язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Бухгалтерский учет. Аудит. Оценочная деятельность/ Утратившие силу акты/ Бухгалтерский учет/ Положение по определению состава затрат и введению предельного уровня рентабельности при формировании тарифов на коммунальные услуги (Утверждено Постановлением от 03.07.2001 г. МФ N 51, ММЭС N 4-2/4-3-253 и УзА"Узкоммунхизмат" N 01-629, зарегистрированным МЮ 04.08.2001 г. N 1059)

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением от 03.07.2001 г. МФ N 51,

ММЭС N 4-2/4-3-253 и

УзА “Узкоммунхизмат” N 01-629,

зарегистрированным МЮ

04.08.2001 г. N 1059



ПОЛОЖЕНИЕ

по определению состава затрат и введению

предельного  уровня  рентабельности  при

формировании тарифов на коммунальные

услуги


Настоящее “Положение по определению состава затрат и введению предельного уровня рентабельности при формировании тарифов на коммунальные услуги” разработано в соответствии с:

- Указом Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2001 года N УП-2832 “О новом этапе углубления экономических реформ в сфере коммунального обслуживания” (СЗ РУз, 2001 г., N 8, ст.39);

- постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 апреля 2001 года N 178 “О дополнительных мерах по совершенствованию коммунального обслуживания населения” (СП РУз, 2001 г., N 4, ст.23);

- Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года N 54 (СП РУз, 1999 г., N 2, ст.9);

- постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 июля 1996 года N 271 “Об утверждении нормативных актов в связи с переходом на самоокупаемость коммунальных услуг” (СП РУз, 1996 г., N 7);

- постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 сентября 2000 года N 364 “О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан “О естественных монополиях” и приложением N 1 к нему “Положение о порядке установления цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественной монополии” (СП РУз, 2000 г., N 9, ст.61).



ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


§ 1. Система цен (тарифов) в сфере коммунального обслуживания


В сфере коммунального обслуживания действуют свободные (договорные) и регулируемые предельные цены (тарифы) на коммунальные услуги.


1. Свободные (договорные) цены (тарифы) на коммунальные услуги утверждаются руководителем хозрасчетного коммунального предприятия по согласованию с потребителями услуг на основании сложившегося спроса и предложения (конъюнктуры рынка) и формируются исходя из себестоимости производства и валовой прибыли от реализации услуг, и для оптовых потребителей с учетом налога на добавленную стоимость. Примером могут служить тарифы на услуги по санитарной очистке.


2. Регулируемые предельные цены (тарифы) устанавливаются на коммунальные услуги, оказываемые субъектами естественной монополии в сфере водопроводного и канализационного хозяйства, производства и транспортировки тепловой энергии, транспортировки газа по трубопроводам, и предприятиями-монополистами, включенными в Государственный реестр объединений (предприятий) - монополистов (например, на услуги по реализации сжиженного газа, услуги по технической инвентаризации домовладений, оказываемые населению и оптовым потребителям кадастровыми бюро по технической инвентаризации и т.п.).



§ 2. Порядок государственного регулирования цен (тарифов)

на коммунальные услуги, оказываемые субъектами

естественной монополии и предприятиями-монополистами


3. Цены (тарифы) на услуги, относящиеся к сфере естественной монополии: водопроводное и канализационное хозяйство, производство и транспортировка тепловой энергии (включая перепродажу) предприятиями системы коммунального обслуживания, министерств и ведомств (кроме ГАК “Узбекэнерго” и Минсельводхоза) в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 21 сентября 2000 года N 364 утверждаются Министерством финансов Республики Каракалпакстан, управлениями финансов хокимиятов областей и Главным управлением финансов хокимията города Ташкента. Тарифы на услуги транспортировки природного газа по трубопроводам предприятия “Бошкоммунгаз” Узбекского агентства “Узкоммунхизмат” утверждаются Министерством финансов Республики Узбекистан.


4. Субъекты естественных монополий, не входящие в состав органов государственного управления или хозяйственного управления, проекты цен (тарифов) представляют на рассмотрение непосредственно в орган ценового регулирования.

Проекты цен (тарифов) или их предельных уровней на коммунальные услуги, оказываемые субъектами естественной монополии, входящими в состав органов государственного или хозяйственного управления, представляются на рассмотрение в орган ценового регулирования органами государственного и хозяйственного управления.


5. Для установления цен (тарифов) или их предельных уровней на коммунальные услуги субъекты естественной монополии обращаются в орган ценового регулирования с заявлением и приложением следующих документов:

а) проект цен (тарифов) или их предельных уровней;

б) обоснования к проекту цен (тарифов) или их предельных уровней, включающих следующие показатели за последний отчетный и прогнозируемый периоды:

- издержки производства (реализации) продукции (работ, услуг);

- расшифровку заработной платы;

- расшифровку стоимости сырья и материалов;

- расшифровку эксплуатационных расходов (накладных расходов, в том числе амортизационных отчислений);

- расшифровку валовой прибыли, расходов периода (в том числе налогов и других обязательных платежей);

- потребность в инвестициях, необходимых для воспроизводства;

- потребность в государственных дотациях или других мерах государственной поддержки.

В случае необходимости финансовые органы вправе запросить иную информацию, необходимую для принятия решения.


6. Орган, утверждающий цены (тарифы), обязан принять решение в недельный срок со дня получения в полном объеме всех необходимых документов для рассмотрения проектов цен (тарифов) или их предельных уровней.


7. В случае представления субъектами естественной монополии документов по обоснованию цен (тарифов) не в полном объеме, с экономически необоснованными расчетами орган ценового регулирования в трехдневный срок возвращает на доработку проекты цен (тарифов) с письменным обоснованием имеющихся недостатков.

Решение по утверждению цен (тарифов) в таких случаях принимается в течение 5 дней со дня получения полного пакета доработанных документов.

Предприятия, оказывающие коммунальные услуги, отнесенные к сфере естественных монополий, после утверждения цен (тарифов) в обязательном порядке должны опубликовать их в средствах массовой информации не позднее, чем за 15 дней до вступления в силу.


8. При установлении цен (тарифов) для населения на услуги теплоснабжения финансовые органы руководствуются Указом Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2001 года N УП-2832 “О новом этапе углубления экономических реформ в сфере коммунального обслуживания”, в соответствии с которым предусмотрен поэтапный переход на самоокупаемость оказываемых населению услуг центрального отопления и горячего водоснабжения до 1 января 2006 года.


9. Цены (тарифы) на коммунальные услуги, оказываемые предприятиями-монополистами,  подлежат декларированию в финансовых органах по месту их включения в Государственный реестр объединений (предприятий) - монополистов: предприятия-монополисты на местных рынках декларируют цены (тарифы) в областных финансовых органах, предприятия-монополисты на республиканском рынке - в Министерстве финансов. Цены (тарифы) подлежат декларированию на момент включения в Государственный реестр объединений (предприятий) - монополистов. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как фиксированными, так и предельными.


10. При декларировании цен (тарифов) или их предельных уровней на коммунальные услуги предприятия-монополисты представляют в орган ценового регулирования документы, аналогично установленным для субъектов естественных монополий, предусмотренным пунктом 5 настоящего Положения.


11. При определении издержек производства коммунальных услуг предприятия-монополисты и субъекты естественной монополии руководствуются “Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов”, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года N 54, настоящим Положением, соответствующими ведомственными нормативными и методическими документами Министерства финансов Республики Узбекистан.


12. В целях стимулирования снижения затрат предприятий, поставляющих коммунальные услуги (газоснабжение, горячее водоснабжение, центральное отопление, водоснабжение, канализационные расходы и санитарная очистка), при формировании тарифов на эти услуги устанавливается предельный уровень рентабельности (отношение чистой прибыли к производственной себестоимости) в размере не более 10%.


13. При утверждении или последующем пересмотре цен и тарифов на жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги 10% от повышения цен и тарифов покрываются за счет доходов самих предприятий, поставляющих коммунальные услуги и осуществляющих эксплуатационное обслуживание жилья.


14. В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по производимым и реализуемым товарам (работам, услугам) (рег. N 383 от 29 декабря 1997 года) услуги жилищно-коммунального хозяйства, оказываемые населению, освобождаются от налога на добавленную стоимость. Таким образом, предприятия коммунального обслуживания имеют облагаемые обороты и необлагаемые обороты, освобожденные от налога на добавленную стоимость.

Предприятия коммунального обслуживания, независимо от того, оказывают они услуги населению или предприятиям - оптовым потребителям, уплату налога на добавленную стоимость производят только при положительном сальдо, т.е. в случае превышения поступлений налога на добавленную стоимость за оказанные услуги над суммой уплаченного поставщикам налога за использованные материальные ресурсы в целом по всей деятельности. При этом предприятия сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную поставщикам за материальные ресурсы, использованные при оказании услуг населению, на издержки производства не относят, а принимают к зачету.

В случае образования в целом по предприятию отрицательного сальдо по налогу на добавленную стоимость (то есть в случае превышения суммы уплаченного поставщикам налога за использованные материальные ресурсы над поступившей суммой такого же налога за оказанные услуги) оно относится на расходы периода коммунальных услуг следующего отчетного периода.


ГЛАВА II. СОСТАВ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ

И РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ


20. В соответствии с “Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов”, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года N 54, все затраты группируются на:

- затраты, включаемые в производственную себестоимость продукции (работ, услуг);

- затраты, включаемые в расходы периода, которые учитываются в прибыли от основной деятельности;

- расходы по финансовой деятельности предприятия, учитываемые при расчете прибыли или убытка от общехозяйственной деятельности;

- чрезвычайные убытки, которые учитываются при расчете прибыли или убытка до уплаты налогов на доходы (прибыль).


21. В производственную себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства. К ним относятся прямые и косвенные материальные затраты, прямые и косвенные затраты на труд, прочие прямые и косвенные затраты, включая накладные расходы производственного характера.


22. Затраты на воспроизводство основных средств включаются в себестоимость в виде амортизации (износа) в процентах от первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств в зависимости от срока их службы.


23. Затраты, образующие производственную себестоимость услуг, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

- производственные материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда производственного характера;

- отчисления на социальное страхование, относящиеся к производству;

- амортизация основных средств и нематериальных активов производственного назначения;

- прочие затраты производственного назначения.



§ 4. Производственные материальные затраты


24. К производственным материальным затратам относятся:

а) приобретаемые со стороны сырье и материалы, которые входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимым компонентом при изготовлении продукции (выполнении работ, оказании услуг).

При прогнозном калькулировании себестоимости материальные затраты учитываются по установленным нормам расхода материалов;

б) покупные материалы, используемые в процессе производства продукции (работ, услуг) для обеспечения нормального технологического процесса и для упаковки продукции, расходуемые на другие производственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, ремонт и эксплуатация оборудования, зданий, сооружений и других основных средств), а также запасные части для ремонта оборудования, износ инструментов, приспособлений, инвентаря и других средств труда, не относимых к основным средствам, износ спецодежды и других малоценных предметов;

в) потери в пределах норм естественной убыли материальных ценностей в сфере производства;

г) покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, подвергающиеся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке на данном хозяйствующем субъекте;

д) приобретаемое со стороны топливо всех видов, расходуемое на технологические цели (уголь, газ, нефть, мазут, бензин и др.);

е) покупная энергия всех видов (электрическая, тепловая, сжатый воздух), расходуемая на технологические, транспортные и другие производственные и хозяйственные нужды хозяйствующего субъекта (затраты на производство электрической и других видов энергии, вырабатываемых самим хозяйствующим субъектом, а также на трансформацию и передачу покупной энергии до места ее потребления  включаются в соответствующие элементы затрат).


25. Работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними юридическими и физическими лицами, а также внутренними структурными подразделениями хозяйствующего субъекта, не относящиеся к основному виду деятельности.

К работам и услугам производственного характера относятся выполнение отдельных операций по изготовлению продукции, обработке сырья и материалов, проведение испытаний для определения качества потребляемых сырья и материалов, контроля за соблюдением установленных технологических процессов, ремонта основных производственных фондов и прочие.

Транспортные услуги сторонних юридических лиц по перевозкам грузов внутри хозяйствующего субъекта (перемещение сырья, материалов, инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного склада в цеха и доставка готовой продукции на склады хранения) также относятся к услугам производственного характера.


26. Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу “Материальные затраты”, формируется исходя из цен приобретения, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых сторонними юридическими лицами.


27. Затраты, связанные с доставкой (включая погрузочные и разгрузочные работы) материальных ресурсов транспортом и персоналом хозяйствующего субъекта, подлежат включению в соответствующие элементы затрат на производство (затраты на оплату труда, амортизация основных средств, материальные затраты и другие).


28. В стоимость материальных ресурсов включаются также затраты хозяйствующих субъектов на приобретение тары и упаковки, полученной от поставщиков материальных ресурсов.


29. Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов и стоимость тары и упаковки по цене их фактической реализации, использования или оприходования на склад.



§ 5. Затраты на оплату труда производственного характера


30. В состав затрат на оплату труда производственного характера включаются следующие статьи:

- начисленная заработная плата производственного характера за фактически выполненную работу производится исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми хозяйствующим субъектом формами и системами оплаты труда, включая выплаты стимулирующего характера, предусмотренные первичными документами по учету выработки;

- надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, наставничество;

- выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе:

а) надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные (нерабочие) дни, предусмотренные графиком технологического процесса;

б) надбавки за работу в многосменном режиме, за совмещение профессий и расширение зон обслуживания;

в) надбавки за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда и природно-климатических условиях, включая надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в этих условиях, по списку профессий и перечню работ, утвержденному Правительством республики;

г) выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе по районным коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, производимые в соответствии с действующим законодательством;

д) оплата за неотработанное время:

- оплата в соответствии с действующим законодательством очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков, компенсаций за неиспользованные очередные (ежегодные) и дополнительные отпуска, оплата льготных часов подростков, перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также времени, связанного с прохождением медицинских осмотров;

- выплаты работникам, находящимся в вынужденном отпуске с частичным сохранением основной заработной платы;

- оплата труда работников, не состоящих в штате хозяйствующего субъекта, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера, включая договор подряда, если расчеты с работниками за выполненную работу производятся непосредственно самим хозяйствующим субъектом;

- плата работникам-донорам за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемого после каждого дня сдачи крови;

- оплата труда за выполнение государственных обязанностей (военные сборы, сборы по чрезвычайным ситуациям и т.п.);

е) другие виды выплат, включаемые в соответствии с установленным порядком в фонд оплаты труда работников, участвующих в производственном процессе.



§ 6. Отчисления на социальное страхование,

относящиеся к производству


31. Обязательные отчисления социального характера по установленным законодательством нормам к фонду оплаты труда.


32. Отчисления в негосударственные пенсионные фонды, на добровольное медицинское страхование и на другие виды добровольного страхования.



§ 7. Амортизация основных средств и нематериальных активов производственного назначения


33. Суммы амортизационных отчислений (начисленного износа), исчисленных исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости производственных основных средств, в том числе приобретенных по лизингу, и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию, производимую в соответствии с законодательством.


34. Износ (амортизация) нематериальных активов производственного назначения относится на себестоимость продукции (работ, услуг) ежемесячно по нормам, рассчитанным хозяйствующим субъектом, исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования (но не более срока деятельности хозяйствующего субъекта). По нематериальным активам (за исключением гудвила), если невозможно определить срок полезного использования нематериального актива, нормы износа устанавливаются в расчете на пять лет, но не более срока деятельности хозяйствующего субъекта. По гудвилу износ начисляется согласно НСБУ N 7.



§ 8. Прочие затраты производственного назначения


35. Следующие комплексные статьи учета прочих затрат производственного характера в учете выделяются по элементам, приведенным в §§ 4, 5, 6 и 7 Главы II настоящего Положения.

Затраты по обслуживанию производственного процесса:

а) затраты по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, приспособлениями, другими средствами и предметами труда;

б) затраты по поддержанию производственных основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение среднего, текущего и капитального ремонтов).

в) расходы, связанные с техническим обслуживанием и содержанием внутридомовых инженерных сетей и оборудования жилых домов.

Проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) производственных основных средств силами самого хозяйствующего субъекта, включается в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим элементам производственных затрат (материальным затратам, затратам на оплату труда и другим).

В случае необходимости хозяйствующие субъекты отдельных отраслей с разрешения Министерства финансов Республики Узбекистан могут создавать резервные средства для проведения капитальных ремонтных работ. Отчисления в этот резерв отражаются в составе элемента “Прочие затраты производственного характера” и определяются исходя из предполагаемой стоимости затрат и периодичности проведения капитального ремонта каждого объекта основных средств. Норма отчислений в резерв пересматривается в конце каждого отчетного года и, в случае необходимости, на новый финансовый год размеры отчислений могут быть увеличены или уменьшены;

г) затраты на обеспечение противопожарной сторожевой охраны и других специальных требований, предусмотренных правилами технической эксплуатации хозяйствующих субъектов, надзора и контроля за их деятельностью.

Затраты по вневедомственной охране могут быть отнесены в производственную себестоимость продукции (работ, услуг) только в случае наличия специальных требований к данному производству, обуславливающих наличие такой охраны;

д) затраты, связанные с текущей арендой производственных основных средств, относящихся к производственной деятельности;

е) текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных мероприятий и расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплата услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, очистку сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат), включая платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах допустимых норм;

ж) затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности (устройство и содержание ограждений, прочих видов устройств некапитального характера, обеспечивающих технику безопасности, устройство и содержание дезинфекционных камер, умывальников, душей, бань и прачечных на производстве (где предоставление этих услуг работающим связано с особенностями рабочих мест специальными устройствами (некапитального характера), обеспечение специальной одеждой, обувью, защитными приспособлениями и, в случаях, предусмотренных законодательством, специальным питанием, содержание и ремонт кипятильников, бань, раздевалок шкафчиков для спецодежды, сушилок, комнаты отдыха), связанные с особенностями производства и предусмотренные законодательством;

з) стоимость выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством предметов (включая форменную одежду, обмундирование, специальное питание), остающихся в личном постоянном пользовании (или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам);

и) затраты на содержание и обслуживание технических средств управления, узлов связи, средств сигнализации, других технических средств управления, вычислительных центров, относящихся к производственному процессу;

к) затраты на командировки производственного персонала, относящиеся к производственному процессу в пределах установленных норм;

л) пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые на основании и без решений соответствующих компетентных органов. Выплаты пособий в связи с профзаболеваниями;

м) мероприятия по охране здоровья, связанные непосредственно с участием работников в производственном процессе;

н) расходы по обязательной сертификации продукции (услуг), кроме капитализируемых;

о) расходы, связанные с перевозкой работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования;

п) затраты по обязательному страхованию производственных рабочих и производственных активов;

р) затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание изделий, на которые установлен гарантийный срок службы;

с) плата медицинским учреждениям за медицинский осмотр работников, занятых на производстве в соответствии с законодательством.



ГЛАВА III. РАСХОДЫ ПЕРИОДА


36. К расходам периода относятся затраты и расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом: затраты по управлению, расходы по реализации продукции и прочие расходы общехозяйственного назначения.


37. Предприятия естественных монополий, а также предприятия, включенные в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Узбекистан, при определении необходимой прибыли учитывают следующие статьи “Расходов периода”.



§ 9. Расходы по реализации услуги


38. К расходам по реализации услуг относятся:

а) затраты по изучению рынков сбыта (затраты на маркетинг, рекламу) в пределах установленных нормативов;

б) издержки по ведению кассового хозяйства и инкассации выручки;

в) другие расходы по реализации.



§ 10. Административные расходы


39. К административным расходам относятся:

- расходы на оплату труда, перечисленные в § 5 Главы II настоящего Положения, относящиеся к работникам управленческого персонала;

- отчисления на социальное страхование, перечисленные в § 6 Главы II настоящего Положения, относящиеся к работникам управленческого персонала;

- затраты на содержание, найм и аренду служебного легкового автотранспорта и служебных микроавтобусов;

- затраты по организации и управлению хозяйствующим субъектом и его структурными подразделениями;

- затраты на содержание и обслуживание технических средств управления, узлов связи, средств сигнализации, вычислительных центров и других технических средств управления, не относящихся к производству;

- плата узлам связи за аренду, предоставление услуг (АТС);

- оплата междугородных и международных телефонных переговоров в пределах установленных нормативов;

- плата за аренду зданий и помещений для административно-управленческих нужд;

- затраты на содержание и ремонт, а также износ (амортизация) основных средств административного назначения;

- отчисления на содержание вышестоящих организаций и объединений юридических лиц;

- затраты на командировки управленческого персонала в пределах установленных норм;

- представительские расходы в пределах установленных норм;

- текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, не относящиеся непосредственно к производственному процессу, включая платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных норм.



§ 11. Прочие операционные расходы


40. Прочие операционные расходы включают в себя:

а) расходы на подготовку и переподготовку кадров, за исключением кадров для работы на вновь вводимом хозяйствующем субъекте, в пределах установленных норм;

б) оплата консультационных и информационных услуг.

в) оплата аудиторских услуг, включая проводимые по инициативе одного из участников (собственников) хозяйствующего субъекта;

г) мероприятия по охране здоровья и организации отдыха, не связанные непосредственно с участием работников в производственном процессе;

д) выплаты компенсирующего и стимулирующего характера:

- компенсационные выплаты по решениям Правительства Республики Узбекистан;

- оплата за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы в соответствии с законодательством или по решению самого хозяйствующего субъекта;

- доплаты в случае временной утраты трудоспособности до фактического заработка, установленные законодательством;

- заработная плата рабочим по основному месту работы, рабочим и специалистам хозяйствующего субъекта во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;

- оплата дополнительного отпуска женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет в соответствии с законодательством;

е) выплаты и расходы, не учитываемые при начислении заработной платы:

- расходы по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им 2-х летнего возраста в соответствии с законодательством;

- надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

- выплаты работникам, высвобождаемым хозяйствующими субъектами в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и штатов в соответствии с законодательством;

ж) затраты на содержание объектов здравоохранения, детских дошкольных учреждений, оздоровительных лагерей, а также объектов жилищного фонда (включая амортизационные отчисления и затраты на проведение всех видов ремонта) в пределах нормативов, установленных органами государственной власти на местах;

з) затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов (кроме затрат, возмещаемых за счет других источников);

и) оплата услуг банка и депозитария;

к) обязательные платежи в бюджет, налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с действующим законодательством и относимые к расходам хозяйствующего субъекта;

л) образовавшееся отрицательное сальдо по налогу на добавленную стоимость в случае превышения суммы уплаченного поставщикам налога за использованные материальные ресурсы над поступившей суммой такого же налога за оказанные услуги.



§ 12. Расходы отчетного периода, исключаемые

из налогооблагаемой базы в будущем


41. Затраты на подготовку и освоение производства новых видов продукции серийного и массового производства и технологических процессов:

- затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств, осуществляемые в ходе производственного процесса;

- затраты на изобретательство и рационализацию производственного характера, связанные с проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям, организацией выставок и смотров, конкурсов, сертификации и других мероприятий по изобретательству и рационализаторству, выплатой авторских вознаграждений и другие затраты.



ГЛАВА IV. РАСХОДЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



42. Расходами по финансовой деятельности являются:

- платежи по обслуживанию краткосрочных и долгосрочных банковских кредитов в пределах учетных ставок, установленных Центральным банком Республики Узбекистан;

- расходы по выплате процентов по долгосрочной аренде (лизингу) имущества.

- прочие расходы по финансовой деятельности.



ГЛАВА V. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


43. Финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта характеризуются следующими показателями:

- валовая прибыль от реализации продукции (работ, услуг) (определяется как разница между чистой выручкой от реализации и производственной себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг);

- прибыль от основной деятельности (определяется как разница между валовой прибылью от реализации продукции и расходами периода плюс прочие доходы или минус прочие убытки от основной деятельности);

- прибыль от общехозяйственной деятельности (рассчитывается как сумма прибыли от основной деятельности плюс доходы и минус расходы по финансовой деятельности);

- прибыль до уплаты налога (определяется как прибыль от общехозяйственной деятельности плюс чрезвычайная прибыль и минус чрезвычайные убытки);

- чистая прибыль (прибыль до уплаты налогов за вычетом налога на доходы (прибыль) минус другие налоги и платежи, предусмотренные законодательством);

- рентабельность от основной деятельности (определяется отношением чистой прибыли к производственной себестоимости).



ГЛАВА VI. ПОРЯДОК РАСЧЕТА ТАРИФОВ (СТАВОК)

НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО ВОДОПРОВОДНО-

КАНАЛИЗАЦИОННОМУ ХОЗЯЙСТВУ, ПРОИЗВОДСТВУ

И ТРАНСПОРТИРОВКЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ


44. При калькулировании затрат на коммунальные услуги учитывается весь технологический цикл работ, включающий производство и реализацию услуг непосредственно потребителю.

Так, например, себестоимость услуг водоснабжения включает затраты по обслуживанию и ремонту водозаборных сооружений, насосных станций, очистных сооружений, инженерных сетей, включая внутридомовые.

В то же время, отдельные виды работ, такие, как техническое обслуживание внутридомовых сетей, могут быть по договору субподряда переданы другим предприятиям, но затраты на выполнение этих работ включаются в себестоимость услуг водоснабжения.

В состав услуг по производству и транспортировке тепловой энергии входят расходы по выработке тепловой энергии и обслуживанию тепловых сетей, включая внутридомовые, контроль за работой абонентских вводов, автоматических устройств по регулированию температуры, давления и расхода воды.


45. Экономически обоснованные тарифы и цены отражают общественно-необходимые затраты на производство и реализацию услуг, а также создают возможность рентабельной работы предприятий водопроводно-канализационного хозяйства и по производству и транспортировке тепловой энергии при достижении требуемых потребителем результатов (параметров качества обслуживания).


46. Новая система расчетов за центральное отопление и горячее водоснабжение предусматривает поэтапное покрытие населением затрат предприятий теплоснабжения начиная с 2001 года до 1 января 2006 года в соответствии с установленным Указом Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2001 года N УП-2832 “О новом этапе углубления экономических реформ в сфере коммунального обслуживания” заданием по ежегодному сокращению уровня государственных дотаций.


47. В этих условиях на переходный период сохраняется практика установления двух групп тарифов:

- первая группа - тарифы, по которым коммунальные предприятия оказывают услуги другим предприятиям и организациям (оптовым потребителям);

- вторая группа - тарифы (ставки) на коммунальные услуги для населения.



§ 13. Водоснабжение и водоотведение


48. Расчеты тарифов по водопроводно-канализационному хозяйству производятся отдельно по услугам водопровода и по услугам канализации.


49. При прогнозном калькулировании затрат потери предусматриваются в пределах установленных норм, согласно действующим нормативно-правовым актам.

Материальные затраты по водопроводному хозяйству определяют исходя из объема поднятой воды, норм расхода реагентов на очистку 1 куб. м воды и установленных цен на хлор, коагулянты и другие материалы.

Затраты на силовую и осветительную энергию рассчитывают в соответствии с объемом поднятой воды по артезианскому и речному водопроводу, удельными нормами расхода электроэнергии, установленной мощностью энергетического оборудования и действующими тарифами на 1 кВт/ч и на 1 кВт установленной мощности.


50. В канализационных хозяйствах материальные затраты определяют исходя из объема пропуска и очистки сточных вод, поданной водопроводом.

Материальные затраты - хлор и хлорная известь, применяемые для обеззараживания перед выпуском в водоемы очищенных сточных вод. Величина этих затрат определяется путем перемножения количества очищенной сточной жидкости на принятые удельные нормы расхода материалов и на стоимость материалов.


51. При составлении калькуляции на услуги водоснабжения и канализации расходы периода и расходы по финансовой деятельности распределяются по этим видам услуг пропорционально основной заработной плате производственного персонала.


52. Для определения размера среднего экономически обоснованного тарифа необходимо определить доходы предприятий по объемам отпущенной воды (отведенной сточной жидкости) с учетом всех потребителей услуг, которые складываются из производственной себестоимости услуг за конкретный отчетный период (квартал) с учетом перспектив развития данной отрасли на ближайший период (квартал) и предполагаемого влияния внешних факторов (изменение цен на энергоресурсы, материалы, тарифов на перевозки, тарифных ставок и должностных окладов) и необходимой суммы прибыли.

Тср.тариф = S + П (сум.),

где: Тср.тариф - средний экономически обоснованный тариф 1 куб. м воды (1 куб.м стока);

S - производственная себестоимость 1 куб. м воды (1 куб. м стока);

П - необходимая прибыль, обеспечивающая рентабельную работу предприятий водопроводно-канализационного хозяйства (расходы периода и расходы по финансовой деятельности) в расчете на 1 куб. м воды (1 куб. м стока).

При этом исчисляется рентабельность от основной деятельности (отношение чистой прибыли после уплаты налога к производственной себестоимости) и в проекте тарифа предусматривается расчетное значение этого показателя. В случае, если расчетное значение рентабельности превышает 10%, то в расчет тарифа включается рентабельность в размере 10% и вносятся коррективы в прогнозируемые затраты.

Также при утверждении цен (тарифов) на услуги водоснабжения и канализации 10% от повышения цен и тарифов покрываются за счет доходов водоканализационного предприятия (изыскания внутренних резервов снижения затрат).


53. При расчете тарифа для прочих оптовых потребителей предусматривается налог на добавленную стоимость.

54. Ставки оплаты услуг водоснабжения и канализации рассчитываются на 1 человека в месяц исходя из утвержденных тарифов для населения и норм потребления воды (канализации), установленных Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в зависимости от степени благоустройства жилищного фонда, а при наличии измерительных приборов оплата производится по их показаниям.



§ 14. Производство и транспортировка тепловой энергии


55. Расчет тарифов на услуги теплоснабжения для оптовых потребителей осуществляется исходя из нормативных затрат на производство тепловой энергии, с учетом прогнозируемого роста цен на энергоресурсы, материалы, тарифов на перевозки, заработной платы, нормативного срока продолжительности отопительного сезона и необходимой прибыли (см. формулы в пункте 52 настоящего Положения).

При этом исчисляется рентабельность от основной деятельности (отношение чистой прибыли после уплаты налога к производственной себестоимости) и в проекте тарифа предусматривается расчетное значение этого показателя. В случае, если расчетное значение рентабельности превышает 10%, то в расчет тарифа включается рентабельность в размере 10% и вносятся коррективы в прогнозируемые затраты и прибыль.

Также при утверждении цен (тарифов) на услуги водоснабжения и канализации 10% от повышения цен и тарифов покрываются за счет доходов теплоснабжающего предприятия (изыскания внутренних резервов снижения затрат).


56. Тарифы для населения устанавливаются:

- по услугам центрального отопления - на 1 кв.м отапливаемой площади в месяц;

- по горячему водоснабжению при отсутствии приборов учета - на 1 человека в месяц;

- при наличии прибора, учитывающего только расход горячей воды - за 1 куб. м горячей воды;

- при наличии прибора, учитывающего количество отпущенного (потребленного) тепла и теплоносителя - за 1 Гкал тепловой энергии и за 1 куб. м горячей воды одновременно (в настоящем Положении не приводится расчет тарифов и ставок оплаты по таким приборам учета тепловой энергии, учитывая, что население не оснащено указанными приборами).


57. Тарифы для населения на центральное отопление и горячее водоснабжение рассчитываются, исходя из:

- себестоимости затрат на 1 Гкал тепла;

- установленного тарифа для оптовых потребителей;

- расчетной тепловой энергии, затраченной на обогрев 1 кв. м отапливаемой площади и на нагрев 1 куб. м воды в Гкал, рассчитанной поставщиком тепловой энергии по “Временной методике расчета тепловых нагрузок и норм расхода топлива, электроэнергии и воды на выработку тепловой энергии отопительными котельными в системе Министерства коммунального обслуживания Республики Узбекистан”, утвержденной Приказом министра коммунального обслуживания 31 марта 1997 года N 29;

- доли возмещения населением затрат по выработке и транспортировке тепловой энергии на центральное отопление и горячее водоснабжение в соответствии с графиками перехода на самоокупаемость, утвержденными Указом Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2001 года N УП-2832 “О новом этапе углубления экономических реформ в сфере коммунального обслуживания”.


58. Возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую населению предприятиями теплоснабжения территориальных коммунально-эксплуатационных объединений Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, а также другими предприятиями, оказывающими услуги теплоснабжения населению в установленном порядке по решениям Правительства республики, производится в следующем порядке:

а) возмещение из бюджета производится независимо от того, выработана ли энергия самим предприятием или получена со стороны по свободным отпускаемым ценам;

б) в состав возмещаемой из бюджета разницы в тарифах, не покрываемой средствами граждан, входят:

- разница между тарифом на тепловую энергию, отпускаемую оптовым потребителям, и утвержденным фиксированным тарифом для населения в размерах, определенных Указом Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2001 года N УП-2832 “О новом этапе углубления экономических реформ в сфере коммунального обслуживания”.

Особенностями учета себестоимости являются следующие:

а) при составлении прогнозной калькуляции потери тепловой энергии предприятиями теплоснабжения предусматриваются в пределах установленных норм согласно действующим нормативным актам;

б) себестоимость предприятий теплоснабжения определяется с учетом профилактического обслуживания и ремонта котельных и тепловых сетей согласно действующим ППР;

в) при реализации тепла одновременно на центральное отопление и горячее водоснабжение расходы по статьям калькуляции должны исчисляться пропорционально количеству тепла на отопление и горячее водоснабжение.


59. Оплата услуг предприятий теплоснабжения производится оптовыми потребителями в зависимости от их потребления по сезонам года:

- центральное отопление - в течение отопительного сезона;

-горячее водоснабжение - ежемесячно в течение года.


60. Оплата услуг предприятий теплоснабжения населением по центральному отоплению производится равномерно ежемесячно в течение года, независимо от продолжительности отопительного периода, а за горячее водоснабжение - по установленным тарифам в течение года ежемесячно.


61. Примерный расчет определения тарифов на услуги центрального отопления на 1 кв. м отапливаемой площади и горячего водоснабжения при отсутствии приборов учета на 1 человека в месяц и при наличии приборов учета - на 1 куб. м горячей воды приведен в приложении к настоящему Положению.


§ 15. Заключительные положения

62. Настоящее Положение согласовано с Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции.





ПРИЛОЖЕНИЕ

к Положению


ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ

определения тарифов для населения


На центральное отопление на 1 кв. м отапливаемой площади в расчете на месяц.

Удельное потребление тепловой энергии на центральное отопление на 1 кв.м отапливаемой площади в месяц - 0,019 Гкал*.

Полная себестоимость 1 Гкал с учетом рентабельности (оптовый тариф без НДС) - 3500 сум.

Тариф на центральное отопление на 1 кв.м в месяц составляет:

3500 сум х 0,019 = 66,5 сум.

Доля возмещения населением затрат на услуги центрального отопления в 2001 году составляет 31% (согласно графику, утвержденному Указом Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2001 года N УП-2832).

Тариф на 1 кв.м отапливаемой площади составляет 20,6 сум. (66,5 сум. х 0,31).


На горячее водоснабжение на 1 человека в месяц (при отсутствии приборов учета).

Удельное потребление тепловой энергии на горячее водоснабжение на 1 человека в месяц - 0,178 Гкал*.

Полная себестоимость 1 Гкал (оптовый тариф без НДС) с учетом рентабельности 10% - 3500 сум.

Тариф на горячую воду на 1 человека в месяц составляет:

3500 сум. х 0,178 = 623 сум.

Доля возмещения населением затрат на услуги горячего водоснабжения в 2001 году составляет 42% (согласно графику, утвержденному Указом Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2001 года N УП-2832).

Тариф на 1 человека в месяц составляет 262 сум. (623 сум. х 0,42).


-----------------------------------

* Примечание.

Удельное потребление тепла на центральное отопление и горячее водоснабжение рассчитывается для каждого региона (отдельного населенного пункта) по “Временной методике расчета тепловых нагрузок и норм расхода топлива, электроэнергии и воды на выработку тепловой энергии отопительными котельными в системе Министерства коммунального обслуживания Республики Узбекистан”, утвержденной приказом Министра коммунального обслуживания 31 марта 1997 года N 29).



На 1 куб.м горячей воды для населения при наличии приборов учета.

1 Гкал тепловой энергии для всех потребителей составляет 3500 сум./Гкал (без НДС).

Дополнительные данные:

- температура горячей воды в подающем трубопроводе- 70,1 градусов С;

- нормативная среднегодовая потеря тепла через изоляцию подающего трубопровода - 91,06 Гкал/ч;

- среднегодовой часовой расход воды в подающем трубопроводе - 33559,76 куб.м/ч (по данным расходомера на теплоисточнике);

- среднегодовая температура исходной воды, используемой для приготовления горячей воды - 11,94 градусов С.

Среднегодовое снижение температуры воды в подающем трубопроводе из-за потерь в окружающую среду:


     91,06 х 106


Дельта t =

------------------- = 2,7 градусов С


33559,76 х 103


где:

106 - коэффициент перевода Гкал в Ккал;

103 - коэффициент перевода т в кг.

Средняя температура горячей воды, подаваемой населению:

tгв = 70,1 градусов - 2,7 градусов = 67,4 градусов С.

Теплосодержание горячей воды определяется по формуле:

i = 0,001 (67,4 градусов - 11,94 градусов) = 0,05546 (Гкал/куб.м)

Тариф на 1 куб.м горячей воды:

Тгв = 3500 х 0,05546 = 194 сум./куб.м.

Доля возмещения населением затрат на услуги горячего водоснабжения в 2001 году составляет 42% (согласно графику, утвержденному Указом Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2001 года N УП-2832).

Тариф на 1 куб.м горячей воды для населения составляет 81,5 сум. (194 сум. х 0,42).

При сверхнормативном потреблении потребитель платит 194 сум. за каждый куб.м горячей воды сверх нормы.

Например, по показаниям приборов учета горячей воды фактически израсходовано 4 куб.м в месяц.

3,2 куб.м - нормативный расход воды на 1 человека в месяц (из расчета 105 л в сутки).

4,0 - 3,2 = 0,8 куб.м сверхнормативный расход горячей воды.

3,2 куб.м х 81,5 сум. = 260,8 сум.

0,8 куб.м х 194 сум. = 155,2 сум.

Итого: 416,0 сум.



"Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан", 2001 г., N 15