ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2021 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 26 июня по 2 июля 2021 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 26 июня по 2 июля 2021 г.)

       

Что в задачах инновационной лаборатории для детей

         

Создается филиал РНИМУ имени Н.И. Пирогова

        

Утверждены дополнительные меры против легализации

преступных доходов

         

Как поддержат лиц с ограниченными возможностями

        

Проверка клиентов страховщиков станет строже

           

Как будет развиваться горно-металлургическая промышленность

         

В Министерстве инвестиций и внешней торговли изменена

структура управления

          

Сумму излишне уплаченного налога вернут с процентами

         

Изменена система подготовки кадров в сфере автотранспорта

        

Создаются Центры по оказанию юридических услуг

         

Противодействие легализации преступных доходов - на национальном уровне

         

В Самаркандской области начинают работы центры "махаллабай"

           

Кто сможет получать сведения о счетах в банках из базы ЦБ

          

Сотрудники почты будут ежегодно проходить переподготовку

        

Изменены Правила принятия ведомственных НПА

         

Утверждено Соглашение о межрегиональном сотрудничестве

         

Победителей Олимпийских и Паралимпийских игр поощрят

          

Как государство поддержит НОУ

         

Создаются общественные группы по выявлению

и предупреждению пыток



Принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30.06.2021 г. N 406 "О мерах по организации деятельности Инновационной исследовательской лаборатории для развития детей раннего возраста".


В соответствии с Постановлением Президента РУз от 06.11.2020 г. N ПП-4884 "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания" создана Инновационная исследовательская лаборатория для развития детей раннего возраста.

Лаборатория действует в структуре Института переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных организаций Министерства дошкольного образования и не имеет статус юридического лица.

Постановлением определены задачи лаборатории:

q проведение экспериментов по применению передового зарубежного опыта и инновационных методов обучения в процессе физического развития детей младшего и дошкольного возраста и разработка научно-инновационных рекомендаций по их эффективному использованию;

q изучение и анализ уровня развития детей младшего и дошкольного возраста, выявление проблем в их развитии и их решение, а также оказание консультационных услуг;

q разработка практических рекомендаций для педагогов и родителей на основе научных исследований по раннему развитию детей, а также по коррекции и профилактике нарушений развития.

Расходы на финансирование Лаборатории осуществляются в рамках расходов из Гобюджета, выделенных для Института переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных организаций.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Постановление от 01.07.2021 г. N ПП-5169 об организации деятельности филиала Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова в г. Ташкенте.


Филиал является обособленным структурным подразделением Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова (РНИМУ) со статусом юрлица, имеющим право на осуществление образовательной, научной, хозяйственной и иной деятельности.

Он разместится в зданиях и сооружениях многопрофильной клиники Ташкентской медицинской академии, расположенных по адресу: г. Ташкент, Яшнабадский р-н, ул. Махтумкули, 103, на праве безвозмездного пользования.

Основные направления деятельности Филиала:

q подготовка высококвалифицированных медицинских кадров, способных решать важнейшие научно-практические задачи для системы здравоохранения и сохранения здоровья населения;

q разработка и внедрение современных образовательных программ и форм обучения, направленных на совершенствование и модернизацию системы подготовки медицинских кадров;

q проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области медицины и медицинской науки;

q создание условий для тесной интеграции образовательной и научной деятельности с медицинской и фармацевтической деятельностью и др.

Образовательная деятельность Филиала начинается с 2022/2023 учебного года. В 2021/2022 учебном году в нем организуется обучение 35 граждан Узбекистана в соответствии с программами ординатуры по утвержденным специальностям.

Образовательный процесс в Филиале осуществляется на русском языке в соответствии с федеральными образовательными стандартами Российской Федерации на основе учебных планов и образовательных программ, утверждаемых РНИМУ по согласованию с Минздравом и МВССО Узбекистана.

Выпускникам Филиала выдается диплом РНИМУ установленного образца, который признается в качестве документа о высшем образовании в Узбекистане. Выпускники, обучавшиеся на основе госгранта, подлежат распределению на работу в государственные медучреждения Узбекистана с условием обязательной отработки в них не менее 5 лет.

До 1 июля 2024 года освобождаются от таможенных платежей (за исключением НДС и сборов за таможенное оформление) ввозимые для капитального ремонта, оснащения и обеспечения деятельности Филиала согласно перечням, формируемым в установленном порядке:

q учебное и научно-лабораторное оборудование;

q компьютерная техника и оргтехника;

q программное обеспечение;

q учебно-лабораторное и симуляционное оборудование;

q научно-методическая литература;

q технические средства обучения;

q мультимедийная продукция;

q инвентарь, строительные материалы и материально-технические ресурсы.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 29.06.2021 г. N 402 "О дополнительных мерах по реализации Закона "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".


Документ принят в целях реализации Закона "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" и Указа Президента РУз от 28.06.2021 г. N УП-6252 "Об утверждении Стратегии развития национальной системы Республики Узбекистан по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".

Постановлением утверждены:

q Положение о порядке предоставления сведений, связанных с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения;

q Положение о порядке осуществления международного сотрудничества в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;

q Положение о порядке организации мониторинга и контроля за организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и другим имуществом по соблюдению законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Определено, что сообщения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - организации) о подозрительных операциях, представляются ими в Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре (далее - специально уполномоченный госорган) с использованием автоматизированного программного обеспечения, кроме сведений, составляющих государственную тайну. К сообщению, направляемому организациями в специально уполномоченный государственный орган, прилагаются обосновывающие сведения и документы.


К сведению! Организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, являются:

q банки и иные кредитные организации;

q профессиональные участники рынка ценных бумаг;

q члены биржи;

q страховщики и страховые посредники;

q организации, оказывающие лизинговые услуги;

q организации, осуществляющие денежные переводы, платежи и расчеты;

q ломбарды;

q организации, проводящие лотереи и иные игры, основанные на риске;

q лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

q лица, оказывающие услуги и принимающие участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества;

q нотариальные конторы (нотариусы);

q адвокатские формирования (адвокаты) и аудиторские организации - при подготовке и осуществлении сделок от имени клиентов; лица, осуществляющие деятельность в области оборота крипто-активов.


Специально уполномоченный госорган регулярно информирует организации и контролирующие их органы о результатах рассмотрения полученных сообщений.

Международное сотрудничество между уполномоченными госорганами Узбекистана и компетентными органами иностранных государств осуществляется по международным запросам сторон или по их собственной инициативе.

Установлено, что мониторинг и контроль за соблюдением требований законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения осуществляется без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность организаций.

Мониторинг осуществляется компетентными органами путем анализа и изучения отчетности, статистической и другой информации, предоставляемой организациями. Во время проведения мониторинга запрещается посещать организации, а также запрашивать информацию, не относящуюся к предмету проверки.

Контроль осуществляется путем изучения состояния соблюдения требований законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения. Во время проведения контроля запрещается изучение вопросов, не предусмотренных законодательством о противодействии отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.


* * *



Постановлением Кабинета Министров РУз от 01.07.2021 г. N 411 утверждено Положение о порядке обеспечения нуждающихся лиц протезно-ортопедическими изделиями и реабилитационно-техническими средствами.


Документ принят в целях реализации Указа Президента РУз от 03.02.2021 г. N УП-6155 "О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения".


К сведению! Обеспечение нуждающегося населения протезно-ортопедическими изделиями и реабилитационно-техническими средствами осуществляется на основании сертификата. При этом граждане могут приобретать указанные изделия по своему выбору у любого производителя за счет средств (сертификата), выдаваемых государством.


Положение о порядке обеспечения нуждающихся протезно-ортопедическими изделиями и реабилитационно-техническими средствами предусматривает:

q порядок определения потребности в обеспечении протезно-ортопедическими изделиями и реабилитационно-техническими средствами нуждающихся лиц (лица с инвалидностью, в том числе дети с инвалидностью, а также лица пенсионного возраста, не имеющие группу инвалидности) посредством формирования районными (городскими) отделами по развитию медико-социальных услуг до 15 декабря каждого года соответствующего списка на следующий год;

q порядок выдачи медицинских заключений педиатрической медико-социальной экспертной комиссии, медико-социальной экспертной комиссии и врачебно-консультативной комиссии для оформления сертификата нуждающимся лицам;

q порядок выдачи нуждающимся лицам сертификата, дающего возможность приобрести протезно-ортопедические изделия и реабилитационно-технические средства, включенные в утвержденный перечень;

q порядок доставки, ремонта или замены протезно-ортопедических изделий и реабилитационно-технических средств;

q порядок учета обеспечения протезно-ортопедическими изделиями и реабилитационно-техническими средствами и финансирования расходов.

Установлено, что средняя стоимость протезно-ортопедических изделий и реабилитационно-технических средств на следующий год формируется региональными управлениями по развитию медико-социальных услуг до 5 декабря каждого года и до 15 декабря утверждается по согласованию с Министерством финансов и территориальными отделами антимонопольного комитета Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.


* * *



Принято Постановление Минфина и Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре "О внесении изменений и дополнений в Постановление "Об утверждении Правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма для страховщиков и страховых посредников" (рег. МЮ N 2036-3 от 26.06.2021 г.).


Указанные Правила определяют порядок организации и осуществления внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения для страховщиков и страховых посредников (далее - организация).

В них введены такие понятия, как замораживание денежных средств или иного имущества, лица, участвующие или подозреваемые в участии в распространении оружия массового уничтожения и террористической деятельности, приостановление операции, публичные должностные лица и лица, близкие к ним.

Специально уполномоченным госорганом является  Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генпрокуратуре (далее - Департамент), который формирует Перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения (далее - Перечень).

Задачами внутреннего контроля, помимо прочего, являются:

q идентификация бенефициарных собственников, принятие доступных мер по проверке их личности и определению источников денежных средств или иного имущества, используемых при осуществлении операций;

q осуществление углубленного мониторинга операций, проводимых публичными должностными лицами, членами их семей и лицами, близкими к публичным должностным лицам;

q выявление среди участников операции лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения, путем сверки с Перечнем;

q своевременное исполнение предписаний Департамента о приостановлении на срок не более 30 рабочих дней операции с денежными средствами или иным имуществом;

q приостановление операций и (или) замораживание денежных средств или иного имущества лиц, включенных в Перечень;

q принятие соответствующих мер по выявлению, оценке, документальному фиксированию и снижению рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения в деятельности организации.

Ответственное лицо наряду с прочим обязано:

q принимать меры по идентификации бенефициарных собственников и доступные меры по проверке их личности;

q своевременно исполнять предписания Департамента о приостановлении на срок не более 30 рабочих дней операций с денежными средствами или иным имуществом;

q принимать участие на учебных мероприятиях по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и доводить полученную на них информацию до сотрудников организации.

При отсутствии возможности идентифицировать бенефициарного собственника клиента организация должна идентифицировать его руководителя.

В отношении публичных должностных лиц, членов их семей и лиц, близких к публичным должностным лицам, выступающих в качестве клиента или бенефициарного собственника клиента, организация, помимо прочего, должна:

q применять разумные меры для проверки сведений о статусе публичного должностного лица и определения источника денежных средств или иного имущества по операции;

q устанавливать деловые отношения (или продолжать для существующих клиентов) с публичным должностным лицом только с разрешения руководителя (заместителя) организации;

q осуществлять мониторинг деловых отношений.

При невозможности применения мер по надлежащей проверке клиента организация обязана отказать во вступлении в деловые отношения с ним и (или) прекратить уже имеющиеся, а также направить сообщение о подозрительной операции в Департамент.

Организация в целях более тщательного изучения клиента - юрлица должна уделять особое внимание:

q составу учредителей (акционеров, являющихся владельцами не менее чем 10% акций общества, участников) клиента, определению лиц, владеющих долей свыше 10% уставного фонда (капитала) клиента;

q структуре органов управления клиента и их полномочиям;

q размеру зарегистрированного уставного фонда (капитала) клиента.

Организации, исходя из требований настоящих Правил, должны разработать внутренние правила, в которых могут быть установлены дополнительные критерии и признаки сомнительных и подозрительных операций. Организации могут также внедрять индикаторы раннего выявления сомнительных и подозрительных операций на основании методических рекомендаций, разрабатываемых Агентством по развитию страхового рынка по согласованию с Департаментом.

Внесены также и другие изменения и дополнения.


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 24.06.2021 г. N ПП-5159 "О дополнительных мерах по развитию горно-металлургической промышленности и смежных отраслей".


Документом предусмотрено:

q создание Научно-технологического кластера по производству медной продукции и готовых изделий с высокой добавленной стоимостью в смежных отраслях, направленного на создание многоуровневых цепочек добавленной стоимости "от сырья до готовой продукции";

q расширение геологоразведочных работ на медь, цветные, редкоземельные и редкие металлы, а также развитие геологической науки и рынка геологических услуг;

q создание новой системы взаимодействия науки и производства по развитию взаимосвязанной системы проектных и инжиниринговых услуг, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществлению трансфера современных технологий;

q расширение производства и освоения необходимых для Кластера медной промышленности новых видов горно-металлургических машин, техники, оборудования, глубокой переработки сырья, химической продукции;

q коренное совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в горно-металлургической, электротехнической, машиностроительной и станкостроительной отраслях и др.

Постановлением утверждены "Дорожная карта" и состав Специальной комиссии по созданию и развитию Кластера медной промышленности.

Минэкономразвития, Минфину, Мининвествнешторгу, Министерству инновационного развития, Госкомитету по геологии и минеральным ресурсам, АО "Навоийский ГМК" и АО "Алмалыкский ГМК" поручено внести на утверждение в Кабинет Министров:

q совместно с Узбекским агентством по техническому регулированию и Ассоциацией "Узэлтехсаноат" - Программу по развитию производства новых видов горно-металлургических машин, техники и оборудования в 2022-2026 гг.;

q совместно с АО "Узкимёсаноат" - Программу мер по расширению производства химической продукции, необходимой для горно-металлургической промышленности;

q с привлечением ведущих зарубежных консалтинговых компаний и квалифицированных специалистов - Концепцию по созданию и развитию Кластера медной промышленности.

В Департаменте по вопросам развития геологии, энергетики, промышленности и ее базовых отраслей Кабинета Министров образуется Сектор развития металлургической отрасли и Кластера медной промышленности.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 25.06.2021 г. N 393 "О внесении изменений в некоторые решения правительства Республики Узбекистан в связи с коренным совершенствованием системы управления в сфере инвестиций и внешней торговли, а также о признании некоторых из них утратившими силу".


Документ принят в соответствии с Указом Президента РУз от 28.01.2019 г. N УП-5643 "О мерах по совершенствованию системы управления в сфере инвестиций и внешней торговли" и Постановлением Президента РУз от 28.01.2019 г. N ПП-4135 "Об организации деятельности Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан".

Внесенными изменениями в Положение о Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан (далее - Министерство) (утверждено Постановлением Кабинета Министров РУз от 10.05.2019 г. N 390) определено, что:

q министр имеет двух первых заместителей и шесть заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом (ранее - трех первых заместителей и трех заместителей);

q работникам центрального аппарата, территориальных управлений, районных (городских) отделов и подведомственных организаций, входящих в организационную структуру Министерства, выплачивается ежемесячная надбавка за выслугу лет за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан в следующих размерах (в коэффициентах к окладу):

q от 1 до 3 лет - 0,3;

q от 3 до 5 лет - 0,6;

q от 5 до 10 лет - 0,8;

q от 10 до 15 лет - 1,0;

q от 15 до 20 лет - 1,2;

q свыше 20 лет - 1,5;

Также в связи с образованием Министерства инвестиций и внешней торговли на базе Министерства внешней торговли и Государственного комитета по инвестициям соответствующие изменения внесены в следующие документы:

q Порядок въезда в Узбекистан и выезда из него иностранных граждан и лиц без гражданства (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 21.11.1996 г. N 408);

q Положение о межведомственной координационной комиссии по совершенствованию и повышению эффективности информационной деятельности и передачи данных (Приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 10.07.1998 г. N 293);

q Положение о порядке подтверждения обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 15.02.2005 г. N 63);

q Постановление Кабинета Министров от 19.05.2005 г. N 129 "О мерах по реализации Закона "О защитных мерах, антидемпинговых и компенсационных пошлинах";

q Правила обязательного страхования гражданской ответственности работодателя (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 24.06.2009 г. N 177);

q Временное положение о механизме реализации процедур, связанных с экспортными поставками, по принципу "одно окно" (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 17.11.2011 г. N 305);

q Постановление Кабинета Министров РУз от 23.08.2016 г. N 272 "О дополнительных мерах по наполнению эфира телерадиоканалов, входящих в системы национальной телерадиокомпании Узбекистана, высококачественной телерадиопродукцией";

q Перечень органов государственной власти, органов государственного и хозяйственного управления, других государственных организаций республиканского значения, руководители которых могут ходатайствовать о регистрации по месту постоянного проживания работников в городе Ташкенте и Ташкентской области и др. (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 07.10.2016 г. N 336).


* * *



Принято Постановление Минфина, ГНК и ГТК (рег. МЮ N 2771-3 от 26.06.2021 г.) "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о кассовом исполнении доходов бюджетов бюджетной системы".


В Инструкцию введены понятия, определяющие излишне и ошибочно уплаченную сумму налога (пени, штрафа), излишне взысканную сумму налога. Определен порядок начисления и выплаты процентов на сумму излишне уплаченного или излишне взысканного налога, не возвращенного в срок.

Налоги и сборы, взимаемые бюро принудительного исполнения в соответствии с решениями суда и (или) органа государственной налоговой службы (далее - ГНС), перечисляются на Единый казначейский счет в соответствии с платежным поручением по установленной форме.

За счет средств внебюджетного фонда Агентства государственных услуг при Минюсте (далее - Агентство) в течение одного рабочего дня возвращаются:

q суммы платежей, излишне уплаченные физическими и юридическими лицами при пользовании услугами через центры госуслуг;

q суммы сборов, дополнительно уплаченные за оказание госуслуг в ускоренном порядке (в случае их неоказания в ускоренном порядке).

При этом возвращенные средства взыскиваются Агентством с казначейского лицевого счета по доходам, открытого для соответствующей госуслуги, в порядке регресса.

Ошибочно уплаченные суммы налога, а также пени и (или) штрафа, возвращаются налогоплательщику на основании письменного обращения налогоплательщика либо банка или Казначейства, если ошибка была допущена с их стороны.

В соответствии со статьями 104 и 105 Налогового кодекса орган ГНС готовит электронное поручение о возврате или зачете средств в информационной системе и отправляет в электронном виде в ИС "МФРУ" с подтверждением электронной цифровой подписью. Если сумма зачета излишне уплаченных (излишне взысканных) или ошибочно уплаченных сумм налога (пени, штрафа) не превышает 20 БРВ, электронное поручение может формироваться автоматически через информационную систему органа ГНС и отправляться в электронном виде в ИС "МФРУ" без подтверждения электронной цифровой подписью.

Решение органа ГНС о возврате или зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов оформляется органом ГНС по установленной форме с даты получения соответствующего заявления налогоплательщика или в десятидневный срок со дня подписания с налогоплательщиком совместного акта сверки уплаченных им налогов.

Возврат или зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов производится путем отправки уполномоченным органом по взысканию налогов и сборов поручения в соответствующие казначейские подразделения по установленной форме на основании письменного заявления налогоплательщика с полным указанием реквизитов возврата или зачета и решения данного уполномоченного органа.

Соответствующее казначейское подразделение района (города) в течение одного дня рассмотрев электронное поручение о возврате или зачете средств при отсутствии в соответствии с законодательством возражений на возврат или зачет средств, указанных в поручении, утверждает поручение в ИС "МФРУ", а при наличии возражений возвращает с указанием причины.

При наличии судебного решения (определения, приказа) по излишне уплаченным госпошлинам в суды по административным, экономическим и уголовным делам физическими и юридическими лицами уполномоченным органом вместо поручения представляется в казначейское подразделение судебное решение (определение, приказ).

Если возврат излишне уплаченной суммы налога налогоплательщику произведен с нарушением установленного НК срока, проценты начисляются за каждый календарный день невозвращенной суммы налогоплательщику.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются, если налогоплательщик подает заявление в течение 30 дней со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания или со дня вступления в законную силу решения суда. Проценты начисляются со дня, следующего за датой взыскания, до даты фактического зачета (возврата).

Проценты не начисляются в следующих случаях:

q при отсутствии заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченной или излишне взысканной суммы налога по установленной форме;

q при отсутствии обращения налогоплательщика в течение 30 дней со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в законную силу решения суда;

q при принятии решения органа ГНС об отказе в зачете (возврате) излишне уплаченной или излишне взысканной суммы налога;

q в случае взимания дополнительных налогов в результате непредставления налогоплательщиком соответствующих документов при проведении камеральной налоговой проверки;

q при формировании суммы излишне уплаченного налога в результате отчетности по НДС по отрицательной и нулевой ставкам;

q в случае ошибочной уплаты суммы налога (пени, штрафа).

В течение 3 дней со дня полного возврата налогоплательщику излишне уплаченной или излишне взысканной суммы налога принимается решение органа ГНС о начислении и уплате процентов с суммы просрочки. Проценты уплачиваются из соответствующего бюджета на банковский счет налогоплательщика в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения.

Выплата процентов приостанавливается при наличии задолженности на лицевых счетах налогоплательщика в период выплаты начисленных процентов налогоплательщику.

Сумма начисленных процентов может быть зачтена в счет налоговой задолженности по виду налога или за счет будущих налоговых платежей на основании письменного заявления налогоплательщика.

Внесены также и другие изменения и дополнения.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 29.06.2021 г. N 399 "О мерах по совершенствованию системы повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере автомобильного транспорта".


Документом определено, что:

q отменяется требование представления документов для получения лицензий и прохождения аттестации каждые пять лет для осуществления соответствующих автомобильных перевозок в отношении работников по обеспечению безопасности перевозок юридических лиц, осуществляющих деятельность по автомобильным перевозкам пассажиров и грузов;

q знания, уровень квалификации и профессиональная компетентность работников юридических лиц, осуществляющих деятельность по автомобильным перевозкам пассажиров и грузов, оцениваются не реже одного раза в три года путем повышения их квалификации;

q перевозка пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляется юридическими лицами, у которых есть сотрудник с опытом работы не менее 3 лет, высшим профессиональным образованием и квалификационным аттестатом в автомобильной или технической сфере;

q условие о наличии высшего профессионального образования автомобильного или технического профиля не распространяется на работников юридических лиц, занимающихся перевозкой бытовых отходов и оказанием коммунальных услуг на автотранспорте со специальным оборудованием.

Кроме того, согласно Постановлению, в образовательных учреждениях будет создана система "репозиторий электронных сертификатов" для внедрения практики выдачи электронных сертификатов выпускникам курсов повышения квалификации.

Постановлением утверждены:

q образцы свидетельств об окончании курсов повышения квалификации в области автомобильного транспорта и о профессиональном мастерстве международного перевозчика по автомобильному транспорту;

q образец диплома о переподготовке в сфере автомобильного транспорта.


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 29.06.2021 г. N ПП-5168 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности по оказанию юридических услуг государственным органам и организациям".


Согласно документу с 1 октября 2021 года:

q во всех районах (городах) республики создаются Центры по оказанию юридических услуг при Минюсте Республики Каракалпакстан, управлениях юстиции областей и г. Ташкента (далее - Центры);

q сокращается 1 182 штатные единицы юридических служб в районных (городских) подразделениях отдельных государственных органов и организаций (далее - госорганизации), финансируемых из Госбюджета. За счет высвобождаемых штатных единиц выделяется 1 056 штатных единиц для организации деятельности Центров;

q поэтапно внедряется электронная система "Е-huquqshunos", позволяющая осуществлять сбор, обработку, анализ всех данных, связанных с предоставлением юридических услуг госорганизациям, и осуществлять данные процессы полностью в электронном виде.

Постановлением утверждены:

q Перечень районных (городских) подразделений госорганизаций, которым оказываются юридические услуги Центрами;

q Положение о Центрах;

q "Дорожная карта" по созданию Центров и обеспечению их деятельности.

Центры осуществляют деятельность в качестве структурного подразделения без статуса юрлица при Минюсте Республики Каракалпакстан, управлениях юстиции областей и г. Ташкента и подотчетны им.

Основными направлениями деятельности Центров являются:

q правовое обеспечение деятельности госорганизаций, которым оказываются юридические услуги, и оказание им качественной и квалифицированной юридической помощи;

q повышение правовой грамотности и правовой культуры работников госорганизаций;

q обеспечение своевременной, всесторонней и эффективной защиты имущественных и других прав и законных интересов госорганизаций, а также законности, всесторонней тщательности и качества принимаемых ими актов.

В Центрах учреждаются штатные единицы начальника Центра и главного юрисконсульта. В них могут работать лица, имеющие высшее юридическое образование либо окончившие курсы переподготовки по юридической специальности в Центре профессионального обучения юридических кадров по международным стандартам при ТГЮУ и получившее диплом установленного образца. На должность начальника назначается лицо, имеющее стаж работы по юридической специальности не менее двух лет.

Работники Центров по статусу и условиям оплаты труда приравниваются к работникам районных (городских) отделов юстиции, на них распространяется порядок присвоения классных чинов, выплаты надбавок за выслугу лет, установленных для работников органов юстиции.

Лицо, имеющее трудовой стаж не менее 3-х лет в качестве работника Центра, имеет право участвовать в квалификационном экзамене в качестве претендента на получение лицензии на присвоение статуса адвоката без прохождения стажировки в адвокатском формировании, а также сдавать квалификационный экзамен после прохождения стажировки, продолжительностью 6 месяцев, в нотариальной конторе.

Работникам Центров предоставляется право участвовать в судебных процессах в качестве представителя организаций, которым оказываются юридические услуги.

Центрам также предоставляется право оказывать юридические услуги на платной основе другим юрлицам, не оказывая влияния на свою основную деятельность и не допуская конфликта интересов. Порядок их оказания определяется Минюстом. Средства, поступившие от платных услуг, направляются во внебюджетный Фонд развития органов и учреждений юстиции.

Меры по предотвращению и устранению конфликта интересов между госорганизациями района (города) и Центрами в рамках оказания юридических услуг осуществляются Минюстом в соответствии с актами законодательства.


* * *



Указом Президента РУзот 28.06.2021 г. N УП-6252 утверждена Стратегия развития национальной системы Республики Узбекистан по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.


Приоритетными направлениями реализации Стратегии являются:

q минимизация рисков, выявленных на национальном уровне, и дальнейшее укрепление госполитики в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

q обеспечение соответствия национальной системы в данной сфере международным документам, а также имплементации стандартов ФАТФ и международно-правовых актов в законодательство республики;

q дальнейшее повышение эффективности деятельности госорганов по раннему предотвращению преступлений в данной сфере, усиление ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;

q дальнейшее развитие сотрудничества и налаживание системного диалога с международными организациями и зарубежными странами;

q широкое внедрение современных информационных технологий при формировании целостной системы всех статистических данных, сборе, обработке, анализе и их использовании, а также повышении эффективности обмена информацией в данной сфере;

q повышение профессионализма работников госорганов, задействованных в данной сфере, а также обучение и переподготовка работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Также утверждены:

q "Дорожная карта" по реализации задач, определенных в Стратегии;

q Перечень министерств и ведомств, участвующих в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Раз в три года на национальном уровне проводится оценка рисков, связанных с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения.

На базе отдела по сбору и обработке информации Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генпрокуратуре создается Центр оценки рисков (далее - Центр) без статуса юрлица. В числе его основных задач:

q своевременное выявление фактов легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения путем проведения анализа подозрительных операций с денежными средствами или иным имуществом;

q выявление различных схем и каналов формирования "теневой экономики";

q изучение своеобразных схем фактов легализации доходов, полученных от совершаемой преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения и др.

Состав сотрудников Центра укомплектовывается из числа квалифицированных специалистов в сфере ИКТ, а также по другим сферам, необходимым для реализации возложенных на Центр задач. На них распространяются требование подпункта "г" пункта 7 Указа Президента от 19.02.2019 г. N УП-5349 об установлении ежемесячной надбавки работникам госорганов и иных бюджетных организаций, ответственным за внедрение и развитие современных информационных технологий и коммуникаций, в размере не менее 100% от должностного оклада работника.

До 1 января 2023 года освобождаются от таможенной пошлины оборудование, техника и средства, продукты программного обеспечения, а также другие материально-технические средства и ресурсы, не производимые в республике и ввозимые в соответствии с перечнем, формируемым в установленном порядке в целях организации деятельности Центра.

В 2022 году будет проведена международная научно-практическая конференция на тему "Легализация доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирование терроризма: современные угрозы и актуальные вопросы борьбы с ними".


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 29.06.2021 г. N 398 "О мерах по организации деятельности Центров работы "махаллабай".


В соответствии с Постановлением Президента РУз от 06.05.2021 г. N ПП-5105 "О мерах, направленных на внедрение в порядке эксперимента системы работы "махаллабай" в Самаркандской области при учредительстве хокимиятов районов (городов) созданы центры работы "махаллабай" в форме государственного учреждения.

Деятельность центров организована с 1 июня текущего года в Пастдаргомском, Ургутском и Булунгурском районах, в остальных районах (городах) Самаркандской области - организуются до 1 августа.

Их основными задачами являются:

q сокращение бедности путем обеспечения занятости и создания постоянного источника дохода населения;

q содействие в развитии предпринимательства и обучение населения профессиям;

q решение проблем, связанных с инфраструктурой махалли и другие.

Постановлением утверждены:

q Типовое положение и организационная структура центров работы "махаллабай";

q Разряды по Единой тарифной сетке по оплате труда работников центров работы "махаллабай".

Хокимияту Самаркандской области поручено обеспечить утверждение хокимиятами районов и городов уставов и организационной структуры центров работы "махаллабай" на основе соответствующих Типового положения и организационной структуры.


* * *



Принят Закон Республики Узбекистан от 28.06.2021 г. N ЗРУ-697 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан".


Им внесены изменения:


I. В Закон "О банковской тайне" от 30.08.2003 г. N 530-II.

Согласно внесенным изменениям не считается разглашением банковской тайны наряду с прочим обмен сведениями, составляющими банковскую тайну, между органами прокуратуры, предварительного следствия, дознания и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном законодательством и международными договорами.

Сведения, составляющие банковскую тайну, предоставляются с санкции прокурора:

а) органам прокуратуры, предварительного следствия и дознания по мотивированному постановлению следователя или дознавателя в целях:

q установления обстоятельств по находящимся в их производстве уголовным делам;

q обеспечения взыскания нанесенного ущерба или наложения ареста на имущество;

б) органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на основании мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность и в целях осуществления возложенных на них задач по находящимся в их производстве делам оперативно-розыскного производства.

Органы прокуратуры, предварительного следствия, дознания и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, по находящимся в их производстве уголовным делам и делам оперативно-розыскного производства могут получать сведения о наличии счетов в банках из информационной базы данных ЦБ в автоматизированном режиме.


II. В Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 25.12.2012 г. N ЗРУ-344.

Согласно внесенным изменениям наведением справок теперь также является мероприятие, направленное на получение сведений, составляющих банковскую тайну, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на получение сведений, составляющих банковскую тайну, допускается на основании санкции прокурора, за исключением случаев, установленных законодательством.


* * *



Минфином, Департаментом по борьбе с экономическими преступлениями при Генпрокуратуре, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций приняты постановления:


q "О внесении изменений и дополнений в Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для профессиональных участников рынка ценных бумаг" (рег. МЮ N 2033-4 от 26.06.2021 г.) (1);

q "О внесении изменений и дополнений в Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для операторов, провайдеров почтовой связи" (рег. МЮ N 3061-2 от 26.06.2021 г.) (2).

Во-первых, внесены изменения в задачи внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для профессиональных участников рынка ценных бумаг (1). А именно:

q безотлагательное и без предварительного уведомления приостановление операций и (или) замораживание денежных средств или иного имущества лица, включенного в Перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения. Исключение составляют операции по зачислению денежных средств, поступающих на лицевой счет юридического или физического лица  (ранее - исключений не было);

q осуществление углубленного мониторинга деловых отношений с публичными должностными лицами, членами их семей и лицами, близкими к публичным должностным лицам (ранее - с публичными должностными лицами и их близкими родственниками);

q своевременное исполнение предписаний специально уполномоченного государственного органа (Департамент по борьбе с экономическими преступлениями) о приостановлении на срок не более 30 рабочих дней операции с денежными средствами или иным имуществом.

Согласно изменениям, внесенным в Правила (1), функции и полномочия, осуществляемые Агентством по развитию рынка капитала, переданы Минфину.

Дополнены обязанности контролеров, ответственных за соблюдение Правил (1). Это:

q принимать доступные меры по проверке личности бенефициарных собственников;

q участвовать в учебных мероприятиях по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности и доводить полученную информацию до сотрудников.

Во-вторых, в Правила (2) введено понятие третья сторона. Это - организации, зарегистрированные в Узбекистане и осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в статье 12 Закона "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".

Определено, что операторы и провайдеры почтовой связи ежегодно разрабатывают программу подготовки, переподготовки и обучения сотрудников с целью повышения их информированности о современной технике, методах и тенденциях, и четкого разъяснения всех аспектов законодательства и обязательств по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности.

Меры по надлежащей проверке пользователя, принимаемые оператором провайдерами почтовой связи, дополнены идентификацией пользователя и лиц, от имени которых он действует на основании соответствующих документов.

Операторы, провайдеры почтовой связи могут доверять результатам надлежащей проверки пользователя, проведенной третьими сторонами. В таких случаях конечную ответственность по надлежащей проверке пользователя несут операторы, провайдеры почтовой связи.

Установлено, что операторы, провайдеры почтовой связи, осуществляющие операции по международным денежным переводам, должны:

q вести учет своих подразделений и сотрудников этих подразделений, предоставляющих данные услуги;

q осуществлять операции по денежным переводам после надлежащей проверки пользователей - физических лиц;

q обеспечить сопровождение отправляемых денежных переводов точными сведениями об отправителе (наименование; серия и номер документа (паспорта/номер идентификационной ID-карты или заменяющего его документа); уникальный код операции; адрес отправителя или номер госрегистрации, для физических лиц - дата и место рождения, и о получателе (наименование получателя; уникальный номер операции);

q принимать обоснованные и доступные меры по выявлению международных денежных переводов, не имеющих требуемой информации о получателе и (или) отправителе;

q на основе оценки рисков разработать внутренний документ, устанавливающий порядок осуществления мер операторами, провайдерами почтовой связи в случае выявления международных денежных переводов, не имеющих требуемой информации о получателе и (или) отправителе.

Также расширено понятие "публичные должностные лица", применяемое в Правилах. Теперь, это - лица, назначаемые или избираемые постоянно, временно или по специальному полномочию, выполняющие организационно-распорядительные функции и уполномоченные на совершение юридически значимых действий в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе. Введено понятие "лица, близкие к публичным должностным лицам".


* * *



Приказом министра юстиции (рег. МЮ N 2565-11 от 24.06.2021 г.) внесены изменения и дополнения в Правила подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов.


Изменения вводятся в соответствии с Законом "О нормативно-правовых актах", Указом Президента РУз от 19.05.2020 г. N УП-5997 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики" и Постановлением Президента РУз от 13.04.2018 г. N ПП-3666 "Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан".

В частности:

q министерства и ведомства могут принимать ведомственные НПА, если законодательными актами, указами и постановлениями Президента, постановлениями Кабинета Министров им предоставлены полномочия по принятию соответствующего акта или правовому регулированию конкретных общественных отношений;

q срок принятия ведомственного НПА во исполнение законов, постановлений палат Олий Мажлиса, указов и постановлений Президента и постановлений Кабинета Министров не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок;

q приказы принимаются руководителями министерств и ведомств, в которых принятие решения от имени министерства или ведомства осуществляется единолично;

q постановления принимаются государственными комитетами и ведомствами, в которых принятие решения от имени государственного комитета и ведомства осуществляется их коллегиальными органами;

q ведомственные НПА двух или более министерств и ведомств принимаются в виде постановления;

q по результатам антикоррупционной экспертизы проектов ведомственных НПА заполняется чек-лист по выявлению коррупциогенных факторов и представляется в Министерство юстиции вместе с ведомственным НПА;

q проект ведомственного НПА подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами посредством единой электронной системы, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством или если в проекте ведомственного НПА содержатся нормы, затрагивающие интересы или компетенцию других министерств и ведомств. При этом министерства и ведомства должны согласовать без замечаний или вернуть с обоснованными замечаниями проект ведомственного нормативно-правового акта в течение пяти рабочих дней со дня его представления.

Внесены и другие изменения и дополнения.


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 28.06.2021 г. N ПП-5165 "Об утверждении международного договора".


Им утверждено Соглашение между Правительствами Узбекистана и Венгрии о межрегиональном сотрудничестве. Оно было подписано в рамках официального визита премьер-министра Венгрии Виктора Орбана 30 марта 2021 года в г. Ташкенте.

Соглашение будет способствовать расширению и развитию взаимовыгодного межрегионального сотрудничества в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, в областях сельского хозяйства, здравоохранения, туризма и охраны окружающей среды, а также в других направлениях, представляющих взаимный интерес.

Компетентным органом, ответственным за его реализацию, определен Мининвествнешторг.

МИДу поручено направить Венгерской Республике соответствующее уведомление о выполнении Узбекистаном внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу данного международного договора.


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 25.06.2021 г. N ПП-5160 "О мерах по обеспечению участия спортивной делегации Узбекистана в XXXII летних Олимпийских и XVI Паралимпийских играх, проводимых в городе Токио (Япония) в 2021 году, и дальнейшему развитию олимпийских видов спорта".


Утвержден состав спортивной делегации Узбекистана, принимающей участие в XXXII летних Олимпийских и XVI Паралимпийских играх, проводимых в г. Токио (Япония) в 2021 году.

Отмечается, что на данный момент уже завоевана 101 лицензия на право участия в Олимпийских и Паралимпийских играх. До начала Олимпийских и Паралимпийских игр ожидается выделение:

q дополнительных квот по олимпийским видам спорта;

q 17 дополнительных лицензий по паралимпийским видам спорта (парадзюдо, парапауэрлифтингу, параплаванию, параакадемической гребле и другим).

Спортсмены Узбекистана, ставшие победителями и призерами в Олимпийских и Паралимпийских играх, поощряются единовременным денежным вознаграждением в следующих размерах:

q за золотую медаль - $200 000;

q за серебряную медаль - $100 000;

q за бронзовую медаль - $50 000.

Для подготовки к Олимпийским и Паралимпийским играм Национальному олимпийскому комитету и Национальному паралимпийскому комитету разрешено в порядке исключения заключить напрямую без размещения соответствующего объявления на специальном информационном портале о госзакупках и без проведения электронных торгов, тендеров:

q договоры с зарубежными и отечественными производителями на закупку спортивного инвентаря, оборудования и снаряжения, официально-парадной формы делегации, спортивной одежды (экипировки), инвентаря для спортивной медицины, медико-биологических препаратов;

q договоры об аренде спортивных баз для учебно-тренировочных сборов, общежития, спортивных залов и спортивного инвентаря, в том числе об организации питания.


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 25.06.2021 г. N ПП-5161 "О мерах по государственной поддержке негосударственных образовательных организаций и созданию дополнительных условий для молодежи в образовательном процессе".


Согласно документу внедряются следующие меры господдержки негосударственных образовательных организаций:

а) предоставление начиная с 01.07.2021 г. за счет средств Госфонда поддержки предпринимательской деятельности поручительств, а также компенсаций на покрытие процентных расходов, по кредитам коммерческих банков на:

q укрепление материально-технической базы (за исключением приобретения автотранспортных средств);

q ремонтно-восстановительные работы;

q переподготовку и повышение квалификации работников (преподавателей) в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством.

Компенсация предоставляется также на остаток задолженности по ранее выданным кредитам;

б) возмещение в период с 01.08.2021 г. по 01.01.2024 г. за счет средств Госбюджета:

q до 50% расходов по аренде зданий и сооружений, используемых в образовательном процессе;

q в размере, не превышающем 50% минимальной ставки арендной платы за пользование недвижимым госимуществом, установленной законодательством.

Данный порядок не распространяется на здания и сооружения, расположенные в Ташкенте и Самарканде и используемые в образовательном процессе.

ННО, осуществляющие деятельность в зданиях и сооружениях колледжей и техникумов (за исключением расположенных в Ташкенте и Самарканде) системы министерств и ведомств в период с 01.07.2021 г. по 01.01.2024 г.:

q освобождаются от арендной платы (за исключением расходов на содержание и коммунальные платежи);

q имеют право на реализацию продукции (работ и услуг) собственного производства, полученной в результате образовательного процесса, с использованием льгот (по НДС и налогу на прибыль), предусмотренных для образовательных организаций.

В свободное от образовательного процесса время, в том числе период летних каникул НОО будут переданы в аренду следующие объекты госсобственности:

q пустующие площади государственных средних общих и высших образовательных учреждений для организации внешкольных образовательных курсов, а также курсов по подготовке и переподготовке кадров;

q компьютерные классы государственных средних и профессиональных образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, для организации курсов компьютерной грамотности для населения. При этом часть расходов по оплате труда преподавателей, привлеченных в целях организации курсов, до 01.01.2024 г. компенсируется в размере до 6 БРВ в месяц за счет соответствующих местных бюджетов.

С 01.10.2021 г. сумма зарплаты и иных доходов налогоплательщиков, направляемая на членские взносы для вступления в членство соответствующих международных организаций, а также НОО за переподготовку и повышение квалификации, освобождается от НДФЛ. Данные налоговые льготы применяются к сумме до 8 БРВ, а также при наличии документа, подтверждающего успешное окончание учебного курса и уплату членских взносов в качестве члена соответствующей международной организации, и оплату за оказанные образовательные услуги.

Создаются Ресурсный центр инновационного повышения квалификации по международным стандартам финансовой отчетности и аудита  при Ташкентском государственном экономическом университете, а также Негосударственный ресурсный центр повышения квалификации по бухгалтерскому учету и налогам. В 2021-2022 годах им выделяется по 500 млн сумов для реализации возложенных на них задач.

МВССО совместно с Минфином и Министерством инновационного развития поручено принять меры для проведения до конца 2022 года аккредитации международными организациями в сфере бухучета и аудита Ташкентского государственного экономического университета, Ташкентского финансового института, Учебного центра при Минфине и Самаркандского института экономики и сервиса. Каждому из данных высших образовательных учреждений в 2022 году выделяется по 100 млн сумов.

При прохождении Ташкентским государственным экономическим университетом, Ташкентским финансовым институтом и Самаркандским институтом экономики и сервиса международной аккредитации, им в 2023 году выделяются единовременные стимулирующие средства в размере 1 млрд сумов на развитие материально-технической базы.


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 26.06.2021 г. N ПП-5163 "О дополнительных мерах по совершенствованию системы выявления и предупреждения случаев пыток".


В документе определены приоритетные задачи повышения эффективности системы выявления и предупреждения случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее - применение пыток).

На базе экспертной группы при Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмане) (далее - Омбудсман) создаются общественные группы по выявлению и предупреждению случаев пыток при Омбудсмане (далее - Общественные группы).

Их основными задачами являются:

q осуществление на регулярной основе мониторинговых посещений по предупреждению применения пыток на гауптвахте, в спецприемниках, изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, учреждениях по исполнению наказания, дисциплинарных частях, учреждениях принудительного лечения (далее - места содержания лиц с ограниченной свободой передвижения);

q изучение условий содержания в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения и информирование об этом общественности;

q выявление случаев применения пыток и представление в соответствующий госорган требований по их оперативному устранению;

q участие в рассмотрении обращений о случаях применения пыток;

q разработка методических рекомендаций по вопросам экспертной оценки случаев применения пыток;

q участие в оказании социальной, правовой, психологической и медпомощи пострадавшим от применения пыток;

q разработка предложений по предупреждению угрозы применения пыток и внедрению передового зарубежного опыта в данную сферу.

В состав Общественных групп привлекаются эксперты Национального центра по правам человека, медработники, представители ННО, СМИ и других институтов гражданского общества. При этом учитывается наличие у них профессиональной квалификации и практических знаний для осуществления мониторинговых посещений, а также обеспечение гендерного равенства.

Внедряется практика представления Омбудсманом ежегодно до 15 марта палатам Олий Мажлиса доклада о проводимой работе по предупреждению случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также публикация данного доклада в СМИ.

Администрация мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения обеспечивает Общественным группам необходимые условия для беспрепятственной встречи и беседы наедине с лицом с ограниченной свободой передвижения, а также ознакомления с соответствующими документами.

На администрацию учреждения, в котором проводятся мониторинговые посещения, возлагается обеспечение безопасности членов Общественных групп. В случае противозаконных действий членов Общественных групп руководитель администрации учреждения оповещает об этом факте Омбудсмана в письменном виде.

Также будет налажена практика ведения единого электронного реестра лиц, размещенных в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения, и усовершенствована практика обращения по телефону лиц с ограниченной свободой передвижения к адвокату или близкому родственнику исходя из требований действующего законодательства по пыткам.

Национальному центру по правам человека поручено:

q совместно с Омбудсманом и МИД в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по вопросу присоединения Узбекистана к "Факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания" (Нью-Йорк, 18 декабря 2002 года);

q совместно с Минфином, МВД и Генпрокуратурой в трехмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров порядок компенсации ущерба, нанесенного лицам, пострадавшим от применения пыток;

q совместно с МВД и Генпрокуратурой принять меры по организации с 01.10.2021 г. для сотрудников органов оперативно-розыскной деятельности, доследственной проверки, дознания, предварительного следствия и учреждений по исполнению наказания учебных курсов по борьбе с применением пыток.






























































Время: 0.0312
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск