ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Законодательство о животном мире / Общие положения /

Стратегия по сохранению биологического разнообразия в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годы (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 11.06.2019 г. N 484)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 11.06.2019 г. N 484



CТРАТЕГИЯ

по сохранению биологического

разнообразия в Республике Узбекистан

на период 2019-2028 годы


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Восстановление и сохранение биологического разнообразия в Узбекистане - надежный путь для обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития страны, а также адаптации к происходящим процессам изменения климата.

Республика Узбекистан является Стороной Конвенции Организации Объединенных Наций (далее - ООН) о биологическом разнообразии с 1995 года и приняла на себя обязательства:

разрабатывать национальные стратегии, планы и программы сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия или адаптировать существующие планы и программы;

определять компоненты биологического разнообразия, имеющие важное значение для его сохранения и устойчивого использования;

расширять существующие и создавать новые охраняемые природные территории в целях обеспечения надежного сохранения биологического разнообразия;

принимать меры по восстановлению деградированных экосистем и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов.

Первая Национальная стратегия и План действий по сохранению биологического разнообразия были одобрены постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 апреля 1998 года N 139.

Благодаря этому многие проекты в области сохранения биоразнообразия получили международную поддержку со стороны Глобального экологического фонда (далее - ГЭФ), Всемирного банка, Программы развития Организации Объединенных Наций (далее - ПРООН), Всемирного фонда охраны дикой природы и других международных организаций.

В рамках данной стратегии в ряд национальных и местных программ и планов по охране окружающей среды были включены вопросы сохранения биоразнообразия и реализованы около сорока международных проектов в области сохранения биологического разнообразия. В результате достигнуто замедление деградации земель, сокращение процессов опустынивания, ослабление других отрицательных последствий неустойчивого использования природных ресурсов.

Несмотря на достигнутые результаты, воздействие негативных факторов на природные экосистемы и популяцию диких животных и растений продолжается.

Для дальнейшего осуществления эффективной охраны компонентов биоразнообразия требуется применение системного подхода, необходимо разрабатывать комплексные мероприятия как по охране самих видов, так и по сохранению их местообитаний.


2. Настоящая Стратегия по сохранению биологического разнообразия на период 2019-2028 годы (далее - Стратегия) направлена на определение приоритетных направлений, целей и задач, планирование, способов их эффективного достижения, а также этапов реализации государственной политики в сфере формирования и развития на долгосрочную перспективу устойчивой системы в области охраны и использования биоразнообразия.


3. Стратегия основывается на Конституции Республики Узбекистан, законах Республики Узбекистан "Об охране природы", "Об охране и использовании растительного мира", "Об охране и использовании животного мира", "Об охраняемых природных территориях" и "О лесе", а также Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года N УП-4947.



ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ


§ 1. Текущее состояние биоразнообразия

в Республике Узбекистан


4. Территория Узбекистана характеризуется большим разнообразием природных экосистем. В равнинных регионах широко представлены пустынные экосистемы, а в горных, где хорошо выражена высотная зональность, четко определяются несколько зонально-климатических поясов, соответствующих основным типам горных экосистем.

Речные и прибрежные экосистемы расположены как на равнинных, так и в горных регионах, образуя в каждом из них специфические местообитания. Водно-болотные экосистемы в основном представлены на равнинных территориях страны.


5. Для территории Узбекистана выделено 5 основных типов природных экосистем:

пустыни и полупустыни;

предгорья и низкогорья;

горные экосистемы;

речные и прибрежные экосистемы;

экосистемы водно-болотных угодий.


6. Каждая экосистема содержит комплекс природных компонентов, которые обуславливают развитие и функционирование определенных сообществ растений и животных. Каждый тип экосистем, взаимодействуя с остальными, играет уникальную роль в сохранении общей экологической целостности страны и предоставлении определенных экосистемных услуг.


7. Биоразнообразие Узбекистана включает около 27 тыс. известных на данный момент видов. Среди них высшие сосудистые растения, мхи, лишайники, грибы и водоросли в общей сложности составляют около 11 тыс. видов, представители фауны - более 15,6 тыс. видов. Эндемизм высших сосудистых растений Узбекистана около 8%. Реликтовые эндемики составляют 10-12% от общего числа эндемичных видов.


8. В настоящее время фауна позвоночных животных Узбекистана, включающая в себя виды, зарегистрированные на территории страны за весь период зоологических исследований, представлена 5 классами и включает 715 видов, из которых 77 видов рыб, 3 вида амфибий, 61 вид рептилий, 467 видов птиц и 107 видов млекопитающих.


9. Эндемики Узбекистана и Центральной Азии представлены 53 видами и подвидами наземных позвоночных животных. Показатель эндемизма у пресмыкающихся равен 50%, меньшей степенью эндемизма отличается класс млекопитающих - 14% и незначительное количество эндемиков отмечено для класса птиц - 1,7%. Уровень эндемизма среди рыб достигает более 50%.



§ 2. Редкие и исчезающие виды животных и растений


10. Общая деградация и фрагментация естественных экосистем, которые усиливаются под влиянием антропогенных воздействий, привели к сокращению ареалов и численности как редких, так и ресурсных (охотничьих) видов. Такие виды имеют повышенный риск исчезновения в дикой природе и рекомендованы для занесения в Красную книгу.


11. В различные категории редких и находящихся под угрозой исчезновения внесено 207 видов и подвидов животных, из которых 184 занесены в Красную книгу Республики Узбекистан (2009 г.), из них 24 вида млекопитающих, 48 видов птиц, 16 видов рептилий, 17 видов рыб, 3 вида кольчатых червей, 14 видов моллюсков, 60 видов членистоногих.


12. В Красный список Международного союза охраны природы (далее - МСОП) внесено 73 вида и подвида животных, будущее которых вызывает обеспокоенность в глобальном масштабе.


13. В Приложение к Конвенции о международной торговле видами, находящимися под угрозой исчезновения, внесено 88 видов и подвидов животных.


14. Последнее издание Красной книги Республики Узбекистан (2009 г.) включает в себя 321 вид сосудистых растений и 3 вида грибов. По сравнению с предыдущими изданиями были исключены 23 вида, а с другой стороны, включены 11 новых видов высших растений, признанных редкими, 7 видов переведены из статуса "редкие" в статус "сокращающиеся" в связи с расширением их популяций в природе. Особо следует подчеркнуть наличие в Красной книге Республики Узбекистан 18 видов со статусом "по-видимому исчезнувшие".



§ 3. Местообитания животных и их охрана


15. Основную угрозу для биологического разнообразия представляют сокращение и значительная трансформация природных мест обитания видов. При этом в наиболее уязвимом положении оказываются редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, оседлые, автохтонные виды, эндемики.


16. Местами обитания видов, находящихся под угрозой исчезновения и имеющих важное мировое значение, являются тугайные леса, реликтовые ореховые и другие плодовые леса Западного Тянь-Шаня и Памиро-Алая, водно-болотные угодья и др.


17. За последние десятилетия в результате интенсивного природопользования некоторые виды животных Узбекистана подвергались антропогенному воздействию, в связи с чем сократились их ареалы и численность, отдельные виды находятся на грани исчезновения или исчезли полностью. Численность многих животных еще не достигла критического уровня, но продолжает неуклонно сокращаться. Деградация мест обитания и прямое истребление коснулись, прежде всего, крупных хищных и копытных млекопитающих.


18. Постоянно усиливающееся антропогенное воздействие на природу вызвало значительные изменения коренных растительных сообществ во всех регионах республики. Современное состояние растительного покрова характеризуется разреженностью, низкой продуктивностью биомассы, сокращением площади лесов, широким распространением вторичных сообществ и адвентивных (растения, неумышленно занесенные человеком в районы, удаленные от природного ареала), сорных видов растений. Все типы естественных лесов Узбекистана являются весьма уязвимыми и подвергаются сильному антропогенному прессу.


19. Некоторые виды животных обитают на территории Узбекистана сезонно, т.е. во время миграции. К мигрирующим видам животных можно отнести представителей класса млекопитающих (сайгак, бухарский олень, кулан, снежный барс), птиц (журавли, водно-болотные птицы и другие), рыб.


20. Миграция животных в основном осуществляется в осенне-весенний период. Большая часть мигрирующих животных остается в Узбекистане на период зимовки. В данном случае необходимо принятие мер по учету численности животных, их охране и защите их местообитаний.



§ 4. Леса и лесопользование


21. Узбекистан является малолесной страной, однако лесные экосистемы играют важную роль как в хозяйственном, так и в природоохранном отношении.

Земли государственного лесного фонда занимают 11,2 млн га, что составляет 25,2% от общей площади республики, из них около 3,26 млн га покрыто лесами.


22. Леса Узбекистана существенно различаются по своему природному составу, продуктивности и выполняемым функциям. Они расположены в основном на песчаных пустынях - 9,53 млн га, горных - 1,12 млн га, пойменных - 0,11 млн га, а также долинных - 0,26 млн га экосистемах.


23. Самые большие, территориально разобщенные участки тугайных экосистем, занимающие около 30 тыс. га, находятся в Республике Каракалпакстан и составляют около 10% первоначальной территории тугайных лесов в дельте р. Амударьи. Эти же участки составляют 75% всех оставшихся тугайных лесов в Узбекистане и 20% тугайных лесов всей Центральной Азии.


24. Уменьшение площади тугайных лесов является причиной сокращения редких и исчезающих видов, связанных с ними. Массивы тугаев сохранились небольшими узкими полосами и отдельными участками в речных долинах и являются важными экологическими коридорами для дикой природы.



§ 5. Охраняемые природные территории


25. Одним из важных условий развития Узбекистана является создание полноценной сети охраняемых природных территорий (далее - ОПТ) на основе богатого природного наследия для сохранения существующего биоразнообразия.


26. Большим достижением республики стало развитие системы охраняемых природных территорий, в частности, создание:

Нижне-Амударьинского государственного биосферного резервата;

национального парка "Дурмень";

комплексного (ландшафтного) заказника "Сайгачий";

Угам-Чаткальского государственного биосферного резервата.

Также развитие Бухарского специализированного питомника "Джейран", включение новых природных территорий в международный Список водно-болотных угодий в рамках Рамсарской Конвенции, инвентаризация и описание 51 важнейшей орнитологической территории страны и др.


27. На сегодняшний день в республике функционируют 7 заповедников (188,3 тыс. га), 1 комплексный ландшафтный заказник (628,3 тыс. га), 2 биосферных резервата (111,7 тыс. га), 3 национальных природных парка (558,2 тыс. га), 1 национальный парк "Дурмень" (32,4 га), 10 памятников природы (3,8 тыс. га), 12 заказников (572,4 тыс. га) и Бухарский специализированный питомник "Джейран" (16,5 тыс. га), а также лесные и лесоохотничьи хозяйства (11,121 млн га).


28. Общая площадь ОПТ, обеспечивающих устойчивое сохранение биоразнообразия (без охраняемых ландшафтов - курортные природные территории, рекреационные зоны, водоохранные зоны, прибрежные полосы, зоны санитарной охраны водных объектов, зоны формирования поверхностных и подземных вод), составляет около 13,2 млн га. В то же время общая площадь ОПТ без учета лесхозов и лесоохотничьих хозяйств - 2079,2 тыс. га или 4,64% от территории страны.



§ 6. Экотуризм


29. Для развития экотуризма в Узбекистане имеются уникальная природа, различные ландшафты (пустыни, горы, плато, реки, озера, водопады), представители редких и исчезающих видов растительного и животного мира, археологические находки, палеонтологические останки, петроглифы, редкие геологические объекты.

Несмотря на это в республике не на достаточном уровне развита инфраструктура для привлечения туристов к природным объектам.


30. Наиболее организованными и доступными местами для приема туристов являются отдельные охраняемые природные территории республики, так как у таких территорий есть установленная площадь и границы, выделенные участки для посещения туристами, опыт работы с посетителями, в некоторых - установленные маршруты, а также работники, обладающие определенными знаниями по данной территории и ее особенностям.


31. Однако в соответствии с законодательством доступ в государственные заповедники, заповедные зоны природных парков и биосферных резерватов для осуществления экотуризма, в том числе рекреационной деятельности, запрещен.



ГЛАВА 3. СУЩЕСТВУЮЩИЕ УГРОЗЫ И ПРОБЛЕМЫ


32. Анализ ситуации за последние десять лет показывает, что основные причины потери биоразнообразия и снижения его продуктивности и функций экосистемных услуг существенно не изменились.


33. Существующие угрозы биологическому разнообразию главным образом связаны с развитием экономики без учета устойчивого использования биологических ресурсов.


34. Значительное воздействие на естественные экосистемы оказывает животноводство. Ускоряется деградация пастбищных угодий на пустынных, предгорных и горных территориях, особенно в зонах, расположенных вблизи сельских поселений.


35. К возрастающим угрозам относятся:

узкоориентированное развитие и управление инфраструктурой сельскохозяйственного орошения;

неустойчивые формы управления и использования природных ресурсов в сфере рыбного хозяйства;

низкая продуктивность орошаемого земледелия и неустойчивое неорошаемое земледелие.

Эти факторы в сочетании с быстрорастущим населением страны приводят к интенсивному использованию всех ресурсов.


36. В результате роста населения расширились территории населенных пунктов, что увеличило нагрузку на естественные экосистемы в отношении предоставляемых ими услуг.


37. Изменение климата интенсифицирует процессы деградации земель и опустынивания и, тем самым, влияет на состояние биоразнообразия. Особенно интенсивно эти процессы происходят в Приаралье, на плато Устюрт, в пустыне Кызылкум, в горных лесных массивах и предгорных районах.


38. При сохранении существующих тенденций в течение ближайших десяти лет риск потери ключевых экосистемных услуг возрастет. Кроме того, изменение климата является нерегулируемым фактором влияния, который может создать дополнительные проблемы в части деградации и потери биоразнообразия.


39. Основные проблемы, препятствующие сохранению биоразнообразия, следующие:

несоответствие нормативно-правовых актов международным стандартам, регулирующим использование биологических ресурсов;

отсутствие механизмов экономической оценки стоимости биологического разнообразия и экосистемных услуг;

отсутствие адекватного управления системой ОПТ и репрезентативной их системой;

недостаточное осуществление государственного кадастра и мониторинга окружающей природной среды, в частности, биоразнообразия;

недостаточное финансирование сферы сохранения биоразнообразия;

недостаточное внедрение в процедуру государственной экологической экспертизы (ОВОС) механизмов оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на биологическое разнообразие;

низкий уровень осведомленности и участия общественности в сохранении биоразнообразия;

недостаточное развитие экологической культуры населения.



ГЛАВА 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В ОБЛАСТИ БИОРАЗНООБРАЗИЯ


40. Узбекистан является активным участником природоохранных региональных и международных процессов. Сотрудничество осуществляется путем реализации многосторонних природоохранных договоров - глобальных экологических Конвенций, двухсторонних и многосторонних соглашений и меморандумов, таких как:

Конвенция о биологическом разнообразии;

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская);

Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия;

Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных;

Конвенция по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке;

Соглашение по охране Афро-Евразийских мигрирующих водно-болотных птиц;

меморандумы о взаимопонимании по сохранению редких мигрирующих видов животных таких, как сайгак, бухарский олень, стерх;

Центрально-Азиатская инициатива по млекопитающим;

Соглашение о создании Международного Фонда спасения Арала.


41. В рамках осуществления мероприятий по сохранению биоразнообразия и реализации соответствующих проектов ведется сотрудничество с такими международными организациями, как ГЭФ, МСОП, ПРООН, Программа ООН по окружающей среде, ЮНЕСКО, Всемирный фонд охраны дикой природы, Фонд Михаэля Зуккова по охране природы и другие.


42. В Узбекистане за последние пятнадцать лет реализован ряд проектов с привлечением международных грантов, в рамках которых были продемонстрированы новые подходы по сохранению и управлению биоразнообразием и природными ресурсами на ОПТ и вокруг них, расширению системы ОПТ. Благодаря реализации этих проектов были созданы новые категории ОПТ, улучшена их материально-техническая база, новым передовым подходам по сохранению биоразнообразия обучены специалисты и работники системы Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, а также экологи компаний и предприятий республики.



ГЛАВА 5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ


43. Концепция настоящей Стратегии по сохранению биоразнообразия заключается в том, что Узбекистан достигнет сбалансированной и устойчивой формы развития, которая признает, ценит и сохраняет биологическое разнообразие, обеспечивающее ключевые услуги экосистем, от которых зависят экономические, социальные и культурные потребности нации в долгосрочной перспективе.


44. Цель Стратегии заключается в разработке эффективных и срочных мер для обеспечения к 2029 году сохранения и устойчивого использования биоразнообразия, функционирования экосистем и предоставления ими ключевых услуг.


45. Для обеспечения сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, продовольственной безопасности, благоприятной среды для проживания населения, а также устойчивого развития страны определены следующие стратегические цели до 2029 года:

включение вопросов биологического разнообразия в деятельность органов государственной власти и управления и всего общества;

сокращение прямых нагрузок на биологическое разнообразие, устойчивое использование его компонентов в продуктивных ландшафтах;

развитие системы ОПТ, увеличение объема выгод, обеспечиваемых экосистемными услугами;

повышение эффективности сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия путем планирования, создания потенциала и развития механизмов финансирования.


46. Стратегия ориентирована на мобилизацию согласованных усилий государственных и негосударственных структур различного уровня, населения, а также на привлечение доноров, заинтересованных в поддержке и реализации определенных направлений, связанных с сохранением и устойчивым использованием биоразнообразия.


47. Для включения тематики биологического разнообразия в деятельность органов государственной власти и управления и всего общества необходимо:

усовершенствовать систему государственного мониторинга окружающей природной среды, расширив ее содержание за счет большего охвата мониторингом компонентов биологического разнообразия;

повысить знания и осведомленность органов государственной власти и управления, а также всех слоев общества о ценности биологического разнообразия и экосистемных услуг;

разработать и внедрить в процесс планирования механизмы экономической оценки стоимости биологического разнообразия и экосистемных услуг;

разработать и внедрить международные требования к проектам заявлений о воздействии на окружающую среду, предусматривающие иерархию природоохранных мероприятий в рамках государственной экологической экспертизы, которые включают в себя организационные, технические, технологические решения.


48. Для сокращения прямых нагрузок на биологическое разнообразие и устойчивого использования его компонентов в продуктивных ландшафтах необходимо обеспечить:

разработку и реализацию комплекса мер по снижению темпов деградации и фрагментации наиболее уязвимых естественных экологических систем;

устойчивое использование биологических ресурсов водоемов и других экосистем на усовершенствованной правовой и методической основе.


49. Для развития системы охраняемых природных территорий, увеличения объема выгод, обеспечиваемых экосистемными услугами, необходимо обеспечить:

адекватное и эффективное управление системой ОПТ и расширить площадь системы за счет природных парков, комплексных заказников и заказников;

разработку государственной программы сохранения и устойчивого использования компонентов биологического разнообразия, используемых для производства продуктов питания и ведения сельского хозяйства.


50. Для повышения эффективности сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия путем планирования создания потенциала необходимо обеспечить включение и осуществление положений настоящей Стратегии в качестве составных частей планов национального, территориального и отраслевого развития.



ГЛАВА 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ

ПО СОХРАНЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ


51. Согласно решению Конференции Сторон (КС-10) Конвенции о биологическом разнообразии в 2010 г. страны - стороны Конвенции должны обновить и "начать реализацию эффективных и обновленных национальных стратегий по сохранению биологического разнообразия и планов действий".


52. Стратегия и План действий по реализации Стратегии должны быть основаны на анализе современного состояния компонентов биоразнообразия, экономических, институциональных, правовых, образовательных, научных, информационных и других особенностей страны.


53. Усилия по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, предпринятые Узбекистаном в период независимости, привели к незначительному замедлению тенденций в области деградации земель, опустынивания, засухи, сокращения ареалов и численности видов и другим последствиям неустойчивого использования природных ресурсов.

Однако вопросы биоразнообразия не были в должной мере интегрированы в ключевые секторы экономики.


54. Для достижения устойчивого развития в долгосрочной перспективе необходимо включить вопросы сохранения и устойчивого использования биоразнообразия в планы национального развития всех секторов экономики с созданием необходимых организационных и финансовых ресурсов.


55. В условиях дальнейшего экономического развития страны, роста населения и спроса на природные ресурсы только следование принципам "зеленой экономики" способно обеспечить экологическую безопасность страны, долгосрочную продуктивность земель, сохранение биоразнообразия и ключевых услуг экосистем.


56. Обеспечение сохранения и устойчивого использования биоразнообразия связано с реализацией следующих основных направлений:

совершенствование нормативно-правовой базы в сфере сохранения и устойчивого использования биоразнообразия;

совершенствование ведения государственного кадастра и мониторинга объектов животного и растительного мира;

усовершенствование современной научной информации о состоянии и значимости биоразнообразия, необходимой для дальнейшего формирования политики в данной сфере и принятия комплексных решений;

развитие системы охраняемых природных территорий;

осуществление комплекса мер по снижению темпов деградации и фрагментации наиболее уязвимых естественных экологических систем;

осуществление мероприятий по восстановлению редких и исчезающих видов животных и растений;

усиление контроля за незаконным использованием объектов животного и растительного мира;

развитие экологического туризма;

повышение уровня осведомленности и экологической культуры населения в отношении биоразнообразия.



§ 1. Совершенствование нормативно-правовой базы

в области биоразнообразия


57. Правовая и законодательная основа деятельности в области природопользования включает более 120 законов и подзаконных актов, большинство из которых прямо или косвенно связаны с вопросами биоразнообразия.

Однако все еще остаются пробелы, особенно в отношении применения оценки воздействия на окружающую среду проектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на биологическое разнообразие.


58. Необходимо совершенствование институциональных и законодательных основ ведения государственного кадастра и мониторинга биоразнообразия. Совершенствования также требуют подзаконные акты, направленные на природопользование и его контроль. Необходимо также разработать новые подходы как для поиска финансирования деятельности по сохранению биоразнообразия, так и для оценки инвестиций со стороны государства в эту сферу.


59. Для решения проблем, связанных с интеграцией вопросов сохранения и устойчивого использования биоразнообразия в секторы экономики, необходимо предусмотреть совершенствование нормативных баз сельского, лесного, рыбного хозяйств и аквакультуры, энергетики, наземного транспорта, добывающей промышленности и туризма.

Кроме того, следует усилить механизмы практического применения природоохранного законодательства (инструкции, процедуры).



§ 2. Совершенствование ведения государственного кадастра

и мониторинга объектов животного и растительного мира


60. В настоящее время наблюдается недостаточная представительность компонентов биоразнообразия в общей структуре Государственного мониторинга окружающей природной среды.

Вместе с тем предпринимаются определенные действия в целях решения проблем, связанных с организацией системного мониторинга биоразнообразия, включая развитие соответствующих структур мониторинга и основных направлений для его осуществления. Разрабатывается единая согласованная система мониторинга биоразнообразия для эталонных экосистем в государственных заповедниках республики.


61. Для принятия обоснованных решений необходимо наличие актуальных и достоверных данных о состоянии и динамике развития компонентов биоразнообразия.


62. В целях совершенствования ведения государственных кадастров и мониторинга объектов животного и растительного мира необходима разработка, утверждение и внедрение единой системы мониторинга компонентов биоразнообразия, унификация методов и объектов мониторинга биоразнообразия, развитие и совершенствование базы данных мониторинга биоразнообразия.



§ 3. Развитие системы охраняемых природных территорий


63. Система ОПТ республики имеет ограничения с точки зрения общего размера, состава, концептуального подхода, принципа финансирования.

Совершенствование системы ОПТ и обеспечение эффективного управления ими по сей день являются актуальными задачами.


64. В целях развития, улучшения системы и обеспечения эффективного управления ОПТ необходимо принятие нормативно-правовых документов, направленных на проведение научных исследований и мониторинга, определение порядка создания ОПТ, источников их финансирования, улучшение кадрового обеспечения.


65. В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 20 марта 2019 года N ПП-4247 "О мерах по совершенствованию системы государственного управления в сфере охраняемых природных территорий" в период 2019-2022 годы будет создано 5 новых охраняемых природных территорий в Республике Каракалпакстан:

государственный заповедник "Южный Устюрт";

государственные заказники "Бельтау", "Акпетки" и "Междуречье Акдарья-Казахдарья";

государственный заказник "Судочьинская система озер" на базе государственного заказника "Судочье".


66. Наряду с созданием новых ОПТ необходимо также в перспективе уделить особое внимание развитию или реорганизации существующих государственных заказников путем придания им статуса юридического лица с соответствующим порядком управления, финансирования и охраны.



§ 4. Осуществление комплекса мер по снижению темпов

деградации и фрагментации наиболее уязвимых

естественных экологических систем


67. Значительное воздействие на естественные экосистемы оказывает животноводство, которое играет важную роль в экономике республики. При этом следует учитывать значительный рост поголовья в частных владениях, в связи с чем пастбищные экосистемы испытывают повышенную нагрузку, особенно от мелкого рогатого скота.


68. Для ведения государственного кадастра растительного мира, разработки мероприятий по предотвращению деградации пастбищ и процессов опустынивания необходимо проводить периодические геоботанические обследования растительности природных пастбищ и сенокосов.


69. Сокращение лесных территорий в стране ведет к потере мест обитания и способствует процессам деградации лесных экосистем. Наименьшими по площади в стране являются тугайные экосистемы, расположенные вдоль рек Амударья, Сырдарья, Заравшан, Чирчик, Ахангаран.


70. Для предотвращения продолжающего процесса деградации местообитаний актуальными остаются мероприятия по экологическому оздоровлению Приаралья путем проведения лесомелиоративных работ на высохшей части дна Аральского моря, а также повышению лесистости горных массивов и тугаев.


71. В целях улучшения экологической обстановки на осушенном дне Аральского моря осуществляется крупномасштабная работа по лесопосадке. Постановлением Кабинета Министров от 15 февраля 2019 года N 132 "О мерах по ускорению создания "зеленых площадей" - защитных лесных насаждений на осушенном дне Аральского моря" предусмотрено в 2019 году произвести посадки на 500 тыс. га. Эти работы должны продолжаться до полного облесения осушенного дна Аральского моря.



§ 5. Осуществление мероприятий по восстановлению

редких и исчезающих видов животных и растений


72. Немаловажную роль в восстановлении численности редких и исчезающих видов животных играют мероприятия по созданию новых охраняемых природных территорий, а также развитие существующих.

Определенный вклад в восстановление численности животных, преимущественно редких и исчезающих, вносит осуществление мероприятий по созданию питомников по воспроизводству и разведению.


73. В целях сокращения использования дикорастущих растений необходимо осуществление мероприятий по созданию плантаций в различных регионах республики.



§ 6. Усиление контроля за незаконным использованием

объектов животного и растительного мира


74. Коммерческие способы использования видов растений и животных могут быть условно разделены на:

сбор и продажу пищевых и лекарственных растений;

торговлю дикими животными.


75. Коммерческое использование растений, судя по экспертной оценке, за последние двадцать лет значительно увеличилось. Это прослеживается от продаж на базарах до более сложных механизмов обработки и маркетинга, осуществляемого коммерческими компаниями.


76. Охота как любой другой вид коммерческого использования животных имеет огромный потенциал для получения существенной экономической прибыли, но только если эта деятельность управляется устойчиво и на основе научно обоснованных данных.


77. При устойчивом ведении охотничьего хозяйства появится возможность стабильного получения охотничьей продукции и осуществления трофейной охоты. Полученные доходы от трофейной охоты обеспечат возможность их использования на проведение биотехнических и охранных мероприятий, воспроизводство охотничьих видов животных и т.д.


78. Охрана животного и растительного мира осуществляется путем:

установления правил, норм и нормативов в области охраны и их использования;

установления ограничений и запретов;

приостановления, прекращения, аннулирования права специального пользования;

предотвращения самовольного пользования и других нарушений установленного порядка пользования;

организации охраны среды обитания и произрастания;

ведения государственного кадастра и осуществления мониторинга;

образования и развития ОПТ, занесения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов в Красную книгу;

разведения в питомниках и на плантациях редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;

проведения государственного учета объектов животного и растительного мира и учета объемов их использования;

осуществления контроля в области охраны и использования объектов животного и растительного мира;

регулирования ввоза в Республику Узбекистан и вывоза из Республики Узбекистан;

проведения биотехнических и иных мероприятий по охране и рациональному использованию.


79. В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 3 октября 2018 года N ПП-3956 "О дополнительных мерах по совершенствованию системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды" проведена реорганизация инспекционной службы Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей. Согласно данному постановлению увеличено количество государственных инспекторов, осуществляющих контроль за сохранением животного и растительного мира, а также определен порядок финансирования их деятельности за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан.


80. В целях снижения уровня браконьерства необходимо повысить уровень экологической сознательности среди населения, путем организации экологических мероприятий, а также уровень квалификации государственных инспекторов, путем организации треннингов и обучающих семинаров.



§ 7. Развитие экологического туризма


81. Экологический туризм является развивающейся и перспективной отраслью в Узбекистане, которая способна принести большой экономический доход.


82. Использование рекреационных зон природных парков, особенно в горах и предгорьях вблизи городов, стремительно возросло за последние двадцать лет. Значительные рекреационные нагрузки в местах традиционного массового отдыха населения оказывают существенное влияние на структуру биоразнообразия, особенно на местные естественные сообщества.


83. Необходимо осуществление мероприятий по созданию организованного экологического туризма. В первую очередь необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, немаловажным также являются вопросы подготовки соответствующих кадров.



§ 8. Повышение уровня осведомленности и экологической

культуры населения в отношении биоразнообразия


84. Недостаточный уровень осведомленности о мерах, которые люди могут принимать для сохранения и устойчивого использования биоразнообразия, на сегодняшний день остается важным и актуальным вопросом, требующим принятия соответствующих мер.

Имеет место отсутствие системного, комплексного подхода к повышению осведомленности различных целевых групп на основе разработанных программ и планов действий.


85. Важным является также повышение осведомленности должностных лиц, принимающих решения, и общества о значимости биоразнообразия и экосистемных услуг, их вклада в благосостояние и развитие страны.


86. Привлечение общественности к решению вопросов в области биоразнообразия, включая мероприятия по его мониторингу, будет способствовать повышению уровня осведомленности и экологической культуры населения.



ГЛАВА 7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ


87. Реализация Стратегии осуществляется посредством полного и своевременного исполнения мероприятий, предусмотренных Планом действий.

Положения Стратегии будут интегрированы в иные документы, разработанные в рамках международных договоров Республики Узбекистан, касающихся изменения климата, борьбы с опустыниванием, использованием водных ресурсов и трансграничных водотоков.


88. Стратегия будет служить одной из правовых основ для разработки планов действий по охране окружающей среды национального и местного уровней, государственных и отраслевых научно-технических программ, фундаментальных и прикладных исследований, отраслевых планов развития, касающихся мониторинга окружающей природной среды, сокращения прямых нагрузок на биологическое разнообразие, развития системы охраняемых природных территорий, повышения эффективности сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия с учетом экосистемных услуг и адаптации к изменению климата, развития лесного хозяйства, устойчивого управления пастбищами, охраны водных ресурсов.


89. Ответственные исполнители за реализацию Стратегии обеспечивают:

осуществление мероприятий в соответствии с установленными сроками путем разработки и реализации конкретных мер по их выполнению;

эффективное использование целевых финансовых средств;

ежегодное представление в Кабинет Министров отчетов о реализации мероприятий за последний год. Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды осуществляет координацию работ и контроль за их выполнением.



ГЛАВА 8. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ


§ 1. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии


90. Источниками финансирования реализации Стратегии являются бюджетные и внебюджетные средства ответственных исполнителей, грантовые средства текущих и инициируемых национальных и международных проектов, а также средства международных финансовых институтов.


91. Необходимый объем финансирования по каждому из планируемых мероприятий рассчитывается отдельно, исходя из содержания конкретных мер, предусмотренных для реализации соответствующих мероприятий.


92. Мобилизация финансовых ресурсов для реализации Плана действий предусматривает три основных подхода:

увеличение внутренних инвестиций для обеспечения сохранения биоразнообразия и поддержание услуг экосистем;

получение доступа к международной финансовой и технической помощи для реализации Плана действий по сохранению биоразнообразия;

определение и разработка инновационных механизмов финансирования деятельности, связанной с биоразнообразием и поддержанием услуг экосистем.



§ 2. Этапы реализации Стратегии


93. Реализация Стратегии предполагает следующие периоды:


первый этап (2019-2023 годы) - совершенствование законодательной базы и создание 5 ОПТ на территории Республики Каракалпакстан;


второй этап (2024-2028 годы) - достижение целевых показателей и ожидаемых результатов.



ГЛАВА 9. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


94. По итогам реализации Стратегии будет достигнуто:

расширение охраняемых природных территорий до 12%;

облесение осушенного дна Аральского моря до 1,2 млн гектаров;

разведение джейранов в Бухарском специализированном питомнике "Джейран" до 1000 особей;

разведение и выпуск ежегодно в природе 1000 особей дрофы-красотки;

создание единой системы мониторинга компонентов биоразнообразия с центральным звеном - эталонными экосистемами государственных заповедников;

создание единой информационной базы данных государственного мониторинга и государственного кадастра биоразнообразия на основе современных геоинформационных технологий (ГИС-технологий);

создание сайта www.biodiversity.uz, функционирующего на трех языках (узбекский, русский и английский);

проведение ежегодного геоботанического обследования растительности природных пастбищ и сенокосов в объеме 2 млн га;

проведение ежегодного учета численности охотничьих видов птиц на водоемах Узбекистана;

подготовка и организация передачи в установленном порядке материалов по включению водохранилищ Тозакул и Тудакуль в список водно-болотных угодий, имеющих международное значение (Рамсарская Конвенция);

создание системы мониторинга промысла и состояния биологических ресурсов рыбохозяйственных водоемов;

снижение давления на биоразнообразие;

предоставление необходимой финансовой поддержки;

интегрирование вопросов сохранения биоразнообразия во все секторы экономики;

принятие и эффективная реализация соответствующих комплексных решений, основанных на научных знаниях, и упреждающего подхода.


95. Для практической реализации Стратегии разработан План действий по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия на период 2019-2028 годы, который основан на анализе стратегий развития и планов действий, секторальных программ и иных планов и разработан по итогам консультативного процесса, с привлечением заинтересованных министерств и ведомств, научной общественности и экологических негосударственных некоммерческих организаций.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 13 июня 2019 г.























































Время: 0.2349
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск