язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды/ Охрана окружающей природной среды/ Общие положения/ Концепция охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 30.10.2019 г. N УП-5863)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 30.10.2019 г. N УП-5863


КОНЦЕПЦИЯ

охраны окружающей среды Республики Узбекистан

до 2030 года


В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан земля, ее недра, вода, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством.

Анализ текущего состояния окружающей среды, глобальные и региональные экологические проблемы, новые экологические угрозы вызвали необходимость разработки Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года (далее - Концепция), являющейся неотъемлемой частью проводимого в Республике Узбекистан социально-экономического процесса улучшения качества жизни населения.

Концепция определяет приоритетные направления государственной политики в области охраны окружающей среды на указанный период, реализация которых позволит обеспечить устойчивое развитие государства в интересах будущих поколений.



ГЛАВА I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ


Целями Концепции являются:

обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения уровня жизни и здоровья населения Республики Узбекистан;

устойчивое экономическое развитие за счет внедрения инновационных технологий, снижающих негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения;

обеспечение рационального использования объектов окружающей среды и воспроизводства биологических ресурсов.

Задачами Концепции являются:

сохранение и обеспечение охраны объектов окружающей среды (земля, вода, атмосферный воздух, недра, растительный и животный мир);

расширение охраняемых природных территорий;

экологизация экономики, внедрение экономических механизмов природопользования, приоритетное использование материалов, продукции, производственных и иных объектов, представляющих наименьшую экологическую опасность;

совершенствование государственного контроля в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также системы экологического мониторинга окружающей среды;

научное обеспечение охраны окружающей среды;

совершенствование системы обращения с отходами с учетом экологической безопасности, обеспечение экологически безопасного использования токсичных химических и радиоактивных веществ;

повышение экологической культуры населения, уровня прозрачности деятельности государственных органов в сфере охраны окружающей среды и усиление роли гражданского общества;

формирование общества, обеспечивающего устойчивое развитие с минимальной нагрузкой на окружающую среду;

расширение международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды.



ГЛАВА II. ПОДХОДЫ КОНЦЕПЦИИ


При реализации Концепции используются следующие подходы:


систематизация и совершенствование нормативно-правовой базы - имплементация международных норм, кодификация экологического законодательства, введение системы экологического страхования, аудита и стратегической экологической оценки, интеграция экологической сертификации в систему сертификата соответствия, разработка и внедрение современных методик расчета загрязнений окружающей среды;


экологизация экономики - рациональное потребление природных ресурсов, исключающее их деградацию, проведение обязательной экологической экспертизы, проведение оценки восстановительных возможностей потенциальной емкости экосистем;


совершенствование экономических механизмов природопользования - зависимость размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения, приемлемый уровень бюджетного финансирования охраны окружающей среды;


усиление контроля в области охраны окружающей среды и рационального природопользования - четкое разграничение прав и полномочий государственных органов в области охраны окружающей среды, оптимальная централизация всех органов экологической направленности в рамках одного государственного органа и наделение его необходимыми и обоснованными полномочиями для принятия решений, приемлемый уровень материально-технического оснащения контролирующих органов;


ведение комплексного экологического мониторинга - совершенствование единой государственной системы мониторинга окружающей природной среды, формирование фонда информационных ресурсов;


разработка инновационных технологических процессов и методик - инвестирование в научные разработки экологически чистых технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции и оборудования, исследования уязвимости экосистем и влияния уровня загрязнения природной среды на здоровье населения и объекты окружающей среды;


формирование экологической культуры и образования - построение комплексной системы непрерывного экологического образования населения с привлечением институтов гражданского общества, участие населения в принятии решений по вопросам окружающей среды;


усиление международного сотрудничества - участие в усилиях мирового сообщества в деле сохранения безопасного уровня окружающей среды и борьбы с изменением климата, привлечение дополнительных внешних инвестиций в охрану окружающей среды и рациональное природопользование.



ГЛАВА III. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ

ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


Земельный фонд республики состоит из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, земель, предназначенных под промышленность, транспорт, связь, оборону и другие цели, земель, предназначенных под охрану природы, оздоровление и рекреацию, земель историко-культурного назначения, лесного и водного фонда, а также земель запаса.

С 1990 года вследствие различных причин из оборота выведено 692,6 тыс. га земель. Загрязнение почв относительно фоновых показателей по отдельным ингредиентам отмечается в Сырдарьинской, Сурхандарьинской, Навоийской и Ташкентской областях.

Водные ресурсы Узбекистана состоят из возобновляемых поверхностных, подземных вод, а также возвратных вод от антропогенного использования (дренажные и сточные воды). Основными источниками формирования поверхностного стока в Узбекистане являются трансграничные реки Амударья и Сырдарья, суммарный среднемноголетний сток которых составляет 114,4 куб. км.

На территории Узбекистана находится 17 777 естественных водотоков (в бассейне Амударьи - 9 930, в бассейне Сырдарьи - 4 926) и более 500 озер, наиболее крупными из которых является Айдар-Арнасайская система озер, а также более 26 тысяч скважин на месторождениях пресных и солоноватых подземных вод, с прогнозным объемом 75,5 млн куб. м в сутки.

Согласно статистической информации в 2018 году суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух по республике составил 2,492 млн тонн, из которых около 63% приходится на передвижные источники.

Анализ получаемых по сети Узгидромета данных мониторинга загрязнения атмосферного воздуха за последние годы показывает, что в большинстве городов Узбекистана содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе находится ниже установленных нормативов.

В Узбекистане имеется более 1 800 месторождений и около 1 000 перспективных проявлений полезных ископаемых, 118 видов минерального сырья, из которых 65 осваиваются.

В республике действуют более 400 рудников, шахт, карьеров, нефтепромыслов и других предприятий, около 450 водозаборов, бальнеолечебниц, цехов и заводов по розливу лечебных и лечебно-столовых вод.

Вся территория Узбекистана представляет собой разнообразные места обитания диких животных и произрастания диких растений.

Животный мир представлен около 15,7 тыс. видами (184 вида занесены в Красную книгу Республики Узбекистан). Растительный мир состоит из 11 тыс. видов (324 вида растений и 3 вида грибов занесены в Красную книгу Республики Узбекистан).

Согласно статистическим данным, в 2017 году в республике образовалось 114,7 млн тонн отходов производства и потребления, в том числе токсичных отходов, не подлежащих переработке, - 41,6 млн тонн (36,2%) и токсичных отходов, подлежащих переработке, - 42,8 млн тонн (37,3%).

В стране имеется 296 мест захоронения и утилизации отходов, в том числе для твердых бытовых отходов (221), промышленных отходов (16), строительных отходов (4), шламонакопителей (21), хвостохранилищ (15), специальных полигонов (19), а также 23 места утилизации опасных отходов.



ГЛАВА IV. ИМЕЮЩИЕСЯ ПРОБЛЕМЫ

КАЧЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


Основные проблемы окружающей среды, создающие реальную угрозу устойчивому социально-экономическому развитию страны, имеют глобальный, региональный и национальный характер.



1. Глобальные проблемы


Республика Узбекистан является частью всемирного движения по смягчению и ослаблению современных экологических вызовов, таких как разрушение озонового слоя, изменение климата, предотвращение опустынивания и деградации земель.


1.1. Разрушение озонового слоя

18 мая 1993 года Республика Узбекистан присоединилась к Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой.

Стратегическим направлением соблюдения выполнения международных обязательств Монреальского протокола для Узбекистана является полное прекращение потребления гидрохлорфторуглеродов к 2030 году.


1.2. Изменение климата

Узбекистан является стороной Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Нью-Йорк, май 1992 г.) с 1993 года, Киотский протокол к данной Конвенции был подписан в 1998 году и ратифицирован в 1999 году, а Парижское соглашение подписано в 2017 году и ратифицировано в 2018 году.

Продолжающиеся тренды глобального потепления представляют большой риск для здоровья человека и экономического развития страны. Узбекистан относится к категории стран, наиболее уязвимых к изменению климата.

При отсутствии дополнительных ресурсосберегающих мер страна может столкнуться с дефицитом водных ресурсов, увеличением числа засух и опасных явлений, приводящих к неустойчивости сельскохозяйственного производства и угрожающих продовольственной и экологической безопасности.


1.3. Опустынивание и деградация земель

Для Республики Узбекистан, 80% территорий которой занято пустынями и полупустынями, вопросы борьбы с опустыниванием и засухой занимают приоритетное место в обеспечении устойчивого развития.

В настоящее время около 10 млн га пастбищ нуждаются в коренном улучшении. Перевыпас скота, вырубка лесов на топливо и другие цели привели к значительному сокращению древесно-кустарниковой растительности в пустынной зоне.

Подвижные пески на территории республики занимают около 1 млн га, двести тысяч из которых возникли в последнее время по периферии орошаемых массивов, что представляет собой серьезную угрозу активизации процесса опустынивания. Деградация земель происходит и на орошаемой территории, вовлеченной в сельскохозяйственное производство.

Отсутствие севооборота, оптимальной зяблевой пахоты, несоблюдение требований по возделыванию сельскохозяйственных культур, неконтролируемое использование удобрений, а также низкий уровень внедрения агроэкологических стандартов приводят к нарушению почвенно-экологических условий и ведут к увеличению площади деградированных земель.



2. Региональные и национальные проблемы


Ресурсоемкость и сырьевая направленность экономик стран региона, неэффективная система управления и интенсивное природопользование обусловили формирование на территории стран Центральной Азии ряда общих экологических проблем.

Особого внимания заслуживает неустойчивое использование природных ресурсов региона, в том числе водно-земельных, топливно-энергетических, биологических, без учета дальнейшей перспективы развития.


2.1. Истощение и загрязнение водных ресурсов

Согласно схемам распределения воды между пятью республиками Центральной Азии лимит Узбекистана в целом по бассейнам рек Амударья и Сырдарья составляет 63,02 куб. км/год при 100-процентном лимите.

Анализ использования лимита водозаборов показывает, что Узбекистан получает воды в среднем 85%, а в маловодные годы, такие как 2008, 2011, 2018, около 70-75% от общего годового лимита.

Остается высоким среднегодовой расход воды в сельском хозяйстве.

Одной из наиболее острых экологических проблем Центральноазиатского региона является ситуация в Приаралье.

В настоящее время в Узбекистане заметна тенденция к усилению сезонных засух, что свидетельствует о проявлении отрицательного влияния процесса высыхания Арала на климатические условия региона. Аральская катастрофа усугубила континентальность климата, усилив сухость и жару в летнее время, удлинив холодные и суровые зимы.

На сегодняшний день водный баланс остаточного Аральского водоема находится в несбалансированном состоянии вследствие ограниченного, а в отдельные годы отсутствия стока рек Амударья и Сырдарья, в результате чего происходит дальнейшее падение уровня моря, сокращение площади его поверхности и повышение концентрации растворенных в нем элементов.

Вынос солей и пыли с осушенного дна Арала штормовыми ветрами, насыщенными токсичными веществами, оказывает серьезную опасность для здоровья населения, вызывая хронические заболевания крови, дыхательных путей, почек, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, а также желчнокаменные, онкологические и другие заболевания.

По данным Узгидромета, водотоки республики, в основном, относятся ко II и III классам чистых и умеренно загрязненных вод.

Увеличение сброса загрязняющих веществ в водные объекты ведет к загрязнению открытых водотоков и, как следствие, наносит непоправимый ущерб водной флоре и фауне, а также влияет на здоровье населения.


2.2. Загрязнение атмосферного воздуха

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в стране являются предприятия металлургии, энергетики, производства строительных материалов, нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, а также автотранспорт.

Текущий уровень загрязнения атмосферного воздуха, а также перспективы дальнейшего увеличения объемов выбросов делают необходимыми разработку и реализацию мероприятий по диверсификации источников электрической и тепловой энергии.

Объемы выбросов автотранспортных средств в атмосферный воздух обусловлены экологическим уровнем транспортных средств, качеством используемого топлива и грамотной организацией дорожного движения.


2.3. Сохранение и воспроизводство объектов растительного и животного мира

Видовое многообразие флоры и фауны находится в прямой зависимости от состояния экосистем. Из-за своих географических и климатических особенностей Узбекистан сильно подвержен влиянию отрицательных экологических факторов, в том числе трансграничных, особенно в связи с хрупкостью аридных и горных экосистем и ограниченностью водных ресурсов.

Экстенсивный путь развития орошаемого земледелия, засоление, заболачивание, почвенная эрозия, загрязнение вод, зарегулирование стока рек, перевыпас скота, вырубка лесов и тугайной растительности и другие факторы привели к потере местообитаний и сокращению численности и ареалов ряда видов флоры и фауны.

В настоящее время 91 вид фауны занесен в Международную Красную книгу, 324 вида флоры и 184 вида фауны занесены в Красную книгу Республики Узбекистан.

Конвенцией о биологическом разнообразии сторонам Конвенции рекомендовано довести долю охраняемых природных территорий на суше до 17% от всей территории страны. В Узбекистане в настоящее время этот показатель составляет около 5%.

По состоянию на 1 января 2019 года лесной фонд Республики Узбекистан составляет 11 572,6 тыс. га, или 25,7% территории страны, в том числе 3 201,6 тыс. га, покрытых лесом.

Леса выполняют преимущественно экологические (почвоохранные, водоохранные, сохранение биоразнообразия, санитарно-гигиенические, оздоровительные, рекреационные) и социально-экономические функции.

Наибольшую антропогенную нагрузку испытывают древесные и кустарниковые насаждения, которые произрастают в регионах с повышенной плотностью населения и вблизи крупных промышленных объектов.


2.4. Управление отходами

Антропогенная деятельность привела к накоплению в республике миллиардов тонн отходов промышленности, а также твердых бытовых отходов, которые зачастую размещены на не отвечающих требованиям полигонах, отвалах и шламохранилищах.

Наиболее активно промышленные отходы формируются на предприятиях горнодобывающей, нефтегазодобывающей, угольной и химической промышленности.

Накоплению промышленных отходов способствует отсутствие технологий по уменьшению их образования, утилизации, переработки либо повторного использования.

Кроме того, существенной проблемой является наличие остаточных запасов запрещенных и пришедших в негодность химических веществ (пестицидов и гербицидов).

В республике имеющиеся полигоны твердых бытовых отходов не отвечают санитарным и экологическим нормам. Значительная часть твердых бытовых отходов складируется на стихийных и несанкционированных свалках либо сжигается без применения специальных устройств.



3. Институциональные проблемы

охраны окружающей среды


3.1. Экологизация экономики

В республике при формировании государственной политики по вопросам устойчивого развития, а также при разработке концепций развития секторов экономики не в достаточной мере учитывается экологическая составляющая.

Отсутствие или использование устаревших экологических стандартов не позволяет проводить объективную оценку имеющихся экологических проблем при разработке программных документов.


3.2. Экономические механизмы природопользования

Экономическое регулирование охраны окружающей среды и природопользования является важнейшим условием проведения эффективной экологической политики в республике.

В настоящее время платежи за загрязнение окружающей среды представляют собой основной экономический инструмент, применяемый в республике. Однако действующая система компенсационных платежей за загрязнение окружающей среды не имеет стимулирующей функции, так как их размеры не стимулируют хозяйствующие субъекты к снижению объемов выбросов/сбросов и внедрению экологически чистых технологий.


3.3. Государственный контроль в области охраны окружающей среды и рационального природопользования

Контроль в области охраны окружающей среды и рационального природопользования является основным инструментом обеспечения соблюдения требований природоохранного законодательства.

Вместе с тем в республике проводится целенаправленная работа по ограничению проведения контрольных мероприятий в хозяйствующих субъектах, в том числе органами экологии и охраны окружающей среды.

Однако с учетом того, что проводимые ими контрольные мероприятия не затрагивают финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов, подобное ограничение контрольных функций государственного органа может негативно сказаться на качестве охраны окружающей среды.


3.4. Научное обеспечение охраны окружающей среды

Создание благоприятных условий для здоровья людей, сохранения экологического равновесия, рационального неистощительного природопользования требует применения во всех сферах жизнедеятельности человека современных экологически нейтральных технологий.

Научные исследования в области охраны окружающей среды должны проводиться научными учреждениями по государственному заказу посредством бюджетных программ и грантов, в том числе международных.

Однако в настоящее время научная деятельность в сфере охраны окружающей среды практически не ведется.


3.5. Участие общественности в принятии экологически значимых решений

Решение проблем охраны окружающей среды невозможно без широкого участия институтов гражданского общества и населения. При этом особое значение имеет уровень экологического образования населения.

В настоящее время проведение общественных слушаний по реализации экологически потенциально опасных проектов, а также включение институтов гражданского общества в состав рабочих групп по разработке нормативно-правовых актов в сфере охраны природы не практикуется.

Кроме того, отсутствует система экологического образования населения.



ГЛАВА V. ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ


Для улучшения качественного состояния окружающей природной среды необходима реализация к 2030 году следующих мер:


в сфере решения глобальных экологических проблем, развития международного сотрудничества и выполнения республикой взятых на себя обязательств:

утверждение Национальной программы по выполнению требований Монреальского протокола по прекращению использования озоноразрушающих веществ в новой редакции и "Дорожной карты" по ее реализации;

разработка и принятие Национального плана действий по реализации Парижского соглашения;

расширение договорно-правовых основ сотрудничества в области охраны окружающей среды с заинтересованными государствами;

изучение целесообразности присоединения Республики Узбекистан к Кигайлийской поправке к Монреальскому протоколу, Орхусской конвенции, Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и к ее основным протоколам, Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий, Минаматской конвенции о ртути, Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и Протоколу о стратегической экологической оценке, Протоколу по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и другим международным соглашениям;

обеспечение эффективного долгосрочного стратегического партнерства с международными финансовыми организациями, странами-донорами, совершенствование системы подготовки инвестиционных проектов и проектов международной технической помощи;

обеспечение развития и совершенствование двусторонних отношений с сопредельными государствами в области:

снижения рисков воздействия химических, биологических, радиологических материалов;

формирования реестра трансграничных экологических проблем и систем их мониторинга, проведения совместной оценки воздействия на окружающую среду приграничных объектов, разработки показателей раннего оповещения;

создания трансграничных охраняемых природных территорий;

совместной разработки и принятия единых нормативов, стандартов качества окружающей среды, а также подготовки специалистов в области охраны окружающей среды по единой методике для стран региона;

управления бассейнами трансграничных рек и создания единой комплексной системы мониторинга трансграничных поверхностных водотоков Центральной Азии;


в сфере снижения уровня опустынивания и деградации земель, восстановления качества и плодородия земельных угодий:

создание потенциала для внедрения комплексного планирования и управления земельными ресурсами;

обеспечение устойчивого управления лесными ресурсами, пастбищами и животноводством, а также водными и земельными ресурсами;

увеличение площади лесопосадок на узбекской стороне высохшей части дна Аральского моря;

разработка и реализация комплекса лесомелиоративных мероприятий с созданием системы полезащитных и берегоукрепительных лесных полос, террасированием горных склонов, с созданием лесных и плодовых насаждений;

обеспечение широкого внедрения севооборота при возделывании агротехнических культур;

разработка и реализация программы по восстановлению и рекультивации нарушенных земель;

обеспечение реконструкции и восстановления коллекторно-дренажной сети в целях мелиоративного улучшения земель, а также строительство новых водохранилищ для повышения водообеспеченности орошаемых земель;

обеспечение поэтапного замещения минеральных удобрений органическими и широкое внедрение биологических методов борьбы с сельскохозяйственными вредителями;

разработка и принятие нормативно-правовой базы для развития органического сельскохозяйственного производства;

широкое внедрение агроэкологических стандартов, соответствующих передовым международным практикам и требованиям ВТО;


в сфере охраны от истощения и загрязнения водных ресурсов:

сокращение потерь водных ресурсов в сельском хозяйстве и коммунальной сфере;

сокращение удельного водопотребления в сельском хозяйстве;

стимулирование оснащения очистными сооружениями промышленных предприятий, а также широкого внедрения оборотного цикла водоснабжения в промышленности;

увеличение охвата населения централизованной системой канализации;


в сфере охраны атмосферного воздуха:

обеспечение снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

увеличение доли возобновляемых источников электроэнергии в общей структуре генерирующих мощностей;

стимулирование мер в области повышения энергоэффективности зданий, поощрение использования низкоуглеродных технологий (тепловых насосов, возобновляемых источников энергии) и более чистых видов топлива в индивидуальных домохозяйствах;

дальнейшее развитие железнодорожной сети и содействие переходу от автодорожных к железнодорожным перевозкам пассажиров и грузов;

перевод транспорта на газобаллонное топливо, электротягу и другие альтернативные виды топлива, а также организация соответствующей дорожной инфраструктуры;

принятие стандартов колесных транспортных средств, а также моторного топлива экологического класса "Евро-6";

обеспечение разработки и принятие удельных норм выбросов загрязняющих веществ, образующихся при выработке электрической и тепловой энергии;

создание кадастров выбросов загрязняющих веществ, в том числе по секторам экономики;

пересмотр государственных стандартов для твердого печного топлива с учетом экологических аспектов;

обеспечение обогащения добываемого в республике каменного угля с целью повышения его теплотворной способности и уменьшения зольности;

обеспечение грамотной организации дорожного движения за счет сокращения числа пересечений транспортных и пешеходных потоков, снижения уровня загрузки магистралей, оптимизации состава транспортного потока, скоростного режима, цикла регулирования, создания отдельных полос для движения пассажирского транспорта, организации отдельных велосипедных дорожек;

обеспечение применения на стационарных источниках загрязнения атмосферного воздуха вновь вводимых в эксплуатацию производственных мощностей пылегазоулавливающих установок с эффективностью не ниже 99,5%;

обеспечение применения на стационарных источниках загрязнения атмосферного воздуха действующих производственных мощностей пылегазоулавливающих установок с эффективностью не ниже 95%;


в сфере сохранения и воспроизводства биологических ресурсов, а также повышения качества и объемов лесного фонда:

увеличение площадей охраняемых природных территорий I-V категорий путем адекватного охвата всех типов экосистем и обеспечения экологической связи всей сети охраняемых природных территорий;

внедрение технологии сохранения редких и исчезающих видов диких животных и дикорастущих растений в генетических банках;

разработка и реализация единой системы мер, направленной на усиление биологической безопасности, включая контроль над ввозом и распространением чужеродных видов, способных нанести вред естественным сообществам и сельскохозяйственным культурам;

обеспечение создания единой информационной базы данных государственных кадастров объектов животного и растительного мира, охраняемых природных территорий и их мониторинга на основе современных информационных технологий;

инвентаризация природных запасов дикорастущих видов лекарственных, пищевых и технических растений;

создание системы сбора налогов и пошлин, стимулирующей использование выращенных в питомниках объектов биологического разнообразия и сокращение объемов их изъятия из природной среды;

расширение существующих и организация новых питомников по разведению объектов животного мира, находящихся на грани исчезновения;

увеличение выпуска в природу выращенных в питомниках дроф-красоток, занесенных в Красную книгу;

увеличение поголовья джейранов в Бухарском специализированном питомнике "Джейран" и организация новых популяций джейранов на территории вновь создаваемых охраняемых природных территорий;

разработка механизма оценки экономической стоимости биологического разнообразия и экосистемных услуг;

создание "зеленых поясов" вокруг областных центров и крупных городов республики;

увеличение территории лесного фонда, покрытой лесами;

проведение инвентаризации лесного фонда с целью создания атласа лесов республики;

разработка и внедрение новых методов борьбы с вредителями и болезнями лесов, с преимущественным использованием биологических и экологически безопасных методов;

совершенствование научной и селекционной работы с целью улучшения качественного состава лесного фонда и повышения его устойчивости к вредителям и болезням лесов;

повышение качества лесопосадок и разнообразия видов за счет повышения уровня механизации и внедрения новых технологий создания лесных культур, в том числе с использованием генно-модифицированных организмов;


в сфере снижения объемов образования и сокращения имеющихся объемов промышленных отходов, в том числе предотвращения негативного влияния опасных отходов на здоровье населения и окружающую среду:

введение системы классификации отходов на основе отраслей промышленности и/или химико-физических параметров;

обеспечение экономического стимулирования внедрения безотходных и малоотходных технологий в производстве, в том числе через предоставление льготного кредитования;

стимулирование разработки и внедрения технологий по переработке и утилизации отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств;

обеспечение разработки, принятия и реализации Национального плана действий по выполнению требований Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях;

обеспечение поэтапной ликвидации либо экологически безопасного удаления непригодных к использованию химических средств обработки сельскохозяйственных культур;

обеспечение организации экологически безопасного хранения опасных отходов на промышленных объектах;

организация системы сбора, использования и/или обезвреживания товаров, утративших свои потребительские свойства и содержащих в своем составе опасные вещества (ртутьсодержащие лампы и приборы, батарейки, аккумуляторы и другие);

организация системы сбора, обезвреживания, утилизации и захоронения медицинских отходов;

обеспечение разработки и реализации адресной программы по консервации специальных полигонов, предназначенных для захоронения ядохимикатов и других токсичных веществ, в том числе полная рекультивация и экологическая реабилитация объектов "Чоркесар" и "Янгиабад";


в сфере экологизации экономики:

оптимизация использования ресурсов и повышение эффективности природоохранной деятельности, а также создание "зеленой инфраструктуры";

преобразование национальной экономики, ориентированной на бережное использование воды, поощрение, стимулирование развития и широкое внедрение технологий возобновляемой энергетики, а также строительство сооружений на базе высоких стандартов энергоэффективности;

обеспечение интеграции экологических аспектов в секторальную политику государства, в том числе путем внедрения механизма стратегической экологической оценки планов, программ и других стратегических документов, а также оценки воздействия на окружающую среду отдельных проектов;

разработка параметров проведения оценки восстановительных возможностей и потенциальной емкости экосистем и внедрение процедуры учета данных параметров при планировании социально-экономического развития страны;

внедрение системы экологического страхования и экологического аудита деятельности хозяйствующих субъектов;

обеспечение перехода на международные стандарты (Европейской экономической комиссии ООН, ЕС и другие) по приоритетным направлениям, определяющие качество окружающей среды;

расширение применения экологических стандартов при осуществлении государственных закупок;


в сфере использования экономических механизмов природопользования:

реализация в полной мере принципа "загрязнитель платит", обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности для окружающей среды и здоровья населения;

внедрение механизма эффективного контроля за выбросами и сбросами с оптимизацией количества контролируемых загрязняющих веществ на основе европейских стандартов;

создание системы налогов и пошлин, стимулирующих использование и ввоз экологически нейтральных технологий, товаров и услуг;

обеспечение разработки и внедрения эффективных методик расчета ущерба, наносимого окружающей среде от хозяйственной деятельности;

разработка и принятие нормативно-правовых актов, стимулирующих использование возобновляемых источников энергии, в том числе путем внедрения специального закупочного тарифа на поставку в сеть электроэнергии, полученной от возобновляемых источников энергии ("зеленый тариф");


в сфере реализации функций государственного экологического контроля:

четкое разграничение функций и задач, а также обеспечение координации действий государственных органов в области охраны окружающей среды путем разработки и принятия Экологического кодекса Республики Узбекистан;

обеспечение оптимальной централизации всех контролирующих функций в сфере экологии в рамках одного государственного органа, с устранением дублирования;

обеспечение адекватного бюджетного финансирования охраны окружающей среды, в том числе в части оснащения контролирующих структур современными средствами мобильного аналитического контроля за уровнем загрязнения окружающей среды;

обеспечение актуализации специальностей, учебных планов и программ подготовки специалистов в области охраны окружающей среды, совершенствование системы подготовки кадров, в том числе с привлечением зарубежных специалистов;

внедрение в практику создания экологических служб хозяйствующими субъектами, относящихся к I и II категориям воздействия на окружающую среду, с обязательным периодическим повышением квалификации;


в сфере осуществления государственной экологической экспертизы и экологической сертификации:

критический пересмотр нормативно-правовой базы, регламентирующей проведение государственной экологической экспертизы, включая систему определения категории экологической опасности хозяйствующих субъектов на основе международных стандартов;

переход на принцип "использования наилучших доступных технологий";

внедрение современных информационных технологий моделирования воздействия объектов экспертизы, а также доступа к результатам оценки воздействия на окружающую среду хозяйствующих субъектов;

обеспечение перехода от метода индивидуального определения экологических нормативов к отраслевому;

определение точных критериев квотирования выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также размещения отходов эколого-хозяйственных районов;

создание эффективного механизма постэкспертного контроля;

внедрение международных стандартов создания системы экологического менеджмента и внедрение механизма взаимного признания работ по экологической сертификации со странами СНГ, ЕС и другими странами;

обеспечение аккредитации органа по экологической сертификации и испытательной лаборатории на международном уровне для признания экологических сертификатов и протоколов испытаний за рубежом;

обеспечение гармонизации действующих стандартов с международными стандартами ИСО (Международная организация по стандартизации) и МЭК (Международная электротехническая комиссия);

совершенствование системы экологической сертификации, в том числе колесных транспортных средств;

обеспечение создания и аккредитации лаборатории по определению экологического класса автомобилей;


в сфере системы государственного мониторинга окружающей природной среды:

кардинальное улучшение материально-технического и методического обеспечения лабораторий причастных министерств и ведомств;

создание системы постов автоматического замера загрязнения атмосферного воздуха в пределах республики;

обеспечение оснащения автоматическими системами анализа выбросов в атмосферный воздух от приоритетных стационарных (организованных) источников и сбросов в водные объекты от источников загрязнения хозяйствующих субъектов, относящихся к I категории воздействия на окружающую среду;

разработка и внедрение современной информационной системы сбора данных результатов мониторинга причастных министерств и ведомств, а также хозяйствующих субъектов;

создание электронной экологической карты республики с целью обеспечения открытости и прозрачности информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах;

обеспечение охвата мониторингом уровня загрязнения атмосферного воздуха взвешенными твердыми частицами с аэродинамическим диаметром не более 10 микрон (PM10), включая частицы с аэродинамическим диаметром не более 2,5 микрона (PM2,5);

совершенствование системы показателей оценки состояния объектов окружающей среды и разработка критериев эффективности реализации природоохранных мероприятий;

обеспечение государственных органов, общественных организаций и населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;


в сфере научного обеспечения охраны окружающей среды:

развитие и совершенствование системы обмена научно-технической информацией;

создание механизма, обеспечивающего трансформацию научных идей в конкретные промышленные образцы оборудования природоохранной направленности и их внедрение в технологический процесс;

обеспечение разработки экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции и оборудования;

обеспечение проведения исследований уязвимости природных систем и секторов хозяйственной деятельности по отношению к возможным глобальным и региональным изменениям климата, разработка научных основ определения экологических рисков;

обеспечение анализа распространения чужеродных и генетически измененных видов живых организмов и разработка соответствующих методов контроля и снижения уровня негативных последствий этих процессов;

организация систематизации накопленных знаний и координации научных исследований в области охраны окружающей среды;

обеспечение научно-методического обоснования новых норм водопотребления, нормативов качества источников водоснабжения и питьевой воды;

разработка методологии экологического районирования территорий, а также пересмотр критериев оценки степени загрязнения водоемов и питьевой воды для определения наиболее опасных для здоровья территорий;


в сфере участия институтов гражданского общества в вопросах охраны окружающей среды, а также создания непрерывной системы экологического образования:

регулярная подготовка и публикация национальных докладов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов;

создание эффективного механизма обеспечения обязательного участия общественности в принятии экологически значимых решений;

создание механизма проведения общественных слушаний и общественной экологической экспертизы проектов оценки воздействия на окружающую среду на намечаемые виды деятельности, относящихся к I и II категориям воздействия на окружающую среду (высокий и средний риск), до проведения государственной экологической экспертизы;

обеспечение совершенствования института общественных инспекторов охраны окружающей среды;

совершенствование системы непрерывного экологического образования путем внедрения вопросов экологии, охраны окружающей среды и устойчивого развития в учебные программы всех уровней образования;

обеспечение подготовки специалистов, а также переподготовки и повышения квалификации кадров в области экологии для всех уровней системы образования.



ГЛАВА VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате реализации Концепции к 2030 году ожидается:

доведение площади лесопосадок на узбекской части высохшего дна Аральского моря до 60% его территории;

сокращение потерь водных ресурсов в сельском хозяйстве на 10%;

сокращение водопотребления в сельском хозяйстве (на удельный гектар) на 15%;

повышение эффективности очистки сточных вод до 80%;

снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 10%;

перевод 80% общественного транспорта на газобаллонное топливо и электротягу;

увеличение территории лесного фонда, покрытой лесами, до 4,5 млн га;

увеличение площади охраняемых природных территорий IV категорий до 12%;

увеличение выпуска в природу выращенных в питомниках дроф-красоток, занесенных в Красную книгу, до 4 000 особей в год;

доведение охвата населения услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов до 100%;

увеличение объема переработки образуемых твердых бытовых отходов до 65%;

увеличение объема переработки специфических отходов (ртутьсодержащие отходы, автопокрышки, аккумуляторы, отработанные масла, отходы упаковок и другие) до 30%.



ГЛАВА VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


Концепция реализуется посредством принятия трехлетних "дорожных карт", утверждаемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан, на основе которых разрабатываются ведомственные программы, утверждаемые соответствующими министерствами и ведомствами, а также территориальные планы действий, утверждаемые местными органами власти.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Концепции



ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ

в рамках Концепции охраны окружающей среды

Республики Узбекистан до 2030 года


     

    

N

    

     

Показатели

     

    

Ответственные исполнители

     

     

I. СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ АРАЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ

    

1.

Увеличение площади лесопосадок на узбекской части высохшего дна Аральского моря.


Агентство по лесному хозяйству, МЧС, Совет Министров Республики Каракалпакстан, причастные министерства и ведомства

2.

Создание "зеленого пояса" вокруг городов Нукуса, Ургенча и Хивы из местных древесно-кустарниковых растений.


Агентство по лесному хозяйству, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимият Хорезмской области

     

II. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И НЕДР

     

3.

Обеспечение широкого внедрения коротко-ротационных и хлопково-люцерновых севооборотов для сохранения и повышения плодородия почв и урожайности сельскохозяйственных культур.


Минсельхоз, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей


4.

Внедрение методов органического сельского хозяйства при возделывании сельскохозяйственных культур.


Минсельхоз, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей


5.

Обеспечение восстановления и рекультивации нарушенных земель.


Хозяйствующие субъекты, Минэкологии, Минсельхоз, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей

6.

Обеспечение реконструкции и восстановления коллекторно-дренажной сети.


Минводхоз, Минсельхоз, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей


     

III. ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

    

7.

Сокращение потерь водных ресурсов.


Минводхоз, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей


8.

Сокращение водопотребления в сельском хозяйстве на удельный гектар.


Минводхоз, Минсельхоз, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей


9.

Расширение площади земель сельскохозяйственного назначения, переведенных на капельное орошение и другие водосберегающие технологии.


Минводхоз, Минсельхоз, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей


10.

Повышение эффективности очистки сточных вод.


МЖКО, хозяйствующие субъекты


11.

Расширение практики внедрения оборотного цикла водоснабжения в промышленности.


Хозяйствующие субъекты, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента


12.

Увеличение охвата системой централизованной канализации населения республики.


МЖКО, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента


     

IV. ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

      

13.

Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.


Хозяйствующие субъекты

14.

Перевод общественного транспорта на газобаллонное топливо и электротягу.


Минтранс, МВД, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента

       

15.

Применение на стационарных источниках загрязнения атмосферного воздуха действующих производственных мощностей пылегазоулавливающих установок (далее - ПГОУ) с эффективностью не ниже 95%.


Хозяйствующие субъекты, Минэкологии

16.

Увеличение доли возобновляемых источников электроэнергии (солнечная и ветровая энергетика) в общей структуре генерирующих мощностей.


Минэнерго, МЖКО, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента


     

V. ОХРАНА И ВОСПРОИЗВОДСТВО БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

      

17.

Увеличение площади охраняемых природных территорий I-V категорий.


Минэкологии, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей

18.

Сокращение изъятия из естественной среды солодки, ферулы, каперсов и других видов лекарственных, пищевых и технических растений.


Минэкологии, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей

19.

Увеличение выпуска в природу выращенных в питомниках дроф-красоток, занесенных в Красную книгу.


Минэкологии

20.

Организация новых популяций джейранов на территории вновь создаваемых охраняемых природных территорий.


Минэкологии

21.

Увеличение территории лесного фонда, покрытой лесами.


Агентство по лесному хозяйству

     

VI. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

      

22.

Охват населения услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.


Минэкологии, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента

23.

Увеличение объема переработки образуемых твердых бытовых отходов.


Минэкологии, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, хозяйствующие субъекты

24.

Организация системы сбора, обезвреживания, утилизации и захоронения медицинских отходов.


Минздрав, Минэкологии, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента

      

    

Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 31 октября 2019 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

4 ноября 2019 г., N 44, ст. 828