ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Постановления Пленума Верховного суда / По административным делам /

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 24.12.2019 г. N 24 "О судебной практике по рассмотрению дел об обжаловании решений, действий (бездействия) административных органов и их должностных лиц"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

24.12.2019 г.

N 24



О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

ПО РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛ ОБ ОБЖАЛОВАНИИ

РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ)

АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНОВ

И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ


В связи с принятием Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве, а также в целях обеспечения единообразного и правильного применения норм закона при рассмотрении судами дел об обжаловании решений, действий (бездействия) административных органов и их должностных лиц, руководствуясь статьей 22 Закона Республики Узбекистан "О судах", Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. В соответствии со статьей 55 Конституции Республики Узбекистан и статьи 4 Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве (далее - КоАС) заинтересованное лицо, а в предусмотренных законом случаях прокурор, а также государственные органы и отдельные граждане, правомочные действовать в защиту прав и интересов других лиц, вправе обратиться в суд с заявлением (жалобой) о признании недействительным решения, незаконным действия (бездействия) административного органа и его должностного лица, если полагает, что этим решением, действием (бездействием):

нарушены его права и охраняемые законом интересы;

созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов;

на него незаконно возложена какая-либо обязанность;

созданы иные препятствия для осуществления деятельности в той или иной сфере.


2. Под административными органами следует понимать республиканские органы исполнительной власти (министерства, комитеты, агентства, инспекции) в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 21 декабря 2022 года N УП-269 и их территориальные органы, органы государственной власти на местах, органы самоуправления граждан, а также иные органы, организации и специально образованные комиссии, наделенные административно-управленческой компетенцией.

3. Под должностными лицами административных органов следует понимать лиц, выполняющих функции представителя власти либо осуществляющих административно-управленческие (организационно-распорядительные) функции в указанных органах и уполномоченных на совершение юридически значимых действий.


4. Под заинтересованным лицом понимается гражданин или юридическое лицо, которому адресовано решение, действие (бездействие) административного органа или его должностного лица, либо иное лицо, права и законные интересы которого затрагивает такое решение, действие (бездействие).


5. К решению относится акт административного органа или его должностного лица, принятый единолично или коллегиально и порождающий определенные правовые последствия.

При этом необходимо учитывать, что решения могут приниматься в письменной (например, решения органов исполнительной власти на местах), или произвольной форме (например, письменное сообщение об отказе в удовлетворении обращения гражданина).


6. Под действиями административных органов и их должностных лиц понимаются юридически значимые распоряжения, которые хотя и не облечены в форму решения, но повлекли нарушение прав и свобод заинтересованных лиц или создали препятствия к осуществлению ими прав и свобод.

Под бездействием понимается неисполнение административным органом или его должностным лицом обязанности, возложенной на него нормативно-правовыми и иными актами (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).


7. Разъяснить судам, что в порядке, установленном главой 23 КоАС, не подлежат рассмотрению жалобы на решения государственных органов, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного суда Республики Узбекистан, а также на решения, действия (бездействие) в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

В частности, решения, действия (бездействия) должностных лиц административных органов, связанные с производством по уголовному делу либо делу об административном правонарушении, подлежат обжалованию в порядке, установленном соответственно Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан и Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.

Вместе с тем судам следует обратить внимание, что в порядке, предусмотренном главой 23 КоАС, могут быть оспорены решения и действия должностных лиц следственных изоляторов и учреждений по исполнению наказания о применении мер дисциплинарного взыскания в отношении задержанных, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы, за исключением вопросов, подлежащих разрешению в порядке, предусмотренном статьей 542 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан.


8. Судам следует иметь в виду, что в порядке, предусмотренном главой 23 КоАС, рассматриваются жалобы на решения, действия (бездействия) административных органов, в том числе связанные с:

согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и снос зданий, сооружений и иных объектов (постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 апреля 2022 года N 200 "Об утверждении единых административных строительных регламентов в сфере строительства");

отказом в государственной регистрации общественных объединений, в том числе политических партий, а также уклонением государственного органа от такой регистрации в установленный срок (часть четвертая статьи 12 Закона Республики Узбекистан "Об общественных объединениях в Республике Узбекистан", часть третья статьи 9 Закона Республики Узбекистан "О политических партиях", статья 26 Закона Республики Узбекистан "О негосударственных некоммерческих организациях").

9. Решение, действия (бездействие) государственного исполнителя могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 23 КоАС.

10. Разъяснить судам, что жалобы на решения, действия (бездействие) органов военного управления и их должностных лиц, а также решений призывных комиссий Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента рассматриваются военными судами (статья 45 Закона Республики Узбекистан "О судах", часть девятая статьи 20 Закона Республики Узбекистан "О всеобщей воинской обязанности и военной службе").

11. Судам следует иметь в виду, что при предъявлении требования к обособленному подразделению административного органа, не обладающему статусом юридического лица, суд должен решить вопрос о привлечении в качестве ответчика к участию в деле надлежащего органа с соблюдением правил статьи 42 КоАС.

При обжаловании в суд решения специальной комиссии в качестве ответчика по делу следует привлекать государственный орган, являющийся рабочим органом специальной комиссии.

В случае, когда до разрешения дела административный орган реорганизован либо ликвидирован, суд привлекает к участию в деле его правопреемника или орган, к компетенции которого относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя.

Если к моменту рассмотрения дела лицо, решение или действия (бездействие) которого оспаривается, уже не является должностным лицом, суд решает вопрос о привлечении к участию в деле лица, занимающего эту должность, либо соответствующего органа, к компетенции которого относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя.


12. Заявитель вправе обратиться с заявлением (жалобой) непосредственно в суд или к вышестоящему в порядке подчиненности органу либо должностному лицу. Предварительное необращение в вышестоящий орган или к должностному лицу, не является основанием к отказу в принятии заявления (жалобы).

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что законодательством может быть предусмотрен обязательный досудебный порядок оспаривания отдельных решений, действий (бездействия).


13. Заявление (жалоба) на решение, действие (бездействие) административных органов и их должностных лиц подаются в межрайонный административный суд по месту нахождения органа либо месту работы должностного лица, решение, действие (бездействие) которого оспариваются.

При предъявлении требования к нескольким ответчикам, находящимся в разных местах, заявление (жалоба) предъявляется в суд, по выбору заявителя по месту нахождения одного из ответчиков.

Если место нахождения административного органа не совпадает с территорией, на которую распространяется его компетенция, то заявление подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанный орган.

Заявления (жалобы), связанные с инвестиционной деятельностью инвестора, не являющегося крупным инвестором, могут быть предъявлены в межрайонный административный суд или Административный суд Республики Каракалпакстан, административные суды областей и города Ташкента по месту нахождения ответчика.

Заявления (жалобы), связанные с инвестиционной деятельностью крупного инвестора, а также иски, вытекающие из отношений в области конкуренции на товарных и финансовых рынках, могут быть предъявлены в межрайонный административный суд или Верховный суд Республики Узбекистан.

Верховный суд Республики Узбекистан в качестве суда первой инстанции рассматривает дела, отнесенные законом к его компетенции.


14. Заявление (жалоба) о признании недействительным решения, незаконным действия (бездействия) подлежит оформлению в соответствии с требованиями статей 128, 187 КоАС и оплате государственной пошлиной в порядке и размерах, установленных законом.

Учитывая требования, установленные статьей 187 КоАС к форме и содержанию заявления (жалобы), в нем, в частности, должно быть указано:

какое решение, действие (бездействие) обжалуется;

наименование административного органа;

фамилия и инициалы должностного лица;

реквизиты решения;

какие конкретно права, свободы и законные интересы заявителя нарушены;

законодательство, которому, по мнению заявителя, противоречит обжалуемое решение, действие (бездействие);

подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу и если подавалась, какой получен ответ.


15. К заявлению (жалобе) прилагаются документы, указанные в статье 130 КоАС, а также копия оспариваемого решения.

Обратить внимание судов, что в соответствии с частью первой статьи 134 КоАС неприложение к заявлению решения не является основанием для возврата заявления. Суд вправе истребовать обжалуемое решение от административного органа по ходатайству заявителя либо по собственной инициативе.


16. Суд согласно статье 92 КоАС вправе принять меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод или законных интересов заявителя или лица, в интересах которого подано заявление и без принятия таких мер их защита будет невозможна либо затруднительна.

Если обязательное приостановление исполнения оспоренного решения предусмотрено законом (например, часть третья статьи 19 Закона Республики Узбекистан "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов", статья 34 Закона Республики Узбекистан "О конкуренции"), судья обязан проверить, приостановлено ли выполнение оспариваемого решения административным органом или его должностным лицом в связи с обращением заявителя в суд. Если это не было сделано, суду следует вынести определение о приостановлении действия этого решения до вступления решения суда в законную силу.

Следует иметь в виду, что в предусмотренных законом случаях не допускается приостановление решения, действия должностного лица административного органа, связанное с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения.


17. В соответствии с частью второй статьи 67 КоАС обязанность доказывания законности оспариваемого решения, действия (бездействия) по делам данной категории возлагается на орган или должностное лицо, принявший акт либо совершивший оспариваемые действия (бездействие).

В целях правильного разрешения дела суд вправе истребовать доказательства по своей инициативе. За неисполнение требования суда о предоставлении документов должностное лицо соответствующего органа может быть подвергнуто судом штрафу (статья 122 КоАС).


18. Следует иметь в виду, что при рассмотрении дел об обжаловании решений, действий (бездействия) административных органов и их должностных лиц, суд не вправе применять нормы Гражданского кодекса Республики Узбекистан об исковой давности, и должен руководствоваться лишь сроками, предусмотренными КоАС и законами, регулирующими соответствующие правоотношения.


19. Подача заявления с пропуском сроков, установленных актами законодательства, не является основанием к его возврату. В таких случаях заявление должно быть принято к производству и рассмотрено по существу.

Суду по каждому делу необходимо выяснять, соблюдены ли заявителем установленные законом сроки обращения в суд, а при нарушении этих сроков обсуждать причины их пропуска независимо от того, ссылалось ли на это обстоятельство заинтересованное лицо.

Срок обращения в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о:

нарушении его прав, свобод и законных интересов;

создании препятствий к осуществлению его прав и свобод;

возложении на него какой-либо обязанности.

Поскольку вопрос соблюдения срока обращения в суд является обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу пункта 2 части первой статьи 156 КоАС должны быть мотивированы в решении суда.

Если срок обращения в суд пропущен или суд отказал в восстановлении пропущенного срока, заявление подлежит отказу в удовлетворении.


20. При рассмотрении дела по существу суду необходимо тщательно исследовать все имеющие значение обстоятельства, в частности, выяснять:

имеет ли административный орган, должностное лицо полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативно-правового акта отнесено к усмотрению административного органа или должностного лица, суд не вправе оценивать целесообразность принятия или непринятия такого решения, совершения или несовершения действия (например, при обжаловании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица);

соблюден ли административным органом или должностным лицом порядок принятия решения, совершения действия в том случае, если такие требования установлены нормативно-правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что несоблюдение порядка принятия решения, совершения действия может являться основанием для удовлетворения заявления (жалобы) лишь в случае, если данное обстоятельство повлияло на его законность;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативно-правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления (жалобы) может служить наличие хотя бы одного из указанных выше обстоятельств, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).


21. В соответствии со статьей 189 КоАС суд принимает решение о признании решения административного органа, его должностного лица недействительным полностью или в определенной части либо действия (бездействия) незаконным, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит законодательству и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

Принимая решение об удовлетворении заявления (жалобы), суд не вправе выходить за пределы заявленных требований. Например, при обжаловании бездействия должностного лица, выразившегося в нерассмотрении письменного обращения в установленный срок, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая вопрос о том, какое решение должно быть принято.


22. При принятии по делу решения суду необходимо руководствоваться общими правилами, предусмотренными главой 19 КоАС, с учетом особенностей, содержащихся в статье 189 КоАС.


23. В случае удовлетворения заявления (жалобы) в резолютивной части решения необходимо указать:

наименование административного органа (должностного лица), принявшего оспариваемое решение либо совершившего действие (бездействие), название, номер, дата принятия решения;

о признании недействительным решения, полностью либо в части и принятии в необходимых случаях мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;

о признании незаконным действия (бездействия) и возложении на административный орган или должностное лицо обязанности совершить в отношении заявителя конкретные действия.

В решении суду следует установить соответствующий срок для устранения нарушений прав и свобод заявителя в полном объеме с учетом характера дела и действий, которые необходимо совершить (часть пятая статьи 189 КоАС).


24. Поскольку законом не установлено каких-либо исключений в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) административных органов, их должностных лиц, вопрос о понесенных по делу судебных расходах разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 12 КоАС.


25. Разъяснить судам, что в соответствии с частью второй статьи 276 КоАС исполнение судебного акта о признании недействительным решения или незаконным действия производится на основании решения (постановления) суда, которое направляется административному органу для устранения допущенного нарушения закона, с указанием срока его исполнения.

На принудительное исполнение решения о взыскании денежных средств, в том числе судебных расходов, выдается исполнительный лист.

Судам необходимо осуществлять контроль за своевременным исполнением решения суда и при отсутствии сведения о его исполнении истребовать информацию.


26. Если при рассмотрении дела будут выявлены нарушения актов законодательства в деятельности административных органов или должностных лиц, суду надлежит реагировать на это путем вынесения частного определения.


27. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 июля 1996 года N 18 "О практике рассмотрения в судах жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан".



Председатель Верховного суда

Республики Узбекистан                                                           К. Камилов



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                             И. Алимов













































Время: 0.2066
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск