ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2024 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 2 по 7 марта 2024 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

                

(за период с 2 по 7 марта 2024 г.)

         

Кому положено единоразовое пособие при рождении ребенка

        

Началась подготовка к празднованию Навруза

         

Увеличивается предельный показатель долговой нагрузки

физического лица

         

Что изменится в работе Агентства статистики

        

Как осуществляется деятельность Детского омбудсмана

        

Какие виды обязательного страхования планируют внедрить

         

Цены на экспортируемую плодоовощную продукцию

возьмут под контроль

          

Увеличены штрафы за незаконную вырубку

деревьев и кустарников



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 04.03.2024 г. N 110 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства, направленных на совершенствование порядка выплаты некоторых социальных пособий".


С 1 апреля 2024 года единоразовое пособие, выплачиваемое государством при рождении ребенка:

q на первого ребенка - для всех женщин;

q на второго ребенка - для женщин, являющихся членами семьи, внесенной к моменту рождения ребенка в "Единый реестр социальной защиты".

Во всех остальных случаях пособие не выплачивается.

Подать заявление на получение пособия можно в центрах госуслуг или посредством ЕПИГУ.

Изменение внесено в Приложение N 4 к Постановлению КМ РУз от 20.10.2023 г. N 550 "Административный регламент оказания комплексных государственных услуг, связанных с регистрацией рождения".


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 04.03.2024 г. N ПП-113 "О подготовке и проведении всенародного праздника Навруз в 2024 году".


Праздник будет широко отмечаться как всенародные гулянья - сайиль на высоком уровне под девизом: "С тобой, Навруз, мир светом озарится!".

Документом создан Организационный комитет по подготовке и проведению всенародного праздника Навруз и утвержден его состав. Ему поручено утвердить Программу организационно-практических, культурных и духовно-просветительских мероприятий по достойному празднованию всенародного праздника Навруз.

Особое внимание будет уделено организации народных гуляний на основе отдельной программы в комплексе "Янги Ўзбекистон" в Ташкенте.

Принимая во внимание, что в этом году праздник Навруз отмечается в священный месяц Рамазан, будут оказаны всестороннее уважение и почтение представителям старшего поколения, в частности, участникам Второй мировой войны и ветеранам трудового фронта, забота и внимание лицам, проживающим в домах "Мехрибонлик", "Мурувват" и "Саховат", внесенным в социальные тетради и всем нуждающимся в поддержке, организации для них дастарханов и проведению разных благотворительных мероприятий.

В преддверии праздника Навруз также планируется проведение всенародного хашара, направленного на благоустройство и озеленение в каждых махаллях, районах и городах.

Расходы, связанные с проведением праздничных мероприятий, покрываются:

q в Ташкенте - за счет средств республиканского бюджета и местного бюджета Ташкента в равных долях;

q в Каракалпакстане и областях - за счет соответствующих местных бюджетов и благотворительных пожертвований на местах.


* * *



Принято Постановление правления ЦБ РУз "О внесении изменений и дополнений в Положение о регулировании долговой нагрузки заемщиков - физических лиц" (рег. МЮ N 3205-3 от 21.02.2024 г.).


В случае если срок погашения по договору кредита (микрозайма) превышает 36 месяцев, при расчете суммы среднемесячных платежей по долговой нагрузке все платежи распределяются в сумме, равной 36 месяцам (аннуитетным способом), за исключением ипотечных кредитов и образовательных кредитов, выделенных за счет ресурсов, размещенных Министерством экономики и финансов.

Если срок погашения по договору ипотечного кредита превышает 180 месяцев, все платежи по кредиту распределяются в сумме, равной 180 месяцам (аннуитетным способом), за исключением ипотечных кредитов, выделяемых в рамках госпрограмм.

До 1 июля 2024 года при выделении займодателем микрозайма показатель долговой нагрузки заемщика - физлица не должен превышать 50%.

С 1 июля 2024 года до 1 января 2025 года этот показатель не должен быть выше 60%, а с 1 января 2025 года - вновь не выше 50%.


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 04.03.2024 г. N ПП-114 "О мерах по организации деятельности Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан".


В соответствии с Указом Президента РУз от 21.12.2022 г. N УП-269 "О мерах по реализации административных реформ Нового Узбекистана" утверждены:

q Основные направления деятельности Агентства статистики и его организационная структура;

q Положение об Агентстве статистики;

q "Дорожная карта" углубления реформ в сфере официальной статистики и трансформации деятельности системы;

q Целевые индикаторы (показатели) Агентства статистики, которые должны быть достигнуты в 2024-2025 годах.

С 1 января 2025 года планируется привлечь к процессу статистического наблюдения консалтинговые компании, высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты (статистические наблюдатели).

До конца 2024 года информационная система "Статистика" будет интегрирована с информационными системами министерств и ведомств для получения определенных видов информации.

Также к концу 2024 года планируется разработать методологию "Индекс доверия официальной статистике".

Документом определено, что Агентство статистики при Президенте:

q реализует государственную политику на основе официальной статистики;

q принимает меры по обеспечению разработки и реализации программ официальной статистики и их совместимости с другими важными программами страны;

q осуществляет деятельность на основе многолетней статистической программы, утверждаемой Президентом, и годовой статистической программы, утверждаемой Советом по статистике;

q подчиняется непосредственно и представляет отчеты Президенту, а также ежегодно отчитывается перед Олий Мажлисом о выполнении статистических работ согласно госзаказу;

q проводит проверку статистических методов других составителей официальной статистики на предмет их соответствия общественным рекомендациям, дает обязательные рекомендации по их соблюдению.


* * *



Вступил в силу Закон РУз от 29.02.2024 г. N ЗРУ-917 "Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка (Детском омбудсмане)".


Уполномоченный Олий Мажлиса по правам ребенка (Детский омбудсман) это должностное лицо, которое осуществляет парламентский контроль за соблюдением законодательства о правах ребенка госорганами, в том числе правоохранительными и контролирующими, а также предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами.

Детский омбудсман осуществляет свои полномочия самостоятельно и независимо от госорганов и их должностных лиц и подотчетен палатам Олий Мажлиса. Он избирается Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса сроком на 5 лет.

Законом определены основные задачи, права и обязанности Уполномоченного по правам ребенка, в том числе:

q направление должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения законодательства о правах ребенка;

q внесение руководителям госорганов и иных организаций обязательные к рассмотрению представления о нарушениях законодательства о правах ребенка, устранении причин и условий, им способствующих;

q внесение в соответствующие органы ходатайства о привлечении к ответственности лиц, в действиях или бездействии которых выявлены нарушения прав ребенка.

Уполномоченный по правам ребенка ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представляет в палаты Олий Мажлиса доклад о состоянии соблюдения законодательства о правах ребенка.

Детский омбудсман принимает меры по предотвращению применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в отношении ребенка.

Уполномоченный по правам ребенка назначает своего представителя в Каракалпакстане, областях и Ташкенте. Он также рассматривает обращения, поступившие в виде заявлений, предложений и жалоб. Жалобы рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом N ЗРУ-917, заявления и предложения - в порядке, установленном Законом "Об обращениях физических и юридических лиц".


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Постановление от 01.03.2024 г. N ПП-108 "О комплексных мерах по дальнейшему развитию рынка страховых услуг".


С 1 сентября 2024 года:

q все договоры страхования (перестрахования) и страховые полисы по всем видам страхования в обязательном порядке регистрируются посредством Единой автоматизированной информационной системы;

q отменяется оформление страховых полисов только в бумажной форме;

q НАПП начнет вести рейтинг страховщиков и публиковать его в СМИ.

Постановлением утверждаются минимальные размеры дифференцированного уставного капитала страховщиков.

Документом также поручено:

q разработать проект закона, предусматривающий освобождение страхователей (потерпевших) от оплаты госпошлины по искам, вытекающим из договоров обязательного страхования;

q внести предложения о сокращении срока обучения на бакалавриате по направлению "страховое дело" с 4 до 3 лет;

q до 1 января 2025 года внести предложения, предусматривающие в том числе поэтапное внедрение:

- системы обязательного страхования недвижимого имущества юрлиц от бедствий природного и техногенного характера;

- принципов и продуктов "такафул" (исламского страхования);

- расширение вмененного вида страхования.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 29.02.2024 г. N 107 "О мерах по упорядочению экспорта плодоовощной продукции в республике".


С 1 мая 2024 года вводится мониторинг стоимости экспортных контрактов на плодоовощную продукцию и контроль за формированием экспортных цен по перечню, утвержденному в установленном порядке.

Перечень плодоовощной продукции с рекомендуемыми минимальными экспортными ценами утверждается Правительственной комиссией по вопросам привлечения инвестиций, развития промышленности и регулирования торговли и будет основан на предложениях ТПП, Агентства по карантину и защите растений и Министерства инвестиций, промышленности и торговли.

При этом минимальные экспортные цены определяются исходя из:

q цены на внешних рынках, полученных от дипломатических представительств Узбекистана в зарубежных странах;

q цен, объявленных в СМИ (в том числе в открытых источниках в Интернете) и информационных изданиях;

q экспортных цен, полученных от внешнеторговых компаний и загранучреждений Министерства инвестиций, промышленности и торговли;

q цен, полученных на основе запросов, отправленных местным и иностранным торговым компаниям;

q оптовых и розничных цен плодоовощной продукции на внутреннем рынке.

Разница в снижении экспортной цены плодоовощной продукции может быть в размере, не превышающем 20% от рекомендуемой стоимости.

В случае установления факта снижения экспортной цены плодоовощной продукции более чем на 20% от "рекомендованной", Таможенный комитет в течение 24 часов уведомляет об этом Налоговый комитет через систему электронного обмена информацией и Управление по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Закон от 29.02.2024 г. N ЗРУ-916, которым внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты.


Наличие нескольких видов административной ответственности за вырубку, раскорчевку, повреждение или уничтожение деревьев и кустарников препятствует формированию единой правоприменительной практики и становится причиной различных проблем.

В связи с этим в Кодексе об административной ответственности устанавливается административная ответственность за разработку проектной документации, приводящей к вырубке, раскорчевке, повреждению или уничтожению ценных видов деревьев и кустарников. Это нарушение влечет наложение штрафа на должностных лиц от 15 до 25 БРВ.

Усиливаются меры административного взыскания за незаконную вырубку, раскорчевку и повреждение деревьев. Теперь за это предусматривается штраф для граждан от 10 до 15 БРВ (было - от 5 до 10), а на должностных лиц - от 15 до 20 БРВ (ранее - от 10 до 15 БРВ).

За те же правонарушения, совершенные повторно в течение года после применения административного взыскания, штраф на граждан составит от 15 до 25 БРВ (было - от 10 до 20), а на должностных лиц - от 25 до 35 БРВ (ранее - 20?30 БРВ) с конфискацией предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения. Кроме того, к числу наказаний за это нарушение добавляется административный арест до 15 суток.

В Законе "Об охране и использовании растительного мира" установлены обязательства лиц, незаконно вырубивших или уничтоживших ценные виды деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд. В частности, правонарушители должны будут высадить вместо каждого вырубленного дерева не менее 100 саженцев деревьев, не уступающих по своей ценности, и ухаживать за ними в течение трех лет.

Также предусматривается применение финансовых санкций в виде штрафов от 100 до 300 БРВ к юридическим лицам за незаконную вырубку или уничтожение ценных видов деревьев и кустарников.










































































Время: 0.0857
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск