ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Антимонопольная политика. Естественные монополии / Общие положения антимонопольного законодательства /Указ Президента Республики Узбекистан от 06.07.2020 г. N УП-6019 "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию конкурентной среды и сокращению государственного участия в экономике"
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
06.07.2020 г.
N УП-6019
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ
КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И СОКРАЩЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ
В ЭКОНОМИКЕ
В целях создания эффективной конкурентной среды путем поэтапного снижения монополии на товарных и финансовых рынках в стране реализуются меры, направленные на сокращение участия государства в экономике, отказ от избыточного ценового регулирования и уменьшение влияния государства на экономику.
Вместе с тем стоят неотложные задачи по дальнейшему уменьшению негативного воздействия монополии хозяйствующих обществ с участием государства на конкурентоспособность экономики, повышению эффективности системы предоставления льгот и преференций, а также снижению регуляторной нагрузки на субъекты предпринимательства.
В целях развития конкуренции на товарных и финансовых рынках, создания равных условий для деятельности субъектов предпринимательства, обеспечения открытости и дальнейшего совершенствования процедур государственных закупок, а также в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год развития науки, просвещения и цифровой экономики":
1. Установить, что:
а) Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан (далее - Комитет) в своей деятельности подотчетен Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Президенту Республики Узбекистан;
б) Комитет на постоянной основе вносит непосредственно Президенту Республики Узбекистан информацию при реализации следующих задач:
осуществление государственного контроля за эффективностью государственной помощи, предоставляемой в форме льгот, преференций и эксклюзивных прав на ведение деятельности, а также внесение предложений по их отмене при негативном воздействии на конкурентную среду;
осуществление совместно с Министерством финансов государственного контроля за соблюдением законодательства о государственных закупках, а также за закупками хозяйствующих обществ и предприятий стратегического значения, для которых устанавливается отдельный порядок;
внесение предложений по отмене решений государственных органов, нарушающих требования законодательства о конкуренции и применению мер в отношении их должностных лиц;
выявление и пресечение "картельных" соглашений и сговоров в сотрудничестве с правоохранительными органами;
осуществление контроля за созданием хозяйствующих субъектов с участием государства;
в) Комитет:
взаимодействует с Секретариатом по вопросам макроэкономического анализа, структурных преобразований, финансово-банковской системы, управления государственными активами, развития конкуренции, поддержки предпринимательства и сокращения бедности Кабинета Министров Республики Узбекистан при обеспечении согласованности мер и политики в сфере конкуренции и противодействия монополии, осуществлении структурных реформ, связанных с формированием свободного и конкурентоспособного рынка, а также конкурентных условий при осуществлении процедур государственных закупок, реализации государственных активов;
совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности осуществляет взаимоскоординированные действия по улучшению конкурентной среды в экономике и регионах страны, определению стратегически приоритетных направлений и задач в сфере конкуренции, в том числе проведению институциональных реформ.
2. Установить порядок, в соответствии с которым:
одной из основных задач органов государственного управления, определенных уполномоченными в отраслях и сферах, является улучшение и развитие конкурентной среды с возложением осуществления данных задач на руководителей и их первых заместителей;
создание (реорганизация), за исключением создания в целях укрепления обороноспособности и обеспечения национальной безопасности, хозяйствующих субъектов с участием государства и их аффилированных лиц, а также государственных учреждений, уполномоченных осуществлять хозяйственную деятельность, осуществляется после получения предварительного согласия антимонопольного органа;
хозяйствующий субъект, имеющий конфликт интересов с государственным заказчиком, хозяйственным обществом и предприятием стратегического значения, не может быть участником государственных закупок или отбора наилучших предложений либо прямых переговоров, за исключением государственных закупок, осуществляемых для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной охране, обороноспособности, безопасности и поддержания внутреннего порядка в Республике Узбекистан, а также связанных с государственными секретами;
государственный заказчик, хозяйственное общество и предприятие стратегического значения до проведения тендерных и конкурсных торгов, отбора наилучших предложений, а также прямых переговоров обязан разместить информацию об аффилированных с ними лицах на специальном информационном портале государственных закупок;
создание предприятия с участием государства и их аффилированных лиц в сферах с развитой конкуренцией, когда на товарном или финансовом рынке функционируют пять и более субъектов частного предпринимательства;
создание республиканскими органами исполнительной власти, органами государственной власти на местах, в том числе государственными учреждениями, осуществляющими лицензирование отдельных видов деятельности, выдачу документов разрешительного характера, принимающими посредством специальной электронной системы уведомления, наделенными полномочиями по регистрации или аккредитации, а также государственными целевыми фондами предприятий с их участием в сферах, где им предоставлены полномочия по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности, выдаче документов разрешительного характера, принятию посредством специальной электронной системы уведомлений, а также регистрации или аккредитации;
создание предприятия с участием государства, являющимся единым поставщиком или наделенным данным правом либо имеющим доминирующее положение, аффилированных с ним лиц, деятельность которых зависит от использования товаров (ресурсов) или сетевой инфраструктуры учредителя, и которые занимаются деятельностью, конкурирующей с субъектами частного предпринимательства, за исключением случаев создания данных аффилированных лиц в результате их разделения с обеспечением равных с конкурентами условий деятельности.
3. Установить, что все нормативно-правовые акты, предусматривающие следующее, принимаются в установленном порядке исключительно при наличии заключения Министерства экономического развития и сокращения бедности и Министерства юстиции об оценке регуляторного воздействия, а также Комитета - на основе результатов оценки воздействия на конкурентную среду:
введение новых ограничений и новых видов разрешительных процедур, лицензий хозяйствующим субъектам или распространение действующих ограничений, разрешительных процедур и лицензируемых видов деятельности на более широкий круг участников рынка;
введение дополнительных требований и условий для получения разрешительных документов или лицензий;
повышение требований к минимальному размеру уставного капитала юридических лиц;
ограничение (уменьшение) установленных прав хозяйствующих субъектов или введение для них дополнительных обязательств либо дополнительных расходов;
установление для хозяйствующих субъектов любых видов государственной помощи, в том числе льгот, гарантий, преференций, а также предоставление новых прав, в том числе эксклюзивных.
Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Комитетом в месячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Положение об оценке регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов.
Стратегию развития конкуренции на товарных и финансовых рынках в 2020-2024 годах согласно приложению N 1;
"Дорожную карту" по реализации Стратегии развития конкуренции на товарных и финансовых рынках в 2020-2024 годах согласно приложению N 2;
План мер по проведению сплошной инвентаризации нормативно-правовых актов и нормативных актов в сфере технического регулирования, непосредственно влияющих на предпринимательскую деятельность, согласно приложению N 3;
перечень министерств и ведомств, ответственных за разработку программ развития конкуренции на период до 2024 года, за которыми закреплено регулирование отраслей, согласно приложению N 4.
5. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2021 года:
а) исполнители государственных закупок, а также закупок хозяйственных обществ и предприятий стратегического значения обязаны:
в течение двух дней со дня официального объявления их победителями по итогам тендерных и конкурсных торгов, отбора наилучших предложений, а также результатов прямых переговоров раскрыть информацию о своих конечных выгодоприобретателях (бенефициарах), которые имеют действительный контроль путем прямого или косвенного владения 25 и более процентов их акций (долей), посредством размещения соответствующих сведений на специальном информационном портале государственных закупок;
на постоянной основе размещать на своих веб-сайтах и специальном информационном портале сведения о состоянии выполнения обязательств по договорам, заключенным по результатам тендерных и конкурсных торгов, процедуры отбора наилучших предложений, а также прямых переговоров.
6. Комитету совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 ноября 2020 года:
на основе изучения международного опыта разработать единый проект закона путем объединения законов Республики Узбекистан "О конкуренции" и "О естественных монополиях", предусматривающий кардинальное совершенствование механизма формирования конкурентной среды;
внести в установленном порядке изменения и дополнения в действующие акты законодательства, предусмотрев обеспечение доступа для частного сектора и его развитие в тех монопольных сферах, в которых имеется возможность для создания свободной конкурентной среды.
7. За счет сокращения 28 штатных единиц органов государственной налоговой службы:
увеличить штатную численность Департамента по улучшению бизнес-среды и формированию современной экономики в структуре центрального аппарата Министерства экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан на 8 штатных единиц, возложив на него задачи по оценке регуляторного воздействия проектов актов законодательства;
образовать в структуре Комитета Управление по контролю за предоставлением государственной помощи и оценке ее эффективности, и представить ему и Управлению контроля за торгами дополнительно 20 штатных единиц.
8. Министерствам и ведомствам, указанным в приложении N 4 к настоящему Указу, совместно с Комитетом и Министерством экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан в срок до 1 февраля 2020 года разработать и в установленном порядке внести на утверждение в Кабинет Министров программы развития конкуренции в отраслях, регулирование которых закреплено за ними.
9. Комитету:
а) в месячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления о коренном совершенствовании государственной политики в области обеспечения конкуренции и защиты прав потребителей;
б) в срок до 1 октября 2020 года внести предложение об установлении в законах Республики Узбекистан "О конкуренции" и "О государственных закупках" об установлении запрета для участия в конкурсных и тендерных торгах, отборе наилучших предложений и прямых переговорах лицам, имеющим конфликт интересов с государственными заказчиками, хозяйственными обществами и предприятиями стратегического значения, а также исполнителям государственных закупок и закупок хозяйственных обществ и предприятий стратегического значения, не раскрывшим сведения либо представившим недостоверные сведения о своих конечных выгодоприобретателях (бенефициарах), и ответственности за такие нарушения закона;
в) совместно с Министерством финансов, Агентством по управлению государственными активами, Агентством по развитию рынка капитала, Агентством государственных услуг при Министерстве юстиции, заинтересованными министерствами и ведомствами разработать:
в срок до 1 октября 2020 года Положение о порядке получения предварительного согласия на создание (реорганизацию) хозяйствующих субъектов с участием государства, аффилированных с ними лиц, а также государственных учреждений, уполномоченных осуществлять хозяйственную деятельность;
в срок до 15 октября 2020 года Положение об обязательном раскрытии государственными заказчиками, хозяйственными обществами и предприятиями стратегического значения информации об аффилированных с ними лицах, а также участниками закупочных процедур информации о своих конечных выгодоприобретателях (бенефициарах) в процессе закупок;
г) совместно с Министерством финансов и Министерством экономического развития и сокращения бедности в срок до 1 ноября 2020 года внести на утверждение в Кабинет Министров порядок осуществления системного мониторинга и оценки эффективности предоставленных размеров льгот ожидаемым результатам и принятым обязательствам, уровня влияния на социально-экономическое развитие и конкурентную среду в Республике Узбекистан;
д) совместно с Министерством финансов в срок до 1 января 2021 года обеспечить перевод осуществления закупок хозяйственных обществ и предприятий стратегического значения путем отбора наилучших предложений полностью в электронную форму в режиме онлайн через сеть Интернет;
е) совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли и Министерством экономического развития и сокращения бедности путем привлечения технической помощи международных финансовых институтов, в том числе Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития:
разработать методологию диагностики конкурентной среды во всех отраслях экономики страны на основе Индекса регулирования товарных рынков (Product Market Regulation-PMR) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и внедрить новые эффективные инструменты антимонопольного регулирования на основе зарубежной практики;
привлечь ведущих международных экспертов для разработки проекта закона "О конкуренции" в новой редакции и других нормативно-правовых актов и методологических пособий;
наладить системный диалог с антимонопольными органами развитых стран, в том числе с Международной конкурентной сетью (International Competition Network) для проведения обсуждения актуальных вопросов защиты конкуренции;
реализовать меры по анализу монополизированных отраслей и разработать предложения по развитию в них конкуренции, а также оказанию содействия в повышении институционального потенциала Комитета;
ж) совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством финансов, Государственным комитетом по статистике, Агентством по управлению государственными активами, Агентством по развитию рынка капитала, Агентством государственных услуг при Министерстве юстиции, Государственным налоговым комитетом, а также другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 марта 2021 года внедрить электронную систему, предоставляющую возможность ее использования путем интеграции с действующими базами данных, служащую для определения в режиме онлайн наличия субъектов частного предпринимательства на товарных и финансовых рынках, а также аффилированных лиц, участвующих в осуществлении государственных закупок.
10. Рекомендовать Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовывать в средствах массовой информации выступления и тематические программы по широкому освещению целей и задач настоящего Указа.
11. Комитету совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 06.07.2020 г. N УП-6019
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по реализации Стратегии развития конкуренции
на товарных и финансовых рынках
в 2020-2024 годах
N
|
Наименование мероприятий
|
Механизм реализации
|
Сроки исполнения
|
Ответственные исполнители
|
I. РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ
|
||||
1. |
Создание прогрессивной модели "умного" антимонопольного регулирования, предусматривающей переход от системы предупреждения нарушений законодательства о конкуренции к системе раннего предупреждения (профилактики) нарушений законодательства в области защиты конкуренции. |
1. Внесение изменений и дополнений в Закон "О конкуренции", предусматривающих: отмену ведения реестра организаций-монополистов и субъектов естественных монополий; внедрение понятия "превосходящая сила обсуждений" и определение методов его контроля; расширение нижней границы вмешательства в определенных случаях для эффективного предупреждения нарушений законодательства о конкуренции. 2. В целях предупреждения нарушений законодательства о конкуренции расширение применения института проведения разъяснений с разработкой при этом специальных указаний (guidelines). |
октябрь 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
2. |
Внедрение гибких инструментов анализа товарных, финансовых и цифровых рынков, в том числе методов, основанных на принципах поведенческой экономики (behavioral economics). |
1. Внесение изменений и дополнений в Закон "О конкуренции", отказ от показателя определенной доли рынка при установлении монопольного положения с уделением основного внимания фактам злоупотребления доминирующим положением на рынке. |
октябрь 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство инновационного развития (И. Абдурахмонов) |
2. Разработка Порядка проведения анализа поведения участников товарных, финансовых и цифровых рынков. |
октябрь 2020 года |
|||
3. Создание лаборатории институциональных инноваций в конкурентной политике в целях внедрения подходов поведенческой экономики, стимулирующих полное соблюдение участниками товарного и финансового рынков законодательства о конкуренции, в том числе концепции "мягкого подталкивания" (nudging). |
апрель 2021 года |
|||
3. |
Анализ состояния конкурентной среды в экономике. |
1. Проведение анализа состояния конкуренции на товарных рынках и разработка "Дорожной карты на основе индикатора "Эффективность товарных рынков" методологии Индекса глобальной конкурентоспособности. |
август 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов) |
2. Расчет индекса регулирования товарных рынков (PMR) на основе методики Организации экономического сотрудничества и развития. |
март 2021 года |
|||
3. Подготовка годового отчета о состоянии конкуренции. |
декабрь 2020 года |
|||
4. |
Переход от отраслевого управления к "управлению рынками". |
Повышение ответственности государственных органов за развитие конкуренции путем включения в положения государственных органов функциональных обязательств по развитию конкуренции в рамках собственных задач в отраслях, за которыми закреплено регулирование. |
декабрь 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
5. |
Внедрение риск-ориентированного подхода к нарушениям требований актов законодательства при осуществлении государственного антимонопольного надзора. |
Разработка критериев классификации деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся хозяйственной деятельностью по категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением актов законодательства о конкуренции. |
октябрь 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
II. СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНО ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ РЫНКОВ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ И РАВНЫХ УСЛОВИЙ ДОСТУПА К НИМ
|
||||
6. |
Упрощение доступа на товарные и финансовые рынки для новых участников. |
Разработка программ развития конкуренции на основных товарных и финансовых рынках, в том числе: на фармацевтическом рынке; в строительстве и производстве строительных материалов; в банковском секторе; в телекоммуникационных услугах (Интернет, мобильная связь); в производстве нефтепродуктов; в производстве химических и минеральных удобрений; в производстве пищевой продукции. |
декабрь 2020 года |
Агентство по развитию фармацевтической отрасли (С. Кариев), Министерство строительства (Б. Закиров), Центральный банк (М. Нурмуратов), Мининфоком (Ш. Садиков), Министерство энергетики (А. Султанов), АО "Узкимёсаноат" (Ж. Мирзамахмудов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов) |
7. |
Обеспечение конкурентных условий на товарных и финансовых рынках. |
Разработка антимонопольных требований и правил в разрезе отраслей и сфер экономики. |
январь 2021 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), отраслевые регуляторы - министерства и ведомства |
8. |
Совершенствование антимонопольного регулирования в сфере государственных закупок. |
1. Внесение в Закон "О государственных закупках" требований об ограничении количества представителей заказчиков и требований, предъявляемых к аффилированности участников, с целью предупреждения согласованных действий в процессе государственных закупок. 2. Утверждение порядка выявления нарушений требований законодательства о конкуренции в ходе тендерных торгов. |
ноябрь 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство финансов (Т. Ишметов) |
9. |
Обеспечение конкуренции в закупках хозяйственных обществ и предприятий стратегического значения. |
Введение антимонопольных требований в процессы закупок хозяйственных обществ и предприятий стратегического значения. |
сентябрь 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
10. |
Совершенствование механизма биржевых торгов и расширение видов товаров для выставления на биржевые торги. |
1. Утверждение Порядка мониторинга выставления на торги высоколиквидных и монопольных видов товаров путем цифровизации процесса. 2. Утверждение Порядка принятия антимонопольных мер и предупреждения ценовых манипуляций на биржевых торгах в период высокого спроса. |
февраль 2021 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов) |
11. |
Обеспечение конкуренции в процессе оптовой и розничной торговли. |
Внедрение в законодательство о конкуренции антимонопольных требований к розничной и оптовой торговле. |
май 2021 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов) |
III. СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО БРЕМЕНИ И ИЗДЕРЖЕК СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СТЕПЕНИ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ, УПОРЯДОЧЕНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ
|
||||
12. |
Снижение негативного воздействия нормативно-правовых актов на конкуренцию. |
1. Проведение антимонопольной "комплексной ревизии" нормативно-правовой базы - очистки от норм, противоречащих конкуренции, не менее 3 тысяч нормативно-правовых актов и 20 тысяч документов технического регулирования с использованием метода "гильотины". |
сентябрь 2020 года - март 2021 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство юстиции (Р. Давлетов) |
2. Оценка воздействия нормативно-правовых актов на основе принципа "ex-ante" и "ex-post". |
2020-2023 годы |
|||
13. |
Введение механизма стимулирования конкуренции при создании государственных предприятий. |
1. Внедрение механизма установления цели участия государства в экономике и переход на принцип "желтых страниц", предусматривающий ограничение создания государственных предприятий при наличии на рынке частных предприятий. 2. Внедрение механизма получения согласия антимонопольного органа при создании предприятий с участием государства. |
сентябрь 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Агентство по управлению государственными активами (С. Бекенов) |
14. |
Сокращение количества государственных унитарных предприятий и хозяйствующих субъектов, подконтрольных хозяйствующим субъектам с участием государства. |
1. Изучение деятельности субъектов предпринимательства, аффилированных с государственными унитарными предприятиями, крупными государственными компаниями и субъектами предпринимательства, оказывающих негативное воздействие на конкуренцию на рынках. |
сентябрь 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Агентство по управлению государственными активами (С. Бекенов) |
2. Разработка "Дорожной карты" по преобразованию государственных унитарных предприятий в иные организационно-правовые формы и выделению из состава крупных хозяйственных объединений в качестве отдельных субъектов. |
октябрь 2020 года |
|||
Сокращение доли государства и крупных предприятий в экономике путем привлечения инвестиций. |
1. Подготовка крупных государственных предприятий и акционерных обществ к публичному размещению. 2. Переход к международным стандартам корпоративного управления и финансовой отчетности на государственных предприятиях. 3. Повышение прозрачности деятельности государственных предприятий путем регулярной публикации финансовых отчетов и информации, в том числе на иностранных языках. |
2020-2024 годы |
Агентство по управлению государственными активами (С. Бекенов), Министерство финансов (Т. Ишметов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей (Ш. Шарахметов)
|
|
16. |
Развитие конкурентной среды и привлечение частного сектора в отдельные сферы, в которых государственные органы выполняют хозяйственные функции. |
Разработка программы передачи частному сектору отдельных государственных функций путем внедрения системы аккредитации и обязательного страхования участников рынка в следующих сферах: технического надзора в строительстве; сертификации, калибровки средств измерений и поверки средств измерений; выполнения кадастровых работ. |
январь 2021 года |
Министерство строительства (Б. Закиров), Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации (Д. Саттаров), Госкомземгеодезкадастр (Х. Турахужаев), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
17. |
Повышение эффективности государственной помощи. |
1. Включение в законодательство о конкуренции механизма получения предварительного согласия антимонопольного органа при предоставлении государственной помощи в виде льгот и преференций. 2. Разработка критериев эффективности льгот и преференций. 3. Формирование перечня хозяйствующих субъектов, пользующихся льготами и преференциями. |
октябрь 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
18. |
Проведение анализа эффективности льгот и преференций. |
1. Изучение эффективности льгот и преференций в следующих сферах: телекоммуникаций; производства автомобилей; электротехнической промышленности; сельскохозяйственного машиностроения; производства масложировой продукции; производства минеральных удобрений. |
декабрь 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство финансов (Т. Ишметов), Государственный налоговый комитет (Ш. Кудбиев), Государственный таможенный комитет (М. Азимов) |
2. Внесение предложений об оптимизации (отмене) льгот и преференций, предоставленных отдельным сферам. |
декабрь 2020 года |
|||
19. |
Принудительное разделение крупных монополий с участием государства, негативно воздействующих на конкурентную среду. |
1. Проведение анализа поведения действующих крупных предприятий-монополистов с участием государства и изучение наличия в их действиях негативного воздействия на конкурентную среду. 2. Внесение предложений о принудительном разделении крупных монополий с участием государства, негативно воздействующих на конкурентную среду, в установленном порядке. |
март 2021 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
IV. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ), А ИМЕННО С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ, ПОРОЖДАЮЩИХ ЭФФЕКТ СТИМУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ
|
||||
20. |
Полный переход на рыночные механизмы формирования цен (тарифов) на конкурентных товарных и финансовых рынках. |
Пересмотр порядка государственного регулирования цен (декларирования, утверждения, установления строго фиксированных или предельных цен (тарифов), регулирующего коэффициента, наценок и предельного уровня рентабельности и других методов регулирования цен). |
декабрь 2020 года |
Министерство финансов (Т. Ишметов), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
Пересмотр методов и подходов к формированию цен субъектов естественных монополий. |
Создание эффекта стимулирования конкуренции субъектов естественных монополий путем внедрения прогрессивных рыночных механизмов формирования цен (метода экономически обоснованной рентабельности инвестированного капитала (Regulatory Asset Base), метода сравнительного анализа и других методов). |
2021-2024 годы |
Министерство финансов (Т. Ишметов), Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей (Ш. Шарахметов)
|
|
22. |
Совершенствование механизма ведения мониторинга за применением регулируемых цен. |
Разработка порядка ведения мониторинга за применением регулируемых цен, предусматривающего использование метода "сравнительных значений" цен на сопоставимых и взаимосвязанных рынках для определения обоснованности затрат регулируемых субъектов предпринимательства. |
декабрь 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
V. УСТРАНЕНИЕ БАРЬЕРОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ СФЕР ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА
|
||||
23. |
Пересмотр критериев классификации в качестве естественных монополий и кардинальное сокращение данных сфер. |
1. Объединение законов "О конкуренции" и "О естественных монополиях". |
октябрь 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
2. Проведение анализа деятельности и функционирования субъектов естественных монополий, в том числе исходя из возможности создания конкурентных условий на взаимосвязанных рынках. |
февраль 2021 года |
|||
24. |
Обеспечение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий и доступа к их инфраструктуре без дискриминации. |
1. Инвентаризация типовых и других договоров субъектов естественных монополий. 2. Усиление механизмов ответственности за необоснованный отказ в подключении (присоединении) к инфраструктуре естественных монополий. |
ноябрь 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
25. |
Развитие конкуренции в сфере электроэнергетики. |
1. Утверждение Программы по поэтапному формированию оптового рынка электроэнергии. 2. Утверждение "Дорожной карты" по передаче частному сектору функций производства и распределения электроэнергии. |
апрель 2021 года |
Министерство энергетики (А. Султанов), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
26. |
Развитие конкуренции на рынке газоснабжения. |
Утверждение Программы по обеспечению доступа частного сектора на конкурентной основе на рынок газоснабжения. |
сентябрь 2021 года |
Министерство энергетики (А. Султанов), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
27. |
Развитие конкуренции в сфере железнодорожного транспорта. |
Разработка программы развития конкуренции на рынке перевозок железнодорожным транспортом, предусматривающей: изучение возможности создания условий для развития частного рынка перевозок железнодорожным транспортом путем разделения функций по содержанию инфраструктуры железной дороги и осуществлению перевозок; принятие нормативно-правового акта об основах регулирования деятельности операторов подвижного состава и их взаимоотношений с перевозчиками; разработку методики расчета тарифа на комбинированные перевозки (с использованием на маршруте различных видов локомотивов либо локомотивов разных перевозчиков); обеспечение равных условий для технологического присоединения путей, не являющихся путями общего пользования, к путям общего пользования; организация "биржи" по обмену вагонами, создание наиболее эффективной логистики перевозок. |
март 2021 года |
Министерство транспорта (Э. Ганиев), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
28. |
Развитие конкуренции в сфере воздушного транспорта. |
1. Утверждение программы введения во всех регионах республики режима "открытое небо". |
декабрь 2020 года |
Министерство транспорта (Э. Ганиев), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
2. Утверждение программы обеспечения доступа субъектам частного сектора к оказанию различных услуг на рынке перевозок воздушным транспортом. |
декабрь 2020 года |
|||
3. Утверждение программы создания национальных дешевых перевозчиков-лоукостеров. |
январь 2021 года |
|||
VI. ВНЕДРЕНИЕ ПРЕВЕНТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ (ПРОФИЛАКТИКИ) НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ
|
||||
Внедрение на предприятиях-монополистах и в государственных органах антимонопольного комплаенса. |
1. Разработка "Дорожной карты" по внедрению антимонопольного комплаенса на предприятиях-монополистах и в государственных органах. |
сентябрь 2020 года |
Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей (Ш. Шарахметов), Агентство по управлению государственными активами (С. Бекенов)
|
|
2. Внедрение антимонопольного комплаенса на предприятиях-монополистах и в государственных органах. |
2020-2024 годы |
|||
30. |
Внедрение механизма раннего предупреждения (профилактики) правонарушений в области защиты конкуренции. |
1. Разработка методологии по внедрению и мониторингу в государственных органах и хозяйствующих субъектах системы антимонопольного комплаенса - системы правил внутреннего распорядка по обеспечению соблюдения требований законодательства о конкуренции, выявлению и предупреждению рисков правонарушений. |
сентябрь 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Агентство по управлению государственными активами (С. Бекенов) |
2. Внедрение в качестве эксперимента системы антимонопольного комплаенса не менее чем на 9 предприятиях. |
декабрь 2020года |
|||
VII. УСИЛЕНИЕ МЕР ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРЕНЦИИ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗА "КАРТЕЛЬНЫЕ" СОГЛАШЕНИЯ И СГОВОРЫ, И СТИМУЛИРОВАНИЕ ДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
|
||||
31. |
Повышение эффективности методов борьбы с "картельными" соглашениями. |
Внесение в Закон "О конкуренции" изменений, предусматривающих изменение размеров штрафов за нарушение законодательства о конкуренции при заключении "картельных" соглашений и сговоров. |
октябрь 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
32. |
Улучшение аналитических инструментов выявления "картельных" соглашений и сговоров. |
Разработка порядка наблюдения за уровнем цен на социально значимые и монопольные виды товаров и услуг. |
сентябрь 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство финансов (Т. Ишметов) |
33. |
Формирование в обществе нетерпимого отношения к любым проявлениям сговоров и "картельных" соглашений. |
1. Разработка социальной кампании против "картелей" с широким привлечением средств массовой информации и общественности. 2. Утверждение мер по повышению эффективности программы "смягчение" с целью выявления "картельных" соглашений. |
декабрь 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Национальная телерадиокомпания Узбекистана (А. Хаджаев)
|
34. |
Совершенствование механизмов определения и предупреждения случаев недобросовестной конкуренции. |
1. Формирование экспертной комиссии по оценке сходства продукции при антимонопольном органе из юристов, патентных поверенных и экспертов, осуществляющих деятельность в данной сфере. |
октябрь 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Агентство по интеллектуальной собственности (Т. Абдусатторов) |
2. Введение реестра недобросовестных субъектов предпринимательства, нарушающих права интеллектуальной собственности. |
сентябрь 2020 года |
|||
35. |
Создание системы повышения квалификации судей по применению законодательства о конкуренции. |
Организация для судей специальных курсов по применению законодательства о конкуренции совместно с Высшей школой судей при Высшем судейском совете. |
2021 год |
Высший судейский совет (У. Мингбаев), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
VIII. ВНЕДРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
|
||||
36. |
Упрощение условий доступа на цифровые рынки для новых участников. |
1. Включение в Закон "О конкуренции" понятий "цифровые рынки" и их антимонопольного регулирования. |
октябрь 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Национальное агентство проектного управления (Д. Ли), Мининфоком (Ш. Садиков) |
2. Создание специального правового режима на основе концепции "регуляторных песочниц", позволяющей испытывать инновации на цифровых рынках без регулятивной документации. |
2020-2021 годы |
|||
37. |
Создание эффективных инструментов антимонопольного регулирования цифровых рынков. |
Разработка порядка проведения анализа и определения товарных и географических границ цифровых рынков. |
апрель 2021 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Национальное агентство проектного управления (Д. Ли) |
38. |
Совершенствование конкурентной среды в сфере электронной коммерции. |
Утверждение антимонопольных правил торговли в процессе электронной коммерции. |
2021 год |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
39. |
Реализация профилактических мер по защите конкуренции на цифровых рынках. |
Создание цифровой платформы, основанной на концепции RegTech (регуляторные технологии), обеспечивающей оперативное и эффективное выполнение участниками цифровых рынков требований законодательства о конкуренции. |
2022 год |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Мининфоком (Ш. Садиков) |
IХ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТКРЫТОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА И ФОРМИРОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕ КУЛЬТУРЫ КОНКУРЕНЦИИ И НЕТЕРПИМОСТИ К ПРОЯВЛЕНИЯМ АНТИКОНКУРЕНТНЫХ ДЕЙСТВИЙ
|
||||
40. |
Широкое привлечение общественных организаций, экспертных и бизнес-сообществ к проводимой работе в направлении формирования в республике здоровой конкурентной среды. |
1. Дальнейшее развитие дискуссионной площадки "Конкуренция 4.0.". 2. Создание Экспертного совета по содействию развития конкуренции. |
2020-2022 годы |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
Формирование в обществе культуры конкуренции и нетерпимости к любым проявлениям антиконкурентных действий. |
1. Организация для субъектов предпринимательства учебных курсов, посвященных развитию рыночных навыков и знаний законодательства о конкуренции. 2. Образование негосударственных организаций (создание, организация) с целью содействия дальнейшему развитию конкуренции. |
2020-2024 годы |
Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей (Ш. Шарахметов), Министерство юстиции (Р. Давлетов)
|
|
42. |
Широкое внедрение информационных технологий в деятельность Антимонопольного комитета в целях обеспечения оперативности при выявлении случаев ограничения конкуренции и принятия соответствующих мер. |
Создание единой информационной системы антимонопольного регулирования с обеспечением ее подключения к территориальным органам, информационно-справочным системам всех государственных органов. |
2020-2022 годы |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Мининфоком (Ш. Садиков) |
43. |
Повышение эффективности деятельности Антимонопольного комитета. |
Разработка и внедрение ключевых показателей эффективности деятельности (KPI) Антимонопольного комитета на основе передовой зарубежной практики. |
сентябрь 2020 года |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
44. |
Дальнейшее повышение осведомленности и навыков руководителей органов государственного управления и государственной власти на местах о конкурентной политике и требованиях законодательства о конкуренции. |
Включение в учебную программу Академии государственного управления специальных курсов о конкурентной политике. |
сентябрь 2020 года |
Академия государственного управления (Х. Азизов), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
Х. СИСТЕМНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА
|
||||
45. |
Создание системы подготовки и переподготовки кадров в сфере антимонопольного регулирования. |
1. Организация специальных курсов по антимонопольному регулированию и конкурентному праву в направлениях магистратуры ведущих высших образовательных учреждений республики. |
сентябрь 2020 года |
Министерство высшего и среднего специального образования (И. Маджидов), Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
2. Организация постоянно действующих учебных курсов по применению требований актов законодательства о конкуренции для работников центрального аппарата и территориальных органов Антимонопольного комитета. |
декабрь 2020 года |
к Указу Президента РУз
от 06.07.2020 г. N УП-6019
ПЛАН МЕР
по проведению сплошной инвентаризации
нормативно-правовых актов и нормативных актов
в сфере технического регулирования, непосредственно
влияющих на предпринимательскую деятельность
N
|
Наименование мер
|
Сроки исполнения
|
Форма реализации
|
Ответственные исполнители
|
1. |
Определение государственного органа по координации проведения сплошной инвентаризации нормативно-правовых актов и документов технического регулирования, непосредственно влияющих на предпринимательскую деятельность с использованием метода "регуляторной гильотины" (далее - инвентаризация), подготовка плана ее проведения - "Дорожной карты", утверждение состава межведомственной комиссии и назначение ответственных работников министерств и ведомств для составления перечня документов, подлежащих инвентаризации. |
сентябрь 2020 года |
Постановление Кабинета Министров |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство юстиции (Р. Давлетов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство финансов (Т. Ишметов), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л. Кудратов), Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Д. Касимов), заинтересованные министерства и ведомства |
2. |
Создание проектного офиса по проведению инвентаризации при государственном органе, координирующем проведение сплошной инвентаризации. |
октябрь 2020 года |
Привлечение средств технического содействия. План практических мер |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство юстиции (Р. Давлетов), Министерство финансов (Т. Ишметов) |
3. |
Привлечение к процессу "регуляторной гильотины" субъектов предпринимательства, проведение консультаций с основными заинтересованными сторонами, разработка плана работы с общественностью. |
сентябрь- октябрь 2020 года |
Организационные мероприятия |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство юстиции (Р. Давлетов) |
4. |
Разработка пособия, электронного вопросника по проведению инвентаризации. |
ноябрь 2020 года |
Пособие и руководство |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство юстиции (Р. Давлетов) |
5. |
Привлечение зарубежных экспертов, организация ознакомительной поездки работников проектного офиса и межведомственной комиссии в зарубежные страны, имеющих опыт проведения инвентаризации. |
ноябрь 2020 года - январь 2021 года |
Практические мероприятия |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство юстиции (Р. Давлетов) |
6. |
Создание единого веб-сайта для процесса "регуляторной гильотины". |
январь 2021 года |
Практические мероприятия |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство юстиции (Р. Давлетов) |
7. |
Организация специальных тренингов о методе "регуляторной гильотины" для ответственных работников министерств и ведомств. |
октябрь- декабрь 2020 года |
Организационные мероприятия |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство юстиции (Р. Давлетов) |
8. |
Информирование широкой общественности о сути и целях программы "регуляторной гильотины", в том числе организация семинаров и "круглых столов", издание инструкций, пособий и других аналитических материалов. |
ноябрь 2020 года - январь 2021 года |
Организационные мероприятия |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство юстиции (Р. Давлетов) |
9. |
Формирование перечня нормативно-правовых актов и документов технического регулирования, подлежащих инвентаризации. |
январь 2021 года |
Распоряжение Кабинета Министров |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство юстиции (Р. Давлетов) |
10. |
Проведение инвентаризации воздействия нормативно-правовых актов и документов технического регулирования министерств и ведомств на конкуренцию и предпринимательскую деятельность с внесением в проектный офис конкретно обоснованных предложений об отмене, пересмотре или сохранении нормативно-правовых актов и документов технического регулирования. |
январь- февраль 2021 года |
Аналитические материалы |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство юстиции (Р. Давлетов), министерства и ведомства |
11. |
Проведение тщательной экспертизы воздействия на конкуренцию и предпринимательскую деятельность сформированных перечней нормативно-правовых актов и документов технического регулирования, представленных министерствами и ведомствами, с привлечением представителей частного бизнеса и независимых экспертов. |
февраль- апрель 2021 года |
Заключение экспертизы и отчет |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство юстиции (Р. Давлетов), министерства и ведомства |
12. |
Проведение с министерствами и ведомствами обсуждений по заключениям проведенных экспертиз, формирование итогового перечня пересмотренных нормативно-правовых актов и планирование проведения обсуждений по жалобам и апелляциям министерств. |
апрель 2021 года |
Заключение экспертизы и отчет |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство юстиции (Р. Давлетов), министерства и ведомства |
13. |
Разработка пакета проектов нормативно-правовых актов для внесения изменений в акты законодательства с проведением оценки их воздействия на конкуренцию, бизнес и Государственный бюджет. |
апрель- июль 2021 года |
Проекты нормативно- правовых актов |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов), Министерство финансов (Т. Ишметов), Министерство юстиции (Р. Давлетов) |
14. |
Утверждение пакета изменений, вносимых в акты законодательства, размещение в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан принятых нормативно-правовых актов и документов технического регулирования. Внедрение порядка автоматического признания утратившими силу актов законодательства, не размещенных в Национальной базе данных законодательства. |
август- сентябрь 2021 года |
Законы Республики Узбекистан, решения Президента Республики Узбекистан и Правительства |
Антимонопольный комитет (Н. Шарипов) |
к Указу Президента РУз
от 06.07.2020 г. N УП-6019
ПЕРЕЧЕНЬ
министерств и ведомств, ответственных
за разработку программ развития конкуренции
на период до 2024 года, за которыми закреплено
регулирование отраслей
N
|
Отрасль
|
Ответственные министерства и ведомства
|
1. |
Производство электроэнергии |
Министерство энергетики |
2. |
Нефтегазовая промышленность |
|
3. |
Железнодорожный транспорт |
Министерство транспорта |
4. |
Воздушный транспорт |
|
5. |
Автомобильный транспорт |
|
6. |
Строительство автомобильных дорог |
|
7. |
Строительство |
Министерство строительства |
8. |
Услуги проектирования |
|
9. |
Услуги мобильной связи |
Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций |
10. |
Услуги интернета |
|
11. |
Подготовка кадастровых документов |
Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру |
12. |
Проведение работ по замерам и услуги топосъемки |
|
13. |
Сертификация и метрология |
Агентство "Узстандарт" |
Автомобильная промышленность |
Министерство экономического развития и сокращения бедности, Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей
|
|
15. |
Электротехника |
|
16. |
Металлургия |
|
17. |
Пищевая и масложировая промышленность |
|
18. |
Строительные материалы |
|
19. |
Химическая промышленность |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 7 июля 2020 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
13 июля 2020 г., N 27, ст. 306