учет в налоговых органах.

В течение 2 месяцев разработают систему "дистанционной проверки" действий по непредоставлению чека через онлайн-ККМ либо виртуальную кассу или представления чеков без QR-кода (фискальной отметки) и порядок привлечения к ответственности нарушителей.


* * *



Указом Президента от 05.09.2019 г. N УП-5811 внесены поправки в некоторые акты главы государства.


Изменения приняты для "дальнейшего совершенствования внешнеторговой деятельности и расширения информационного взаимодействия при осуществлении операций с наличной иностранной валютой". Их суть в следующем:

q во-первых, индивидуальных предпринимателей и фермерские хозяйства, у которых есть доходы в иностранной валюте, ограничили в праве снимать валюту наличными со своих счетов. Теперь это возможно только в случаях обоснованного использования иностранной валюты за рубежом (критерии обоснованности при этом не уточняются). В остальных случаях средства с их счетов обналичиваются исключительно в национальной валюте;

q во-вторых, субъектам предпринимательства, чьи органы управления принимают решения о списании кредиторской задолженности по внешнеторговым контрактам, образовавшейся до 5 сентября 2017 года, разрешили не начислять налоговые обязательства на списываемую сумму долга;

q в-третьих, до 1 декабря 2019 года ГТК должен наладить информационное взаимодействие с Центробанком по обмену данными о пассажирских таможенных декларациях и объемах ввозимой наличной иностранной валюты сверх установленных норм (Указ Президента Республики Узбекистан от 06.12.2017 г. N УП-5276 "О мерах по дальнейшему упрощению порядка ввоза и вывоза наличной иностранной валюты физическими лицами);

q в-четвертых, импортные контракты допсоглашения к ним, заключаемые стратегическими закупщиками на основе отбора наилучших предложений без проведения тендерных торгов и по итогам прямых переговоров, подлежат экспертизе и регистрации в ГУП "Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов" (Приложение к Постановлению Президента РУз от 22.01.2018 г. N ПП-3487). Для этого они должны дополнительно представить обоснование необходимости заключения импортного контракта в соответствии с:

q предпроектной и проектной документацией - по инвестиционным и инфраструктурным проектам;

q производственными нормативами - по текущей деятельности.


* * *



Отпуск сильнодействующих препаратов возьмут под контроль. С 1 декабря 2019 года вводится новый порядок их обращения. В 2020 году появится дополнительное лицензионное требование для аптек (Постановление Президента Республики Узбекистан от 06.09.2019 г. N ПП-4438 "Об усилении мер по предотвращению незаконного оборота лекарственных средств").


В течение недели Правительство утвердит перечень сильнодействующих веществ. Эти препараты подлежат предметно-количественному учету (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 03.05.2018 г. N 334), отпускать их смогут только социальные аптеки и аптеки с лицензией на хранение и реализацию (отпуск) наркотических средств и психотропных веществ (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 16.07.2003 г. N 315). Аптеки должны хранить рецепты на отпуск лекарств из этого перечня в течение года. Изменения и дополнения в список будут вноситься по предложениям специально созданной межведомственной экспертной группы при Национальном информационно-аналитическом центре по контролю за наркотиками.

С 1 января 2020 года вводится новое лицензионное требование для розничной реализации лекарств и изделий медназначения - ведение бесперебойной видеофиксации и хранение видеозаписей процесса реализации (отпуска) в течение месяца (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 12.05.2017 г. N 284). Систематическое (2 и более раз в течение года) нарушение этого требования станет основанием для прекращения действия лицензии. Новое требование не касается аптек и их филиалов, расположенных на территории сельских семейных поликлиник и сельских врачебных пунктов.

Медорганизациям, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, запрещено назначать больным рецептурные лекарства без оформления рецепта. С 1 марта 2021 года все медорганизации и аптеки Ташкента, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, должны будут использовать Систему электронной выдачи рецептов. Еще через год, с 1 марта 2022 года, ее поэтапно внедрят в остальных регионах. Систему должны разработать к началу 2021 года и интегрировать с информационной системой контроля и учета движения фармацевтической продукции, работа над созданием которой признана недостаточной, безрезультативной и должна быть ускорена (Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18.09.2018 г. N 738 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения населения фармацевтической продукцией").


Важно! Вводится новый вид проверок - по пресечению фактов незаконной розничной реализации рецептурных лекарств и медизделий, в том числе включенных в перечень сильнодействующих веществ. Они проводятся МВД и региональными подразделениями Минздрава в порядке уведомления бизнес-омбудсмана путем их регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок.


* * *



С 2020/2021 учебного года внедряется новая система начального, среднего и среднего специального, профессионального образования (Указ Президента РУз от 06.09.2019 г. N УП-5812).


Учебный процесс организуют по дифференцированным образовательным программам, соответствующим третьему, четвертому и пятому уровням Международной стандартной классификации образования.

Ряд профессиональных колледжей реорганизуется: на базе одних создадут Центры профессионального обучения, другие подготовят для увеличения мощностей вузов и организации в перспективе зарубежных вузов и их филиалов, третьи станут многопрофильными учебными центрами и полигонами прохождения практики вузов. Здания отдельных профколледжей будут использовать в качестве учреждений общего среднего образования.

Новая система профессиональных образовательных учреждений будет состоять из профессиональных школ, колледжей и техникумов:

        

          

     

в профессиональных школах

     

    

в колледжах

    

     

в техникумах

       

подготовка кадров осуществляется в группах, сформированных из выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений на основе 2-летних интегрированных программ общеобразовательных предметов и предметов специальностей по дневной форме обучения

подготовка кадров осуществляется на основе принципа "Образование в течение всей жизни" в группах из лиц как минимум с общим средним образованием, завершивших образовательные программы, соответствующие как минимум третьему уровню МСКО, по дневной, вечерней и заочной формам обучения продолжительностью до 2 лет исходя из сложности профессий

и специальностей на основе государственного заказа и платного контракта


подготовка кадров осуществляется на основе принципа "Образование в течение всей жизни" в группах из лиц как минимум с общим средним образованием, завершивших образовательные программы, соответствующие как минимум третьему либо четвертому уровню МСКО по дневной, вечерней и заочной формам обучения продолжительностью не менее 2 лет, исходя из сложности профессий и специальностей на основе государственного заказа и платного контракта


учащиеся обеспечиваются ежемесячной стипендией в размере 1 БРВ и 3-разовым питанием либо оплатой питания за счет Госбюджета


расходы на текущее содержание, ведение деятельности, укрепление материально-технической базы и подготовку кадров покрываются за счет внебюджетных средств соответствующих министерств и ведомств, а также средств, поступающих от обучения учащихся на основе государственного заказа и платного контракта, и иных источников, не запрещенных законодательством


выпускникам, успешно закончившим средние специальные образовательные программы, предоставляется право продолжения обучения в вузах по профильным направлениям образования бакалавриата начиная со II курса без сдачи вступительных экзаменов на основе индивидуального собеседования


расходы на текущее содержание, ведение деятельности, укрепление материально-технической базы и подготовку кадров покрываются за счет средств Госбюджета


расходы на текущее содержание, ведение деятельности, укрепление материально-технической базы и подготовку кадров покрываются за счет внебюджетных средств соответствующих министерств и ведомств, а также средств, поступающих от обучения учащихся на основе государственного заказа и платного контракта, и иных источников, не запрещенных законодательством


         

           

Учебно-методическое руководство профессиональными школами, колледжами и техникумами независимо от их ведомственной принадлежности, а также реализация госполитики в данной сфере возложены на Министерство высшего и среднего специального образования.

Учебно-производственные комплексы для школьников 10-11-х классов, воссозданные в 2017 году, упраздняются (Постановление Кабинета Министров РУз от 24.10.2017 г. N 868). Высвобождаемые за счет этого средства направят на финансирование новой системы профессионального образования.

В перспективе планируют разработать и утвердить Национальную квалификационную рамку (в 3-месячный срок), Квалификационные рамки для всех отраслей экономики (до 01.01.2020 г.) и Национальные профессиональные стандарты (до 01.04.2020 г.). КОДП в течение 2 месяцев пересмотрят в соответствии с Национальной квалификационной системой Узбекистана (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 04.10.2017 г. N 795).


* * *



Комитет по делам религий активизирует работу. Учреждению обновили основные задачи и определили направления сотрудничества с другими ведомствами (Постановление Президента РУз от 04.09.2019 г. N ПП-4436).


Предполагается прочное и постоянное сотрудничество с МВД, Союзом молодежи Узбекистана, Комитетом женщин Узбекистана и Республиканским советом по координации деятельности органов самоуправления граждан в обеспечении гарантий свободы совести и стабильности религиозно-просветительской обстановки в обществе.

Приоритеты в рамках сотрудничества:

q разъяснение широкой общественности, руководителям и работникам государственных и общественных организаций основных целей, задач и принципов государственной политики в сфере религии, повышение их активности и инициативности;

q оперативное принятие мер по отношению к фактам нарушения гарантий свободы совести;

q развитие религиозных и светских взглядов населения, особенно молодежи;

q обеспечение широкой пропаганды национальных традиций и ценностей в противовес радикальным идеям, распространяемым СМИ, на сайтах и в соцсетях.

К задачам Комитета по делам религий отнесена пропагандистско-агитационная работа и практические меры по реализации принципов светского государства, защите свободы совести, а также развитие паломнического туризма, социализация лиц, попавших под влияние идей экстремизма, сепаратизма и фанатизма.

Комитет содействует всем госорганам и ННО в их работе по направлению пропаганды гуманистической сущности религии и ее основ. По результатам изучения религиозно-социальных процессов и религиозной толерантности в стране будут приниматься меры по поддержке научно-исследовательских работ, проведению пропагандистских и агитационных мероприятий.

Внедряется практика взаимодействия путем организации пропагандистских групп государственных и негосударственных некоммерческих организаций на всех уровнях: республика - область - район (город) - махалля.

Замы председателя Совета Министров Каракалпакстана, хокимов областей и Ташкента по связям с общественными и религиозными организациями будут содействовать Комитету в его работе и отчитываться его председателю в данном направлении. Указанные должностные лица назначаются на должность и освобождаются от нее по согласованию с председателем Комитета по делам религий.   


* * *



Определен порядок рассмотрения и внесения изменений в расчетную стоимость объектов строительства, финансируемых за счет централизованных инвестиций (Постановление Кабинета Министров РУз от 05.09.2019 г. N 740).


Акт принят во исполнение Указа Президента от 14.11.2018 г. N УП-5577 и определяет механизм внесения в Правительство заключений по уточнению стоимости и финансированию строительства, реконструкции и капремонта объектов строительства при изменениях в проектно-сметной документации (далее - ПСД).

Действие документа распространяется на объекты строительства, финансируемые за счет централизованных инвестиций в рамках ежегодно утверждаемой Инвестиционной программы (Постановление Президента Республики Узбекистан от 19.12.2018 г. N ПП-4067 "О мерах по реализации Инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2019 год") (с 2020 года - принимается на 3 года) (Указ Президента Республики Узбекистан от 14.05.2019 г. N УП-5717 "О мерах по переходу на качественно новую систему формирования и реализации Инвестиционной программы Республики Узбекистан").

Рассматриваются вопросы внесения изменений в ПСД (главным образом, для улучшения проектных решений, а также устранения ранее допущенных недостатков в разработанном проекте), в результате которых стоимость строительства превышает:

q договорную стоимость, определенную по результатам тендеров или конкурсов (при уточнении физических объемов работ, прочих производственных затрат, изменении используемых ресурсов и корректировке проекта на основании соответствующего заключения органов госэкспертизы, кроме случаев пересчета остаточной стоимости переходящих из года в год объектов);

q сметную стоимость по объектам, где генеральная подрядная организация определена решением Правительства или Президента (при пересчете остаточной стоимости переходящих объектов, уточнении физических объемов работ, прочих производственных затрат, корректировке проекта, изменении используемых ресурсов и их цен).



Процедура рассмотрения обращений


Для рассмотрения вопроса обоснованности увеличения стоимости объекта министерства и ведомства, областные хокимияты,  госпредприятия (далее - инициаторы) обращаются одновременно в несколько министерств:

q строительства, финансов, а также экономики и промышленности;

q в Министерство инвестиций и внешней торговли - по объектам, финансируемым за счет иностранных кредитов и средств Фонда реконструкции и развития.

Представляются следующие документы:

q оригинал протокола руководителей инициаторов с изложением причин внесения изменений в проект;

q основные технико-экономические показатели (проектно-сметные показатели), предусмотренные в ранее утвержденном проекте и рекомендуемые к пересмотру;

q информация по ранее утвержденному проекту: задание на проектирование, сводная ресурсная смета, экспертные заключения;

q основные показатели измененного проекта, составленные по утвержденной форме;

q уточненная сводная ресурсная смета и сводная справка;

q сопоставительная ведомость стоимости строительства объекта по главам сводной ресурсной сметы, распределенная по видам затрат;

q чертежи и расчеты в связи с увеличением стоимости строительства;

q документы о дополнительном согласовании проекта или отдельных его частей, необходимость в которых возникла в результате пересмотра проекта;

q протокол тендерной или конкурсной комиссии инициаторов о вносимых изменениях.

Материалы рассматриваются ответственными министерствами в течение 10 рабочих дней с вынесением заключений (положительных или отрицательных). Министерство строительства обобщает их и при положительном решении вопроса в течение 6 рабочих дней готовит и вносит в Кабмин проект постановления, согласованный с Министерством юстиции.


Обратите внимание! Для предотвращения формирования необоснованной дебиторской и кредиторской задолженностей строительно-монтажные работы приостанавливаются до утверждения соответствующего постановления Кабинета Министров и продления срока сдачи объекта в эксплуатацию.


* * *



Фонд ОПЕК финансирует развитие водоснабжения в Наманганской области. Основные технико-экономические параметры ТЭО проекта утверждены Постановлением Кабинета Министров от 05.09.2019 г. N 739.


Пятилетний проект (2020-2025 гг.) по улучшению водоснабжения региона охватывает поселки Заркент, Хадикент, Исковот, Булокбоши, Ешлик и город Наманган.

Общая стоимость - $68,05 млн. Из них $53,96 млн - заем Фонда ОПЕК по международному развитию, выданный на 20 лет с 5-летним льготным периодом. Сумма, эквивалентная $14,09 млн - вклад Узбекистана в виде налоговых, таможенных льгот и оплаты финансовых издержек в инвестиционный период.

Исполнительный орган, ответственный за реализацию проекта, целевое и эффективное использование иностранного займа, - Агентство "Коммунхизмат" при МинЖКО.


* * *



В Наманганской области создается агропромышленный кластер. Его образуют 19 производственных предприятий, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность в Мингбулакском и Папском районах (Постановление Кабинета Министров РУз от 05.09.2019 г. N 736).


Для организации кластера налажена деятельность производственного предприятия ООО "Art Soft Holding" с участием иностранных инвестиций. Входящие в его состав 19 агропромышленных предприятий реализуют в 2019-2022 гг. инвестиционные проекты на сумму $114,2 млн, связанные с производством и переработкой сельхозпродукции, развитием семеноводства, строительством теплиц и пр.

Средства всех предприятий будут аккумулироваться в национальной валюте и в последующем распределяться между ними для осуществления финансово-хозяйственной деятельности и развития производства.

Фермерскому хозяйству "Art soft tex cluster" в составе кластера передаются 30,9 гектаров земли в Мингбулакском и 31,5 гектаров - в Папском районах в долгосрочную аренду на срок не менее 30 лет. На посевных площадях этих земель будут выращивать хлопчатник, колосовые зерновые и другие сельхозкультуры.

На кластер распространяются льготы и требования, установленные пунктами 2 и 13 Постановления Кабинета Министров РУз от 25.01.2018 г. N 53 и пунктом 2 Постановления Кабинета Министров РУз от 31.03.2018 г. N 253.

Для организации выставки производимой кластером продукции и создания оптимальных условий для ее экспорта в столице построят специальный "Бизнес-центр". В связи с этим Ташкентскому городскому хокимияту и Госкомземгеодезкадастру предоставлено право предоставлять земельные участки и реализовывать пустующую госнедвижимость без аукциона по прямым переговорам с инвестором с установлением инвестиционных (на сумму не менее $1 млн в экв.) и социальных обязательств.


* * *



Кабинет Министров принял Постановление от 21.08.2019 г. N 701 "О мерах по дальнейшему совершенствованию обучения иностранным языкам в учреждениях общего среднего образования".


Учебные программы в учреждениях среднего специального образования по немецкому, французскому, испанскому, японскому, корейскому и китайскому языкам усовершенствуют. С 2020-2021 гг. начнут открывать специализированные государственные общеобразовательные учреждения по изучению перечисленных иностранных языков. Их организуют во всех регионах страны - 3 в Каракалпакстане, по 2-3 в каждой области и 5 в Ташкенте.

Основными задачами этих спецшкол определены:

q организация углубленного изучения вышеуказанных иностранных языков на основе государственных образовательных стандартов общего среднего образования с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

q создание условий для проявления учащимися своего творческого потенциала в процессе изучения иностранных языков;

q организация сверх государственных образовательных стандартов дополнительных занятий по изучению иностранных языков с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося;

q достижение высокого качества обучения иностранным языкам за счет привлечения квалифицированных преподавателей;

q определение и развитие таланта и способностей учащихся и подготовку их для достойного участия в национальных и международных предметных олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях.

Также Министерству народного образования совместно с другими заинтересованными министерствами, ведомствами и местными властями поручено:

q в течение месяца утвердить и зарегистрировать уставы спецшкол;

q до 1 марта 2020 года разработать учебные планы;

q с учетом проведения в 2018-2019 уч. г. апробации в системе народного образования комплекта учебников немецкого языка, разработанного издательством Клетта (Германия), разработать предложения по закупке этих учебников для спецшкол и привлечь для этих целей международные гранты, средства иностранных инвесторов и другие не запрещенные источники;

q поэтапно ввести в практику использование альтернативных учебников по иностранным языкам в учебном процессе спецшкол в соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 5 апреля 2019 года N 281;

q для привлечения в спецшколы преподавателей японского языка и их материальной поддержки ввести для них надбавку к зарплате - до 50% должностного оклада за счет внебюджетных фондов учреждений народного образования (Постановление Кабинета Министров РУз от 22.04.2019 г. N 344), а в необходимых случаях Фонда поддержки реформ в сфере народного образования при Министерстве народного образования.

С 2020-2021 учебного года начнут выделять квоты приема в соответствующих вузах для подготовки преподавателей иностранных языков (исходя из потребностей спецшкол в отдаленной местности), их также будут направлять на стажировку за рубеж за счет средств фонда "Эл-юрт умиди" и в виде исключения организуют бесплатную переподготовку специалистов зарубежной филологии. В то же время спецшколам разрешат привлекать на работу  зарубежных специалистов на основе гражданско-правовых договоров.

Выпускникам 11-х классов планируют выдавать дипломы и сертификаты о глубоком изучении соответствующих иностранных языков.


* * *



Утверждено Положение о порядке аттестации педагогических сотрудников домов "Мехрибонлик" и детских городков (Постановление Кабинета Министров РУз от 21.08.2019 г. N 702).


Оно распространяется на воспитателей, учителей-дефектологов, учителей-логопедов (далее - педагоги) домов "Мехрибонлик" и детских городков. Педагоги подлежат аттестации 1 раз в 5 лет. Вновь принятые на работу по трудовому договору подлежат аттестации не раньше чем через год. Женщины в состоянии беременности и с детьми до 3 лет аттестации не подлежат. Впервые устроившиеся выпускники вузов, отработав 3 года по специальности, подлежат аттестации в течение 3 месяцев. Работающие по совместительству подлежат аттестации по основному месту работы.

Аттестация проводится ежегодно в марте-июне. Мероприятия по организации аттестации и график ее проведения разрабатываются ежегодно за 15 дней до начала аттестации Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров (далее - Гособринспекция) и Министерством народного образования. Далее МНО и его территориальные управления формируют список подлежащих аттестации педагогов и не менее чем за 2 месяца до аттестации представляют его в Гособринспекцию.

Официальное извещение, документы и программа аттестации направляются педагогам не менее чем за месяц до аттестации. Педагоги должны быть ознакомлены с порядком и правилами аттестации не менее чем за 5 дней до ее начала.

Совместным постановлением МНО и Гособринспекции создаются аттестационные комиссии. В их состав включаются начальник территориального управления народного образования (председатель), представитель Гособринспекции или ее территориального отдела (заместитель председателя), ответственные работники в сфере образования областных хокимиятов, представители профсоюзов, а также ответственные работники в сфере образования. Комиссия полномочна при участии в ее заседании не менее 2/3 ее членов.

Аттестация проводится в два этапа:

q на первом - изучается эффективность трудовой деятельности аттестуемых в соответствии с их квалификационными характеристиками и в результате квалификационных испытаний определяется их профессиональная компетентность;

q на втором - проводится беседа по духовно-воспитательным и социально-политическим сферам знаний.

По результатам аттестации принимается одно из следующих заключений: "Аттестацию прошел, соответствует занимаемой должности" или "Аттестацию не прошел, не соответствует занимаемой должности".

Процесс беседы снимается на видеозапись, задаваемые вопросы и полученные ответы регистрируются в специальном прошитом, опечатанном и пронумерованном журнале.

Не прошедшие аттестацию педагоги направляются на повышение квалификации и через год подлежат повторной аттестации. Если результат будет отрицательный, заключенный с педагогом трудовой договор расторгается с соблюдением норм трудового законодательства.

Несогласные с решением аттестационной комиссии могут в течение 10 дней после объявления результатов письменно обратиться в апелляционную комиссию (создается в территориальных управлениях народного образования из 5 человек). Комиссия может оставить все без изменений или вынести решение о повторном проведении аттестации. Ее решение может быть обжаловано в суд.


* * *



СЭЗ "Нукус-фарм" преобразована. Теперь это СЭЗ "Нукус" с новыми задачами и направлениями деятельности (Указ Президента РУз от 04.09.2019 г. N УП-5809).


Таковыми определены:

q привлечение прямых иностранных и отечественных инвестиций для организации современных производств востребованной на внешних рынках импортозамещающей продукции с высокой добавленной стоимостью;

q обеспечение комплексного и эффективного использования производственного и ресурсного потенциала в части выращивания лекарственного растительного сырья Республики Каракалпакстан в своеобразных естественных условиях для последующей его переработки;

q создание новых производств по глубокой переработке, хранению и упаковке плодоовощной и сельскохозяйственной продукции, а также швейной, обувной, кожевенно-галантерейной, пищевой, электротехнической, машиностроительной, автомобилестроительной, химической промышленности, отрасли строительных материалов, производства современной фармацевтической продукции и лекарственных средств с высокой добавленной стоимостью, в первую очередь на базе лекарственного растительного сырья и лекарственных препаратов (субстанций), выращенных на плантациях, созданных в установленном порядке;

q установление прочных кооперационных связей по организации производства на базе отечественного сырья и материалов, а также углубление процессов локализации производства высокотехнологической продукции среди участников свободных экономических зон на основе развития промышленной кооперации;

q опережающее развитие производственной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры на территории СЭЗ "Нукус", а также формирование на ней современной инфраструктуры по оказанию качественных логистических услуг;

q участие в подготовке высококвалифицированных специалистов исходя из текущих и перспективных потребностей СЭЗ "Нукус" в профильных кадрах, в том числе путем прохождения ими производственной практики на расположенных там предприятиях;

q создание научно-исследовательских центров с опытно-экспериментальными лабораториями по изучению интродукции и культивации сырья лекарственных растений.

Срок деятельности СЭЗ "Нукус" составляет 30 лет с возможностью его последующего продления. На территории действуют особые налоговый и таможенный режимы. На участников распространяются льготы и преференции, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 Указа Президента от 26.10.2016 г. N УП-4853. При этом участники СЭЗ "Нукус-фарм" сохраняют свои льготы и преференции, получая статус участников СЭЗ "Нукус" автоматически, без прохождения дополнительных процедур.

Границы территории новой свободной экономической зоны определят в течение 2 месяцев, в 3-месячный срок разработают и утвердят ее генплан.

Соответствующие изменения произошли с дирекцией СЭЗ "Нукус-фарм" - она переименована с правопреемством по правам и обязанностям, на нее возложены функции оперативного управления деятельностью новой зоны.

В скором времени разработают программы по размещению в СЭЗ "Нукус" предприятий, производящих импортозамещающие и экспортоориентированные виды готовой продукции, материалы и комплектующие. В них включат проекты по развитию инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной и производственной инфраструктуры самой зоны.


* * *



Поправки внесены в Закон "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" (Закон Республики Узбекистан от 05.09.2019 г. N ЗРУ-564).


Установлен единый срок срочной военной службы - 12 месяцев в календарном исчислении. Ранее, напомним, рядовые и сержанты с высшим образованием, а также офицеры служили меньше - 9 месяцев.

Кроме того, определены новые периоды, в которые осуществляются:

q приписка граждан к призывным участкам - в апреле-мае последнего года обучения в общеобразовательной школе или среднем специальном образовательном учреждении (ранее - апреле-июне года достижения ими 16-летнего возраста);

q призыв граждан на срочную военную службу и службу в мобилизационном призывном резерве (МПР) - в марте-апреле (ранее - феврале-марте);

q прохождение месячных военных сборов студентами очной и вечерней формы обучения, зачисленных с их согласия на службу в МПР, - в июле-августе.

Клятва, которую приносят впервые призванные или добровольно (по контракту) поступившие на военную службу граждане, теперь называется присягой Родине (ранее - Военная присяга). Ее текст также изменился:

"Я, (фамилия, имя, отчество), вступая в ряды Вооруженных Сил Республики Узбекистан, целуя священный флаг - символ моего государства, перед светлой памятью моих Великих предков, будучи преисполнен решимости честно выполнять свой долг перед Родиной, перед своей совестью, честью и достоинством:

Торжественно клянусь,

на протяжении всей моей жизни быть верным Республике Узбекистан, своему народу и Президенту;

до последнего вздоха защищать независимость Родины, неприкосновенность ее границ, мир, спокойствие и национальные интересы моего народа;

непримиримо бороться с любыми проявлениями агрессии и корыстного посягательства против Республики Узбекистан;

свято чтить Конституцию, законы Республики Узбекистан, общевоинские уставы, сохранять государственную и военную тайну;

в любых условиях - на земле, на воде, в воздухе добросовестно исполнять свой служебный долг;

при любых обстоятельствах, испытаниях и трудностях оправдать высокое доверие моей Родины".


* * *



Определены полномочия Государственной службы безопасности Президента. Соответствующие поправки в законодательство внесены Законом от 05.09.2019 г. N ЗРУ-564.


Государственная служба безопасности Президента (ГСБП) наделена правом проводить доследственную проверку по делам, относящимся к ее ведению, и оперативно-розыскные мероприятия для обнаружения признаков преступления и лиц, его совершивших, выявления данных, которые могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу. Работники службы не могут участвовать в деле в качестве понятых. Дела о преступлениях, совершенных военнослужащими ГСБП, рассматриваются военными судами.

Определены полномочия данного органа в сфере борьбы с терроризмом и в области профилактики правонарушений:

      

        

     

в сфере борьбы с терроризмом

     

     

в области профилактики

правонарушений

     

q обеспечивает безопасность и личную неприкосновенность Президента, членов его семьи, а также глав иностранных государств и правительств, руководителей международных организаций и иных лиц, подлежащих охране в период их пребывания в Узбекистане;


q участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ по профилактике правонарушений;


q обеспечивает безопасность объектов постоянного и временного пребывания, а также маршрутов передвижения охраняемых лиц;


q осуществляют профилактику правонарушений, в том числе выявляют, устраняют причины совершения правонарушений и условия, им способствующие;


q осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством


q ведут учет лиц, склонных к совершению правонарушений, затрагивающих интересы, безопасность и неприкосновенность охраняемых лиц;



q взаимодействуют с другими органами и учреждениями, непосредственно осуществляющими и участвующими в профилактике правонарушений;



q могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством


       

       

На фасаде зданий ГСБП, в залах заседаний и в служебном кабинете ее председателя поднимается государственный флаг и помещается государственный герб. Официальная государственная символика также значится на печатях и бланках документов органов ГСБП.

Служба может представлять к государственным наградам, а ее председатель - вручать их от имени Президента.

Военные грузы ГСБП освобождаются от уплаты сбора за таможенное оформление.


* * *



Утверждена обновленная форма статотчета высших образовательных учреждений на начало 2019/2020 учебного года (рег. МЮ N 3083-3 от 04.09.2019 г.).


Поправки внесены в раздел 1 годовой формы отчетности "Распределение студентов бакалавриата дневной формы обучения по курсам, направлениям". Так, в числе прочего, необходимо показать:

q сколько выпускников бакалавриата, обучавшихся на платно-контрактной основе, устроились на работу по полученному или родственному направлению образования, а также количество трудоустроившихся в другой сфере деятельности;

q сколько из числа студентов бакалавриата, обучавшихся по гранту и получивших направление на работу, трудоустроились по полученному направлению.


* * *



Кому не стать учредителем микрокредитной организации? Круг ограничений расширили (рег. МЮ N 2093-11 от 30.08.2019 г.). Соответствующие поправки внесены в Положение о порядке лицензирования деятельности микрокредитных организаций (рег. МЮ N 2093 от 13.04.2010 г.).


Так, наряду с действующим перечнем субъектов, которые не могут быть учредителями микрокредитной организации, под запрет попали также лица с непогашенной судимостью за преступления:

q в сфере экономики (Раздел третий Особенной части Уголовного кодекса);

q против порядка управления (Раздел пятый, глава XV Особенной части Уголовного кодекса).

Данное ограничение не действует в отношении лиц, которым принадлежит менее 10% от уставного фонда микрокредитной организации.

Также уточнено, какие документы необходимо подать в Центральный банк при открытии центров розничных услуг. Это: извещение об открытии и решение высшего органа управления микрокредитной организации.


Напомним, право на организацию таких центров предоставлено микрокредитным организациям с 1 августа 2019 года (Постановление Президента РУз от 23.07.2019 г. N ПП-4400). Обязательное условие при этом - уведомление ЦБ в 10-дневный срок со дня открытия.


* * *



Утверждено Положение о порядке прохождения курсантами (студентами) высших образовательных учреждений правоохранительных органов, показавшими высокие результаты, последнего этапа обучения непосредственно на практике (Постановление Кабинета Министров РУз от 19.08.2019 г. N 694).


С 2019/2020 учебного года внедряется порядок прохождения курсантами (студентами) Академии МВД, Военно-технического института Национальной гвардии и Ташкентского государственного юридического университета, показавшими высокие результаты, последнего этапа обучения непосредственно на практике.

Установлено, что:

q закрепление вышеуказанных курсантов (студентов) для прохождения практики к соответствующим правоохранительным и другим государственным органам, в частности, судам, органам прокуратуры, внутренних дел, Национальной гвардии, юстиции и адвокатуре осуществляется МВД, Национальной гвардией и Министерством юстиции;

q закрепление на практику организуется в соответствии со специальностью (направлением обучения) курсантов (студентов);

q прохождение практики курсантами (студентами) организуется в рамках установленного объема учебной нагрузки.

К курсантам (студентам) перечисленных вузов, показавшим высокие результаты, относятся те из них, которые имеют средние показатели усвоения учебного материала за прошлые учебные годы более 80%. К практикантам закрепляется наставник от органа, где проходит практика, который несет ответственность за правильную организацию процесса.

Курсанты (студенты) при прохождении практики освобождаются от квалификационной практики, предусмотренной в учебном плане, но должны выполнять обязанности по соответствующим требованиям в рамках учебного процесса вуза, в том числе предусмотренные виды контроля.

Список курсантов (студентов), которые имеют средние показатели усвоения учебного материала за прошлые учебные годы более 80%, представляется вузом в органы по организации прохождения практики. При направлении на практику студентов ТГЮУ учитываются их пожелания, для чего проводится предварительная беседа.

Орган, организующий прохождение практики, принимает соответствующее решение об организации прохождения практики курсантов (студентов), утверждает программу и создает соответствующие условия для эффективной и правильной организации практики.

При прохождении практики курсантам (студентам) запрещается самостоятельно выполнять служебные обязанности без контроля наставника.

Постановлением также предусмотрено, что следователи органов внутренних дел будут проходить повышение квалификации в Академии Генеральной прокуратуры с привлечением высококвалифицированных практических работников, профессорско-преподавательского состава и экспертов. При этом в качестве основных задач предусмотрено:

q совершенствование навыков безусловного соблюдения при проведении предварительного следствия прав, свобод и законных интересов граждан, а также уважения их чести и достоинства;

q обучение пользованию инновационной техникой и средствами, а также новым методам работы;

q повышение квалификации по раскрытию и расследованию особо сложных преступлений, совершенных организованными преступными группами и сообществами с использованием информационных технологий.

Повышение квалификации следователей осуществляется без отрыва от службы и ежегодно определяется исходя из потребности органов внутренних дел.

Также напомним, что:

q при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента организованы учебные курсы по повышению квалификации работников органов самоуправления граждан в форме государственных учебных учреждений (Постановление Президента РУз от 10.10.2013 г. N ПП-2050);

q в территориальных филиалах Академии государственного управления при Президенте организованы курсы повышения квалификации руководящих кадров в сфере государственного и общественного управления (Постановление Президента РУз от 06.08.2018 г. N ПП-3901).

В образовательные программы данных курсов по повышению квалификации хокимов и председателей (аксакалов) сходов граждан поручено включить соответствующие часы по правоведению.


* * *



Вступил в силу Закон Республики Узбекистан от 02.09.2019 г. N ЗРУ-562 "О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин".


Документ зафиксировал основные направления государственной политики в этой сфере, полномочия Кабинета Министров, Комиссии по вопросам обеспечения гендерного равенства и госорганов, а также гарантии равных прав и возможностей для женщин и мужчин в сфере госслужбы, при реализации избирательных прав, в экономической и социальной сферах, а также в образовании, науке, культуре и здравоохранении.

Определено, что не являются дискриминацией по признаку пола:

q различия в регулировании отношений, связанных с функциями рождения детей и грудного вскармливания;

q призыв на срочную военную службу;

q временные специальные меры по обеспечению реализации гендерной политики;

q особенности охраны труда женщин и мужчин, связанные с охраной их репродуктивного здоровья;

q рекомендации к профессиональной квалификации, основанные на возможностях выполнения обязанностей только лицами определенного пола;

q различия в регулировании порядка и условий содержания в местах содержания под стражей, исполнения наказания и иных мер правового воздействия;

q позитивные меры, направленные на укрепление социального статуса женщин в обществе, обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин.

В нормотворческую и правоприменительную практику внедряются следующие инструменты:

q во-первых, гендерно-правовая экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов - проводится госорганами и иными организациями по соответствующим направлениям деятельности. Если акт или проект не соответствует принципам обеспечения гарантий равных прав и возможностей для женщин и мужчин, органу-разработчику (принявшему органу) направляется заключение гендерно-правовой экспертизы;

q во-вторых, формирование гендерной статистики - органы государственной статистики осуществляют сбор, обработку, накопление, хранение, анализ и публикацию статистической информации, отражающей положение женщин и мужчин во всех сферах жизни общества на основе гендерных показателей;

q в-третьих, обжалование фактов прямой или косвенной дискриминации по признаку пола - если человек считает, что подвергся ей, он вправе обратиться в уполномоченные органы или суд без уплаты госпошлины. Оплата юридической помощи адвокатов при рассмотрении таких дел в судах по их желанию покрывается за счет государства (Положение о порядке отнесения на счет государства расходов по оказанию адвокатами юридической помощи подозреваемому, обвиняемому или подсудимому, рег. МЮ N 1878 от 02.12.2008 г.).


* * *



Опубликован Закон Республики Узбекистан от 02.09.2019 г. N ЗРУ-561 "О защите женщин от притеснения и насилия".


Документ содержит определения притеснения и насилия, а также его форм - полового, физического, экономического, психологического. Защита женщинам предоставляется в различных формах рядом уполномоченных органов - Кабинетом Министров, органами госвласти на местах, ОВД, органами по труду, органами органов госуправления образованием и образовательных учреждений, системой здравоохранения и медучреждений, Комитетом женщин Узбекистана.

Меры предупреждения, выявления и пресечения случаев притеснения и насилия классифицированы как общие и индивидуальные. К первым, например, относится статистический учет подобных случаев и отчетность, информирование жертв, организация телефона доверия. Индивидуальные меры включают:

q профилактическую беседу - проводится представителем уполномоченного органа, выявившего случаи притеснения и насилия, с лицами, склонными к их совершению;

q выдачу охранного ордера - это документ, предоставляющий жертве госзащиту, влекущий применение определенных мер воздействия к лицу или группе лиц, притесняющих женщин или совершивших в отношении них насилие, включая запрет на контакт с жертвой и нахождение с ней в одном помещении наедине, обязанность возместить расходы на лечение, консультации, размещение в реабилитационный центр, материальный и моральный ущерб и т.д. Срок действия - до 30 дней с возможностью продлить еще до 30 дней, если угроза еще не устранена;

q размещение в специальные реабилитационные центры производится по желанию жертвы на срок до 30 дней (при необходимости - продлевается) с сохранением рабочего места (время пребывания в центре также не является основанием для отчисления из вуза) и правом на взыскание расходов с виновного;

q прохождение коррекционных программ по изменению насильственного поведения - меры, направленные на оказание лицу психологической и социальной помощи в изменении его поведения, склонного к насилию. Порядок прохождения коррекционной программы определяется Кабинетом Министров.

Все персональные данные, ставшие известными лицам, оказавшим помощь жертве притеснения и насилия, охраняются законодательством, а разглашающие их лица - привлекаются к ответственности (Закон Республики Узбекистан "О персональных данных" от 02.07.2019 г. N ЗРУ-547).


* * *



В Конституцию и ряд законов внесены поправки в связи с совершенствованием избирательной системы (Закон Республики Узбекистан от 04.09.2019 г. N ЗРУ-563).


Подавляющее большинство из них связано со вступлением в силу Избирательного кодекса и направлено на приведение законодательства в соответствие с ним. В частности, отражено:

q право участвовать в выборах и референдуме лиц, содержащихся в местах лишения свободы за совершение не представляющих большой общественной опасности и менее тяжких преступлений (части 2 - 3 статьи 15 УК; часть 3 статьи 5 ИК). Таким образом, активного избирательного права сейчас лишены только лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления (части 4 - 5 статьи 15 УК);

q обновленные полномочия избирательных комиссий (статьи 14, 20, 22, 24 ИК);

q функционирование Единого электронного списка избирателей (статья 28 ИК);  

q требования, предъявляемые к членам избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума (часть 1 статьи 25 ИК);

q правила проведения предвыборной агитации (статьи 44 - 48 ИК);

q порядок организации и проведения голосования - время и место, требования по оформлению зданий и помещений, действия избиркомов, механизмы досрочного голосования и т.д. (статьи 49 - 58 ИК).

Отдельный блок поправок вступает в силу с 1 января 2020 года. Эти изменения связаны с реорганизацией Экологического движения Узбекистана - в январе текущего года зарегистрирована Экологическая партия Узбекистана. В этой связи отменяется квота для членов Экодвижения и порядок создания их депутатских групп в нижней палате Парламента.  


* * *



Янгиюльская МПЗ расширяется. Постановлением Кабинета Министров от 02.09.2019 г. N 724 в ее состав включаются неиспользуемые объекты и территории трех предприятий Янгиюля.


Напомним, в 2017 году в городах и районах Ташкентской области создано 17 малых промышленных зон (Постановление Президента от 10.08.2017 г. N ПП-3194), 6 из которых расширены в 2018 году (Постановление Кабинета Министров от 08.08.2018 г. N 634). Для финансирования реализуемых в них инвестпроектов открыты кредитные линии в размере 100 млн долл. США. При этом актом отмечается недостаточность работ по обеспечению МПЗ инженерными коммуникациями, производственной инфраструктурой и финансированию проектов.


В связи с этим решено включить в состав МПЗ Янгиюльского района неиспользуемые производственные площади и земельные участки объектов госсобственности и хозяйственных обществ с госдолей, расположенные в городе Янгиюле. В списке значатся три предприятия: АО "Биокимё", АО "Янгийўл ёғ -мой" и ООО "Янги сифат".

Передача объектов городскому хокимияту ожидается до конца текущего года с условием уменьшения задолженности балансодержателей перед бюджетными и внебюджетным фондами на сумму остаточной балансовой стоимости или расчета по последующим налоговым платежам - если долгов нет.

Размещаемые на передаваемых объектах субъекты предпринимательства будут осуществлять деятельность на условиях, предусмотренных Постановлением Президента от 10.08.2017 г. N ПП-3194. "Дорожные карты" по размещению предприятий - производителей импортозамещающей и экспортоориентированной готовой продукции, материалов и комплектующих утвердят в 2-месячный срок.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 27.08.2019 г. N 722 утвержден порядок рейтинговой оценки работы сходов граждан, а также поощрения за счет дополнительных источников местного бюджета.


Согласно акту работа сходов граждан оценивается по итогам полугодия и года. По результатам оценки выявляются "образцовые", "хорошие", "удовлетворительные" и "неудовлетворительные" сходы граждан.

Оценка проводится территориальными советами по координации деятельности органов самоуправления граждан по следующим показателям:

q содействие гражданам, проживающим на соответствующей территории, в организации предпринимательской деятельности и получении в этих целях кредитов;

q содействие в обеспечении населения работой и оформлении занятости;

q семейные разводы;

q нуждающиеся и малообеспеченные семьи;

q неблагополучные семьи;

q совершенные преступления;

q административные правонарушения, совершенные несовершеннолетними, молодежью, а также в рамках семейной жизни;

q случаи и попытки самоубийства;

q рациональное использование приусадебных участков;

q посаженные в результате хашара деревья.

Показатели оцениваются по 100-балльной рейтинговой системе, а расчет баллов производится по утвержденной методике. При начислении баллов принимается во внимание географическое положение схода граждан (в городе, в райцентре, в т.ч. на определенном расстоянии от него, пограничной территории).

Сходы граждан, набравшие от 85 до 100 баллов, признаются образцовыми. Каждый из их сотрудников (председатель и секретарь), а также лица, работающие на общественных началах (заместители председателя, председатели комиссий по основным направлениям деятельности схода граждан), получат:

q до 1,75 МРОТ - по итогам полугодия, а также года;

q единовременную бесплатную путевку для оздоровления в одном из санаториев республики.

Дополнительно в целях поощрения образцовых сходов граждан могут выделяться и ценные подарки.

Для сходов граждан, работа которых признана удовлетворительной и неудовлетворительной, станут разрабатывать ежеквартальные программы действий по устранению имеющихся недостатков. А сходы граждан с оценкой "хорошо" будут придерживаться утверждаемого для них комплекса мер по приведению их к статусу образцовых.


* * *



В законодательство внесли поправки по усилению охраны объектов материального культурного наследия (Закон Республики Узбекистан от 30.08.2019 г. N ЗРУ-560).


Деятельность по сохранению недвижимых объектов материального культурного наследия будет лицензироваться. Этот пункт включили в Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (Приложение N 1 к Постановлению ОМ РУз от 12.05.2001 г. N 222-II). Изменение вступит в силу через три месяца. В это время должны утвердить порядок, отражающий лицензионные требования и условия, перечень необходимых документов, сроки их рассмотрения лицензирующим органом, размер госпошлины и прочие процедурные моменты.

Расширены полномочия созданного в декабре 2018 года Департамента культурного наследия при Министерстве культуры (Постановление Президента Республики Узбекистан от 19.12.2018 г. N ПП-4068 "О мерах по коренному совершенствованию деятельности в сфере охраны объектов материального культурного наследия). Должностные лица Департамента и его региональных управлений наделили правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в статье 64 КоАО, которые в последующем направляются для рассмотрения в суд. Также учреждение освободили от уплаты госпошлины по искам и заявлениям в суды по гражданским делам, экономические и административные суды по делам охраны и разумного использования объектов материального культурного наследия.

Скорректировали и нормы об ответственности в этой сфере:

q во-первых, по статье 64 КоАО и статье 132 УК наказуемыми являются не только умышленные деяния, но и совершенные по неосторожности;

q во-вторых, повысили размеры штрафов, предусмотренные санкциями указанных статей.

      

      

     

Деяние

      

    

Санкции

     

   

до 31 августа 2019 года

     

    

с 31 августа 2019 года

      

    

Административная ответственность

      

Нарушение правил охраны и использования объектов материального культурного наследия


штраф на граждан от 1 до 3 МРЗП

на должностных лиц - от 3 до 5 МРЗП


штраф на граждан от 30 до 50 МРЗП

на должностных лиц - от 50 до 100 МРЗП


      

Уголовная ответственность

     

Уничтожение, разрушение или порча объектов материального культурного наследия, взятых под охрану государства, причинившие значительный ущерб (от 100 до 300 МРЗП)


штраф до 50 МРЗП или обязательные общественные работы до 360 часов либо исправительные работы до 3 лет


штраф от 100 до 300 МРЗП или обязательные общественные работы до 360 часов либо исправительные работы до 3 лет*


Уничтожение, разрушение или порча объектов материального культурного наследия, взятых под охрану государства, причинившие крупный ущерб (от 300 до 500 МРЗП)


штраф от 50 до 100 МРЗП или обязательные общественные работы от 360 до 480 часов или ограничение свободы от 1 года до 3 лет либо лишение свободы до 3 лет


штраф от 300 до 500 МРЗП или обязательные общественные работы от 360 до 480 часов или ограничение свободы от 1 года до 3 лет либо лишение свободы до 3 лет*


       

     

*) Примечание. В случае возмещения причиненного материального ущерба в 3-кратном размере наказание в виде ограничения свободы и лишения свободы не применяется.

          

q в-третьих, ввели ответственность за строительство или разрушение на охраняемых зонах объектов недвижимости материального культурного наследия, взятых под охрану государства, в особо охраняемых историко-культурных территориях, в том числе территориях, внесенных по своей историко-культурной ценности в Список всемирного наследия и на их охраняемых зонах, зданий, сооружений и других объектов, не считающихся объектами материального культурного наследия, без получения разрешения.

В рамках административного дела гражданам грозит штраф от 50 до 100, а должностным лицам - от 100 до 150 МРЗП или административный арест до 15 суток. Если же после применения административного взыскания нарушение повторится, применят уголовные санкции: штраф от 100 до 300 МРЗП или обязательные общественные работы до 360 часов либо исправительные работы до 3 лет.


* * *



Создано Агентство "Узбеккосмос". Этот орган госуправления отвечает за выработку и реализацию политики и стратегических направлений в сфере космических исследований и технологий (Указ Президента РУз от 30.08.2019 г. N УП-5806).


Гендиректор и его замы назначаются и освобождаются от должности решением Кабинета Министров. По статусу, условиям оплаты труда, медицинского и транспортного обслуживания они приравниваются к первому замминистра и заместителям министра, соответственно.

Основные задачи нового госучреждения:

q выработка и реализация единой госполитики и стратегических направлений в сфере космических исследований и технологий;

q разработка и реализация госпрограмм развития космической отрасли в Узбекистане;

q подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области космической деятельности, космических исследований и технологий, включая разработку проектов нормативно-правовых актов;

q госконтроль за соблюдением законодательства в области космической деятельности для обеспечения требуемого уровня ее развития, организации выполнения профильных и сопутствующих работ, оказания услуг;

q подготовка и реализация комплексных мер по развитию инфраструктуры космической отрасли, космических исследований и технологий, научно-изыскательских, опытно-конструкторских и инновационных работ;

q организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по всем направлениям космической деятельности, в том числе в ведущих зарубежных вузах;

q содействие госорганам в повышении эффективности решения задач путем применения стратосферных и других беспилотных летательных аппаратов, а также космических аппаратов дистанционного зондирования земли и спутниковой связи;

q международное сотрудничество в области космических исследований и технологий;

q развитие совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами сотрудничества с международными финансовыми институтами, странами-донорами, компаниями и банками в целях привлечения иностранных инвестиций и передовых технологий в сферу космической деятельности, в том числе на условиях государственно-частного партнерства;

q привлечение отечественных коммерческих структур, производителей и финансовых ресурсов для реализации проектов по внедрению космических и спутниковых технологий;

q стимулирование коммерциализации отдельных направлений космической деятельности.

Решения по стратегическим вопросам развития космической отрасли принимаются на основе заключений Научно-технического и экспертного совета Агентства "Узбеккосмос". В него входят представители различных министерств и ведомств, Академии наук, а также международные эксперты в сфере космических исследований и технологий.

Управление технологией спутниковой связи Главного управления развития инфраструктуры телекоммуникаций Мининфокома упразднено. Высвобождаемые 5 штатных единиц передаются Агентству "Узбеккосмос". Всего в нем будет трудиться 37 специалистов.

До 1 ноября этого года Агентство совместно с заинтересованными ведомствами должны разработать проект Закона "О космической деятельности", а до 1 июня будущего - Государственную программу развития космической отрасли в Республике Узбекистан на период 2020-2030 годов.


* * *



При Министерстве инновационного развития создана Академия молодежи без статуса юрлица (Постановление Президента РУз от 30.08.2019 г. N ПП-4433).


В нее на конкурсной основе принимаются коллективы, состоящие из одаренной молодежи и студентов, а также ученых и предпринимателей в возрасте до 40 лет, имеющих свои инновационные проекты и идеи. Члены коллективов - члены Академии.

Руководство организацией возложено на первого замминистра инновационного развития. В структуре Министерства создано Управление по работе с одаренной молодежью за счет 5 штатных единиц аналогичного подразделения, упраздненного в Академии наук.

В рамках деятельности Академии молодежи реализуются практические, инновационные и стартап-проекты по искусственному интеллекту, возобновляемым источникам энергии, робототехнике, мехатронике, фармацевтике, биотехнологии, программированию, промышленному дизайну, 3D-моделированию и другим перспективным направлениям, имеющим важное значение для будущего нашей страны.

Академии выделят здания, лаборатории, акселератор и коворкинг-центры Научно-практического центра внедрения инновационных разработок, Центра передовых технологий и инновационного технопарка "Яшнабад". В будущем на территории "умного города" в Нурафшане (Ташкентская область) создадут небольшой и компактный "Science Park" с современной инфраструктурой.

До 1 апреля 2020 года создадут платформы:

q "Генераторы идей" - платформа коллективов, имеющих свои инновационные идеи, направленные на решение определенной проблемы, соответствующей основным направлениям Академии молодежи;

q "Стартапы" - платформа коллективов, имеющих свои идеи и стартап-проекты, направленные на реализацию настоящих идей с конкретным планом их осуществления;

q "Представители бизнеса" - платформа коллективов, применяющих в своей деятельности достижения науки и инноваций, с опытом деятельности в соответствующей сфере не менее 1 года;

q "Будущие академики" - платформа ученых с высоким научным потенциалом, принимающих активное участие в вышеуказанных платформах, вносящих большой вклад в развитие науки страны.

Кроме того, при Мининноваций образован Фонд поддержки одаренной молодежи Академии молодежи.

         

      

      

Источники формирования

      

      

Направления финансирования

           

q 10% годовых всех средств фондов поддержки инновационной деятельности;


q финансирование инновационных, практических и стартап-проектов, в том числе для организации научно-инновационного акселератора и бизнес-инкубаторов, разработка передовых технологических разработок;


q часть средств, направляемых на основании решения Наблюдательного совета Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей;


q организация деятельности Академии молодежи, привлечение ведущих зарубежных и отечественных ученых, специалистов и соотечественников;


q благотворительные пожертвования членов Попечительского совета Академии молодежи - органов хозяйственного управления, предприятий и других организаций с государственной долей, а также юридических и физических лиц;


q повышение квалификации одаренной молодежи в авторитетных научных центрах, университетах, технопарках и на производственных предприятиях развитых зарубежных стран, публикация статей в авторитетных научных изданиях, а также компенсация затрат на зарубежное и отечественное патентирование;


q часть доходов, полученных за счет коммерциализации продукции, подготовленной членами Академии молодежи на основе результатов инновационных, практических и стартап-проектов;


q организация научно-практических мероприятий (симпозиумов, конференций, семинаров, тренингов, "круглых столов", мастер-классов и других) и участие в международных научно-практических мероприятиях;


q гранты и кредиты международных финансовых институтов и доноров;


q реализация основных задач Академии молодежи.


q доходы, получаемые от размещения временно свободных средств Фонда на депозитные счета коммерческих банков;



q поступления, полученные за счет предоставления в аренду зданий и сооружений, закрепленных за Академией молодежи;



q доходы, полученные в рамках договоров, заключенных с организациями;



q другие источники, не запрещенные законодательством.



        

       

Расходы Фонда, связанные с деятельностью Академии молодежи, финансируются на основании решений Попечительского совета. Проекты членов Академии молодежи получают финансовую поддержку в рамках госпрограммы "Yoshlar - kelajagimiz" ("Молодежь - наше будущее") (Указ Президента Республики Узбекистан от 27.06.2018 г. N УП-5466 "О Государственной программе "Yoshlar - kelajagimiz"). Повышение квалификации и направление членов Академии молодежи в зарубежные стажировки оплачивается Фондом "Эл-юрт умиди".

Научно-технические проекты молодых ученых, осуществляемые в рамках государственных научно-технических программ, выполняются членами Академии молодежи.


* * *



Утверждено Положение о порядке оказания аутсорсинговых услуг по организации питания в соответствующих подразделениях Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (Постановление Кабинета Министров РУз от 19.08.2019 г. N 693).


Документ подготовлен в соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 06.05.2019 г. N 379 "О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка организации питания в системе органов внутренних дел".

Перечень подразделений МВД, где питание будет организовано на условиях аутсорсинга, будет утверждаться самим Министерством. Положение предусматривает организацию питания на условиях аутсорсинга для сотрудников и военнослужащих органов внутренних дел, а также курсантов и слушателей образовательных учреждений, в том числе учащихся академических лицеев, воспитанников школ-интернатов и детских оздоровительных лагерей, а также лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания в учреждениях МВД.

Организация питания включает в себя продовольственное обеспечение в стационарных и полевых условиях, а также обеспечение сухого пайка. Услуги аутсорсинга финансируются за счет бюджетных средств, предусмотренных в смете расходов заказчика (соответствующего подразделения МВД), которые также обеспечивают при этом режим секретности.

Аутсорсер отбирается на основе конкурса Советом Министров Каракалпакстана, хокимиятами областей и города Ташкента, которые предварительно проводят изучение претендентов и выбирают наилучшие предложения. При этом отдается предпочтение претендентам, имеющим больший стаж в организации питания, соответствующую финансовую, материально-техническую и логистическую базу, способным улучшать состояние столовых.

К аутсорсерам предъявляются следующие требования:

q правовая форма в виде юридического лица;

q наличие оборотных средств в размере не менее месячной суммы договора по аутсорсинговым услугам;

q стабильность финансового положения, отсутствие задолженностей по налогам и другим обязательным платежам;

q наличие достаточной материально-технической и логистической базы для аутсорсинговых услуг в стационарных и полевых условиях;

q наличие в штате сотрудников, имеющих достаточный опыт и навыки работы.

Выбор аутсорсера оформляется протоколом специальной комиссии и не позднее следующего дня направляется для заключения договора соответствующему подразделению МВД. Цены на приобретение продукции устанавливаются Советом Министров Каракалпакстана, хокимиятами областей и города Ташкента на основе ежемесячного изучения сложившихся на соответствующей территории рыночных цен.

Договор на аутсорсинговое обслуживание заключается между заказчиком и аутсорсером на календарный год в письменной форме в 2 экземплярах. В договоре указывается количество питающихся, стоимость утвержденной нормы ежедневного питания на 1 человека, количество календарных дней и годовая (квартальная) сумма. При изменении продовольственных цен в договор могут вноситься изменения.

Доставка питания личному составу, несущему службу за пределами воинской территории, осуществляется силами и средствами соответствующих подразделений. Продовольственные продукты, используемые аутсорсером, должны быть подтверждены соответствующим сертификатом качества и отвечать требованиям международных и национальных стандартов. Ответственность за хранение полученных продуктов в соответствии с установленными требованиями возлагается на аутсорсера.

Порядок при организации питания обеспечивается заказчиком. Меню составляется на основе санитарных правил, норм и гигиенических нормативов и утверждается аутсорсером и руководством заказчика. Питание должно  организовываться с учетом соответствующих норм суточного распределения продуктов в строго определенное время. Закладка продуктов при приготовлении блюд осуществляется при участии представителей аутсорсера и заказчика. До раздачи питания представителем заказчика проверяется качество пищи, а также санитарное состояние помещения для питания, посуды, столовых приборов и инвентаря, что отражается в книге контроля. Мониторинг оказания аутсорсиноговых услуг осуществляется организованной заказчиком комиссией.

Средства из выделенных ежедневных сумм по нормативам распределяются следующим образом: на завтрак - 25%, на обед - 50%, на ужин - 25%. Для учащихся академлицеев, воспитанников школ-интернатов и детей в оздоровительных лагерях: на завтрак - 20%, на второй завтрак (или полдник) - 20%, на обед - 40%, на ужин - 20%.

Материально-технические средства, находящиеся в помещениях для питания, передаются заказчиком во временное пользование аутсорсеру на основании акта.


* * *



Коммерческим банкам утвердили формы финотчетности. Принято соответствующее постановление ГНК, Минфина и Правления ЦБ (рег. МЮ N 3178 от 29.08.2019 г.).


Актом утверждены две формы финансовой отчетности коммерческих банков, представляемые в органы государственной налоговой службы:

q "Бухгалтерский баланс коммерческого банка";

q "Отчет о прибыли и убытках коммерческого банка".

Отчетности сдаются в налоговые органы в форме электронного документа через телекоммуникационные каналы в следующие сроки:

q квартальная - до 25 числа месяца, следующего после окончания отчетного периода;

q годовая - не позднее 15 февраля года, следующего после отчетного.


* * *



Утвержден порядок приема и организации обучения в магистратуре Академии Генеральной прокуратуры (рег. МЮ N 3179 от 30.08.2019 г.).


Напомним, Академия создана Указом Президента от 08.05.2018 г. N УП-5438 в результате преобразования Высших учебных курсов Генеральной прокуратуры. Заведение организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников органов прокуратуры, а также краткосрочные и другие курсы с отрывом или без отрыва от основного места работы. Кроме того, начиная с текущего (2019/2020) учебного года в Академии будут готовить магистров, включая работников прокуратуры, имеющих непрофильное высшее образование и стаж службы в органах прокуратуры не менее 5 лет.


Согласно акту в магистратуру Академии на конкурсной основе могут поступить:

q граждане, имеющие базовое высшее юридическое образование по направлению "Юриспруденция" (внешние кандидаты);

q работники органов прокуратуры, имеющие базовое высшее юридическое образование по направлению "Юриспруденция" (в т.ч. сотрудники, состоящие в действующем кадровом резерве), а также имеющие высшее образование по другим направлениям образования и стаж работы непосредственно в органах прокуратуры не менее 5 лет (внутренние кандидаты).

И для внешних, и для внутренних кандидатов установлены единые правила приема и равные права.

Документы для поступления принимаются с 10 июня по 10 августа. Срок обучения - 1 год, с сохранением на этот период для работников прокуратуры занимаемой должности и среднего заработка.

Для поступления в магистратуру Академии подается заявление с приложением:

q анкеты;

q автобиографии;

q копии паспорта или заменяющего документа;

q 4 цветных фотографий размером 3,5 х 4,5 см;

q диплома о высшем образовании (с вкладышем) или выписки из диплома (для обучавшихся по гранту);

q оригинала национального или международного сертификата, подтверждающего степень знания иностранного языка (при наличии);

q для внутренних кандидатов, кроме вышеперечисленного, - рекомендации непосредственного руководителя.

Вступительные испытания проходят в августе, в форме письменного экзамена и собеседования, на языке обучения в магистратуре. Письменный экзамен проводится по специальным предметам и иностранному языку.

Обучение возможно как по государственному гранту, так и на платно-контрактной основе. На грант зачисляются кандидаты, набравшие на вступительных экзаменах наивысшие баллы. Оставшиеся с учетом рейтинговых баллов принимаются на контракт. Размер контракта устанавливается Академией исходя из суммы обоснованных расходов, необходимых для обучения 1 студента. Минимальные проходные баллы определяются приемной комиссией с учетом результатов вступительных экзаменов и квот приема.

Выпускники магистратуры получают диплом гособразца по соответствующим специализациям и степень "Магистр права".




























































Время: 0.0319
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск