язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды/ Охрана окружающей природной среды/ Общие положения/ Указ Президента Республики Узбекистан от 30.10.2019 г. "Об утверждении Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

30.10.2019 г.

N УП-5863



ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ

ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ДО 2030 ГОДА


В стране проводится последовательная работа в области обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, улучшения санитарной и экологической обстановки.

Вместе с тем результаты проведенного анализа свидетельствуют об отсутствии комплексного подхода и стратегического планирования при осуществлении функций государства в сфере охраны окружающей среды, а также недостаточности полномочий природоохранного органа для эффективного выполнения поставленных задач.

В целях определения приоритетных направлений государственной политики в области охраны окружающей среды, внедрения эффективных механизмов профилактики, выявления и пресечения нарушений природоохранного законодательства, усиления персональной ответственности руководителей государственных органов и хозяйствующих субъектов, граждан за санитарное и экологическое состояние населенных пунктов республики, а также обеспечения достижения Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года:


1. Утвердить:

а) Концепцию охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года (далее - Концепция) согласно приложению N 1, предусматривающую меры по:

сохранению и обеспечению качества объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, земель, почв, недр, биоразнообразия, охраняемых природных территорий) от антропогенного воздействия и иных негативно воздействующих факторов;

приоритетному использованию материалов, продукции, производственных и иных объектов, представляющих наименьшую экологическую опасность;

расширению охраняемых природных территорий;

обеспечению экологически безопасного использования токсичных химических и радиоактивных веществ;

совершенствованию экологически безопасной системы обращения с отходами;

формированию экологической культуры населения, повышению уровня прозрачности деятельности государственных органов в сфере охраны окружающей среды и усилению роли гражданского общества;

б) "Дорожную карту" по реализации в 2019-2021 годах Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года (далее - "Дорожная карта") согласно приложению N 2.

Установить, что Концепция реализуется поэтапно на основе отдельно утверждаемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан на трехлетний срок "дорожных карт" исходя из достигнутых результатов, целевых показателей и основных направлений охраны окружающей среды на соответствующий период.


2. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее - Госкомэкологии):

в срок до 1 декабря 2021 года на основе тщательного изучения итогов реализации "Дорожной карты" обеспечить разработку и внесение на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта "Дорожной карты" на последующий период;

вести действенный мониторинг за ходом исполнения "дорожных карт".


3. Возложить персональную ответственность на:

первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан - министра транспорта Республики Узбекистан Раматова А.Ж. - за эффективную организацию и координацию деятельности ответственных министерств и ведомств в рамках реализации Концепции и "Дорожной карты";

председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Кучкарова Б.Т. - за достижение целевых показателей Концепции.


4. Одобрить предложения Госкомэкологии, Экологической партии Узбекистана и общественности о введении моратория на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд (далее - мораторий).

Определить, что:

а) мораторий действует с 1 ноября 2019 года по 31 декабря 2020 года;

б) в период действия моратория уполномоченным государственным органам запрещается выдавать разрешения на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд, за исключением случаев, установленных в настоящем пункте;

в) мораторий не распространяется на:

санитарную обрезку и вырубку деревьев и кустарников, поврежденных в результате воздействия природных факторов или вредителей, болезней растений, засыхающих или высохших, а также угрожающих безопасности жизни и здоровья человека, имуществу юридических и физических лиц;

вырубку деревьев и кустарников (тополь и другие быстрорастущие породы, тутовые плантации, фруктовые деревья и кустарники), выращиваемых для получения древесины и плодов;

вырубку деревьев и кустарников, выращиваемых на плантациях и/или являющихся собственностью юридического или физического лица.

Министерствам и ведомствам, а также органам хозяйственного управления и исполнительной власти на местах строго обеспечить сохранение деревьев и кустарников, в том числе путем применения практики их пересаживания, на этапе выбора и отвода земельных участков для строительства и проектирования строительства объектов, а также при создании инженерно-коммуникационной инфраструктуры (электро-, газо- и водоснабжение, канализация, железные и автомобильные дороги и другие).


5. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок утвердить комплекс организационно-правовых мер по кардинальному совершенствованию системы охраны деревьев и кустарников, в том числе предусматривающих усиление ответственности за незаконную вырубку, повреждение либо уничтожение деревьев и кустарников.

Государственному комитету Республики Узбекистан по лесному хозяйству совместно с Госкомэкологии и ассоциацией "Хунарманд" в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по обеспечению ремесленников, производящих продукцию народных художественных промыслов и прикладного искусства, древесиной, в том числе из ценных видов пород.

Госкомэкологии в срок до 1 ноября 2020 года внести предложения относительно целесообразности продления действия моратория исходя из эффективности принятых мер по охране деревьев и кустарников.


6. Министерству занятости и сокращения бедности совместно с Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан обеспечить осуществление комиссиями органов самоуправления граждан по экологии и охране окружающей среды, благоустройству и озеленению контроля за соблюдением экологических требований при санитарной обрезке и вырубке зеленых насаждений, а также их переработке и утилизации отходов, включая коммерческое использование древесины, с привлечением негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.

7. Одобрить предложения:

Союза молодежи Узбекистана об организации совместно с Экологической партией Узбекистана экологических акций, направленных на формирование у молодежи бережного отношения к окружающей среде, сохранение природы и недопущение загрязнения воздуха, воды и почвы, причинения ущерба флоре и фауне;

Республиканского центра изучения общественного мнения "Ижтимоий фикр" о проведении не реже одного раза в год социологических исследований по изучению общественного мнения по актуальным вопросам охраны окружающей среды.


8. Ввести с 1 ноября 2019 года порядок, в соответствии с которым:

министр экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Каракалпакстан, начальники управлений экологии, охраны окружающей среды и изменения климата областей и города Ташкента ежегодно представляют соответственно Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, областным и Ташкентскому городскому Кенгашам народных депутатов отчет о состоянии охраны окружающей среды в регионе;

начальники отделов экологии, охраны окружающей среды и изменения климата района (города) ежегодно представляют соответственно районным (городским) Кенгашам народных депутатов отчет о состоянии охраны окружающей среды в районе (городе).

9. Установить с 1 ноября 2019 года порядок, согласно которому проведение государственными инспекторами Инспекции государственного экологического контроля Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата оперативных контрольных мероприятий при выявлении следующих случаев осуществляется без предварительного согласования с уполномоченным органом, координирующим деятельность контролирующих органов, с последующим обязательным его уведомлением путем регистрации проведенной проверки в Единой системе электронной регистрации проверок в течение двадцати четырех часов с момента начала проверки:

несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании или сжигании в открытом пламени горючих веществ и строительных материалов;

плавление битума без применения специальных технических устройств, сжигание стерни, опавших листьев и веток деревьев либо других растительных остатков на полях и в населенных пунктах;

сверхнормативный или несанкционированный сброс сточных вод на рельеф местности или в открытые водоемы, а также в систему коммунальной канализации;

забор воды из природных (естественных) водных объектов без разрешения на специальное водопользование или водопотребление;

незаконная рубка деревьев, сбор и заготовка или уничтожение дикорастущих растений, охота или добывание диких животных (в том числе рыбы);

несоблюдение требований законодательства в области обращения с отходами;

несоблюдение требований законодательства при проведении работ по расчистке русел и водоохранных зон рек, саев, ручьев и озер, а также укреплению их берегов.


10. Запретить:

с 1 января 2020 года ввод новых мощностей по производству моторного топлива экологического класса ниже "Евро-4";

с 1 января 2022 года помещение под таможенный режим "временный ввоз" и "выпуск для свободного обращения (импорт)" моторного топлива экологического класса ниже "Евро-3", а с 1 января 2023 года - моторного топлива экологического класса ниже "Евро-4";

с 1 января 2022 года помещение под таможенный режим "временный ввоз" и "выпуск для свободного обращения (импорт)" в целях эксплуатации и реализации колесных транспортных средств категорий "М" и "N", оборудованных газовыми, бензиновыми и дизельными двигателями, уровень токсичности которых не соответствует требованиям экологического класса "Евро-4".

Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить порядок экологической сертификации ввозимых в Республику Узбекистан новых колесных транспортных средств категорий "М" и "N" на соответствие требованиям экологического класса.


11. Согласиться с предложением Госкомэкологии о передаче его полномочий по выдаче разрешений на добывание диких животных и специальное пользование объектами растительного мира Комитету Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлениям по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента.


12. Госкомэкологии:

а) в трехмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:

порядок проведения обязательных общественных обсуждений и слушаний проектов оценки воздействия на окружающую среду на намечаемые виды деятельности, относящиеся к I и II категориям воздействия на окружающую среду (высокий и средний риск), до проведения государственной экологической экспертизы;

предложения по инвентаризации хозяйствующих субъектов, осуществляющих виды деятельности, относящиеся к I и II категориям воздействия на окружающую среду (высокий и средний риск), на предмет обеспеченности очистными сооружениями, а также реализации мер по их обязательной установке в соответствии с законодательством;

б) обеспечить организацию выдачи экологических сертификатов для ввозимых в Республику Узбекистан новых колесных транспортных средств категорий "М" и "N", оборудованных газовыми, бензиновыми и дизельными двигателями, на основе идентификации законодательных актов государств-экспортеров колесных транспортных средств в части выполнения требований при производстве колесных транспортных средств требованиям не ниже "Евро-4" или представленных заявителями документов, подтверждающих соответствие указанных колесных транспортных средств по уровню токсичности требованиям экологического класса не ниже "Евро-4";

совместно с Агентством "Узстандарт", АО "Узавтосаноат", Министерством инвестиций и внешней торговли в срок до 1 декабря 2019 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение по организации на базе ГУП "Центр государственной экологической сертификации и стандартизации" при Госкомэкологии современного лабораторного комплекса по определению экологического класса колесных транспортных средств;

в) усилить работу по повышению экологической культуры населения, а также организации широкомасштабной пропагандистской деятельности, уделив особое внимание профилактике правонарушений в сфере экологии и охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обращения с отходами;

г) совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством здравоохранения, Министерством инновационного развития, Государственным комитетом промышленной безопасности в срок до 1 октября 2020 года с учетом международного опыта разработать и внести в Кабинет Министров проект Закона Республики Узбекистан "Об отходах" в новой редакции, в том числе предусматривающего:

введение системы классификации отходов на основе отраслей промышленности и/или химико-физических параметров взамен системы пяти классов опасности;

экономическое стимулирование разработки и внедрения безотходных и малоотходных технологий в производстве, а также технологий по переработке отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств;

обеспечение организации экологически безопасного хранения опасных отходов на промышленных объектах;

организацию системы сбора, использования и/или обезвреживания товаров, утративших свои потребительские свойства и содержащих в своем составе опасные вещества (ртутные термометры, батарейки, ртутьсодержащие лампы и другие);

организацию системы сбора, обезвреживания, утилизации и захоронения медицинских отходов.


13. Кабинету Министров Республики Узбекистан в трехмесячный срок разработать и внести в установленном порядке проекты нормативно-правовых актов, предусматривающих:

усиление ответственности за воспрепятствование проведению государственными инспекторами Госкомэкологии проверки, отказ в допуске для обследования территорий и помещений хозяйствующих субъектов либо иное воспрепятствование выполнению ими служебных обязанностей, а также невыполнение физическими или юридическими лицами предписаний об устранении нарушения требований законодательства в сфере экологии и охраны окружающей среды;

реорганизацию и оптимизацию органов экологической экспертизы, подачу материалов оценки воздействия на окружающую среду по видам деятельности, относящимся к IV категории воздействия на окружающую среду (локальное воздействие), в упрощенной форме, внедрение электронной системы подачи и приема документов, пересмотр перечня видов деятельности, оказывающих влияние на окружающую среду.


14. Министерству финансов Республики Узбекистан в целях выполнения задач, вытекающих из настоящего Указа, выделить Госкомэкологии дополнительный лимит на содержание 184 единиц автотранспортных средств за счет внебюджетных средств Госкомэкологии, из расчета обеспечения аналитических лабораторий и инспекций по контролю в сфере экологии и охраны окружающей среды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также районов (городов) по одной единице специального автотранспорта.


15. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать в средствах массовой информации публикации и тематические телепередачи по освещению целей и задач настоящего Указа, а также хода реализации Концепции и "Дорожной карты".


16. Внести изменения и дополнения в Перечень проверок, проводимых в порядке уведомления уполномоченного органа путем их регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок, утвержденный Указом Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2018 года N УП-5490, согласно приложению N 3.


17. Госкомэкологии совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок:

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;

привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Указом.


18. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж. и советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Указу Президента РУз

от 30.10.2019 г. N УП-5863



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по реализации в 2019-2021 годах Концепции

охраны окружающей среды Республики Узбекистан

до 2030 года

       

      

    

N

     

   

Мероприятия

      

    

Механизм

реализации

     

   

Сроки

исполнения

     

   

Источники

финансирования

    

     

Ответственные

исполнители

       

     

Ожидаемые

результаты

       

     

I. МЕРЫ ПО СМЯГЧЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ

АРАЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ

       

1.

Облесение высохшего дна Аральского моря.


Принятие мер по облесению местными древесно-кустарнико-

выми растениями 30% территории узбекской части высохшего дна Аральского моря.


1 декабря

2021 года

Государственный бюджет, местные бюджеты, гранты международных организаций и финансовых институтов, кредитные средства


Госкомлес, МЧС, Совет Министров Республики Каракалпакстан, Госкомэкологии, Экологическая партия Узбекистана


Снижение объема выноса песков со дна высохшего Аральского моря, восстановление биоразнообразия, развитие туристического потенциала.


2.

Создание "зеленых поясов" вокруг областных центров и крупных городов республики.


Создание "зеленого пояса" вокруг городов Нукуса, Ургенча и Хивы из местных древесно-кустарнико-

вых растений.


1 декабря

2021 года

Местные бюджеты, гранты международных организаций и финансовых институтов, кредитные средства


Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимият Хорезмской области, Госкомлес, МЧС, Госкомэкологии, Экологическая партия Узбекистана


Улучшение качества атмосферного воздуха и создание благоприятной экологической ситуации в крупных городах региона.


        

II. МЕРЫ ПО ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И НЕДР

       

3.

Снижение уровня загрязнения земельных ресурсов.

Пересмотр Реестра запрещенных и ограниченных в применении активных и неактивных ингредиентов средств защиты растений.


1 января

2020 года


Средства причастных министерств, ведомств и хозяйствующих субъектов


Минсельхоз, Госкомэкологии, Госкомземгеодезкадастр, Минводхоз, АО "Узагрокимёхимоя", АО "Узкимёсаноат", Академия наук


Улучшение качественного состояния земельных ресурсов.


Принятие мер по поэтапному замещению к 2021 году не менее 10% от объема использованных в 2018 году минеральных удобрений органическими и широкого внедрения биологических методов борьбы с сельскохозяйственными вредителями.


1 декабря

2021 года



Разработка и принятие нормативно-правовой базы для развития органического сельскохозяйственного производства.


1 декабря

2020 года

Средства причастных министерств, ведомств и хозяйствующих субъектов


Минсельхоз, Госкомэкологии, Академия наук, Экологическая партия Узбекистана


4.

Разработка и реализация превентивных мер по снижению темпов деградации земельных ресурсов.


Разработка и реализация комплекса лесомелиоративных, агротехнических и мелиоративных мероприятий, включающих в себя:

- создание системы полезащитных и берегоукрепительных лесных полос;

- террасирование горных склонов с созданием лесных и плодовых насаждений;

- широкое внедрение коротко-ротационных и хлопково-люцерновых

севооборотов для сохранения и повышения плодородия почв и урожайности сельскохозяйственных культур;

- восстановление и рекультивацию нарушенных земель, с обеспечением возврата не менее 5% нарушенных земель;

- обеспечение реконструкции и восстановления не менее 20% коллекторно-дренажной сети, а также строительство новых водохранилищ в целях мелиоративного улучшения земель.

   

1 марта

2020 года

Государственный (в пределах ежегодно выделяемых средств) и местный бюджеты, средства министерств и ведомств, гранты международных организаций и финансовых институтов, кредитные средства


Госкомземгеодезкадастр, Госкомлес, Минсельхоз, Минводхоз, Госкомэкологии, Академия наук


Снижение негативного влияния агротехнического комплекса на окружающую природную среду.


      

III. МЕРЫ ПО ОХРАНЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

      

5.

Реализация мер по рациональному использованию водных ресурсов.

Осуществление мероприятий, направленных на:

- совершенствование системы учета и мониторинга воды;

- сокращение потери водных ресурсов на 2%;

- сокращение водопотребления в сельском хозяйстве на 2%, прежде всего за счет перевода земель сельскохозяйственного назначения на капельное орошение и другие водосберегающие технологии, с доведением их площадей до 4%;

- стимулирование оснащения очистными сооружениями промышленных предприятий;

- реализация мер по коренной модернизации канализационных очистных сооружений республики;

- обеспечение широкого внедрения оборотного цикла водоснабжения в промышленности с его доведением до 10% от общего объема водопотребления;

- обеспечение охвата системой канализации 20% населения республики.

      

1 декабря

2021 года

-

Минводхоз, МЖКО, Минсельхоз, Госкомэкологии, Экологическая партия Узбекистана


Рациональное использование водных ресурсов за счет сокращения потерь воды.


   

IV. МЕРЫ ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

     

6.

Обеспечение выполнения Концепции на местах в части охраны атмосферного воздуха.


Корректировка действующих, разработка и принятие новых ведомственных трехлетних планов действий по охране окружающей среды, с учетом:

- сокращения выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения на 3% по отношению к уровню 2018 года;

- обеспечения применения пылегазоулавливающих установок с эффективностью не ниже 99,5% на стационарных источниках загрязнения атмосферного воздуха вновь вводимых в эксплуатацию производственных мощностях;

- обеспечения применения на не менее 30% стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха действующих производственных мощностей пылегазоулавливающих установок с эффективностью не ниже 95%.


1 января

2020 года


Средства причастных министерств, ведомств и хозяйствующих субъектов


Заинтересованные министерства, ведомства, Госкомэкологии, Экологическая партия Узбекистана


Сокращение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников.


Разработка и принятие территориальных планов действий по охране окружающей среды с учетом:

- обеспечения грамотной организации дорожного движения за счет сокращения числа пересечений транспортных и пешеходных потоков, снижения уровня загрузки магистралей, оптимизации состава транспортного потока, скоростного режима, цикла регулирования, создания отдельных полос для движения пассажирского транспорта, организации отдельных велосипедных дорожек;

- перевода не менее 50% общественного транспорта на газобаллонное топливо, электротягу и другие альтернативные виды топлива, а также организации дорожной инфраструктуры.


1 января

2020 года

Местный бюджет, собственные средства хозяйствующих субъектов, гранты международных финансовых организаций, зарубежных государств и других доноров


Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента


7.

Разработка и принятие удельных норм выбросов загрязняющих веществ, образующихся при выработке электрической и тепловой энергии.


Изучение международных норм и стандартов.


1 декабря

2019 года


Средства причастных министерств, ведомств и хозяйствующих субъектов

Минэнерго,

Госкомэкологии,

Минздрав


Приведение удельных норм выбросов загрязняющих веществ, образующихся при выработке электрической и тепловой энергии в соответствие с международными стандартами.


Подготовка соответствующих аналитических материалов и проекта нормативного документа в области технического регулирования.


1 июня

2020 года


Согласование и внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан нормативного документа в области технического регулирования.


1 декабря

2020 года


Корректировка программ модернизации предприятий энергетического комплекса с учетом принятого нормативного документа в области технического регулирования.


1 июня

2021 года

       

V. МЕРЫ ПО ОХРАНЕ И ВОСПРОИЗВОДСТВУ

БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

       

8.

Увеличение площади и плотности, а также улучшение качества лесных насаждений.


Реализация мер по:

- изучению международного опыта лесовосстановления и лесоразведения в аридных регионах;

- проведению инвентаризации лесного фонда с целью создания атласа лесов республики;

- улучшению охраны лесных насаждений от нарушений порядка лесопользования, в том числе от незаконных рубок, пожаров и иных вредных воздействий;

- доведению территории лесного фонда, покрытой лесами, до 3,3 млн га с обязательным повышением качества лесопосадок и разнообразия видов из числа местных древесно-кустарниковых пород;

- разработке и внедрению новых методов борьбы с вредителями и болезнями лесов, используя преимущественно биологические и экологически безопасные методы;

- внедрению современной системы мониторинга лесов на основе дистанционных методов;

- совершенствованию научной и селекционной работы с целью улучшения качественного состава лесного фонда и повышения его устойчивости к вредителям и болезням лесов.

   

1 декабря

2021 года


Государственный (в пределах ежегодно выделяемых средств) и местный бюджеты, средства министерств и ведомств, гранты международных организаций и финансовых институтов, кредитные средства


Госкомлес,

Академия наук,

Госкомэкологии


Снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха, сохранение и воспроизводство биоразнообразия в республике.


9.

Расширение и развитие сети охраняемых природных территорий (далее - ОПТ).


Реализация мер по доведению площади ОПТ I-V категорий до 7% от территории республики.


1 декабря

2021 года

Государственный и местный бюджеты, средства министерств и ведомств, гранты международных организаций и финансовых институтов, кредитные средства


Госкомэкологии,

Госкомлес,

Академия наук


Выполнение республикой рекомендаций Конвенции о биологическом разнообразии, повышение эффективности управления ОПТ.


10.

Внедрение информационных технологий в процесс ведения государственных кадастров объектов животного и растительного мира, ОПТ и их мониторинга.


Обеспечение создания единой информационной базы данных государственных кадастров объектов животного и растительного мира, ОПТ и их мониторинга на основе современных информационных технологий в целях их охраны и рационального использования.


1 декабря

2021 года

Государственный и местный бюджеты, средства министерств и ведомств, гранты международных организаций и финансовых институтов, кредитные средства


Госкомэкологии,

Академия наук

Совершенствование ведения государственных кадастров объектов животного и растительного мира, ОПТ и их мониторинга.


11.

Реализация мер по обеспечению биологической безопасности.


Изучение международного опыта.


1 января

2020 года



Минздрав, Академия наук, Госкомэкологии, Госкомпромбез, Экологическая партия Узбекистана


Обеспечение сохранения и воспроизводства аутентичного биоразнообразия, в том числе индемичных видов флоры и фауны, а также защиты здоровья населения.


Разработка проекта Закона Республики Узбекистан "О биологической безопасности", включающего в себя единую систему мер по:

- определению компетенции государственных органов в сфере биологической безопасности;

- усилению биологической безопасности;

- контролю над ввозом и распространением чужеродных видов, способных нанести вред естественным сообществам и сельскохозяйственным культурам;

- контролю за разработкой, производством, ввозом, продажей и распространением организмов, содержащих живые модифицированные организмы и генномодифицированные организмы.


1 июня

2020 года


Согласование проекта Закона с заинтересованными министерствами и ведомствами.


1 сентября

2020 года



Внесение проекта Закона в Кабинет Министров Республики Узбекистан.


1 марта

2021 года

  


12.

Совершенствование законодательных основ сохранения биологического разнообразия.


Принятие законодательных мер по:

- усилению охраны объектов растительного и животного мира, а также контролю за их использованием;

- созданию системы налогов и пошлин, стимулирующих использование выращенных в питомниках объектов биологического разнообразия и сокращение объемов их изъятия из природной среды.


1 декабря

2021 года


-

Госкомэкологии, Академия наук, Экологическая партия Узбекистана,

причастные министерства и ведомства


Создание условий для сохранения биоразнообразия за счет снижения изъятий из природной среды.


13.

Меры по сохранению и воспроизводству объектов растительного мира.


Инвентаризация природных запасов дикорастущих видов лекарственных, пищевых и технических растений.


1 июня

2020 года


Государственный бюджет (в пределах ежегодно выделяемых средств), гранты международных организаций и финансовых институтов


Академия наук, Госкомэкологии


Определение имеющихся запасов дикорастущих видов лекарственных, пищевых и технических растений, сокращение объемов изъятия отдельных объектов растительного мира из дикой природы.


Создание плантаций по выращиванию солодки, ферулы, каперсов и других видов лекарственных, пищевых и технических растений и за счет этого сокращение на 20% изъятия этих видов из природы по отношению к уровню 2018 года.


1 декабря

2021 года

Средства

хозяйствующих

субъектов


Госкомэкологии,

Академия наук

14.

Меры по сохранению и воспроизводству объектов животного мира.


Расширение существующих и организация новых питомников по разведению объектов животного мира, находящихся на грани исчезновения.


1 декабря

2021 года


Государственный бюджет (в пределах ежегодно выделяемых средств), гранты международных организаций и финансовых институтов, средства хозяйствующих субъектов


Госкомэкологии,

Академия наук

Увеличение популяции и сокращение объемов изъятия из дикой природы объектов животного мира.


Увеличение выпуска в дикую природу выращенных в питомниках дроф-красоток, занесенных в Красную книгу, до 2 000 особей в год.


1 декабря

2021 года


Средства хозяйствующих субъектов, гранты международных организаций и финансовых институтов



Принятие мер по доведению поголовья джейранов в Бухарском специализированном питомнике "Джейран" до 850 особей.


1 декабря

2021 года

Гранты международных организаций

и финансовых институтов, средства хозяйствующих субъектов



        

VI. МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ

ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

      

15.

Разработка Закона Республики Узбекистан "Об отходах" в новой редакции.


Изучение международного опыта.


1 января

2020 года



Госкомэкологии, Госкомпромбез, Минздрав, МЖКО, Экологическая партия Узбекистана

причастные министерства и ведомства


Создание правовых основ для эффективного функционирования системы обращения со всеми видами отходов.

Разработка проекта Закона Республики Узбекистан "Об отходах" в новой редакции, предусматривающего:

- введение системы классификации отходов на основе отраслей промышленности и/или химико-физических параметров взамен системы пяти классов опасности;

- экономическое стимулирование внедрения безотходных и малоотходных технологий в производстве путем предоставления льготного кредитования;

- стимулирование разработки и внедрения технологий по переработке отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств;

- совершенствование стимулирующей роли экономических механизмов природопользования для уменьшения объемов образования и захоронения промышленных отходов;

- обеспечение организации экологически безопасного хранения опасных отходов на промышленных объектах;

- организацию системы сбора, использования и/или обезвреживания товаров, утративших свои потребительские свойства и содержащих в своем составе опасные вещества (ртутные термометры, батарейки, ртутьсодержащие лампы и другие);

- организацию системы сбора, обезвреживания, утилизации и захоронения медицинских отходов.


1 июня

2020 года


Согласование проекта Закона с заинтересованными министерствами и ведомствами.


1 сентября

2020 года

Внесение проекта Закона в Кабинет Министров Республики Узбекистан.


1 октября

2020 года

17.

Сокращение негативного влияния на окружающую среду опасных отходов.


Разработка и принятие Национального плана действий по выполнению требований Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях.


1 декабря

2020 года


Гранты международных организаций и финансовых институтов, средства


Госкомэкологии,

МИВТ, МИД


Снижение риска для окружающей природной среды и здоровья населения за счет ликвидации или безопасного удаления стойких органических загрязнителей и непригодных к использованию химических средств обработки сельскохозяйственных культур.


Реализация Национального плана действий по выполнению требований Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях.


В установленные сроки


Государственный бюджет (в пределах ежегодно выделяемых средств), гранты международных организаций и финансовых институтов, кредитные средства


Госкомэкологии, АО "Узкимёсаноат", МИВТ, МИД, Минфин


Разработка и реализация мер по обеспечению поэтапной ликвидации либо экологически безопасному удалению непригодных к использованию химических средств обработки сельскохозяйственных культур.


1 декабря

2021 года


Государственный бюджет (в пределах ежегодно выделяемых средств), гранты международных организаций и финансовых институтов, кредитные средства


АО "Узагрокимёхимоя",

АО "Узкимёсаноат",

Госкомэкологии,

Минсельхоз, МИВТ,

МИД, Минфин


Реализация адресной программы по консервации специальных полигонов, предназначенных для захоронения ядохимикатов и других токсичных веществ.


1 декабря

2021 года


Государственный бюджет (в пределах ежегодно выделяемых средств)


АО "Узагрокимёхимоя", АО "Узкимёсаноат", Госкомэкологии, Минфин


Реализация мер по полной рекультивации и экологической реабилитации объекта "Чоркесар".


1 декабря

2021 года


Государственный бюджет

(в пределах ежегодно выделяемых средств)


Госкомэкологии, Госкомпромбез, Академия наук, Минэкономпром, Минфин


Реализация мер по полной рекультивации и экологической реабилитации объекта "Янгиабад".


1 декабря

2021 года

Гранты международных организаций и финансовых институтов, кредитные средства


Госкомпромбез, Академия наук, Госкомэкологии, Минэкономпром, Минфин, МИВТ

        

VII. МЕРЫ ПО ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

МЕХАНИЗМОВ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

      

18.

Обеспечение учета экологических аспектов во всех секторах экономики.


Пересмотр долгосрочных программных документов, концепций и стратегий развития отраслей экономики, в том числе путем их стратегической экологической оценки, а также оценки воздействия на окружающую среду отдельных проектов, с учетом восстановительных возможностей и потенциальной емкости экосистем.

     

1 декабря

2021 года

-

Минэкономпром, Госкомэкологии, Экологическая партия Узбекистана, причастные министерства и ведомства


Развитие секторов экономики с учетом экологической составляющей.


19.

Создание инструментов для ускоренной экологизации экономики.


Принятие мер по:


Гранты международных организаций и финансовых институтов


Госкомэкологии, причастные министерства и ведомства


Снижение объемов загрязнения и улучшение экологической обстановки за счет учета экологической составляющей при планировании развития секторов экономики.


- разработке параметров проведения оценки восстановительных возможностей и потенциальной емкости экосистем;

   

1 июня

2020 года


- внедрению системы экологического страхования и экологического аудита деятельности хозяйствующих субъектов;


1 декабря

2020 года



- переходу на международные стандарты (ЕЭК ООН, ЕС и другие) по приоритетным направлениям, определяющим качество окружающей среды.


1 декабря

2021 года

Гранты международных организаций и финансовых институтов


20.

Совершенствование экономических механизмов природопользования.


Изучение международного опыта.


1 января

2020 года


-

Госкомэкологии,

Экологическая партия Узбекистана, причастные министерства и ведомства


Создание условий для роста инвестиций в природоохранные мероприятия и развитие использования экологически чистых технологий.


Инвентаризация национальной нормативно-правовой базы.


1 марта

2020 года

Разработка проектов нормативно-правовых актов, предусматривающих:

- реализацию в полной мере принципа "загрязнитель платит", с обеспечением зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения;

- внедрение механизма эффективного контроля за выбросами и сбросами с оптимизацией количества контролируемых загрязняющих веществ на основе стандартов ЕС;

- формирование и проведение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экономики с экспорта сырья на производство продуктов высокого качества и глубокой переработки;

- создание системы налогов и пошлин, стимулирующих использование и ввоз экологически нейтральных технологий, товаров и услуг;

- разработку и внедрение эффективных методик расчета ущерба, наносимого окружающей среде от хозяйственной деятельности;

- стимулирование использования возобновляемых и нетрадиционных источников энергии, в том числе внедрение специального закупочного тарифа на поставку в сеть электроэнергии, полученной от возобновляемых источников энергии ("зеленый тариф");

- внедрение рыночных механизмов, стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных отходов.


1 декабря

2020 года



Согласование проектов нормативно-правовых актов с заинтересованными министерствами и ведомствами.


1 апреля

2021 года


Внесение проектов нормативно-правовых актов в Кабинет Министров Республики Узбекистан.

    

1 июня

2021 года

       

VIII. МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

КОНТРОЛЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

          

21.

Принятие мер по совершенствованию системы производственного экологического контроля.


Разработка и принятие нормативно-правового акта, предусматривающего в том числе:

- актуализацию целей, задач, основных направлений деятельности, прав и мер ответственности при осуществлении производственного экологического контроля;

- конкретные меры по повышению эффективности системы производственного экологического контроля;

- обеспечение актуализации специальностей, учебных планов и программ подготовки специалистов в области охраны окружающей среды, совершенствование системы подготовки кадров, в том числе с учетом передового зарубежного опыта и привлечением зарубежных специалистов;

- внедрение практики создания экологических служб хозяйствующими субъектами, относящихся к I и II категориям воздействия на окружающую среду (высокий и средний риск), с обязательным периодическим повышением квалификации специалистов.


1 сентября

2020 года


-

Госкомэкологии, Минвуз, Минтруд, причастные министерства и ведомства


Создание эффективно функционирующей современной системы производственного экологического контроля.


22.

Утверждение хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, относящиеся к I и II категориям воздействия на окружающую среду (высокий и средний риск), по согласованию с территориальными органами по экологии и охране окружающей среды организационно-

технических мероприятий, направленных на выполнение экологических требований и нормативов, охрану окружающей среды и улучшение экологического состояния на соответствующих объектах.


Организационные меры

Ежегодно

до 25 января

-

Хозяйствующие субъекты, Госкомэкологии


Обеспечение соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям и нормативам.


23.

Совершенствование системы экологической экспертизы.


Изучение международного опыта.


1 декабря

2020 года


-

Госкомэкологии,

Экологическая партия Узбекистана,

причастные министерства и ведомства


Создание эффективной, современной и прозрачной системы экологической экспертизы.


Инвентаризация национальной нормативно-правовой базы.


1 сентября

2020 года


Разработка проекта Закона Республики Узбекистан "Об экологической экспертизе" в новой редакции и соответствующих подзаконных актов, регулирующих порядок проведения экологической экспертизы, предусматривающих:

- создание прозрачной системы определения категории экологической опасности хозяйствующих субъектов на основе международных стандартов;

- переход на принцип "использования наилучших доступных технологий";

внедрение современных информационных технологий моделирования воздействия объектов экспертизы, а также доступа к результатам оценки воздействия на окружающую среду хозяйствующих субъектов;

- переход от индивидуального метода определения экологических нормативов к отраслевому;

- определение точных критериев квотирования выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также размещения отходов эколого-хозяйствен-

ных районов;

- приоритет предотвращения и сокращения загрязнения, а не контроль "на конце трубы";

- эффективный механизм постэкспертного контроля;

- механизм использования эффективных доступных технических методов контроля, в которых учитывается потребление воды, сырья и эффективное использование энергоресурсов.


1 марта

2021 года


Согласование проектов закона и соответствующих подзаконных актов с заинтересованными министерствами и ведомствами.


1 августа

2021 года

Внесение проектов закона и соответствующих подзаконных актов в Кабинет Министров Республики Узбекистан.


1 ноября

2021 года

24.

Совершенствование системы экологической сертификации и стандартизации.

Изучение международного опыта.


1 января

2020 года


-

Госкомэкологии, причастные министерства и ведомства


Создание эффективной, современной и прозрачной системы экологической сертификации.


Инвентаризация национальной нормативно-правовой базы.


1 июня

2020 года

Разработка проектов нормативно-правовых актов, предусматривающих в том числе:

- внедрение международных стандартов создания системы экологического менеджмента;

- внедрение механизма взаимного признания работ по экологической сертификации со странами СНГ, ЕС и другими странами;

- совершенствование системы экологической сертификации, в том числе колесных транспортных средств;

- гармонизацию действующих стандартов с международными стандартами ИСО и МЭК.


1 декабря

2020 года

Согласование проектов нормативно-правовых актов с заинтересованными министерствами и ведомствами.


1 марта

2021 года

Внесение проектов нормативно-правовых актов в Кабинет Министров Республики Узбекистан.

        

1 июня

2021 года


25.

Совершенствование системы экологического мониторинга окружающей природной среды.

Кардинальное улучшение материально-технического и методического обеспечения лабораторий министерств и ведомств, ведущих государственный мониторинг окружающей природной среды.


1 декабря

2021 года


Государственный бюджет (в пределах ежегодно выделяемых средств), средства министерств и ведомств, гранты международных организаций и финансовых институтов


Госкомэкологии, Минфин, МИВТ, МИД, причастные министерства и ведомства


Создание эффективной, современной и прозрачной системы мониторинга окружающей природной среды.


Создание системы постов автоматического замера загрязнения атмосферного воздуха в пределах республики.


1 декабря

2021 года


Государственный бюджет (в пределах ежегодно выделяемых средств), гранты международных организаций и финансовых институтов


Узгидромет, Минфин, МИВТ, МИД, Госкомэкологии


Оснащение автоматическими системами анализа выбросов в атмосферный воздух от приоритетных стационарных (организованных) источников загрязнения 20% хозяйствующих субъектов, относящихся к I категории воздействия на окружающую среду.


1 декабря

2021 года

Средства

хозяйствующих

субъектов


Хозяйствующие субъекты


Оснащение автоматическими системами анализа сбросов

в водные объекты и на рельеф местности от приоритетных источников загрязнения 20% хозяйствующих субъектов, относящихся к I категории воздействия на окружающую среду.


1 декабря

2021 года

Средства

хозяйствующих

субъектов

Хозяйствующие субъекты

26.

Выдача в установленном порядке разрешения Госкомэкологии и его структурным подразделениям на ввоз беспилотных летательных аппаратов гражданской авиации, в том числе оборудованных видеорегистраторами.

Агентству гражданской авиации при Министерстве транспорта Республики Узбекистан в десятидневный срок со дня представления необходимых документов обеспечить выдачу Госкомэкологии и его структурным подразделениям заключения о допуске к эксплуатации беспилотных летательных аппаратов гражданской авиации.


Организационные меры

В установленные сроки

-

Минтранс,

заинтересованные министерства и ведомства


Повышение качества мониторинга окружающей среды.


      

IX. РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

      

27.

Организация фундаментальных научных исследований.


Принятие мер по проведению исследований по следующим направлениям:



Государственный бюджет (в пределах ежегодно выделяемых средств), средства министерств и ведомств, гранты международных организаций и финансовых институтов


Госкомэкологии, Академия наук, Мининновации, Экологическая партия Узбекистана


Обеспечение научно обоснованного подхода к решению экологических проблем.


- изучение проблем сохранения биологического разнообразия и научных основ биологической безопасности;


1 января

2020 года


- исследование уязвимости природных систем и секторов хозяйственной деятельности к возможным глобальным и региональным изменениям климата;


1 декабря

2020 года


- научные основы определения экологических рисков;


1 декабря

2021 года


- влияние изменения состояния окружающей среды на здоровье населения.


1 декабря

2021 года

28.

Организация прикладных научных исследований.


Принятие мер по проведению исследований по следующим направлениям:



Государственный бюджет (в пределах ежегодно выделяемых средств), средства министерств и ведомств, гранты международных организаций и финансовых институтов

Госкомэкологии,

Академия наук,

Мининновации


Обеспечение научно обоснованного подхода к решению экологических проблем, имеющих прикладное значение.


- научно-методическое обоснование новых норм водопотребления, нормативов качества источников водоснабжения и питьевой воды;


1 декабря

2020 года


- разработка экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции и оборудования;


1 декабря

2021 года


- разработка методологии экологического районирования территорий, а также пересмотр критериев оценки степени загрязнения водоемов и питьевой воды для определения наиболее опасных для здоровья территорий.


1 декабря

2021 года


29.

Решение практических и организационных вопросов научного обеспечения охраны окружающей среды.


Создание механизма, обеспечивающего трансформацию научных идей в промышленные образцы оборудования природоохранной направленности и их внедрение в технологический процесс.


1 декабря

2020 года


Государственный бюджет (в пределах ежегодно выделяемых средств), средства министерств и ведомств, гранты международных организаций и финансовых институтов


Госкомэкологии,

Академия наук,

Мининновации


Создание эффективной системы научного обеспечения охраны окружающей среды.


Организация систематизации накопленных знаний и координации научных исследований в области охраны окружающей среды.


1 декабря

2021 года


       

X. МЕРЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО

ОБЩЕСТВА И СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

        

30.

Повышение осведомленности населения о состоянии окружающей среды.


Регулярная подготовка и публикация национальных докладов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.


Ежегодно,

начиная

с 2021 года


Средства министерств и ведомств, гранты международных организаций и финансовых институтов


Госкомэкологии

Повышение информированности населения в вопросах охраны окружающей среды.


31.

Активизация институтов гражданского общества в сфере охраны окружающей среды.


Разработка и принятие нормативных и нормативно-правовых актов, предусматривающих в том числе:

- создание эффективного механизма обеспечения обязательного участия общественности в принятии экологически значимых решений;

- создание механизма проведения общественных слушаний и общественной экологической экспертизы по проектам оценки воздействия на окружающую среду на намечаемые виды деятельности, относящиеся к I и II категориям воздействия на окружающую среду (высокий и средний риск), до проведения государственной экологической экспертизы;

- обеспечение совершенствования института общественных инспекторов охраны окружающей среды.


1 декабря

2021 года


-

Госкомэкологии, Экологическая партия Узбекистана, причастные министерства и ведомства


Обеспечение вовлеченности гражданского общества в решение вопросов, связанных с охраной окружающей среды.


32.

Совершенствование системы экологического образования и подготовки кадров.


Разработка и принятие нормативных и нормативно-правовых актов, предусматривающих в том числе:

- внедрение вопросов экологии, охраны окружающей среды и устойчивого развития в учебные программы всех уровней образования;

- внедрение новых и улучшение существующих общеобразовательных и специальных учебных планов (программ) по экологии, способствующих более глубокому пониманию экологических проблем и необходимости рационального природопользования;

- обеспечение подготовки специалистов, а также переподготовки и повышения квалификации кадров в области экологии для всех уровней системы образования;

- совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров, участвующих в процессе непрерывного образования в области охраны окружающей среды.


1 декабря

2021 года

Государственный бюджет (в пределах ежегодно выделяемых средств), средства министерств и ведомств, гранты международных организаций и финансовых институтов


Госкомэкологии, причастные министерства и ведомства


Улучшение экологического образования населения, а также кадрового потенциала специалистов в области охраны окружающей среды.

       

XI. РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

        

33.

Совершенствование и расширение договорно-правовых основ сотрудничества в области охраны окружающей среды с иностранными государствами.


Инвентаризация двусторонних договоров в области охраны окружающей среды с иностранными государствами.


1 декабря

2019 года


-

Госкомэкологии,

МИД

Создание современной договорно-правовой базы для развития международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды с широким кругом иностранных государств.


Изучение договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества с иностранными государствами.


1 марта

2020 года


Разработка, согласование и внесение в установленном порядке изменений и дополнений в действующие двусторонние соглашения с иностранными государствами с учетом:

- создания трансграничных охраняемых природных территорий;

- управления бассейнами трансграничных рек, сохранения и регулирования биоразнообразия;

- осуществления мониторинга трансграничного загрязнения и обмена информацией о состоянии окружающей среды.


1 декабря

2020 года


Внесение предложений по расширению договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества с иностранными государствами.


1 декабря

2020 года

34.

Совершенствование и расширение договорно-правовых основ сотрудничества в области охраны окружающей среды с международными организациями и финансовыми институтами.


Инвентаризация договорно-правовой базы между Госкомэкологии и международными организациями и финансовыми институтами.


1 декабря

2019 года


-

Госкомэкологии,

МИВТ, МИД

Создание современной договорно-правовой базы для развития международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды с широким кругом международных организаций и финансовых институтов.


Изучение договорно-правовой базы между Госкомэкологии и международными организациями и финансовыми институтами.


1 марта

2020 года


Разработка, согласование и внесение в установленном порядке изменений и дополнений в действующую нормативно-правовую базу между Госкомэкологии и международными организациями и финансовыми институтами, а также внесение предложений по расширению договорно-правовой базы между Госкомэкологии и международными организациями и финансовыми институтами.


1 декабря

2020 года

35.

Совершенствование национального законодательства в целях приведения его в соответствие с Законом Республики Узбекистан "О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях" (Стокгольм, 22 мая 2001 г.).


Разработка и внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проектов соответствующих нормативно-правовых актов.


1 декабря

2019 года

-

Госкомэкологии, Минздрав, Минюст, Экологическая партия Узбекистана, заинтересованные министерства и ведомства


Создание эффективного механизма выполнения Республикой Узбекистан обязательств, взятых в рамках ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях.


36.

Изучение целесообразности присоединения к Конвенции Минамата (г. Кумамото, Япония, 10 октября 2013 г.).


Подготовка необходимых аналитических материалов и представление их в Кабинет Министров Республики Узбекистан.


1 декабря

2019 года

-

Госкомэкологии, Минсельхоз, Минздрав, МИД, заинтересованные министерства и ведомства


Рассмотрение возможности совершенствования осуществляемых мероприятий в области управления оборотом ртути и ртутьсодержащих веществ и товаров на основе международного опыта развитых государств посредством присоединения Республики Узбекистан к Конвенции Минамата.


37.

В целях соблюдения требований Монреальского протокола разработка Национальной программы по прекращению использования озоноразрушающих веществ в новой редакции и "Дорожной карты" по ее реализации.


Разработка и внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта постановления Правительства "Об утверждении Национальной программы по прекращению использования озоноразрушающих веществ".


1 мая

2020 года

Средства международных финансовых организаций, зарубежных государств и других доноров


Госкомэкологии, Минэкономпром, Минюст, заинтересованные министерства и ведомства


Создание эффективного механизма выполнения Республикой Узбекистан обязательств, взятых в рамках Монреальского протокола.


38.

Принятие Национального плана действий по реализации Парижского соглашения.


Разработка, согласование и внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта Национального плана действий по реализации Парижского соглашения.


1 июня

2020 года

-

Узгидромет, Минэкономпром, Госкомэкологии, заинтересованные министерства и ведомства


Определение основных путей выполнения Республикой Узбекистан обязательств в рамках Парижского соглашения.


39.

Изучение целесообразности присоединения к Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (г. Роттердам, Нидерланды, 10 сентября 1998 г.).


Подготовка необходимых аналитических материалов и представление их в Кабинет Министров Республики Узбекистан.


1 июня

2021 года

-

Госкомэкологии, Минсельхоз, Минздрав, Госкомветеринарии, МИД, заинтересованные министерства и ведомства


Рассмотрение возможности совершенствования осуществляемых мероприятий в области управления отдельными химическими веществами и пестицидами на основе международного опыта развитых государств посредством присоединения Республики Узбекистан к Роттердамской конвенции.


40.

Изучение целесообразности присоединения Республики Узбекистан к Кигалийской поправке к Монреальскому протоколу (г. Кигали, Руанда, 15 октября 2016 г.).


Подготовка необходимых аналитических материалов и представление их в Кабинет Министров Республики Узбекистан.


1 декабря

2020 года

Средства международных финансовых организаций, зарубежных государств и других доноров


Госкомэкологии, Минэкономпром, МИД, Экологическая партия Узбекистана, заинтересованные министерства и ведомства


Рассмотрение возможности поэтапного вывода из обращения гидрофторугле-

родов посредством присоединения Республики Узбекистан к Кигалийской поправке к Монреальскому протоколу.


41.

Изучение целесообразности присоединения Республики Узбекистан к Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция, г. Орхус, Дания, 25 июня 1998 г.).

Подготовка необходимых аналитических материалов и представление их в Кабинет Министров Республики Узбекистан.


1 декабря

2021 года

Средства международных финансовых организаций, зарубежных государств и других доноров


Госкомэкологии, Верховный суд, Минюст, Экологическая партия Узбекистана, заинтересованные министерства и ведомства


Рассмотрение возможности совершенствования системы обеспечения прав человека на благоприятную окружающую среду для его здоровья и благосостояния, на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, посредством присоединения Республики Узбекистан к Орхусской конвенции.


       

      




ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Указу Президента РУз

от 30.10.2019 г. N УП-5863



ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,

вносимые в Перечень проверок, проводимых

в порядке уведомления уполномоченного органа,

путем  их  регистрации  в  Единой  системе

электронной регистрации проверок, утвержденный

Указом Президента Республики Узбекистан

от 27 июня 2018 года N УП-5490


1. Позицию 3 изложить в следующей редакции:


"

3.

Мониторинг источников загрязнения атмосферного воздуха, почв, сточных и поверхностных вод, а также объектов размещения отходов на объектах, утвержденных Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.


Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Государственная инспекция санитарно- эпидемиологического надзора при Кабинете Министров Республики Узбекистан


1 день

".

     

2. Позицию 21 изложить в следующей редакции:

   

"

21.

Проведение оперативных контрольных мероприятий при выявлении и пресечении случаев:

несоблюдения требований по охране атмосферного воздуха при складировании или сжигании в открытом пламени горючих веществ и строительных материалов;

плавления битума без применения специальных технических устройств, сжигания стерни, опавших листьев и веток деревьев либо других растительных остатков на полях и в населенных пунктах;

сверхнормативного или несанкционированного сброса сточных вод на рельеф местности или в открытые водоемы, а также в систему коммунальной канализации;

забора воды из природных (естественных) водных объектов без разрешения на специальное водопользование или водопотребление;

незаконной рубки деревьев, сбора и заготовки или уничтожения дикорастущих растений, охоты или добывания диких животных (в том числе рыбы);

несоблюдения требований законодательства в области обращения с отходами;

несоблюдения требований законодательства при проведении работ по расчистке русел и водоохранных зон рек, саев, ручьев и озер, а также укреплению их берегов.

      

Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды

1 день

".

        

    

Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 31 октября 2019 г.


"Народное слово", 31 октября 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

4 ноября 2019 г., N 44, ст. 828