Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Образование/ Среднее образование/ Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования в 2020-2025 годах (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 13.10.2020 г. N ПП-4860)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению Президента РУз
от 13.10.2020 г. N ПП-4860
КОНЦЕПЦИЯ
развития инклюзивного образования
в системе народного образования
в 2020-2025 годах
1. Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования в 2020-2025 годах (далее - Концепция) разработана в целях организации системы инклюзивного образования, гарантии и обеспечения права на получение образования детей с особыми образовательными потребностями.
2. Концепция определяет цели, задачи, основные направления, среднесрочные и долгосрочные перспективные этапы развития инклюзивного образования, а также является основой для разработки программ и комплексных мер, направленных на развитие инклюзивного образования в Республике Узбекистан.
И СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ
3. На сегодняшний день по республике в 86 специализированных школах и школах-интернатах (далее - специализированные образовательные учреждения) для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии обучаются и воспитываются 21,2 тысяч учащихся, в 21 школах-интернатах санаторного типа - 6,1 тысяч. Также 13,3 тысяч учащихся, нуждающихся в длительном лечении, обучаются на дому в индивидуальном порядке.
В 2014-2016 годах в сотрудничестве с Европейским Союзом реализован проект "Инклюзивное образование для детей с особыми образовательными потребностями в Узбекистане". В рамках данного проекта:
в 5 регионах республики созданы опытно-экспериментальные площадки;
более 150 работников медико-психолого-педагогических комиссий и свыше 1 300 педагогических работников прошли обучение услугам инклюзивного образования;
в учебные планы образовательных учреждений по переподготовке и повышению квалификации педагогических работников включены 3 учебных модуля по внедрению инклюзивной практики в систему образования;
для более 2 000 детей с особыми образовательными потребностями и их родителей организованы услуги инклюзивного образования;
в Ташкентской, Самаркандской, Наманганской, Хорезмской и Сурхандарьинской областях созданы 5 экспериментальных ресурсных центров и 15 экспериментальных школ, в которые привлечено более 800 детей.
Принят ряд нормативно-правовых актов о внедрении системы инклюзивного образования.
В данных актах определены меры, направленные на социальную поддержку, образование и воспитание, реализацию способностей и потенциала, а также занятие детьми, нуждающимися в специальной помощи и являющихся частью нашего общества достойного места среди здоровых детей, их духовное развитие.
В частности, в постановлении Президента Республики Узбекистан от 5 сентября 2018 года N ПП-3931 "О мерах по внедрению новых принципов управления в систему народного образования" указаны особые задачи по дальнейшему повышению эффективности мер, обеспечивающих социальные гарантии для детей с особыми образовательными потребностями, а также по созданию адаптационной среды, служащей их образованию и воспитанию (в частности, инклюзивному образованию и воспитанию).
Также, в Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2019 года N УП-5712 определены следующие задачи по улучшению качества образовательных услуг, оказываемых детям с особыми образовательными потребностями:
разработка и утверждение требований, предъявляемых к зданиям образовательных учреждений, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями;
реализация мер, направленных на обеспечение образовательных учреждений, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями, необходимой литературой, методическими пособиями, оборудованием и инвентарем для обучения разным профессиям;
организация системы инклюзивного образования для обучения детей с особыми образовательными потребностями, обеспечение общеобразовательных учреждений специальным оборудованием (подъемными устройствами, пандусами, перилами и другим), а также соответствующими кадрами (специальных педагогов, специалистов по психолого-педагогическому наблюдению за детьми);
проведение среди общественности разъяснительной работы о правах детей с особыми образовательными потребностями на получение знаний, сути и содержании инклюзивного образования;
оптимизация образовательных учреждений, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями, исходя из физических и умственных нужд и потребностей учащихся, а также географического расположения образовательных учреждений;
поэтапное обеспечение школ-интернатов специальным оборудованием для адаптации и интеграции детей с особыми образовательными потребностями;
реализация мер, направленных на обеспечение права каждого ребенка с особыми образовательными потребностями на получение инклюзивного образования.
Кроме того, в целях создания условий, необходимых для обучения детей с особыми образовательными потребностями при строительстве "Современных школ", обеспечения и оснащения данных школ специальной инфраструктурой по организации инклюзивного образования, разработан проект нормативных требований, предъявляемых к "Современной школе".
Запланировано строительство и реконструкция "Современных школ" на основе данных требований в будущем.
С целью развития практики обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах наряду со здоровыми детьми применен опыт интеграции (гармоничного сочетания образования и воспитания) в общеобразовательные школы учащихся, обучающихся в специализированных образовательных учреждениях, в результате которого за последние годы около 500 учащихся с особыми образовательными потребностями возвращены в средние общеобразовательные школы.
На сегодняшний день около 13 тысяч учащихся в более чем 3,2 тысяч средних общеобразовательных школах охвачены инклюзивным образованием.
4. Вместе с тем при организации системы инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями, а также в обеспечении их равных прав на получение образования, в системе народного образования имеются пробелы и недостатки в частности:
а) в сфере организации инклюзивного образования:
в отдельных образовательных учреждениях, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями, для них не созданы беспрепятственная среда и возможности;
образовательные учреждения, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями, не полностью обеспечены необходимой литературой, методическими пособиями, оборудованием и средствами для обучения разным профессиям;
вследствие неналаженности разъяснительной работы среди общественности о праве на получение знаний детей с особыми образовательными потребностями, а также сути и содержания системы инклюзивного образования, родители детей с особыми образовательными потребностями не обладают достаточной информацией о возможности обучения своих детей в общеобразовательных учреждениях;
не внедрены в практику пять инициатив, включающих в себя комплекс мер, направленных на создание дополнительных условий для образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
органами исполнительной власти на местах не уделяется достаточного внимания решению проблем, связанных с привлечением детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивное образование;
сложность и отсутствие прозрачности в процессе приема на учебу детей с особыми образовательными потребностями в образовательные учреждения приводят к разным формам коррупции;
б) в сфере подготовки кадров:
требуется качественное обновление содержания системы инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях;
недостаточный для инклюзивного образования уровень профессиональной подготовки и профессиональной квалификации педагогических кадров порождает ряд проблем в обучении детей с особыми образовательными потребностями;
в учебные программы высших образовательных учреждений педагогического направления не включены предметы по методике инклюзивного образования;
невключение программ инклюзивного образования в учебники по предметам "педагогика" и "методика", а также непрохождение будущими педагогами практики в образовательных учреждениях, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями, оказывают отрицательное влияние на качество их профессиональной подготовки;
недостаточная информированность руководителей и педагогических кадров общеобразовательных учреждений об инклюзивном образовании приводит к неэффективности внедрения инклюзивного образования;
в образовательных учреждениях по повышению квалификации и переподготовке не организованы курсы повышения квалификации, касающиеся обучения детей с особыми образовательными потребностями, в их деятельность не внедрены современные информационно-коммуникационные технологии по инклюзивному образованию;
в) в сфере организации учебного процесса:
в общеобразовательных учреждениях не разработана методика инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями;
не разработаны критерии определения качества и эффективности инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями;
образовательные учреждения, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями, на недостаточном уровне обеспечены необходимой специальной учебной литературой и методическими пособиями;
г) в сфере финансирования системы инклюзивного образования:
требуется распределение и использование средств, достаточных для развития инклюзивного образования на основе эффективной и прозрачной системы;
из Государственного бюджета недостаточно направляются средства образовательным учреждениям для обновления учебного оборудования и материалов, а также создания в зданиях школ условий, направленных на внедрение инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями.
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
5. Целью развития системы инклюзивного образования является обеспечение равных возможностей для получения образования и создание условий, необходимых для достижения успехов в образовании для всех детей, независимо от их индивидуальных особенностей, предыдущих образовательных достижений, языка, культуры, а также социального и экономического положения родителей.
6. Приоритетными направлениями развития инклюзивного образования являются:
а) подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров для системы инклюзивного образования:
внедрение программ инклюзивного образования в высших образовательных учреждениях педагогического направления, совершенствование учебных материалов о методах инклюзивного образования;
создание условий для освоения современных теорий обучения инклюзивному образованию, овладения основами личностно-ориентированных подходов в обучении, а также организация центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогов, осуществляющих деятельность в системе инклюзивного образования;
создание учебно-методических комплексов и популярных изданий об инклюзивном образовании для учителей, учащихся, родителей, специалистов общественных организаций и широкой общественности;
поэтапное повышение качественного состава учителей в общеобразовательных учреждениях, в которых внедрена система инклюзивного образования, в частности, числа педагогов, имеющих степень магистра;
при внедрении инклюзивного образования уделение внимания, прежде всего, обучению детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах с небольшой численностью учащихся, расположенных в отдаленных районах;
формирование системы независимой оценки качества инклюзивного образования и внедрение дополнительных педагогических образовательных услуг для детей с особыми образовательными потребностями;
разработка стандартизированной программы подготовки руководящих кадров в сфере народного образования с внедрением в данную программу учебных курсов, предусматривающих механизмы реализации инклюзивного образования;
повышение эффективности и расширение охвата системы повышения квалификации и переподготовки педагогов, осуществляющих деятельность в общеобразовательных учреждениях, в которых внедрена система инклюзивного образования, путем организации курсов дистанционного обучения;
увеличение параметров приема в высшие образовательные учреждения педагогического профиля по направлению образования "Специальная педагогика", внедрение механизма установления целевых показателей приема абитуриентов из отдаленных районов с высокой потребностью в педагогических работниках на основе рекомендации Министерства народного образования;
совершенствование механизма профессиональной поддержки и сотрудничества с молодыми учителями, ведущих деятельность в общеобразовательных учреждениях, в которых внедрена система инклюзивного образования, с учетом их карьерного роста;
разработка для педагогических работников и внедрение в практику методических рекомендаций по применению инновационных технологий в инклюзивном образовании и воспитании детей с особыми образовательными потребностями;
повышение эффективности учебно-воспитательного процесса путем внесения изменений в учебные программы Института переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования имени А. Авлони, предусматривающих специальные учебные программы и занятия по инклюзивному образованию и воспитанию;
б) совершенствование методов обучения в инклюзивном образовании, поэтапное внедрение принципов индивидуализации в данном процессе:
определение мер по обеспечению права каждого ребенка с особыми образовательными потребностями на инклюзивное образование;
разработка и внедрение на практике механизмов, направленных на предупреждение дискриминации детей с особыми образовательными потребностями, жестокого или унижающего их достоинство обращения;
совершенствование системы раннего выявления и поддержки детей с особыми образовательными потребностями;
создание организационно-управленческих механизмов реализации государственных гарантий по обеспечению равных возможностей получения качественного образования и создания удобств для детей, с учетом их потребности;
разработка и утверждение медицинских показаний, являющихся основанием для направления детей с особыми образовательными потребностями в общие средние и профессиональные образовательные учреждения с внедренной системой инклюзивного образования;
проведение мониторинга состояния и тенденций развития инклюзивного образования принимая во внимание возможности регионов;
обеспечение права каждого ребенка на развитие в соответствии со своим индивидуальным темпом;
создание в общеобразовательных школах условий для получения детьми с особыми образовательными потребностями соответствующих знаний исходя из степени проявления их умственных или физических недостатков;
формирование у учащихся здоровой, сильной и действенной мотивации к учебе в процессе инклюзивного образования, а также развитие у них способности самостоятельного планирования и овладения современными профессиями;
создание мультимедийных приложений с внедрением современных учебников, учебно-методических пособий, информационно-коммуникационных технологий на основе программ инклюзивного образования;
совершенствование профессионального обучения детей с особыми образовательными потребностями и организация краткосрочных курсов в данном направлении;
проведение мониторинга развития инклюзивного образования и освещение результатов проводимой работы;
в) духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе инклюзивного образования, достижение физически здорового и гармоничного формирования ребенка:
популяризация принципов здорового питания среди учащихся учреждений инклюзивного образования;
организация спортивных кружков для детей с особыми образовательными потребностями;
проведение органами самоуправления граждан разъяснительной работы среди родителей о системе инклюзивного образования;
изучение передового опыта развитых стран и внедрение программ, направленных на предупреждение насилия (булинга) среди учащихся образовательных учреждений с внедренной системой инклюзивного образования;
г) повышение качества образовательных услуг, оказываемых детям с особыми образовательными потребностями:
разработка и утверждение требований, предъявляемых к зданиям образовательных учреждений, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями;
реализация мер, направленных на обеспечение образовательных учреждений, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями, необходимой литературой, методическими пособиями, оборудованием и средствами обучения различным профессиям;
д) внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов в сферу инклюзивного образования:
объединение всех образовательных учреждений с внедренной системой инклюзивного образования в единую сеть передачи данных;
обеспечение образовательных учреждений специально оборудованной компьютерной техникой, интерактивными досками, слуховыми аппаратами и другим оборудованием для учащихся, привлеченных к инклюзивному образованию;
внедрение информационной системы для автоматизации процесса инклюзивного образования на основе государственно-частного партнерства, размещение и регулярное обновление электронных форм учебников и методических материалов для детей с особыми образовательными потребностями на портале eduportal.uz;
перевод в электронную форму имеющихся учебников и учебно-методической литературы для детей, привлеченных к инклюзивному образованию;
организация на системной основе процесса разработки и применения мультимедийных продуктов для процесса инклюзивного образования;
е) укрепление материально-технической базы учреждений инклюзивного образования и повышение эффективности их бюджетного финансирования:
выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту учреждений с внедренной системой инклюзивного образования опираясь на передовые технологии и инженерные решения с учетом передовой международной практики;
выполнение строительно-ремонтных работ в рамках Государственной программы "Современная школа" с учетом условий инклюзивного образования в общеобразовательных школах исходя из международного опыта;
оснащение учебных классов и лабораторий общеобразовательных учреждений с внедренной системой инклюзивного образования современной мебелью, инвентарем, учебно-методическими материалами, компьютерной и мультимедийной техникой, системами видеонаблюдения;
расширение конкурентной среды в системе инклюзивного образования за счет развития сети инклюзивного образования на основе государственно-частного партнерства;
формирование практики внедрения системы инклюзивного образования в негосударственных общеобразовательных школах;
ж) внедрение на практике пяти инициатив, включающих в себя комплекс мер, направленных на создание дополнительных условий для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, привлеченных к инклюзивному образованию:
расширение охвата участников инклюзивного образования в кружки в детских центрах "Баркамол авлод";
широкое привлечение детей с особыми образовательными потребностями в учреждения культуры и искусства;
привлечение детей с особыми образовательными потребностями к физической культуре и спорту;
организация эффективного использования компьютерных технологий и Интернета детьми с особыми образовательными потребностями;
развитие духовности у детей с особыми образовательными потребностями, широкая пропаганда среди них культуры чтения;
развитие профессиональных навыков у девушек-учащихся с особыми образовательными потребностями;
проведение пропагандистских мероприятий о достижениях детей с особыми образовательными потребностями в культуре, искусстве, спорте и других направлениях.
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ, ОЖИДАЕМЫЕ
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
7. Путем реализации задач по развитию инклюзивного образования в системе народного образования в 2020-2025 годах, установленных в рамках Концепции, предусматривается достижение следующих показателей:
утверждения роли инклюзивного образования как стратегического фактора развития, реабилитации, интеграции в общество лиц с особыми образовательными потребностями;
укрепления целостности образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями, обеспечения условий, необходимых для их интеграции в общество;
создания механизмов координации интересов государства, общества и личности в сфере инклюзивного образования;
преемственности, общих удобств, качества обучения, вариативности, а также адаптации системы инклюзивного образования к уровню развития и особенностям учащихся;
укрепления взаимного сотрудничества в рамках международных отношений в сфере инклюзивного образования;
государственной поддержки получения учащимися качественного образования с учетом их своеобразных индивидуальных образовательных потребностей;
оптимизации специализированных образовательных учреждений, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями, обеспечения получения ими знаний в общеобразовательных учреждениях в качестве равноправных членов общества путем поэтапного внедрения инклюзивного образования;
организации подготовки кадров в высших образовательных учреждениях педагогического направления на основе программ инклюзивного образования;
улучшение материально-технической базы учреждений инклюзивного образования;
обеспечение полного подключения учреждений инклюзивного образования к сети Интернет;
внедрение механизма оказания государственных услуг по приему учащихся в учреждения инклюзивного образования и их переводу в другие образовательные учреждения.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 14 октября 2020 г.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
19 октября 2020 г., N 41, ст. 451