язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Налоги. Обязательные платежи/ Утратившие силу акты налогового законодательства с 2008 года/ Общие положения налогообложения/ Положение о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 28.08.2017 г. N 677)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 28.08.2017 г.N 677



ПОЛОЖЕНИЕ

о Государственном налоговом комитете

Республики Узбекистан


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О государственной налоговой службе", Налоговым кодексом Республики Узбекистан, Указом Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2017 года N УП-5116 "О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей", постановлениями Президента Республики Узбекистан от 8 января 2010 года N ПП-1257 "О мерах по дальнейшей модернизации системы налоговых органов республики" и от 1 августа 2017 года N ПП-3168 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы", а также другими актами законодательства определяет статус, задачи, функции, права и организационные основы деятельности Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (далее - Государственный налоговый комитет).


2. Государственный налоговый комитет является республиканским органом государственного управления по контролю в области обеспечения соблюдения налогового законодательства, защиты экономических интересов и имущественных прав государства.

Государственный налоговый комитет в своей деятельности подчиняется Кабинету Министров Республики Узбекистан.


3. В систему Государственного налогового комитета входят государственные налоговые управления Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, государственные налоговые инспекции районов (городов) (далее - территориальные органы государственной налоговой службы), а также подведомственные организации и образовательные учреждения (далее - подведомственные организации).

Органы государственной налоговой службы осуществляют свою деятельность независимо от органов государственного управления, органов государственной власти на местах, в соответствии с законодательством.

Решения, принимаемые органами государственной налоговой службы в пределах их компетенции, являются обязательными для всех налогоплательщиков: юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

4. Государственный налоговый комитет руководствуется в своей деятельности Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, иными актами законодательства и настоящим Положением.

5. Органы государственной налоговой службы выполняют возложенные на них задачи во взаимодействии с другими государственными органами управления, органами государственной власти на местах, органами самоуправления граждан, правоохранительными органами, банками и другими организациями.

6. Материально-техническое обеспечение Государственного налогового комитета, территориальных органов государственной налоговой службы, включая оплату труда их работников, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Узбекистан в пределах выделяемых бюджетных ассигнований, средств Специального фонда материальной помощи, социальной защиты, развития налоговых органов и непредвиденных расходов Государственного налогового комитета, а также средств иных источников, не запрещенных законодательством.


7. Государственный налоговый комитет и территориальные органы государственной налоговой службы являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.


ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

НАЛОГОВОГО КОМИТЕТА


8. Основными задачами Государственного налогового комитета являются:

реализация государственной налоговой политики и обеспечение действенного контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей;

обеспечение полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды в соответствии с налоговым законодательством;

обеспечение своевременного и достоверного учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, совершенствование механизмов полноты их охвата посредством широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и передовых автоматизированных методов анализа в процесс налогового администрирования;

анализ и выработка действенных мер по расширению базы налогообложения, в том числе посредством системного анализа динамики макроэкономических показателей и налогового потенциала регионов, осуществление мер по повышению собираемости налогов, внедрение современных методов осуществления налогового контроля, реализация комплексных мероприятий по профилактике, выявлению и пресечению налоговых правонарушений;

пресечение источников незаконного оборота денежных средств, обеспечение систематического контроля за своевременностью и полнотой сдачи наличной выручки юридическими и физическими лицами, осуществляющими денежные расчеты с населением;

совершенствование работы с налогоплательщиками путем полного перехода на бесконтактное электронное обслуживание налогоплательщиков, оказание всемерного содействия им в выполнении налоговых обязательств, повышение правовой культуры юридических и физических лиц;

внесение предложений по совершенствованию законодательства по стимулированию деятельности хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц, предоставлению им необходимых льгот и преференций;

осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью рынков и торговых комплексов, соблюдением ими налогового законодательства и по выявленным на их территории правонарушениям проведение доследственной проверки с передачей уголовных дел по подследственности в правоохранительные органы;

осуществление, в пределах своей компетенции, контроля за соблюдением законодательства при осуществлении юридическими и физическими лицами валютных и экспортно-импортных операций;

осуществление системной работы по подбору и расстановке кадров, укомплектованию органов государственной налоговой службы квалифицированными работниками, обладающими высокими морально-нравственными качествами, решительному искоренению фактов коррупции и формального отношения к делу, а также обеспечение профилактики правонарушений среди работников и создания для них достойных условий несения службы.


ГЛАВА 3. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

НАЛОГОВОГО КОМИТЕТА


9. В соответствии с возложенными задачами Государственный налоговый комитет выполняет следующие функции:


а) в области реализации государственной налоговой политики и обеспечения действенного контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей:

участвует в разработке прогноза поступлений налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет Республики Узбекистан, государственные целевые фонды;

участвует в подготовке предложений по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства, в том числе направленных на стимулирование бережного и эффективного использования природных ресурсов, унификацию налогов и других обязательных платежей, сокращение налогового бремени, стимулирование деятельности юридических и физических лиц, предоставление им необходимых льгот и преференций;

разрабатывает по поручениям Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан и по собственной инициативе проекты законов и других нормативно-правовых актов и вносит их на рассмотрение в установленном порядке;

в установленном порядке совместно с Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами Республики Узбекистан разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты по вопросам налогообложения в соответствии с налоговым законодательством;

разрабатывает и утверждает в установленном порядке совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан формы налоговой отчетности и иных документов, связанных с исчислением, уплатой налогов и других обязательных платежей;

издает сборники нормативно-правовых актов по налоговому законодательству, принимает меры по обеспечению органов государственной налоговой службы актами законодательства;

участвует в разработке проектов международных договоров Республики Узбекистан с иностранными государствами по вопросам обмена информацией и сотрудничества в налоговой сфере и обеспечивает их внесение в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Узбекистан;

проводит в установленном порядке налоговые проверки деятельности налогоплательщиков, а также проверки правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогоплательщиками обязательных накопительных пенсионных взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан;

осуществляет контроль за соблюдением органами государственной налоговой службы установленного законодательством порядка проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов;

осуществляет в установленном порядке контроль за строгим соблюдением законодательства при осуществлении юридическими и физическими лицами валютных и экспортно-импортных операций;

получает объяснения от налогоплательщиков или их должностных лиц, проводит проверку наличия имущества налогоплательщика, а также осуществляет осмотр (обследование) территорий, производственных, складских, торговых и иных помещений, в том числе мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объекта налогообложения;

осуществляет проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей хозяйствующими субъектами, состояния организации работы пропускной системы на предприятиях при ввозе и вывозе материальных ценностей с территории предприятий;

в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности (ревизий) налогоплательщика проверяет бухгалтерские счета и финансовую отчетность для установления достоверности и правильности отчетных данных, выявления и устранения фактов искажения финансовой отчетности и налоговых расчетов, представленных в органы государственной налоговой службы;

осуществляет в ходе документальных проверок взвешивание и обмер сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий, контрольные запуски сырья и материалов в производство, контрольные анализы сырья, материалов и готовой продукции для установления действительных расходов сырья и материалов, правильности их списания на производство, полноты оприходования готовой продукции, правильности установления норм расхода сырья и материалов, норм выхода продукции и норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей для определения реальной себестоимости выпущенной продукции и реальности представленных налоговых расчетов;

осуществляет контроль за соблюдением установленного законодательством порядка осуществления предпринимательской деятельности юридическими и физическими лицами;

проводит проверки обращений, сообщений и другой информации, поступающей от физических и юридических лиц, о нарушениях налогового законодательства;

осуществляет анализ фактов нарушения налогового законодательства и вносит в соответствующие органы предложения по устранению причин и условий, способствующих налоговым правонарушениям;

совместно с правоохранительными органами разрабатывает и реализует долгосрочные и текущие программы по борьбе с налоговыми правонарушениями;

б) в области обеспечения полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды в соответствии с налоговым законодательством:

взаимодействует с органами и организациями, представляющими информацию о возникновении (прекращении) обязательств налогоплательщиков;

осуществляет камеральный контроль на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке налогоплательщиками финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о деятельности налогоплательщиков, собранных в единой интегрированной информационной ресурсной базе данных налоговых органов;

обеспечивает контроль за полнотой и своевременностью поступления денежных средств в доход государства от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также учет имущества, переданного в государственные органы;

взаимодействует с финансовыми органами, заинтересованными министерствами и ведомствами, а также органами государственной власти на местах по обеспечению поступлений налогов и других обязательных платежей, в том числе посредством выявления дополнительных резервов увеличения доходов республиканского и местных бюджетов;


в) в области обеспечения своевременного и достоверного учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, совершенствования механизмов полноты их охвата посредством широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и передовых автоматизированных методов анализа в процесс налогового администрирования:

обеспечивает полноту, своевременность и достоверность учета налогоплательщиков, базы налогообложения, а также объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

в установленном законодательством порядке организует выдачу юридическим и физическим лицам документов о постановке их на учет в качестве налогоплательщиков с присвоением идентификационных номеров;

формирует и ведет Единый реестр налогоплательщиков Республики Узбекистан;

ведет учет начислений и фактических поступлений по налогам и другим обязательным платежам в разрезе налогоплательщиков в единой интегрированной информационной ресурсной базе данных налоговых органов;

ведет учет льгот по налогам и другим обязательным платежам;

выявляет предприятия, не осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность с проведением денежных операций по банковским счетам в течение шести месяцев (торговых и торгово-посреднических - в течение трех месяцев), по мере представления банками соответствующей информации;

изучает, выявляет и пресекает механизмы уклонения от постановки на учет в органах государственной налоговой службы юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

создает единую интегрированную информационную ресурсную базу данных по всем налогоплательщикам и налоговым поступлениям с учетом обеспечения безопасности информации;

принимает меры по автоматизации процессов принятия, обработки, передачи и хранения налоговой информации;

организует внедрение в органах государственной налоговой службы единой информационной, программно-технической и телекоммуникационной системы с учетом обеспечения безопасности информации;

внедряет в работу органов государственной налоговой службы современные информационно-коммуникационные технологии в процессе налогового администрирования и оснащает их современными системами ведения технологических процессов и оперативными средствами управления для оптимизации затрат и развития ресурсного обеспечения;


г) в области анализа и выработки действенных мер по расширению базы налогообложения, в том числе посредством системного анализа динамики макроэкономических показателей и налогового потенциала регионов, осуществления мер по повышению собираемости налогов, внедрения современных методов осуществления налогового контроля, реализации комплексных мероприятий по профилактике, выявлению и пресечению налоговых правонарушений:

выявляет факты уклонения от уплаты налогов и принимает соответствующие меры, разрабатывает механизмы, противодействующие уклонению от уплаты налогов и соответствующих других обязательных платежей;

применяет современные методы при осуществлении налогового контроля;

внедряет передовые автоматизированные методы анализа данных, поступающих из внешних и внутренних источников, с соответствующей модернизацией, укреплением и обновлением технической базы Государственного налогового комитета;

осуществляет реализацию эффективных мер по расширению налогооблагаемой базы посредством системного анализа динамики макроэкономических показателей и налогового потенциала регионов;

обеспечивает организацию и применение предусмотренных законодательством мер, направленных на взыскание налоговой задолженности по налогам и другим обязательным платежам в Государственный бюджет Республики Узбекистан, государственные целевые фонды в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан и иными актами законодательства;

организует и осуществляет в установленном порядке выявление, предупреждение и пресечение правонарушений в производстве и обороте подакцизных товаров;

организует и осуществляет изучение и выявление механизмов сокрытия объемов производства и доходов, занижения объемов реализованной продукции, работ и услуг, разрабатывает и реализует мероприятия по предотвращению применения указанных механизмов;

в установленном порядке передает материалы в правоохранительные органы для розыска лиц, совершивших налоговые правонарушения, принимает меры по обеспечению возмещения, в установленном порядке, нанесенного государству ущерба;

ведет производство по административным правонарушениям;

использует возможности средств массовой информации для установления обстоятельств совершения налоговых преступлений, для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда;


д) в области пресечения источников незаконного оборота денежных средств, обеспечения систематического контроля за своевременностью и полнотой сдачи наличной выручки юридическими и физическими лицами, осуществляющими денежные расчеты с населением:

осуществляет контроль за соответствием законодательству организации торговли и оказания услуг, в том числе за соблюдением правил применения контрольно-кассовых машин, расчетных терминалов по приему платежей с пластиковых карточек, реализации и маркировки алкогольной продукции и табачных изделий;

контролирует в пределах своих полномочий выполнение установленных законодательством требований при оптовой реализации товаров;

организует и осуществляет мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений юридическими и физическими лицами, имеющими наличный денежный оборот, установленного законодательством порядка обращения наличных денежных средств;

осуществляет в установленном порядке краткосрочные проверки субъектов предпринимательства, в том числе рынков и торговых комплексов, по вопросам своевременного и полного взимания разовых сборов, арендных платежей за оказываемые услуги на рынках, торговых комплексах и их филиалах, соблюдения правил торговли и оказания услуг, искусственного завышения или снижения цен в зависимости от формы оплаты наличными денежными средствами или по пластиковым карточкам, применения контрольно-кассовых машин, расчетных терминалов, а также выдачи в установленном порядке талонов и чеков, инкассации (сдаче в банки) наличной выручки;

е) в области совершенствования работы с налогоплательщиками путем полного перехода на бесконтактное электронное обслуживание налогоплательщиков, оказания всемерного содействия им в выполнении налоговых обязательств, повышения правовой культуры юридических и физических лиц:

при работе с налогоплательщиками обеспечивает широкое использование информационно-коммуникационных технологий;

создает сервис-центры для издания, тиражирования и доведения до территориальных органов государственной налоговой службы актов налогового законодательства, оказания консультационных услуг, обучения налогоплательщиков правильному и своевременному исчислению налогов, представлению налоговой отчетности и иных документов, связанных с исчислением, уплатой налогов и других обязательных платежей;

организует работу по своевременному ознакомлению и доведению до налогоплательщиков и населения нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы налогообложения;

организует оказание налогоплательщикам широкого спектра интерактивных услуг в режиме реального времени;

обеспечивает электронное обслуживание налогоплательщиков через персональный кабинет налогоплательщика, в том числе через Единый портал интерактивных государственных услуг;

обеспечивает защиту прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц в налоговой сфере;

обеспечивает открытость и прозрачность деятельности органов государственной налоговой службы;

осуществляет меры по повышению качества обслуживания налогоплательщиков для своевременного и полного выполнения ими налоговых обязательств;

рассматривает в установленном порядке обращения юридических и физических лиц по вопросам налогообложения и нарушения налогового законодательства;

организует работу по соблюдению тайны сведений о налогоплательщике в соответствии с законодательством;

ж) в области осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью рынков и торговых комплексов, соблюдения ими налогового законодательства и по выявленным на их территории правонарушениям проведение доследственной проверки с передачей уголовных дел по подследственности в правоохранительные органы:

выявляет, предупреждает и пресекает преступления и иные правонарушения в финансово-экономической и налоговой сфере на территории рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств;

противодействует изготовлению и реализации недоброкачественных, фальсифицированных (поддельных) или контрабандных товаров на территории рынков и торговых комплексов;

обеспечивает полноту учета и мониторинга за движением денежных потоков и поступлений средств от деятельности рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним мест временного хранения автотранспортных средств, а также осуществляющих деятельность на их территории субъектов предпринимательства;

взаимодействует с банками и органами статистики для проверки достоверности поступающих в органы государственной налоговой службы данных о поступлениях денежных средств и товарообороте рынков, торговых комплексов, прилегающих к ним мест временного хранения автотранспортных средств, а также осуществляющих деятельность на их территории субъектов предпринимательства;

организует и проводит доследственные проверки по фактам совершения правонарушений в финансово-экономической и налоговой сферах на территории рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств, возбуждает уголовные дела, проводит доследственную проверку по ним, передает уголовные дела по подследственности в правоохранительные органы;

принимает меры по обеспечению возмещения в установленном порядке ущерба, нанесенного в результате налоговых правонарушений государству, юридическим и физическим лицам;


з) в области осуществления системной работы по подбору и расстановке кадров, укомплектованию органов государственной налоговой службы квалифицированными работниками, обладающими высокими морально-нравственными качествами, решительного искоренения фактов коррупции и формального отношения к делу, а также обеспечения профилактики правонарушений среди работников и создания для них достойных условий несения службы:

в соответствии с предъявляемыми требованиями организует работу по подбору и укомплектованию органов государственной налоговой службы квалифицированными работниками, обладающими высокими морально-нравственными качествами работниками;

обеспечивает организацию работы на системной основе по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров органов государственной налоговой службы путем создания в установленном порядке образовательных учреждений, с использованием возможностей государственных высших образовательных учреждений, а также осуществляет расширение обмена опытом с налоговыми органами и учебными заведениями развитых зарубежных стран;

разрабатывает квалификационные характеристики должностей работников органов государственной налоговой службы, проводит аттестацию руководителей и специалистов, присваивает им специальные звания в пределах полномочий;

проводит непрерывную работу по воспитанию кадров в духе преданности Республике Узбекистан, патриотизма, добросовестности и уважительного отношения к идеям и основополагающим принципам правового государства;

обеспечивает контроль за недопущением приема на работу лиц, не прошедших соответствующий конкурсный отбор или ранее уволенных из органов государственной налоговой службы за серьезные нарушения должностных обязанностей;

выявляет и пресекает возможные факты незаконного воздействия работников органов государственной налоговой службы на налогоплательщиков в корыстных целях;

вырабатывает, организует и участвует в реализации мер, направленных на выявление, предотвращение, пресечение и искоренение фактов коррупции в органах государственной налоговой службы;

осуществляет меры по профилактике правонарушений среди работников органов государственной налоговой службы;

разрабатывает и осуществляет комплекс мер по обеспечению безопасности работников органов государственной налоговой службы от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

осуществляет ревизии по исполнению смет расходов по бюджету и хозяйственной деятельности территориальных органов государственной налоговой службы и подведомственных организаций не чаще одного раза в два года. При крайней необходимости и при наличии достоверной информации о фактах допущенных финансово-хозяйственных нарушений могут производиться внеочередные ревизии;

обеспечивает выполнение территориальными органами государственной налоговой службы и подведомственными организациями мер по рациональному использованию материальных и денежных ресурсов, пресекает факты бесхозяйственности, расточительства, неоправданного расходования государственных и внебюджетных средств, нарушения сметной дисциплины.



ГЛАВА 4. ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОГО

НАЛОГОВОГО КОМИТЕТА


10. Государственный налоговый комитет в пределах своей компетенции имеет право:


1) производить в установленном порядке проверки у налогоплательщиков финансовых документов, договоров (контрактов), планов, смет, деклараций о доходах и иных документов, в том числе электронных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей, внесением обязательных накопительных пенсионных взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан, а также документов, связанных с экспортно-импортными операциями;

2) при проведении налоговых проверок:

обследовать территорию, производственные, складские, торговые и иные помещения (включая предприятия с особым режимом работы), в том числе места, используемые налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения, независимо от места их нахождения;

производить инвентаризацию имущества и контрольные обмеры выполненных работ, оказанных услуг;

опечатывать кассы и места хранения товарно-материальных ценностей и документов (в том числе в электронном виде);

истребовать документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей;

изымать документы (копии, а также подлинники), в том числе электронные документы, предметы (образцы товаров, изделий, сырья, материалов и полуфабрикатов), а также предметы правонарушений, за исключением документов и предметов, изъятие которых приводит к приостановлению деятельности налогоплательщика. Изъятие документов и предметов, приводящее к приостановлению деятельности налогоплательщика, производится только на основании решения суда;

получать объяснения, сведения, справки, документы и копии с них от налогоплательщика, а также от лиц, осуществляющих руководящие функции или функции бухгалтерского учета и финансового управления, других материально ответственных работников налогоплательщика;

требовать от руководителей проверяемых налогоплательщиков проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов;

привлекать переводчика, эксперта и назначать экспертизу;

требовать устранения выявленных нарушений налогового законодательства;

совершать другие действия, предусмотренные Налоговым кодексом Республики Узбекистан и иными актами законодательства;

3) проводить проверки соблюдения правил торговли, отпуска товаров и оказания платных услуг, а также осуществлять проверки своевременной сдачи наличной денежной выручки в банк, включая проверки по вопросам искусственного завышения или снижения цен в зависимости от формы оплаты наличными денежными средствами или по пластиковым карточкам, применения контрольно-кассовых машин, расчетных терминалов, выдачи в установленном порядке талонов и чеков, инкассации (сдаче в банки) наличной выручки, в соответствии с установленным порядком;

4) при проведении налоговых проверок использовать данные, хранящиеся в контрольно-кассовой машине с фискальной памятью;

5) получать в установленном порядке от:

банков и иных кредитно-финансовых организаций сведения об операциях, совершенных на расчетных и иных счетах налогоплательщиков, а также о наличии денежных средств на этих счетах;

таможенных органов и других уполномоченных органов сведения об исполнении импортно-экспортных операций и другую необходимую информацию о налогоплательщиках;

министерств, ведомств и других организаций информацию по вопросам служебной деятельности должностных лиц органов государственной налоговой службы;


6) в установленном порядке:

привлекать специалистов для проведения контрольных обмеров строительных, монтажных, ремонтных и других работ;

использовать в борьбе с экономическими преступлениями научно-технические средства и методы;

взаимодействовать в проводимых проверках с другими контролирующими органами, министерствами и ведомствами;

приглашать в органы налоговой службы должностных лиц, граждан для дачи пояснений по фактам выявленных нарушений;


7) в случаях утраты или уничтожения налогоплательщиком учетной документации самостоятельно определять суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих внесению в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды, расчетным путем на основании имеющейся у него информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках;

8) начислять или пересмотреть начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в течение срока исковой давности по налоговому обязательству;

9) контролировать государственные органы и организации, осуществляющие функции по взиманию налогов и других обязательных платежей, в отношении правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды;

10) принимать в судебном порядке меры по приостановлению операций по банковским счетам (за исключением выявленных случаев легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма) в случаях воспрепятствования налогоплательщиком проведению налоговой проверки или отказа в допуске должностных лиц органа государственной налоговой службы для обследования территорий, помещений, в том числе мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объекта налогообложения, отсутствия налогоплательщика по заявленному адресу, а также непредставления в установленный срок налогоплательщиком налоговой и (или) финансовой отчетности, обоснования расхождений либо уточненной налоговой отчетности по результатам камерального контроля;

11) рассматривать в установленном законодательством порядке дела:

о налоговых правонарушениях и применять к юридическим и физическим лицам финансовые санкции. Финансовые санкции к хозяйствующим субъектам применяются в судебном порядке, за исключением случаев признания ими вины в совершенном правонарушении и добровольной уплаты сумм финансовых санкций;

об административных правонарушениях и применять административные взыскания;

12) обращать в доход государства в установленных законодательством случаях и порядке товарно-материальные ценности по выявленным фактам налоговых правонарушений. Обращение в доход государства товарно-материальных ценностей налогоплательщиков - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей осуществляется в судебном порядке;

13) предъявлять в суд иски к налогоплательщикам о взыскании в доход государства незаконно полученных ими средств;

14) направлять налогоплательщику требование о необходимости исполнения его обязательства и о принимаемых мерах принудительного взыскания налоговой задолженности;

15) самостоятельно представлять соответствующим финансовым органам заключение о проведении зачетов сумм излишне уплаченных налогов и других обязательных платежей в счет погашения налоговой задолженности, в том числе пени и штрафов по ним, при непредставлении налогоплательщиком письменного заявления в течение десяти дней с даты представления налоговой отчетности;

16) в случаях, установленных Налоговым кодексом Республики Узбекистан, потребовать перевода документов на государственный язык с нотариальным заверением, если они составлены на иностранном языке;

17) в случае занижения суммы текущих платежей по налогу на прибыль, налогу за пользование водными ресурсами, налогу на имущество юридических лиц по сравнению с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет по расчету, более чем на 10 процентов, пересчитать текущие платежи, исходя из фактической суммы налога, с начислением пени;

18) проводить в установленном порядке краткосрочные проверки на рынках, в торговых комплексах и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств полноты поступления и учета сдачи разового сбора, арендной платы, использования контрольно-кассовых машин, расчетных терминалов, соблюдения правил торговли и оказания услуг, в том числе проверки по вопросам искусственного завышения или снижения цен на реализуемые товары и услуги в зависимости от формы расчетов за них наличными денежными средствами или по пластиковым карточкам, а также выдачей в установленном порядке талонов и чеков, инкассации (сдаче в банки) наличной выручки;

19) проводить доследственные проверки по фактам совершения нарушений в финансово-экономической и налоговой сферах, выявленным на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств, возбуждать по ним уголовные дела, с последующей передачей дел по подследственности в правоохранительные органы в соответствии с законодательством;

Органы государственной налоговой службы имеют и другие права, предусмотренные настоящим Положением и иными актами законодательства.


11. Права, предусмотренные в пункте 10 настоящего Положения, предоставляются в пределах установленной компетенции:

подпунктами 1-9, 17-19 - должностным лицам органов государственной налоговой службы;

подпунктами 10-16 - начальникам органов государственной налоговой службы и их заместителям.

12. Органам государственной налоговой службы услуги (работы) по выдаче данных о налогоплательщиках, оказываемые государственными статистическими, информационными, архивными, справочными и иными организациями, предоставляются на безвозмездной основе.


ГЛАВА 5. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ГОСУДАРСТВЕННОГО

НАЛОГОВОГО КОМИТЕТА


13. Права, обязанности и ответственность должностных лиц Государственного налогового комитета регулируются Законом Республики Узбекистан "О государственной налоговой службе", настоящим Положением, а также Положением о прохождении службы в органах государственной налоговой службы Республики Узбекистан.

14. Должностные лица Государственного налогового комитета несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством, за:

невыполнение или ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей, нарушение исполнительской дисциплины;

несоблюдение требований настоящего Положения и иных актов законодательства Республики Узбекистан;

причинение материального и морального ущерба налогоплательщикам в силу неправомерных действий (бездействия);

снижение объемов производства и уменьшение базы налогообложения у хозяйствующих субъектов в силу своих неправомерных действий (бездействия);

принятие решений, не соответствующих законодательству;

иные правонарушения, предусмотренные законодательством.

15. Превышение работниками органов государственной налоговой службы своих служебных полномочий, а также неисполнение возложенных на них функциональных обязанностей влечет за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

16. Убытки, причиненные неправомерными действиями (бездействиями) должностных лиц органов государственной налоговой службы при осуществлении налогового контроля, подлежат возмещению в установленном законом порядке.

17. Запрещается проведение повторных налоговых проверок по одним и тем же налогам и другим обязательным платежам, уплаченным или подлежащим уплате налогоплательщиком за проверенный налоговый период.


18. Физические и юридические лица вправе, в установленном законодательством порядке, обращаться с жалобами на действия (бездействие) или решения должностных лиц органов государственной налоговой службы, нарушающие их права и свободы, к руководству Государственного налогового комитета либо непосредственно в суд.


ГЛАВА 6. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


19. Заработная плата должностных лиц органов государственной налоговой службы состоит из должностного оклада, надбавок за специальные звания, выслугу лет, выплаты за работу в выходные и праздничные дни, других надбавок, доплат и выплачивается в порядке, установленном законодательством.

20. Работникам Главного контрольно-ревизионного управления и Главного управления профилактики правонарушений в сфере розничной торговли и оказания услуг, а также их территориальных подразделений устанавливаются специальные надбавки за счет средств республиканского бюджета Республики Узбекистан в размере 20 процентов от их должностного оклада.


21. Основными видами материального стимулирования работников органов государственной налоговой службы являются:

премирование по итогам работы за месяц, квартал, полугодие за выполнение и перевыполнение прогноза поступлений платежей в Государственный бюджет Республики Узбекистан и снижение уровня налоговой задолженности;

индивидуальное премирование за выполнение особо важных заданий;

выплата надбавок к должностному окладу работников за сложность и важность участка работы и высокие достижения в труде;

награждение ценными подарками за особые заслуги при выполнении служебных обязанностей и в связи с уходом на пенсию;

специальные стимулирующие надбавки к должностным окладам работников органов государственной налоговой службы, устанавливаемые на основе ежегодного тестирования выполнения ими функциональных обязанностей, уровня знаний, профессиональных способностей работы с налогоплательщиками.


22. Порядок применения специальных стимулирующих надбавок к должностным окладам работников органов государственной налоговой службы, устанавливаемые на основе ежегодного тестирования выполнения ими функциональных обязанностей, уровня знаний, профессиональных способностей работы с налогоплательщиками, в зависимости от присвоенных по результатам тестирования категорий, в размере от 10 до 30 процентов, утверждается Министерством финансов Республики Узбекистан и Государственным налоговым комитетом.


23. Премирование по итогам работы за месяц, квартал, полугодие работников главных управлений, управлений, отделов и иных подразделений органов государственной налоговой службы производится за выполнение и перевыполнение прогноза поступлений налогов и других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные целевые фонды и выполнение других основных показателей, характеризующих их деятельность, на основании решений руководителей соответствующих органов государственной налоговой службы в установленном порядке.


24. Источниками выплат, в том числе премий, работникам органов государственной налоговой службы являются средства фонда оплаты труда, формируемого за счет бюджетных ассигнований, а также средства Специального фонда материальной помощи, социальной защиты, развития налоговых органов и непредвиденных расходов Государственного налогового комитета.



ГЛАВА 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО КОМИТЕТА


25. Государственный налоговый комитет возглавляет председатель, утверждаемый Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан и освобождаемый им от должности.

Председатель Государственного налогового комитета имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Республики Узбекистан.

26. Председатель Государственного налогового комитета:

осуществляет руководство деятельностью органов государственной налоговой службы и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на них задач и функций;

в пределах установленной компетенции, на основании и во исполнение законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров и иных актов законодательства издает приказы, утверждает инструкции, правила, положения и дает указания, обязательные для исполнения территориальными органами государственной налоговой службы и подведомственными организациями;

утверждает штатное расписание центрального аппарата Государственного налогового комитета;

имеет право вносить, при необходимости, изменения в утвержденные структуры органов государственной налоговой службы;

имеет право вводить дополнительные штатные единицы органов государственной налоговой службы за счет средств Специального фонда материальной помощи, социальной защиты, развития налоговых органов и непредвиденных расходов Государственного налогового комитета Республики Узбекистан;

принимает решение о материальном стимулировании, в том числе премировании работников органов государственной налоговой службы;

назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников органов государственной налоговой службы;

вносит представление в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению государственных наград республики, присваивает специальные звания, установленные Правительством Республики Узбекистан для должностных лиц органов государственной налоговой службы;

представляет государственную налоговую службу в государственных органах и иных организациях Республики Узбекистан, а также в отношениях с органами государственной налоговой службы других государств.

Председатель Государственного налогового комитета может иметь и другие права в соответствии с законодательством.


27. Государственные налоговые управления Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента возглавляют начальники, которые назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан.

Государственные налоговые инспекции районов (городов) возглавляют начальники, которые назначаются и освобождаются председателем Государственного налогового комитета в установленном порядке.

28. Начальники территориальных органов государственной налоговой службы обеспечивают реализацию возложенных на них задач, организуют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им подразделений.


29. Штатные расписания территориальных органов государственной налоговой службы утверждаются начальником государственного налогового управления в пределах установленной численности управленческого персонала и действующих расчетных нормативов численности вспомогательного персонала и фонда оплаты труда.


30. Положения о структурных подразделениях центрального аппарата Государственного налогового комитета, территориальных государственных налоговых управлений утверждаются председателем Государственного налогового комитета, а положения о государственных налоговых инспекциях районов (городов) - начальниками территориальных государственных налоговых управлений на основе Типового положения о государственной налоговой инспекции района (города), утверждаемого председателем Государственного налогового комитета.


31. В Государственном налоговом комитете образуется коллегия в составе председателя Государственного налогового комитета, первого заместителя председателя, заместителей председателя и руководителей структурных подразделений, координирующих основные направления деятельности Государственного налогового комитета.

Численность и персональный состав коллегии утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению председателя Государственного налогового комитета.

32. Коллегия рассматривает вопросы, связанные с:

подготовкой и реализацией основных направлений деятельности Государственного налогового комитета, предусмотренных в настоящем Положении, по дальнейшему обеспечению соблюдения налогового законодательства, защите экономических интересов и имущественных прав государства;

подбором, расстановкой, подготовкой и переподготовкой кадров на должности, входящие в номенклатуру Государственного налогового комитета;

укреплением исполнительской дисциплины по реализации задач, определенных в указах, постановлениях и распоряжениях Президента Республики Узбекистан, постановлениях и распоряжениях Кабинета Министров Республики Узбекистан, повышением персональной ответственности руководителей и работников Государственного налогового комитета за обеспечение своевременной и качественной их реализации.

Коллегия вправе также рассматривать и другие вопросы, относящиеся к компетенции Государственного налогового комитета.


33. На заседания коллегии могут быть приглашены руководители других министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах и организаций по вопросам, входящим в компетенцию Государственного налогового комитета.

Коллегия полномочна, если на ее заседании присутствует более половины ее состава. Решения по рассматриваемым вопросам принимаются простым большинством голосов.


34. Решения коллегии реализуются постановлениями Государственного налогового комитета и приказами председателя. В случае наличия разногласий между председателем и членами коллегии председатель самостоятельно принимает решение, докладывая Кабинету Министров Республики Узбекистан о возникших разногласиях. Члены коллегии могут также сообщить свое мнение Кабинету Министров Республики Узбекистан.

Порядок деятельности коллегии определяется ее регламентом, утверждаемым коллегией.


35. В Государственном налоговом комитете создается Экспертный совет для подготовки решений по наиболее сложным и спорным вопросам применения налогового законодательства, а также законодательства о валютном регулировании в пределах компетенции органов государственной налоговой службы. Положение об Экспертном совете утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Руководит Экспертным советом заместитель председателя Государственного налогового комитета.

36. Для решения наиболее важных вопросов деятельности территориальных органов государственной налоговой службы, в том числе связанных с исполнением решений коллегии и поручений Государственного налогового комитета, в государственных налоговых управлениях Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента образуются советы. Персональный состав советов государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента утверждается председателем Государственного налогового комитета по представлению начальника соответствующего территориального государственного налогового управления.


37. Для подготовки решений по наиболее сложным и спорным вопросам применения налогового законодательства, проведения высококвалифицированных консультаций в государственных налоговых управлениях создаются консультативно-экспертные советы.


38. Государственный налоговый комитет наделен правом учреждения и издания своих печатных органов, для осуществления разъяснительной и профилактической работы среди населения, в порядке установленном законодательством.


39. В Государственном налоговом комитете и территориальных органах государственной налоговой службы создается Специальный фонд материальной помощи, социальной защиты, развития налоговых органов и непредвиденных расходов Государственного налогового комитета Республики Узбекистан. Положение о Специальном фонде материальной помощи, социальной защиты, развития налоговых органов и непредвиденных расходов Государственного налогового комитета Республики Узбекистан утверждается председателем Государственного налогового комитета по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан в установленном порядке.



ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


40. Реорганизация и ликвидация Государственного налогового комитета осуществляются в порядке, установленном законодательством.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

4 сентября 2017 г., N 35, ст. 929


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2017 г., N 8, ст. 187