ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
2020 год /Обзор нового в законодательстве (за период с 4 по 10 июля 2020 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ОБЗОР
НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(за период с 4 по 10 июля 2020 г.)
Предприятия сельхозмашиностроения передадут
Еще ряд налоговых льгот отменяется с 1 августа
Участие государства в экономике ограничат
Какие налоговые задолженности будут признаны безнадежными
Собственник против приватизации - что будет дальше
Утверждены параметры проектов с участием АБР
На развитие инфраструктуры в сельской местности
Приватизация: арендатор платит меньше
Водителям водных судов определили порядок их подготовки
Какие документы нужны для охоты
В средних общеобразовательных учебных заведениях
Для бюджетных организаций - новые формы отчетности
Господдержка животноводства - по всему Каракалпакстану
Создано Агентство по делам молодежи
Кабинет Министров принял постановление от 08.07.2020 г. N 430 "О мерах по повышению эффективности деятельности организаций сельскохозяйственного машиностроения".
Документом определены следующие основные направления дальнейшего развития сельскохозяйственного машиностроения:
q пересмотр видов производимой продукции и их унификация, повышение качества, снижение себестоимости и увеличение рентабельности организаций сельхозмашиностроения;
q в соответствии со Стратегией развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы, разработка и реализация новой стратегии развития сельхозмашиностроения, предусматривающей современную систему финансирования, маркетинговую политику, оказание послепродажных и сервисных услуг, с привлечением при необходимости зарубежной консалтинговой компании;
q критический пересмотр инвестиционных программ, программ локализации и импортозамещения, и внесение предложений в Кабинет Министров;
q реализация мер по удовлетворению внутреннего спроса на производимую продукцию и развитию межотраслевой кооперации с предприятиями электротехнической, автомобильной и других отраслей промышленности, а также с субъектами предпринимательства;
q внедрение системы "комплаенс-контроля" для борьбы с коррупцией, принятие мер по привлечению в отрасль инвесторов;
q организация в регионах системы дилерского сервисного обслуживания по оказанию комплексных сервисных услуг, формирование заказов на сельскохозяйственную технику с широким привлечением, на основе государственно-частного партнерства, субъектов предпринимательства;
q проведение инвентаризации непрофильных и нерентабельных активов с последующей их передачей Агентству по управлению госактивами, для приватизации в установленном порядке.
Агентству по управлению госактивами поручено передать в доверительное управление АО "Узавтосаноат" акции (доли) хозяйствующих субъектов "Узагротехсаноатхолдинг" согласно утвержденному списку, в частности:
100% акций (долей) Ташкентского завода сельхозтехники (АО "Тошкент кишлок хужалиги техникаси заводи");
99,3% Агрегатного завода (АО "Агрегат заводи");
98,8% АО "Технолог";
89,6 % Чирчикского завода сельхозтехники (АО "Чирчик кишлок хужалиги техникаси заводи";
99,6% Конструкторско-технологического центра (ООО "Кишлок хужалиги машинасозлиги конструкторлик-технологик маркази");
100% акций ООО "Узагросаноатмашинвест".
Документом предусмотрено, что государственные доли в уставных капиталах в размере 26% АО "Ургенчкорммаш" и 2,7% ООО "Агротех-лит" будут выставлены на торги, а предприятия ООО "Агротехмаш-ДД" и ООО "Агромаш саноат инвест" ликвидируют.
В постановлении прописаны утверждение в месячный срок новой организационной структуры АО "Узавтосаноат", создание в структуре АО "Узавтосаноат", специализированных для отрасли, управляющих компаний в форме обществ с ограниченной ответственностью, со 100% участием, с правом использования бренда "UzAuto".
Определены полномочия, задачи доверительных управляющих, условия и порядок вознаграждения их деятельности.
Доверительному управляющему совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами и ранее привлеченными консалтинговыми компаниями поручено в месячный срок разработать программу развития отрасли сельхозмашиностроения, предусматривающую:
q оптимизацию выпускаемых видов техники, создание национального бренда производимых на основе единой платформы бюджетных моделей сельхозтехники;
q расширение видов техники для садоводства, овощеводства и животноводства, производства средств малой механизации для сельского хозяйства и увеличение общего объема производства;
q внедрение современных методов корпоративного управления, автоматизированной системы учета "ERP", современных систем управления производством и качеством на основе маркетинговых исследований и другие.
Подтверждены предложения Министерства экономического развития и сокращения бедности и Агентства по управлению госактивами об определении дивидендов по акциям АО "Узавтосаноат" по итогам 2019 года в размере 30% от чистой прибыли, и их выплаты без пеней и процентов - в срок до 31 декабря 2020 года.
* * *
Ряд налоговых льгот отменяется с 1 августа. Соответствующие изменения предусмотрены Указом Президента от 8 июля 2020 года N УП-6021.
В частности, с 1 августа 2020 года:
во-первых, резиденты Технологического парка программных продуктов и информационных технологий (Технопарк) лишаются права выплачивать дивиденды в иностранной валюте. Напомним, эта преференция была предоставлена резидентам Mirzo Ulugbek Innovation Center, упраздненного в декабре 2019 года, и позже распространена на резидентов Технопарка (см. п. 5 ПКМ от 10.01.2019 г. N 17);
во-вторых, организации, которые производят выплаты нанятым иностранным специалистам в инвалюте, должны переводить средства им на зарубежные счета. Напомним, различными решениями Президента такое право предоставлено:
компаниям - СП "LG CNS Uzbekistan", АО "Узбекгидроэнерго", ООО "Футбольный клуб "PAXTAKOR" и телеканалу "O`zbekiston tariхi";
научно-образовательным организациям - вузам страны, отраслевым центрам переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, Узбекско-Японскому молодежному центру инноваций и Учебно-практическому текстильному технопарку;
госучреждениям - Мининфокому, Минюсту, Минэкономразвития и сокращения бедности, Минэнерго, Минтрансу, Мининвествнешторгу, Минсельхозу, Госкомветеринарии, Агентству по интеллектуальной собственности, Узстандарту и Фонду "Цифровое доверие".
При этом нанимаемые ими иностранцы могут по своему желанию согласиться на оплату в сумах;
в-третьих, отменяется требование о безусловной обратной продаже иностранной валюты, купленной банками по заявкам клиентов, не использованной в течение 15 рабочих дней (см. п.8 УП-1193 от 27.06.1995 г.);
в-четвертых, отменяются налоговые льготы:
а) предусмотренные ПП-1166 от 28.07.2009 г. в виде освобождения:
сроком на 5 лет - юрлиц от налогообложения по процентным доходам, полученным от размещения на депозиты и в долговые ценные бумаги коммерческих банков на срок свыше 1 года;
сроком на 3 года - юрлиц, оказывающих услуги по лизингу, от уплаты налога на прибыль и налога с оборота по полученным доходам от лизинговых операций;
б) предусмотренные пунктом 2 распоряжения Президента от 19.11.2008 г. N Р-4010, применяемые предприятиями, вновь созданными коммерческими банками, в том числе с участием других инвесторов, имеющих успешный опыт работы в организации и налаживании производства и реализации выпускаемой продукции;
в) предусмотренное ПП-1317 от 06.04.2010 г. право предприятий, образованных коммерческими банками, в том числе с участием других инвесторов, на базе предприятий-банкротов до их реализации новым инвесторам, но не более 3 лет с момента их госрегистрации - начислять амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам ниже установленных норм;
в-пятых, из ПП-3351 от 03.11.2017 г. и ПП-4348 от 30.05.2019 г. исключаются специальные сроки в рамках экспортных и импортных операций. Благодаря чему устраняются потенциальные коллизии с новым Положением о порядке ведения мониторинга и контроля за осуществлением внешнеторговых операций.
* * *
Принят Указ Президента от 06.07.2020 г. N УП-6019 "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию конкурентной среды и снижению участия государства в экономике".
Указом определено, что Антимонопольный комитет (далее - Комитет) в своей деятельности подотчетен Сенату Олий Мажлиса и Президенту.
Установлен перечень задач, по реализации которых Комитет регулярно вносит информацию непосредственно Президенту.
Определены подразделения Кабинета Министров и другие госструктуры, с которыми Комитет сотрудничает при решении поставленных перед ним задач по формированию в республике свободного и конкурентного рынка.
Устанавливается порядок, в соответствии с которым с 1 октября 2020 года:
основная задача уполномоченных органов госуправления в отраслях и сферах - улучшение конкурентной среды и ее развитие;
не допускается создание хозяйствующих субъектов с участием государства, а также их аффилированных лиц и госучреждений, имеющих полномочия на ведение хозяйственной деятельности (за исключением, создаваемых для целей обороноспособности и национальной безопасности), в следующих случаях:
а) в сферах, где на одном товарном рынке осуществляют деятельность пять и более субъектов частного предпринимательства;
б) в сферах, где госорганам им самим даны полномочия по лицензированию, регистрации и аккредитации;
прописаны также другие условия, направленные на развитие конкурентной среды.
Установлен порядок принятия проектов нормативно-правовых актов, содержащих пункты, устанавливающие дополнительные барьеры для бизнеса или сдерживающие развитие конкурентной среды. Они принимаются только при наличии заключений Министерства экономического развития и сокращения бедности и Министерства юстиции об оценке влияния на регулирование и заключения самого Комитета об оценке влияния на конкурентную среду.
Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Комитетом поручено в месячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Положение об оценке влияния на регулирование проектов нормативно-правовых актов.
Указом утверждены:
Стратегия развития конкурентной среды на товарных и финансовых рынках в 2020-2024 годах и "Дорожная карта" по ее реализации;
План мероприятий по сплошной инвентаризации нормативно-правовых актов, оказывающих непосредственное воздействие на предпринимательскую деятельность и нормативных документов в сфере технического регулирования;
Перечень министерств и ведомств, ответственных за разработку Программ развития конкуренции до 2024 года, в закрепленных за ними сферах регулирования;
Перечень предприятий с участием государства, в которых, начиная с 1 января 2021 года, в порядке эксперимента, внедряется антимонопольная система комплаенс.
Указом поручено Комитету совместно заинтересованными министерствами и ведомствами подготовить и внести проекты Закона "О конкуренции" в новой редакции, а также изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, регулирующие развитие конкурентной среды.
* * *
Государственным налоговым комитетом принято Положение о списании налоговой задолженности, признанной безнадежной к взысканию (рег. N 3256 от 30.06.2020 г.).
Положение определяет порядок списания налоговых задолженностей, признанных в соответствии с Налоговым кодексом, Гражданским кодексом и Законом "О банкротстве", безнадежными к взысканию.
Требования данного Положения не применяются к бюджетным организациям, госпредприятиям и некоммерческим организациям.
Признание налоговой задолженности безнадежной к взысканию и ее списание осуществляется решением соответствующего налогового органа.
В соответствии с Положением следующие налоговые задолженности признаются безнадежными к взысканию:
q при ликвидации юрлица - когда из-за недостаточности его имущества и (или) отсутствия возможности со стороны учредителей (участников) данного юридического лица погасить его налоговую задолженность, в количестве и порядке, установленном законодательством;
q при объявлении индивидуального предпринимателя банкротом - когда из-за нехватки имущества должника, налоговая задолженность (или ее часть) остается невзысканной;
q при смерти физлица или при признании его умершим - когда из-за нехватки его имущества, в том числе, при переходе наследства в госсобственность, его налоговая задолженность остается невзысканной в установленном порядке;
q при отсутствии наследников у умершего физлица или когда его наследник (наследники) отказываются от права наследования;
q при принятии судом решения об утере налоговым органом возможности взыскания налоговой задолженности, в связи с истечением установленного срока взыскания этой задолженности, в том числе, при вынесении судом определения об отказе в восстановлении просроченного срока подачи заявления о взыскании налоговой задолженности;
q когда иностранное юрлицо снято с учета в налоговых органах, из-за недостаточности имущества постоянного представительства и отсутствия возможности его погашения нерезидентом Узбекистана, налоговая задолженность осталась невзысканной.
Положением определены:
q соответствующие налоговые органы, имеющие право принимать решения о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию и ее списании;
q порядок принятия решения о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию и ее списании;
q порядок списания налоговых задолженностей и ведения их учета.
* * *
В действующий порядок приватизации объектов государственной собственности внесли некоторые коррективы (см. ПКМ от 06.07.2020 г. N 425).
Заявку на преобразование госпредприятия и госучреждения в АО или ООО теперь можно подать в электронном виде на сайте Агентства по управлению госактивами (Агентство). Она подтверждается ЭЦП и должна содержать:
фамилию, инициалы, ИНН, номер мобильного телефона и адрес электронной почты инициатора-физлица;
наименование, ИНН, номер мобильного телефона руководителя и адрес электронной почты, если инициатор-юрлицо.
Правила таковы, что учредитель госорганизации, по которой поступила заявка, и местные власти должны дать заключение о целесообразности ее преобразования. Однако до настоящего времени в законодательстве не был прописан алгоритм действий на случай, если они против приватизации.
Поправками предусмотрен следующий сценарий. Руководитель госорганизации письменно информирует Агентство (его территориальное управление) о необходимости сохранения текущей организационно-правовой формы. Затем он должен представить соответствующее заключение, подписанное им самим и, соответственно, председателем Совмина Каракалпакстана, хокимом области или Ташкента и заверенное их печатями. К нему прилагается документ, предусматривающий развитие госорганизации:
программа, утвержденная решением Президента, Кабинета Министров;
сетевой график, утвержденный руководителем соответствующего секретариата Кабинета Министров или вышестоящей организации (если ее нет - главой региональной исполнительной власти).
После чего Агентство отказывает заявителю - инициатору преобразования. Но если программа или сетевой график не выполняются в установленные ими сроки, Агентство или его территориальное управление по заключению региональных властей вправе включить госорганизацию в программу приватизации без согласия ее учредителя (вышестоящей организации), уведомив балансодержателя об этом в 5-дневный срок. Это не распространяется на образовательные учреждения (включая дошкольные), учреждения здравоохранения, физкультуры и спорта.
Аналогичный механизм действует и в рамках приватизации в форме реализации государственных объектов недвижимости "частникам". Но с особенностями. Здесь без согласия балансодержателя объект приватизируется, если:
а) заключение о необходимости сохранения объекта в госсобственности не представлено им в течение 10 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса. В программу приватизации объект включается в зависимости от совокупной площади зданий (сооружений):
до 2 тыс. кв. м. - через 3 месяца;
свыше 2 тыс. кв. м. - через 6 месяцев;
б) мероприятия программы либо сетевого графика не выполняются в течение 12 месяцев. Решение о включении объекта в программу приватизации принимается в те же сроки. В этом случае они исчисляются с даты получения заключения Совета Министров Каракалпакстана, хокимията области или Ташкента.
* * *
Кабинет Министров принял постановление от 07.07.2020 г. N 426 "О мерах по реализации проекта "Финансирование подготовки проектов развития городов в Республике Узбекистан" при участии Азиатского банка развития".
Заемное соглашение по проекту стоимостью $15 млн сроком на 25 лет с пятилетним льготным периодом было подписано 13.11.2019 г. Общая стоимость проекта составляет $16,76 млн. Из них: заем АБР - $15 млн, вклад Республики Узбекистан (за счет налоговых льгот) - $1,76 млн. Срок реализации проекта 4 года - 2020-2023 гг.
В рамках проекта предусмотрена подготовка следующих инвестиционных проектов:
q Реконструкция и строительство систем питьевого водоснабжения и канализации городов и районов Ташкентской области (фаза 3) - инициатор проекта Министерство жилищно-коммунальных услуг;
q Программа развития обеспечения питьевого водоснабжения и канализации - инициатор проекта Министерство жилищно-коммунальных услуг;
q Программа комплексного развития городов - инициатор проекта Министерство инвестиций и внешней торговли.
Утверждены:
q основные показатели проекта "Финансирование подготовки проектов развития городов в Республике Узбекистан";
q прогнозная таблица погашения займа Азиатского банка развития по проекту "Финансирование подготовки проектов развития городов в Республике Узбекистан" и процентов по нему.
Установлено, что Агентство "Коммунхизмат" при Министерстве жилищно-коммунальных услуг и АО "Узсувтаъминот" - по проектам в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, а Центр разработки инвестиционных проектов при Министерстве инвестиций и внешней торговли - по проекту "Программа комплексного развития городов" являются ответственным исполнительным органом за своевременную реализацию проектов, а также за целевое и эффективное использование заемных средств АБР.
Определены сроки и источники погашения основного долга и процентных платежей по займу АБР.
* * *
Кабинет Министров принял постановление от 07.07.2020 г. N 427 "О мерах по реализации проекта "Развитие инженерной инфраструктуры при индивидуальном жилищном строительстве по типовым проектам в сельской местности (фаза 2)" при участии Кувейтского фонда арабского экономического развития".
Заемное соглашение по проекту стоимостью $30 млн сроком на 24 года с четырехлетним льготным периодом было подписано 27.11.2019 г.
Постановлением утверждены сводные показатели по реализации второй фазы проекта, которым предусмотрено строительство инженерной инфраструктуры и транспортных коммуникаций при индивидуальном жилищном строительстве по типовым проектам в сельской местности в Республике Каракалпакстан, Кашкадарьинской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Ташкентской и Ферганской областях.
ООО "ИП Кишлок курилиш инвест" определен исполнительным органом проекта и несет ответственность за общую реализацию проекта, а также за целевое использование заемных средств Кувейтского фонда арабского экономического развития. В рамках реализации проекта финансирование проектно-изыскательских работ и другие затраты ООО "ИП Кишлок курилиш инвест" покрывает за счет лимитов централизованных капитальных вложений, предусмотренных для ООО "ИП Кишлок курилиш инвест", в соответствии с постановлением Президента от 10.01.2020 г. N ПП-4565.
Документом утвержден график погашения основной суммы, процентов и других платежей по заемному соглашению согласно приложению. Данные расходы по проекту осуществляются за счет средств Госбюджета Республики Узбекистан.
* * *
Арендатору, приобретающему арендованный объект госсобственности в результате приватизации, зачтут отдельные затраты за последние полтора года аренды (см. ПКМ от 06.07.2020 г. N 425).
Размер зачета зависит от способа приватизации:
q с уплатой выкупной стоимости приобретаемого имущества - не более 25% от суммы выкупного платежа;
q по "нулевой" выкупной стоимости - затраты засчитываются в полном объеме в счет суммы инвестиционных обязательств.
Речь идет о затратах, произведенных арендатором за последние 18 месяцев аренды на модернизацию и капремонт зданий и сооружений, иных основных фондов, расположенных на объекте аренды, которые способствовали созданию на этом объекте новых рабочих мест. При этом затраты, покрытые за счет снижения суммы арендной платы, отчисляемой балансодержателю, - вычитаются.
Чтобы воспользоваться зачетом, в территориальное управление Агентства по управлению госактивами нужно представить:
q заключения аудиторской и оценочной организаций, соответствующих служб Министерства строительства;
q справку соответствующего районного подразделения Министерства занятости и трудовых отношений.
Соответствующие дополнения внесли в Положение о порядке определения минимального размера и видов инвестиционных и социальных обязательств при реализации объектов государственной собственности на конкурсных торгах и путем проведения прямых переговоров, а также осуществления контроля за выполнением покупателями условий договоров купли-продажи объектов государственной собственности.
* * *
Кабинет Министров принял постановление от 04.07.2020 г. N 421 "О мерах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей водных судов".
Документ разработан в соответствии с Указом Президента от 01.02.2019 г. N УП-5647 "О мерах по коренному совершенствованию государственного управления в сфере транспорта".
Установлено, что:
а) подготовка, переподготовка и повышение квалификации водителей водных судов, а также выдача удостоверений водителей водных судов осуществляется следующими органами:
Министерством транспорта - по судам, входящим в I, II и III группы;
Министерством по чрезвычайным ситуациям - по маломерным судам;
Пограничными войсками Службы государственной безопасности - по приписанным им судам, входящим в I, II и III группы, а также маломерным судам;
б) подготовка, переподготовка и повышение квалификации водителей водных судов, входящих в I, II и III группы и (или) маломерных судов может также осуществляться юридическими лицами, имеющими лицензию на деятельность в сфере оказания негосударственных образовательных услуг, выданную Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров;
в) ранее выданные свидетельства на право вождения судов считаются действительными до 31 декабря 2020 года.
Министерству транспорта, Министерству по чрезвычайным ситуациям, а также Пограничным войскам СГБ:
а) в двухмесячный срок:
совместно с Министерством высшего и среднего специального образования разработать типовые учебные планы и программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей водных судов и утвердить их в установленном порядке;
организовать изготовление бланков удостоверений водителей водных судов в Государственном унитарном предприятии "Давлат белгиси" Центрального банка;
б) действующие удостоверения водителей судов обменять по результатам переподготовки и повышения квалификации водителей судов;
в) сведения о подготовке, переподготовке и повышении квалификации водителей водных судов, а также выдаче удостоверений водителей водных судов широко освещать в СМИ.
* * *
Опубликован Закон от 08.07.2020 г. N ЗРУ-627 "Об охоте и охотничьем хозяйстве", который вступит в силу через 3 месяца.
Законом определены основные направления госполитики в данной сфере, территории, предназначенные для охоты, нормы добычи охотничьих ресурсов, основные правила ведения охоты, права и обязанности охотника и охотничьих хозяйств, виды, орудия и способы охоты, размер платежей за добычу (отлов/отстрел) диких животных. Установлен порядок госмониторинга популяции охотничьих животных и среды их обитания, конкретизирован перечень и виды документов, подтверждающих право на охоту. Также определен ряд мер, предусматривающих возможности для охотничьего туризма и охоты иностранными гражданами.
Охотой является поиск, выслеживание и преследование с целью добычи, попытка добычи или добыча (отстрел, отлов) диких животных (продуктов их жизнедеятельности), обитающих в состоянии естественной свободы. Охотник - это физлицо, имеющее действительный охотничий билет, в том числе иностранный гражданин, временно пребывающий в Узбекистане и заключивший договор об оказании услуг в области охоты.
Разрешительными документами в области охоты являются:
q охотничий билет, выдаваемый общественными объединениями охотников дееспособным физлицам, достигшим 18 лет, сдавшим зачет по охотничьему минимуму;
q разрешение на добывание диких животных, выдаваемое территориальными органами по экологии и охране окружающей среды в соответствии с утвержденными квотами на добывание диких животных после внесения платы за выдачу разрешения;
q охотничья путевка (карточка добычи диких животных), выдаваемая на основании полученных квот на добывание диких животных и представляющая ее владельцу право на проведение сезонной или разовой охоты.
Охота на диких животных на территории Узбекистана осуществляется на платной основе. Платежи вносятся за каждое дикое животное, указанное в разрешении. Ежегодная квота на добывание диких животных утверждается Госкомэкологии на основе заключения Академии наук.
Определены следующие виды охоты:
q спортивная и любительская;
q промысловая;
q трофейная;
q охота в целях содержания и разведения диких животных в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;
q охота для проведения научных, медицинских и контрольных работ;
q охота в целях регулирования численности диких животных.
Охота для иностранных граждан, имеющих такое право, организуется на основании договора, заключенного между ними и юрлицом, имеющим лицензию на право осуществления туристской деятельности, и охотничьим хозяйством. В договоре определяются условия проведения охоты, размер платы за оказанные услуги и добытую продукцию охоты.
Охотничье хозяйство создается на территории охотничьих угодий для осуществления деятельности, связанной с проведением биотехнических мероприятий по охране и рациональному использованию животного мира, ведением учета численности диких животных и учета добываемых диких животных, оказанием охотничьих услуг юридическим и физическим лицам.
Право ведения охотничьего хозяйства возникает со дня подписания юридическими или физическими лицами договора на срок от 3 до 10 лет о предоставлении охотничьих угодий:
q с Госкомлесом, если охотничьи угодья находятся на землях лесного фонда;
q с Госкомэкологии, если охотничьи угодья находятся на землях, не входящих в состав лесного фонда.
Данный закон послужит созданию благоприятных условий для охраны окружающей среды путем рационального использования охотничьих ресурсов, улучшению состояния охотничьих хозяйств, развитию охотничьего туризма и совершенствованию механизмов госконтроля за учетом, воспроизводством, регулированием численности диких животных и норм их добычи.
* * *
Кабинет Министров принял постановление от 06.07.2020 г. N 422 "О мерах по поэтапному внедрению предмета "Воспитание" в практику средних общеобразовательных учебных заведений".
Единый предмет "Воспитание" объединит предметы "Правила поведения", "Чувство Родины", "Идея национальной независимости и основы духовности" и "История мировых религий", в 1-9 классах с 2020-2021, а в 10-11 классах - с 2021-2022 учебного года в пределах общего количества выделенных часов.
Документом утверждены:
q состав группы по координации создания учебников и учебно-методических комплексов для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений по предмету "Воспитание";
q состав группы составителей по созданию учебников и учебно-методических комплексов для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений по предмету "Воспитание";
q концепция предмета "Воспитание" для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений.
Министерству народного образования поручено:
разработать и утвердить Государственный стандарт среднего образования и учебные программы по предмету "Воспитание";
сформировать заказы на учебники и учебно-методические комплексы по новому предмету, предназначенные для 1-9 классов средних общеобразовательных учебных заведений на 2020-2021 учебный год до 10 июля, а также для 10-11 классов на 2021-2022 учебный год - до 1 декабря 2020 года;
заключить договора с государственными и частными издательско-полиграфическими организациями на печатание учебников и учебно-методических комплексов, предназначенных для 1-9 классов - до 15 июля 2020 года, а для 10-11 классов до 1 мая 2021 года, в порядке исключения, на основе задекларированных цен;
организовать до начала нового учебного года печатание учебников и учебно-методических комплексов по предмету "Воспитание" и обеспечить их доставку до мест обучения;
с июля 2020 года и до начала нового учебного года на основе подготовленных учебных программ и учебников по предмету "Воспитание" для преподавателей общеобразовательных школ, имеющих специальности "Начальное образование", "Национальная идея и право", "История" и "Религиоведение", в территориальных центрах повышения квалификации и переподготовки работников народного образования организовать целевые онлайн-курсы повышения квалификации по предмету "Воспитание";
в ходе курсов повышения квалификации провести опытную апробацию подготовленных учебников и учебно-методических комплексов по новому предмету.
Документом установлено, что:
расходы на подготовку и издание учебников и учебно-методических комплексов по предмету "Воспитание", их доставку, оплату труда составителей включаются в общую стоимость учебников и учебно-методических комплексов;
закупка и доставка учебников и учебно-методических комплексов по предмету "Воспитание", учебники, мультимедиа-приложения и учебно-методические комплексы для 1-х классов средних общеобразовательных учреждений, учащихся Домов милосердия, специализированных школ и интернатов для детей с дефектами в физическом или психическом развитии, детей в семьях, нуждающихся в социальной защите, для преподавателей, а также первичное обеспечение на условиях аренды осуществляется за счет средств Республиканского бюджета;
обеспечение учащихся учебниками на условиях аренды будет осуществляться за счет средств Республиканского целевого книжного фонда при Министерстве народного образования.
Министерству высшего и среднего специального образования, Комитету по делам религий при Кабинете Министров, Министерству народного образования поручено:
в течение 2020-2023 гг. предусмотреть необходимые меры для предоставления выпускникам вузов республики по учебным направлениям "Начальное образование", "История" (по странам и регионам), "История" (методика обучения), "Филология и обучение языкам", "Узбекский язык", "Узбекский язык и литература", "Обучение национальной идее, основам духовности и праву", "Педагогика и психология", "Религиоведение и исламоведение (История и изучение источников ислама" права преподавания в средних общеобразовательных школах предмета "Воспитание", "Психология (социопсихология религии)", в этих целях, начиная с 2020-2021 учебного года, внести соответствующие изменения в указанные учебные планы;
совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности в месячный срок внести предложения в Кабинет Министров по новому направлению образования для преподавания в средних общеобразовательных школах предмета "Воспитание".
* * *
Приказом министра финансов утверждены формы квартальной и годовой отчетности о выполнении плана по отрасли, штатам и контингенту по бюджетным организациям, финансируемым из Государственного бюджета Республики Узбекистан (рег. N 3255 от 30.06.2020 г.).
Формы отчетности утверждены в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Узбекистан, предназначены для бюджетных организаций и получателей бюджетных средств, и приведены в приложениях 1-23 к приказу.
В документе приведены формы отчетов о выполнении плана по отрасли, штатам и контингенту для следующих типов бюджетных организаций:
q государственным дошкольным образовательным учреждениям;
q средним общеобразовательным учреждениям;
q детским школам музыки и искусства, организациям по внешкольной работе с детьми;
q образовательным учреждениям, не разделенным на этапы;
q всем типам спортивных школ;
q академическим лицеям, профессиональным школам, колледжам и техникумам;
q высшим образовательным учреждениям;
q учреждениям переподготовки и повышения квалификации кадров;
q научно-исследовательским организациям;
q другим образовательным учреждениям;
q организациям амбулаторных услуг;
q организациям больничных услуг;
q организациям социальной защиты населения;
q другим организациям здравоохранения;
q сельскохозяйственным организациям агропромышленного комплекса;
q водохозяйственным организациям агропромышленного комплекса;
q по организациям ветеринарии;
q министерствам и ведомствам, органам управления и другим организациям (по бюджетным средствам);
q министерствам и ведомствам, органам управления и другим организациям (по внебюджетным средствам);
q органам самоуправления граждан;
q организациям социальных навыков,
а также:
q классификация показателей категорий по выполнению плана по отрасли, штатам и контингенту;
q классификация типов бюджетных организаций по направлениям отрасли.
* * *
Принято постановление Президента от 03.07.2020 г. N ПП-4776 "О дополнительных мерах по ускоренному развитию отраслей животноводства в Республике Каракалпакстан".
В сфере животноводства Каракалпакстана сформировано 236 проектов на общую сумму 490 млрд сумов. В настоящее время реализовано 94 проекта на 119,6 млрд сумов. В Кунградском, Бозатауском, Муйнакском и Тахтакупырском районах начата работа по созданию семейных животноводческих коопераций, рассчитанных на 5,5 тысячи голов крупного рогатого скота. В Нукусе проведена Международная агропромышленная ярмарка, в которой приняли участие представители около 20 ведущих зарубежных компаний.
Упрощенные правила реализации проектов в сфере животноводства, действовавшие в Бозатауском, Муйнакском, Тахтакупырском и Кунградском районах, теперь распространяются на все районы Каракалпакстана в следующей части:
а) выделение без конкурса и аукциона по рекомендации Комиссии по ускоренному развитию животноводства в Республике Каракалпакстан:
q орошаемых земель - для выращивания скота промышленным способом;
q пастбищ и сенокосов - для выпаса скота;
q низкоплодородных орошаемых земельных участков, при отсутствии неиспользуемого в сельском хозяйстве земельного участка, - для строительства зданий и сооружений животноводческих комплексов, переработки животноводческой продукции, производства комбикорма;
б) предоставление одновременно компенсации и поручительства Госфонда поддержки предпринимательской деятельности инициаторам проектов:
q по выпасу мелкого и крупного рогатого племенного скота промышленным способом, в том числе на пастбищах и сенокосах;
q по производству корма для скота;
q по переработке продукции животноводства.
При этом в порядке исключения, им разрешается пользоваться поручительством до полного погашения задолженности по кредитам. По общему правилу обязательства Фонда перед коммерческими банками по выданным поручительствам прекращаются после полного погашения основного долга и процентов по кредиту на сумму выданного поручительства.
* * *
Создано Агентство по делам молодежи. Соответствующие документы Президент подписал в День молодежи, 30 июня (см. УП-6017 и ПП-4768 от 30.06.2020 г.).
Агентство по делам молодежи - орган госуправления по разработке и реализации государственной молодежной политики, созданию необходимых условий для развития потенциала молодежи в различных направлениях: интеллектуальном, творческом и др. В Каракалпакстане, областях и Ташкенте создаются управления Агентства, в районах (городах) - отделы.
В задачи нового ведомства входит нормотворческая, воспитательная и просветительская работа, защита прав молодежи, оказание ей содействия в получении зарубежного образования, трудоустройстве, ведении бизнеса и т.д. При этом Агентство:
а) в рамках своей компетенции принимает решения, обязательные для всех госорганов, других организаций и должностных лиц, участвующих в реализации государственной молодежной политики;
б) вправе направлять запросы в госорганы и организации, требуя предоставить обоснованные разъяснения об исполнении НПА и программ по реализации государственной молодежной политики и других важных вопросах, входящих в их компетенцию;
в) вносит руководителям госорганов и организаций обязательные к рассмотрению представления по нарушениям актов законодательства о молодежи, об устранении причин и условий, им способствующих;
г) согласовывает:
кандидатуры проректора или замдиректора филиала по работе с молодежью в государственных и вузах с госдолей (назначение и освобождение от должности);
проекты НПА, прямо или косвенно влияющие на реализацию государственной молодежной политики.
В структуре Агентства функционируют:
АО "Yoshlar media xoldingi", созданное на базе долей Союза молодежи Узбекистана, Агентства по управлению госактивами, НТРК и Министерства по поддержке махалли и семьи в СМИ и издательствах, работающих в молодежном направлении;
Институт изучения проблем молодежи и подготовки перспективных кадров, ранее действовавший при Академии госуправления при Президенте, с обновленной структурой и перечнем задач.
Принята программа дополнительных мер по дальнейшему развитию госмолодежной политики и сформирован координационный совет по ее реализации. Программой предусмотрена финансовая поддержка молодежных проектов, организация разного рода учебных, творческих и деловых мероприятий. Кроме того, Агентство организует музыкальные, спортивные и IT-кружки в школах, обеспечит библиотеки художественной литературой.
Для снижения уровня безработицы среди молодых людей и вовлечения их в социальную жизнь будут создаваться:
q отряды самоотверженной молодежи, занимающиеся оплачиваемыми общественными и сезонными работами;
q молодежные стройотряды из студентов вузов, привлекаемые к оплачиваемым строительным работам во время летних каникул;
q группы волонтеров из молодых добровольцев для оказания помощи оставшимся без присмотра и одиноким престарелым гражданам и инвалидам, а также работы с трудновоспитуемой молодежью.
С 1 января 2021 года Фонд "Yoshlar-kelajagimiz" реорганизуется в ННО с правом самостоятельно определять свою структуру и штат, в том числе в филиалах. Соответственно, с будущего года фонд прекратит финансировать мероприятия, выдавать субсидии и компенсации на возмещение процентных расходов по выделенным кредитам в рамках одноименной госпрограммы. Банки будут оформлять кредиты на основе рыночных принципов, а Государственный фонд поддержки предпринимательской деятельности - компенсировать часть процентной ставки, превышающую основную ставку ЦБ, но не более 10 процентных пунктов. Это касается только кредитов в национальной валюте, выданных на бизнес-проекты молодых предпринимателей, в сумме не более 2 млрд сумов по ставке не свыше 1,75 основной ставки ЦБ.