ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2024 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 1 по 6 января 2024 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

                

(за период с 1 по 6 января 2024 г.)

         

Как формируются бюджетные программы

распределителей бюджетных средств

          

Совершенствуется система соцпомощи престарелым и инвалидам

         

Исполнительные документы будут выдавать онлайн

          

Соцработники вправе проверять условия ухода

за инвалидами и пожилыми

             

Экспертиза отчетов об оценке: новые правила

          

Что изменилось в связи с принятием Госбюджета 2024 года

         

Налоговый и Таможенный комитеты будут ежеквартально

отчитываться перед Законодательной палатой

         

Цифровизация здравоохранения будет ускорена

          

Утвержден новый Единый национальный стандарт оценки

           

Куда направят средства Фонда социальной защиты



Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 04.01.2024 г. N 4 утверждено Положение о порядке разработки, контроля и оценки эффективности бюджетных программ распределителей бюджетных средств при реализации системы программного бюджетирования в Республике Узбекистан.


Документ предусматривает:

q порядок и сроки разработки бюджетных программ при внедрении программной системы бюджетирования;

q состав целевых показателей бюджетных программ и требования к ним;

q источники финансирования бюджетных программ;

q обеспечение и контроль исполнения бюджетных программ, а также подготовку отчетов об их исполнении;

q оценку эффективности бюджетных программ и обеспечение прозрачности информации об их реализации.

Приоритетные направления разработки и реализации бюджетных программ:

q формирование качественных и количественных показателей (индикаторов) исходя из конкретных целей и результатов в рамках ежегодных ассигнований из Госбюджета;

q повышение финансовой независимости распределителей бюджетных средств при составлении и принятии проекта бюджета;

q подотчетность распределителей бюджетных средств, ответственных за реализацию бюджетных программ, перед общественностью;

q анализ и оценка эффективности реализуемых мер исходя из стратегических целей и задач, поставленных в социально-экономических направлениях.

Министерству экономики и финансов поручено до 1 сентября 2024 года отчеты по формированию, утверждению, регистрации и реализации бюджетных программ представлять в электронной форме в программном комплексе "UzASBO".


* * *



Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 27.12.2023 г. N ПП-410 "О мерах по совершенствованию системы оказания социальных услуг и помощи престарелым и лицам с инвалидностью, нуждающимся в постороннем уходе".


Документом определены приоритетные направления оказания социальных услуг в этом направлении:

q оптимизация и цифровизация процедур определения одиноких престарелых и лиц с инвалидностью;

q организация социальных услуг на уровне махалли;

q социализация лиц, нуждающихся в постороннем уходе, путем улучшения их здоровья и качества жизни;

q расширение участия частного сектора в системе социальной защиты;

q внедрение системы дифференцированных социальных услуг и помощи исходя из социального состояния одиноких престарелых и лиц с инвалидностью.



Определение нуждающихся


Центр социальных услуг "Инсон" ведет Реестр одиноких и одиноко проживающих престарелых и лиц с инвалидностью, нуждающихся в постороннем уходе, в информационной системе "Единая национальная социальная защита".

Центр также оценивает уровень нуждаемости в постороннем уходе, составляет план оказания индивидуальных социальных услуг.

Замена утерянных биометрических паспортов (идентификационных ID-карт) одиноких престарелых и лиц с инвалидностью осуществляется по заявке Центра социальных услуг "Инсон" без взимания госпошлины.



Как будут оказывать социальные услуги


С 1 февраля 2024 года гарантированные государством социальные услуги и помощь одиноким престарелым и лицам с инвалидностью, включенным в реестр, оказываются на основе договора оказания социальных услуг.

С 1 марта 2024 года внедряется гибкий график работы оказания ассистентами социальных работников услуг одиноким престарелым и лицам с инвалидностью, во все дни недели на почасовой основе.

Распределение имущества лица, находящегося под опекой, и иные сделки, направленные на решение его судьбы, согласовываются с центрами социальных услуг "Инсон" до нотариального удостоверения.

С 1 апреля 2024 года в центрах социальных услуг "Инсон" и медико-социальных учреждениях системы Национального агентства социальной защиты внедряется порядок оказания платных услуг на договорной основе.

Одиноким престарелым и лицам с инвалидностью, включенным в реестр, и сопровождающему их лицу один раз в год выделяются бесплатные железнодорожные или междугородние автобусные билеты (туда и обратно).



Работу социальных служб начнут оценивать


С 1 марта 2024 года деятельность ассистентов социального работника раз в месяц оценивается одинокими престарелыми лично, социальными работниками в махалле и специальной программой. Исходя из результатов оценки центры социальных услуг "Инсон" поощряют ассистентов социального работника.

Работник Центра социальных услуг "Инсон", социальный работник, представитель специальной группы мониторинга районного медицинского объединения и председатель схода граждан один раз в шесть месяцев проводят мониторинг качества социальных услуг. При этом:

q осуществляется оценка возможности одиноких престарелых и лиц с инвалидностью выполнять простые и сложные действия;

q ответственным работником оцениваются срок, результат, качество, эффективность, безопасность оказанных услуг, определенных в плане индивидуальных услуг. Данные мониторинга вносятся в информационную систему "Единая национальная социальная защита";

q пользователем социальной услуги оценивается уровень удовлетворенности услугой.



Организационные изменения


Дома-интернаты для престарелых и лиц с инвалидностью "Саховат" и Республиканский пансионат для ветеранов войны и труда переименовываются в центры социальной поддержки.

В центрах будут кабинеты социально-трудовой реабилитации для социализации одиноких престарелых и лиц с инвалидностью. Вводятся штатные единицы по одному социальному работнику, реабилитологу и трудовому инструктору на каждых проживающих 100 человек. Проживающие в центрах могут заниматься трудовой деятельностью.

С 1 апреля 2024 года в центрах социальной поддержки, расположенных в Самаркандской и Ферганской областях, г. Ташкенте, в порядке эксперимента:

q лицам, размещенным в них, создается возможность для краткосрочного и долгосрочного пребывания и полного отбытия из дома-интерната по их потребности и желанию;

q оказываются краткосрочные и долгосрочные социальные и реабилитационные услуги в мобильной форме и в форме дневных посещений. При этом данными услугами пользуются:

q нуждающиеся в постороннем уходе престарелые и лица с инвалидностью семей, включенных в ИТ "Единый реестр социальной защиты", один раз в год на бесплатной основе;

q престарелые и лица с инвалидностью региона, в котором расположены центры социальной поддержки, на договорной основе.

С 1 мая 2024 года вместо ежемесячной компенсации по платежам за жилищно-коммунальные услуги и ежемесячных дополнительных выплат на продукты питания и товары личной гигиены одиноким престарелым и лицам с инвалидностью, включенным в реестр, выплачивается ежемесячная материальная помощь в размере минимальных потребительских расходов для одиноких престарелых и лиц с инвалидностью.

Документом утверждена "Дорожная карта" по дальнейшему совершенствованию системы поддержки престарелых и лиц с инвалидностью, нуждающихся в социальной защите.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Указ от 03.01.2024 г. N УП-1 "О дополнительных мерах по реформированию и цифровизации системы исполнения судебных актов и актов иных органов".


С 1 мая 2024 года:

q исполнительные документы на основании судебных актов выдаются в электронной форме. При этом:

q исполнительные документы по делам экономических судов будут выдаваться исключительно в электронной форме;

q по делам других судов - как правило, в электронной форме;

q исполнительные документы, выданные на основании судебных актов, заверяются QR-кодом и оформляются ЭЦП;

q юрлица получают и предоставляют исполнительные документы, а также принятые решения и иные документы в рамках исполнительного производства посредством персонального кабинета налогоплательщика;

q физлица могут получать и предоставлять исполнительные документы посредством ЕПИГУ либо терминалов по оказанию интерактивных услуг;

q устанавливается минимальный размер гарантированного дохода граждан, на который не может быть обращено взыскание по задолженности. При этом:

q минимальный размер гарантированного дохода применяется при взыскании денежных средств по задолженности граждан и составляет половину установленного МРОТ;

q запрещается удерживать (списывать) денежные средства с банковских счетов граждан, в том числе с их банковских карт, на основании исполнительных документов по задолженности, если сумма денежных средств на них не превышает половины установленного МРОТ.

С 1 апреля 2024 года реализация имущества на комиссионно-договорных основах в рамках принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов осуществляется исключительно торговыми организациями, внедрившими электронную систему дистанционного мониторинга процессов от принятия до реализации имущества.

С 1 декабря 2024 года внедряется институт "Реестр обязательств" по обеспечению безусловного исполнения судебных актов и актов иных органов. При этом:

q Реестр ведется БПИ;

q в случае невозможности осуществления взыскания ввиду отсутствия у должника имущества сведения о нем вносятся в Реестр в обязательном порядке;

q после внесения в Реестр сведений о должнике все ограничения, примененные в отношении него в рамках исполнительного производства, сохраняются;

q в случае выявления имущества и денежных средств у должника, сведения о котором внесены в Реестр, принудительные исполнительные действия продолжатся;

q в случае исполнения должником своих обязательств по исполнительному документу, его смерти, отмены судебного акта либо акта иного органа, на основании которых был выдан исполнительный документ, отмены либо признания недействительным документа, являющегося исполнительным документом, невыявления сведений об имуществе или денежных средствах должника в течение 10 лет, либо признания его банкротом, сведения о должнике исключаются из Реестра по заявлению взыскателя.

БПИ выделяется 230 штатных единиц государственных исполнителей, основная деятельность которых направлена на защиту интересов несовершеннолетних. Особое внимание будет уделено приему на работу лиц, имеющих высшее образование.

Также действующие государственные исполнители, имеющие среднее специальное образование, будут поэтапно обучены в Правоохранительной академии.


* * *



Постановлением Кабинета Министров РУз от 29.12.2023 г. N 705 внесены изменения и дополнения в некоторые решения Правительства в связи с обеспечением прав населения на получение социальной защиты и совершенствованием системы предоставления государственной социальной помощи и услуг.


Дополнения и изменения в некоторые постановления Кабинета Министров направлены на улучшение оказания государственной социальной помощи и услуг центрами социального обслуживания "Инсон" и социальными работниками.

Изменения предусматривают, что прежде чем представить в органы исполнительной власти госзаказ на создание рабочих мест районными (городскими) отделами по сокращению бедности и содействию занятости, эти заказы должны быть согласованы с центрами социального обслуживания "Инсон".

Кроме того, по решению руководителей центров социального обслуживания "Инсон" лица, нуждающиеся в социальной защите, не имеющие определенного места жительства, подлежат регистрации по месту жительства на срок до шести месяцев в учреждениях, имеющих жилищный фонд при Национальном агентстве социальной защиты.

Социальные работники проверяют условия ухода за лицом-инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за пожилыми людьми старше 80 лет, которые по заключению лечебного учреждения, нуждаются в постороннем уходе.

Изменения и дополнения вносятся в:

q Положение о порядке установления и резервирования минимального количества рабочих мест для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих затруднения в поиске работы и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (утверждено Постановлением Кабинета Министров РУз от 05.12.2017 г. N 965);

q Положение о центрах органов внутренних дел по реабилитации лиц без определенного места жительства (утверждено Постановлением Кабинета Министров РУз от 26.04.2018 г. N 309);

q Постановление Кабинета Министров РУз от 28.12.2019 г. N 1049 "О мерах по дальнейшему упрощению порядка регистрации граждан по месту постоянного проживания и временного пребывания в Республике Узбекистан" и др.


* * *



Для повышения качества услуг в сфере оценочной деятельности, развития механизмов самоуправления, а также упорядочивания и цифровизации процессов экспертизы Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29.12.2023 г. N 725 внесены изменения в Постановление Кабинета Министров РУз от 28 июля 2008 года N 161 "Об утверждении механизма проведения экспертизы достоверности отчетов об оценке".


В соответствии с изменениями:

q экспертиза на проверку достоверности отчетов об оценке осуществляется только с привлечением оценщиков первой или высшей категории;

q с 1 марта 2024 года сведения о результатах такой экспертизы в обязательном порядке будут вноситься в "Единый реестр экспертных заключений" АУГА.


* * *



Указом Президента РУз от 29.12.2023 г. N УП-221 внесены изменения и дополнения в отдельные указы Президента в целях обеспечения исполнения Закона "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2024 год".


Так, дополнением в Указ Президента РУз от 07.03.2022 г. N УП-87 "О мерах по дальнейшему ускорению работы по системной поддержке семьи и женщин" определено, что расходы на питание воспитанников, освобожденных от уплачиваемого в государственные дошкольные образовательные организации родительского взноса, покрываются из Госбюджета в полном объеме.

Согласно изменениям в Указ Президента РУз от 26.05.2023 г. N УП-79 "О мерах по эффективной организации деятельности Министерства дошкольного и школьного образования и организаций в его системе":

- до 1 января 2030 года ставка соцналога на зарплату и приравненные к ней платежи, осуществляемые за счет внебюджетных средств учреждений и организаций в системе дошкольного и школьного образования (за исключением центрального аппарата Министерства и его территориальных подразделений), устанавливается в размере 1%.

Также на мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями деревьев и кустарников выделяются средства за счет дополнительных источников, сформированных в бюджетах районов (городов) на основании решений Кенгашей народных депутатов районов (городов) по предложению хокимиятов районов (городов). Изменение внесено в Указ Президента РУз от 30.12.2021 г. N УП-46 "О мерах по ускорению работ по озеленению и дальнейшей эффективной организации охраны деревьев в республике". Ранее на эти мероприятия выделялось до 2% процентов средств за счет дополнительных источников местных бюджетов.

Документом определены источники формирования средств Фонда по управлению, трансформации и приватизации государственных активов, а также распределение средств, полученных от реализации государственных активов:

q 92% - в республиканский бюджет Республики Узбекистан;

q 5% - в Фонд по управлению, трансформации и приватизации государственных активов;

q 3% - в Фонд поддержки спорта при Министерстве молодежной политики и спорта.

Изменения внесены в Указ Президента РУз от 14.01.2019 г. N УП-5630 "О мерах по коренному совершенствованию системы управления государственными активами, антимонопольного регулирования и рынка капитала".

Внесены и другие изменения и дополнения в указы Президента.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Постановление от 29.12.2023 г. N ПП-422 "О мерах по обеспечению исполнения Закона Республики Узбекистан "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2024 год".


Документом утвержден Перечень крупных налогоплательщиков, налог на прибыль с которых в 2024 году направляется в республиканский бюджет Республики Узбекистан в полном объеме.

В 2024 году для объектов недвижимого имущества жилого фонда, а также для занимаемых ими земельных участков:

q сумма налога на имущество физлиц, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не должна превышать сумму налога, начисленную на 2023 год, более чем в 1,3 раза;

q сумма земельного налога, взимаемого с физлиц, с земель несельскохозяйственного назначения, не должна превышать сумму налога, начисленную на 2023 год, более чем в 1,3 раза.

Отныне в комитетах Законодательной палаты будут заслушиваться:

q каждые шесть месяцев - руководители министерств и ведомств об исполнении целевых индикаторов, связанных с использованием бюджетных средств распорядителей бюджетных средств первого уровня;

q по итогам каждого квартала - Налоговый, Таможенный комитеты и АУГА о выполнении прогноза доходов Госбюджета;

Внедряется порядок внесения на общее собрание акционеров вопросов по:

q установлению размера выплачиваемого вознаграждения исполнительному органу и его максимального размера:

q утверждению организационной структуры общества, а также внесению в нее изменений после одобрения наблюдательным советом хозобществ, находящихся в республиканской собственности, с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50% и более, в том числе коммерческих банков (кроме обществ при учредительстве местных органов власти).


* * *



Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 28.12.2023 г. N ПП-415 "О дополнительных мерах по ускорению цифровизации системы здравоохранения и внедрению передовых цифровых технологий".


Для цифровизации сферы здравоохранения и внедрения единого комплекса информационных систем, сокращения излишних процедур в системе управления, повышения эффективности работы госучреждение "IТ-Меd" ликвидируется и его задачи возлагаются на ООО "Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем "UZINFOСОМ". На него возложены следующие дополнительные задачи:

q оптимизация и упрощение бизнес-процессов в системе здравоохранения;

q внедрение и поддержка единого комплекса информационных систем "Электронное здравоохранение", а также обеспечение его интеграции с информационными системами других госорганов;

q внедрение политики и стандартов цифровых технологий и коммуникаций в сфере медицины и фармацевтики и др.

Документом утверждена Программа мер по эффективной организации Национальной системы цифрового здравоохранения. Единому интегратору полностью передаются права и обязательства по текущим проектам. При поддержке банка "KfW" "Поддержка реформ по цифровизации здравоохранения" Единый интегратор является оператором и ответственным за создание, внедрение, техническую поддержку и обеспечение информационной безопасности. Все медицинские и фармацевтические организации республики, в том числе аптеки, поэтапно подключаются к Платформе цифрового здравоохранения в обязательном порядке.

С 1 января 2025 года Единому интегратору для обработки данных, связанных с каждым зарегистрированным на Платформе случаем страхования, выделяется комиссионный платеж 0,3% средств, выплачиваемых государственным медицинским учреждениям из Государственного фонда медицинского страхования.

Наряду с этим согласно документу предоставляется право:

q Единому интегратору - на поставку аппаратных и программных комплексов, информационных систем, инженерных инфраструктур, а также оборудования, комплектующих, технологической документации и программного обеспечения для медицинских госучреждений с сохранением статуса резидента Технологического парка программных продуктов и информационных технологий;

q Минздраву и медицинским госучреждениям - заключения прямых договоров с Единым интегратором и осуществления предоплаты 100% на подготовку проектно-технической документации, разработку программно-аппаратных комплексов, автоматизированных информационных систем, а также поставку оборудования для этих целей.


* * *



Принят приказ директора Агентствa по управлению государственными активами РУз "Об утверждении Единого национального стандарта оценки Республики Узбекистан" (рег. МЮ N 3487 от 28.12.2023 г.).


Настоящий Единый национальный стандарт оценки (ЕНСО):

q определяет нормативное регулирование оценочной деятельности;

q устанавливает требования к порядку проведения оценки и экспертизы оценки.

ЕНСО включает в себя общие и специальные стандарты оценки и методики к ним.

Общие стандарты состоят из Национальных стандартов оценки (НСО):

q НСО N 1 "Термины, определения и принципы оценочной деятельности";

q НСО N 2 "Задание на оценку";

q НСО N 3 "Изучения и анализы, проводимые в процессе оценки";

q НСО N 4 "Отчет об оценке и порядок его составления";

q НСО N 5 "Виды стоимости";

q НСО N 6 "Подходы и методы оценки";

q НСО N 7 "Общие требования к внутренним правилам контроля качества работы оценщиков";

q НСО N 8 "Экспертиза достоверности отчета об оценке".

Специальные стандарты оценки определяют дополнительные требования к порядку проведения оценки отдельных видов объектов оценки (бизнеса, недвижимости, нематериальных активов, товарно-материальных запасов и др.) и состоят из следующих НСО:

q НСО N 9 "Оценка стоимости бизнеса и прав на участие в бизнесе";

q НСО N 10 "Оценка стоимости недвижимости";

q НСО N 11 "Оценка стоимости нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности";

q НСО N 12 "Оценка стоимости товарно-материальных запасов";

q НСО N 13 "Оценка стоимости машин и оборудования";

q НСО N 14 "Оценка стоимости государственного жилищного фонда для целей приватизации".

ЕНСО предназначается для оценщиков, оценочных организаций и других пользователей, и обязателен к применению при оказании услуг оценки стоимости активов и обязательств, составлении отчета об оценке, а также при проверке экспертами достоверности отчета об оценке объекта оценки.


* * *



Постановлением Кабинета Министров РУз от 28.12.2023 г. N 687 утверждено Положение о Государственном фонде социальной защиты при Национальном агентстве социальной защиты.


При Национальном агентстве социальной защиты Указом Президента РУз от 01.06.2023 г. N УП-82 образован Государственный фонд социальной защиты.

Основные направления расходования средств Фонда:

q организация социальных услуг в домах-интернатах "Мурувват" и "Саховат", санаториях и пансионатах для престарелых, лиц с инвалидностью, ветеранов войны и труда;

q обеспечение населения протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации;

q обеспечение льготного и бесплатного стационарного лечения лиц с инвалидностью;

q обеспечение лиц с инвалидностью учебными, дидактическими и другими альтернативными материалами;

q обеспечение жильем детей-сирот;

q организация и совершенствование деятельности домов "Мехрибонлик" и детских домов;

q финансирование услуг оказания социально-правовой помощи несовершеннолетним и др.

Документом также предусматривается создание государственного учреждения "Центр информационных технологий" при Национальном агентстве социальной защиты. На Центр возложены задачи:

q разработка и мониторинг информационных программ;

q техническое обслуживание серверов, компьютерного оборудования и телекоммуникационных сетей;

q внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в систему Агентства;

q организация деятельности "Саll-центра".

Документом утверждены:

q Положение о Государственном фонде социальной защиты при Национальном агентстве социальной защиты;

q структура исполнительной дирекции фонда.































































Время: 0.1324
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск