ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
2020 год /Обзор нового в законодательстве (за период с 3 по 9 октября 2020 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ОБЗОР
НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(за период с 3 по 9 октября 2020 г.)
В Минздраве - новые должности, структура и надбавки
Иностранцам упростили порядок регистрации
В Нукусе создается школа-интернат по оперному искусству
Автоматизированная система учета электроэнергии заработает с 2021 года
Вводятся штрафы за каботаж и противодействие эко-инспекторам
АО: ответственность менеджмента и раскрытие информации
Какая семья считается многодетной
Принята Стратегия "Цифровой Узбекистан - 2030"
Изменен порядок осуществления межбанковских платежей
Часть расходов предпринимателей в туриндустрии компенсируют
Развитием экспорта и привлечением инвестиций займется спецкомиссия
Изучение исторического периода репрессий продолжится
Президент Республики Узбекистан подписал Постановление от 02.10.2020 г. N ПП-4847 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления сферой здравоохранения".
В структуру центрального аппарата Минздрава введены должности заместителей министра по вопросам:
q организации медобслуживания;
q внедрения специализированной медпомощи и новых технологий;
q охраны материнства и детства, обеспечения репродуктивного здоровья;
q развития стратегической и цифровой медицины;
q финансов, инвестиций и материального обеспечения.
Должность замминистра здравоохранения будет также совмещать начальник Главного управления здравоохранения Ташкента. Это сделано для эффективной организации и координации деятельности всех государственных медучреждений столицы, внедрения современных методов профилактики, диагностики и лечения, создания медицинской инфраструктуры, не отстающей от международных стандартов. А должность замминистра - гендиректора Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи упразднена.
В этой связи утверждена новая оргструктура системы Минздрава, структуры его центрального аппарата и территориальных подразделений. Количество управленческого персонала при этом увеличилось в центральном аппарате со 121 до 139, в территориальных органах - с 391 до 423 сотрудников. Это штатные единицы, финансируемые за счет бюджетных средств. В ответ оптимизируется штат Национальной палаты инновационного здравоохранения и ее территориальных подразделений.
Кроме того, документом вводятся:
а) новый порядок назначения на должность и освобождения от нее:
q министра здравоохранения Республики Каракалпакстан и начальников управлений здравоохранения областей - министром здравоохранения по согласованию соответственно с Председателем Жокаргы Кенеса и хокимами областей;
q главврачей территориальных многопрофильных медцентров и детских многопрофильных медцентров, руководителей территориальных центров медицинской диагностики, районных (городских) медобъединений - соответственно министром здравоохранения Республики Каракалпакстан, начальниками управлений здравоохранения областей и начальником Главного управления здравоохранения Ташкента по согласованию с министром здравоохранения и соответственно председателем Жокаргы Кенеса, хокимами областей и столицы;
б) с 1 ноября 2020 года - ежемесячная надбавка за выслугу лет работникам центрального аппарата Минздрава и территориальных органов управления здравоохранением. Она будет выплачиваться в коэффициентах к должностному окладу с учетом коэффициента стимулирования:
q от 1 до 3 лет - 0,3;
q от 3 до 5 лет - 0,6;
q от 5 до 10 лет - 0,8;
q от 10 до 15 лет - 1;
q от 15 до 20 лет - 1,2;
q свыше 20 лет - 1,5.
Порядок исчисления стажа работы, дающего право на получение надбавки за выслугу лет, утвердит Минздрав. Надбавки выплачиваются из бюджетных средств, формируемых за счет оптимизации штатных единиц Национальной палаты инновационного здравоохранения и ее территориальных подразделений.
* * *
Кабинет Министров РУз принял Постановление от 28.09.2020 г. N 593 "О мерах по упрощению порядка регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Узбекистан".
Постановление принято в соответствии с Указом Президента от 22.04.2020 г. N УП-5984 "О мерах по реформированию порядка постоянной прописки и учета по месту пребывания".
Документом утверждены:
q Положение о порядке регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту временного пребывания на территории Республики Узбекистан (1);
q Положение о порядке регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту постоянного проживания в Республике Каракалпакстан и областях (2);
q Положение о порядке регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту постоянного проживания в городе Ташкенте и Ташкентской области (3).
Положение (1) распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - ЛБГ), прибывших из иностранных государств, имеющих удостоверение вида на жительство или ID-карту Республики Узбекистан, а также на лиц, постоянно проживающих на других территориях республики. Для этих категорий лиц документ определяет порядок процедуры временной регистрации через электронные системы подразделений миграции и оформления гражданства органов внутренних дел, средств размещения или лечебных учреждений.
Положение (2) определяет порядок предоставления иностранным гражданам и ЛБГ, прибывшим из иностранных государств, имеющим удостоверение вида на жительство или ID-карту Узбекистана, лицам, постоянно проживающим на других территориях республики, разрешения на постоянное проживание в республике, а также процедуру регистрации по месту постоянного проживания на территории республики этой категории лиц.
Документ также определяет порядки:
q постоянной регистрации в Республике Каракалпакстан и областях;
q оформления переезда в другое место;
q выезда в иностранное государство;
q прекращения вида на жительство и постоянной регистрации.
В Положении прописаны процедуры:
q выдачи иностранным гражданам и ЛБГ, прибывшим в область из иностранных государств, получения разрешения на постоянное проживание;
q постоянной регистрации в области иностранных граждан и ЛБГ, постоянно проживающих на других территориях республики;
q прекращения действия удостоверения вида на жительство и постоянной регистрации иностранного гражданина и ЛБГ, постоянно проживающего на территории области.
Положением (3) определены порядки:
q постоянной регистрации и выдачи разрешения на постоянное проживание иностранных граждан и ЛБГ в г. Ташкенте и Ташкентской области;
q оформления переезда в другое место, выезда в иностранное государство;
q прекращения действия удостоверения вида на жительство и постоянной регистрации иностранного гражданина и ЛБГ, постоянно проживающего в г. Ташкенте и Ташобласти.
Положения (2 - 3) не применяются к иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Узбекистан в соответствии с законодательством по электронной туристической визе, либо без визы на срок до 60 дней, а также к сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций и членам их семей.
МВД совместно с Мининфокомом, Минфином, Госкомтуризма поручено до 1 января 2021 года, в рамках практических мер по дальнейшему упрощению процедур по регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства обеспечить создание условий для оплаты госпошлины за оказанные услуги дистанционно, через биллинговую систему.
* * *
Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 30.09.2020 г. N 595 "О создании специализированной школы-интерната по оперному искусству".
Для усвоения многовековых исполнительских традиций и подготовки квалифицированных специалистов оперного искусства с 2021/2022 учебного года на базе детской музыкальной школы и школы искусства N 24 в г. Нукус Республики Каракалпакстан будет создана специализированная школа-интернат по оперному искусству.
Для школы-интерната будут построены дополнительные здания и сооружения, в том числе общежитие на 100 мест и кухня, дополнительный учебный корпус на 120 мест.
Школа-интернат является государственным специализированным учебным заведением в системе Министерства культуры.
Ежегодно по 25 учеников будут приниматься на конкурсной основе:
q в 2021/2022 учебном году в 5, 6 и 7 классы;
q с 2022/2023 учебного года - с 5 класса.
* * *
Кабинет Министров РУз принял Постановление от 28.09.2020 N 594 "О мерах по ускорению внедрения автоматизированной системы по учету и контролю электроэнергии".
С целью реализации Указа Президента от 09.07.2019 г. N УП-5761 "О мерах по дальнейшему совершенствованию взаиморасчетов и повышению финансовой устойчивости топливно-энергетической отрасли", а также проекта по внедрению автоматизированной системы по учету и контролю электроэнергии:
q автоматизированная система учета и контроля электроэнергии (далее - АСКУЭ) основывается на принципе "производство - подстанция - пункт распределения - трансформаторная подстанция - потребитель";
q счетчики устанавливаются в первую очередь крупным потребителям и субъектам предпринимательства;
q всем потребителям, пунктам распределения и трансформаторам населенных пунктов одновременно устанавливаются счетчики и концентраторы;
q для повышения эффективности внедрения и использования автоматизированной системы осуществляется повышение квалификации всех сотрудников на местах.
Документом утверждены:
q график производства и доставки приборов учета электроэнергии, концентраторов и запасных частей;
q графики внедрения АСКУЭ в разрезе городов и районов регионов;
q типовая структура рабочих групп по организации АСКУЭ в разрезе городов и районов регионов;
q график проведения обучающих практических семинаров по внедрению АСКУЭ для работников.
Постановлением создается специальная комиссия по контролю организации и эффективности внедрения АСКУЭ. Отчеты о работе комиссии и рабочих групп будут заслушиваться на заседаниях районных и областных Кенгашей народных депутатов.
Министерству энергетики вместе с АО "Худудий электр тармоклари" поручено завершить ТЭО проекта к 1 ноября 2020 года, а с 1 января 2021 года обеспечить бесперебойную работу системы учета, своевременность и полноту уплаты платежей за электроэнергию.
* * *
В ряд законов внесли поправки, направленные на достижение гендерного равенства и дополнительную защиту женщин от насилия и притеснений (Закон Республики Узбекистан от 05.10.2020 г. N ЗРУ-640).
Скорректирована диспозиция части 2 статьи 148 УК - заведомо незаконный отказ в приеме на работу или увольнение с работы по мотивам беременности или ухода за ребенком. До настоящего времени потерпевшей в рамках этого состава преступления признавалась только женщина. Однако уход за ребенком могут осуществлять также и мужчины - отцы или заменяющие их лица (усыновители, опекуны, попечители).
В результате внесенных поправок ответственность за заведомо незаконный отказ в трудоустройстве или увольнение наступит, если преступление совершено в отношении:
q женщины по мотивам ее беременности;
q лица, осуществляющего уход за ребенком, - вне зависимости от его пола.
Санкция осталась прежней - штраф до 25 БРВ или лишение определенного права до 3 лет либо исправительные работы до 3 лет.
Одновременно с этим усилены гарантии защиты прав женщин (Закон от 02.09.2019 г. N ЗРУ-561):
а) введена административная ответственность за невыполнение требований охранного ордера (Постановление Кабинета Министров РУз от 04.01.2020 г. N 3). Нарушителю - лицу, совершившему притеснение или насилие либо склонному к их совершению, - грозит штраф от 1 до 3 БРВ или до 15 суток административного ареста;
б) притеснявшим или совершившим насилие по отношению к женщинам во время действия охранного ордера или иной определенный им период:
q не выдается разрешение на приобретение гражданского оружия, - если ордером предусмотрен соответствующий запрет (Закон Республики Узбекистан от 29.07.2019 г. N ЗРУ-550);
q запрещено хранение и ношение гражданского оружия (ранее приобретенного) - вместе с боеприпасами оно изымается органами Национальной гвардии;
в) истцов освободили от уплаты госпошлины по искам, подаваемым в суды по гражданским делам, о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда женщинам, пострадавшим от притеснения и насилия.
* * *
Вводятся штрафы за каботаж и противодействие эко-инспекторам. Соответствующие изменения и дополнения внесены в КоАО (Закон Республики Узбекистан от 05.10.2020 г. ЗРУ-640). Поправки вступят в силу через три месяца.
Во-первых, в часть 2 статьи 125-1 КоАО внесли уточнение - под запретом, в том числе перевозки тяжеловесных, крупногабаритных, опасных грузов и выезд на дорогу на транспорте, общая фактическая масса или осевые нагрузки которого превышают установленные нормы. Санкция при этом не изменилась: для граждан - штраф в сумме 10 БРВ или лишение водительских прав до 6 месяцев, для ответственных за перевозку должностных лиц - штраф 15 БРВ.
Во-вторых, вводится штраф за каботаж - перевозку грузов и пассажиров автотранспортом, принадлежащим иностранным перевозчикам (в том числе временно ввезенным ими в Узбекистан), между пунктами, расположенными на территории страны. Ответственность наступит, если каботаж не оговорен международными договорами, подписанными Узбекистаном. Размер штрафа - 20 БРВ.
Рассматривать дела этой категории и применять взыскания будут:
q начальник Управления контроля автомобильных перевозок Министерства транспорта и его заместители;
q начальники отделов по контролю за обеспечением безопасности автомобильных перевозок Министерства транспорта Республики Каракалпакстан, управлений транспорта областей и Ташкента, а также их заместители.
В-третьих, штраф от 1 до 3 БРВ с граждан и от 3 до 5 БРВ с должностных лиц будет взыскиваться за:
q воспрепятствование законной деятельности госинспектора органов по экологии и охране окружающей среды, в том числе создание препятствий для проведения им проверки, отказ в допуске для осмотра территорий и сооружений хозсубъектов;
q неисполнение предписаний по устранению нарушений законодательства по экологии и охране окружающей среды.
В данном случае рассмотрение дел отнесено к компетенции административных судов.
* * *
В Закон "Об акционерных обществах и защите прав акционеров" внесли поправки (Закон Республики Узбекистан от 05.10.2020 г. N ЗРУ-640).
Вот, что изменилось в итоге:
а) доверительного управляющего полностью уравняли с директором, членами наблюдательного совета и правления в вопросах ответственности за имущественный ущерб, причиненный обществу. Теперь его полномочия также могут быть прекращены с запретом как минимум год занимать руководящие должности в хозяйственных обществах. Напомним, вина в причинении вреда должна быть признана судом, полномочия прекращаются также по решению суда;
б) расширен перечень неправомерных действий членов наблюдательного совета и правления, директора или доверительного управляющего, за которые они несут ответственность. Сюда дополнительно включили:
q нарушение установленного Законом порядка предоставления информации;
q предложение к заключению или принятие решений о заключении сделок, в совершении которых имеется их заинтересованность;
в) в отношении сделок с аффилированными лицами:
q сведения о конфликте интересов при их заключении нужно указать в информации о сделках с аффилированными лицами, которая является частью годового отчета АО;
q изменен критерий, при котором решение о заключении сделки принимается с обязательным изучением ее условий независимой внешней аудиторской организацией с учетом рыночной стоимости имущества, определенной оценочной организацией. Ранее им была стоимость активов аффилированного лица, теперь - размер сделки: 10% и более стоимости чистых активов АО;
q АО обязано раскрывать информацию о сделке с аффилированным лицом в течение 72 часов после ее заключения - на Едином портале корпоративной информации и на своем сайте (аналогичную норму включили в Закон "О рынке ценных бумаг");
г) расширены процессуальные права акционеров в рамках экономического судопроизводства. Они вправе запрашивать друг у друга и свидетелей, получать от них и от АО все имеющие отношение к делу документы по любому корпоративному спору, а не только по иску о признании недействительной крупной сделки или сделки с аффилированным лицом. Соответствующее дополнение внесено также в ЭПК. Как и прежде, исключение - документы, составляющие госсекреты или иную охраняемую законом тайну.
* * *
Законом Республики Узбекистан от 05.10.2020 г. N ЗРУ-640 вводится единое определение термина "многодетная семья", уточняются некоторые льготы и гарантии.
До настоящего времени термин "многодетная семья" в различных нормативных актах трактовался по-разному. Из-за этого в правоприменительной практике не было единообразия, нарушался принцип социальной справедливости.
Наконец, в Семейном кодексе дали единое определение. Многодетной является семья, имеющая четверых и более детей, не достигших 18 лет. Причем, если один или несколько из них получают среднее специальное, профессиональное или высшее образование в очной форме, семья сохраняет статус многодетной до достижения детьми-студентами 22 лет.
Государство обеспечивает многодетным семьям различные льготы и социальные гарантии. В частности:
q родителям многодетных семей предусмотрены гарантии по трудоустройству (статья 68 ТК), поскольку они не могут конкурировать на рынке труда наравне с остальными;
q многодетные семьи, потерявшие кормильца (в которых умер один или оба родителя), освобождаются от земельного налога с физлиц (пункт 5 части 1 статьи 436 НК). Напомним, сейчас в целях налогообложения многодетной признается семья с пятью и более детьми до 16 лет - до конца года так и останется. Но с 1 января 2021 года статус многодетности будет определяться по критериям, установленным в Семейном кодексе. Льготу будут по-прежнему предоставлять на основании справки районного (городского) отдела Пенсионного фонда.
* * *
Принят Указ Президента Республики Узбекистан от 05.10.2020 г N УП-6079 "Об утверждении Стратегии "Цифровой Узбекистан - 2030" и мерах по ее эффективной реализации". В рамках реализации Стратегии запланирован широкий комплекс мероприятий.
В ходе цифровой трансформации регионов и отраслей в 2020-2022 гг. ожидается:
q повышение с 78% до 95% уровня подключения населенных пунктов к Интернету, в том числе за счет увеличения до 2,5 млн портов широкополосного доступа, прокладки 20 тыс. км оптико-волоконных линий связи и развития сетей мобильной связи;
q внедрение свыше 400 информационных систем, электронных услуг и иных программных продуктов в различных сферах социально-экономического развития регионов;
q обучение 587 тыс. человек основам компьютерного программирования, в том числе путем привлечения 500 тыс. молодых людей в рамках проекта "Один миллион программистов";
q внедрение свыше 280 информационных систем и программных продуктов по автоматизации процессов управления, производства и логистики на предприятиях реального сектора экономики;
q закрепление в регионах вузов для повышения цифровой грамотности и навыков хокимов, сотрудников госорганов и организаций, обучения их информационным технологиям и информационной безопасности, обучения информационным технологиям 12 тыс. их работников.
Первыми цифровую трансформацию пройдут 29 образцовых районов (городов) - в 2020 году и до конца I квартала 2021 года. За ними закрепят представителей Мининфокома, его подведомственных организаций и территориальных управлений. Сформированы региональные рабочие группы, которые будет координировать работу и каждые 10 дней оценивать эффективность реализуемых проектов.
Кроме того:
а) до конца 2020 года завершится цифровизация учреждений дошкольного образования, здравоохранения и общеобразовательных школ. Их обеспечат необходимой IT-инфраструктурой, компьютерной техникой, внедрят информационные системы, сотрудников направят на обучение в 13 образцовых районах;
б) диппредставительства Узбекистана за рубежом помогут закрепленным за ними регионам и отраслям в трансфере передовых технологий и IТ-решений, привлечении ведущих компаний для совместной реализации проектов в цифровой экономике.
С 1 ноября 2020 года минимум 5% от общей суммы средств инвестпроектов, а также международных финансовых институтов, зарубежных правительственных финансовых организаций и стран-доноров направляются на "цифровые" компоненты.
Утвержденная в рамках Стратегии "Дорожная карта" на 2020-2022 гг. предусматривает развитие четырех ключевых сфер.
Развитие электронного правительства
|
Развитие цифровой индустрии
|
Развитие цифрового образования
|
Развитие цифровой инфраструктуры
|
q с 01.01.2021 г. в рамках программы "Цифровой Ташкент" физлицам при выдаче ID-карты будут открывать персональный кабинет - для электронных взаимоотношений с госорганами и организациями (эксперимент); q с 01.07.2021 г. сведения о госзакупках, регистрации патентов, лекарств и медизделий, движении общественного транспорта, использовании земельных ресурсов и др. размещаются на Портале открытых данных в режиме онлайн; q с 01.08.2021 г. физические и юрлица смогут оплачивать все госпошлины, сборы, штрафы и иные обязательные платежи посредством электронных платежных систем в режиме онлайн
|
q с 01.11.2020 г. возможность стать резидентом IТ-парка получат юрлица-резиденты, оказывающие услуги по обучению информационным технологиям, разработке и реализации аппаратно-программных средств, робототехнике, экспорту информационных услуг через Интернет, а также в сфере хранения и обработки данных; q до 01.01.2022 г. завершится цифровая трансформация банков - добавится широкий спектр онлайн-услуг, включая кредитные продукты, дистанционное открытие вкладов и расчетных счетов |
q с 01.01.2021 г. внедряется система компенсации до 50% расходов граждан на получение международных IT-сертификатов по системному администрированию, управлению базами данных и облачными платформами, обеспечению информационной безопасности и другим востребованным направлениям; q до 01.01.2021 г. в каждом районе и городе откроются центры по обучению широких слоев населения цифровым технологиям; q до конца 2023 года во всех районах и городах на базе действующих образовательных учреждений поэтапно создадут свыше 200 специализированных школ |
q до конца 2022 года каждый населенный пункт страны будет подключен к Интернету со скоростью передачи данных не менее 10 Мбит/с; q до 01.01.2022 г. все популярные туристские места обеспечат высокоскоростным Интернетом |
Будет создана электронная платформа отечественных программных продуктов и IТ-услуг, которая с 1 января 2021 года позволит:
q формировать единую базу данных отечественных IТ-компаний и разработчиков программных продуктов, их продукции и услуг, содействовать им в продвижении своей продукции на внутреннем и внешнем рынках;
q публиковать сведения о проектах по внедрению информационных систем и иных программных продуктов, запланированных к внедрению в госорганах и организациях;
q наладить эффективный и открытый диалог в процессе решения практических вопросов развития цифровой экономики в стране и совершенствования законодательства в сфере информационных технологий.
С 1 ноября 2020 года:
q во-первых, отменяется требование по оформлению разрешения на эксплуатацию базовых станций для организации связи в закрытых помещениях, работающих в пределах радиочастот, выделенных операторам мобильной связи, мощностью не более 500 мВт (кроме базовых станций мобильной связи, устанавливаемых вблизи категорированных объектов);
q во-вторых, для операторов мобильной связи:
q внедряется уведомительный порядок завершения работ по строительству и монтажу, реконструкции, проведению испытаний, осуществлению интеграции, организации эксплуатации в коммерческих целях, изменению конструкции телеком-устройств и сооружений, а также расширению оснащения действующих установок телекоммуникационных линий и сооружений;
q предоставляется право оформлять разрешения на ввоз в Узбекистан радиоэлектронных устройств, оборудования и других устройств, не получая разрешения на приобретение, установку, проектирование и строительство.
На базе Мининфокома и Минюста, подведомственных им организаций и подразделений реализуют проект "Цифровое ведомство". К началу 2022 года здесь оцифруют и автоматизируют все административные процедуры и операционные процессы, внедрят электронный документооборот и делопроизводство. Опыт будут постепенно заимствовать другие ведомства. С 1 ноября 2020 года во всех министерствах, ведомствах и органах местной власти на одного из заместителей руководителя возложат полномочия по цифровизации (Chief Digital Officer).
* * *
В соответствии с Законами "О Центральном банке Республики Узбекистан" и "Об электронных платежах" Постановлением Правления ЦБ РУз (рег. N 1545-3 от 29.09.2020 г.) внесены изменения и дополнение в Положение о порядке осуществления электронных платежей через межбанковскую платежную систему Центрального банка (рег. МЮ N 1545 от 14.02.2006 г.).
В частности, Положение дополнено главой VII "Особенности непрерывного осуществления межбанковских платежей".
Центральный банк обеспечивает техническое, программное и эксплуатационное обслуживание непрерывной работы Межбанковской платежной системы на договорной основе.
Для подсоединения к Системе быстрых платежей банки должны обратиться в Главный информационный центр ЦБ и соблюдать требования информационной безопасности. Каждый электронный платеж защищается ключом ЭЦП.
Система быстрых платежей работает в онлайн-режиме 24/7 без выходных дней. Лимит платежей определяется исходя из остатка на представительских счетах банков в ЦБ. Банки обязаны обеспечивать ликвидность средств на счетах для непрерывности платежей.
В Системе быстрых платежей в установленном порядке проходят клиринговые сессии. Для оказания услуг клиентам банка по их платежным поручениям в удаленном режиме 24/7 на счетах должно быть достаточно средств для оплаты платежей.
Платеж осуществляется только после подтверждения данными из Системы быстрых расчетов, а до этого момента сумма по платежному поручению резервируется на счету плательщика.
В конце каждой клиринговой сессии определяются чистые позиции банков. Данные об остатках направляются в Расчетный центр Центробанка для подведения итоговых расчетов по счетам банков.
* * *
Принято Постановление Президента РУз от 06.10.2020 г. N ПП-4851 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования в области информационных технологий, развитию и интеграции научных исследований с IT-индустрией".
Документом предусмотрено поэтапное создание в районах (городах) республики специализированных школ с углубленным изучением информатики и информационных технологий (далее - специализированные школы) на базе действующих общеобразовательных школ.
Определены основные направления их деятельности:
q создание условий для творческого развития, организация углубленного обучения учащихся информационным технологиям и основам компьютерного программирования, в том числе путем интеграции проекта "Один миллион программистов" с учебными программами школ;
q внедрение современных методов обучения и оценки знаний учащихся с применением цифровых средств и дистанционной формы обучения, а также междисциплинарных модулей;
q обеспечение адаптации учебных программ к требованиям цифровой экономики, развитие сотрудничества с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, госучреждениями и отраслевыми предприятиями в данном направлении;
q создание условий для непосредственного ознакомления учащихся с деятельностью резидентов Технологического парка программных продуктов и информационных технологий (далее - IT-парк).
Начиная с 2020/2021 учебного года предусмотрены:
q поэтапная интеграция предмета "Информатика и информационные технологии" в специализированных и других общеобразовательных школах с учебными программами проекта "Один миллион программистов";
q внедрение системы ежегодного единовременного вознаграждения в размере 20 БРВ 100 лучших учителей по предмету "Информатика и информационные технологии" гособщеобразовательных школ, учащиеся которых успешно закончили учебные курсы в рамках проекта "Один миллион программистов". Оно выплачивается за счет средств Фонда развития информационно-коммуникационных технологий и IТ-парка.
С 2021/2022 учебного года предусмотрены:
q создание филиала Ташкентского университета информационных технологий им. Мухаммада ал-Хоразмий в Ташобласти;
q проведение вузами, подготавливающими кадры в области информатики и информационных технологий, своих многоэтапных олимпиад по предмету "Информатика и информационные технологии" среди учащихся выпускных классов общеобразовательных школ. Учащиеся, занявшие 1-3 места, будут приняты в вузы без сдачи экзаменов с оплатой их обучения за первый учебный год за счет средств вуза.
Победители республиканских предметных олимпиад в области информатики, программирования и информационных технологий, проводимых среди студентов соответствующих направлений образования вузов, а также студенты - призеры престижных международных олимпиад, определяемых Мининфокомом, принимаются на учебу на соответствующие направления магистратуры в рамках выделенной квоты без сдачи экзаменов на основе госгранта.
Выпускники вузов, получившие диплом с отличием по направлениям образования, связанным с информатикой и информационными технологиями, принимаются в магистратуру данных вузов на платно-контрактной основе без сдачи вступительных экзаменов.
Документом также предусмотрено следующее:
q до 01.01.2021 г. запустить портал "IT-таланты Узбекистана", на котором будут размещены:
q реестр победителей международных и отраслевых олимпиад в области информационных технологий, хакатонов по компьютерному программированию и киберспорту;
q информация о ходе реализации программы "Один миллион программистов", проводимых олимпиадах, конкурсах и акциях в области информационных технологий и компьютерного программирования;
q информация о центрах, школах и других образовательных специализированных учреждениях, а также проводимых учебных курсах, кружках и тренингах в области информационных технологий и компьютерного программирования;
q с 2021 г. внедрить систему единовременного вознаграждения профессоров - преподавателей, подготовивших победителей международных олимпиад по предмету "Информатика и информационные технологии" в размере одной месячной зарплаты за счет внебюджетных средств вузов;
q до 01.03.2021 г. внедрить Национальную систему сертификации учителей по предмету "Информатика и информационные технологии";
q с 01.09.2021 г. выплачивать ежемесячную надбавку учителям по предмету "Информатика и информационные технологии" специализированных школ, имеющих соответствующий сертификат об уровне владения цифровыми навыками, в размере 50% их базовой тарифной ставки;
Постановлением также утверждены:
q Перечень создаваемых в 2020 г. базовых специализированных школ, а также закрепленных за ними высших образовательных учреждений, научных и инновационных центров, производственных предприятий;
q График поэтапного создания в 2021-2023 гг. в районах (городах) республики специализированных школ;
q "Дорожная карта" по повышению качества непрерывного образования по направлению информатики и информационных технологий в 2020-2023 гг.;
q Программа организации коммерциализации перспективных проектов научных и инновационных центров в области информационных технологий.
* * *
Принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.10.2020 г. N 602 "О поддержке субъектов туристской отрасли и развитии туристской инфраструктуры в экономической ситуации, вызванной пандемией коронавируса".
Документ принят в рамках исполнения Указа Президента РУз от 28.05.2020 г. N УП-6002 "О неотложных мерах поддержки сферы туризма для снижения негативного воздействия коронавирусной пандемии" и Постановления Президента РУз от 19.06.2020 г. N ПП-4755 "О дополнительных мерах по развитию сферы туризма при строгом соблюдении требований усиленного режима санитарно-эпидемиологической безопасности".
В соответствии с документом субъектам туристской отрасли будет возмещаться часть процентных расходов по кредитам, превышающих основную ставку Центрального банка, но не более 10 процентных пунктов:
q за период с 1 июня 2020 года по 1 января 2022 года по ранее выданным кредитам на строительство средств размещения;
q по кредитам, выдаваемым на приведение в соответствие новым санитарно-гигиеническим нормам;
q за период с 1 июня по 31 декабря 2020 года по выданным кредитам на пополнение оборотных средств в размере до 1 млрд сумов.
Кроме того, возмещаются в полном объеме процентные расходы по ранее выданным кредитам на строительство средств размещения за период с 1 марта по 1 июня 2020 года. Данные субсидии выделяются независимо от количества и объема кредитов субъектов туристской отрасли, а также от количества компенсаций, которые ранее были выданы и (или) выдаются.
Постановлением утверждено Положение о временном порядке предоставления субсидий на покрытие части расходов туроператоров, турагентов и средств размещения. В соответствии с Положением субсидии выделяются:
q туроператорам - на возмещение части расходов авиа- и железнодорожных билетов;
q туроператорам и турагентствам - за каждого иностранного туриста, привезенного в Узбекистан и обслуженного;
q средствам размещения - на услуги размещения (гостиничные услуги).
Документом утверждены:
q Временное положение о порядке возмещения части расходов отдельных видов деятельности субъектов туристической отрасли для проведения профилактических противоэпидемиологических мероприятий;
q Положение о порядке сертификации субъектов туризма и инфраструктуры, а также предоставления услуг, безопасных с точки зрения санитарно-гигиенических требований;
q Положение о порядке формирования и использования средств Фонда безопасного туризма при Госкомтуризма;
q Положение о порядке сбора за въезд в турзоны Республики Узбекистан на транспортных средствах.
Программное обеспечение для создаваемых в турзонах современных автостоянок, оборудования для платежных операций будет финансироваться за счет средств местных бюджетов.
Доходы, полученные за вход в турзону, распределяются следующим образом:
q 80% - на специальный счет Дирекции турзоны;
q 20% - в местный бюджет.
Госкомтуризма в течение месяца поручено опубликовать на своем сайте информацию о получателях субсидий и грантов.
* * *
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.10.2020 г. N 601 утверждено Положение о Правительственной комиссии по вопросам развития экспорта и инвестиций.
Документ принят в рамках реализации Указа Президента РУз от 18.08.2020 г. N УП-6042 "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию экспортного и инвестиционного потенциала республики".
В соответствии с Положением заместитель Премьер-министра по вопросам инвестиций и внешнеэкономических связей - министр инвестиций и внешней торговли является председателем Правительственной комиссии.
Положение определяет основные задачи и функции правительственной комиссии, прав и обязанности, организацию работы, рабочие органы комиссии, а также порядок принятия решений и их исполнения.
Установлены основные задачи комиссии:
q развитие экспортного потенциала;
q обеспечение эффективной реализации инвестиционных проектов;
q создание промышленных кластеров в регионах и локализация производства;
q осуществление контроля за выполнением "дорожных карт", утвержденных для реализации документов, подписанных в ходе визитов высокого уровня.
Рабочими органами Правительственной комиссии являются:
q Секретариат по вопросам инвестиций, поддержки экспорта и внешнеэкономических связей Кабинета Министров;
q Департамент по вопросам развития промышленности и ее базовых отраслей, а также корпоративных отношений.
* * *
Президент Республики Узбекистан 8 октября подписал распоряжение N Р-5598 "О дополнительных мерах по более глубокому изучению наследия и увековечению памяти жертв репрессий".
В документе отмечается, какие меры уже приняты в данном направлении:
q ежегодно с 2001 года 31 августа в стране отмечается как День поминовения жертв репрессий;
q возведен мемориальный комплекс "Шахидлар хотираси";
q образованы:
q благотворительный фонд "Шахидлар хотираси";
q Госмузей памяти жертв репрессий и его филиалы при вузах в регионах;
q организованы творческие школы великих предков-просветителей - Махмудходжа Бехбуди, Абдулла Авлони, Исхокхон Ибрат, Абдурауф Фитрат, Абдулхамид Чулпан, Абдулла Кадыри;
q проводится научно-исследовательская работа;
q создаются художественные и документальные произведения.
Для восстановления исторической правды о жизни и деятельности ярких представителей нашего многонационального народа, самоотверженных предков-просветителей одобрено предложение о еще более глубоком изучении наследия и увековечении памяти жертв репрессий. Создана Республиканская рабочая группа для организации работы в данном направлении и определены ее задачи.
Документом также утверждена "Дорожная карта" по выявлению имен и увековечению памяти жертв репрессий.
Кабинету Министров поручено принять постановление о:
q создании в мемориальном комплексе "Шахидлар хотираси" в Ташкенте символической книги с именами жертв репрессий;
q укреплении материально-технической базы Госмузея памяти жертв репрессий, его филиалов при вузах в регионах и благотворительного фонда "Шахидлар хотираси";
q обновлении состава попечителей указанного фонда и усилении поддержки с их стороны;
q привлечении грантов международных финансовых институтов, стран-доноров, зарубежных и благотворительных организаций.