ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Новое в базе / Декабрь, 2025 год / Банковское законодательство /Указ Президента Республики Узбекистан от 10.12.2025 г. N УП-246 "О дополнительных мерах, направленных на популяризацию безналичных расчетов и сокращение доли теневой экономики"
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
10.12.2025 г.
N УП-246
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ
БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ И СОКРАЩЕНИЕ
ДОЛИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
(В извлечениях)
В целях популяризации безналичных расчетов, дальнейшего развития конкурентной среды при ведении бизнеса, внедрения эффективных механизмов сокращения доли теневой экономики в стране, а также стимулирования выведения бизнеса из тени ПОСТАНОВЛЯЮ:
I. Основные цели
1. Определить основными целевыми показателями сокращения доли теневой экономики до 2030 года:
(а) сокращение доли ненаблюдаемой экономики к валовому внутреннему продукту в 1,3 раза;
(б) доведение доли осуществления населением безналичных платежей в сфере торговли и услуг до 75 процентов;
(в) доведение доли занятых в официальном секторе экономики в отношении экономически активного населения до 64 процентов;
(г) достижение улучшения позиции Республики Узбекистан в Индексе экономической свободы и Индексе восприятия коррупции минимум на 30 позиций.
II. Меры популяризации безналичной оплаты
2. Установить, что с 1 апреля 2026 года платежи осуществляются исключительно посредством банковских карт или электронных платежных систем за:
(а) услуги, оказываемые государственными органами;
(б) пользование электрической энергией, природным газом, питьевой водой (кроме платежей, осуществляемых посредством банковских касс);
(в) алкогольную и табачную продукцию;
(г) услуги по реализации населению нефтегазовой продукции посредством автомобильных заправочных станций и зарядке транспортных средств, работающих на электрической тяге;
(д) товары и услуги стоимостью, превышающей 25 миллионов сумов (кроме сельскохозяйственной продукции);
(ж) реализацию и приобретение объектов недвижимого имущества, автотранспортных средств, с даты производства которых не прошло десять лет, отнесенных к категориям "M", "N", "O" и "G", а также специальных автотранспортных средств. При этом:
(i) расчеты между продавцом и покупателем по договорам купли-продажи осуществляются посредством обмена данными между информационными системами банков и нотариальных органов (кроме платежей, осуществляемых посредством банковских касс);
(ii) основанием для оформления договоров в нотариальном порядке являются сведения, подтверждающие оплату посредством электронного информационного обмена между коммерческими банками и платежными организациями.
(а) Центральному банку в срок до 1 января 2026 года внедрить единый QR-код для приема электронных платежей всеми юридическими лицами в сфере торговли и оказания услуг;
(б) Налоговому комитету совместно с Центральным банком начиная с 1 января 2026 года принять меры по налаживанию приема электронных платежей всеми юридическими лицами в сферах торговли и оказания услуг посредством сгенерированного в банках единого QR-кода. При этом с 1 июля 2026 года:
(i) прием платежей посредством платежной системы единого QR-кода также устанавливается обязательным для всех юридических лиц в сферах торговли и оказания услуг;
(ii) неиспользование единого QR-кода является нарушением правил торговли.
III. Устранение необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность
4. Определить, что начиная с 1 июля 2026 года поэтапно внедряется порядок проведения проверок в субъектах предпринимательства контролирующими органами в случаях, указанных в приложении N 1*, с использованием боди-камер.
IV. Налоговое и таможенное администрирование
5. Установить, что начиная с 1 января 2026 года:
(а) нереализация импортированной продовольственной продукции в течение девяти месяцев (мясной и свежей плодоовощной продукции в течение трех месяцев) и наличие в остатке этой продукции стоимостью, превышающей пятисоткратный размер базовой расчетной величины, являются основанием для проведения выездной налоговой проверки;
(б) налоговая база по объектам недвижимого имущества и строительным материалам определяется исходя из рыночной стоимости данных товаров;
(в) в случае выявления осуществления деятельности без регистрации в налоговом органе зарубежными юридическими лицами, занимающимися оказанием услуг в электронной форме и реализацией товаров физическим лицам на территории Республики Узбекистан, и непрохождения ими регистрации в течение 30 дней после направления уведомления о необходимости регистрации деятельность этих юридических лиц в Узбекистане ограничивается;
(г) юридическими лицами в сферах строительства и торговли ведется учет данных по своему уставному капиталу и изменениям в нем, в том числе товарам, включенным в уставный капитал (электронных счетов-фактур, чеков онлайн контрольно-кассовой техники, таможенных грузовых деклараций, договоров купли-продажи, заверенных нотариусом, и иных документов) и такого вида операции в обязательном порядке отображаются в базе данных налоговых органов после их осуществления посредством персонального кабинета в пятнадцатидневный срок;
(д) порядок ускоренного возврата суммы налога на добавленную стоимость без проведения проверок не применяется к субъектам предпринимательства, учредитель или руководитель которых совершил преступление, связанное с уклонением от уплаты налогов или сборов, а также к субъектам предпринимательства, вновь созданным или реорганизованным учредителем либо руководителем вышеуказанных субъектов предпринимательства в последние 12 месяцев;
(ж) рассмотрение налоговыми органами дополнительных документов, при представлении их налогоплательщиками в процессе проведения камеральной налоговой проверки для обоснования выявленного налоговыми органами расхождения, является обязательным. При этом в случае, если налогоплательщик в установленные сроки устранил выявленные в результате камеральной налоговой проверки правонарушения и оплатил в полном размере налоги и сборы, включая пени, должностные лица юридических лиц освобождаются от уголовной либо предусмотренной законодательством другой ответственности;
(з) при реализации продавцом товаров по лицензируемым видам деятельности или осуществляемым на основании документов разрешительного характера либо в уведомительном порядке оформление счета-фактуры разрешается после автоматизированной проверки наличия лицензии (документа разрешительного характера или уведомления) у этого продавца.
6. Определить, что начиная с 1 января 2026 года в целях упрощения процессов сертификации и таможенного оформления сертификат соответствия и экологический сертификат на аналогичные виды товаров в рамках одного внешнеторгового договора выдается один раз на срок, не превышающий один календарный год.
7. Министерству транспорта с привлечением субъектов предпринимательства в срок до 1 апреля 2026 года обеспечить разработку электронной платформы, предусматривающей ведение онлайн-учета услуг грузовых и специальных автотранспортных средств. При этом:
(а) расходы, связанные с разработкой данной платформы, разрешается осуществлять за счет Фонда развития транспорта и логистики;
(б) предусматривается создание на платформе следующих основных возможностей:
(i) ведение учета грузовых и специальных автотранспортных средств, имеющихся у физических и юридических лиц;
(ii) осуществление в режиме онлайн приема заказов и заключения договоров, а также платежей населением и субъектами предпринимательства;
(iii) самостоятельное определение физическими и юридическими лицами видов оказываемых услуг и размера платы;
(iv) оценка качества оказанных услуг.
8. Согласиться с предложением Министерства экономики и финансов, Счетной палаты, Налогового комитета, а также хокимиятов Навоийской и Ташкентской областей о внедрении с 1 марта 2026 года в порядке эксперимента практики представления декларации о совокупном годовом доходе работниками налоговых органов, а также физическими лицами, поставленными на учет в городах Навои и Чирчике (далее - эксперимент).
9. Установить, что в рамках эксперимента:
(а) расходы физических лиц исчисляются на основе сведений, полученных у министерств и ведомств, а также чеков покупки с фискальной отметкой товаров (услуг), зарегистрированных посредством специального мобильного приложения налоговых органов, и электронных счетов-фактур;
(б) устанавливается порядок представления декларации посредством специальной электронной платформы в упрощенном порядке;
(в) налоговая база уточняется на основе цифровых сведений о годовых доходах и расходах. При этом:
(i) в случае недостаточности данных о доходах и расходах для физических лиц создается возможность внесения дополнительных сведений посредством специального мобильного приложения налоговых органов;
(ii) по уточненным случаям дополнительные суммы по налогам не начисляются и меры правового воздействия не применяются.
10. Налоговому комитету совместно с Министерством экономики и финансов, Министерством юстиции, Счетной палатой и Министерством цифровых технологий в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления о внедрении экспериментальной системы.
V. Повышение эффективности противодействия теневой экономике
11. Определить, что:
(а) за внедрение эффективных механизмов сокращения доли теневой экономики и противодействия ей, а также выведение бизнеса из тени, популяризацию безналичных расчетов персональную ответственность несут:
(i) первые заместители руководителей министерств, комитетов, агентств и инспекций - в отраслях и сферах, регулируемых или контролируемых данными органами;
(ii) первые заместители Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, районов и городов - во всех отраслях и сферах на соответствующей территории;
(б) нижеследующие:
(i) начальники региональных подразделений Налогового комитета, Департамента по борьбе с экономическими преступлениями, Министерства экономики и финансов, а также Центрального банка ежеквартально отчитываются о проведенной работе по сокращению доли теневой экономики и противодействию ей, выведению бизнеса из тени, популяризации безналичных расчетов, а также по их комплексным решениям перед Региональной комиссией по сокращению теневой экономики;
(ii) председатель Региональной комиссии по сокращению теневой экономики отчитывается о деятельности комиссии каждые полгода перед соответствующим Кенгашем народных депутатов;
(в) министерства и ведомства регулярно представляют в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан информацию о проведенной работе по сокращению теневой экономики;
(г) на Национальный комитет по статистике возлагается задача по оценке объема теневой экономики в стране;
(д) деятельность хокимов и руководителей оценивается исходя из эффективности мер по сокращению доли теневой экономики, реализуемых ими в разрезе территорий и сфер.
12. Определить первого заместителя министра экономики и финансов (Норкулов И.) ответственным за сокращение доли теневой экономики и возложить на него задачи по:
(а) координации деятельности министерств и ведомств в направлении внедрения эффективных механизмов сокращения доли теневой экономики и противодействия ей, выведения бизнеса из тени, популяризации безналичных расчетов;
(б) организации разработки и осуществления контроля за исполнением мер, направленных на достижение результативности в вышеуказанном направлении.
13. Национальному комитету по статистике совместно с Министерством экономики и финансов и Генеральной прокуратурой в срок до 1 апреля 2026 года привлечь международных консультантов и разработать методологию оценки теневой экономики, индикаторы, определяющие уровень теневой экономики в разрезе территорий и сфер, а также публиковать данные индикаторы на постоянной основе.
VI. Организация, обеспечение и контроль исполнения Указа
14. Утвердить Программу первоочередных мер по сокращению теневой экономики согласно приложению N 2*.
15. Утвердить План ведения мониторинга исполнения настоящего Указа согласно приложению N 3*. При этом:
(а) Министерству экономики и финансов ежегодно до 15 февраля проводить мониторинг исполнения настоящего Указа на основе Плана ведения мониторинга и вносить его результаты в Счетную палату и Министерство юстиции;
(б) Счетной палате совместно с Министерством юстиции осуществлять контроль исполнения настоящего Указана основе Плана ведения мониторинга и ежегодно в срок до 25 февраля вносить информацию в Администрацию Президента Республики Узбекистан;
(в) при снятии с контроля исполнения настоящего Указа в системе "Ijro.gov.uz" учитывать достижение целей, указанных в Плане ведения мониторинга.
16. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 4.
17. Министерству экономики и финансов совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
18. Возложить на заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А. и заместителя Генерального прокурора - начальника Департамента по борьбе с экономическими преступлениями Хатамова Ж.Ж. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
19. Контроль за исполнением настоящего Указа, осуществление координации деятельности организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
*) Приложения NN 1 - 3 приводятся на узбекском языке.
к Указу Президента РУз
от 10.12.2025 г. N УП-246
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
вносимые в некоторые акты Президента
Республики Узбекистан
1. Пункт 6 Указа Президента Республики Узбекистан от 18 мая 2019 года N УП-5721 "О мерах по ускоренному развитию ювелирной отрасли в Республике Узбекистан" признать утратившим силу.
2. В пункте 15 Указа Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2020 года N УП-6098 "Об организационных мерах по сокращению теневой экономики и повышению эффективности деятельности налоговых органов":
(а) подпункт "а" признать утратившим силу;
(б) в абзаце первом подпункта "б" слова "в Государственном налоговом комитете" заменить словами "в Налоговом комитете".
4. Подпункт "б" пункта 4 приложения N 6 к Указу Президента Республики Узбекистан от 23 июля 2024 года N УП-104 "О мерах по дальнейшему развитию сферы производства ювелирных изделий и обеспечению их конкурентоспособности" признать утратившим силу.
5. В тексте на государственном языке Указа Президента Республики Узбекистан от 14 ноября 2024 года N УП-184 "О мерах по надежной защите прав и законных интересов предпринимателей":
(а) в приложении N 1:
(i) позицию 3 изложить в следующей редакции:
" |
3. |
Иқтисодий жиноятларга қарши курашиш департаменти
|
Иқтисодий ҳуқуқбузарликларга қарши курашиш борасидаги назорат |
"; |
(ii) дополнить позицией 3-1 следующего содержания:
" |
3-1. |
Давлат молиявий назорати инспекцияси
|
Бюджет тизими бюджетлари маблағлари мақсадли сарфланиши устидан назорат |
"; |
(iii) абзац второй примечания изложить в следующей редакции:
"тезкор-қидирув тадбирлари тезкор-қидирув фаолияти тўғрисидаги қонунчиликда, тафтиш эса жиноят-процессуал қонунчилигида белгиланган тартибда амалга оширилади";
(в) в приложении N 2:
(i) дополнить позицией 17 следующего содержания:
" |
17. |
Ер ости бойликлари ва техноген минерал ҳосилалардан ўзбошимчалик билан фойдаланиш, шунингдек, ер қаъридан фойдаланиш учун рухсатнома олмасдан ўзбошимчалик билан фойдали қазилмаларни қазиб олиш ҳолатлари бўйича назорат тадбирларини ўтказиш.
|
Тоғ-кон саноати ва геология соҳасини назорат қилиш инспекцияси |
". |
6. В тексте на государственном языке Указа Президента Республики Узбекистан от 19 июня 2025 года N УП-95 "О мерах по организации государственной гражданской службы на основе новых подходов и формированию профессионального и направленного на результативность корпуса государственных служащих":
(а) в приложении N 4:
(i) дополнить позициями следующего содержания:
" |
3-тоифа (айрим махсус хизматлар (ҳуқуқни муҳофаза қилувчи органлар) таркибидаги идоралар)*
|
"; |
|
76-1 |
Давлат молиявий назорати инспекцияси
|
||
76-2 |
Алкоголь ва тамаки бозорини тартибга солиш инспекцияси
|
||
(ii) пункт 2 примечания дополнить абзацем следующего содержания:
"*Айрим махсус хизматлар таркибидаги идораларда хизматни ўташ лавозимларининг малака даражалари берилади ҳамда малака даражалари учун қўшимча тўловлар тўланади, шунингдек, уларнинг тартиби улар бўйсунувида бўлган ҳуқуқни муҳофаза қилувчи органлар фаолиятини тартибга солувчи қонунчилик ҳужжатлари билан белгиланади. Уларнинг махсус унвон ва мартаба даражаси татбиқ этилмайдиган бошқарув ходимларига давлат фуқаролик хизмати хизматни ўташи билан боғлиқ айрим маълумотлар ва ҳужжатлар Бошқарув самарадорлиги агентлигига юборилади";
(б) в приложении N 5:
(i) после слов "2. Бошқа республика ижро этувчи ҳокимият органлари" дополнить словами "ҳамда айрим махсус хизматлар (ҳуқуқни муҳофаза қилувчи органлар) таркибидаги идоралар";
(ii) слова "2-тоифа"заменить словами "2-3-тоифалар";
(iii) дополнить позицией 42-1 следующего содержания:
" |
42-1. |
Бош тафтишчи
|
Ёрдамчи |
Мутахассислар |
4-даражали хизматчи |
"; |
(iv) дополнить позицией 43-1 следующего содержания:
" |
43-1. |
Катта тафтишчи
|
Ёрдамчи |
Мутахассислар |
4-даражали хизматчи |
"; |
(v) слова "Республика ижро этувчи ҳокимият органларининг ҳудудий бўлинмалари" заменить словами "Республика ижро этувчи ҳокимият органлари ҳамда айрим махсус хизматлар (ҳуқуқни муҳофаза қилувчи органлар) таркибидаги идораларнинг ҳудудий бўлинмалари";
(vi) дополнить позицией 70-1 следующего содержания:
" |
70-1. |
Бош тафтишчи
|
Ёрдамчи |
Мутахассислар |
5-даражали хизматчи |
"; |
(vii) дополнить позицией 71-1 следующего содержания:
" |
71-1. |
Катта тафтишчи
|
Ёрдамчи |
Мутахассислар |
5-даражали хизматчи |
"; |
(в) приложение N 2 к Положению о порядке присвоения квалификационных рангов государственным гражданским служащим дополнить позицией следующего содержания:
" |
6-, 5-, 4-, 3-, 2-даражали хизматчи |
Айрим махсус хизматлар (ҳуқуқни муҳофаза қилувчи органлар) таркибидаги идораларда лавозим бўйича хизмат ўтаётган бошқарув ходимлари
|
Айрим махсус хизматлар (ҳуқуқни муҳофаза қилувчи органлар) таркибидаги идоралар раҳбарлари |
". |
7. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 20 сентября 2018 года N ПП-3947 "Об образовании Межведомственной комиссии по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения":
(а) пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Определить председателя Комиссии ответственным за организацию и проведение каждые 3 года национальной оценки рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения";
(б) в приложении N 2:
(i) в пункте 4:
абзац второй изложить в следующей редакции:
"организация эффективной работы по оценке рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, а также выработка на ее основе предложений и принятие мер по дальнейшему развитию и укреплению национальной системы противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения";
в абзаце пятом слова "легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма" заменить словами "легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения";
(ii) в пункте 5:
подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) в области организации эффективной работы по оценке рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, а также выработки на ее основе предложений и принятия мер по дальнейшему развитию и укреплению национальной системы противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения:
принимает меры по организации проведения национальной оценки рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;
разрабатывает комплекс организационных мер по устранению недостатков, выявленных по результатам проведения национальной оценки рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;
организует выработку предложений и принятие мер по дальнейшему развитию и укреплению национальной системы противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
принимает меры по минимизации рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения";
в абзацах первом - третьем подпункта "б" слова "легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма" заменить словами "легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения";
в абзаце втором подпункта "в" слова "легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма" заменить словами "легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения";
в абзацах первом и втором слова "легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма" заменить словами "легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения";
в абзаце третьем слова "легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма" заменить словами "легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения";
в абзаце четвертом слова "с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированием терроризма" заменить словами "с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения";
(iii) пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. В целях выполнения возложенных задач и функций члены Комиссии:
принимают участие в заседаниях Комиссии и голосуют при принятии решений;
представляют в рабочий орган Комиссии информацию об исполнении решений Комиссии в установленные сроки;
вносят предложения по вопросам повестки дня заседания Комиссии;
принимают непосредственное участие в подготовке материалов к заседаниям Комиссии;
представляют отчеты о результатах деятельности по национальной и секторальной оценке рисков.
Члены Комиссии по обеспечению своевременной и эффективной работы Комиссии могут выполнять и иные функции";
(iv) абзац второй пункта 14 изложить в следующей редакции:
"Рассмотренные на заседаниях Комиссии вопросы и принятые на нем решения оформляются протоколом, который утверждается председателем Комиссии";
(v) в пункте 16 слово "аппарат" заменить словом "секретариат".
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 10 декабря 2025 г.