ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Сельское и водное хозяйство / Агрономические мероприятия. Защита и карантин растений /

Закон Республики Узбекистан от 09.11.2023 г. N ЗРУ-877 "О защите растений" (Принят Законодательной палатой 06.06.2023 г., одобрен Сенатом 24.08.2023 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

09.11.2023 г.

N ЗРУ-877



О ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ


Принят Законодательной палатой 6 июня 2023 года

Одобрен Сенатом 24 августа 2023 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области защиты растений.



Статья 2. Законодательство о защите растений


Законодательство о защите растений состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о защите растений, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


биологические средства защиты - полезные организмы или продукты их жизнедеятельности, применяемые для борьбы с вредными организмами растений и растительной продукции;


вредные организмы - любой вид, раса или биотип растений, животных либо патогенных агентов, способные вредить растениям или растительным продуктам;


средства химизации - химические средства, используемые для ускорения развития, созревания, повышения урожайности и качества растений, а также улучшения плодородия почв;


минеральные удобрения - изготовленные или добытые удобрения, содержащие питательные вещества в минеральной форме;


пестициды - вещества, применяемые для борьбы с вредными организмами;

фитосанитарные мероприятия - комплекс мероприятий, направленных на снижение размера экономического ущерба, причиняемого вредными организмами;


защита растений - комплекс мероприятий, направленных на борьбу с вредными организмами;


средства защиты растений - химические средства, используемые для защиты растений, и биологические средства защиты.



Статья 4. Основные принципы в области

защиты растений


Основными принципами в области защиты растений являются:

законность;

приоритет безопасности здоровья человека и окружающей среды;

системность и непрерывность;

приоритет применения биологического метода;

открытость и прозрачность.



ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ


Статья 5. Полномочия Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области защиты растений


Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области защиты растений;

утверждает и организует реализацию государственных программ в области защиты растений;

утверждает порядок проведения испытаний для регистрации, регистрации и производства средств химизации и средств защиты растений, выдачи разрешений на ввоз минеральных удобрений и химических средств, используемых для защиты растений, лицензирования деятельности по оптовой и розничной торговле минеральными удобрениями и химическими средствами, используемыми для защиты растений;

определяет порядок осуществления государственного контроля в области защиты растений;

утверждает общие технические регламенты в области защиты растений;

утверждает порядок ввоза и вывоза биологических средств защиты;

утверждает Перечень вредных организмов, имеющих некарантинное значение, встречаемых на территории Республики Узбекистан.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 6. Полномочия Министерства сельского

хозяйства Республики Узбекистан в области

защиты растений


Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан:

реализует единую государственную политику в области защиты растений;

участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области защиты растений;

осуществляет научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы по созданию, испытанию и внедрению средств химизации и средств защиты растений, новой техники и технологических процессов и методов их применения в сельском хозяйстве;

обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области защиты растений;

участвует в разработке и внедрении методических указаний, рекомендаций по применению средств химизации и защиты растений;

определяет потребность сельского хозяйства в химических и биологических средствах защиты, формировании резервов химических средств на случай чрезвычайных ситуаций.

Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 7. Полномочия Агентства по карантину

и защите растений при Министерстве сельского

хозяйства Республики Узбекистан в области

защиты растений


Агентство по карантину и защите растений при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан является специально уполномоченным государственным органом в области защиты растений (далее - специально уполномоченный государственный орган).

Специально уполномоченный государственный орган:

участвует в разработке и реализации государственных программ в области защиты растений;

разрабатывает и внедряет интегрированную систему борьбы с вредными организмами;

принимает меры по предотвращению риска заноса на территорию Республики Узбекистан вредных организмов из других стран и борьбе с ними;

разрабатывает технические регламенты по средствам химизации и средствам защиты растений;

разрешает ввоз средств химизации и средств защиты растений для проведения испытаний для регистрации, регистрации, научных исследований;

координирует деятельность по ввозу и вывозу биологических средств защиты;

проводит регистрацию средств химизации и средств защиты растений и выдает свидетельство о регистрации средств химизации и средств защиты растений;

выдает лицензию для осуществления деятельности по оптовой и розничной торговле минеральными удобрениями и химическими средствами, используемыми для защиты растений;

выдает разрешение на ввоз минеральных удобрений и химических средств, используемых для защиты растений;

ведет и публикует Список химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками, дефолиантов и регуляторов роста растений, разрешенных для применения;

совместно с Комитетом санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан и Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан выявляет запрещенные или ограниченные в применении активные и неактивные ингредиенты средств защиты растений, ведет и контролирует Реестр запрещенных или ограниченных в применении активных и неактивных ингредиентов средств защиты растений;

координирует деятельность республиканских органов исполнительной власти, связанную с производством и применением средств химизации и средств защиты растений, соблюдением технических регламентов, определением воздействия средств защиты растений на здоровье человека и окружающую среду;

контролирует качество средств химизации и средств защиты растений, дает заключения об их использовании, запрещает их применение при обнаружении вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду;

организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области защиты растений;

разрабатывает и утверждает методические указания, рекомендации по применению средств химизации и средств защиты растений;

разрабатывает и вносит на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан Перечень вредных организмов, имеющих некарантинное значение, встречаемых на территории Республики Узбекистан;

осуществляет государственный контроль за исполнением законодательства о защите растений;

осуществляет международное сотрудничество в области защиты растений;

внедряет автоматизированную информационную систему учета, ввоза, хранения, реализации, применения, обезвреживания, захоронения и уничтожения средств химизации и средств защиты растений.

Специально уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 8. Полномочия Комитета санитарно-

эпидемиологического благополучия и общественного

здоровья при Министерстве здравоохранения Республики

Узбекистан в области защиты растений


Комитет санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан:

осуществляет государственный санитарный надзор за соблюдением норм, правил и нормативов при производстве, хранении, реализации, применении, перевозке, выводе из оборота, обезвреживании, утилизации, захоронении и уничтожении средств химизации и средств защиты растений;

организует и проводит научные исследования по токсиколого-гигиенической оценке, разрабатывает гигиенические нормативы и технические регламенты пестицидов в пищевых продуктах, в производственных объектах и объектах окружающей среды;

проводит государственную токсикологическую экспертизу на остаточное количество пестицидов в сельскохозяйственной и другой растительной продукции;

проводит государственную санитарно-гигиеническую экспертизу средств защиты растений;

организует проведение предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих со средствами защиты растений, а также диагностику больных с отравлениями пестицидами.

Комитет санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 9. Полномочия Министерства экологии,

охраны окружающей среды и изменения климата

Республики Узбекистан в области защиты растений


Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан:

осуществляет оценку воздействия на окружающую среду средств защиты растений, представляемых для регистрации;

проводит государственную экологическую экспертизу средств химизации и средств защиты растений;

участвует в процессе захоронения пришедших в непригодность средств химизации и средств защиты растений и тары из-под них;

осуществляет государственный контроль за соблюдением требований по охране окружающей среды при производстве, перевозке, хранении, применении, обезвреживании, утилизации, захоронении и уничтожении средств химизации и средств защиты растений;

регулирует деятельность специальных объектов хранения или захоронения ядовитых химических и других токсических веществ в Республике Узбекистан.

Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 10. Полномочия органов государственной

власти на местах в области защиты растений


Органы государственной власти на местах:

участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ в области защиты растений;

утверждают и реализуют территориальные программы в области защиты растений;

по согласованию с Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан, специально уполномоченным государственным органом, Комитетом санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан организуют работу по обеззараживанию пришедших в непригодность и (или) запрещенных к применению средств химизации и средств защиты растений;

координируют деятельность территориальных подразделений республиканских органов исполнительной власти и органов хозяйственного управления по проведению фитосанитарных мероприятий, направленных на борьбу с вредными организмами;

формируют резерв химических средств, используемых для защиты растений;

утверждают программы по борьбе с вредными организмами, в том числе с вредоносной саранчой;

формируют рабочие группы по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут причинить вред растениям, и координируют их деятельность.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ


Статья 11. Осуществление государственного

контроля в области защиты растений


Государственный контроль за исполнением законодательства о защите растений республиканскими органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления, юридическими и физическими лицами осуществляет специально уполномоченный государственный орган.

Специально уполномоченный государственный орган осуществляет государственный контроль за:

реализацией мер по защите растений от вредных организмов;

соблюдением порядка получения разрешения на ввоз минеральных удобрений и химических средств, используемых для защиты растений, лицензии для осуществления деятельности по оптовой и розничной торговле минеральными удобрениями и химическими средствами, используемыми для защиты растений;

соблюдением порядка проведения досмотра при ввозе минеральных удобрений и химических средств, используемых для защиты растений, их хранения, реализации, применения, перевозки, вывода из оборота, обезвреживания, утилизации, захоронения и уничтожения;

соблюдением порядка ввоза и вывоза биологических средств защиты;

соблюдением технологических процессов производства биологических средств защиты и требований к показателям качества выращиваемых в них биологических продуктов.

Проверка соблюдения санитарных и экологических требований при производстве, хранении, реализации, применении, перевозке, выводе из оборота, обезвреживании, утилизации, захоронении и уничтожении средств химизации и средств защиты растений осуществляется в рамках государственного санитарного надзора и экологического контроля.

Порядок осуществления государственного контроля в области защиты растений определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 12. Права государственных инспекторов

по карантину растений в области защиты растений


Государственные инспекторы по карантину растений в пределах своих полномочий имеют право:

входить на территорию республиканских органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления, юридических и физических лиц в порядке, установленном законодательством;

в случае выявления нарушений законодательства о защите растений запрещать ввоз на территорию Республики Узбекистан грузов со средствами химизации и средствами защиты растений;

запрашивать у таможенных органов, администраций железнодорожных станций, автовокзалов (автостанций), аэропортов и других организаций сведения о ввозимых и вывозимых средствах химизации и средствах защиты растений;

требовать документы в соответствии с порядком ввоза и вывоза биологических средств защиты;

вносить обязательные для исполнения предписания по устранению и предотвращению нарушений законодательства о защите растений;

отбирать образцы средств химизации и средств защиты растений для лабораторных проверок и соответствующей экспертизы в целях определения их соответствия свидетельству о регистрации средств химизации и средств защиты растений;

осуществлять фитосанитарный мониторинг и прогноз, а также государственный контроль за выполнением мероприятий по защите растений с целью предотвращения развития и распространения вредных организмов.

Государственные инспекторы по карантину растений могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.



Статья 13. Обязанности государственных инспекторов

по карантину растений в области защиты растений


Государственные инспекторы по карантину растений обязаны:

при ввозе минеральных удобрений и химических средств, используемых для защиты растений, проверять наличие разрешения на ввоз минеральных удобрений и химических средств, используемых для защиты растений, и проводить оценку их соответствия данному разрешению;

при ввозе и вывозе биологических средств защиты проводить оценку на соответствие их фитосанитарному сертификату, карантинному разрешению;

организовывать проведение лабораторных проверок средств химизации и средств защиты растений;

при необходимости запрашивать и давать оценку документам, связанным с производством биологических средств защиты;

проводить мониторинг эффективности биологических средств защиты;

определять мероприятия по защите растений от вредных организмов.

Государственные инспекторы по карантину растений могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ,

ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ

ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ


Статья 14. Права республиканских органов

исполнительной власти, органов хозяйственного

управления, юридических и физических лиц

в области защиты растений


Республиканские органы исполнительной власти, органы хозяйственного управления, юридические и физические лица имеют право:

требовать от специально уполномоченного государственного органа проведения фитосанитарного мониторинга и контрольных обследований в целях выявления вредных организмов;

подавать заявления о регистрации средств химизации и средств защиты растений и заключать договоры с организациями, проводящими испытания для регистрации средств химизации и средств защиты растений;

участвовать в разработке мероприятий по борьбе с вредными организмами;

обжаловать решения об отказе в рассмотрении заявления о регистрации средств химизации и средств защиты растений, выдаче либо отказе в выдаче свидетельства о регистрации средств химизации и средств защиты растений в порядке, установленном законодательством;

получать сведения и информацию, относящиеся к защите растений, от соответствующих государственных органов;

ввозить на территорию Республики Узбекистан и вывозить с ее территории средства химизации и средства защиты растений в порядке, установленном законодательством.

Республиканские органы исполнительной власти, органы хозяйственного управления, юридические и физические лица могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.



Статья 15. Обязанности республиканских органов

исполнительной власти, органов хозяйственного

управления, юридических и физических лиц

в области защиты растений


Республиканские органы исполнительной власти, органы хозяйственного управления, юридические и физические лица обязаны:

соблюдать правила применения средств химизации и средств защиты растений;

предоставлять необходимое количество образцов и технической документации средств химизации и средств защиты растений, эталонов для сличений и аналитических стандартов действующих веществ в целях проведения испытаний для регистрации организациями, проводящими испытания;

соблюдать требования безопасности, указанные в технических регламентах в области защиты растений;

обезвреживать средства химизации и средства защиты растений и надлежаще хранить их в специальных складских помещениях или специальных комнатах;

выполнять обязательные для исполнения предписания государственных инспекторов по карантину растений;

применять сертифицированные биологические средства защиты;

своевременно осуществлять фитосанитарные мероприятия;

соблюдать установленные законодательством порядок и правила ввоза, хранения, перевозки, реализации и применения средств химизации и средств защиты растений, а также не допускать загрязнения этими средствами растений, сельскохозяйственной и другой растительной продукции и окружающей среды.

Республиканские органы исполнительной власти, органы хозяйственного управления, юридические и физические лица могут нести иные обязанности в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 5. РЕГИСТРАЦИЯ СРЕДСТВ ХИМИЗАЦИИ

И СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ И ТРЕБОВАНИЯ

К БЕЗОПАСНОМУ ОБРАЩЕНИЮ С НИМИ


Статья 16. Регистрация средств химизации

и средств защиты растений


Средства химизации и средства защиты растений, производимые в Республике Узбекистан или завозимые из других стран, подлежат регистрации.

Регистрация средств химизации и средств защиты растений осуществляется специально уполномоченным государственным органом на основе результатов проведенных испытаний.

Средства химизации и средства защиты растений регистрируются сроком на пять лет.

Запрещается производство, ввоз, реализация и применение не прошедших регистрацию средств химизации и средств защиты растений, за исключением случаев применения средств защиты растений, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона.

За регистрацию средств химизации и средств защиты растений взимается сбор в размере, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 17. Проведение испытаний для регистрации

средств химизации и средств защиты растений


Проведение испытаний для регистрации средств химизации и средств защиты растений включает в себя:

определение эффективности применения средств химизации и средств защиты растений;

оценку опасности негативного воздействия средств химизации и средств защиты растений на здоровье человека и разработку санитарных норм и правил, гигиенических нормативов;

экологическую оценку применения средств химизации и средств защиты растений.

Специально уполномоченный государственный орган проводит изучение документов, представленных заявителями, совместно с Комитетом санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан и Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан.

По результатам изучения утверждается план проведения испытаний для регистрации средств химизации и средств защиты растений или отказывается в проведении испытаний.

Специально уполномоченный государственный орган утверждает Перечень организаций, проводящих испытания для регистрации средств химизации и средств защиты растений.

Испытания для регистрации средств химизации и средств защиты растений проводятся в соответствии с планами, утвержденными в порядке, установленном частью третьей настоящей статьи, для определения биологической эффективности, токсиколого-гигиенических свойств и экологических свойств средств химизации и средств защиты растений.

Республиканские органы исполнительной власти, органы хозяйственного управления, юридические и физические лица, подавшие заявление на регистрацию средств химизации и средств защиты растений, обязаны предоставить образцы средств химизации и средств защиты растений в необходимом количестве, техническую документацию, эталоны для сличения, аналитические стандарты действующих веществ для проведения испытаний.

Срок проведения испытаний для регистрации средств химизации и средств защиты растений не должен превышать двух лет.


Статья 18. Заключение о результатах испытаний

для регистрации средств химизации

и средств защиты растений


Организации, проводившие испытания для регистрации средств химизации и средств защиты растений, подготавливают соответствующее заключение или научный отчет и представляют его в специально уполномоченный государственный орган.

Специально уполномоченный государственный орган подготавливает итоговое заключение на основании заключений и научных отчетов и по их результатам принимает решение о регистрации либо отказе в регистрации средств химизации и средств защиты растений.

Специально уполномоченный государственный орган анализирует и проводит оценку результатов испытаний для регистрации средств химизации и средств защиты растений.

При вынесении отрицательного заключения по итогам испытаний организациями, проводившими испытания, либо одной из них в регистрации средств химизации и средств защиты растений отказывается.

Срок подготовки заключения о результатах испытаний для регистрации средств химизации и средств защиты растений не должен превышать шести месяцев.

Лица, подавшие заявление на регистрацию средств химизации и средств защиты растений, а также производители этих средств не вправе участвовать в подготовке заключения о результатах испытаний для регистрации средств химизации и средств защиты растений.

Заключение о результатах испытаний для регистрации средств химизации и средств защиты растений может быть обжаловано в установленном порядке.


Статья 19. Выдача свидетельства о регистрации

средств химизации и средств защиты растений


Решение специально уполномоченного государственного органа о регистрации средств химизации и средств защиты растений является основанием для выдачи свидетельства о регистрации средств химизации и средств защиты растений.

Форма свидетельства о регистрации средств химизации и средств защиты растений устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

См. главы 5, 6, 10 Положения о химизации и о порядке регистрации и испытании средств защиты растений (документ приводится на государственном языке), утвержденного Постановлением КМ РУз от 06.03.2024 г. N 115 (документ приводится на государственном языке)



Статья 20. Перерегистрация средств химизации

и средств защиты растений


Перерегистрация средств химизации и средств защиты растений осуществляется в порядке, установленном законодательством, специальным уполномоченным государственным органом на основании соответствующего заявления.


Статья 21. Прекращение действия свидетельства

о регистрации средств химизации и средств

защиты растений


Действие свидетельства о регистрации средств химизации и средств защиты растений прекращается в следующих случаях:

применяемые средства химизации и средства защиты растений содержат другие примеси или их состав отличается от зарегистрированного состава;

имеются новые научно подтвержденные данные о возможности причинения вреда здоровью человека, окружающей среде или биологическим средствам защиты при применении зарегистрированных средств химизации и средств защиты растений;

выявлены неблагоприятные свойства, низкая биологическая эффективность зарегистрированных средств химизации и средств защиты растений.

Действие свидетельства о регистрации средств химизации и средств защиты растений прекращается специально уполномоченным государственным органом на основании заключения Комитета санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан, Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан соответственно.


Статья 22. Экспериментальное применение

незарегистрированных средств защиты растений


Допускается экспериментальное применение не прошедших регистрацию средств защиты растений на срок до одного года в случае наличия обстоятельств, требующих принятия неотложных мер по защите растений.

Разрешение на экспериментальное применение средств защиты растений выдается специально уполномоченным государственным органом по согласованию с Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан и Комитетом санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан сроком на один вегетационный период для заранее определенной площади или территории.

При выдаче разрешения на экспериментальное применение средств защиты растений специально уполномоченный государственный орган определяет руководителя эксперимента, а также правила и условия его проведения.

По истечении срока экспериментального применения средств защиты растений руководитель эксперимента представляет в специально уполномоченный государственный орган отчет о результатах эксперимента, а также информацию о местонахождении остатков средств защиты растений, приборов и приспособлений.



Статья 23. Стандартизация, сертификация и маркировка

средств химизации и средств защиты растений


Стандартизация и сертификация средств химизации и средств защиты растений осуществляются Узбекским агентством по техническому регулированию при Министерстве инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан, за исключением биологических средств защиты.

Сертификация качества биологических средств защиты осуществляется специальным уполномоченным государственным органом.

Маркировка средств химизации и средств защиты растений осуществляется производителем.

Порядок стандартизации, сертификации и маркировки средств химизации и средств защиты растений определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 24. Реализация, ввоз и вывоз средств

химизации и средств защиты растений


Средства химизации и средства защиты растений допускаются к реализации на территории Республики Узбекистан, ввозу и вывозу после получения сертификата соответствия и их регистрации в Республике Узбекистан.

Ввоз минеральных удобрений и химических средств, используемых для защиты растений, осуществляется на основании соответствующего разрешения.

Деятельность по оптовой и розничной торговле минеральными удобрениями и химическими средствами, используемыми для защиты растений, осуществляется на основании лицензии.



Статья 25. Применение средств химизации

и средств защиты растений


Средства химизации и средства защиты растений применяются с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки.

Минеральные удобрения применяются с учетом потребности растений, качества земель, а также результатов оценки состояния плодородия почвы, определяемой на основании почвенных и других анализов.

Применение средств химизации и защиты растений осуществляется с соблюдением требований безопасности, указанных в соответствующих технических регламентах.



Статья 26. Информация о безопасном обращении

со средствами химизации и средствами

защиты растений


В целях обеспечения потребителей информацией о безопасном обращении со средствами химизации и средствами защиты растений юридические и физические лица, подавшие заявление на регистрацию средств химизации и средств защиты растений, обязаны предоставлять им информацию о перевозке, применении, хранении и упаковке средств химизации и средств защиты растений и тарную этикетку с предупредительной маркировкой.

При реализации средств химизации и средств защиты растений продавец (поставщик) должен разместить на каждой единице тары рекомендации по перевозке, применению, хранению и упаковке средств химизации и средств защиты растений, а также тарной этикетке.

Форма рекомендаций по перевозке, применению, хранению и упаковке средств химизации и средств защиты растений и требования к их утверждению и тарной этикетке определяются специально уполномоченным государственным органом.



Статья 27. Требования к производству средств

химизации и средств защиты растений


Производители средств химизации и средств защиты растений обязаны обеспечить:

производство средств химизации и средств защиты растений в соответствии с нормативной документацией в упаковке, удобной и безопасной для потребителя и розничной торговли;

соответствие остаточного количества средств химизации и средств защиты растений в растительном, лекарственном сырье и пищевых продуктах установленным стандартам;

прекращение реализации средств химизации и средств защиты растений и изъятие их в установленном порядке из оборота, если в результате несоблюдения требований безопасности при реализации, использовании, перевозке и хранении снизилась их эффективность.

Материалы, используемые для тары и упаковки средств химизации и средств защиты растений, должны быть специально приспособлены для защиты человека, окружающей среды от опасных свойств средств химизации и средств защиты растений, устойчивы к разрушающему или иному воздействию их составных веществ, а также не взаимодействовать и не вступать с ними в реакцию, вызывающую опасные последствия.

Запрещается производство незарегистрированных средств химизации и средств защиты растений.



Статья 28. Хранение средств химизации

и средств защиты растений


Хранение средств химизации и средств защиты растений допускается только в специальных складских помещениях или специальных комнатах. Хранение средств химизации и средств защиты растений без специальной тары запрещается.

При хранении средств химизации и средств защиты растений должны соблюдаться санитарные нормы и правила и экологические нормативы.

Требования к хранению средств химизации и средств защиты растений определяются в общих технических регламентах, утвержденных Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 29. Требования к обезвреживанию,

утилизации, захоронению и уничтожению пришедших

в непригодность и (или) запрещенных к применению

средств химизации и средств защиты растений

и тары из-под них


Обезвреживание, утилизация, захоронение и уничтожение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению средств химизации и средств защиты растений и тары из-под них осуществляются в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Обезвреживание, утилизация, захоронение и уничтожение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению средств химизации и средств защиты растений и тары из-под них осуществляются юридическими и физическими лицами под контролем представителей специально уполномоченного государственного органа, Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан, Комитета санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан.

Юридические и физические лица обязаны соблюдать санитарно-гигиенические нормы при хранении, использовании, обезвреживании и захоронении средств химизации и средств защиты растений и тары из-под них, а также требования по охране животного и растительного мира.



Статья 30. Требования к перевозке средств

химизации и средств защиты растений


Перевозка средств химизации и средств защиты растений допускается в специально оборудованных транспортных средствах с исключением возможности причинения вреда здоровью человека и окружающей среде.

Порядок перевозки средств химизации и средств защиты растений утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 31. Экологически потенциально

опасные ситуации


В случае возникновения экологически потенциально опасных ситуаций при производстве, хранении, перевозке и использовании высокотоксичных, сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и иных веществ, применяемых для защиты растений, вокруг соответствующих объектов производства, вдоль транспортных магистралей устанавливается особый правовой режим в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 32. Международное сотрудничество

в области защиты растений


Международное сотрудничество в области защиты растений осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Узбекистан.

В рамках международного сотрудничества в области защиты растений специально уполномоченный государственный орган:

осуществляет взаимный обмен информацией с компетентными органами зарубежных стран и международными организациями, осуществляющими государственный контроль в области защиты растений;

контролирует соблюдение обязательных требований по применению пестицидов в местах выращивания и упаковки растительной продукции, предназначенной для ввоза на территорию Республики Узбекистан.



Статья 33. Финансирование деятельности

по защите растений


Ежегодно из Государственного бюджета Республики Узбекистан выделяются средства на борьбу с вредными организмами и обеспечение фитосанитарной безопасности.

Деятельность по защите растений финансируется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, внебюджетных фондов и других источников, не запрещенных законодательством.

Расходы, связанные с государственными услугами специально уполномоченного государственного органа в области защиты растений, а также оформлением необходимых документов, покрываются за счет средств соответствующих республиканских органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления, юридических и физических лиц.

Республиканские органы исполнительной власти и органы хозяйственного управления, юридические и физические лица несут расходы по обеспечению защиты растений на принадлежащих им территориях за счет собственных средств.



Статья 34. Разрешение споров


Споры в области защиты растений разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 35. Ответственность за нарушение

законодательства о защите растений


Лица, виновные в нарушении законодательства о защите растений, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 36. Признание утратившими силу

некоторых законодательных актов

Республики Узбекистан


Признать утратившими силу:


1) Закон Республики Узбекистан от 31 августа 2000 года N 116-II "О защите сельскохозяйственных растений от вредителей, болезней и сорняков" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., N 7-8, ст. 208);


2) Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 31 августа 2000 года N 117-II "О введении в действие Закона Республики Узбекистан "О защите сельскохозяйственных растений от вредителей, болезней и сорняков" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., N 7-8, ст. 209);


3) статью 17 Закона Республики Узбекистан от 11 декабря 2014 года N ЗРУ-381 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2014 г., N 12, ст. 343);


4) статью 45 Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года N ЗРУ-446 "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., N 9, ст. 510);


5) статью 118 Закона Республики Узбекистан от 21 апреля 2021 года N ЗРУ-683 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., приложение к N 4);


6) статью 3 Закона Республики Узбекистан от 26 апреля 2021 года N ЗРУ-685 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием санитарно-эпидемиологической службы" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., N 4, ст. 290).



Статья 37. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона


Агентству по карантину и защите растений при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 38. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 39. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 10 ноября 2023 г.


"Народное слово", 10 ноября 2023 г.

















































Время: 0.0065
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск