язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Утратившие силу акты/ Образование/ Положение о государственных специализированных образовательных учреждениях (школах, школах-интернатах) для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 13.09.2011 г. N 256)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 13.09.2011 г. N 256



ПОЛОЖЕНИЕ

о государственных специализированных

образовательных учреждениях (школах, школах-

интернатах)  для  детей  с  отклонениями

в физическом или психическом развитии


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение в соответствии с законами Республики Узбекистан "Об образовании", "О гарантиях прав ребенка", "О Национальной программе по подготовке кадров", "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" направлено на совершенствование системы образования для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии и определяет статус, а также регулирует деятельность государственных специализированных образовательных учреждений для детей с отклонениями в физическом или психическом развитии (далее - специализированные образовательные учреждения).


2. Специализированные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, настоящим Положением, иными актами законодательства, а также своим уставом.


3. Специализированные образовательные учреждения являются учебно-воспитательными, коррекционными и лечебно-оздоровительными учреждениями и создаются в целях оказания помощи детям с различными отклонениями в физическом или психическом развитии в получении ими общего среднего образования и воспитания в соответствии с их познавательными возможностями, создания для этого необходимых условий, содействия им в социальной адаптации и интеграции в обществе, а также помощи семьям из социально уязвимых слоев в воспитании и обучении детей.


4. Основными задачами специализированных образовательных учреждений являются:

обеспечение образовательного уровня в соответствии с государственными образовательными стандартами общего среднего образования и разработанными на их основе образовательными требованиями специального образования (для умственно отсталых детей), утверждаемыми Министерством народного образования Республики Узбекистан;

организация дифференцированного и индивидуального обучения в системе личностно ориентированного, социально направленного образовательного процесса с целью оптимального развития учащихся;

воспитание личности через формирование оптимальной модели поведения в личной, семейной, общественной и трудовой жизни;

подготовка учащихся к обучению в общеобразовательных учреждениях в условиях инклюзивного (интегрированного) образования;

создание необходимой коррекционно-развивающей образовательной среды для социально-эмоционального развития учащихся, формирования их жизненной способности;

организация систематического наблюдения за развитием психических функций и состоянием здоровья учащихся в процессе обучения и воспитания.


5. Специализированное образовательное учреждение является юридическим лицом в форме государственного учреждения, имеет свой устав, лицевые счета в подразделениях казначейства, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и указанием своего наименования, штамп, бланки со своим наименованием.


6. Аккредитация специализированных образовательных учреждений осуществляется уполномоченным государственным органом на основе аттестации.



II. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


7. Специализированное образовательное учреждение создается учредителем и проходит государственную регистрацию в органах государственной власти на местах в порядке, установленном законодательством.


8. Учредителями специализированных образовательных учреждений могут быть только Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента.


9. Специализированные образовательные учреждения создаются по результатам совместного изучения Министерством народного образования Республики Узбекистан, Министерством народного образования Республики Каракалпакстан, областными управлениями народного образования, Главным управлением народного образования г. Ташкента и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, Министерством здравоохранения Республики Каракалпакстан, областными управлениями здравоохранения, Главным управлением здравоохранения г. Ташкента вопроса о наличии в регионе контингента детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, нуждающихся в особых условиях для получения образования и воспитания.

При выявлении такого контингента детей Министерство народного образования совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан обращается в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента с обоснованным предложением о создании специализированных образовательных учреждений в местах с благоприятными экологическими условиями.

Предложения по созданию специализированных образовательных учреждений должны быть подтверждены официальными статистическими данными органов здравоохранения за последние 5 лет, показывающими рост соответствующих заболеваний среди детей в возрасте от 3 до 16 лет в регионе, где планируется открыть специализированные образовательные учреждения.


10. Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента поручают Министерству финансов Республики Каракалпакстан, финансовым управлениям областей и г. Ташкента, а также Министерству народного образования Республики Каракалпакстан, областным управлениям народного образования, Главному управлению народного образования г. Ташкента в месячный срок изучить и выбрать, в экологически благоприятном регионе, типовое здание из числа существующих объектов либо участок для строительства нового здания по специальному проекту, разработанному с учетом нормативных требований, предъявляемых при организации специализированного образовательного учреждения для его размещения.


11. Решение о создании специализированного образовательного учреждения в недельный срок принимается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента при наличии положительных заключений Министерства народного образования Республики Каракалпакстан, областных управлений народного образования, Главного управления народного образования г. Ташкента и Министерства финансов Республики Каракалпакстан, финансовых управлений областей и г. Ташкента


12. Специализированные образовательные учреждения в соответствии с их специализацией подразделяются по следующим видам (I -VIII):

I - школы-интернаты для глухих (неслышащих) детей;

II - школы-интернаты для слабослышащих и позднооглохших детей (1-е, 2-е отделения);

III - школы-интернаты для незрячих (слепых) детей;

IV - школы-интернаты для слабовидящих и поздноослепших детей;

V - школы-интернаты для детей с тяжелыми нарушениями речи;

VI - школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VII - школы-интернаты для детей с задержкой психического развития;

VIII - школы, школы-интернаты (вспомогательные) для умственно отсталых детей.


13. В случае необходимости могут создаваться специализированные образовательные учреждения смешанного типа I и II видов, а также III и IV видов.

Обязательным условием при создании специализированных образовательных учреждений смешанного типа является раздельное обучение по классам глухих и слабослышащих (позднооглохших) детей, слепых и слабовидящих (поздноослепших) детей.


14. При специализированных образовательных учреждениях (школах-интернатах) для детей, не посещавших специализированные дошкольные образовательные организации, в целях подготовки их к школе могут создаваться подготовительные группы с одно и двухгодичным сроками пребывания, которые ведут свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами о государственных специализированных дошкольных образовательных организациях.

15. Максимальное количество учащихся в специализированном образовательном учреждении не должно превышать 250 человек.



III. ПОРЯДОК ПРИЕМА УЧАЩИХСЯ

В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ


16. В специализированные образовательные учреждения принимаются дети с отклонениями в физическом или психическом развитии школьного возраста, в подготовительные группы - дети дошкольного возраста, не посещавшие специализированные дошкольные образовательные организации.

17. Направление детей в специализированные образовательные учреждения производится Министерством народного образования Республики Каракалпакстан, областными управлениями народного образования, Главным управлением народного образования г. Ташкента по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, созданной при Министерстве народного образования Республики Каракалпакстан, областных управлениях народного образования, Главном управлении народного образования г. Ташкента (далее - психолого-медико-педагогическая комиссия), с согласия родителей или лиц, заменяющих родителей.


18. Прием детей в специализированные образовательные учреждения осуществляется с 7-летнего возраста, а в подготовительные группы - в возрасте 6 - 7 лет.

В целях обеспечения права на образование детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, допускается прием детей с превышением возрастных норм, установленных для общеобразовательных школ, на два года.


19. Прием детей проводится до начала и в течение учебного года и оформляется приказом директора специализированного образовательного учреждения.

20. На каждого ребенка, направляемого в специализированное образовательное учреждение, родителями или лицами, заменяющими родителей (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - органами опеки и попечительства), оформляется и представляется личное дело.

В личном деле ребенка содержатся следующие документы:

1) заявление родителей или лиц, заменяющих родителей;

2) протокол с заключением психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями по организации образовательно-воспитательной и лечебно-коррекционной работы с ребенком, направленным в специализированное образовательное учреждение;

3) копия свидетельства о рождении;

4) документы об образовании;

5) справка и характеристика с места учебы с отражением данных о продолжительности обучения, успеваемости и поведении, подробный анализ принятых мер по индивидуальной помощи ребенку;

6) подробная выписка из истории развития ребенка, подписанная главным врачом поликлиники по месту жительства ребенка, с заключениями:

педиатра об общем состоянии развития ребенка;

психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития;

оториноларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикуляции речи (для детей с нарушениями слуха - данные о восприятии разговорной и шепотной речи, данные аудиограммы);

офтальмолога с характеристикой органа зрения (для детей с нарушениями зрения - с развернутым диагнозом);

врача-ортопеда (для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата).


21. На детей, не обучавшихся в образовательных учреждениях, документы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 20 настоящего Положения, не предъявляются.


22. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляемых в специализированное образовательное учреждение, кроме документов, указанных в пункте 20 настоящего Положения, в личных делах также должны находиться следующие документы:

копии решения хокима района (города) об установлении попечительства или определении в образовательное учреждение;

сведения о родителях или лицах, заменяющих родителей (копии паспортов или свидетельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о длительной болезни родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

опись имущества ребенка, оставшегося после родителей (если оно имеется), с указанием где имущество находится, какие меры приняты к обеспечению его сохранности и сведений о лицах, отвечающих за его сохранность;

документы о закреплении жилой площади за ребенком (копии ордера, домовой книги, плана жилого помещения, справка филиала государственного предприятия землеустройства и кадастра недвижимости Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента в соответствующем районе (городе) о владельце и факте приватизации жилья);

пенсионная книжка на ребенка, получающего пенсию, копия решения суда или судебного приказа о взыскании алиментов (или копия нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов) в пользу ребенка, сберегательная книжка.


23. В специализированные образовательные учреждения принимаются следующие категории детей дошкольного и школьного возраста:

дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие и поздноослепшие);

дети с тяжелыми нарушениями речи (алалия, дислалия, афазия, ринолалия, дизартрия, задержка психо-речевого развития, заикание);

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич, сколиоз, полиомиелит, миопатия, остеомиелит, ампутация, недоразвитие роста - карлики);

дети с задержкой психического развития;

умственно отсталые дети;

дети со сложными дефектами (имеющие 2 и более недостатков в развитии).


24. Зачисление детей со сложными дефектами (в случае, если одним из сопутствующих является умственная отсталость) производится по заключению психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей или лиц, заменяющих родителей, только после того, как в процессе учебно-воспитательной работы с ними на протяжении не менее года установлено, что неуспеваемость ребенка связана с наличием олигофрении в степени дебильности.


25. Не подлежат приему в специализированные образовательные учреждения:

а) глубоко умственно отсталые дети (олигофрения в степени имбицильности, идиотии);

б) дети с глубокими отклонениями в поведении, нарушениями в эмоционально-волевой сфере (органического происхождения);

в) дети с глубокими нарушениями двигательной сферы, самостоятельно не передвигающиеся и не обслуживающие себя;

г) слепоглухонемые;

д) страдающие частыми эпилептическими припадками (эпилептическая дименция, с дневными и частыми ночными судорожными припадками);

е) страдающие недержанием мочи и кала вследствие органического поражения центральной нервной системы.

Дети данной категории направляются в соответствующие учреждения Министерства здравоохранения Республики Узбекистан или им организовывается индивидуальное обучение на дому в установленном порядке.

Директор несет личную ответственность за прием в специализированное образовательное учреждение учащихся в установленном порядке.



IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


26. Образование детей с отклонениями в физическом или психическом развитии реализуется на основе следующих принципов:

коррекционная направленность обучения и воспитания;

специальный подход в процессе обучения и воспитания, к постановке диагноза;

реализация дифференцированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса.


27. Организация обучения и воспитания в специализированных образовательных учреждениях строится с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Знания учащихся оцениваются в установленном порядке, с учетом специфики их нарушений.

Учебно-воспитательный процесс определяется в соответствии с государственным стандартом общего среднего образования. Процесс обучения и воспитания ведется по учебным планам и программам с использованием специфических коррекционных методов в работе в порядке, установленном Министерством народного образования Республики Узбекистан.


28. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, добровольного общественно полезного труда и отдыха, составляется с учетом проживания детей в специализированном образовательном учреждении.


29. Коррекция нарушений и связанных с ними особенностей развития ребенка осуществляется в процессе обучения на всех уроках, во внеклассных и других мероприятиях.


30. Учебные кабинеты обеспечиваются необходимым специальным оборудованием.


31. В специализированном образовательном учреждении в целях преодоления отклонений в развитии проводятся групповые и индивидуальные занятия.


32. В специализированных образовательных учреждениях организуются соответственно подготовительные классы для детей с ограниченным слухом, зрением и не имеющих достаточной подготовки к школьному обучению.


33. В специализированных образовательных учреждениях могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей со сложными дефектами (имеющие 2 и более недостатков) в развитии. Определение учащихся в эти группы производится по заключению психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей или лиц, заменяющих родителей.


34. Количество классов в специализированных образовательных учреждениях зависит, прежде всего, от условий, созданных для организации образовательного процесса с учетом требований санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, и определяется исходя из контингента учащихся и наполняемости классов, в зависимости от вида специализированного образовательного учреждения и категории детей:

  

Виды направлений

образования и категории

детей в классах

Наполняемость классов

Минимальное

количество детей

Максимальное

количество детей

1. I-II виды:




Для глухих (не слышащих) детей


8

10

Для слабослышащих и позднооглохших детей (1-го, 2-го отделений)


10

12

2. III-IV виды:




Для незрячих (слепых) детей


8

10

Для слабовидящих и поздно ослепших детей


10

12

3. V вид:




Для детей с тяжелыми нарушениями речи


10

12

4. VI вид:




Для детей с последствиями полиомиелита


10

12

Для детей с последствиями церебрального паралича


10

12

5. VII вид:




Для детей с задержкой психического развития


12

16

6. VIII вид:




Для умственно отсталых детей легкой степени


12

14

Для умственно отсталых детей средней и тяжелой степени


8

10

*) Для категории детей со сложными дефектами (дети, имеющие 2 и более недостатков в развитии), обучающихся во всех видах специализированных образовательных учреждений


6

8

           

35. Открытие дополнительных классов осуществляется в соответствии с решениями Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в установленном порядке по представлениям Министерства народного образования Республики Каракалпакстан, областных управлений народного образования, Главного управления народного образования г. Ташкента и Министерства финансов Республики Каракалпакстан, областных управлений финансов, Главного управления финансов г. Ташкента.


36. Наполняемость воспитательских групп в специализированных школах-интернатах и групп продленного дня в специализированных школах должна быть соответственно:

         

Виды

направлений образования

и категории детей

Количество

детей в

дошкольных

группах

     

Минимальная наполняемость

воспитательских групп и групп

продленного дня

     

    

количество

детей в

начальных

классах

     

количество

детей в

старших

классах

        

1. I-II виды:

        




Для глухих (неслышащих) детей


8

8

12

Для слабослышащих и позднооглохших детей (1-е, 2-е отделения)


8

8

12

         

2. III-IV виды:

          




Для незрячих (слепых) детей


10

10

12

Для слабовидящих и поздноослепших детей


10

10

12

           

3. V вид:

        




Для детей с тяжелыми нарушениями речи

10

10

14

     

4. VI вид:

    




Для детей с последствиями полиомиелита


8

12

14

Для детей с последствиями церебрального паралича


8

8

10

        

5. VII вид:

      




Для детей с задержкой психического развития


8

12

16

       

6. VIII вид:

      




Для умственно отсталых детей легкой степени


8

12

12

Для умственно отсталых детей средней и тяжелой степени


8

10

10

* Для категории детей со сложными дефектами (дети, имеющие 2 и более недостатков в развитии) обучающихся во всех видах специализированных образовательных учреждениях


6

6

8

         

37. Начало учебного года, продолжительность учебных занятий и каникул, а также проведение итоговой государственной аттестации и порядок выдачи документов об образовании государственного образца определяются в соответствии с законодательством.


38. Перевод учащихся специализированного образовательного учреждения из одного класса в другой класс осуществляется на основании решения педагогического совета по заключению медицинских и педагогических работников специализированного образовательного учреждения.


39. Перевод учащихся из одного специализированного образовательного учреждения в другое специализированное образовательное учреждение или в общеобразовательное учреждение для обучения в условиях инклюзивного (интегрированного) образования производится по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, с согласия родителей или лиц, заменяющих родителей.

Порядок перевода учащихся из специализированного образовательного учреждения в другое специализированное образовательное учреждение или в общеобразовательное учреждение для обучения в условиях инклюзивного (интегрированного) образования определяется Министерством народного образования Республики Узбекистан.

40. Перевод учащихся из специализированного образовательного учреждения в соответствующие учреждения Министерства здравоохранения Республики Узбекистан производится на основании решения педагогического совета по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, с согласия родителей или лиц, заменяющих родителей.

Порядок перевода учащихся из специализированного образовательного учреждения в учреждения Министерства здравоохранения Республики Узбекистан определяется Министерством народного образования Республики Узбекистан, Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Администрация специализированного образовательного учреждения обязана содействовать устройству в соответствующие учреждения учащихся, не подлежащих обучению в специализированных образовательных учреждениях данного типа.

41. Учебно-воспитательная работа строится на основе разнообразной деятельности учащихся от элементарного самообслуживания до участия в различных видах добровольного общественного полезного труда.


42. Физическое воспитание учащихся осуществляется путем правильной организации режима дня, строгого соблюдения норм учебной нагрузки, проведения лечебных мероприятий, привития учащимся гигиенических навыков, обучения учащихся на уроках физкультуры и занятиях спортом, организации оздоровительных мероприятий.


43. Трудовое обучение и воспитание учащихся осуществляется исходя из местных условий, ориентированных на потребности в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей и интересов воспитанников в учебных мастерских, а в сельской местности - в подсобном хозяйстве специализированного образовательного учреждения.


44. В специализированном образовательном учреждении создаются различные кружки, клубы, студии, секции для развития интеллектуальных, физических и творческих способностей учащихся.


45. В специализированных образовательных учреждениях обязательное общее среднее образование осуществляется сроком 11 лет в (вспомогательных) школах для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, школах-интернатах - 9 лет).

Дети с физическими или психическими отклонениями в развитии, с учетом данных о состоянии здоровья и интеллекта, программу 11-летнего общеобразовательного учреждения усваивают за следующие периоды:

   

Виды

направлений образования

и категории детей

Подготови-

тельные

группы

Начальные

классы

Старшие

классы

Всего

(лет)

I-II виды:


Общее среднее образование глухих детей


1

1 - 4

5 - 11

11

Общее среднее образование слабослышащих детей и позднооглохших 1-го отделения


1

1 - 4

5 - 11

11

Общее среднее образование слабослышащих детей 2-го отделения


1

1 - 4

5 - 11

11

III-IV виды:


Общее среднее образование незрячих детей


1

1 - 4

5 - 11

11

Общее среднее образование слабовидящих детей


1

1 - 4

5 - 11

11

V вид:


Общее среднее образование детей с тяжелыми нарушениями речи


-

1 - 4

5 - 11

11

VI вид:


Общее среднее образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата


-

1 - 4

5 - 11

11

VII вид:


Начальное образование детей с задержкой психического развития (классы выравнивания)


-

1 - 4

-

4

VIII вид:


Неполное общее среднее образование для умственно отсталых детей


-

1 - 4

5 - 9

9

*) Для категории детей со сложными дефектами (дети, имеющие 2 и более недостатков в развитии), обучающихся во всех видах специализированных образовательных учреждений


Неполное общее среднее образование детей со сложными дефектами (имеющие 2 и более недостатков в развитии)


-

1 - 4

5 - 9

9

46. Образовательный процесс в специализированном образовательном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики и дефектологии (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия), а также педагогическими кадрами, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности специализированного образовательного учреждения.

47. В целях повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, его коррекционной направленности в специализированных образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения к преподаванию в подготовительных и I-IV классах допускаются только зрячие учителя-тифлопедагоги.


48. В специализированных образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения устанавливается соотношение незрячих учителей не более 30% от общего количества педагогического состава и по одному предмету соотношение незрячих учителей не более 50%.


49. В специализированных образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения незрячие учителя могут преподавать родной язык и литературу, иностранные языки, историю и социальные предметы (кроме географии), математику, музыку.


50. В специализированной школе-интернате для слабовидящих детей незрячие учителя могут преподавать историю и социальные предметы (кроме географии), музыку.


51. Психологическое обеспечение образовательного процесса в специализированном образовательном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.



V. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


52. Лечебно-оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, направленные на оздоровление детей с физическими или психическими отклонениями в развитии, осуществляются в специализированном образовательном учреждении штатными медицинскими работниками или закрепленными за ним медицинскими работниками учреждений здравоохранения.


53. Медицинскими работниками специализированного образовательного учреждения проводятся лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на профилактику рецидивов болезни, сопутствующих заболеваний и улучшение здоровья детей.


54. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с учетом здоровья и особенностей их развития, дают им рекомендации по медико-педагогической коррекции, профессиональной ориентации, дальнейшему трудоустройству учащихся, а также их родителям или лицам, заменяющим родителей, по соблюдению щадящего (специального) режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний.


55. Принятие медицинских оздоровительных процедур, определенных курсом лечения, планируется для каждого ребенка индивидуально при согласовании расписания занятий.


56. В целях охраны здоровья детей в период проведения лечения медицинские работники могут рекомендовать детям со сниженной работоспособностью щадящий режим с предоставлением дополнительных дней отдыха в течение недели, а также выделение одного дня в неделю на проведение занятий физической культурой, спортивных мероприятий на воздухе, прогулок и других мероприятий.


57. В специализированном образовательном учреждении на каждого ребенка заводится медицинская карта, выписка из которой выдается родителям или лицам, заменяющим родителей, по окончании срока пребывания ребенка в учреждении.


58. В специализированных образовательных учреждениях проводятся медикаментозное и физиотерапевтическое лечения, климатолечение и закаливание, физкультура, массаж и психотерапия.


59. Занятия по лечебной физкультуре проводятся инструктором лечебной физкультуры или преподавателем, имеющим соответствующую подготовку.


60. Осуществление контроля над правильной организацией и ведением всех медико-оздоровительных работ и реабилитационных мероприятий в специализированном образовательном учреждении возлагается на органы здравоохранения по месту его нахождения.


61. Органами здравоохранения оказывается помощь специализированному образовательному учреждению в укомплектовании его штата медицинскими работниками, повышении их квалификации, привлечении квалифицированных специалистов для оказания консультативной помощи и во внедрении современных методов лечебно-оздоровительной работы.



VI. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


62. Участниками образовательного процесса специализированных образовательных учреждений являются учащиеся, родители или лица, заменяющие родителей, педагогические, медицинские и другие работники.


63. Учащиеся специализированных образовательных учреждений имеют право на получение бесплатного дошкольного и общего среднего образования, медицинского обслуживания, обеспечение бесплатным питанием в соответствии с установленными нормами питания, согласно санитарным нормам и правилам для специализированных образовательных учреждений, участие в различных мероприятиях (конференциях, олимпиадах, выставках и конкурсах).


64. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, направляемые в специализированное образовательное учреждение, приравниваются по статусу к воспитанникам домов "Мехрибонлик" и к ним настоящее Положение применяется с учетом особенностей, предусмотренных в соответствующих нормативно-правовых актах о домах "Мехрибонлик".


65. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также учащихся, которые по разным причинам не могут уезжать домой на воскресные, праздничные и каникулярные дни, в специализированных образовательных учреждениях создаются группы с круглосуточным пребыванием.


66. Учащиеся специализированных образовательных учреждений обязаны соблюдать устав и правила внутреннего распорядка специализированного образовательного учреждения, а также санитарные нормы и правила.


67. Другие права и обязанности учащихся специализированных образовательных учреждений определяются в соответствии с законодательством и уставом специализированного образовательного учреждения.


68. Право на занятие педагогической и медицинской деятельностью в специализированных образовательных учреждениях имеют лица с соответствующим профильным высшим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие высокими нравственными качествами.


69. Педагоги-учителя специализированного образовательного учреждения в своей деятельности, помимо выполнения обязанностей, возложенных на педагогов-учителей, проводят работу, направленную на формирование и коррекцию нарушений, на преодоление физических и психических особенностей развития, проводят работу по нормализации некоторых особенностей познавательной деятельности, обусловленных нарушениями, развивают познавательные интересы и способности учащихся.


70. Воспитатель специализированного образовательного учреждения продолжает работу учителя по коррекции нарушений, осуществляет индивидуальный подход к учащимся с учетом особенностей психофизического развития, обусловленных физическими или психическими нарушениями, отвечает за сохранность жизни и здоровья учащихся своей группы.


71. Медицинские работники специализированного образовательного учреждения совместно с администрацией учреждения отвечают за охрану здоровья и укрепление психофизического состояния учащихся, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического.


72. Родители или лица, заменяющие родителей, имеют право защищать законные права и интересы детей, знакомиться с образовательно-воспитательной деятельностью специализированного образовательного учреждения, ходом оказываемой медицинской и социальной помощи их ребенку.



VII. УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ


73. Непосредственное руководство специализированным образовательным учреждением осуществляет директор, назначаемый Министерством народного образования Республики Каракалпакстан, областными управлениями народного образования и Главным управлением народного образования г. Ташкента по согласованию с Министерством народного образования Республики Узбекистан.

Трудовой договор с директором специализированного образовательного учреждения заключается сроком на один год.

Квалификационные требования, предъявляемые к должности директора специализированного образовательного учреждения, определяются Министерством занятости и трудовых отношений и Министерством народного образования Республики Узбекистан.

74. Директор действует от имени специализированного образовательного учреждения, представляет его интересы, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом специализированного образовательного учреждения и заключает договоры.


75. Директор:

принимает решения по вопросам, входящим в компетенцию специализированного образовательного учреждения, и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на специализированное образовательное учреждение задач и функций;

определяет полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними и степень их ответственности;

в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников специализированного образовательного учреждения;

вносит на рассмотрение в соответствующие органы народного образования предложения по решению отдельных вопросов, связанных с укреплением учебно-материальной базы, совершенствованием учебно-воспитательной работы, обеспечением квалифицированными педагогическими кадрами, и по другим вопросам деятельности специализированного образовательного учреждения;

заключает трудовые договоры с педагогическими и иными работниками;

осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.

Директор не менее одного раза в квартал представляет соответствующему сходу граждан отчет о своей деятельности.

76. В специализированном образовательном учреждении формируются и функционируют педагогический, методический и наблюдательный советы, порядок деятельности которых устанавливается Министерством народного образования Республики Узбекистан.


VIII. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


77. Финансирование деятельности специализированных образовательных учреждений осуществляется в установленном законодательством порядке за счет:

ассигнований из Государственного бюджета Республики Узбекистан;

благотворительных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц;

иных источников, не запрещенных законодательством.


78. Специализированные образовательные учреждения финансируются на основании смет расходов, зарегистрированных в соответствующих финансовых органах и утвержденных в установленном законодательством порядке.


79. Штатные расписания утверждаются в соответствии с типовыми штатами в установленном законодательством порядке.


80. Заработная плата работников специализированных образовательных учреждений устанавливается в соответствии с законодательством.


81. Учащиеся специализированных образовательных учреждений обеспечиваются питанием за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан по среднесуточным рациональным нормам потребления пищевых продуктов для специализированных образовательных учреждений.


82. Содержание и обучение учащихся в специализированном образовательном учреждении осуществляются на основе государственного обеспечения в соответствии с законодательством.

Плата за содержание и обучение учащихся в специализированных образовательных учреждениях с родителей или лиц, заменяющих родителей, не взимается.


83. Специализированное образовательное учреждение ведет финансовую и статистическую отчетность, установленную уполномоченными государственными органами.


84. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью осуществляется финансовыми органами.



IХ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


85. Специализированное образовательное учреждение имеет право осуществлять международную деятельность по вопросам образования в соответствии с законодательством.


86. Реорганизация и ликвидация специализированного образовательного учреждения осуществляется в порядке, установленном законодательством.


87. Реорганизация или ликвидация специализированного образовательного учреждения осуществляется, как правило, по окончании учебного года, при этом Министерство народного образования Республики Каракалпакстан, областные управления народного образования, Главное управление народного образования г. Ташкента берет на себя ответственность за перевод учащихся в другие образовательные учреждения по согласованию с их родителями или лицами, заменяющими родителей.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2011 г., N 37, ст. 380