ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
2022 год /Обзор нового в законодательстве (за период с 10 по 16 сентября 2022 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ОБЗОР
НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(за период с 10 по 16 сентября 2022 г.)
Определен порядок сертификации фармпродукции
Расширен список средств для лечения редких заболеваний
Покупку солнечных и ветряных электростанций
Изменен порядок проведения проверок предпринимателей
Земельные участки будут сдавать в аренду на 30 лет
При Президенте образовано Агентство стратегических реформ
Приказом Министерства здравоохранения Республики Узбекистан утверждены Правила сертификации фармацевтической продукции (рег. МЮ N 3386 от 12.09.2022 г.).
Согласно Правилам:
q организация и проведение работ по сертификации фармацевтической продукции осуществляются аккредитованными органами по сертификации;
q сертификация фармпродукции осуществляется после ее госрегистрации;
q при отсутствии в международных стандартах, ГОСТ, стандартах организации, технических регламентах, Государственной фармокопеи, фармокопейных статьях (далее - Стандарты) соответствующих указаний по сертификационным испытаниям орган по сертификации ориентируется на показатели по качеству и безопасности, указанные в международных стандартах в сфере контроля за качеством фармпродукции;
q при отсутствии в республике Стандартов по импортной фармпродукции сертификационные испытания проводятся на основании требований к аналогичной фармпродукции;
q при отсутствии испытательного центра (лаборатории) для проведения испытаний фармпродукции, ввезенной из-за рубежа, сертификация осуществляется путем идентификации продукции;
q оплата за работы по сертификации осуществляется заявителем независимо от ее результатов.
Для проведения сертификации заявитель посредством системы "Единое окно" ГТК направляет органу по сертификации электронную заявку и необходимые документы.
В заявке должны быть указаны:
q название продукции;
q производитель продукции и страна, где она произведена;
q дозировка фармацевтической продукции;
q сведения об упаковке;
q серия;
q срок годности;
q количество;
q код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан.
В зависимости от страны-производителя продукции (отечественные или импортные) к заявке прилагаются соответствующие документы.
После поступления заявки орган по сертификации в течение 2 дней принимает одно из двух решений:
q о проведении сертификации (в данном случае с заявителем заключается договор и предоставляется счет-фактура на оплату);
q об отказе в проведении сертификации с предоставлением обоснованного заключения.
В проведении сертификации отказывается в случаях:
q указания неполных сведений в заявке, а также при отсутствии всех необходимых приложений;
q отсутствия госрегистрации предоставленной фармпродукции;
q выявления факта подделки фармпродукции.
Документы, собранные по результатам сертификации, передаются сотруднику (техническому комитету), не принимавшему участие в процессе сертификации. Сотрудник (техкомитет), получивший результаты сертификации, в течение 1 дня принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия.
Основанием для отказа в выдаче сертификата служат отрицательные результаты лабораторных испытаний.
При отказе в выдаче сертификатов для импортной фармпродукции сертифицирующий орган направляет уведомление ГТК, Агентству по техническому регулированию при Мининвестиции и Агентству по развитию фармацевтической отрасли при Минздраве.
При принятии решения о выдаче сертификат соответствия должен быть оформлен в течение 2 дней.
Сертификат соответствия выдается в электронной форме на государственном языке или на другом языке по согласованию сторон и заверяется ЭЦП руководителя органа по сертификации. В тот же день Агентство по техническому регулированию регистрирует данный сертификат в Госреестре Национальной системы сертификации.
При выдаче сертификата соответствия между органом по сертификации и владельцем сертификата заключается соглашение по пользованию сертификатом соответствия. В нем должны быть указаны условия использования знака соответствия, ответственность владельца сертификата за нарушение условий, условия проведения инспекционного контроля.
Обладатели сертификата соответствия могут использовать знак соответствия в рекламных и информационных материалах в течение срока действия сертификата.
Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия на фармацевтический продукт серийного производства, не реже одного раза в год проводит инспекционный контроль сроком не более 30 дней (на основании приказа руководителя органа) с целью подтверждения соответствия требованиям сертифицированного продукта.
Инспекционный контроль осуществляется на основании программы, в которой обязательно указываются содержание, объем, цели и объекты контроля.
При инспекционном контроле со склада производителя фармпродукции и точек продаж на основании акта с участием представителя производителя осуществляется идентификация и отбор образцов.
Основания для прекращения сертификата соответствия:
q письменное обращение производителя;
q несоответствие фармпродукции требованиям, выявленное по результатам испытаний;
q изменение места производства продукции;
q изменение Стандартов, по которым была подтверждено соответствие фармпродукции;
q неустранение замечаний по итогам инспекционного контроля в предписанный срок.
При приостановлении или прекращении сертификата соответствия орган по сертификации в трехдневный срок направляет уведомление в ГТК и Агентство по техническому регулированию.
Процесс и результаты сертификации фармпродукции могут быть обжалованы путем обращения в Агентство по техническому регулированию при Мининвестиции, Агентство по развитию фармацевтической отрасли при Минздраве или суд.
К Правилам прилагаются Схемы сертификации фармпродукции и образцы иных необходимых документов.
* * *
Приказом Министерства здравоохранения РУз обновлен список орфанных лекарственных средств, предназначенных для лечения редких заболеваний (рег. МЮ N 3258-3 от 12.09.2022 г.).
По сравнению с предыдущей версией (рег. МЮ N 3258-2 от 29.09.2021 г.) список увеличился с 171 до 172 позиции.
В список добавили следующие препараты: блинитумомаб, акалабрутиниб, помалидомид, экулизумаб, а также антимикробная гидрогельная повязка с мирамистином.
* * *
Президент Республики Узбекистан подписал Указ от 09.09.2022 г. N УП-220 "О дополнительных мерах по внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии малой мощности".
С 1 октября 2022 года:
q физлица смогут приобретать солнечные и ветряные электростанции и солнечные водонагревательные устройства, произведенные в стране, с оплатой в рассрочку без процентов в течение 3 лет;
q часть расходов лиц, установивших подобные устройства и оплативших их полную стоимость, компенсируется за счет средств Внебюджетного фонда энергосбережения при Минэнерго. Размер компенсации - от 5 до 50 БРВ и зависит от мощности устройства.
Справочно. Для этих целях до конца 2022 года поручено направить из Госбюджета в данный Фонд 100 млрд сумов.
Предоставляется возможность оплаты в рассрочку или вычета суммы компенсации из окончательной розничной цены при приобретении установок у отечественных производителей, а также предприятий, доставляющих и устанавливающих установки на отечественных объектах розничной торговли, в том числе посредством электронной коммерции.
Также предусматривается:
q внедрение альтернативных источников энергии более чем на 34 тыс. объектах, включая 619 массивов "Янги Ўзбекистон" и более 28 тыс. домохозяйств в регионах;
q доведение доли альтернативных источников энергии до 30% в объеме потребления энергии более чем на 6 тыс. объектах в разрезе министерств и ведомств (до конца 2023 года);
q обеспечение семей, включенных в "Железную тетрадь", установками возобновляемых источников энергии за счет местных бюджетов (в 2022 году - 20% нуждающихся семей, в 2023 году - 80%);
q возможность продажи собственниками установок (физическими и юридическими лица) излишков электроэнергии, произведенной на солнечных, ветровых и биогазовых электростанциях мощностью до 1 МВт (покупать такую энергию разрешено лишь АО "Региональные электрические сети" и уполномоченному государством органу, при этом закупка осуществляется в течение не менее десяти лет);
q юрлица, основной деятельностью которых является производство установок солнечных, ветровых электростанций и малых ГЭС, в том числе новые юридические лица, создаваемые до 2025 года, оплачивают налог на прибыль и налог на имущество в размере 50% от установленных ставок в течение 3 лет с момента регистрации в качестве субъектов предпринимательства.
Кроме того, с 1 января 2023 года:
q при проектировании и введении в эксплуатацию всех (государственных и частных) строящихся новых и реконструируемых соцобъектов, объектов общепита, оказания услуг, многоквартирных жилых домов, подключаемых к локальным системам теплоснабжения, а также всех ТРЦ площадью свыше 1 000 кв. м необходимо обеспечить покрытие не менее 25% объема потребления горячей воды путем установки солнечных водонагревательных устройств;
q запрещается приступать к строительным работам, если в проектной документации не предусмотрена установка устройств возобновляемых источников энергии;
q запрещается принимать в эксплуатацию новые здания и сооружения, в которых планируется использование горячей воды, если в них не предполагается установка солнечных водонагревательных устройств (за исключением индивидуального жилья);
q внедрение энергосберегающих и возобновляемых источников энергии будет учитываться при формировании KPI руководителей и сотрудников объектов социальной сферы и иных бюджетных организаций.
Также Указом предусматривается:
q с 1 октября 2022 года закуп в гарантированном порядке со стороны АО "Региональные электрические сети" и уполномоченного государством органа электроэнергии, произведенной на ГЭС мощностью до 5 МВт;
q определение победителя среди инициаторов проектов строительства ГЭС мощностью до 5 МВт по результатам аукциона на снижение тарифов закупки посредством электронной торговой площадки "E-Auksion";
q порядок, в соответствии с которым общая продолжительность подобного аукциона не превышает 30 рабочих дней, при этом аукцион считается состоявшимся, даже если в нем участвовал один участник;
q выделение земельных участков для строительства микро- и малых ГЭС Минэнерго с последующей передачей победителю аукциона на основе долгосрочной аренды. При этом расходы, связанные с изъятием и оформлением земельного участка, покрываются арендатором. Также арендатор признается налогоплательщиком по данному земельному участку.
Документом утверждается Перечень из 200 проектов (площадей) в разрезе регионов, предлагаемых для строительства микроГЭС мощностью до 5 МВт и схема привлечения частных инвесторов к финансированию бизнес-проектов и строительству ГЭС.
Помимо этого, Указом вносится ряд изменений в некоторые акты Президента. К примеру, вносится дополнение в Постановление Президента РУз от 22.08.2019 г. N ПП-4422, определяющее перечень бытовых электроприборов категории энергоэффективности "D" и ниже, ввоз которых на территорию Узбекистана запрещается (перечень состоит из 18 позиций с указанием кодов ТН ВЭД).
* * *
Принято Постановление Президента РУз от 14.09.2022 г. N ПП-374 "О мерах по совершенствованию порядка координации проведения проверок в деятельности субъектов предпринимательства".
С 1 ноября 2022 года:
q все проверки субъектов предпринимательства регистрируются в информационной системе "Единый государственный контроль". Незарегистрированные проверки будут признаны незаконными;
q результаты проверок, а также информация о профилактических мероприятиях в течение трех дней со дня окончания проверки или профилактических мероприятий вносятся в данную информационную систему.
Справочно. Информационная система "Единый государственный контроль" направлена на координацию и обеспечение открытости процессов проверки деятельности субъектов предпринимательства, а также ведение электронных реестров государственных контрольных функций, обязательных требований, должностных лиц, имеющих право на проведение проверок. Система находится в ведении Уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Постановлением устанавливается порядок, в соответствии с которым:
- контролирующие органы:
q уведомляют субъект предпринимательства о начале проверок, проводимых на основании результатов системы "риск-анализ", не позднее, чем за 10 рабочих дней;
q не вправе вновь проводить проверку на предмет и объект по ранее проверенному периоду деятельности предпринимателей и истребовать ранее изученные документы;
q проводят профилактические мероприятия на основе планов-графиков, согласованных с Уполномоченным по защите прав предпринимателей без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства;
- субъекты предпринимательства вправе не допускать на свою территорию должностных лиц для проведения проверки в случаях, если:
q приказ о проведении проверки не оформлен надлежащим образом;
q проверка не согласована в установленном порядке с Бизнес-омбудсманом или он не уведомлен об этом;
q отсутствует специальное удостоверение, дающее право на проверку деятельности предпринимателей;
q они уклоняются от внесения информации в Книгу регистрации проверок.
С 1 января 2023 года запрещается проведение проверок по функциям, не включенным в реестр государственных контролирующих функций в информационной системе "Единый государственный контроль".
Также ответственным органам поручено:
q внести предложения по сокращению государственных контрольных функций и проверок;
q утвердить порядок заполнения Книги регистрации проверок, а также минимальные требования, предъявляемые к системам "риск-анализ" контролирующих органов.
Постановлением также утверждено Положение о порядке проведения контролирующими органами проверок и профилактических мероприятий в деятельности субъектов предпринимательства.
* * *
Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 10.09.2022 г. N ПП-373 "О дополнительных мерах по увеличению доходов населения путем поддержки создания дехканских хозяйств".
В соответствии с Постановлением Президента РУз от 23.11.2021 г. N ПП-20 близлежащие к населенным пунктам территории сдадут в аренду населению:
q в 2022 году - 80 тыс. га посевной площади;
q в 2023-2025 годах - 120 тыс. га посевной площади за счет низкорентабельных земель, высвобожденных из-под хлопка и зерна, находящихся в пользовании фермерских хозяйств и кластеров, посредством открытого электронного конкурса.
В Каракалпакстане и областях на территориях с хорошим водоснабжением, высвобожденных из-под хлопка и зерна, находящихся в пользовании фермерских хозяйств и кластеров, дополнительно передаются населению в аренду посредством открытого электронного конкурса:
q до конца 2022 г. -20 тыс. га;
q в 2023 году - 95 169 га посевной площади.
Посевные площади передаются гражданам в аренду сроком на 30 лет:
q на землях с хорошим водоснабжением в Андижанской, Наманганской и Ферганской областях - от 0,15 до 1 га, в других областях - от 0,3 до 1 га, в Каракалпакстане - от 0,3 до 2 га;
q на маловодных землях в областях - от 0,5 до 1 га, в Каракалпакстане - от 0,5 до 2 га.
В случае если в открытом электронном конкурсе по передаче населению посевных площадей для ведения дехканского хозяйства в 2022-2023 годах участвовал один претендент, такой конкурс в порядке исключения считается состоявшимся.
Наряду с этим разрешается сооружение теплиц из легких конструкций без установки систем отопления на земельных площадях, выделенных для ведения дехканских хозяйств.
Граждане, арендовавшие земельные участки для ведения дехканского хозяйства, включенные в "Железную", "Женскую" и "Молодежную" тетради, не исключаются из этих тетрадей, все льготы и преференции сохраняются за ними в течение одного года.
* * *
Президент Республики Узбекистан подписал Указ от 08.09.2022 г. N УП-216 "О дополнительных мерах по ускорению стратегических реформ".
Для эффективной реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, формирования и внедрения единых подходов в осуществлении реформ создано Агентство стратегических реформ при Президенте на базе Агентства стратегического развития.
Основными задачами Агентства определены следующие:
q разработка предложений по реформированию сфер и отраслей с привлечением отечественных и зарубежных экспертов, организация и контроль за их реализацией;
q оценка эффективности реформ с критическим анализом их реализации, выявление системных проблем, создающих условия для бюрократизма, волокиты и коррупционных проявлений и принятие мер по их устранению;
q мониторинг реализации Стратегии развития Нового Узбекистана и госпрограмм, координация их полноценной и качественной реализации;
q системная организация работ по привлечению международных финансовых институтов, иностранных организаций и зарубежных специалистов, средств безвозмездной помощи;
q трансформация предприятий с участием государства, в частности составление отчетов на основе международных стандартов, включение в состав органов управления независимых членов и осуществление мониторинга результативности работ, осуществляемых по эффективному использованию неотраслевых активов.
Утвержден состав Совета Агентства стратегических реформ под председательством Президента. Совет утверждает приоритетные направления деятельности Агентства, другие решения, связанные с его деятельностью, а также предложения, "дорожные карты" и программы, разработанные Агентством по реализации определенных им задач.
С 1 октября 2022 года внедряется порядок реализации реформ в сферах и отраслях, в соответствии с которым Агентство:
q ежегодно в срок до 1 октября вносит в Совет план работ по реформируемым сферам и отраслям на следующий год;
q формирует проектные группы, составляет техническое задание, разрабатывает "дорожные карты" по реформированию сфер и отраслей с привлечением консалтинговых организаций;
q осуществляет мониторинг исполнения НПА, принятых по реформам, принимает меры по выявлению и устранению факторов, препятствующих реализации реформ.
Министерство юстиции ежеквартально вносит в Агентство сводную аналитическую справку по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана и государственных программ.
Привлечение международных финансовых институтов, иностранных организаций и зарубежных специалистов к реформированию осуществляется при согласовании с Агентством.
Каждое министерство и ведомство представляют в Агентство официальные заключения и отчеты международных организаций, финансовых институтов и экспертов в недельный срок со дня их получения.
Определено, что целесообразность проектов НПА, разработанных по стратегическим вопросам социально-экономического развития страны, углублению и либерализации комплексных реформ, рассматривается на заседаниях Совета.