язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Антимонопольная политика. Естественные монополии/ Общие положения антимонопольного законодательства/ Указ Президента Республики Узбекистан от 06.07.2020 г. N УП-6019 "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию конкурентной среды и сокращению государственного участия в экономике"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

06.07.2020 г.

N УП-6019



О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

ПО  ДАЛЬНЕЙШЕМУ  РАЗВИТИЮ

КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И СОКРАЩЕНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ

В ЭКОНОМИКЕ


В целях создания эффективной конкурентной среды путем поэтапного снижения монополии на товарных и финансовых рынках в стране реализуются меры, направленные на сокращение участия государства в экономике, отказ от избыточного ценового регулирования и уменьшение влияния государства на экономику.

Вместе с тем стоят неотложные задачи по дальнейшему уменьшению негативного воздействия монополии хозяйствующих обществ с участием государства на конкурентоспособность экономики, повышению эффективности системы предоставления льгот и преференций, а также снижению регуляторной нагрузки на субъекты предпринимательства.

В целях развития конкуренции на товарных и финансовых рынках, создания равных условий для деятельности субъектов предпринимательства, обеспечения открытости и дальнейшего совершенствования процедур государственных закупок, а также в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год развития науки, просвещения и цифровой экономики":


1. Установить, что:

а) Антимонопольный комитет Республики Узбекистан (далее - Комитет) в своей деятельности подотчетен Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Президенту Республики Узбекистан;

б) Комитет на постоянной основе вносит непосредственно Президенту Республики Узбекистан информацию при реализации следующих задач:

осуществление государственного контроля за эффективностью государственной помощи, предоставляемой в форме льгот, преференций и эксклюзивных прав на ведение деятельности, а также внесение предложений по их отмене при негативном воздействии на конкурентную среду;

осуществление совместно с Министерством финансов государственного контроля за соблюдением законодательства о государственных закупках, а также за закупками хозяйствующих обществ и предприятий стратегического значения, для которых устанавливается отдельный порядок;

внесение предложений по отмене решений государственных органов, нарушающих требования законодательства о конкуренции и применению мер в отношении их должностных лиц;

выявление и пресечение "картельных" соглашений и сговоров в сотрудничестве с правоохранительными органами;

осуществление контроля за созданием хозяйствующих субъектов с участием государства;

в) Комитет:

взаимодействует с Секретариатом по вопросам макроэкономического анализа, структурных преобразований, финансово-банковской системы, управления государственными активами, развития конкуренции, поддержки предпринимательства и сокращения бедности Кабинета Министров Республики Узбекистан при обеспечении согласованности мер и политики в сфере конкуренции и противодействия монополии, осуществлении структурных реформ, связанных с формированием свободного и конкурентоспособного рынка, а также конкурентных условий при осуществлении процедур государственных закупок, реализации государственных активов;

совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности осуществляет взаимоскоординированные действия по улучшению конкурентной среды в экономике и регионах страны, определению стратегически приоритетных направлений и задач в сфере конкуренции, в том числе проведению институциональных реформ.


2. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 октября 2020 года:

а) одной из основных задач органов государственного управления, определенных уполномоченными в отраслях и сферах, является улучшение и развитие конкурентной среды с возложением осуществления данных задач на руководителей и их первых заместителей;

б) не допускается создание (инициирование создания) хозяйствующих субъектов с участием государства и аффилированных с ними лиц, а также государственных учреждений, уполномоченных осуществлять хозяйственную деятельность (за исключением создания в целях обеспечения обороноспособности и национальной безопасности), в следующих случаях:

в сферах, в которых уже функционирует пять и более субъектов частного предпринимательства на одном товарном рынке;

со стороны государственных органов в тех сферах, в которых они наделены полномочиями по лицензированию, регистрации, аккредитации и выдачи разрешений;

в) хозяйствующим субъектам с участием государства, являющимся единым поставщиком или наделенным данным правом либо занимающим доминирующее (монопольное) положение, запрещается создавать аффилированные с ними лица, деятельность которых зависит от использования товаров (ресурсов) или сетевой инфраструктуры учредителя, и которые конкурируют с субъектами частного предпринимательства, за исключением случаев создания данных аффилированных лиц в результате их разделения с обеспечением равных с конкурентами условий деятельности;

г) создание (реорганизация) хозяйствующих субъектов с участием государства и аффилированных с ними лиц, а также государственных учреждений, уполномоченных осуществлять хозяйственную деятельность, за исключением создания в целях обеспечения обороноспособности и национальной безопасности, осуществляется после получения предварительного согласия антимонопольного органа;

д) хозяйствующий субъект, имеющий конфликт интересов с государственным заказчиком, хозяйственным обществом и предприятием стратегического значения, не может быть участником государственных закупок или отбора наилучших предложений либо прямых переговоров, за исключением государственных закупок для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной охране, обороноспособности, безопасности и поддержания внутреннего порядка в Республике Узбекистан, а также связанных с государственными секретами;

е) государственный заказчик, хозяйственное общество и предприятие стратегического значения до организации тендерных и конкурсных торгов, отбора наилучших предложений, а также прямых переговоров обязан разместить информацию об аффилированных с ними лицах на специальном информационном портале государственных закупок.


3. Установить, что все нормативно-правовые акты, предусматривающие следующее, принимаются в установленном порядке исключительно при наличии заключения Министерства экономического развития и сокращения бедности и Министерства юстиции об оценке регуляторного воздействия, а также Комитета - на основе результатов оценки воздействия на конкурентную среду:

введение новых ограничений и новых видов разрешительных процедур, лицензий хозяйствующим субъектам или распространение действующих ограничений, разрешительных процедур и лицензируемых видов деятельности на более широкий круг участников рынка;

введение дополнительных требований и условий для получения разрешительных документов или лицензий;

повышение требований к минимальному размеру уставного капитала юридических лиц;

ограничение (уменьшение) установленных прав хозяйствующих субъектов или введение для них дополнительных обязательств либо дополнительных расходов;

установление для хозяйствующих субъектов любых видов льгот, гарантий, преференций, а также предоставление новых прав, в том числе эксклюзивных.

Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Комитетом в месячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Положение об оценке регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов.


4. Утвердить:

Стратегию развития конкуренции на товарных и финансовых рынках в 2020-2024 годах согласно приложению N 1;

"Дорожную карту" по реализации Стратегии развития конкуренции на товарных и финансовых рынках в 2020-2024 годах согласно приложению N 2;

План мер по проведению сплошной инвентаризации нормативно-правовых актов и нормативных актов в сфере технического регулирования, непосредственно влияющих на предпринимательскую деятельность, согласно приложению N 3;

перечень министерств и ведомств, ответственных за разработку программ развития конкуренции на период до 2024 года, за которыми закреплено регулирование отраслей, согласно приложению N 4;

перечень предприятий с участием государства, в которых начиная с 1 января 2021 года внедряется система антимонопольного комплаенса в качестве эксперимента, согласно приложению N 5.


5. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2021 года:

а) исполнители государственных закупок, а также закупок хозяйственных обществ и предприятий стратегического значения обязаны:

в течение двух дней со дня официального объявления их победителями по итогам тендерных и конкурсных торгов, отбора наилучших предложений, а также результатов прямых переговоров раскрыть информацию о своих конечных выгодоприобретателях (бенефициарах), которые имеют действительный контроль путем прямого или косвенного владения 25 и более процентов их акций (долей), посредством размещения соответствующих сведений на специальном информационном портале государственных закупок;

на постоянной основе размещать на своих веб-сайтах и специальном информационном портале сведения о состоянии выполнения обязательств по договорам, заключенным по результатам тендерных и конкурсных торгов, процедуры отбора наилучших предложений, а также прямых переговоров;

б) в органах государственного управления, органах исполнительной власти на местах, субъектах естественной монополии, хозяйствующих субъектах, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, а также корпоративных заказчиках, размер среднегодовой выручки от реализации товаров за последние три года которых превышает 30 миллиардов сумов, внедряется система внутриорганизационных мер и процедур по обеспечению соответствия деятельности требованиям законодательства о конкуренции, выявлению и предупреждению рисков их нарушений (антимонопольный комплаенс), в следующем порядке:

с 1 января 2021 года - в качестве эксперимента в органах государственного управления, органах исполнительной власти на местах, а также предприятиях с участием государства, указанных в приложении N 5;

с 1 января 2022 года - во всех субъектах, соответствующих критериям, определенным в настоящем подпункте.


6. Комитету совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 ноября 2020 года:

на основе изучения международного опыта разработать единый проект закона путем объединения законов Республики Узбекистан "О конкуренции" и "О естественных монополиях", предусматривающий кардинальное совершенствование механизма формирования конкурентной среды;

внести в установленном порядке изменения и дополнения в действующие акты законодательства, предусмотрев обеспечение доступа для частного сектора и его развитие в тех монопольных сферах, в которых имеется возможность для создания свободной конкурентной среды.


7. За счет сокращения 28 штатных единиц органов государственной налоговой службы:

увеличить штатную численность Департамента по улучшению бизнес-среды и формированию современной экономики в структуре центрального аппарата Министерства экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан на 8 штатных единиц, возложив на него задачи по оценке регуляторного воздействия проектов актов законодательства;

образовать в структуре Комитета Управление по контролю за предоставлением государственной помощи и оценке ее эффективности, и представить ему и Управлению контроля за торгами дополнительно 20 штатных единиц.


8. Министерствам и ведомствам, указанным в приложении N 4 к настоящему Указу, совместно с Комитетом и Министерством экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан в срок до 1 февраля 2020 года разработать и в установленном порядке внести на утверждение в Кабинет Министров программы развития конкуренции в отраслях, регулирование которых закреплено за ними.


9. Комитету:

а) в месячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления о коренном совершенствовании государственной политики в области обеспечения конкуренции и защиты прав потребителей;

б) в срок до 1 октября 2020 года внести предложение об установлении в законах Республики Узбекистан "О конкуренции" и "О государственных закупках" об установлении запрета для участия в конкурсных и тендерных торгах, отборе наилучших предложений и прямых переговорах лицам, имеющим конфликт интересов с государственными заказчиками, хозяйственными обществами и предприятиями стратегического значения, а также исполнителям государственных закупок и закупок хозяйственных обществ и предприятий стратегического значения, не раскрывшим сведения либо представившим недостоверные сведения о своих конечных выгодоприобретателях (бенефициарах), и ответственности за такие нарушения закона;

в) совместно с Министерством финансов, Агентством по управлению государственными активами, Агентством по развитию рынка капитала, Агентством государственных услуг при Министерстве юстиции, заинтересованными министерствами и ведомствами разработать:

в срок до 1 октября 2020 года Положение о порядке получения предварительного согласия на создание (реорганизацию) хозяйствующих субъектов с участием государства, аффилированных с ними лиц, а также государственных учреждений, уполномоченных осуществлять хозяйственную деятельность;

в срок до 15 октября 2020 года Положение об обязательном раскрытии государственными заказчиками, хозяйственными обществами и предприятиями стратегического значения информации об аффилированных с ними лицах, а также участниками закупочных процедур информации о своих конечных выгодоприобретателях (бенефициарах) в процессе закупок;

г) совместно с Министерством финансов и Министерством экономического развития и сокращения бедности в срок до 1 ноября 2020 года внести на утверждение в Кабинет Министров порядок осуществления системного мониторинга и оценки эффективности предоставленных размеров льгот ожидаемым результатам и принятым обязательствам, уровня влияния на социально-экономическое развитие и конкурентную среду в Республике Узбекистан;

д) совместно с Министерством финансов в срок до 1 января 2021 года обеспечить перевод осуществления закупок хозяйственных обществ и предприятий стратегического значения путем отбора наилучших предложений полностью в электронную форму в режиме онлайн через сеть Интернет;

е) совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли и Министерством экономического развития и сокращения бедности путем привлечения технической помощи международных финансовых институтов, в том числе Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития:

разработать методологию диагностики конкурентной среды во всех отраслях экономики страны на основе Индекса регулирования товарных рынков (Product Market Regulation-PMR) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и внедрить новые эффективные инструменты антимонопольного регулирования на основе зарубежной практики;

привлечь ведущих международных экспертов для разработки проекта закона "О конкуренции" в новой редакции и других нормативно-правовых актов и методологических пособий;

наладить системный диалог с антимонопольными органами развитых стран, в том числе с Международной конкурентной сетью (International Competition Network) для проведения обсуждения актуальных вопросов защиты конкуренции;

реализовать меры по анализу монополизированных отраслей и разработать предложения по развитию в них конкуренции, а также оказанию содействия в повышении институционального потенциала Комитета;

ж) совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством финансов, Государственным комитетом по статистике, Агентством по управлению государственными активами, Агентством по развитию рынка капитала, Агентством государственных услуг при Министерстве юстиции, Государственным налоговым комитетом, а также другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 марта 2021 года внедрить электронную систему, предоставляющую возможность ее использования путем интеграции с действующими базами данных, служащую для определения в режиме онлайн наличия субъектов частного предпринимательства на товарных и финансовых рынках, а также аффилированных лиц, участвующих в осуществлении государственных закупок.


10. Рекомендовать Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовывать в средствах массовой информации выступления и тематические программы по широкому освещению целей и задач настоящего Указа.


11. Комитету совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.


12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.



Президент

Республики Узбекистан                                                    Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Указу Президента РУз

от 06.07.2020 г. N УП-6019



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по реализации Стратегии развития конкуренции

на товарных и финансовых рынках

в 2020-2024 годах


         

    

N

     

    

Наименование

мероприятий

      

    

Механизм

реализации

    

    

Сроки

исполнения

       

     

Ответственные

исполнители

      

     

I. РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ

      

1.

Создание прогрессивной модели "умного" антимонопольного регулирования, предусматривающей переход от системы предупреждения нарушений законодательства о конкуренции к системе раннего предупреждения (профилактики) нарушений законодательства в области защиты конкуренции.


1. Внесение изменений и дополнений в Закон "О конкуренции", предусматривающих:

отмену ведения реестра организаций-монополистов и субъектов естественных монополий;

внедрение понятия "превосходящая сила обсуждений" и определение методов его контроля;

расширение нижней границы вмешательства в определенных случаях для эффективного предупреждения нарушений законодательства о конкуренции.


2. В целях предупреждения нарушений законодательства о конкуренции расширение применения института проведения разъяснений с разработкой при этом специальных указаний (guidelines).


октябрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


2.

Внедрение гибких инструментов анализа товарных, финансовых и цифровых рынков, в том числе методов, основанных на принципах поведенческой экономики (behavioral economics).


1. Внесение изменений и дополнений в Закон "О конкуренции", отказ от показателя определенной доли рынка при установлении монопольного положения с уделением основного внимания фактам злоупотребления доминирующим положением на рынке.


октябрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство инновационного развития (И. Абдурахмонов)


2. Разработка Порядка проведения анализа поведения участников товарных, финансовых и цифровых рынков.


октябрь

2020 года


3. Создание лаборатории институциональных инноваций в конкурентной политике в целях внедрения подходов поведенческой экономики, стимулирующих полное соблюдение участниками товарного и финансового рынков законодательства о конкуренции, в том числе концепции "мягкого подталкивания" (nudging).


апрель

2021 года


3.

Анализ состояния конкурентной среды в экономике.


1. Проведение анализа состояния конкуренции на товарных рынках и разработка "Дорожной карты на основе индикатора "Эффективность товарных рынков" методологии Индекса глобальной конкурентоспособности.


август

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов)


2. Расчет индекса регулирования товарных рынков (PMR) на основе методики Организации экономического сотрудничества и развития.


март

2021 года


3. Подготовка годового отчета о состоянии конкуренции.


декабрь

2020 года


4.

Переход от отраслевого управления к "управлению рынками".


Повышение ответственности государственных органов за развитие конкуренции путем включения в положения государственных органов функциональных обязательств по развитию конкуренции в рамках собственных задач в отраслях, за которыми закреплено регулирование.


декабрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


5.

Внедрение риск-ориентированного подхода к нарушениям требований актов законодательства при осуществлении государственного антимонопольного надзора.


Разработка критериев классификации деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся хозяйственной деятельностью по категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением актов законодательства о конкуренции.


октябрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


      

II. СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНО ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ

РЫНКОВ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ И РАВНЫХ

УСЛОВИЙ ДОСТУПА К НИМ

      

6.

Упрощение доступа на товарные и финансовые рынки для новых участников.


Разработка программ развития конкуренции на основных товарных и финансовых рынках, в том числе:

на фармацевтическом рынке;

в строительстве и производстве строительных материалов;

в банковском секторе;

в телекоммуникационных услугах (Интернет, мобильная связь);

в производстве нефтепродуктов;

в производстве химических и минеральных удобрений;

в производстве пищевой продукции.

декабрь

2020 года


Агентство по развитию фармацевтической отрасли (С. Кариев), Министерство строительства (Б. Закиров), Центральный банк (М. Нурмуратов), Мининфоком (Ш. Садиков), Министерство энергетики (А. Султанов), АО "Узкимёсаноат" (Ж. Мирзамахмудов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов)


7.

Обеспечение конкурентных условий на товарных и финансовых рынках.


Разработка антимонопольных требований и правил в разрезе отраслей и сфер экономики.

январь

2021 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов),

отраслевые регуляторы - министерства и ведомства


8.

Совершенствование антимонопольного регулирования в сфере государственных закупок.


1. Внесение в Закон "О государственных закупках" требований об ограничении количества представителей заказчиков и требований, предъявляемых к аффилированности участников, с целью предупреждения согласованных действий в процессе государственных закупок.


2. Утверждение порядка выявления нарушений требований законодательства о конкуренции в ходе тендерных торгов.


ноябрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство финансов (Т. Ишметов)


9.

Обеспечение конкуренции в закупках хозяйственных обществ и предприятий стратегического значения.


Введение антимонопольных требований в процессы закупок хозяйственных обществ и предприятий стратегического значения.

сентябрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


10.

Совершенствование механизма биржевых торгов и расширение видов товаров для выставления на биржевые торги.


1. Утверждение Порядка мониторинга выставления на торги высоколиквидных и монопольных видов товаров путем цифровизации процесса.


2. Утверждение Порядка принятия антимонопольных мер и предупреждения ценовых манипуляций на биржевых торгах в период высокого спроса.


февраль

2021 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов)


11.

Обеспечение конкуренции в процессе оптовой и розничной торговли.


Внедрение в законодательство о конкуренции антимонопольных требований к розничной и оптовой торговле.


май

2021 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов)


       

III. СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО БРЕМЕНИ

И ИЗДЕРЖЕК СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СТЕПЕНИ

УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ, УПОРЯДОЧЕНИЕ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ

     

12.

Снижение негативного воздействия нормативно-правовых актов на конкуренцию.


1. Проведение антимонопольной "комплексной ревизии" нормативно-правовой базы - очистки от норм, противоречащих конкуренции, не менее 3 тысяч нормативно-правовых актов и 20 тысяч документов технического регулирования с использованием метода "гильотины".


сентябрь

2020 года -

март

2021 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство юстиции (Р. Давлетов)


2. Оценка воздействия нормативно-правовых актов на основе принципа "ex-ante" и "ex-post".


2020-2023

годы


13.

Введение механизма стимулирования конкуренции при создании государственных предприятий.


1. Внедрение механизма установления цели участия государства в экономике и переход на принцип "желтых страниц", предусматривающий ограничение создания государственных предприятий при наличии на рынке частных предприятий.


2. Внедрение механизма получения согласия антимонопольного органа при создании предприятий с участием государства.


сентябрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Агентство по управлению государственными активами (С. Бекенов)


14.

Сокращение количества государственных унитарных предприятий и хозяйствующих субъектов, подконтрольных хозяйствующим субъектам с участием государства.


1. Изучение деятельности субъектов предпринимательства, аффилированных с государственными унитарными предприятиями, крупными государственными компаниями и субъектами предпринимательства, оказывающих негативное воздействие на конкуренцию на рынках.


сентябрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Агентство по управлению государственными активами (С. Бекенов)


2. Разработка "Дорожной карты" по преобразованию государственных унитарных предприятий в иные организационно-правовые формы и выделению из состава крупных хозяйственных объединений в качестве отдельных субъектов.


октябрь

2020 года


15.

Сокращение доли государства и крупных предприятий в экономике путем привлечения инвестиций.


1. Подготовка крупных государственных предприятий и акционерных обществ к публичному размещению.


2. Переход к международным стандартам корпоративного управления и финансовой отчетности на государственных предприятиях.


3. Повышение прозрачности деятельности государственных предприятий путем регулярной публикации финансовых отчетов и информации, в том числе на иностранных языках.


2020-2024

годы


Агентство по управлению государственными активами (С. Бекенов), Министерство финансов (Т. Ишметов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


16.

Развитие конкурентной среды и привлечение частного сектора в отдельные сферы, в которых государственные органы выполняют хозяйственные функции.


Разработка программы передачи частному сектору отдельных государственных функций путем внедрения системы аккредитации и обязательного страхования участников рынка в следующих сферах:

технического надзора в строительстве;

сертификации, калибровки средств измерений и поверки средств измерений;

выполнения кадастровых работ.


январь

2021 года


Министерство строительства (Б. Закиров), Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации (Д. Саттаров), Госкомземгеодезкадастр (Х. Турахужаев), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


17.

Повышение эффективности государственной помощи.


1. Включение в законодательство о конкуренции механизма получения предварительного согласия антимонопольного органа при предоставлении государственной помощи в виде льгот и преференций.


2. Разработка критериев эффективности льгот и преференций.


3. Формирование перечня хозяйствующих субъектов, пользующихся льготами и преференциями.


октябрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


18.

Проведение анализа эффективности льгот и преференций.


1. Изучение эффективности льгот и преференций в следующих сферах:

телекоммуникаций;

производства автомобилей;

электротехнической промышленности;

сельскохозяйственного машиностроения;

производства масложировой продукции;

производства минеральных удобрений.


декабрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство финансов (Т. Ишметов), Государственный налоговый комитет (Ш. Кудбиев), Государственный таможенный комитет (М. Азимов)


2. Внесение предложений об оптимизации (отмене) льгот и преференций, предоставленных отдельным сферам.


декабрь

2020 года


19.

Принудительное разделение крупных монополий с участием государства, негативно воздействующих на конкурентную среду.


1. Проведение анализа поведения действующих крупных предприятий-монополистов с участием государства и изучение наличия в их действиях негативного воздействия на конкурентную среду.


2. Внесение предложений о принудительном разделении крупных монополий с участием государства, негативно воздействующих на конкурентную среду, в установленном порядке.


март

2021 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


         

IV. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ), А ИМЕННО С ПРИМЕНЕНИЕМ

ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ,

ПОРОЖДАЮЩИХ ЭФФЕКТ СТИМУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ

     

20.

Полный переход на рыночные механизмы формирования цен (тарифов) на конкурентных товарных и финансовых рынках.


Пересмотр порядка государственного регулирования цен (декларирования, утверждения, установления строго фиксированных или предельных цен (тарифов), регулирующего коэффициента, наценок и предельного уровня рентабельности и других методов регулирования цен).


декабрь

2020 года


Министерство финансов (Т. Ишметов), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


21.

Пересмотр методов и подходов к формированию цен субъектов естественных монополий.


Создание эффекта стимулирования конкуренции субъектов естественных монополий путем внедрения прогрессивных рыночных механизмов формирования цен (метода экономически обоснованной рентабельности инвестированного капитала (Regulatory Asset Base), метода сравнительного анализа и других методов).


2021-2024

годы


Министерство финансов (Т. Ишметов), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


22.

Совершенствование механизма ведения мониторинга за применением регулируемых цен.


Разработка порядка ведения мониторинга за применением регулируемых цен, предусматривающего использование метода "сравнительных значений" цен на сопоставимых и взаимосвязанных рынках для определения обоснованности затрат регулируемых субъектов предпринимательства.


декабрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


       

V. УСТРАНЕНИЕ БАРЬЕРОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ СФЕР

ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СОСТОЯНИЕ

КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА

      

23.

Пересмотр критериев классификации в качестве естественных монополий и кардинальное сокращение данных сфер.


1. Объединение законов "О конкуренции" и "О естественных монополиях".


октябрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


2. Проведение анализа деятельности и функционирования субъектов естественных монополий, в том числе исходя из возможности создания конкурентных условий на взаимосвязанных рынках.


февраль

2021 года


24.

Обеспечение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий и доступа к их инфраструктуре без дискриминации.


1. Инвентаризация типовых и других договоров субъектов естественных монополий.


2. Усиление механизмов ответственности за необоснованный отказ в подключении (присоединении) к инфраструктуре естественных монополий.


ноябрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


25.

Развитие конкуренции в сфере электроэнергетики.


1. Утверждение Программы по поэтапному формированию оптового рынка электроэнергии.


2. Утверждение "Дорожной карты" по передаче частному сектору функций производства и распределения электроэнергии.


апрель

2021 года


Министерство энергетики (А. Султанов), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


26.

Развитие конкуренции на рынке газоснабжения.


Утверждение Программы по обеспечению доступа частного сектора на конкурентной основе на рынок газоснабжения.


сентябрь

2021 года


Министерство энергетики (А. Султанов), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


27.

Развитие конкуренции в сфере железнодорожного транспорта.


Разработка программы развития конкуренции на рынке перевозок железнодорожным транспортом, предусматривающей:

изучение возможности создания условий для развития частного рынка перевозок железнодорожным транспортом путем разделения функций по содержанию инфраструктуры железной дороги и осуществлению перевозок;

принятие нормативно-правового акта об основах регулирования деятельности операторов подвижного состава и их взаимоотношений с перевозчиками;

разработку методики расчета тарифа на комбинированные перевозки (с использованием на маршруте различных видов локомотивов либо локомотивов разных перевозчиков);

обеспечение равных условий для технологического присоединения путей, не являющихся путями общего пользования, к путям общего пользования;

организация "биржи" по обмену вагонами, создание наиболее эффективной логистики перевозок.


март

2021 года


Министерство транспорта (Э. Ганиев), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


28.

Развитие конкуренции в сфере воздушного транспорта.


1. Утверждение программы введения во всех регионах республики режима "открытое небо".


декабрь

2020 года


Министерство транспорта (Э. Ганиев), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


2. Утверждение программы обеспечения доступа субъектам частного сектора к оказанию различных услуг на рынке перевозок воздушным транспортом.


декабрь

2020 года


3. Утверждение программы создания национальных дешевых перевозчиков-лоукостеров.


январь

2021 года


          

VI. ВНЕДРЕНИЕ ПРЕВЕНТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ (ПРОФИЛАКТИКИ) НАРУШЕНИЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ

      

29.

Внедрение на предприятиях-монополистах и в государственных органах антимонопольного комплаенса.


1. Разработка "Дорожной карты" по внедрению антимонопольного комплаенса на предприятиях-монополистах и в государственных органах.


сентябрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Агентство по управлению государственными активами (С. Бекенов)


2. Внедрение антимонопольного комплаенса на предприятиях-монополистах и в государственных органах.


2020-2024

годы


30.

Внедрение механизма раннего предупреждения (профилактики) правонарушений в области защиты конкуренции.


1. Разработка методологии по внедрению и мониторингу в государственных органах и хозяйствующих субъектах системы антимонопольного комплаенса - системы правил внутреннего распорядка по обеспечению соблюдения требований законодательства о конкуренции, выявлению и предупреждению рисков правонарушений.


сентябрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Агентство по управлению государственными активами (С. Бекенов)


2. Внедрение в качестве эксперимента системы антимонопольного комплаенса не менее чем на 9 предприятиях.


декабрь

2020года


      

VII. УСИЛЕНИЕ МЕР ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О КОНКУРЕНЦИИ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗА "КАРТЕЛЬНЫЕ"

СОГЛАШЕНИЯ И СГОВОРЫ, И СТИМУЛИРОВАНИЕ

ДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

       

31.

Повышение эффективности методов борьбы с "картельными" соглашениями.


Внесение в Закон "О конкуренции" изменений, предусматривающих изменение размеров штрафов за нарушение законодательства о конкуренции при заключении "картельных" соглашений и сговоров.


октябрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


32.

Улучшение аналитических инструментов выявления "картельных" соглашений и сговоров.


Разработка порядка наблюдения за уровнем цен на социально значимые и монопольные виды товаров и услуг.


сентябрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство финансов (Т. Ишметов)


33.

Формирование в обществе нетерпимого отношения к любым проявлениям сговоров и "картельных" соглашений.


1. Разработка социальной кампании против "картелей" с широким привлечением средств массовой информации и общественности.


2. Утверждение мер по повышению эффективности программы "смягчение" с целью выявления "картельных" соглашений.


декабрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Национальная телерадиокомпания Узбекистана (А. Хаджаев)

34.

Совершенствование механизмов определения и предупреждения случаев недобросовестной конкуренции.


1. Формирование экспертной комиссии по оценке сходства продукции при антимонопольном органе из юристов, патентных поверенных и экспертов, осуществляющих деятельность в данной сфере.


октябрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Агентство по интеллектуальной собственности (Т. Абдусатторов)


2. Введение реестра недобросовестных субъектов предпринимательства, нарушающих права интеллектуальной собственности.


сентябрь

2020 года


35.

Создание системы повышения квалификации судей по применению законодательства о конкуренции.


Организация для судей специальных курсов по применению законодательства о конкуренции совместно с Высшей школой судей при Высшем судейском совете.


2021 год


Высший судейский совет (У. Мингбаев), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


     

VIII. ВНЕДРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

       

36.

Упрощение условий доступа на цифровые рынки для новых участников.


1. Включение в Закон "О конкуренции" понятий "цифровые рынки" и их антимонопольного регулирования.


октябрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Национальное агентство проектного управления (Д. Ли), Мининфоком (Ш. Садиков)


2. Создание специального правового режима на основе концепции "регуляторных песочниц", позволяющей испытывать инновации на цифровых рынках без регулятивной документации.


2020-2021

годы


37.

Создание эффективных инструментов антимонопольного регулирования цифровых рынков.


Разработка порядка проведения анализа и определения товарных и географических границ цифровых рынков.


апрель

2021 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Национальное агентство проектного управления (Д. Ли)


38.

Совершенствование конкурентной среды в сфере электронной коммерции.


Утверждение антимонопольных правил торговли в процессе электронной коммерции.


2021 год


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


39.

Реализация профилактических мер по защите конкуренции на цифровых рынках.


Создание цифровой платформы, основанной на концепции RegTech (регуляторные технологии), обеспечивающей оперативное и эффективное выполнение участниками цифровых рынков требований законодательства о конкуренции.


2022 год


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Мининфоком (Ш. Садиков)


      

IХ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТКРЫТОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА И ФОРМИРОВАНИЕ

В ОБЩЕСТВЕ КУЛЬТУРЫ КОНКУРЕНЦИИ И НЕТЕРПИМОСТИ

К ПРОЯВЛЕНИЯМ АНТИКОНКУРЕНТНЫХ ДЕЙСТВИЙ

      

40.

Широкое привлечение общественных организаций, экспертных и бизнес-сообществ к проводимой работе в направлении формирования в республике здоровой конкурентной среды.


1. Дальнейшее развитие дискуссионной площадки "Конкуренция 4.0.".


2. Создание Экспертного совета по содействию развития конкуренции.


2020-2022

годы


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


41.

Формирование в обществе культуры конкуренции и нетерпимости к любым проявлениям антиконкурентных действий.


1. Организация для субъектов предпринимательства учебных курсов, посвященных развитию рыночных навыков и знаний законодательства о конкуренции.


2. Образование негосударственных организаций (создание, организация) с целью содействия дальнейшему развитию конкуренции.


2020-2024

годы


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство юстиции (Р. Давлетов)


42.

Широкое внедрение информационных технологий в деятельность Антимонопольного комитета в целях обеспечения оперативности при выявлении случаев ограничения конкуренции и принятия соответствующих мер.


Создание единой информационной системы антимонопольного регулирования с обеспечением ее подключения к территориальным органам, информационно-справочным системам всех государственных органов.


2020-2022

годы


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Мининфоком (Ш. Садиков)


43.

Повышение эффективности деятельности Антимонопольного комитета.


Разработка и внедрение ключевых показателей эффективности деятельности (KPI) Антимонопольного комитета на основе передовой зарубежной практики.


сентябрь

2020 года


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


44.

Дальнейшее повышение осведомленности и навыков руководителей органов государственного управления и государственной власти на местах о конкурентной политике и требованиях законодательства о конкуренции.


Включение в учебную программу Академии государственного управления специальных курсов о конкурентной политике.


сентябрь

2020 года


Академия государственного управления (Х. Азизов), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


       

Х. СИСТЕМНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА

      

45.

Создание системы подготовки и переподготовки кадров в сфере антимонопольного регулирования.


1. Организация специальных курсов по антимонопольному регулированию и конкурентному праву в направлениях магистратуры ведущих высших образовательных учреждений республики.


сентябрь

2020 года


Министерство высшего и среднего специального образования (И. Маджидов), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


2. Организация постоянно действующих учебных курсов по применению требований актов законодательства о конкуренции для работников центрального аппарата и территориальных органов Антимонопольного комитета.


декабрь

2020 года


       





ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Указу Президента РУз

от 06.07.2020 г. N УП-6019



ПЛАН МЕР

по проведению сплошной инвентаризации

нормативно-правовых актов и нормативных актов

в сфере технического регулирования, непосредственно

влияющих на предпринимательскую деятельность

       

     

    

N

    

       

Наименование

мер

    

     

Сроки

исполнения

   

     

Форма

реализации

       

       

Ответственные

исполнители

   

1.

Определение государственного органа по координации проведения сплошной инвентаризации нормативно-правовых актов и документов технического регулирования, непосредственно влияющих на предпринимательскую деятельность с использованием метода "регуляторной гильотины" (далее - инвентаризация), подготовка плана ее проведения - "Дорожной карты", утверждение состава межведомственной комиссии и назначение ответственных работников министерств и ведомств для составления перечня документов, подлежащих инвентаризации.


сентябрь

2020 года


Постановление

Кабинета Министров


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство юстиции (Р. Давлетов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство финансов (Т. Ишметов), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л. Кудратов), Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Д. Касимов), заинтересованные министерства и ведомства


2.

Создание проектного офиса по проведению инвентаризации при государственном органе, координирующем проведение сплошной инвентаризации.


октябрь

2020 года


Привлечение средств

технического содействия.

План практических мер


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство юстиции (Р. Давлетов), Министерство финансов (Т. Ишметов)


3.

Привлечение к процессу "регуляторной гильотины" субъектов предпринимательства, проведение консультаций с основными заинтересованными сторонами, разработка плана работы с общественностью.


сентябрь-

октябрь

2020 года


Организационные

мероприятия


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство юстиции (Р. Давлетов)


4.

Разработка пособия, электронного вопросника по проведению инвентаризации.


ноябрь

2020 года


Пособие

и руководство


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство юстиции (Р. Давлетов)


5.

Привлечение зарубежных экспертов, организация ознакомительной поездки работников проектного офиса и межведомственной комиссии в зарубежные страны, имеющих опыт проведения инвентаризации.


ноябрь

2020 года -

январь

2021 года


Практические

мероприятия


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство юстиции (Р. Давлетов)


6.

Создание единого веб-сайта для процесса "регуляторной гильотины".


январь

2021 года


Практические

мероприятия


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство юстиции (Р. Давлетов)


7.

Организация специальных тренингов о методе "регуляторной гильотины" для ответственных работников министерств и ведомств.


октябрь-

декабрь

2020 года


Организационные

мероприятия


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство юстиции (Р. Давлетов)


8.

Информирование широкой общественности о сути и целях программы "регуляторной гильотины", в том числе организация семинаров и "круглых столов", издание инструкций, пособий и других аналитических материалов.


ноябрь

2020 года -

январь

2021 года


Организационные

мероприятия


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство юстиции (Р. Давлетов)


9.

Формирование перечня нормативно-правовых актов и документов технического регулирования, подлежащих инвентаризации.


январь

2021 года


Распоряжение

Кабинета Министров


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство юстиции (Р. Давлетов)


10.

Проведение инвентаризации воздействия нормативно-правовых актов и документов технического регулирования министерств и ведомств на конкуренцию и предпринимательскую деятельность с внесением в проектный офис конкретно обоснованных предложений об отмене, пересмотре или сохранении нормативно-правовых актов и документов технического регулирования.


январь-

февраль

2021 года

Аналитические

материалы


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство юстиции (Р. Давлетов), министерства и ведомства


11.

Проведение тщательной экспертизы воздействия на конкуренцию и предпринимательскую деятельность сформированных перечней нормативно-правовых актов и документов технического регулирования, представленных министерствами и ведомствами, с привлечением представителей частного бизнеса и независимых экспертов.


февраль-

апрель

2021 года

Заключение экспертизы

и отчет


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство юстиции (Р. Давлетов), министерства и ведомства


12.

Проведение с министерствами и ведомствами обсуждений по заключениям проведенных экспертиз, формирование итогового перечня пересмотренных нормативно-правовых актов и планирование проведения обсуждений по жалобам и апелляциям министерств.


апрель

2021 года


Заключение экспертизы

и отчет


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство юстиции (Р. Давлетов), министерства и ведомства


13.

Разработка пакета проектов нормативно-правовых актов для внесения изменений в акты законодательства с проведением оценки их воздействия на конкуренцию, бизнес и Государственный бюджет.


апрель-

июль

2021 года


Проекты нормативно-

правовых актов


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство финансов (Т. Ишметов), Министерство юстиции (Р. Давлетов)


14.

Утверждение пакета изменений, вносимых в акты законодательства, размещение в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан принятых нормативно-правовых актов и документов технического регулирования.

Внедрение порядка автоматического признания утратившими силу актов законодательства, не размещенных в Национальной базе данных законодательства.


август-

сентябрь

2021 года


Законы Республики Узбекистан, решения Президента Республики Узбекистан и Правительства


Антимонопольный комитет (Н. Шарипов)


        





ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Указу Президента РУз

от 06.07.2020 г. N УП-6019



ПЕРЕЧЕНЬ

министерств и ведомств, ответственных

за разработку программ развития конкуренции

на период до 2024 года, за которыми закреплено

регулирование отраслей

      

     

   

N

    

      

Отрасль

   

    

Ответственные

министерства и ведомства

      

1.

Производство электроэнергии


Министерство энергетики


2.

Нефтегазовая промышленность


3.

Железнодорожный транспорт


Министерство транспорта


4.

Воздушный транспорт


5.

Автомобильный транспорт


6.

Строительство автомобильных дорог


7.

Строительство


Министерство строительства


8.

Услуги проектирования


9.

Услуги мобильной связи


Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций


10.

Услуги интернета


11.

Подготовка кадастровых документов


Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру


12.

Проведение работ по замерам и услуги топосъемки


13.

Сертификация и метрология


Агентство "Узстандарт"


14.

Автомобильная промышленность


Министерство экономического развития и сокращения бедности, Антимонопольный комитет


15.

Электротехника


16.

Металлургия


17.

Пищевая и масложировая промышленность


18.

Строительные материалы


19.

Химическая промышленность


        





ПРИЛОЖЕНИЕ N 5

к Указу Президента РУз

от 06.07.2020 г. N УП-6019



ПЕРЕЧЕНЬ

предприятий с участием государства,

в которых начиная с 1 января 2021 года

внедряется система антимонопольного

комплаенса в качестве эксперимента

    

      

1. Акционерное общество "Uzbekistan airways"


2. Акционерное общество "Кварц"


3. Акционерный коммерческий банк "Асака"


4. Акционерное общество "UzAuto Motors"


5. Акционерное общество "Узтрансгаз"


6. Акционерное общество "Навоиазот"


7. Акционерное общество "Тепловые электрические станции"


8. Акционерное общество "Национальные электрические сети Узбекистана"


9. Акционерное общество "Кизилкумцемент"



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 7 июля 2020 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

13 июля 2020 г., N 27, ст. 306