ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
2020 год /Обзор нового в законодательстве (за период с 6 по 12 июня 2020 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ОБЗОР
НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(за период с 6 по 12 июня 2020 г.)
Утверждены квоты приема в филиал РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина
Принята Концепция развития банковско-финансовой академии
Как будут контролировать безопасность атомной энергии
Военно-патриотическое воспитание: введены новые критерии его оценки
Изменяется система финансирования научных организаций Академии наук
Создается НИИ "Махалла ва оила"
Изменен порядок приема в Международную исламскую академию
Учрежден орден "Фахрий мураббий"
Самозанятым, ИП и семейным предприятиям - больше льгот, проще работать
Принята Стратегия цифрового развития налоговой системы
Образован Университет геологических наук
Утвержден Единый национальный стандарт оценки
Как будут строить жилые дома в сельской местности
"Красивые" автономера: выбора больше, ставки ниже
Таможенное оформление упростят и ускорят, борьбу с контрабандой - усилят
Утверждены ставки утилизационного сбора
Кабинет Министров принял Постановление от 08.06.2020 г. N 363 "О приеме в Филиал Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина в городе Ташкенте на 2020/2021 учебный год".
Для подготовки квалифицированных кадров квота приема студентов в Филиал Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина в городе Ташкенте (далее - Филиал) на 2020/2021 учебный год установлена в количестве 345 человек.
На очную форму обучения квота составляет 225, а на вечернюю - 120 человек.
На очную форму обучения на основе государственного гранта выделено 40% мест, на платно-контрактную основу - 60%. По направлениям вечерней формы обучения - все места на платно-контрактной основе.
Прием в Филиал выпускников территориального подготовительного отделения Университета в Кашкадарьинской области будет осуществляться по итогам отдельного конкурса. А выпускники подготовительного отделения, не прошедшие конкурс, имеют право сдать экзамен в Филиал на общих основаниях.
* * *
Принята Концепция развития Банковско-финансовой академии. Кабинет Министров утвердил ее своим Постановлением от 08.06.2020 г. N 365.
Основными направлениями Концепции развития Банковско-финансовой академии (далее - Академия) в 2020-2025 годы являются:
q организация открытого приема резидентов и нерезидентов республики с обучением на трех языках (узбекском, русском, английском);
q разработка и внедрение учебных программ, направленных на формирование практических навыков управления банковским бизнесом и финансами, с присвоением степеней бакалавра и магистра в сфере бизнес-администрирования (ВВА и МВА);
q разработка Атласа новых профессий в сфере экономики и финансов с учетом изменения на рынке труда, влияния роботизации и развития технологий искусственного интеллекта;
q обеспечение подготовки кадров с выдачей диплома гособразца;
q разработка совместно с международными корпоративными университетами программ обучения (ПАО "Сбербанк", Credit Suiss, Unicredit и др.);
q организация и проведение образовательных программ для филиалов коммерческих банков в регионах республики посредством дистанционного (электронного) обучения.
Академия является базовым высшим образовательным учреждением по:
q подготовке высококвалифицированных специалистов и руководителей по направлениям обучения бакалавриата и специальностям магистратуры;
q подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для банковской и финансовой сфер.
Обучение в бакалавриате и магистратуре Академии осуществляется:
q для работников госорганов и других госорганизаций за счет средств госгранта;
q для резидентов и нерезидентов республики на платно-контрактной основе в пределах квот, устанавливаемых Советом Академии.
Одаренные студенты 3 курса бакалавриата экономических специальностей других вузов смогут перевестись на учебу в Академию на основе конкурсного отбора.
В целях повышения обеспечения международного признания и конкурентоспособности Академии проводятся следующие мероприятия:
В 2020/2021 учебном году
|
В 2021/2022 учебном году
|
В 2022/2023 учебном году
|
В 2024/2025 учебном году
|
q организация обучения в Академии на трех языках (узбекском, русском и английском) с обеспечением слушателей синхронным переводом; q доведение до 100% доли профессоров-преподавателей и студентов Академии, обладающих международными сертификатами о владении иностранными языками не ниже среднего уровня; q перевод учебных планов Академии на кредитно-модульную систему; q запуск Школы специалистов в области финансовых технологий на 500 слушателей в сотрудничестве с иностранными центрами компетенций; q начало строительства кампуса на 1 000 человек с целью создания благоприятных условий для проживания, питания и обучения иногородних и иностранных преподавателей и слушателей к 2022 году |
q доведение удельного веса направлений и специальностей образования, факультетов, где обучение полностью ведется на иностранных языках, до 50%; q создание условий для подготовки к экзаменам международной профессиональной сертификации (CFA, FRM, АССА, CPA, CIA, СМА и других); q внедрение системы организационно-методической (тьюторской) помощи в разработке индивидуальных образовательных траекторий; q разработка и реализация PR-стратегии по формированию имиджа Академии как международного образовательного хаба в сфере банковского дела и финансов к 2025 году; q активное взаимодействие с дипломатическими представительствами МИД по привлечению иностранных граждан к обучению в Академии в 2022-2025 годы; q реализация совместных программ "двойных дипломов" в сотрудничестве с зарубежными вузами к 2023 году |
q разработка и реализация PR-стратегии по формированию имиджа Академии как международного образовательного хаба в сфере банковского дела и финансов к 2025 году; q активное взаимодействие с дипломатическими представительствами МИД по привлечению иностранных граждан к обучению в Академии в 2022-2025 годы; q реализация совместных программ "двойных дипломов" в сотрудничестве с зарубежными вузами к 2023 году |
q доведение общего числа иностранных преподавателей и слушателей до 20% к 2025 году; q создание филиалов Академии в зарубежных странах; q ежегодная реализация комплекса мер по повышению международного признания и конкурентоспособности Академии |
Реализация Концепции предусматривает достижение следующих результатов:
1. Строительство и запуск в эксплуатацию:
q Вычислительного центра, обеспечивающего функционирование системы дистанционного обучения и программного комплекса Академии;
q Школы специалистов по финансовым информационным технологиям, обеспечивающей подготовку не менее 500 специалистов за 2 года, в 2021 году;
q Международной банковской школы, обеспечивающей прием не менее 1 000 бакалавров и магистров на очную, вечернюю и дистанционную формы обучения с 2023 года;
q Кампуса Программы обучения руководителей Executive MBA в партнерстве с ведущими зарубежными бизнес-школами с 2024 года.
2. Обеспечение международного признания, включение Академии в число бизнес-школ, отвечающих требованиям престижных международных организаций (Association of MBAs, European Council for Business Education и др.).
3. Повышение уровня удовлетворенности заказчиков кадров, студентов, слушателей, выпускников и работников (индекс NPS) до 90 единиц к 2024 году.
4. Обеспечение уровня охвата краткосрочными курсами повышения квалификации не менее 80% руководителей банковской и финансовой сферы.
5. Повышение на 50% качественного уровня абитуриентов и лиц, поступающих на обучение в магистратуру, по результатам входного тестирования Академии.
6. Обеспечение публикации не менее 150 научных статей и результатов исследований с индексацией и цитированием в международных базах данных в течение 2020-2025 годов.
7. Обеспечение полного самофинансирования текущей деятельности Академии к 2025 году, при формировании эндаумент-фонда на сумму не менее $50 млн.
* * *
Кабинет Министров принял Постановление от 10.06.2020 г. N 368 "Об утверждении Положения о порядке осуществления уполномоченными органами государственного контроля и проверки в сфере обеспечения безопасности использования атомной энергии".
Документ разработан в рамках реализации Указа Президента от 12.12.2018 г. N УП-5594 "О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственного управления и надзора в сферах промышленной, радиационной и ядерной безопасности".
Положение устанавливает:
q порядок планирования, организации и проведения государственного контроля и проверок в сфере использования атомной энергии;
q права, обязанности и ответственность руководителей уполномоченных органов по обеспечению безопасности на контролируемых объектах.
Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан является уполномоченным органом государственного управления, ответственным за реализацию единой государственной политики и осуществление контроля в сфере обеспечения радиационной и ядерной безопасности на объектах атомной энергетики и ядерных технологий.
Другими органами, осуществляющими контроль за безопасностью использования атомной энергии, являются:
q Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды;
q Министерство по чрезвычайным ситуациям;
q Министерство здравоохранения;
q Министерство строительства;
q Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам;
q Государственный таможенный комитет;
q Министерство внутренних дел;
q Министерство обороны;
q Центр гидрометеорологии при Кабинете Министров.
Ежегодно до 15 декабря уполномоченными органами разрабатывается План проверок (инспекций) на год на основе анализа рисков. План должен быть согласован с Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
Субъекту предпринимательства направляется письменное уведомление о проведении проверки. Срок ее проведения не может превышать 10 календарных дней. По результатам проверки составляется акт, который вводится в единую электронную систему регистрации проверок.
В случае выявления риска нанесения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде деятельность объекта может быть остановлена полностью или частично.
* * *
Постановлением Кабинета Министров РУз от 10.06.2020 г. N 369 утверждены меры по повышению эффективности работы в деле воспитания молодежи в духе патриотизма.
Документом утверждено Положение о порядке оценки воспитательной работы с молодежью в военно-административных секторах. Оно устанавливает задачи, процедуры проведения конкурсов, критерии оценки участников и победителей. Конкурсы планируется проводить ежегодно с 1 января по 20 декабря.
Конкурс объявляется Министерством обороны, затем военно-административные сектора проводят мероприятия по массово-спортивным играм "Темурбеки", "Юные спасатели", творческие конкурсы по определению интеллектуального уровня, уроки по военно-патриотическому воспитанию в колледжах, профессиональных школах и дошкольных образовательных учреждениях.
Министерство обороны получает отчеты о проведенных мероприятиях и оценивает их по балльной системе по накопительному принципу в течение года.
Критерии оценки:
q количество проведенных мероприятий;
q число участников;
q уровень проведения мероприятий в разрезе района, области и республики и их освещенность в средствах массовой информации;
q результативность (учитывается количество человек, снятых с профилактического учета);
q эффективность (снижение числа преступлений, совершенных молодежью);
q разработка материалов по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
До 25 декабря организационной группой подводятся заключительные итоги, а победители объявляются в канун празднования Дня защитников Родины 14 января.
Утвержден состав рабочей группы по мониторингу и оценке работы в деле воспитания молодежи в духе патриотизма.
* * *
Кабинет Министров принял Постановление от 08.06.2020 г. N 366 "О мерах по повышению эффективности системы финансирования научных организаций Академии наук Республики Узбекистан".
После критического анализа деятельности и потенциала научных организаций, для дальнейшего развития академической науки, ее интеграции с отраслями экономики и производством, а также для стимулирования отдельных категорий работников:
q с 1 января 2020 года оплата труда, расходы на содержание зданий и сооружений и текущие расходы покрываются за счет средств Госбюджета;
q зарплата управленческого и отдельных категорий служебного персонала увеличивается в среднем на 130% дифференцированно исходя из занимаемых должностей.
Документом предусмотрена оптимизация численности научных сотрудников, финансируемых из средств Госбюджета. По отдельным академическим научным учреждениям установлены новые организационные структуры, а также поэтапные планы по оптимизации численности персонала до 2025 года.
Документом также утверждены базовые размеры оплаты труда управленческого и отдельных категорий служебного персонала научных организаций Академии наук. Расходы на фундаментальные исследования в рамках госпрограмм будут остановлены и перенаправлены на другие направления, связанные с сохранением данных научных учреждений.
* * *
Постановлением Кабинета Министров РУз от 10.06.2020 г. N 367 организуется Научно-исследовательский институт "Махалла ва оила" при Министерстве по поддержке махалли и семьи.
В соответствии с Указом Президента от 18.02.2020 г. N УП-5938 "О мерах по оздоровлению социально-духовной атмосферы в обществе, дальнейшей поддержке института махалли, а также поднятию на новый уровень системы работы с семьями и женщинами" создается Научно-исследовательский институт "Махалла ва оила" на базе Научно-практического исследовательского центра "Оила" при Кабинете Министров и Учебно-методического центра "Махалла зиёси" с передачей его в структуру Министерства.
Основные задачи института:
q полное и эффективное внедрение в обществе системы, основанной на принципе "благоустроенная и безопасная махалля", участие в формировании приоритетных направлений в сфере укрепления институтов махалли и семьи;
q реализация фундаментальных междисциплинарных, прикладных научных исследований и инновационных проектов и внедрение их результатов в практику;
q формирование научно-методологических основ разработки концепций, комплексных, целевых, отраслевых и территориальных программ, направленных на укрепление махаллей и института семьи, поддержку и повышение социальной активности женщин и пожилых людей;
q обеспечение здоровой и стабильной социально-духовной среды, мира, согласия и спокойствия в махаллях и семьях, разработка научных основ укрепления общечеловеческих и национальных ценностей, в том числе семейных;
q разработка и совершенствование нормативных документов в сфере укрепления махаллей и семейных институтов, поддержки и повышения социальной активности женщин и пожилых людей;
q организация научных, научно-практических конференций, семинаров, совещаний, посвященных актуальным научным проблемам в сфере поддержки семьи и махалли, а также подготовка высококвалифицированных научных кадров в данной сфере, постоянное повышение и совершенствование профессионального уровня научных работников;
q осуществление сотрудничества с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями по направлениям деятельности института, развитие международных связей с ведущими научно-исследовательскими учреждениями зарубежных стран.
Документом утверждена структура института "Махалла ва оила" и его устав.
Источниками финансирования деятельности института определены средства Госбюджета, Министерства инновационного развития, Внебюджетного фонда по поддержке махалли и семьи, международных финансовых институтов и другие.
* * *
Кабинет Министров принял Постановление от 05.06.2020 г. N 358 "О мерах по усовершенствованию порядка приема на обучение в Международную исламскую академию Узбекистана".
С 2020/2021 учебного года для абитуриентов, сдавших документы для поступления в бакалавриат Международной исламской академии Узбекистана, вводится сдача предварительного экзамена.
По его результатам принимается решение о допуске абитуриента к следующим этапам вступительных экзаменов - профессиональному (творческому) экзамену и тестовым испытаниям.
Постановлением утверждено Положение о порядке приема на обучение в Международную исламскую академию Узбекистана.
* * *
Опубликован Закон РУз от 09.06.2020 г. N ЗРУ-622 "Об учреждении ордена "Фахрий мураббий".
Орденом "Фахрий мураббий" будут награждать за достойный вклад в воспитание молодежи в духе любви и преданности Родине, а именно за:
q вклад в работу по воспитанию молодежи в духе патриотизма, их защите от различных угроз и воздействия чуждых идей, возвращению сбившегося с пути молодого поколения на правильный путь под своим попечительством;
q особые заслуги в качестве наставника при формировании здорового мировоззрения, чувства любви и преданности Родине у молодежи, состоящей на профилактическом учете, склонной к совершению правонарушений и негативным поступкам;
q самоотверженность в обучении профессии, обеспечении занятости неорганизованной молодежи и детей из малообеспеченных, нуждающихся и бедных семей;
q самоотверженность, проявленную в оздоровлении социально-духовной среды в регионах, укреплении в семьях атмосферы доброты и взаимопонимания, восстановлении неблагополучных и находящихся на грани развода семей, содействии самостоятельности одиноких женщин в жизни, а также широком внедрении в общественную жизнь благой идеи "Здоровая семья - здоровое общество";
q строительство на безвозмездной основе в своей махалле школ, детских садов, культурных и спортивных сооружений и руководство организацией содержательного проведения свободного времени молодежи;
q высокие результаты, достигнутые в социальной и духовно-просветительской работе, направленной на превращение района (города) в зону, свободную от чуждых идей, а также образцовую деятельность в этой области.
Лица, награжденные орденом, получают единовременное денежное вознаграждение в размере 40 БРВ, а также пользуются льготами, предусматриваемыми законодательством.
* * *
Президент подписал Постановление от 08.06.2020 г. N ПП-4742 "О мерах по упрощению государственного регулирования предпринимательской деятельности и самозанятости".
Самозанятым - больше возможностей с 1 июля
Перечень видов деятельности (работ, услуг), которыми могут заниматься самозанятые, расширяется с 1 июля 2020 года. Им добавили сразу 43 направления, в основном онлайн- и медиа-услуги. Напомним, в настоящее время самозанятые могут выбирать из 24 разрешенных им видов деятельности (Приложение N 3 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 09.07.2019 г. N 566). Необходимость расширить этот список глава государства отметил на совещании 22 апреля.
Кроме того, также с 1 июля:
q временные трудовые удостоверения отменяются (Приложение N 1 к Положению, утв. Постановлением Кабинета Министров РУз от 09.07.2019 г. N 566). Самозанятые смогут регистрироваться в уведомительном порядке через специальное мобильное приложение либо персональный кабинет налогоплательщика. Факт регистрации удостоверяется матричным штрих-кодом (QR-кодом);
q самозанятые уплачивают соцналог за 2020 год - не менее 50% БРВ, независимо от фактически отработанного времени. Эта сумма полностью направляется во внебюджетный Пенсионный фонд, исходя из нее определяется размер заработка для исчисления пенсии в том же порядке, как у ИП. Минимальный соцналог с самозанятых в будущем году определят при подготовке Концепции совершенствования налоговой политики на 2021 год;
q самозанятые по-прежнему не вправе привлекать наемных работников, у них не может быть работодателя.
У мобильного приложения для удаленной регистрации самозанятых, которое разработают до 1 июля, будет расширенный функционал. С его помощью можно будет принимать заказы и оплату, выставлять ЭСФ, вести учет доходов и расходов, рекламировать свои товары (работы, услуги). Потребители смогут оценивать качество товаров и услуг, оставлять отзывы.
А самозанятые - фрилансеры, оказывающие услуги или выполняющие работы через Интернет, теперь имеют право:
q принимать оплату от нерезидентов из-за рубежа в иностранной валюте на счета в узбекских банках, не внося соответствующую информацию в ЕЭИСВО;
q оказывать услуги и выполнять работы иностранным физическим и юрлицам, не заключая контракт. Взамен можно использовать публичное предложение о соглашении (оферту) или обмениваться электронными сообщениями либо выставлять счета-фактуры (инвойсы), включая электронные.
В контактах государства с бизнесом - меньше бюрократии
При изменении местонахождения (почтового адреса) перерегистрация юрлица больше не требуется, если нет налоговой задолженности в значительных размерах. Взамен внедрят уведомительный порядок.
Две новости для индивидуальных предпринимателей:
q ставят на учет в налоговых органах их теперь по месту предпринимательской деятельности при госрегистрации (перерегистрации);
q в свидетельстве о госрегистрации отображается фото владельца.
Семейным предприятиям - льгота
Семейные предприятия получили налоговую льготу. Теперь они вправе платить налог с оборота по сниженной на 50% ставке, при условии, что:
q осуществляют виды деятельности, предусмотренные для самозанятых;
q насчитывают не менее трех участников.
В делах поможет "Бизнес-навигатор"
Это информационная система, которая откроет доступ к онлайн-сервисам, облегчающим ведение бизнеса. Ее планируют запустить в 2021 году за счет Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности. Заказчик - Агентство по развитию малого бизнеса и предпринимательства.
Благодаря системе бизнесмен сможет, например:
q выбрать конкурентоспособный вид предпринимательской деятельности в соответствующем регионе;
q сформировать проект бизнес-плана и пакет документов, необходимых для получения кредита;
q получать информацию о пакете льгот и преференций в разрезе направлений предпринимательской деятельности;
q подобрать объекты недвижимости для ведения дел.
* * *
Кабинет Министров РУз принял Постановление от 05.06.2020 г. N 359 "О дополнительных мерах по широкому внедрению в налоговое администрирование современных информационно-коммуникационных технологий".
Документом утверждена Стратегия развития информационно-коммуникационных технологий Государственного налогового комитета, а также комплекс мер по ее реализации.
В Стратегии определены следующие задачи: модернизация центра обработки данных и телекоммуникационных приложений, приобретение серверов и программного обеспечения, перевод комплекса информационных систем на единую платформу, повышение качества оказания электронных госуслуг, оперативной обработки больших данных.
В результате реализации этих задач ожидаются дополнительные поступления в бюджет в объеме до 20 трлн сумов.
В настоящее время есть ряд системных проблем, связанных с обменом информацией, в частности:
q недостаточный объем имеющейся информационной базы;
q загруженность серверов на 90%;
q рост потребности в увеличении скорости корпоративной сети с увеличением количества электронных услуг в 3,8 раза и электронных систем - в 2,5 раза;
q загрузка в базу больших данных в результате интеграции различных информационных систем;
q отсутствие единой платформы.
В рамках реализации проекта по модернизации центра обработки данных:
q в 10 раз повысится скорость обработки и анализа данных;
q на 100% увеличится уровень обеспечения конфиденциальности информации базы данных, расширится возможность защиты от внешних угроз, а также безопасного и надежного хранения данных;
q объем информационной базы повысится до 1 петабайта.
В качестве одной из основных поставленных задач Стратегии - внедрение технологий Business Intelligence и Big Data. Их внедрение позволит:
q расширить системы обработки больших данных и анализа;
q снизить уровень "теневого оборота" и увеличить налоговую базу;
q создать возможность изучения конъюнктуры рынка в результате обработки данных, сформированных посредством централизованных систем, анализа рыночных цен товаров и услуг;
q сократить трудозатраты - обработкой и анализом данных будут заниматься 50-60% сотрудников.
Перевод информационных систем налоговых органов на полный комплекс единой платформы:
q оптимизирует системы ввода данных, сбора, анализа;
q предотвратит нагрузку на базы данных;
q облегчит процесс сдачи налогоплательщиками отчетности в 5-7 раз;
q создаст совершенно новую систему налогового администрирования и контроля, в частности, применения превентивных мер по предупреждению коррупционных потоков.
Автоматизация бизнес-процессов в налоговом администрировании сократит общее время, затрачиваемое на бизнес-процессы, на 20-30%.
Стратегией также предусмотрено создание систем Case Management и Case Assessment System, которые усовершенствуют систему налогового администрирования: налоговый аудит будет проводиться в автоматической форме, мониторинг, пользование данными и анализ - в режиме реального времени.
Увеличение количества электронных госуслуг, оказываемых налогоплательщикам, и мобильных приложений снизит человеческий фактор в отношениях с сотрудниками налоговой системы на 60%. Это не только предупредит коррупцию, но и резко сократит делопроизводство в бумажной форме.
Постановлением также предусмотрено увеличение количества систем информационного обмена органов налоговой службы с другими министерствами и ведомствами. Эти меры послужат расширению налоговой базы за счет скорости получения, качества анализа большого объема информации, получаемой налоговыми органами от налогоплательщиков в электронном виде.
* * *
Постановлением Президента РУз от 08.06.2020 г. N ПП-4740 создан Университет геологических наук (далее - Университет), специализирующийся на интеграции образования, научных исследований и практики в геологической отрасли.
Университет образован в форме госучреждения, его учредителем является Госкомгеологии.
Установлено, что Университет:
q является специализированным высшим образовательным и научно-исследовательским учреждением республики по подготовке квалифицированных кадров по направлению геологии для Госкомгеологии, предприятий горнорудной промышленности и других отраслей экономики и проведению научно-исследовательских работ;
q Институт геологии и геофизики имени Х.М. Абдуллаева, Институт минеральных ресурсов, Институт гидрогеологии и инженерной геологии, Институт геологии и разведки нефтяных и газовых месторождений, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров геологической отрасли, Государственный геологический музей входят в состав Университета;
q прием студентов в Университет осуществляется по госзаказу и на платно-контрактной основе исходя из ежегодно утверждаемых и формируемых по заявкам Госкомгеологии параметров приема на учебу в вузы республики;
q обучение студентов в Университете ведется на основе государственных образовательных стандартов Узбекистана по совместным образовательным программам с ведущими зарубежными высшими образовательными учреждениями по направлению геологии и горного дела, в частности Санкт-Петербургским горным университетом (РФ), в соответствии с заключенными с ними соглашениями.
Документом определены основные задачи и направления деятельности Университета, а также источники его финансирования.
Постановлением также образован Центр геоинновационных технологий Университета и утверждены:
q "Дорожная карта" по образованию Университета геологических наук и налаживанию в нем интеграции науки, образования и производства;
q Целевая программа по реализации в Университете геологических наук научно-исследовательских проектов, направленных на решение проблемных вопросов промышленных предприятий геологической отрасли;
q Перечень современного лабораторно-технологического оборудования и инвентаря для оснащения Центра;
q Состав Попечительского совета Университета.
На срок до 1 января 2022 года от таможенной пошлины освобождены:
q импортируемые для обеспечения деятельности Университета книги, журналы, учебная литература, программное обеспечение, современные информационно-коммуникационные средства, учебные и научные лаборатории, расходные лабораторные материалы (реактивы, химическая посуда, комплектующие, биологические материалы и другие объекты);
q оборудование и инвентарь, не производимые на территории Узбекистана и импортируемые Госпредприятием "Геолтехтаъминот" для нужд Центра согласно утвержденному Перечню.
В порядке исключения, для своевременной организации деятельности Университета разрешено:
q Госпредприятию "Геолтехтаъминот" - не проводить обязательную экспертизу техзаданий в ГУП "Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при Министерстве экономического развития и сокращения бедности" при приобретении современного лабораторно-технологического оборудования и инвентаря;
q организациям, функционирующим в системе Госкомгеологии, - заключать прямые договоры на геологоразведочные работы между собой, а также научно-исследовательские и лабораторно-аналитические работы с Университетом для выполнения ежегодных госпрограмм развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Учитывая, что в рамках государственных научно-технических программ реализуются проекты "Цифровая геология" и "Национальная электронная база горных пород и минералов", Госкомгеологии поручено до 1 марта 2021 года:
q разработать единую электронную платформу полезных ископаемых;
q организовать в Университете курсы повышения квалификации кадров по дистанционному зондированию месторождений полезных ископаемых с использованием цифровых аэрокосмических снимков.
* * *
Агентством по управлению госактивами при участии Ассоциации оценочных организаций, Общества оценщиков Узбекистана, ведущих специалистов в области оценочной деятельности разработан и утвержден Единый национальный стандарт оценки Республики Узбекистан (ЕНСО) (рег. МЮ N 3239 от 04.06.2020 г.).
Стандарт оценки представляет собой комплекс норм, правил, методик стоимостной оценки активов, отражающий особенности экономического развития страны. Документ разработан на основе принципов Международных стандартов оценки с учетом лучших зарубежных практик.
ЕНСО - это стандарт для выполнения заданий по оценке, которые обеспечивают достоверность, прозрачность и согласованность в оценочной практике в рамках законодательства республики.
Каждый национальный стандарт оценки решает одну или несколько задач и определяет:
q принципы и определения, используемые в оценочной деятельности;
q общие требования выполнения заданий по оценке и составления отчетов по оценке;
q конкретные суждения, которые необходимо учесть, и методы, которые широко используются для оценки различных видов активов или обязательств.
Документ включает в себя обязательные требования, которые необходимо соблюсти для того, чтобы оценка была проведена в соответствии с ЕНСО. В разделах Стандарта отражаются основополагающие принципы и концепции, которые необходимо учитывать при проведении оценки.
Структура ЕНСО делится на две основные части - общие стандарты оценки и стандарты оценки активов.
Общие стандарты оценки включают в себя шесть документов:
q НСО N 1 "Принципы и определения, используемые в оценочной деятельности";
q НСО N 2 "Задание на оценку";
q НСО N 3 "Проводимые исследования и соответствие стандартам";
q НСО N 4 "Составление отчета об оценке";
q НСО N 5 "Базы оценки";
q НСО N 6 "Подходы и методы оценки".
Стандарты по оценке стоимости активов включают в себя пять документов:
q НСО N 7 "Оценка бизнеса и права участия в бизнесе";
q НСО N 8 "Оценка недвижимости";
q НСО N 9 "Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности";
q НСО N 10 "Оценка машин и оборудования";
q НСО N 11 "Оценка товарно-материальных запасов";
q НСО N 12 "Оценка государственного жилищного фонда в целях приватизации";
q НСО N 13 "Общие требования, предъявляемые к внутренним правилам контроля качества работы оценщиков".
Аркадий Матяшин, заместитель начальника управления Агентства по управлению государственными активами, комментируя документ, отмечает, что любой стандарт оценки - это не универсальный рецепт на все случаи жизни, вроде таблицы умножения. Да, он может помочь оценщику, но при этом, потребует от оценщика не только определенных знаний и опыта, но также и умения мыслить нестандартно и находить нетривиальные подходы к оценке.
Новый этап экономических реформ поставил перед оценочной деятельностью задачу устранить имеющиеся недостатки в оценке, максимально приблизить национальные стандарты к международным, сделать результаты оценки более понятными для иностранных инвесторов, существенно повысить качество оценочных услуг и способствовать выходу отечественной оценки на зарубежные рынки.
Международные стандарты оценки базируются на следующих принципах: независимость, объективность, честность, профессиональная компетентность и конфиденциальность. Все указанные принципы были соблюдены при разработке национальных стандартов. При этом были использованы Международные стандарты оценки в редакции 2017 года с учетом последних изменений и дополнений 2020 года.
Существенным моментом ЕНСО является то, что он содержит Методику применения Национальных стандартов оценки Республики Узбекистан по оценке различных видов активов (бизнеса, недвижимости, нематериальных активов и интеллектуальной собственности, машин и оборудования, товарно-материальных запасов, государственного жилищного фонда в целях приватизации).
Данная Методика не является исчерпывающей. Она содержит минимально необходимые подходы и методы при оценке имущества Республики Узбекистан. Оценщики вправе применить другие подходы и методы, используемые в мировой практике, не противоречащие законодательству об оценочной деятельности и национальным стандартам оценки.
* * *
Постановлением Кабинета Министров РУз от 04.06.2020 г. N 355 утверждены меры по широкому привлечению субъектов предпринимательства к строительству многоквартирных домов в сельской местности.
В соответствии с Указом Президента от 28.11.2019 г. N УП-5886 "О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов ипотечного кредитования" утверждено Положение о порядке определения субъектов предпринимательства, осуществляющих строительство многоквартирных домов в сельской местности по итогам конкурсных торгов.
Начиная с 1 июля 2020 года:
q Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимами областей выделяются земельные участки, не предназначенные для орошаемого земледелия и лесного фонда, а также при условии отсутствия риска принудительного переселения населения;
q в состав районных (областных) комиссий при хокимиятах по рассмотрению вопросов реализации земельных участков включаются представители региональных отделений центра "Узгидромет";
q с подрядными организациями, выигравшими конкурсные торги по определению компании для строительства многоквартирных жилых домов в сельской местности, заключаются договоры с принятием субъектами предпринимательства инвестиционных обязательств;
q строительство подводящих и внутренних сетей водоснабжения, канализации и автомобильных дорог осуществляется по результатам экспертизы территориальных подразделений Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды.
Организация и проведение конкурсных торгов по определению компании для строительства многоквартирных жилых домов в сельской местности возлагается на консалтинговые центры при территориальных подразделениях Минстроя.
* * *
В Положение о порядке проведения аукциона в информационной системе АО "Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа" (Приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 31.08.2017 г. N 683) при выдаче физическим и юридическим лицам государственных регистрационных номерных знаков для автомототранспортных средств с повышенной ставкой платежа внесли изменения (Постановление Кабинета Министров РУз от 04.06.2020 г. N 350).
Напомним, с 1 сентября 2017 года госрегистрационный номерной знак (ГРНЗ) для авто можно получить через онлайн-аукцион, заплатив повышенную ставку (Постановление Кабинета Министров РУз от 31.08.2017 г. N 683). Это так называемые "красивые" комбинации цифр, которые изначально разделили на три ценовые категории (Приложение N 2 к Положению Кабинета Министров РУз от 31.08.2017 г. N 683). На стартовую стоимость ГРНЗ также влияет регион и последовательность букв.
Суть изменений заключается в следующем.
Во-первых, появились три дополнительные категории ГРНЗ с относительно низкой стартовой стоимостью:
Наименование категории
|
Количество ГРНЗ в серии
|
Комбинация цифр ГРНЗ
|
Стартовая цена ГРНЗ (в БРВ)
|
|||
город Ташкент
|
Республика Каракалпакстан, области
|
|||||
с разными комбинациями букв
|
с одинаковыми комбинациями букв
|
с разными комбинациями букв
|
с одинаковыми комбинациями букв
|
|||
4-я категория |
36 пар |
033, 044, 060, 066, 099. 220, 330, 440, 606, 660, 702, 703, 704, 705, 706, 708, 709, 710, 711, 712, 721, 722, 727, 737, 747, 767, 771, 772, 773, 774, 775, 776, 778, 779, 787, 797, 880, 990
|
8 |
10 |
4 |
5 |
5-я категория |
75 пар |
121, 131, 141, 151, 161, 171,177, 181, 191. 212, 232, 242, 252, 262, 272, 277, 282, 292. 313, 323, 343, 353, 363, 373, 383, 393. 414, 424, 434, 454, 464, 474,484, 494. 515, 525, 535, 545, 565, 570, 571, 575, 577, 585, 595. 616, 626, 636, 646, 656, 676, 686, 696. 733, 744, 755, 766, 788, 799. 818, 828, 838, 848, 858, 868, 878, 898. 919, 929, 939, 949, 959, 969, 979, 989
|
5 |
7 |
3 |
4 |
6-я категория |
160 пар |
012, 017, 071, 107, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 122, 123, 133, 144, 155, 166, 170, 188, 199. 201, 207, 210, 211, 221, 223, 224, 225, 226, 227, 228, 229, 233, 234, 244, 255, 266, 288, 299. 301, 307, 311, 322, 331, 332, 334, 335, 336, 337, 338, 339, 344, 345, 355, 366, 377, 388, 399. 401, 407, 411, 422, 433, 441, 442, 443, 445, 446. 447, 448, 449, 455, 456, 466, 477, 488, 499. 501, 507, 510, 511, 522, 533, 544, 551, 552, 553, 554, 556, 557, 558, 559, 566, 567, 588, 599. 601, 607, 611, 622, 633, 644, 655, 661, 662, 663, 664, 665, 667, 668, 669, 677, 678, 688, 699. 720, 730, 740, 750, 760, 780, 789, 790. 801, 807, 811, 822, 833, 844, 855, 866. 877, 881, 882, 883, 884, 885, 886, 887, 889, 899. 901, 907, 911, 922, 933, 944, 955, 966, 977, 988, 991, 992, 993, 994, 995, 996,9 97, 998
|
3 |
5 |
2 |
3 |
Во-вторых, сразу 29 цифровых комбинаций ГРНЗ стали дешевле по номиналу, поскольку переведены в нижестоящую категорию:
q 4 комбинации перешли из 1-й во 2-ю (333, 444, 666 и 999);
q 13 комбинаций - из 2-й в 3-ю (003, 004, 006, 008, 009, 030, 040, 303, 400, 404, 600, 900 и 909);
q 12 комбинаций - из 3-й в новую 4-ю (033, 044, 060, 066, 099, 330, 440, 606, 660, 702, 880 и 990).
В-третьих, стартовая цена ГРНЗ 2-й категории в Ташкенте снизилась на 10 БРВ и теперь составляет 30 БРВ с разной комбинацией букв (например, "01 А 002 ВС"), 40 БРВ - с одинаковой (например, "01 А 002 АА").
* * *
Президент утвердил Концепцию по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020-2023 годах и "Дорожную карту" по ее реализации (Указ Президента Республики Узбекистан от 05.06.2020 г. N УП-6005).
Главные приоритеты Концепции:
q дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в таможенной сфере;
q развитие институциональных основ деятельности и объектов инфраструктуры таможенных органов с оптимальным использованием имеющихся сил и средств;
q обеспечение прозрачности и эффективности деятельности таможенных органов посредством внедрения современных и передовых информационно-коммуникационных технологий в таможенную сферу в рамках цифровой экономики;
q совершенствование реализации фискальной функции таможенных органов, упрощение тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
q борьба с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства;
q подготовка, переподготовка и дальнейшее повышение квалификации и навыков сотрудников таможенных органов, усиление их социальной защиты;
q дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества с международными организациями и таможенными службами зарубежных стран.
Документом предусмотрены нововведения, внедряемые в три этапа:
а) с 1 августа 2020 года организации ж/д транспорта в режиме реального времени на безвозмездной основе предоставляют в таможенные органы информацию о перемещении внутри страны вагонов и контейнеров, находящихся под таможенным контролем, путем интеграции своих информационных систем с информационными системами таможенных органов;
б) с 1 сентября 2020 года таможенная информационная система "Единое окно" внедряется на приграничных таможенных постах;
в) с 1 ноября 2020 года:
q время оформления ГТД сокращается с 3 суток до 1 дня в зависимости от уровня риска;
q сокращаются случаи таможенного сопровождения товаров, кроме случаев, установленных законодательством, с расширением использования альтернативных видов таможенного контроля;
q система управления рисками ГТК внедряется на автодорожных приграничных таможенных постах;
q при временном ввозе транспортных средств перевозчик может в режиме реального времени в электронной форме заблаговременно до истечения срока обратного вывоза продлить его и оплату причитающегося сбора;
q в таможенном режиме "Переработка на таможенной территории" методика идентификации и оценки нормы выхода продуктов переработки разрабатывается самим субъектом предпринимательства.
На ГТК возложены дополнительные задачи и предоставлены новые полномочия:
q осуществлять таможенный аудит товаров и транспортных средств с выездом на места их хранения и реализации;
q проводить проверки ведения учета ввозимых и (или) вывозимых товаров и транспортных средств, в том числе документов бухгалтерского учета и отчетности, а также первичных документов.
В структуре Комитета произошли преобразования. Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенного законодательства преобразовано в Главное управление по борьбе с контрабандой и таможенного аудита, а Управление таможенной экспертизы и ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности - в Управление по контролю нетарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности и таможенной экспертизы. Перед этими подразделениями поставлены дополнительные задачи.
* * *
Утверждены ставки утилизационного сбора и Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор (Постановление Кабинета Министров РУз от 02.06.2020 г. N 347). Об этом сообщает Телеграм-канал "Правовая информация".
Напомним, в феврале 2020 года вступили в силу поправки к Законам "Об охране природы" и "Об отходах", которые регламентируют общие вопросы, касающиеся утилизационного сбора (Закон Республики Узбекистан от 14.11.2019 г. N ЗРУ-584).
Утилизационный сбор взимается с:
q физических и юридических лиц при импорте (выпуске для свободного обращения) транспортных средств на территорию Узбекистана;
q юрлиц при производстве (сборке, изготовлении) колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним (далее - транспортные средства), реализуемых на территории Узбекистана.
Утвержденные ставки вводятся с 1 августа 2020 года. Они варьируются в зависимости от вида, категории и технических характеристик транспортного средства в диапазоне от 30 до 1 500 БРВ.
Сбором не будут облагаться транспортные средства:
q дипломатических представительств или консульских учреждений, международных организаций, пользующихся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также их сотрудников, имеющих дипломатический статус, членов их семей, если они не имеют узбекского гражданства;
q категории L и М1, с даты выпуска которых прошло 30 и более лет, категорий М2, М3 и N, не предназначенных для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет при сохранности оригиналов двигателя, кузова и рамы (при наличии) или их реставрации до оригинального состояния;
q ввезенные на территорию Узбекистана и оформленные в таможенный режим "Временный ввоз".
Минэкономразвития совместно с Минфином и Госкомэкологии должны, изучив передовой зарубежный опыт, регламентировать процесс утилизации транспортных средств и их компонентов. В частности, с 2021 года необходимо внедрить механизм стимулирования физических и юрлиц к добровольной утилизации изношенного транспорта.
С 1 августа отменяются ставки акцизного налога с ввозимых в страну транспортных средств (Постановление Президента РУз от 03.06.2020 г. N ПП-4739).