ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
2024 год /Обзор нового в законодательстве (за период с 2 по 7 марта 2024 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ОБЗОР
НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(за период с 2 по 7 марта 2024 г.)
Кому положено единоразовое пособие при рождении ребенка
Началась подготовка к празднованию Навруза
Увеличивается предельный показатель долговой нагрузки
Что изменится в работе Агентства статистики
Как осуществляется деятельность Детского омбудсмана
Какие виды обязательного страхования планируют внедрить
Цены на экспортируемую плодоовощную продукцию
Увеличены штрафы за незаконную вырубку
Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 04.03.2024 г. N 110 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства, направленных на совершенствование порядка выплаты некоторых социальных пособий".
С 1 апреля 2024 года единоразовое пособие, выплачиваемое государством при рождении ребенка:
q на первого ребенка - для всех женщин;
q на второго ребенка - для женщин, являющихся членами семьи, внесенной к моменту рождения ребенка в "Единый реестр социальной защиты".
Во всех остальных случаях пособие не выплачивается.
Подать заявление на получение пособия можно в центрах госуслуг или посредством ЕПИГУ.
Изменение внесено в Приложение N 4 к Постановлению КМ РУз от 20.10.2023 г. N 550 "Административный регламент оказания комплексных государственных услуг, связанных с регистрацией рождения".
* * *
Принято Постановление Президента РУз от 04.03.2024 г. N ПП-113 "О подготовке и проведении всенародного праздника Навруз в 2024 году".
Праздник будет широко отмечаться как всенародные гулянья - сайиль на высоком уровне под девизом: "С тобой, Навруз, мир светом озарится!".
Документом создан Организационный комитет по подготовке и проведению всенародного праздника Навруз и утвержден его состав. Ему поручено утвердить Программу организационно-практических, культурных и духовно-просветительских мероприятий по достойному празднованию всенародного праздника Навруз.
Особое внимание будет уделено организации народных гуляний на основе отдельной программы в комплексе "Янги Ўзбекистон" в Ташкенте.
Принимая во внимание, что в этом году праздник Навруз отмечается в священный месяц Рамазан, будут оказаны всестороннее уважение и почтение представителям старшего поколения, в частности, участникам Второй мировой войны и ветеранам трудового фронта, забота и внимание лицам, проживающим в домах "Мехрибонлик", "Мурувват" и "Саховат", внесенным в социальные тетради и всем нуждающимся в поддержке, организации для них дастарханов и проведению разных благотворительных мероприятий.
В преддверии праздника Навруз также планируется проведение всенародного хашара, направленного на благоустройство и озеленение в каждых махаллях, районах и городах.
Расходы, связанные с проведением праздничных мероприятий, покрываются:
q в Ташкенте - за счет средств республиканского бюджета и местного бюджета Ташкента в равных долях;
q в Каракалпакстане и областях - за счет соответствующих местных бюджетов и благотворительных пожертвований на местах.
* * *
Принято Постановление правления ЦБ РУз "О внесении изменений и дополнений в Положение о регулировании долговой нагрузки заемщиков - физических лиц" (рег. МЮ N 3205-3 от 21.02.2024 г.).
В случае если срок погашения по договору кредита (микрозайма) превышает 36 месяцев, при расчете суммы среднемесячных платежей по долговой нагрузке все платежи распределяются в сумме, равной 36 месяцам (аннуитетным способом), за исключением ипотечных кредитов и образовательных кредитов, выделенных за счет ресурсов, размещенных Министерством экономики и финансов.
Если срок погашения по договору ипотечного кредита превышает 180 месяцев, все платежи по кредиту распределяются в сумме, равной 180 месяцам (аннуитетным способом), за исключением ипотечных кредитов, выделяемых в рамках госпрограмм.
До 1 июля 2024 года при выделении займодателем микрозайма показатель долговой нагрузки заемщика - физлица не должен превышать 50%.
С 1 июля 2024 года до 1 января 2025 года этот показатель не должен быть выше 60%, а с 1 января 2025 года - вновь не выше 50%.
* * *
Принято Постановление Президента РУз от 04.03.2024 г. N ПП-114 "О мерах по организации деятельности Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан".
В соответствии с Указом Президента РУз от 21.12.2022 г. N УП-269 "О мерах по реализации административных реформ Нового Узбекистана" утверждены:
q Основные направления деятельности Агентства статистики и его организационная структура;
q Положение об Агентстве статистики;
q "Дорожная карта" углубления реформ в сфере официальной статистики и трансформации деятельности системы;
q Целевые индикаторы (показатели) Агентства статистики, которые должны быть достигнуты в 2024-2025 годах.
С 1 января 2025 года планируется привлечь к процессу статистического наблюдения консалтинговые компании, высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты (статистические наблюдатели).
До конца 2024 года информационная система "Статистика" будет интегрирована с информационными системами министерств и ведомств для получения определенных видов информации.
Также к концу 2024 года планируется разработать методологию "Индекс доверия официальной статистике".
Документом определено, что Агентство статистики при Президенте:
q реализует государственную политику на основе официальной статистики;
q принимает меры по обеспечению разработки и реализации программ официальной статистики и их совместимости с другими важными программами страны;
q осуществляет деятельность на основе многолетней статистической программы, утверждаемой Президентом, и годовой статистической программы, утверждаемой Советом по статистике;
q подчиняется непосредственно и представляет отчеты Президенту, а также ежегодно отчитывается перед Олий Мажлисом о выполнении статистических работ согласно госзаказу;
q проводит проверку статистических методов других составителей официальной статистики на предмет их соответствия общественным рекомендациям, дает обязательные рекомендации по их соблюдению.
* * *
Вступил в силу Закон РУз от 29.02.2024 г. N ЗРУ-917 "Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка (Детском омбудсмане)".
Уполномоченный Олий Мажлиса по правам ребенка (Детский омбудсман) это должностное лицо, которое осуществляет парламентский контроль за соблюдением законодательства о правах ребенка госорганами, в том числе правоохранительными и контролирующими, а также предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами.
Детский омбудсман осуществляет свои полномочия самостоятельно и независимо от госорганов и их должностных лиц и подотчетен палатам Олий Мажлиса. Он избирается Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса сроком на 5 лет.
Законом определены основные задачи, права и обязанности Уполномоченного по правам ребенка, в том числе:
q направление должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения законодательства о правах ребенка;
q внесение руководителям госорганов и иных организаций обязательные к рассмотрению представления о нарушениях законодательства о правах ребенка, устранении причин и условий, им способствующих;
q внесение в соответствующие органы ходатайства о привлечении к ответственности лиц, в действиях или бездействии которых выявлены нарушения прав ребенка.
Уполномоченный по правам ребенка ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представляет в палаты Олий Мажлиса доклад о состоянии соблюдения законодательства о правах ребенка.
Детский омбудсман принимает меры по предотвращению применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в отношении ребенка.
Уполномоченный по правам ребенка назначает своего представителя в Каракалпакстане, областях и Ташкенте. Он также рассматривает обращения, поступившие в виде заявлений, предложений и жалоб. Жалобы рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом N ЗРУ-917, заявления и предложения - в порядке, установленном Законом "Об обращениях физических и юридических лиц".
* * *
Президент Республики Узбекистан подписал Постановление от 01.03.2024 г. N ПП-108 "О комплексных мерах по дальнейшему развитию рынка страховых услуг".
С 1 сентября 2024 года:
q все договоры страхования (перестрахования) и страховые полисы по всем видам страхования в обязательном порядке регистрируются посредством Единой автоматизированной информационной системы;
q отменяется оформление страховых полисов только в бумажной форме;
q НАПП начнет вести рейтинг страховщиков и публиковать его в СМИ.
Постановлением утверждаются минимальные размеры дифференцированного уставного капитала страховщиков.
Документом также поручено:
q разработать проект закона, предусматривающий освобождение страхователей (потерпевших) от оплаты госпошлины по искам, вытекающим из договоров обязательного страхования;
q внести предложения о сокращении срока обучения на бакалавриате по направлению "страховое дело" с 4 до 3 лет;
q до 1 января 2025 года внести предложения, предусматривающие в том числе поэтапное внедрение:
- системы обязательного страхования недвижимого имущества юрлиц от бедствий природного и техногенного характера;
- принципов и продуктов "такафул" (исламского страхования);
- расширение вмененного вида страхования.
* * *
Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 29.02.2024 г. N 107 "О мерах по упорядочению экспорта плодоовощной продукции в республике".
С 1 мая 2024 года вводится мониторинг стоимости экспортных контрактов на плодоовощную продукцию и контроль за формированием экспортных цен по перечню, утвержденному в установленном порядке.
Перечень плодоовощной продукции с рекомендуемыми минимальными экспортными ценами утверждается Правительственной комиссией по вопросам привлечения инвестиций, развития промышленности и регулирования торговли и будет основан на предложениях ТПП, Агентства по карантину и защите растений и Министерства инвестиций, промышленности и торговли.
При этом минимальные экспортные цены определяются исходя из:
q цены на внешних рынках, полученных от дипломатических представительств Узбекистана в зарубежных странах;
q цен, объявленных в СМИ (в том числе в открытых источниках в Интернете) и информационных изданиях;
q экспортных цен, полученных от внешнеторговых компаний и загранучреждений Министерства инвестиций, промышленности и торговли;
q цен, полученных на основе запросов, отправленных местным и иностранным торговым компаниям;
q оптовых и розничных цен плодоовощной продукции на внутреннем рынке.
Разница в снижении экспортной цены плодоовощной продукции может быть в размере, не превышающем 20% от рекомендуемой стоимости.
В случае установления факта снижения экспортной цены плодоовощной продукции более чем на 20% от "рекомендованной", Таможенный комитет в течение 24 часов уведомляет об этом Налоговый комитет через систему электронного обмена информацией и Управление по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре.
* * *
Президент Республики Узбекистан подписал Закон от 29.02.2024 г. N ЗРУ-916, которым внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты.
Наличие нескольких видов административной ответственности за вырубку, раскорчевку, повреждение или уничтожение деревьев и кустарников препятствует формированию единой правоприменительной практики и становится причиной различных проблем.
В связи с этим в Кодексе об административной ответственности устанавливается административная ответственность за разработку проектной документации, приводящей к вырубке, раскорчевке, повреждению или уничтожению ценных видов деревьев и кустарников. Это нарушение влечет наложение штрафа на должностных лиц от 15 до 25 БРВ.
Усиливаются меры административного взыскания за незаконную вырубку, раскорчевку и повреждение деревьев. Теперь за это предусматривается штраф для граждан от 10 до 15 БРВ (было - от 5 до 10), а на должностных лиц - от 15 до 20 БРВ (ранее - от 10 до 15 БРВ).
За те же правонарушения, совершенные повторно в течение года после применения административного взыскания, штраф на граждан составит от 15 до 25 БРВ (было - от 10 до 20), а на должностных лиц - от 25 до 35 БРВ (ранее - 20?30 БРВ) с конфискацией предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения. Кроме того, к числу наказаний за это нарушение добавляется административный арест до 15 суток.
В Законе "Об охране и использовании растительного мира" установлены обязательства лиц, незаконно вырубивших или уничтоживших ценные виды деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд. В частности, правонарушители должны будут высадить вместо каждого вырубленного дерева не менее 100 саженцев деревьев, не уступающих по своей ценности, и ухаживать за ними в течение трех лет.
Также предусматривается применение финансовых санкций в виде штрафов от 100 до 300 БРВ к юридическим лицам за незаконную вырубку или уничтожение ценных видов деревьев и кустарников.