язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Утратившие силу акты/ Образование/ Государственный образовательный стандарт высшего образования. Основные положения (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 16.08.2001 г. N 343)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 16.08.2001 г. N 343


УЗБЕКИСТОН ДАВЛАТ СТАНДАРТИ

УЗБЕКИСТОН УЗЛУКСИЗ ТАЪЛИМИНИНГ

ДАВЛАТ ТАЪЛИМ СТАНДАРТЛАРИ

ОЛИЙ ТАЪЛИМНИНГ

ДАВЛАТ ТАЪЛИМ СТАНДАРТИ

АСОСИЙ ҚОИДАЛАР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ УЗБЕКИСТАНА


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ


Данный стандарт разработан в соответствии с законами Республики Узбекистан "Об образовании", "О Национальной программе по подготовке кадров", указами Президента Республики Узбекистан от 6 октября 1997 года N УП-1869 "О коренном реформировании системы образования и подготовки кадров, воспитании совершенного поколения" и от 10 ноября 1998 года N УП-2107 "О Государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан", постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 января 1998 года N 5 "О разработке и внедрении государственных образовательных стандартов для системы непрерывного образования", от 11 марта 1998 года N 109 "О создании в составе Государственного центра тестирования Управления по контролю за качеством подготовки кадров, аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений", от 24 июня 2004 года N 293 "О совершенствовании деятельности Государственного центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан" и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими сферу высшего образования.


1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


"Государственный образовательный стандарт высшего образования. Основные положения" (далее - ГОС ВО) определяет:

- общие требования к качеству подготовки кадров, содержанию образования;

- необходимый и достаточный уровень подготовленности обучающихся и общие квалификационные требования к выпускникам образовательных учреждений;

- объем учебной нагрузки;

- процедуры и механизмы оценки деятельности высших образовательных учреждений и качества подготовки кадров.

ГОС ВО является основой для создания соответствующих нормативных документов (государственные образовательные стандарты областей образования, квалификационные требования по направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры, учебные планы, программы учебных дисциплин и др.), регламентирующих образовательный процесс, оценку деятельности образовательных учреждений, качество подготовки кадров, учебников и учебных пособий.

ГОС ВО обязателен при подготовке кадров с высшим образованием всеми образовательными учреждениями, расположенными на территории Республики Узбекистан, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

ГОС ВО может корректироваться и дополняться по мере реализации этапов Национальной программы по подготовке кадров, а также исходя из перспектив социально-экономического развития страны, потребности общества, достижений науки, техники, технологий и культуры, мировой тенденции подготовки кадров.



2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


Oz DSt 1.0:1998. Государственная система стандартизации Республики Узбекистан. Основные положения;

РСТУз 1.8-94. Государственная система стандартизации Республики Узбекистан. Порядок разработки, согласования, утверждения и государственной регистрации руководящих документов и рекомендаций;

РСТУз 1.9-95. Государственная система стандартизации Республики Узбекистан. Порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации отраслевых стандартов.



3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ


В настоящем стандарте применяются следующие термины:


высшее образование - самостоятельный вид непрерывного образования, осуществляющий подготовку высококвалифицированных специалистов. Реализуется в высших образовательных учреждениях.

Высшее образование имеет две ступени: бакалавриат и магистратуру;


бакалавриат - базовое высшее образование с фундаментальными знаниями по одному из направлений высшего образования со сроком обучения не менее четырех лет на основе среднего специального, профессионального образования;


магистратура - высшее образование по конкретной специальности с продолжительностью обучения не менее двух лет на базе бакалавриата;


бакалавр, магистр - академические степени, присуждаемые лицам, успешно освоившим программы соответствующего уровня высшего образования;


уровень высшего образования - результат освоения личностью определенного учебного плана и программ дисциплин высшего образования с выдачей соответствующего государственного документа об образовании;

государственный документ о высшем образовании (диплом) - документ государственного образца, выдаваемый выпускникам аккредитованных высших образовательных учреждений и свидетельствующий о выполнении ими учебных планов и программ дисциплин высшего образования. Документ дает право продолжить обучение на следующей ступени непрерывного образования или работать в соответствии с полученной академической степенью;

классификатор направлений и специальностей высшего образования - систематизированный перечень направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры для подготовки кадров с высшим образованием;


государственный образовательный стандарт высшего образования - эталонный уровень образования, определяющий квалификационные требования в конкретной области образования (части области), содержание образования, необходимый и достаточный уровень общей подготовленности выпускников, уровни оценки качества подготовки кадров;

квалификационные требования - требования к уровню общей образованности и профессиональной подготовленности выпускника соответствующей ступени непрерывного образования;


нормативный срок обучения - установленный срок освоения обучающимся учебных планов и программ дисциплин;

блок образовательных дисциплин - составная часть учебных планов и программ дисциплин, объединяющая образовательные дисциплины, обеспечивающие освоение определенной области знаний или деятельности для достижения конкретных целей и задач в процессе подготовки кадров;

учебный план - нормативный документ по конкретному направлению образования бакалавриата или специальности магистратуры высшего образования, определяющий виды учебной деятельности, состав учебных предметов и курсов, последовательность их изучения и объем в часах;

учебная дисциплина - система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в образовательном учреждении;


учебный год - период образовательной деятельности, рассчитанный на завершение одного курса обучения в высшем образовательном учреждении. Учебный год обозначается двумя календарными годами, а для специальностей магистратуры в отрасли сельского хозяйства учебный год обозначается одним календарным годом, например, 2001/2002 учебный год, 2020 учебный год;

учебный семестр - половина учебного года в высшем образовательном учреждении, рассчитанная на освоение определенной совокупности взаимосвязанных дисциплин и завершающаяся итоговым контролем по ним;


программа учебной дисциплины - нормативный документ, в котором определены содержание обучения, наиболее целесообразные способы организации его усвоения студентами, источники информации;


квалификационная практика - часть учебного процесса, проводимая для закрепления теоретических знаний, приобретения практических навыков и умений, сбора материалов по теме определенной (итоговой) части учебных планов и программ дисциплин;

итоговая государственная аттестация - оценка качества выполнения выпускником учебного плана и программ дисциплин высшего образования при помощи определенных требований и процедур (государственная аттестация по дисциплинам, защита выпускной квалификационной работы или магистерской диссертации) в соответствии с квалификационными требованиями к степени бакалавра или магистра;

контроль качества обучения - проверка достигнутого студентом уровня знаний и определение степени освоения им учебной программы;


контроль качества образования - проверка обеспечения соответствия содержания и результатов обучения требованиям государственного образовательного стандарта;


аттестация высшего образовательного учреждения - процедура установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки кадров высшим образовательным учреждением требованиям ГОС ВО;


аккредитация высшего образовательного учреждения - государственное признание уровня деятельности высшего образовательного учреждения, отвечающего критериям и требованиям ГОС ВО.


Стажировка (на производстве, в научно-исследовательском учреждении, зарубежная) - целевое освоение профессионального образовательного учебного плана и программ по специальности магистратуры, в целях формирования научно-исследовательских компетенций у студентов магистратуры путем развития интеграции образования с наукой и производством, ознакомления магистров с новейшими достижениями научно-технического прогресса, а также проведение научных, экспериментальных исследований на базе современной техники и технологий в отраслях экономики, науки, техники, культуры и здравоохранения.



4. КАТЕГОРИИ И ТИПЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


4.1. Категории стандартов

Стандарты высшего образования подразделяются на:

- утверждаемые Кабинетом Министров Республики Узбекистан:

Государственный образовательный стандарт высшего образования. Основные положения;

- Классификатор направлений и специальностей высшего образования - утверждаемые уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием:

государственные образовательные стандарты областей образования.

Структура государственного образовательного стандарта конкретной области образования должна содержать:

- титульный лист;

- содержание;

- общую характеристику области образования (части области);

- требования к уровню подготовленности выпускников по области образования;

- структура учебного плана;

- оценку качества подготовки кадров.

Государственный образовательный стандарт области образования состоит из двух частей (направления образования бакалавриата и специальностей магистратуры).

4.2. Типы нормативных документов

Нормативными документами высшего образования являются:

- квалификационные требования и учебные планы направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры, программы учебных дисциплин, утверждаемые уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием;

- нормативные документы, регламентирующие конкретные виды деятельности высших образовательных учреждений, утверждаемые уполномоченным государственным органом по управлению высшим образованием.


4.3. Разработка нормативных документов

Разработка государственных образовательных стандартов областей образования высшего образования и нормативных документов проводится в соответствии с "ГОС ВО. Основные положения" и стандартами Oz DSt 1.0:1998, РСТУз 1.8-94, РСТУз 1.9-95.

Высшие образовательные учреждения, учебный процесс в которых в соответствии с законодательством основан на модульной системе обучения, разрабатывают и утверждают квалификационные требования, учебные планы и учебные программы по направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры самостоятельно.


5. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН

ПО НАПРАВЛЕНИЯМ И СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

5.1. Бакалавриат

Учебные планы и программы дисциплин на первой ступени высшего образования должны разрабатываться с учетом обеспечения непрерывности и преемственности с общим средним и средним специальным, профессиональным образованием и предусматривать освоение студентом следующих обязательных блоков дисциплин:

- гуманитарные и социально-экономические;

- математические и естественнонаучные;

- общепрофессиональные;

- специальные;

- дополнительные.

По отдельным высшим образовательным учреждениям или направлениям и специальностям образования в соответствии с решениями Правительства Республики Узбекистан могут устанавливаться иные блоки дисциплин.

Для приобретения навыков профессиональной деятельности должно предусматриваться прохождение квалификационной практики.

Учебные планы наряду с обязательными дисциплинами должны включать дисциплины по выбору студентов.

При освоении учебных планов и программ дисциплин направлений образования бакалавриата должно предусматриваться самообразование студентов по ряду вопросов или проблем учебных дисциплин.

Направление образования бакалавриата должно завершаться итоговой государственной аттестацией в соответствии с учебными планами.

5.1.1. Общие требования к содержанию образовательных дисциплин по блокам

Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин должен:

- развивать и дополнять знания, полученные на базе общего среднего и среднего специального, профессионального образования; формировать научное и гуманитарное мировоззрение, высокую духовность и демократическую культуру, экономическое, правовое и творческое мышление, убежденность и социально-политическую активность на основе идеи национальной независимости и демократии, национальных и общечеловеческих ценностей;

- обеспечивать направленность образования на его органическое единство с историей, философией, народными традициями и обычаями; сохранять и обогащать культуру народов Узбекистана, уважение к истории и культуре других народов;

- развивать гуманизм, патриотизм и интернационализм;

- обеспечивать направленность обучения и воспитания на формирование самостоятельно мыслящей, способной принимать решения, всесторонне развитой, гармоничной личности.

Блок математических и естественнонаучных дисциплин должен:

- с учетом непрерывности и преемственности с общим средним и средним специальным, профессиональным образованием формировать на высшем уровне представления о математическом способе познания, роли и значении информатики, информации и методов ее хранения, обработки и передачи;

- формировать научное представление о Вселенной как о физическом объекте и ее эволюции; фундаментальном единстве естественных наук; концепции современного естествознания; экологических принципах рационального природопользования и деятельности человека; перспективах создания не разрушающих природу технологий;

- обеспечивать научную и теоретическую основу для углубленного изучения фундаментальных наук, необходимых для данной области знания.

Блок общепрофессиональных дисциплин должен:

- устанавливать научную и теоретическую связь математических и естественнонаучных дисциплин со специальными;

- формировать фундаментальные общепрофессиональные знания, практические умения и навыки, необходимые для изучения и глубокого освоения специальных дисциплин;

- обеспечивать знания, практические умения и навыки применения модельных представлений, экспериментальных методов и способов обработки полученных результатов.

Блок специальных дисциплин должен:

- обеспечивать представление об основных достижениях, проблемах и перспективах развития соответствующих областей профессиональной деятельности по направлению образования бакалавриата;

- формировать специальные знания, умения и навыки профессиональной деятельности по соответствующему направлению образования бакалавриата;

- способствовать осознанному выбору студентом дальнейшего образования по конкретной специальности магистратуры.

Блок дополнительных дисциплин должен:

- удовлетворять потребности студентов в получении дополнительных углубленных знаний по образовательным дисциплинам бакалавриата;

- обеспечивать мобильность и гибкость учебных планов и программ дисциплин направлений образования бакалавриата в условиях быстро изменяющихся требований к качеству образования и конъюнктуры рынка труда.

5.2. Магистратура

Содержание учебных планов и программ дисциплин специальностей магистратуры формируется как первичная и начальная стадия подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, предусматривающая освоение углубленных фундаментальных и прикладных знаний по специальности.

Учебные планы и программы дисциплин специальностей магистратуры должны разрабатываться с учетом обеспечения непрерывности и преемственности с учебными планами и программами дисциплин по направлениям образования бакалавриата и предусматривать освоение студентами следующих обязательных блоков:

- общеметодологические дисциплины;

- дисциплины специальности;

- научная деятельность.

Учебные планы наряду с обязательными дисциплинами должны включать дисциплины по выбору студентов.

При освоении учебных планов и программ дисциплин должно предусматриваться самообразование студентов по ряду вопросов или проблем учебных дисциплин.

Специальности магистратуры должны завершаться итоговой государственной аттестацией в соответствии с учебными планами.

5.2.1. Общие требования к содержанию блоков учебных дисциплин учебного плана по блокам

Блок общеметодологических дисциплин должен:

- обеспечивать знания по идее национальной независимости и философским вопросам гуманитарных, технических и естественных наук;

- формировать представление о глобальных проблемах человечества; духовной жизни, потребностях личности и общества; гуманном характере образования; современной цивилизации и направлениях ее развития; информационных системах и методах представления знаний;

- формировать навыки и умения работы с научной и научно-технической информацией, подготавливать систематический самостоятельный анализ и заключение по исследуемым темам;

- обеспечивать знания по методологии научного творчества, основам научных исследований, общим методам познания, методам эмпирического и теоретического исследования, логике законов и правил, способам аргументации и опровержения, а также знания основ культуры речи, педагогических технологий, менеджмента и экономики по специальностям;

- обеспечивать освоение практического иностранного языка, информационных технологий и систем, ориентированных на специальность.

Блок дисциплин специальности должен:

- формировать теоретические и практические знания, умения и навыки по конкретной специальности;

- развивать навыки создания, накопления и использования базы знаний по специальности;

- обеспечивать научные знания, практические умения и навыки выполнения научно-исследовательской работы по специальности магистратуры, моделирования процессов и системного подхода в достижении целевых результатов профессиональной деятельности.

Блок научной деятельности должен предусматривать освоение методологии научных исследований, выполнение студентами конкретной научно-исследовательской и научно-педагогической работы в профилирующих научных и образовательных учреждениях.

Научно-исследовательская работа должна:

- вырабатывать практические навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

- формировать знания и навыки по проведению научных исследований, анализу и формулированию результатов исследований, подготовке научных публикаций с привлечением современных средств информационных технологий;

- прививать студентам умение ориентироваться в информационных базах новейших достижений науки, техники и технологий; использовать их при выполнении магистерской диссертации.

Научно-педагогическая работа должна:

- формировать умения и навыки педагогической деятельности с использованием современных педагогических и информационных технологий, методов интерактивной учебно-воспитательной работы;

- прививать умения и навыки организации научно-методического обеспечения учебного процесса.

Стажировка организуется в случаях необходимости в научно-исследовательской работе студента магистратуры, в целях проведения индивидуального научного исследования и опытного эксперимента.

Стажировка должна обеспечить:

- проведение научных исследований, углубление теоретических и практических знаний;

- ознакомление с современной техникой и технологиями в отраслях экономики, науки, техники, культуры и здравоохранения и др.;

- формирование практических профессиональных и научно-исследовательских компетенций;

- эффективную адаптацию к профессии.

Выполнение графика учебного процесса студентом магистратуры, направленным на стажировку, осуществляется на основе индивидуального графика.


6. ОБЩИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ


6.1. Общие квалификационные требования к подготовленности бакалавра

Бакалавр должен:

- владеть системными знаниями мировоззренческого характера; знать основы гуманитарных и социально-экономических наук, актуальные вопросы текущей государственной политики; быть способным самостоятельно анализировать социальные проблемы и процессы;

- знать историю Родины; уметь выражать и научно обосновывать свою позицию по вопросам духовных национальных и общечеловеческих ценностей, иметь активную жизненную позицию на основе идеи национальной независимости;

- иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе, владеть знаниями о развитии природы и общества, уметь пользоваться ими в жизни и профессиональной деятельности на современных научных основах;

- знать правовые и этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, к окружающей среде, уметь учитывать их в профессиональной деятельности;

- владеть методами сбора, хранения, обработки и использования информации; уметь принимать обоснованные самостоятельные решения в своей профессиональной деятельности;

- иметь конкурентоспособную общепрофессиональную подготовку по соответствующему направлению образования бакалавриата;

- уметь самостоятельно приобретать новые знания, самосовершенствоваться и на научной основе организовывать свой труд;

- иметь научное представление и убеждение в необходимости ведения здорового образа жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования.

Бакалавр подготовлен:

- к самостоятельной работе по направлению образования на должностях, подлежащих замещению лицами с высшим образованием;

- к продолжению высшего образования в магистратуре по избранной специальности в пределах соответствующего направления образования бакалавриата;

- к получению дополнительного профессионального образования в системе переподготовки и повышения квалификации кадров.


6.2. Общие квалификационные требования к подготовленности магистра

Магистр должен:

- иметь профессиональную подготовку по избранной специальности, ориентированную на выполнение научных исследований, а также внедрение в практику современных достижений науки, техники и технологий, экономики, культуры и искусства;

- уметь формулировать и решать задачи, принимать решение по научным проблемам специальности; создавать базу знаний и использовать ее в своей профессиональной деятельности;

- знать методологию научных исследований и организации труда; разрабатывать и реализовывать методики анализа и обработки результатов исследований, формулировать и представлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований в соответствующих областях деятельности;

- понимать сущность научно-исследовательских работ на одном из иностранных языков;

- владеть методами автоматизации и компьютерного моделирования профессиональных задач, рациональными приемами поиска оптимальных решений;

- уметь на научной основе организовывать управление производственными и научными коллективами в условиях рыночный экономики;

- владеть современными педагогическими технологиями и методами интерактивного обучения с использованием информационно-коммуникативных систем.

Магистр подготовлен:

- к самостоятельной научно-исследовательской, научно-педагогической и управленческой профессиональной деятельности по избранной специальности;

- к получению послевузовского образования в институте старших научных сотрудников-соискателей по специальности, соответствующей магистерской подготовке;

- к получению дополнительного профессионального образования в системе переподготовки и повышения квалификации кадров.


6.3. Квалификационные требования по направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры утверждаются уполномоченным государственным органом управления высшим образованием.

7. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ


7.1. Бакалавриат

Максимальная учебная нагрузка, включающая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, устанавливается в объеме 54 часа в неделю. Максимальный объем аудиторных занятий при обучении без отрыва от производства (очной форме обучения) составлять 36 часов в неделю.

При нормативном сроке обучения в 4 года продолжительность учебного процесса должна составлять 204 недели.

Общий объем учебного времени должен распределяться на:

- теоретическое обучение - 63 - 70%;

- аттестацию - 8 - 10%;

- каникулы - 12 - 16%;

- квалификационную практику - 6 - 12%;

- выпускную квалификационную работу - 2-3%.

Объем времени теоретического обучения в зависимости от области знаний распределяется по блокам дисциплин в соответствии со следующей таблицей:

              

Наименование блоков

     

По областям знаний, в %

          

гумани-

тарная

сфера

социаль-

ная

сфера,

экономика

и право

производ-

ственно-

техническая

сфера

сельское

и водное

хозяйство

    

здраво-

охранение

и социаль-

ное обеспе-

чение

      

сфера

услуг

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

          

23 - 25

15 - 20

15 - 17

15 - 17

15 - 20

15 - 20

Математические и естественно-научные дисциплины

              

8 - 25

10 - 15

20 - 25

20 - 25

10 - 15

10 - 15

Общепрофессиональные дисциплины

       

33 - 50

50 - 55

35 - 50

35 - 50

45 - 50

45 - 50

Специальные дисциплины

     

9-10

10 - 15

10 - 15

10 - 15

10 - 15

10 - 15

Дополнительные дисциплины

           

5 - 7

5 - 7

5 - 7

5 - 7

5 - 7

5 - 7

         

Объем учебной нагрузки, отведенный для дисциплин блоков "Гуманитарные и социально-экономические дисциплины" или "Математические и естественно-научные дисциплины", соответствующих дисциплинам в составе блоков "Общепрофессиональные дисциплины" или "Специальные дисциплины", может быть перенесен в состав блоков "Общепрофессиональные дисциплины" или "Специальные дисциплины" учебного плана данного направления образования.

Общий объем каникулярного времени в учебном году устанавливается 6 - 10 недель.

Порядок прохождения квалификационной практики и порядок выполнения выпускной квалификационной работы по направлениям образования бакалавриата утверждаются уполномоченным государственным органом управления высшим образованием.

7.2. Магистратура

Максимальный объем учебной нагрузки, включающей все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, должен быть установлен в объеме 54 часов в неделю. Максимальный объем аудиторных занятий и научной деятельности при обучении без отрыва от производства (очной форме обучения) должен быть установлен в объеме 36 часов в неделю. (Абзац в редакции Постановления КМ РУз от 10.01.2015 г. N 3)

При нормативном сроке обучения 2 года продолжительность учебного процесса должна составлять 100 недель.

Общий объем учебного времени должен распределяться на:

теоретическое обучение - 25-30%;

аттестацию - 4-7%;

каникулы - 13-16%;

научную деятельность - 50 - 55%.

Научная деятельность осуществляется на основе индивидуального календарного плана работы студента магистратуры и подразделяется на:

научно-исследовательскую работу и подготовку магистерской диссертации - 70-75%;

научно-педагогическую работу и квалификационную практику - 25-30%.

Объем теоретического обучения в зависимости от специальности магистратуры должен распределяться по блокам дисциплин следующим образом:

общеметодологические дисциплины - 30-35%;

дисциплины специальности - 40-50%;

дисциплины по выбору - 13 - 30%.

Порядок подготовки научно-исследовательской работы и магистерской диссертации и порядок прохождения квалификационной практики (стажировки) студентов специальностей магистратуры утверждаются уполномоченным государственным органом управления высшим образованием.

7.3. По отдельным высшим образовательным учреждениям или направлениям и специальностям образования в соответствии с решениями Правительства Республики Узбекистан могут устанавливаться иные объемы учебной нагрузки и их распределение.

В высших образовательных учреждениях, учебный процесс в которых в соответствии с законодательством основан на кредитно-модульной системе обучения, в том числе по Европейской кредитной системой ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System), объемы учебной нагрузки устанавливаются самостоятельно самим высшим образовательным учреждением, а учебная нагрузка может определяться с применением кредита - условной единицы определения объема учебной нагрузки студентов.


8. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


8.1. Контроль качества подготовки кадров

Контроль качества подготовки кадров по направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры должен включать:

внутренний контроль, осуществляемый высшим образовательным учреждением. Внутренний контроль проводится на основе Положения о рейтинговой системе контроля, утвержденного уполномоченным государственным органом управления высшим образованием;

итоговый государственный контроль, включающий в себя государственную аттестацию по дисциплинам и защиту выпускной квалификационной работы для студентов бакалавриата или защиту магистерской диссертации для студентов магистратуры в соответствии с их учебными планами по направлениям образования и специальностям магистратуры высшего образования;

государственно-общественный контроль, осуществляемый уполномоченным государственным органом управления высшим образованием, общественными организациями и потребителями кадров в установленном порядке;

внешний контроль, осуществляемый Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров в установленном порядке.

8.2. Оценка деятельности высших образовательных учреждений

Оценка деятельности высших образовательных учреждений Республики Узбекистан должна регламентироваться соответствующим Положением о государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2001 г., N 15-16, ст. 104