язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Основы государственно-правового устройства/ Утратившие силу акты/ Разработка, принятие и систематизация нормативно-правовых актов / Методика проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов (Утверждена Приказом министра юстиции от 25.12.2015 г. N 384-мх, зарегистрированным МЮ 25.12.2015 г. N 2745)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Приказу министра юстиции

от 25.12.2015 г. N 384-мх,

зарегистрированному МЮ

25.12.2015 г. N 2745



МЕТОДИКА

проведения антикоррупционной экспертизы

нормативно-правовых актов и их проектов

Настоящая Методика в соответствии с законами Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах", "О противодействии коррупции" и постановлением Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2018 года N ПП-3666 "Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан" определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан, решений органов государственной власти на местах, нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств (далее - проекты), а также действующих нормативно-правовых актов, международных договоров Республики Узбекистан и их проектов на предмет выявления в их содержании коррупциогенных факторов, которые могут способствовать коррупционным проявлениям в процессе правоприменения.


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. В настоящей Методике применяются следующие понятия:


нормативно-правовой акт - официальный документ, принятый в соответствии с Законом "О нормативно-правовых актах", направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний;


правовая экспертиза - осуществление проверки соответствия проектов Конституции и законам Республики Узбекистан, иным актам законодательства, имеющим по сравнению с ними более высокую юридическую силу, целям и задачам проводимых в стране реформ, правилам законодательной техники, а также обоснованности и целесообразности применения отсылочных норм;


коррупциогенные факторы - нормы проектов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к физическим и юридическим лицам, а также пробелы в правовом регулировании;


юридическая служба - самостоятельное структурное подразделение либо должность, создаваемое или вводимая в обязательном порядке в целях правового обеспечения деятельности государственного органа и организации в соответствии с нормативами и критериями, определенными законодательством;

органы юстиции - Министерство юстиции Республики Узбекистан, Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции областей и города Ташкента, отделы юстиции районов (городов).

2. Антикоррупционная экспертиза проводится в рамках правовой экспертизы.

Антикоррупционная экспертиза проводится в целях предупреждения возникновения, выявления в проектах коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

3. Задачами антикоррупционной экспертизы являются:

выявление в проектах коррупциогенных факторов, создающих возможность совершения коррупционных правонарушений;

общая оценка последствий принятия проекта в части возможности совершения коррупционных правонарушений;

прогнозирование возможности возникновения рисков коррупционного характера в процессе применения нормативно-правовых актов;

разработка рекомендаций и принятие мер, направленных на устранение выявленных в проектах коррупциогенных факторов.


4. Проведение антикоррупционной экспертизы основывается на следующих основополагающих принципах:

законность - соответствие содержания норм проектов нормативно-правовым актам более высокой юридической силы;

правоприменяемость - исключение норм, которые могут вызвать противоречивое толкование и применение положений нормативно-правовых актов;

прозрачность и устойчивость норм - изложение текста проекта лаконичным, простым и ясным языком. Используемые в проекте понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, принятым в законодательстве, исключающим возможность различного толкования. Не допускается употребление форм разговорной речи, терминов иностранных языков при наличии равнозначных слов и понятий на государственном языке, устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор;

объективность - проведение антикоррупционной экспертизы объективно и беспристрастно, на строго законодательной, теоретической и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме;

независимость - проведение антикоррупционной экспертизы независимым лицом. Не допускается воздействие на лицо, проводящее антикоррупционную экспертизу, в целях получения заключения в пользу заинтересованных лиц.



ГЛАВА 2. НОРМЫ ПРОЕКТОВ, ИМЕЮЩИЕ

КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ


5. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий (полномочия, из содержания которых невозможно определить их пределы), заключающаяся в основном:

в отсутствии или неопределенности сроков и предусмотрении возможности продлить или сократить установленный срок без мотивированных причин;

в отсутствии условий или оснований принятия решения, а также в предоставлении государственным и иным органам или их работникам (далее - органы) возможности по своему усмотрению издавать решения, принимать несколько видов решений и определять способ их исполнения;

в позволении органам по своему усмотрению оценивать юридический факт и самостоятельно определять порядок совершения физическими и юридическими лицами соответствующих действий;

в предоставлении возможности органу по своему усмотрению инициировать возникновение правоотношений с физическими и юридическими лицами, их изменение или прекращение без соответствующей мотивировки;

в наличии дублирующих полномочий органов;

б) наличие норм, создающих возможность их различного и неоднозначного толкования правоприменителями;

в) необоснованное определение компетенции, выраженное в диспозитивном установлении возможности совершения органами действий в отношении физических и юридических лиц;

г) возможность выборочного изменения объема прав, то есть необоснованное установление исключений из общего порядка для физических и юридических лиц по усмотрению органов;

д) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, характеризуемая наличием бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, относимых к компетенции другого органа;

е) принятие нормативно-правовых актов органами, не имеющими полномочий на принятие данных актов;

ж) предоставление органам полномочий, не относящихся к их компетенции;

з) установление в проектах подзаконных актов норм, которые согласно законодательству должны быть регламентированы законодательным актом;

и) отказ от конкурсных процедур предоставления соответствующих прав или полномочий с закреплением внеконкурсного порядка их предоставления;

к) несоответствие норм проектов предписаниям нормативно-правовых актов, обладающим более высокой юридической силой.


6. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к физическим и юридическим лицам, являются:

а) наличие завышенных требований, предъявляемых к правоприменителю для реализации принадлежащего ему права, заключающихся в основном:

в установлении требований, направленных на ограничение прав и свобод физических и юридических лиц и (или) предъявление которых не обосновано нормами законодательства;

в возложении на физических и юридических лиц обязанностей, в выполнении которых нет необходимости;

в возложении на физических и юридических лиц обязанности представлять документы, информацию, не предусмотренные законодательством;

в наличии обязанностей соответствовать признакам (профессиональным, имущественным, социальным), которые не соответствуют приобретаемому праву;

б) отсутствие четкой регламентации осуществления физическими и юридическими лицами, принадлежащих им прав;

в) употребление неустоявшихся, двусмысленных понятий либо отсутствие понятия, научной обоснованности и достоверности применяемых терминов;

г) установление преимуществ для одной группы субъектов правоотношений, ставящих других в неравное, дискриминационное положение;

д) чрезмерная избыточность правового урегулирования отношений, выражаемая в необусловленной и необоснованной регламентации поведения и деятельности физических и юридических лиц, которая может привести к ограничению свободы участников общественных отношений.

7. Коррупциогенными факторами, которые связаны с наличием пробелов в правовом регулировании, являются:

а) отсутствие или неполнота административных процедур, то есть отсутствие порядка совершения органами определенных действий, в том числе:

отсутствие органа, принимающего решение и исполняющего требование законодательства;

неурегулированность действий и полномочий органа;

нерегламентированность процессуального порядка исполнения полномочий;

отсутствие или неопределенность оснований для выполнения органами административных процедур;

отсутствие обязанности мотивировать принимаемое решение;

наличие норм, не имеющих конкретного механизма их реализации;

б) отсутствие норм об ответственности органов, а также обжаловании их действий (решений);

в) отсутствие указания на формы и виды контроля за деятельностью органов;

г) отсутствие норм, предусматривающих раскрытие информации (за исключением информации, составляющей охраняемую законом тайну) о деятельности органов и о порядке предоставления ими сведений по запросам физических и юридических лиц;

д) отсутствие возможности из содержания проекта установить орган, ответственный за выполнение соответствующих действий;

е) необоснованное отложение вступления в силу нормативно-правового акта;

ж) отсутствие у правоприменителей обязанностей при наличии прав, либо наличие обязанностей при отсутствии прав;

з) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие соответствующего делегирования.


7-1. С учетом специфики регулируемых проектом правоотношений, органами юстиции могут быть оценены в качестве коррупциогенных факторов также иные нормы проектов.


ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНА ЮСТИЦИИ,

ПРОВОДЯЩЕГО АНТИКОРРУПЦИОННУЮ ЭКСПЕРТИЗУ


8. При проведении антикоррупционной экспертизы используется как официальная, так и неофициальная информация.


9. К официальной информации относятся:

нормативно-правовые акты;

международные договоры;

официальные публикации, включая официальные ресурсы всемирной информационной сети Интернет;

статистические данные и отчеты;

судебная практика.


10. К неофициальной информации относятся:

сообщения средств массовой информации;

научные издания;

неофициальные ресурсы всемирной информационной сети Интернет.


11. Основные права сотрудника органа юстиции, проводящего антикоррупционную экспертизу:

в установленном законодательством порядке знакомиться с документами, относящимися к предмету проектов, по которым проводится антикоррупционная экспертиза;

запрашивать дополнительные документы, необходимые для проведения антикоррупционной экспертизы;

уточнять нормы проектов, по которым проводится антикоррупционная экспертиза, и получать по ним соответствующие разъяснения.


12. Основные обязанности сотрудника органа юстиции, проводящего антикоррупционную экспертизу:

соблюдать установленные законодательством требования по организации и проведению антикоррупционной экспертизы;

при наличии оснований для самоотвода немедленно заявить об этом своему руководителю;

не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением антикоррупционной экспертизы;

обеспечивать сохранность представленных документов.



ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ

АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ


13. Антикоррупционная экспертиза проектов проводится органами юстиции.

Антикоррупционная экспертиза может проводиться юридической службой разработчика или органа, принимающего нормативно-правовой акт, а также органов, с которыми проекты должны быть согласованы.

К процессу проведения антикоррупционной экспертизы также могут быть привлечены независимые эксперты и специалисты узкопрофильных направлений.

14. При проведении антикоррупционной экспертизы осуществляется анализ каждой нормы или положения проекта, а также уровня соответствия положений проекта другим нормативно-правовым актам в данной области.


15. В случае выявления в проекте коррупциогенных факторов, результаты антикоррупционной экспертизы органа юстиции отражаются в заключении о нецелесообразности принятия проекта, подготавливаемом по итогам проведенной правовой экспертизы.

16. В заключении о нецелесообразности принятия проекта должны быть указаны выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы коррупциогенные факторы с отражением структурных единиц проекта, в которых они выявлены.

17. Замечания по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы проектов носят обязательный характер и подлежат устранению при повторном внесении проекта для проведения правовой экспертизы.

18. В случае выявления в ведомственных нормативно-правовых актах норм, содержащих коррупциогенные факторы, Министерство юстиции Республики Узбекистан отказывает в их государственной регистрации в соответствии с Правилами подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов (рег. N 2565 от 28 февраля 2014 года).



ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


19. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативно-правовых актов, международных договоров Республики Узбекистан и их проектов проводится в соответствии с настоящей Методикой.

Антикоррупционная экспертиза действующих нормативно-правовых актов проводится в процессе или по результатам изучения, анализа и мониторинга правоприменительной практики.

19-1. Основаниями для проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов являются:

планы работ органов юстиции, государственных органов и организаций;

обращения физических и юридических лиц;

предложения и рекомендации субъектов общественного контроля;

результаты изучения публикаций и иных материалов, поступивших из средств массовой информации.

20. По итогам антикоррупционной экспертизы действующих нормативно- правовых актов органами юстиции в соответствии с подпунктом 5 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2018 года N ПП-3666, в органы государственного управления, органы государственной власти на местах, правоохранительные и контролирующие структуры могут быть внесены соответствующие обязательные для исполнения представления.

21. Лица, виновные в нарушении настоящей Методики, несут ответственность в установленном порядке.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

28 декабря 2015 г., N 51, ст. 644