Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Образование/ Учебники и учебные пособия/ Гигиенические требования к учебным изданиям для учреждений общего среднего и среднего специального, профессионального образования (СанПиН РУз N 0359-18) (Утверждены Главным государственным санитарным врачом 19.07.2018 г.)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
САНИТАРНЫЕ НОРМЫ, ПРАВИЛА И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
НОРМАТИВЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
УТВЕРЖДЕНЫ
ГЛАВНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
САНИТАРНЫМ ВРАЧОМ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
С.С. САИДАЛИЕВЫМ
19.07.2018 г.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
к учебным изданиям для учреждений
общего среднего и среднего специального,
профессионального образования*
СанПиН РУз
N 0359-18
Взамен СанПиН РУз N 0302-12
Апрош - промежуток между словами.
Выворотка шрифта - белый шрифт на черном или цветном фоне.
Выделение текста - изменение полиграфического оформления отдельных частей текста с целью привлечь внимание читателя.
Группа шрифтов - шрифты, характеризующиеся единым характером их графического построения. Внутри каждой группы шрифты делятся на гарнитуры.
Гарнитура - комплект шрифтов, отличающихся от других, например, насыщенностью знаков (светлый, жирный и полужирный шрифт);
постановкой знаков (прямой, наклонный и курсивный шрифт);
начертанием - пропорциями знаков (узкий, нормальный и широкий шрифт).
Дополнительный текст - текст, сопровождающий основной (примечания, приложения, сноски и т.п.).
Емкость шрифта - количество знаков, умещающихся в строке длиной один квадрат.
Квадрат - единица длины в типографической системе мер, равен 48 пунктам (18,04 мм).
Кегль - размер шрифта (измеряется в пунктах).
Основной текст - текст, передающий главное содержание издания.
Поле - окружающее полосу набора белое пространство страницы. Страница имеет четыре поля: корешковое, верхнее, наружное и нижнее; корешковое поле - поле, граничащее с корешком книжного блока.
Пункт - единица длины в типографической системе мер (0,376 мм).
Интерлиньяж - расстояние между нижними выносными элементами букв верхней строки и верхними выносными элементами букв нижней сроки.
Удобочитаемое издание - издание, при чтении которого не развивается зрительное утомление. Удобочитаемость издания зависит от его шрифтового оформления и качества полиграфического исполнения.
Характерные страницы - страницы с единообразным шрифтовым и иллюстративным оформлением, наиболее часто встречающиеся в издании.
Шитье проволокой втачку - шитье блока издания, скомплектованного проволокой или нитками по корешковому полю с небольшим, в 4-5 мм, отступом от края корешка сквозь весь блок.
Шрифтовое оформление текста (основного, дополнительного, выделения) - определяется следующими параметрами: группа шрифтов, гарнитура шрифта, начертание шрифта, кегль и емкость шрифта, увеличение интерлиньяжа, длина строки.
Выворотка шрифта - белый шрифт на черном, сером или цветном фоне.
Шрифты узкого начертания шрифты, у которых отношение ширины строчной буквы к высоте составляет свыше 50-65,5%.
ИЗ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
"О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ
БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ"
Статья 3. Основные понятия
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Статья 5. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы
Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы - документы, устанавливающие требования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, являющиеся обязательными для соблюдения государственными и иными органами, юридическими и физическими лицами.
Статья 16. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
выполнять требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также постановлений и предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор;
обеспечивать безопасность продукции при производстве, транспортировке, хранении и реализации населению, а также выполняемых работ и оказываемых услуг;
соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы при производстве, транспортировке, хранении и реализации населению продукции, выполнении работ и оказании услуг.
Статья 25. Требования при поставке и реализации продукции, ввозимой из-за рубежа
Юридические и физические лица обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы при поставке, реализации и использовании технологий, материалов, сырья и продукции, ввозимых из-за рубежа.
Статья 29. Проведение специальных экспертиз
Санитарно-гигиеническая и иные виды специальных экспертиз состояния здоровья и заболеваемости населения и отдельных лиц, а также экспертизы проектной, технической и иной документации, оборудования, инструментов и аппаратуры, химических веществ, различных соединений, материалов и сред, пищевого сырья и продуктов, промышленных изделий, радиоактивных материалов, радиационной техники проводятся за счет средств заказчика органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, научно-исследовательскими, высшими образовательными учреждениями и другими организациями.
Порядок проведения специальных экспертиз, права и обязанности заказчиков, экспертных учреждений и экспертов определяются законодательством.
Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
Лица, виновные в нарушении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, несут ответственность в установленном порядке.
И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие санитарные правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны на основании Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закона Республики Узбекистан "Об образовании", Национальной Программы по подготовке кадров.
1.2. Настоящие санитарные правила направлены на профилактику заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, сохранение и улучшение здоровья учащихся.
1.3. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к весу, шрифтовому оформлению, качеству печати и полиграфическим материалам для учебных изданий (учебников, учебных пособий, практикумов далее - изданий), с целью обеспечения их удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся, что в свою очередь приводит к снижению зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждает развитие зрительного и общего утомления.
1.4. Санитарные правила распространяются на издания учебные для общего среднего и среднего специального образования (колледжи, лицеи).
1.5. Санитарные правила не распространяются на издания, предназначенные для детей с дефектами, отставанием в психическом развитии, а также имеющих нарушения зрения, слуха и речи.
1.6. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением требований настоящих Санитарных норм и правил осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
1.7. Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство учебных изданий, должны обеспечить контроль за выполнением требований настоящих Санитарных норм и правил в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
1.8. Лабораторные исследования (испытания) типовых образцов учебных изданий по показателям безопасности должны проводиться в аккредитованных лабораториях в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
1.9. Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью, независимо от форм собственности.
II. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
ИЗДАНИЙ
2.1. По содержанию и объему информационного материала для единовременного прочтения и усвоения издания делятся по учебным дисциплинам:
а) гуманитарные:
алифбе (букварь), родная речь, обществознание, окружающий мир, литература;
лингвистика (языковедение: узбекский и иностранные языки);
основы безопасности жизнедеятельности, предметы эстетического цикла, физическая культура, трудовое обучение, допризывная подготовка и т.п.);
социальные и общественные дисциплины: история, государственное право, логика, психология и т.п.;
б) естественные (физика, химия, география, биология, астрономия и т.п.);
в) формальные дисциплины (математика, алгебра, информатика и т.п.);
г) специальные дисциплины (для профессионального образования) (механика, радиоэлектроника, электротехника, металлургия, горное дело, химическая технология, сельское хозяйство, медицина, педагогика, музыка, конструкторские дисциплины и т.п.).
2.2. По функциональному назначению:
q учебник;
q учебное пособие;
q учебно-методический комплекс;
q практикум-учебник;
q практикум - рабочая тетрадь (прописи, тетрадь по математике, индивидуальная рабочая тетрадь, тетрадь для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий) и т.п.
2.3. По возрастным категориям:
q для начального образования - 1-4 классы;
q для общего среднего образования - 5-11 классы;
q для среднего специального профессионального образования (колледжи и лицеи).
3.1.1. Не рекомендуется выпускать издания, включающие материалы двух возрастных категорий.
Издание должно включать учебные материалы, рассчитанные не более чем на:
q 1 год обучения для 1 класса;
q 2 года обучения для 2-4 классов;
q 4 года обучения для 5-9 классов.
Запрещается использование учебников для 1-х классов более 1 учебного года.
3.1.2. Издания допускаются в форматах, соответствующих действующему государственному стандарту. (O`zDSt 1078.2005. Издания книжные и журнальные. Форматы).
3.1.3. Вес издания не должен быть более:
q 300 г для 1 - 4 классов;
q 400 г для 5 - 6 классов;
q 500 г для 7 - 9 классов;
q 600 г для 10-11 классов
q 600 г среднего специального, профессионального образования.
Вес изданий для 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 г.
Допускается увеличение веса издания не более чем на 10%.
Вес учебников из расчета на один учебный день в комплексе с письменными принадлежностями (без веса ранца или портфеля), не должен превышать допустимых норм переноса тяжестей на расстоянии до 3 км учащимся:
I-II классов |
от 1,2 до 1,5 кг |
III-IV классов |
от 1,5 до 2,2 кг |
V-VI классов |
от 2,0 до 2,5 кг |
VII-VII классов |
от 2,5 до 3,0 кг |
VIII-XI классов |
от 3,0 до 3,7 кг |
учащихся средних специальных профессиональных учебных заведений |
от 3,5 до 4,2 кг |
3.1.4. Издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке.
3.1.5. Обложки изданий должны быть заламинированы глянцевой или матовой пленкой, вне зависимости от типа бумаги.
Издания в обложках должны быть отделаны лакированием или припрессовкой пленки, кроме обложек, изготовленных из мелованных бумаг или бумаг со специальным покрытием.
3.1.6. Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению условий чтения:
q шитье проволокой втачку;
q клеевое бесшовное скрепление (при этом клей наносится по обрезу листов блока издания).
Допускается применять клеевое скрепление листов блока издания способами "notch" или "burst binding".
При этом в соответствии с этими способами клей наносится по сгибу листа блока издания и на имеющиеся отверстия-насечки для проникновения клея и обеспечения надлежащей прочности скрепления страниц и обложки. При данном скреплении следующие три составные части издания склеиваются клеем: клеящий корешок издания, клеящий корешок издания с обложкой и клеющие боковины с обложкой издания.
Только для изданий, функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию), например, дидактические материалы, карточки с заданиями и т.п., допускается бесшовное клеевое скрепление.
3.1.7. Не рекомендуется применять способ высокой печати для изданий начального образования.
3.1.8. Корешковые поля на развороте издания должны быть не менее 26±0,5 мм, при этом размер корешкового поля на странице должен быть не менее 12 мм.
3.1.9. Верхнее, наружные и нижнее поля, не включая иллюстративного заполнения полей, должны быть не менее 10 мм. На полях страницы, кроме корешковых, допускается размещать условные обозначения заданий, наглядные изображения, текст объемом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы.
3.1.10. Не допускается печатать текст на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций с оптической плотностью фона более 0,3.
3.1.11. В изданиях для 1-4 классов при печати текста объемом более 200 знаков на цветном (сером) фоне используется белая плашка (установленная белизна бумаги изданий) и дополнительное шрифтовое выделение не требуется.
3.1.12. Не допускается применять во всех изданиях шрифты узкого начертания, кроме заголовков.
3.1.13. В изданиях для начального образования (1-4 класс) не допускается применение шрифтов с наклонными осями округлых букв (например, шрифты из группы медиевальных, гарнитуры типа "Таймс").
3.1.14. В изданиях для начального образования (1-4 класс) толщина основных штрихов должна быть не менее 0,6-0,4 мм, в учебниках для средних и старших классов и учащихся ССПО должна быть не менее 0,25-0,35 мм.
3.1.15. Межбуквенный пробел (апрош) должен быть:
для начальных классов (1-4) от 0,1±0,02 мм до 0,7±0,02 мм для кегля 14 пт, от 0,2±0,02 мм до 0,8±0,02 мм для кегля 16 пт, от 0,3±0,02 мм до 1±0,02 мм для кегля 18 пт;
для старших классов (5-11), а также для учащихся средних специальных и профессиональных образовательных учреждений - не менее ширины базовых линий применяемых шрифтов.
3.1.16. В изданиях для 1-4 классов межсловный пробел должен быть от 110% до 150% от кегля шрифта текста, интерлиньяж - 120% от кегля шрифта текста.
В изданиях для старших классов (5-11), а также для учащихся средних специальных и профессиональных образовательных учреждений межсловный пробел и интерлиньяж должен быть не менее половины кегля шрифта текста.
3.1.17. Не допускается применять:
q для основного текста выворотку шрифта при издании;
q цветной и серый фон в прописях и рабочих тетрадях на участках, предназначенных для письма;
q для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок.
Оптическая плотность фона при печати на цветном фоне или многокрасочных иллюстраций должна быть не более 0,3, при печати вывороткой - не менее 0,4.
3.1.18. При шрифтовом выделении в изданиях 1-4 классов допускается применение 4 цветов, в том числе их тона (например, желтый цвет и его тон - светло желтый и темно желтый). При плашечном выделении текста изданий интенсивность цветов шрифта должна быть не менее 70%.
Данные требования, указанные в первом абзаце, не обязательные для методических материалов (диаграммы, схемы, таблицы) изданий.
При шрифтовом выделении в изданиях 5-11 классов допускается использование не более двух цветных красок, в изданиях для учащихся средних специальных и профессиональных образовательных учреждений применение цветных красок не рекомендуется.
3.1.19. В изданиях 1-4 классов для основного и дополнительного текста и выделений (кроме заголовков) допускается применять не более четырех вариантов шрифтового оформления, отличающихся одним из параметров: кеглем или гарнитурой, ее начертанием, наличием цветных выделений.
3.1.20. Во всем объеме изданий 5-11 классов и среднего специального образования необходимо одинаковое шрифтовое оформление каждого из видов текста (основного, дополнительного).
3.1.21. Для картографических надписей в изданиях для 1-4 классов необходимо применять шрифт не менее 10 кегля, для 5-9 классов - не менее 9 кегля, для 10-11 класса и средне-специальных учреждений - не менее 8 кегля.
3.1.22. При расположении текста справа от иллюстраций начало строк, кроме заголовков и абзацев, должно находиться на одной вертикальной линии.
3.1.23. В текстовой части комбинированных изданий для 1-го класса допускается применять шрифт не менее 16 кегля, для 2-4 классов - не менее 14 кегля, для 5-11 классов и ССПО кегль шрифта должен соответствовать кеглю, установленному для изданий по языковедению.
3.1.24. В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения:
q непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать;
q затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании;
q деформация блока или переплетной крышки.
3.2. Требования к шрифтовому оформлению изданий
по гуманитарным и общественным дисциплинам
3.2.1. Требования к алифбе (букварь) и прописям
3.2.1.1. Шрифтовое оформление текста в алифбе (букварь) должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 1.
3.2.1.2. Не допускается двухколонный набор текста, кроме стихов.
Для стихов допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 18 мм.
3.2.1.3. Шрифтовое оформление выделений текста в алифбе (букварь) должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 1. При этом длина строки не регламентируется.
В изданиях должны быть списки слов в столбик на расстоянии между ними не менее 12 мм.
Применение курсивного начертания не допускается.
3.2.1.4. Количество переносов на странице должно быть не более 4.
3.2.1.5. Общая площадь иллюстраций на полосе букварной части алифбе (букварь) рекомендуется не менее 50%, в послебукварной части - не менее 30%.
3.2.2 Требования к изданиям для 1-4 классов
3.2.2.1. Во всем объеме изданий 1-4 классов шрифтовое оформление основного и дополнительного текста должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 2.
3.2.2.2. Не допускается двухколонный набор основного и дополнительного текста, кроме стихов.
Для стихов допускается двухколонный набор только при соблюдении требований таблицы 2, кроме длины строки, и расстоянии между колонками не менее 9 мм.
3.2.2.3. Двумя и более колонками могут быть размещены списки слов и словосочетаний, хронологический материал только при расстоянии между колонками не менее 12 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.
3.2.2.4. В словарной части изданий допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.
Кегль шрифта в словарной части изданий может быть на 2 пункта меньше кегля шрифта основного текста с увеличением интерлиньяжа не менее чем на 2 пункта.
3.2.2.5. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 2. При этом кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного (дополнительного) текста.
Допускается применение рукописных шрифтов при кегле на 2 пункта больше кегля шрифта основного (дополнительного) текста.
3.2.2.6. В текстовых таблицах длина строки должна быть не менее 31/2 квадрата при расстоянии между колонками текста не менее 12 мм.
3.2.2.7. Для подписей к иллюстрациям рекомендуется применять шрифт 12 кеглем не менее и располагать их от края иллюстрации на расстоянии не менее 4 мм.
3.2.3. Требования к гуманитарным изданиям
для 5-9 классов, 10-11 классов и среднего специального
профессионального образования
3.2.3.1. Для изданий 6-11 классов и учреждений среднего специального профессионального образования оптимальными являются шрифты группы медиевальных с наклонными осями округлых букв нормального, широкого, светлого, прямого начертания, (например, гарнитуры типа "Таймс").
3.2.3.2. Во всем объеме изданий 5-6 классов шрифтовое оформление должно соответствовать требованиям, изложенным в таблицах 3 или 3.1, для 5 класса рекомендуется шрифты группы рубленных, для 7-9 классов - в таблицах 4 или 4.1, для 10-11 классов - в таблице 5. Для учреждений среднего специального образования независимо от графической основы применяемых шрифтов (кириллица или латиница) - в таблице 11.
3.2.3.3 Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в таблицах 3, 3.1; 4, 4.1; 5 и 11.
3.2.3.4. Для 5-6 классов разрешается применение двухколонного набора для основного и дополнительного текста только в изданиях по языковедению при соблюдении требований таблиц 3, 3.1.
Двухколонный набор для основного и дополнительного текста в изданиях для 7-9 классов разрешается только при соблюдении требований, изложенных в таблицах 4 и 4.1.
В изданиях для 10-11 класса - при соблюдении требований, изложенных в таблице 5.
В изданиях для учреждений среднего специального профессионального образования - в таблице 11.
При этом длина строки в колонке должна быть не менее 31/2 квадрата, расстояние между колонками - не менее 9 мм.
Для дополнительного текста допускается расстояние между колонками 6 мм только при наличии разделительной линии.
3.2.3.5. Тремя и более колонками разрешается размещать списки слов и словосочетаний, хронологический материал только при расстоянии между колонками не менее 12 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.
3.2.3.6. В словарной части изданий разрешается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.
Кегль шрифта в словарной части изданий должен быть не менее кегля шрифта дополнительного текста в соответствии с таблицами 3 и 3.1 в изданиях для 5-6 классов, таблицами 4 и 4.1 в изданиях 7-9 классов, в изданиях для 10-11 класса - таблицей 5, в изданиях для учреждений среднего специального профессионального образования - таблицей 11.
3.2.3.7. В текстовых таблицах изданий для 5-6 классов длина строки должна быть не менее 2 3/4 квадрата при расстоянии между колонками текста не менее 6 мм, для 7-9, для 10-11 класса и средне специальных учреждений - не менее 1 3/4 квадрата, при расстоянии между колонками не менее 6 мм.
3.3. Требования к шрифтовому оформлению
изданий формальных дисциплин
3.3.1. Требования к изданиям для 1-4 классов
3.3.1.1. Шрифтовое оформление основного текста изданий должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 6.
3.3.1.2. Не допускается для основного текста двухколонный набор.
3.3.1.3. Для столбцов примеров, задач разрешается применять многоколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 12 мм, при использовании цветного фона и/или разделительных линий - не менее 5 мм.
3.3.1.4. Кегль шрифта в примерах и задачах должен быть не менее кегля шрифта основного текста в соответствии с таблицей 6.
3.3.1.5. Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях может быть на 4 пункта меньше кегля шрифта основного текста.
3.3.1.6. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 6.
При этом кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного текста.
3.3.2. Требования к изданиям формальных дисциплин
для 5-9 классов, 10-11 классов и учреждений
среднего специального образования
3.3.2.1. Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях для 5-9 классов должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 7, в таблице 8 - для 10-11 класса, для учреждений среднего специального образования - в таблице 11.
3.3.2.2. Допускается для основных элементов буквенных и числовых формул применять шрифт на два пункта меньше кегля шрифта основного текста.
Шрифт вспомогательных элементов формул должен быть не менее 6 кегля в изданиях для 5-9 классов и не менее 5 кегля в изданиях для 10-11 класса и учреждений среднего специального профессионального образования.
Увеличение интерлиньяжа между подстрочными элементами формул (примеров) верхней строки и надстрочными элементами формул (примеров) нижней строки должно быть не менее 2 пунктов.
Интерлиньяж в тексте, включающем формулы, может быть неодинаковым на полосе.
3.3.2.3. Для столбцов примеров и задач разрешается применение многоколонного набора только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при использовании цветного фона и/или разделительных линий - не менее 6 мм. Расстояние между колонками в рамках одного задания должно быть одинаковым.
Кегль шрифта в столбцах примеров и задач должен быть не менее кегля шрифта дополнительного текста в соответствии с таблицами 7, 8 и 11.
3.3.2.4. Для наглядного изображения (график, схема, таблица, диаграмма и другое) рекомендуется применение не более трех красок, в том числе черной краски. Шрифт для надписей на наглядных изображениях должен быть не менее 8 кегля.
3.3.2.5. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в таблицах 7, 8 и 11. При этом кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного текста.
3.3.2.6. Допускается двухколонный набор текста в изданиях для 5-9 классов при соблюдении требований таблицы 7, а в изданиях для 10-11 класса и учреждений среднего специального профессионального образования - таблицах 8 и 11.
Расстояние между колонками для основного текста должно быть не менее 9 мм, для дополнительного текста - не менее 6 мм при наличии разделительной линии.
3.4. Требования к шрифтовому оформлению изданий
по естественным дисциплинам для 1-4, 5-9, 10-11 класса
и средне-специальных учреждений
3.4.1. Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях для 1-4 классов в зависимости от года обучения и их функционального назначения должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 9.
Кегль шрифта дополнительного текста может быть на 2 пункта меньше кегля шрифта основного текста.
3.4.2. Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях для 5-9 классов, 10-11 классов и учреждений среднего специального образования должно соответствовать требованиям, изложенным в таблицах 10 и 11.
3.4.3. В изданиях для 1-4 классов не допускается применять двухколонный набор.
3.4.4. Двухколонный набор в изданиях для 5-6 классов разрешается только для дополнительного текста, в изданиях для 7-9, 10-11 классов и средне-специальных учреждений - для основного и дополнительного текста, при условии соблюдения требований, изложенных в таблицах 10, 11, кроме длины строки.
Длина строки в колонке должна быть не менее 31/2 квадрата, расстояние между колонками - не менее 9 мм.
3.4.5. В текстовых таблицах изданий для 1-4 классов длина строки регулируется текстовым объемом при расстоянии между колонками текста не менее 12 мм.
Для 5-6 классов - не менее 2 3/4 квадрата при расстоянии между колонками текста не менее 6 мм, для 7-9, 10-11 классов и учреждений среднего специального и профессионального образования - не менее 1 3/4 квадрата при расстоянии между колонками не менее 6 мм.
3.4.6. Наглядные изображения (график, схема, таблица, диаграмма и тому подобное) в изданиях для 1-4 классов следует оформлять в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 3.3.1.5, в изданиях для 5-11 классов - в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 3.3.2.4 настоящих санитарных правил.
3.4.7. В изданиях для 1-4, 5-9, 10-11 классов и средне-специальных учреждений кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений должны соответствовать требованиям, изложенным в таблицах 9, 10, 11. при этом кегль шрифта должен быть не менее кегля шрифта основного текста.
3.4.8. Шрифтовое оформление буквенных и числовых формул в изданиях должно соответствовать требованиям, изложенным в пункте 3.3.2.2 настоящих санитарных правил.
3.4.9. Кегль шрифта основных элементов химических формул должен быть не менее кегля шрифта основного текста, шрифт вспомогательных элементов формул должен быть не менее 6 кегля.
Увеличение интерлиньяжа между подстрочными элементами формул верхней строки и надстрочными элементами формул нижней строки должен быть не менее 4 пунктов в изданиях для 7-9 классов, для 10-11 классов и ССПО - не менее 2 пунктов.
Увеличение интерлиньяжа в тексте, включающем химические формулы, может быть неодинаковым на полосе.
3.5. Требования к шрифтовому оформлению изданий
по специальным дисциплинам для средне-
специального образования
3.5.1. Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста издания в зависимости от учебной дисциплины и функционального назначения должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 11.
3.5.2. В издании разрешается применение двухколонного набора для основного и дополнительного текста только при соблюдении требований, изложенных в таблице 11.
При этом длина строки в колонке должна быть не менее 31/2 квадрата, расстояние между колонками - не менее 9 мм.
3.5.3. В словарной части изданий допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм.
Кегль шрифта в словарной части изданий должен быть не менее кегля шрифта дополнительного текста в соответствии с таблицей 11.
3.5.4. Шрифтовое оформление химических формул должно соответствовать требованиям пункта 3.4.9 настоящих санитарных правил.
3.5.5. Шрифт основных элементов буквенных и числовых формул должен быть не менее 8 кегля, вспомогательных элементов - не менее 6 кегля.
3.5.6. Для наглядного изображения (график, схема, таблица, диаграмма и другое) рекомендуется применение не более двух цветных красок.
Шрифт надписей на наглядных изображениях должен быть не менее 8 кегля.
3.5.7. Шрифт выделений текста должен быть не менее 9 кегля.
3.5.8. В текстовых таблицах длина строки должна быть не менее 13/4 квадрата при расстоянии между колонками не менее 6 мм.
3.6. Требования к полиграфическим материалам
3.6.1. На полиграфические материалы как отечественного, так и импортного производства, применяемые для изготовления изданий, издательство представляет документы, подтверждающие их безопасность для здоровья человека.
При отсутствии вышеуказанных документов следует проводить исследования на безопасность полиграфической продукции на наличие формальдегида и фенола (в водной и воздушной среде), свинца, цинка, мышьяка, хрома (III) и (VI). Таблица 12.
3.6.2. Для изготовления изданий следует применять бумагу, предназначенную только для печати книжных изданий (офсетную, типографскую, книжно-журнальную матовую или мелованную бумагу машинной гладкости типа MFC (Machine Finished Coated) с содержанием бумажной целлюлозы выше 61% и т.п.), с показателем белизны 74-88% по (ИСО 2470-77).
Для изданий всех возрастных групп необходимо использовать непрозрачную бумагу, обеспечивающую непросвечиваемость печатных элементов с оборотной стороны страницы.
Для учебников и учебных пособий 1 класса используется бумага массой 80 гкв. м и 70 гкв. м соответственно. Не рекомендуется применять бумагу с показателем непрозрачности менее 88% для 1 класса и 86% для остальных классов, а также для средне-специальных и профессиональных образовательных учреждений (таблица 13).
3.6.3. Не допускается применение газетной бумаги, кроме изданий, функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию), например, дидактические материалы, карточки с заданиями и т.п.
3.6.4. В издании для печати текста рекомендуется применять бумагу одного вида и массы 1 кв. м.
3.6.5. При изготовлении учебных изданий не допускается применение бумаги и картона полного мелования, за исключением обложек учебных изданий.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНО-
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ИЗДАНИЙ
4.1. Санитарно-эпидемиологическую оценку проводят согласно п.п 1.6, 1.7 и 1.8 настоящих Правил. Для оценки издания представляются, три экземпляра включая:
q сведения об авторах;
q серия и номер выпуска серии;
q целевое назначение издания;
q наименование издателя и полиграфического предприятия, адреса;
q год выпуска издания;
q дата подписания в печать и номер заказа;
q формат издания;
q вид и качество бумаги;
q вид печати;
q тираж.
4.3. Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.п. 3.1.1 - 3.1.22, 3.6.4 настоящих санитарных правил проводится в одном экземпляре издания.
4.4. Санитарно-эпидемиологическая оценка шрифтового оформления издания проводится не менее чем на 10 характерных страницах по каждому виду текста и приему оформления в одном экземпляре издания.
4.5. Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.п. 3.1.8, 3.1.9 и 3.1.22 настоящих санитарных правил проводится на 10 характерных страницах в каждом из трех экземпляров издания.
4.6. Санитарно-эпидемиологическая оценка по п. 3.1.17 настоящих санитарных правил проводится в 10 тетрадях, выбранных для контроля из трех экземпляров издания, по специально отпечатанным контрольным плашкам*.
*) Контрольные плашки в виде круга (квадрата) диаметром (стороной) не менее 5 мм должны быть расположены на одном из полей двух страниц в каждой тетради.
4.7. Санитарно-эпидемиологическая оценка по п. 3.6.3 проводится на одной странице в каждом из трех экземпляров издания при отсутствии визуально определяемой разнооттеночности бумаги.
При наличии визуально определяемой разнооттеночности бумаги в экземпляре издания гигиеническая экспертиза проводится на 10 характерных страницах каждого из трех экземпляров издания. Характерные страницы следует выбирать из разных тетрадей издания.
4.8. Результат санитарно-эпидемиологической оценки следует считать положительным при соответствии контролируемых показателей нормативным требованиям.
Допускается отклонение не более чем на 10% только по двум параметрам (кроме размера шрифта).
4.9. В комбинированных изданиях проводится гигиеническая оценка только текстовой части издания на соответствие требованиям настоящих санитарных правил.
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ
5.1. Размер блока издания по высоте и ширине по п. 3.1.2 определяют линейкой с точностью до 1 мм.
5.2. Вид бумаги по п.п. 3.6.3, 3.6.4 настоящих санитарных правил определяют по информации в выходных изданиях и по представленным сведениям о материалах.
5.3. Внешнее оформление по п.п. 3.1.4 и 3.1.5 настоящих санитарных правил и способ скрепления по п. 3.1.6 определяют визуально.
5.4. Вес издания по п. 3.1.3 определяют на весах с точностью до 0,5 г.
5.5. Размеры полей по п.п. 3.1.8 и 3.1.9 настоящих санитарных правил определяют линейкой с точностью до 1 мм в середине каждой выбранной для тетради. Результат считают отрицательным, если в 4 из 10 контролируемых тетрадей обнаружены отклонения от требований п. 3.1.8 настоящих санитарных правил хотя бы по одному из 4 полей.
5.6. Группу, емкость и начертание шрифта определяют по методикам, утвержденным Постановлением Кабинета Министров "Общий технический регламент о безопасности полиграфической продукции для образовательных учреждений" N 146 от 03.06.2015 г., на не менее чем 10 характерных страницах, а затем на каждой странице выбрать несколько (не менее 5) наиболее типовых строк и посчитать емкость зн/кв. Результат считают отрицательным, если на 4 из 10 контролируемых страниц выявлено несоответствие хотя бы по одному параметру.
5.7. Контроль по выявлению в издании недопустимых приемов оформления по п. 3.1.14 настоящих санитарных правил проводится визуально на 10 характерных страницах экземпляра издания. Результат считают отрицательным, если на 4 из 10 контролируемых страниц использованы недопустимые приемы оформления.
5.8. Расположение текста относительно иллюстраций по п. 3.1.19 определяют визуально на 10 характерных страницах. Результат считают отрицательным при несоответствии требованию на 4 из 10 контролируемых страниц.
5.9. Дефекты в издании по п. 3.1.21 настоящих санитарных правил определяют визуально на 10 характерных страницах в каждом из трех экземпляров.
5.10. Результат оценки одного экземпляра считают отрицательным, если на 4 из 10 контролируемых страниц экземпляра обнаружен хотя бы по один дефект. Если дефекты выявлены в двух из трех контролируемых экземпляров, то результат оценки считается отрицательным.
5.11. Информация, необходимая для гигиенической оценки по п. 4.2 настоящих санитарных правил, может быть представлена в выходных сведениях издания, оформленных по государственному стандарту или в специальных документах.
5.12. Удобочитаемость шрифта (высота шрифта-кегль, интерлиньяж, начертание) определяются микроскопом с линейкой с увеличением не менее 20 раз ± 2,5 цена деления 0,001-0,05 мм. Кегли шрифта в миллиметрах приведены в таблице (справочной).
(справочная)
Размер шрифта
Кегль шрифта
|
Высота прописной буквы (мм) |
5
|
1,25 |
6
|
1,5 |
7
|
1,75 |
8
|
2 |
9
|
2,25 |
10
|
2,5 |
11
|
2,75 |
12
|
3 |
14
|
3,5 |
16
|
4 |
18
|
4,5 |
20
|
5 |
Результат считают отрицательным, если значения 4 из 10 полученных измерений кегля меньше минимально допустимого.
Для определения междусловного пробела измеряют расстояние между словами в пяти произвольно выбранных строках на 10 характерных страницах издания.
Результат считают отрицательным на странице, если значения трех из пяти измерений менее допустимого по п. 3.1.14 настоящих санитарных правил.
Результат считают отрицательным по изданию в целом, если на 4 из 10 контролируемых страниц выявлены несоответствия требованиям.
5.13. Для определения увеличения интерлиньяжа замеряют расстояние между выносными элементами верхней строки и линией шрифта нижней строки в пунктах (К1) и вычитают значение кегля шрифта в пунктах (К2) в соответствии с рисунком.
Результат считают отрицательным, если значения 4 из 10 полученных измерений меньше допустимых.
"Схема определения увеличения интерлиньяжа"
К1 - К2 = К3 размер интерлиньяжа
5.14. Длину строки текста издания измеряют линейкой в мм с точностью до 1 мм.
Для определения длины строки измеряют одну полноформатную строку на каждой из десяти контролируемых страниц.
Результат считают отрицательным, если значения 4 из 10 полученных измерений длины строки не соответствуют требованиям.
5.15. Расстояние между колонками при многоколонном наборе и расстояние между полосой и иллюстративным заполнением полей измеряют в мм линейкой с точностью до 1 мм.
Расстояние между колонками измеряют на каждой из десяти контролируемых страниц.
Результат считают отрицательным, если значения 4 из 10 полученных значений меньше установленного.
5.16. Соответствие требованию п. 3.2.1.4 настоящих санитарных правил определяют подсчетом количества переносов на каждой из 10 характерных страниц.
Результат считают отрицательным, если значении на 4 страницах количество переносов превышает допустимое.
5.17. Величина основных штрихов применяемого шрифта и апрош - междубуквенный пробел по пунктам 3.1.14 и 3.1.15 определяются микроскопом с линейкой с увеличением не менее 20 раз ± 2,5 цена деления 0,001-0,05 мм, на 10 характерных страницах издания.
5.18. Полиграфическая продукция должна соответствовать требованиям химической безопасности и не должна выделять вредные вещества в количестве, превышающем согласно таблице N 12.
ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
1. На экспертизу подается один экземпляр макета.
2. Санитарно-эпидемиологическое заключение не может быть выдано в случае:
q выявления отклонений в учебнике, учебном пособии от требований санитарных правил и норм;
q гигиеническая экспертиза представленной учебной литературы проводится в срок не более 10 дней со дня подачи документов в полном объеме;
q экспертиза учебника (3 экземпляра) считается как одна экспертиза.
ФОРМА
подачи заявки на экспертизу издания
Согласно с договором N __ от __ 20__ г. с Республиканским ЦГСЭН издательство "____ наименование ___" представляет сведения для санитарно-эпидемической экспертизы учебной литературы на 20___ - 20__ учебный год.
Учебник "___________ наименование __________________________"
Авторы ____________________________________________________
Для __________________________________________ (класс, ССПО)
Номер заказа полиграфического предприятия __________________.
Тираж _________________
Разрешение в печать _________________
Адрес типографии ___________________
Печать _____________________ (офсетная)
Формат _______________________
Сведения о материалах
Наименование материала
|
Нормативный материал
|
Изготовитель поставщик
|
Документ, подтверждающий гигиеническую безопасность
|
Краска |
|||
Бумага для обложки Вес |
|||
Пленка для прессовки |
|||
Бумага для печати |
|||
Вес |
|||
Прозрачность |
Подтверждаю
Директор предприятия
Ф.И.О. ____________________________________________
Подпись
МП
Дата __________________ 20 ____ г.
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
N ______ от "_____" _________ 20____ г.
Настоящим санитарно-эпидемиологическим заключением удостоверяется, что производство изданий учебных для среднего и среднего специального, профессионального образования на территории Республики Узбекистан
Наименование издания на языке в количестве экз. Авторы: _____________
изготовленные в соответствии с
СООТВЕТСТВУЮТ Государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН N _______ "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего среднего и среднего специального, профессионального образования".
Получатель санитарно-эпидемиологического заключения (организация - изготовитель)
"______________" адрес издательства ___________________
Основанием для признания продукции, соответствующей государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам являются: Протокол гигиенической оценки N _____ от "_____ " ___________ 20 ___ г.
Область применения: общеобразовательные школы, профессиональные колледжи и академические лицеи.
Учащиеся общеобразовательных школ
Необходимые условия использования, хранения, транспортировки и меры безопасности:
В соответствии с требованиями
Заключение действительно до срока исполнения договора с Министерством высшего и среднего специального, профессионального образования Республики Узбекистан на 20 ___-20 _____ учебный год.
Главный врач ___________
Требования к шрифтовому оформлению букварей
Части букваря |
Кегль, не менее |
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее |
Длина строки
|
Характеристика шрифта |
|||||
минимальная |
максимальная
|
группа |
Емкость зн/кв, не более |
Начертание |
|||||
квадраты |
мм |
квадраты
|
мм |
||||||
Букварная |
36* |
не регламентируется |
не регламентируется |
не регламентируется |
рубленых |
не регламентируется |
полужирное или жирное; прямое
|
||
18 |
2 |
не регламентируется |
140 |
рубленых |
5,4 |
нормальное или широкое; полужирное прямое
|
|||
Послебукварная |
18 |
2 |
не регламентируется |
8 |
144** |
рубленых или новых малоконтрастных |
6,0 |
нормальное широкое; светлое или полужирное прямое
|
**) При использовании формата 60х901/8, 70х90 1/8 допускается длина строки 185 мм.
Требования к шрифтовому оформлению
текста изданий по гуманитарным дисциплинам
для 1-4 классов
Классы |
Кегль, не менее |
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее |
Длина строки
|
Характеристика шрифта |
|||||
минимальная |
максимальная
|
группа |
Емкость зн/кв, не более |
Начертание |
|||||
квадраты |
мм |
квадраты
|
мм |
||||||
Первый |
18 |
2 |
не регламентируется
|
91/4 |
167 |
Рубленых или новых малоконтрастных |
6,0 |
нормальное или широкое; светлое; прямое |
|
Второй |
16/14* |
2 |
не регламентируется
|
91/4 |
167 |
6,0 (6,3)** |
|||
Третий |
14/12* |
2 |
не регламентируется
|
81/2 |
153 |
6,7 (7,2)** |
|||
Четвертый |
14/12* |
2 |
не регламентируется
|
73/4 |
140 |
7,7 (8,0)** |
*) Допускается для дополнительного текста объемом не более 200 знаков.
**) В скобках указана емкость шрифта для изданий, выпускаемых с использованием шрифтов латинской графической основы.
Требования к шрифтовому оформлению текста
изданий по гуманитарным дисциплинам для 5-6 классов
с использованием кириллической графики
Функциональное назначение
|
Кегль, не менее
|
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее
|
Длина строки
|
Характеристика шрифта |
|||||
минимальная
|
максимальная
|
группа
|
емкость зн/кв, не более
|
начертание
|
|||||
квадраты
|
мм
|
квадраты
|
мм
|
||||||
Учебники и учебные пособия |
12 |
Не регламент |
31/2 |
63 |
81/2 |
153*** |
Все группы |
8,0 |
Нормальное или широкое; светлое; прямое |
11* |
2 |
31/2 |
63 |
81/2 |
153 |
9,2 |
|||
9** |
2 |
3 |
54 |
Не регламент |
Не регламент |
нормальное |
|||
Хрестоматии |
12 10 9** |
2 |
41/2 |
81 |
71/4 |
131 |
8,0 |
Нормальное или широкое; светлое; прямое |
|
4 |
41/2 |
81 |
71/4 |
131 |
9,5 |
||||
2 |
3 |
54 |
Не регламент |
Не регламент |
нормальное |
||||
Практикумы |
11 9** |
2 |
31/2 |
63 |
Не регламент |
9,2 |
Нормальное или широкое; светлое; прямое |
||
2 |
3 |
54 |
Не регламент |
Не регламент |
*) Допускается только в изданиях по языковедению.
**) Допускается только для дополнительного текста объемом не более 1000 знаков на странице.
***) При использовании формата 60х901/8, 70х901/8 допускается максимальная длина строки 185 мм.
Требования к шрифтовому оформлению текста
изданий по гуманитарным дисциплинам с использованием
латинской графики для 5-6 классов
Класс
|
Функциональное назначение
|
Кегль, не менее
|
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее
|
Длина строки
|
Характеристика шрифта
|
|||||
минимальная
|
максимальная
|
группа
|
емкость зн/кв, не более
|
начертание
|
||||||
квадраты
|
мм
|
квадраты
|
мм
|
|||||||
5 |
Учебники и учебные пособия |
12 |
2 |
31/2 |
63 |
81/2 |
153*** |
Все группы |
8,8 |
Нормальное, широкое, светлое, прямое
|
11* |
2 |
31/2 |
63 |
81/2 |
153 |
9,2 |
||||
6 |
Учебники и учебные пособия |
11 |
2 |
31/2 |
63 |
81/2 |
153 |
9,5 |
||
10* |
2 |
31/2 |
63 |
81/2 |
153 |
10,2 |
Нормальное, широкое, светлое, прямое |
|||
Хрестоматия |
12 |
2 |
41/2 |
81 |
71/4 |
131 |
9,2 |
|||
11 |
3 |
41/2 |
81 |
71/4 |
131 |
не регламент |
||||
10** |
2 |
3 |
54 |
Не регламент |
||||||
Практикумы |
11 |
2 |
31/2 |
63 |
9,5 |
|||||
10** |
2 |
3 |
54 |
не регламент |
*) Допускается в изданиях по языковедению.
**) Допускается только для дополнительного текста объемом не более 1000 знаков на странице.
***) При использовании формата 60х901/8, 70х901/8 допускается максимальная длина строки 185 мм.
Требования к шрифтовому оформлению текста
изданий по гуманитарным дисциплинам для 7-9 классов
с кириллической графикой
Функциональное назначение
|
Кегль, не менее
|
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее
|
Длина строки
|
Характеристика шрифта
|
|||||
минимальная
|
максимальная
|
группа
|
емкость зн/кв, не более
|
начертание
|
|||||
квадраты
|
мм
|
квадраты
|
мм
|
||||||
Учебники и учебные пособия |
11 |
2 |
4 |
72 |
81/2 |
153*** |
Все группы |
9,5 |
Нормальное или широкое; светлое; прямое |
10* |
2 |
3 |
54 |
81/2 |
153 |
10,5 |
|||
9** |
2 |
23/4 |
50 |
Не регламент |
Не регламент |
||||
нормальное |
|||||||||
Хрестоматии |
12 |
Не регламент |
41/2 |
81 |
8 |
144 |
9,0 |
Нормальное или широкое; светлое; прямое |
|
10 |
4 |
41/2 |
81 |
63/4 |
122 |
10,7 |
|||
9** |
2 |
23/4 |
50 |
Не регламент |
Не регламент |
нормальное |
|||
Практикумы |
11 |
2 |
3 |
54 |
Не регламент |
9,8 |
Нормальное или широкое; светлое; прямое |
||
9* |
2 |
3 |
54 |
Не регламент |
Не регламент
|
*) Допускается только в изданиях по языковедению.
**) Допускается только для дополнительного текста объемом не более 1500 знаков на странице.
***) При использовании формата 60х901/8, 70х901/8 допускается длина строки 185 мм.
Требования к шрифтовому оформлению текста
изданий по гуманитарным дисциплинам
с латинской графикой для 7-9 классов
Функциональное назначение
|
Кегль, не менее
|
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее
|
Длина строки
|
Характеристика шрифта
|
|||||
минимальная
|
максимальная
|
емкость зн/кв, не более
|
группа
|
начертание
|
|||||
Учебники и учебные пособия |
11 |
2 |
4 |
72 |
81/2 |
153*** |
10,0 |
Все группы |
Нормальное, широкое, прямое, светлое
|
10* |
2 |
3 |
54 |
81/2 |
153 |
10,7 |
|||
9** |
2 |
23/4 |
50 |
Не регламент |
Не регламент |
||||
Хрестоматии |
11 |
2 |
41/2 |
81 |
8 |
144 |
10,0 |
||
10 |
2 |
41/2 |
81 |
63/4 |
122 |
10,7 |
|||
9** |
2 |
23/4 |
50 |
Не регламент |
Не регламент |
||||
Практикумы |
11 |
2 |
3 |
54 |
Не регламент |
10,0 |
|||
10 |
2 |
3 |
54 |
Не регламент |
10,5 |
*) Допускается в изданиях по языковедению.
**) Допускается только для дополнительного текста объемом не более 1500 знаков на странице.
***) При использовании формата 60х901/8, 70х901/8 допускается длина строки 185 мм.
Требования к шрифтовому оформлению текста
изданий по гуманитарным дисциплинам
для 10-11 классов
Функциональное назначение
|
Кегль, не менее
|
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее
|
Длина строки
|
Характеристика шрифта
|
||||
минимальная
|
максимальная
|
емкость зн/кв, не более
|
группа
|
начертание
|
||||
Учебники и учебные пособия |
11 |
2 |
41/2 |
81 |
153 |
9,7 (10,2)*** |
Все группы |
Нормальное, широкое, прямое, светлое |
10* |
2 |
4 |
72 |
153 |
11,0 |
|||
9** |
2 |
3 |
54 |
153 |
не регламент |
|||
Практикумы |
11 |
2 |
3 |
54 |
144 |
10,0 (10,2)*** |
||
9** |
2 |
3 |
54 |
144 |
Не регламент |
*) Допускается для основного текста только в изданиях по языковедению.
**) Допускается только для дополнительного текста объемом не более 2000 знаков на странице.
***) Для изданий с использованием кириллицы.
Требования к шрифтовому оформлению
текста изданий по точным дисциплинам
для 1-4 классов
Классы |
Кегль, не менее |
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее |
минимальная длина строки
|
Характеристика шрифта |
||
квадраты
|
мм |
группа |
Начертание |
|||
I |
14* |
2 |
не регламентируется |
рубленых |
нормальное или широкое; светлое; прямое
|
|
II - III |
14 |
2 |
не регламентируется |
рубленых |
нормальное или широкое; светлое; прямое
|
|
IV |
12 14**
|
2 |
не регламентируется |
рубленых |
нормальное или широкое; светлое; прямое
|
*) Для изданий первого года обучения.
**) Для изданий с использованием шрифтов латинской графики.
Требования к шрифтовому оформлению текста
изданий по точным дисциплинам
для 5-9 классов
Классы
|
Кегль, не менее
|
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее
|
минимальная длина строки
|
Характеристика шрифта
|
||
группа
|
начертание
|
|||||
квадраты
|
мм
|
|||||
5-6** |
11 |
Не регламент |
23/4 |
50 |
Все группы |
Нормальное, широкое; светлое; прямое |
9* |
2 |
23/4 |
50 |
Все группы |
Нормальное |
|
5-6 |
12 |
2 |
23/4 |
50 |
Все группы |
Нормальное, широкое; светлое; прямое |
10* |
2 |
23/4 |
50 |
Все группы |
Нормальное |
|
7-9** |
10 |
2 |
23/4 |
50 |
Все группы |
Нормальное, широкое; светлое; прямое |
9* |
2 |
23/4 |
50 |
Все группы |
Нормальное |
|
7-9 |
11 |
2 |
23/4 |
50 |
Все группы |
Нормальное, широкое; светлое; прямое |
10* |
2 |
23/4 |
50 |
Все группы |
Нормальное |
*) Допускается только для дополнительного текста.
**) Для изданий, выпускаемых с использованием кириллицы.
Требования к шрифтовому оформлению текста
изданий по точным дисциплинам
для 10-11 класса
Функциональное назначение
|
Кегль, не менее
|
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее
|
минимальная длина строки
|
Характеристика шрифта
|
|||
емкость зн/кв, не более
|
группа
|
начертание
|
|||||
квадраты
|
мм
|
||||||
Учебники и учебные пособия |
11 |
2 |
3 |
50 |
10,2 |
Все группы |
Нормальное, широкое, светлое, прямое
|
10** |
2 |
23/4 |
50 |
9,8 |
|||
Практикумы |
11 |
2 |
23/4 |
50 |
10,2 |
||
10** |
2 |
23/4 |
50 |
Не регламент |
|||
9* |
2 |
23/4 |
50 |
Не регламент |
*) Допускается только для дополнительного текста не более 1500 знаков.
**) Для изданий, выпускаемых с использованием кириллицы.
Требования к шрифтовому оформлению
текста изданий по естественным дисциплинам
для 1-4 классов
Функциональное назначение |
Классы |
Кегль, не менее |
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее |
Длина строки
|
Характеристика шрифта |
|||||
минимальная
|
максимальная |
группа |
Емкость зн/кв, не более |
начертание |
||||||
квадраты
|
мм |
квадраты |
мм |
|||||||
Хрестоматии |
1 |
18 |
2 |
не регламентируется
|
9 1/4 |
167 |
Рубленых или новых малоконтрастных |
6,0 |
Нормальное, широкое, светлое, прямое |
|
2 |
16 |
2 |
не регламентируется
|
9 1/4 |
167 |
6,0 |
||||
3-4 |
14 |
2 |
не регламентируется
|
8 1/2 |
153 |
6,7 |
||||
3-4 |
12* |
2 |
не регламентируется
|
7 3/4 |
140 |
7,7 |
||||
Учебники и учебные пособия |
1-2 |
14 |
2 |
не регламентируется
|
8 1/2 |
153 |
6,7 |
|||
3-4 |
12 |
2 |
не регламентируется
|
7 3/4 |
140 |
7,7 |
||||
3-4 |
11* |
2 |
не регламентируется
|
7 1/4 |
131 |
8,6 |
||||
Практикумы |
1 |
14 |
2 |
не регламентируется
|
Не регламент. |
6,7 |
||||
2-4 |
12 |
2 |
не регламентируется
|
Не регламент. |
7,7 |
|||||
11* |
2 |
не регламентируется
|
Не регламент. |
8,6 |
*) Для дополнительного текста объемом не более 200 знаков.
Требования к шрифтовому оформлению текста
изданий по естественным дисциплинам
для 5-9 и 10-11 класса
Классы
|
Кегль, не менее
|
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее
|
Длина строки
|
Характеристика шрифта
|
|||||
минимальная
|
максимальная
|
||||||||
емкость зн/кв, не более
|
группа
|
начертание
|
|||||||
квадраты
|
мм
|
квадраты
|
мм
|
||||||
5-6** |
10 |
2 |
23/4 |
50 |
81/2 |
153 |
Не регламент |
Все группы |
Нормальное, широкое, светлое, прямое |
9* |
2 |
23/4 |
50 |
Не регламент |
|||||
5-6 |
12 |
2 |
23/4 |
50 |
81/2 |
153 |
10,0 |
Нормальное, светлое, прямое |
|
10* |
2 |
23/4 |
50 |
Не регламент |
Не регламент |
||||
7-9** |
10 |
2 |
23/4 |
50 |
81/2 |
153 |
|||
9* |
2 |
23/4 |
50 |
Не регламент |
|||||
7-9 |
11 |
2 |
23/4 |
50 |
81/2 |
153 |
10,0 |
||
9* |
2 |
23/4 |
50 |
Не регламент |
Не регламент |
||||
10-11** |
10 |
2 |
3 |
50 |
81/2 |
153 |
9,5 |
||
9* |
1 |
3 |
50 |
Не регламент |
Не регламент |
||||
10-11 |
11 |
2 |
3 |
50 |
81/2 |
153 |
10,5 |
||
9* |
2 |
3 |
50 |
Не регламент |
Не регламент |
*) Допускается для дополнительного текста, таблиц, подписей к иллюстрациям объемом на странице не более 1000 знаков в изданиях для 5-6 классов, не более 1500 знаков для 7-9 классов, не более 2000 знаков для ССПО.
**) Для изданий, выпускаемых с использованием кириллицы.
Требования к шрифтовому оформлению текста
изданий по специальным дисциплинам для средне-
специального профессионального образования
Учебные дисциплины
|
Редакция
|
Функциональное назначение
|
Кегль, не менее
|
Увеличение интерлиньяжа, пункты, не менее
|
Длина строки
|
Характеристика шрифта
|
||||
минимальная
|
максимальная
|
емкость зн/кв, не более
|
начертание
|
|||||||
квадраты
|
мм
|
квадраты
|
мм
|
|||||||
Гуманитарные (педагогика, правоведение, психология, эстетика, физическая культура, экономика и т.п.) |
|
Учебник |
10 |
2 |
4 |
72 |
6/34 |
129 |
9,7 |
Нормаль ное широкое светлое
|
Уч. пособия |
10 |
2 |
4 |
72 |
6 |
108 |
9,5 |
|||
9*** |
2 |
3 |
54 |
63/4 |
129 |
10,2 |
||||
Практикумы |
10 |
2 |
3 |
54 |
63/4 |
129 |
10,2 |
|||
9*** |
2 |
3 |
54 |
63/4 |
129 |
Не регламент |
||||
|
Учебник и уч. пособия |
11 |
2 |
4 |
72 |
6/34 |
129 |
10,3 |
||
11 |
2 |
4 |
72 |
6 |
108 |
10,5 |
||||
9*** |
2 |
3 |
54 |
63/4 |
129 |
10,0 |
||||
Практикумы |
10 |
2 |
3 |
54 |
63/4 |
129 |
10,2 |
|||
Естественные (механика, радио- электроника, металлургия, медицина, сельское хозяйство и т.п.) |
|
Учебники и уч. пособия |
10 |
2 |
3 |
54 |
63/4 |
129 |
9,5 |
|
9*** |
2 |
3 |
54 |
63/4 |
129 |
Не регламент |
||||
|
11 |
2 |
3 |
54 |
63/4 |
129 |
10,5 |
|||
9*** |
2 |
3 |
54 |
63/4 |
129 |
Не регламент |
||||
Математические (информатика, логика и т.п.) |
|
Учебник Уч. пособия |
9 |
2 |
23/4 |
50 |
Не регламент |
Не регламент |
||
|
11 |
2 |
23/4 |
50 |
Не регламент |
Не регламент |
||||
|
Уч. пособия практикум |
10 |
2 |
23/4 |
50 |
Не регламент |
Не регламент |
|||
|
9*** |
2 |
23/4 |
50 |
Не регламент |
Не регламент |
*) Для изданий, выпускаемых с использованием латинской графики.
**) Для изданий, выпускаемых с использованием кириллицы.
***) Допускается только для дополнительного текста объемом на странице не более 2000 знаков на странице.
Требования к химической безопасности
полиграфической продукции
Наименование вредного вещества
|
В водной среде
|
В воздушной среде
|
норматив мг/куб. дм
|
норматив мг/куб. м
|
|
фенол |
0,005 |
0,003 |
формальдегид |
0,1 |
0,003 |
свинец |
0,03 |
не определяется |
цинк |
1,0 |
не определяется |
мышьяк |
0,05 |
не определяется |
хром (III) и (VI)
|
суммарно 0,1 |
не определяется |
Параметры бумаги для учебной
полиграфической продукции
Учебная литература для
|
Белизна % |
Плотность гр/кв. м |
Непрозрачность % |
1 класс |
не менее 87 % |
80±4,0 для страниц учебников 70±3,0 для листов рабочих тетрадей
|
не менее88 |
2-4 класс |
не менее 84% |
не менее 70±3,0
|
86-91% |
5-9 класс |
не менее 80% |
не менее 70±3,0
|
86-91% |
10-11 класс и ССПО |
не менее 74% |
не менее 70±3,0
|
не менее 86% |