ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Налоги. Обязательные платежи / Льготы по налогам и другим обязательным платежам / Льготы общего характера /Указ Президента Республики Узбекистан от 12.06.2023 г. N УП-93 "О мерах по установлению взаимовыгодного сотрудничества с субъектами предпринимательства по сокращению бедности"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
12.06.2023 г.
N УП-93
О МЕРАХ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ
ВЗАИМОВЫГОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
С СУБЪЕКТАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПО СОКРАЩЕНИЮ БЕДНОСТИ
В целях поднятия на новый уровень процесса борьбы с бедностью в республике, привлечения к данной работе субъектов предпринимательства на основе взаимовыгодного сотрудничества и создания для них дополнительных удобств:
1. Согласиться с предложением Министерства занятости и сокращения бедности, Министерства экономики и финансов, Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства, а также Торгово-промышленной палаты о реализации Программы "20 тысяч предпринимателей - 500 тысяч квалифицированных специалистов" (далее - Программа).
2. Установить, что субъекты предпринимательства участвуют в Программе добровольно на основании договора о сотрудничестве, отображающего их права и обязательства.
3. Установить порядок, в соответствии с которым:
а) договора о сотрудничестве заключаются:
с субъектами предпринимательства, планирующими создание от 51 до 100 новых рабочих мест, - хокимами районов (городов) и их первыми заместителями по финансово-экономическим вопросам и сокращению бедности на основе предложений помощников хокимов районов (городов) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности (далее - помощники хокимов);
с субъектами предпринимательства, планирующими создание от 101 до 200 новых рабочих мест, - Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента, а также их первыми заместителями по финансово-экономическим вопросам и сокращению бедности на основе предложений помощников хокимов;
с субъектами предпринимательства, планирующими создание свыше 200 новых рабочих мест, - министром занятости и сокращения бедности, а также министром экономики и финансов на основе предложений Агентства по работе махаллабай и развитию предпринимательства;
б) правовая экспертиза проектов договоров о сотрудничестве проводится соответственно Министерством юстиции и его территориальными подразделениями;
в) Торгово-промышленная палата предоставляет субъектам предпринимательства, заключившим договор о сотрудничестве, сертификаты, подтверждающие их участие в Программе, а также оказывает им всестороннее содействие в полноценном исполнении договора о сотрудничестве;
г) выполнение обязательств сторонами договора о сотрудничестве контролируется Уполномоченным по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
4. Определить, что:
а) в Программе могут участвовать субъекты предпринимательства - юридические лица, осуществляющие деятельность в течение не менее двух лет и не имеющие государственной доли в уставном капитале;
б) договор о сотрудничестве заключается сроком до трех лет и при невыполнении обязательств, предусмотренных в нем, льготы, предоставленные субъектам предпринимательства, отменяются в установленном порядке и суммы, оставшиеся в распоряжении субъектов предпринимательства в результате применения льгот, подлежат возврату;
в) количество субъектов предпринимательства, охватываемых Программой в разрезе регионов, а также параметры создаваемых ими новых рабочих мест утверждаются Кабинетом Министров (Кучкаров Д.).
5. Открыть в 2023-2024 годах кредитную линию в размере 1 миллиарда долларов США для реализации Программы.
При этом для финансирования проектов субъектов предпринимательства, включенных в Программу, в 2023 году:
из Фонда реконструкции и развития открывается кредитная линия коммерческим банкам в эквиваленте 100 миллионов долларов США;
за счет средств, предусмотренных для финансирования проектов в рамках программ развития семейного предпринимательства, направляется 1 триллион сумов;
за счет международных финансовых организаций привлекаются кредиты в размере 200 миллионов долларов США.
6. Установить, что:
средства кредитной линии выделяются по обращению коммерческих банков, обслуживающих субъекты предпринимательства, включенные в Программу;
средства кредитной линии выделяются коммерческим банкам на срок 10 лет, включая трехлетний льготный период, по ставке 10 процентов годовых;
кредиты коммерческих банков за счет средств кредитной линии (в том числе за счет погашенной части выделенных кредитов) выделяются для реализации проектов субъектов предпринимательства, включенных в Программу (за исключением проектов развития финансовой сферы), на срок до 7 лет по ставке 14 процентов годовых в размерах согласно приложению N 1 к настоящему Указу.
7. Предоставить субъектам предпринимательства, включенным в Программу, следующие дифференцированные льготы и преференции в соответствии с приложением N 1 к настоящему Указу:
а) на срок до 1 января 2025 года - при приеме субъектами предпринимательства на работу граждан, включенных в "Единый реестр социальной защиты":
льготы по налогу на имущество и земельному налогу субъектам предпринимательства, обеспечившим занятость и ежемесячно в течение не менее одного года выплачивающим заработную плату вышеуказанным гражданам в размере не менее одного минимального размера оплаты труда, если в общей численности их работников доля этих граждан составляет не менее 20 процентов;
возврат работодателям из республиканского бюджета сумм налога на доходы физических лиц (в размере, не превышающем двукратного размера базовой расчетной величины за каждого работника), уплаченных по заработной плате, и применение к ним налоговой ставки социального налога со снижением на 50 процентов - при приеме на работу граждан и начислении им заработной платы за каждый месяц в размере не менее одного минимального размера оплаты труда;
б) в направлении обеспечения средствами и инфраструктурой, необходимыми для деятельности субъектов предпринимательства:
покрытие расходов на строительство и оснащение учебных центров по обучению профессиям безработных граждан и повышению квалификации своих работников за счет средств Государственного фонда содействия занятости;
предоставление права уплаты в рассрочку на срок до одного года всех налогов (за исключением налога на добавленную стоимость и налогов, оплачиваемых в качестве налогового агента) и таможенных платежей без обеспечения и без процентов;
предоставление возможности уплаты платежей в рассрочку на срок до 5 лет при приобретении на аукционе объектов недвижимого имущества, являющихся государственным имуществом, и прав на землю;
предоставление поручительства в размере до 5 миллиардов сумов Акционерным обществом "Компания по развитию предпринимательства";
обеспечение в установленном порядке необходимыми внешними инженерно-коммуникационными сетями при реализации проектов, стоимостью 50 миллиардов сумов и более, за счет средств Государственного бюджета;
увеличение размера предоплаты по закупкам до одного миллиарда сумов - с 30 процентов до 50 процентов, по закупкам свыше одного миллиарда сумов - с 15 процентов до 30 процентов, в договорах, заключаемых с бюджетными заказчиками;
передача в аренду пустующих зданий и сооружений, являющихся государственным имуществом, не реализованных посредством аукциона субъектам предпринимательства в течение одного года, а также неиспользуемых, пустующих зданий профессиональных колледжей в регионах на конкурсной основе (при наличии единственного претендента - на основе прямого договора) по минимальной ставке арендной платы участникам Программы в целях обучения и повышения квалификации своих работников, а также создания "практических моноцентров";
в) в направлении упрощения налогового и таможенного администрирования:
возмещение (возврат) сумм налога на добавленную стоимость, а также возврат имеющихся излишне уплаченных сумм по всем видам налогов производится в ускоренном порядке в однодневный срок;
свидетельство о прохождении специальной регистрации по налогу на добавленную стоимость не подлежит аннулированию;
создание возможности взаимного учета сумм налога на добавленную стоимость, уплачиваемых при импорте товаров и реализации товаров (услуг), в системах учета таможенных и налоговых органов;
применение правил "зеленого коридора" при осуществлении таможенного контроля;
г) никакие виды налоговых проверок не проводятся (за исключением проверок в рамках уголовных дел).
Министерству экономики и финансов в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект закона, предусматривающий внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс исходя из настоящего пункта.
8. Торгово-промышленной палате совместно с Министерством цифровых технологий, Министерством экономики и финансов, Министерством занятости и сокращения бедности, а также Налоговым и Таможенным комитетами в месячный срок запустить информационную систему, имеющую возможности цифровизации процессов реализации Программы, в том числе проведения экспертизы и заключения договоров о сотрудничестве, дистанционного контроля за исполнением договорных обязательств, осуществления интеграции с информационными базами министерств и ведомств, предоставляющих льготы и преференции.
9. Министерству юстиции совместно с Министерством экономики и финансов, Министерством занятости и сокращения бедности и Торгово-промышленной палатой в месячный срок разработать образец договора о сотрудничестве и обеспечить его размещение в информационной системе Торгово-промышленной палаты.
10. Возложить качественную и своевременную реализацию Программы в регионах на ответственных руководителей, указанных в приложении N 2*.
Заместителю Премьер-министра Кучкарову Д.А. в рамках реализации Программы:
координировать деятельность министерств и ведомств, органов государственной власти на местах, а также ответственных лиц, указанных в приложении N 2* к настоящему Указу;
обеспечить оперативное решение проблем, возникающих в деятельности участников Программы в регионах, путем принятия самостоятельных решений с привлечением представителей заинтересованных министерств и ведомств.
11. Кабинету Министров:
а) совместно с Министерством занятости и сокращения бедности (Мусаев Б.):
в двухмесячный срок на основе опыта Китая разработать программы сокращения бедности каждой территории республики. При этом уделить внимание улучшению дорожно-транспортной, электрической, туристской инфраструктуры, инфраструктуры связи, развитию малых и средних городов, индустриализации махаллей в районах с высоким уровнем бедности;
в месячный срок принять постановление Правительства, включающее комплекс мер, предусматривающих внедрение современных решений, инновационных и "зеленых технологий", а также новых управленческих подходов по выведению из бедности Бозатауского, Пахтаабадского, Вабкентского, Дустликского, Шахрисабзского, Хатырчинского, Чустского, Булунгурского, Сырдарьинского, Джаркурганского, Уртачирчикского, Язъяванского, Ургенчского и Чиланзарского районов;
б) совместно с Министерством сельского хозяйства (Воитов А.) в срок до конца 2023 года на основе опыта сельского хозяйства Китая внедрить не менее 10 высокодоходных проектов в регионах республики;
в) в срок до конца 2023 года в сотрудничестве с учебными центрами Китая обеспечить обучение всех помощников хокимов на курсах повышения квалификации;
г) обеспечить направление в Китай для прохождения практики 200 помощников хокимов, достигших положительных результатов в своей деятельности;
д) совместно с Министерством занятости и сокращения бедности в месячный срок внедрить автоматизированную рейтинговую систему для отбора субъектов предпринимательства, изъявивших желание принять участие в Программе.
12. Согласиться с предложением Торгово-промышленной палаты, Министерства занятости и сокращения бедности, а также Министерства высшего образования, науки и инноваций о внедрении в системе высшего образования в порядке эксперимента дуальной системы образования "Мастер профессии".
13. Установить, что дуальная система образования "Мастер профессии" внедряется в следующем порядке:
Торгово-промышленной палатой формируются сведения о потребности производственных предприятий (сферы услуг) в дополнительной рабочей силе и предъявляемых к ней квалификационных требованиях;
сформированные сведения о рабочих местах и квалификационных требованиях доводятся до студентов учебных учреждений посредством онлайн-платформы Торгово-промышленной палаты;
электронные направления по рабочим местам, выбранным студентами, доставляются соответствующим предприятиям;
студентам, прошедшим процесс обучения непосредственно на предприятиях в соответствии с направлением, предприятиями начисляется заработная плата, часть которой в размере до 2 миллионов сумов ежемесячно покрывается за счет средств Государственного фонда содействия занятости;
программа практических занятий, проводимых на предприятии, утверждается учебным учреждением, предприятием и Торгово-промышленной палатой.
14. Установить, что дуальная система образования "Мастер профессии" внедряется на первом этапе в 2023/2024 учебном году для студентов 3-4 курсов Ташкентского института текстильной и легкой промышленности.
15. Министерству высшего образования, науки и инноваций совместно с Торгово-промышленной палатой в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления Правительства, предусматривающий организацию дуальной системы образования "Мастер профессии".
16. Министерству занятости и сокращения бедности совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
17. Возложить на руководителей министерств и ведомств, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Ежемесячное обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А.
Ежеквартально представлять Президенту Республики Узбекистан информацию о реализованных мерах.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
*) Приложение N 2 не приводится.
к Указу Президента РУз
от 12.06.2023 г. N УП-93
ПЕРЕЧЕНЬ
дифференцированных льгот и преференций,
предоставляемых субъектам предпринимательства, включенным
в Программу "20 тысяч предпринимателей - 500 тысяч
квалифицированных специалистов"
N |
Льготы и преференции |
Для субъектов предпринимательства, создающих от 51 до 100 новых рабочих мест
|
Для субъектов предпринимательства, создающих от 101 до 200 новых рабочих мест |
Для субъектов предпринимательства, создающих свыше 200 новых рабочих мест |
1. |
В направлении финансирования:
|
|||
а) |
Максимальный размер кредитов, выделяемых на реализацию проектов субъектов предпринимательства (за исключением проектов развития финансовой сферы) на срок до 7 лет по ставке 14 процентов годовых.
|
5 миллиардов сумов |
10 миллиардов сумов |
15 миллиардов сумов |
2. |
В направлении налогообложения:
|
|||
Размер льгот по налогу на имущество и земельному налогу (по отношению к действующим ставкам), предоставляемых субъектам предпринимательства, обеспечившим работой граждан, включенных в "Единый реестр социальной защиты" (далее - Реестр) в течение не менее одного года, если в общей численности их работников доля указанных граждан составляет не менее 20 процентов.
|
50 процентов |
75 процентов |
100 процентов |
|
Размер возвращаемых работодателям из республиканского бюджета сумм налога на доходы физических лиц (в размере, не превышающем 2-кратного размера базовой расчетной величины за каждого работника), выплаченных по заработной плате вышеуказанных граждан при расчете размера заработной платы за каждый месяц в размере не менее одного минимального размера оплаты труда при приеме на работу граждан, включенных в Реестр.
|
100 процентов |
|||
Размер льготы по социальному налогу (по отношению к действующей ставке) при приеме на работу граждан, включенных в Реестр, и начислении им заработной платы за каждый месяц в размере не менее одного минимального размера оплаты труда.
|
50 процентов |
|||
3. |
В направлении обеспечения средствами и инфраструктурой, необходимыми для осуществления деятельности субъектов предпринимательства:
|
|||
а) |
Размер покрытия расходов на строительство и оснащение учебных центров по обучению профессиям безработных граждан и повышению квалификации своих работников за счет средств Государственного фонда содействия занятости.
|
100 процентов |
||
Сроки уплаты в рассрочку всех налогов (за исключением налога на добавленную стоимость и налогов, оплачиваемых в качестве налоговых агентов) и таможенных платежей без обеспечения и без процентов.
|
3 месяца |
6 месяцев |
12 месяцев |
|
Сроки уплаты в рассрочку без процентов платежей за приобретение на аукционе объектов недвижимого имущества, являющихся государственным имуществом, и прав на землю.
|
3 года |
4 года |
5 лет |
|
Максимальный размер поручительства, предоставляемого Акционерным обществом "Компания по развитию предпринимательства".
|
3 миллиарда сумов |
4 миллиарда сумов |
5 миллиардов сумов |
|
Стоимость проектов, обеспечиваемых необходимыми внешними инженерно-коммуникационными сетями за счет средств Государственного бюджета.
|
50 миллиардов сумов и более |
|||
Размер предоплаты в договорах, заключаемых с бюджетными заказчиками. |
Действующие размеры сохраняются |
По закупкам до 1 млрд сумов - 50 процентов; по закупкам свыше 1 млрд сумов - 30 процентов.
|
||
Размер ставки арендной платы при передаче в аренду пустующих зданий и сооружений, являющихся государственным имуществом, не реализованных путем аукциона субъектам предпринимательства в течение 1 года, а также неиспользуемых, пустующих зданий профессиональных колледжей в регионах в целях обучения и повышения квалификации работников, и создания "практических моноцентров".
|
Минимальная ставка |
|||
4. |
В направлении упрощения налогового и таможенного администрирования:
|
|||
Срок возмещения (возврата) сумм налога на добавленную стоимость и возврата имеющихся излишне уплаченных сумм по всем видам налогов.
|
Действующий срок сокращается в 2 раза |
1 день |
||
Статус свидетельства о прохождении специальной регистрации по налогу на добавленную стоимость. |
Не подлежит аннулированию |
|||
Учет сумм налога на добавленную стоимость, оплачиваемых при импорте товаров.
|
Производится взаимозачет в системах учета таможенных и налоговых органов |
|||
г) |
Уровень управления рисками, применяемого при осуществлении таможенного контроля.
|
"Зеленый коридор" |
||
В направлении усиления правовой защиты субъектов предпринимательства:
|
||||
а) |
Виды налоговых проверок, проведение которых в отношении предпринимателей запрещается (за исключением проверок в рамках уголовных дел).
|
Налоговый аудит |
Все виды налоговых проверок |
Примечание: к субъектам предпринимательства, включенным в Программу, зарегистрированным в городе Ташкенте, применяются исключительно льготы и преференции, предусмотренные в пунктах "б" и "в" позиции 2, а также пункте "д" позиции 3 настоящего приложения.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 14 июня 2023 г.