ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Утратившие силу акты / Разработка, принятие и систематизация нормативно-правовых актов /Методика проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов (Утверждена Приказом министра юстиции от 25.12.2015 г. N 384-мх, зарегистрированным МЮ 25.12.2015 г. N 2745)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Приказу министра юстиции
от 25.12.2015 г. N 384-мх,
зарегистрированному МЮ
25.12.2015 г. N 2745
проведения антикоррупционной экспертизы
нормативно-правовых актов и их проектов
Настоящая Методика в соответствии с законами Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах", "О противодействии коррупции" и постановлением Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2018 года N ПП-3666 "Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан" определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан, решений органов государственной власти на местах, нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств (далее - проекты), а также действующих нормативно-правовых актов, международных договоров Республики Узбекистан и их проектов на предмет выявления в их содержании коррупциогенных факторов, которые могут способствовать коррупционным проявлениям в процессе правоприменения.
1. В настоящей Методике применяются следующие понятия:
нормативно-правовой акт - официальный документ, принятый в соответствии с Законом "О нормативно-правовых актах", направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний;
правовая экспертиза - осуществление проверки соответствия проектов Конституции и законам Республики Узбекистан, иным актам законодательства, имеющим по сравнению с ними более высокую юридическую силу, целям и задачам проводимых в стране реформ, правилам законодательной техники, а также обоснованности и целесообразности применения отсылочных норм;
коррупциогенные факторы - нормы проектов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к физическим и юридическим лицам, а также пробелы в правовом регулировании;
юридическая служба - самостоятельное структурное подразделение либо должность, создаваемое или вводимая в обязательном порядке в целях правового обеспечения деятельности государственного органа и организации в соответствии с нормативами и критериями, определенными законодательством;
органы юстиции - Министерство юстиции Республики Узбекистан, Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции областей и города Ташкента, отделы юстиции районов (городов).
2. Антикоррупционная экспертиза проводится в рамках правовой экспертизы.
Антикоррупционная экспертиза проводится в целях предупреждения возникновения, выявления в проектах коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
3. Задачами антикоррупционной экспертизы являются:
выявление в проектах коррупциогенных факторов, создающих возможность совершения коррупционных правонарушений;
общая оценка последствий принятия проекта в части возможности совершения коррупционных правонарушений;
прогнозирование возможности возникновения рисков коррупционного характера в процессе применения нормативно-правовых актов;
разработка рекомендаций и принятие мер, направленных на устранение выявленных в проектах коррупциогенных факторов.
4. Проведение антикоррупционной экспертизы основывается на следующих основополагающих принципах:
законность - соответствие содержания норм проектов нормативно-правовым актам более высокой юридической силы;
правоприменяемость - исключение норм, которые могут вызвать противоречивое толкование и применение положений нормативно-правовых актов;
прозрачность и устойчивость норм - изложение текста проекта лаконичным, простым и ясным языком. Используемые в проекте понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, принятым в законодательстве, исключающим возможность различного толкования. Не допускается употребление форм разговорной речи, терминов иностранных языков при наличии равнозначных слов и понятий на государственном языке, устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор;
объективность - проведение антикоррупционной экспертизы объективно и беспристрастно, на строго законодательной, теоретической и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме;
независимость - проведение антикоррупционной экспертизы независимым лицом. Не допускается воздействие на лицо, проводящее антикоррупционную экспертизу, в целях получения заключения в пользу заинтересованных лиц.
ГЛАВА 2. НОРМЫ ПРОЕКТОВ, ИМЕЮЩИЕ
КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ
5. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий (полномочия, из содержания которых невозможно определить их пределы), заключающаяся в основном:
в отсутствии или неопределенности сроков и предусмотрении возможности продлить или сократить установленный срок без мотивированных причин;
в отсутствии условий или оснований принятия решения, а также в предоставлении государственным и иным органам или их работникам (далее - органы) возможности по своему усмотрению издавать решения, принимать несколько видов решений и определять способ их исполнения;
в позволении органам по своему усмотрению оценивать юридический факт и самостоятельно определять порядок совершения физическими и юридическими лицами соответствующих действий;
в предоставлении возможности органу по своему усмотрению инициировать возникновение правоотношений с физическими и юридическими лицами, их изменение или прекращение без соответствующей мотивировки;
в наличии дублирующих полномочий органов;
б) наличие норм, создающих возможность их различного и неоднозначного толкования правоприменителями;
в) необоснованное определение компетенции, выраженное в диспозитивном установлении возможности совершения органами действий в отношении физических и юридических лиц;
г) возможность выборочного изменения объема прав, то есть необоснованное установление исключений из общего порядка для физических и юридических лиц по усмотрению органов;
д) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, характеризуемая наличием бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, относимых к компетенции другого органа;
е) принятие нормативно-правовых актов органами, не имеющими полномочий на принятие данных актов;
ж) предоставление органам полномочий, не относящихся к их компетенции;
з) установление в проектах подзаконных актов норм, которые согласно законодательству должны быть регламентированы законодательным актом;
и) отказ от конкурсных процедур предоставления соответствующих прав или полномочий с закреплением внеконкурсного порядка их предоставления;
к) несоответствие норм проектов предписаниям нормативно-правовых актов, обладающим более высокой юридической силой.
6. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к физическим и юридическим лицам, являются:
а) наличие завышенных требований, предъявляемых к правоприменителю для реализации принадлежащего ему права, заключающихся в основном:
в установлении требований, направленных на ограничение прав и свобод физических и юридических лиц и (или) предъявление которых не обосновано нормами законодательства;
в возложении на физических и юридических лиц обязанностей, в выполнении которых нет необходимости;
в возложении на физических и юридических лиц обязанности представлять документы, информацию, не предусмотренные законодательством;
в наличии обязанностей соответствовать признакам (профессиональным, имущественным, социальным), которые не соответствуют приобретаемому праву;
б) отсутствие четкой регламентации осуществления физическими и юридическими лицами, принадлежащих им прав;
в) употребление неустоявшихся, двусмысленных понятий либо отсутствие понятия, научной обоснованности и достоверности применяемых терминов;
г) установление преимуществ для одной группы субъектов правоотношений, ставящих других в неравное, дискриминационное положение;
д) чрезмерная избыточность правового урегулирования отношений, выражаемая в необусловленной и необоснованной регламентации поведения и деятельности физических и юридических лиц, которая может привести к ограничению свободы участников общественных отношений.
7. Коррупциогенными факторами, которые связаны с наличием пробелов в правовом регулировании, являются:
а) отсутствие или неполнота административных процедур, то есть отсутствие порядка совершения органами определенных действий, в том числе:
отсутствие органа, принимающего решение и исполняющего требование законодательства;
неурегулированность действий и полномочий органа;
нерегламентированность процессуального порядка исполнения полномочий;
отсутствие или неопределенность оснований для выполнения органами административных процедур;
отсутствие обязанности мотивировать принимаемое решение;
наличие норм, не имеющих конкретного механизма их реализации;
б) отсутствие норм об ответственности органов, а также обжаловании их действий (решений);
в) отсутствие указания на формы и виды контроля за деятельностью органов;
г) отсутствие норм, предусматривающих раскрытие информации (за исключением информации, составляющей охраняемую законом тайну) о деятельности органов и о порядке предоставления ими сведений по запросам физических и юридических лиц;
д) отсутствие возможности из содержания проекта установить орган, ответственный за выполнение соответствующих действий;
е) необоснованное отложение вступления в силу нормативно-правового акта;
ж) отсутствие у правоприменителей обязанностей при наличии прав, либо наличие обязанностей при отсутствии прав;
з) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие соответствующего делегирования.
7-1. С учетом специфики регулируемых проектом правоотношений, органами юстиции могут быть оценены в качестве коррупциогенных факторов также иные нормы проектов.
ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНА ЮСТИЦИИ,
ПРОВОДЯЩЕГО АНТИКОРРУПЦИОННУЮ ЭКСПЕРТИЗУ
8. При проведении антикоррупционной экспертизы используется как официальная, так и неофициальная информация.
9. К официальной информации относятся:
нормативно-правовые акты;
международные договоры;
официальные публикации, включая официальные ресурсы всемирной информационной сети Интернет;
статистические данные и отчеты;
судебная практика.
10. К неофициальной информации относятся:
сообщения средств массовой информации;
научные издания;
неофициальные ресурсы всемирной информационной сети Интернет.
11. Основные права сотрудника органа юстиции, проводящего антикоррупционную экспертизу:
в установленном законодательством порядке знакомиться с документами, относящимися к предмету проектов, по которым проводится антикоррупционная экспертиза;
запрашивать дополнительные документы, необходимые для проведения антикоррупционной экспертизы;
уточнять нормы проектов, по которым проводится антикоррупционная экспертиза, и получать по ним соответствующие разъяснения.
12. Основные обязанности сотрудника органа юстиции, проводящего антикоррупционную экспертизу:
соблюдать установленные законодательством требования по организации и проведению антикоррупционной экспертизы;
при наличии оснований для самоотвода немедленно заявить об этом своему руководителю;
не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением антикоррупционной экспертизы;
обеспечивать сохранность представленных документов.
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
13. Антикоррупционная экспертиза проектов проводится органами юстиции.
Антикоррупционная экспертиза может проводиться юридической службой разработчика или органа, принимающего нормативно-правовой акт, а также органов, с которыми проекты должны быть согласованы.
К процессу проведения антикоррупционной экспертизы также могут быть привлечены независимые эксперты и специалисты узкопрофильных направлений.
14. При проведении антикоррупционной экспертизы осуществляется анализ каждой нормы или положения проекта, а также уровня соответствия положений проекта другим нормативно-правовым актам в данной области.
15. В случае выявления в проекте коррупциогенных факторов, результаты антикоррупционной экспертизы органа юстиции отражаются в заключении о нецелесообразности принятия проекта, подготавливаемом по итогам проведенной правовой экспертизы.
16. В заключении о нецелесообразности принятия проекта должны быть указаны выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы коррупциогенные факторы с отражением структурных единиц проекта, в которых они выявлены.
17. Замечания по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы проектов носят обязательный характер и подлежат устранению при повторном внесении проекта для проведения правовой экспертизы.
18. В случае выявления в ведомственных нормативно-правовых актах норм, содержащих коррупциогенные факторы, Министерство юстиции Республики Узбекистан отказывает в их государственной регистрации в соответствии с Правилами подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов (рег. N 2565 от 28 февраля 2014 года).
ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
19. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативно-правовых актов, международных договоров Республики Узбекистан и их проектов проводится в соответствии с настоящей Методикой.
Антикоррупционная экспертиза действующих нормативно-правовых актов проводится в процессе или по результатам изучения, анализа и мониторинга правоприменительной практики.
19-1. Основаниями для проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов являются:
планы работ органов юстиции, государственных органов и организаций;
обращения физических и юридических лиц;
предложения и рекомендации субъектов общественного контроля;
результаты изучения публикаций и иных материалов, поступивших из средств массовой информации.
20. По итогам антикоррупционной экспертизы действующих нормативно- правовых актов органами юстиции в соответствии с подпунктом 5 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2018 года N ПП-3666, в органы государственного управления, органы государственной власти на местах, правоохранительные и контролирующие структуры могут быть внесены соответствующие обязательные для исполнения представления.
21. Лица, виновные в нарушении настоящей Методики, несут ответственность в установленном порядке.
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
28 декабря 2015 г., N 51, ст. 644